© Полякова М.В., Иванишникова С.В., 2016 doi: 10.18411/hmes.d-2016-109
УДК 351.77:616/441-084 (Приморский край)
М.В. Полякова, С.В. Ивашинникова
организация работы по внедрению риск-ориентированной модели контрольно-надзорной деятельности в приморском крае
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю, г. Владивосток
Представлены этапы внедрения риск-ориентированного подхода к осуществлению контрольно-надзорной деятельности в Управлении Роспотребнадзора по Приморскому краю параллельно с «пилотными» территориальными органами Роспотребнадзора. Приведены итоги формирования регионального Реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, подлежащих федеральному государственному надзору и структура плана плановых проверок Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю на 2016 год.
Ключевые слова: риск-ориентированный подход, реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, план контрольно-надзорных мероприятий, категории субъектов, Приморский край.
Для цитирования: Полякова М.В., Иванишникова С.В. Организация работы по внедрению риск-ориентированной модели контрольно-надзорной деятельности в Приморском крае // Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2016; 3(66): 48-51. D01:10.18411/hmes.d-2016-109
Для корреспонденции: Полякова М.В., e-mail: pkrpn@pkrpn.ru
Поступила 15.07.16
M.V. Polyakovа, S.V. Ivashinnikova
organization of work on the implementation of risk-oriented model control and supervisory activities in primorsky region of RUSSIA
Federal Service for Supervision of Consumer Rights Protection and Human Welfare in the Primorsky Region, Vladivostok, Russia
The stages of the implementation of a risk-based approach to inspection and enforcement activities in the Office of Rospotrebnadzor in the Primorsky region in parallel with the «pilot» territorial bodies of Rospotrebnadzor. Presents the results of the formation of a regional register of legal entities and individual entrepreneurs subject to the federal supervision, structure and plan Rospotrebnadzor planned inspections in the Primorsky region for 2016.
Keywords: risk-based approach, the register of legal entities and individual entrepreneurs, the plan supervisory measures, the category of subjects, Primorsky region
For citation: Polyakovа M.V., Ivashinnikova S.V. Organization of work on the implementation of risk-oriented model control and supervisory activities in Primorsky region of Russia. Health. Medical ecology. Science. 2016; 3 (66): 48-51. DOI: 10.18411 / hmes.d-2016-109
For correspondence: Polyakovа M.V., e-mail: pkrpn@pkrpn.ru
Conflict of interests. The authors are declaring absence of conflict of interests.
Financing. The study had no sponsor support.
Received 16.08.16 Accepted 18.08.16
Введение риск-ориентированной модели при осуществлении контрольно-надзорной деятельности в ряде стран позволило существенно дифференцировать подход к проведению контрольных мероприятий. Риск-ориентированные стратегии особенно широко применяются в таких государствах, как США, Великобритания, Австралия и Канада. В большинстве сфер деятельности действуют как крупные, так и малые предприятия, использующие различные технологии и оборудование. При этом, как правило, объемы производства и соответствующие им риски сосредоточены в небольшой группе компаний (5-
10%). Использование методов оценки риска позволяет снизить общую административную нагрузку на субъекты хозяйственной деятельности с одновременным повышением уровня эффективности контрольно-надзорных мероприятий, сократить число избыточных проверок и высвободить достаточное количество ресурсов для проведения мероприятий по разъяснению обязательных требований [1].
Контрольно-надзорная деятельность как инструмент управления основывается:
- на результатах оценки рисков для здоровья и их экономических эквивалентах;
- на определении профилей риска для здоровья, которые формируются отдельными хозяйствующими субъектами;
- на выборе адекватного рискам режима надзора (частоты, видов, объемов и содержания надзора).
Повышение уровня санитарно-эпидемиологического благополучия населения при одновременном устранении избыточных административных барьеров для деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей является важнейшим направлением совершенствования государственной политики РФ. Решение поставленной задачи достигается путём внедрение риск-ориентированной модели при организации контрольно-надзорной деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека [1, 2].
В первом полугодии 2015 года Роспотребнадзором на базе его отдельных территориальных органов в рамках «пилотного» проекта в сжатые сроки проводилась работа по апробации риск-ориентированного подхода к осуществлению контрольно-надзорной деятельности. Для этих целей было выбрано 9 Управлений Ро-спотребнадзора. Приморский край также принимал участие в работе «пилотного» проекта, ограничившись территорией г. Владивостока в рамках договора с ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» (г. Пермь). Проводимая работа включала отработку алгоритмов формирования Реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, подлежащих надзору, работу с методикой расчета потенциального риска и вынесение предложений по ее усовершенствованию и оптимизации работы с программным обеспечением [2].
С целью внедрения в работу риск-ориентированного подхода к осуществлению контрольно-надзорной деятельности в Управлении проведены следующие организационно-методические мероприятия: в еженедельном режиме на планерках при руководителе Управления Роспотребнадзора осуществлялся контроль реализации мероприятий по внедрению методики, проведены 4 обучающих семинара-совещания для специалистов Управления, семинар-совещание с представителями бизнес-сообщества при участии Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Приморском крае [2, 3].
В соответствии с приказом Роспотребнадзора к 1 апреля 2015 г. специалистами Управления был составлен по предложенной форме Реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по г. Владивостоку и направлен во ФБУН «ФНЦ медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения». Полученный опыт формирования Реестра позволил с 13 апреля 2015 г. организовать аналогичную работу во всех территориальных отделах Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю. Таким образом, в июне 2015 г. к моменту выхода при-
каза Роспотребнадзора от 25.05.2015 г. № 464 о внедрении методики риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорную деятельность всех управлений Роспотребнадзора, Реестр по Приморскому краю в основном уже был сформирован. Организация дальнейшей работы заключалась во внедрении разработанного ФБУН «ФНЦ медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» программного обеспечения, внесении корректировок в уже имеющиеся данные, а также систематическое дополнение Реестра новыми сведениями [3, 4].
Специалисты Управления в рамках апробации и совершенствования методики риск-ориентированного подхода участвовали: 2-13 февраля 2015 г. в закрытом интернет-форуме на сайте ФБУН «ФНЦ медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения», 13-15 мая 20105 г. в VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы безопасности и анализа риска здоровью населения при воздействии факторов среды обитания» в г. Пермь (в том числе в работе «круглого стола» и семинаре-тренинге «Совершенствование деятельности по контролю (надзору) с учетом риск-ориентированных подходов при планировании надзорных мероприятий»), 4-5 июня 2015 г. в региональном совещании «О внедрении риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорную деятельность территориальных органов Роспотребнадзора» в г. Хабаровск [3, 5].
Формирование итогового Реестра по Приморскому краю осуществляется централизованно с использованием рекомендуемого программного обеспечения. Непосредственно специалисты различных отделов и территориальных отделов Управления, заполняют шаблоны установленной формы в формате Excel, которые направляются для проверки полноты и достоверности внесенных сведений в отдел организации надзора и затем после необходимых корректировок вносятся в программный продукт. При этом для специалистов обеспечен доступ к работе с Реестром (при условии ввода логина и пароля) только для ознакомления, без права внесения в него изменений. Такая модель организации работы по формированию Реестра обеспечивает каждому специалисту доступ к окончательному, выверенному варианту Реестра, что позволит избежать ошибок и неточностей при формировании плана надзорных мероприятий [4].
Региональные Реестры юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, подлежащих федеральному государственному надзору в установленной сфере деятельности, являются основой для формирования Федерального реестра, который подлежит ежемесячному обновлению. По состоянию на 01.05.2016 г. Реестр по Приморскому краю содержит 10 693 субъекта, которые включают в себя 17 728 объектов (табл. 1).
HEALTH. MEDICAL ECOLOGY. SCiENCE 3 (66) - 2016 49
Таблица 1
Структура категорий субъектов, включенных в Реестр по Приморскому краю
Категория субъекта Абс.ч./% из них ИП (абс.ч.)
Микробизнес 5893 (55,1%) 3652
Малый бизнес 2750 (25,7%) 525
Средний бизнес 290 (2,7%) 9
Крупный бизнес 140 (1,3%) 1
Бюджетные организации 1159 (10,9%) -
Прочие 461 (4,3%) -
Всего 10693 4187 (39,2%)
В структуре субъектов по видам деятельности преобладает «Деятельность по производству пищевых продуктов, общепит, торговля продуктами питания» - 39,0%, второе ранговое место занимает «Торговля непродуктовыми товарами» - 14,1%, третье ранговое место - «Деятельность промышленных предприятий» - 13,5%.
План проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2016 г. в Приморском крае был сформирован уже с учетом риск-ориентированного подхода и насчитывал 502
Таким образом, опыт внедрения риск-ориентированного подхода к осуществлению контрольно-надзорной деятельности в Управлении Роспотреб-надзора показал, что регулярно дополняемый Реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей позволяет формировать на его основе ежегодные планы плановых проверок при внесении соответствующих изменений в кратчайшие сроки корректировать как перечень субъектов, подлежащих надзорным мероприятиям, так и объемы, содержание и периодичность проведения проверок.
ЛИТЕРАТУРА
1. Онищенко Г.Г., Зайцева Н.В. Анализ риска здоровью в стратегии государственного социаль-
субъекта. При этом в соответствии с законодательством исключен из надзорных мероприятий микро- и малого бизнеса, за исключением особых категорий (сфера образования, медицинская деятельность).
Распределение Плана плановых проверок на 2016 г. по классам опасности: 1 класс - 6%, 2 класс - 6%, 3 класс - 18%, 4 класс - 54%, 5 класс - 9%, 6 класс - 7%.
В настоящее время контрольно-надзорная деятельность органами Роспотребнадзора проводится в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». После принятия нового Федерального Закона, регламентирующего проведение контрольно-надзорных мероприятий на основе рассчитанных потенциальных рисков, периодичность плановых проверок будет определяться в соответствии с присвоенным классом опасности. Основанием для изменения класса опасности субъекта надзора является изменение масштаба его воздействия в результате расширения, перепрофилирования, реконструкции и т.п. (табл. 2) [2].
но-экономического развития. - Москва-Пермь, 2014.53-63.
2. Маслов Д.В., Полякова М.В., Будаева И.Б. Итоги развития и основные направления деятельности управления Роспотребнадзора по Приморскому краю // Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2015; 4(62): 8-13.
3. Зайцева Н.В., Май И.В., Шур П.З., Кирьянов ДА. Методические подходы к оценке результативности и экономической эффективности риск-ориентированной контрольно-надзорной деятельности Роспотребнадзо-ра // Анализ риска здоровью. 2014; 1: 4-11.
4. Методические рекомендации «Классификация хозяйствующих субъектов и видов деятельности по потенциальному риску причинения вреда здоровью человека для организации плановых контрольно-над-
Таблица 2
Структура плана плановых проверок Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю на 2016 год
Виды деятельности Абс.ч. %
Количество проверок ЮЛ и ИП, включенных в ежегодный план 502 100,0
в том числе по видам деятельности:
- деятельность в сфере здравоохранения 77 15,3
- деятельность в сфере образования 320 63,1
- деятельность в сфере предоставления коммунальных, социальных и персональных услуг 10 2,0
- деятельность в сфере производства пищевых продуктов, включая напитки; производство табачных изделий 16 3,2
- деятельность в сфере общественного питания 8 1,6
- деятельность в сфере торговли пищевыми продуктами 1 0,2
- деятельность промышленных предприятий 34 6,8
- деятельность в сфере сельского хозяйства 3 0,6
- деятельность в сфере транспорта 17 3,4
Иные виды деятельности 19 3,8
зорных мероприятий», утв. приказом Роспотребнадзо-ра от S0 сентября 2015 года N° 1008. - М.: Гарант, 2016.
5. Методические рекомендациями «Расчет показателей, характеризующих численность населения под воздействием факторов потенциального риска причинения вреда здоровью человека объектами санитарно-эпидемиологического надзора», утв. приказом Роспотребнадзора от 07 октября 2015 года № 1025. - М.: Гарант, 2016.
REFERENCES
1. Onishhenko G.G., Zajceva N.V. Analiz riska zdoro-v'ju v strategii gosudarstvennogo social'no-jekonomiches-kogo razvitija. - Moskva-Perm', 2014. 5S-6S.
2. Maslov D.V., Polyakova M.V., Budaeva I.B. Results of development and business management Rospotrebnadzor in the Primorye Region. Health. Medical ecology. Science. 2015; 4(62): 8-1S.
S. Zajceva N.V., Maj I.V., Shur P.Z., Kir'janov D.A. Metodicheskie podhody k ocenke rezul'tativnosti i jekonomicheskoj jeffektivnosti risk-orientirovannoj kontrol'no-nadzornoj dejatel'nosti Rospotrebnadzora // Analiz riska zdorov'ju. 2014; 1: 4-11.
4. Metodicheskie rekomendacii «Klassifikacija hozjajstvujushhih sub'ektov i vidov dejatel'nosti po potencial'nomu risku prichinenija vreda zdorov'ju cheloveka dlja organizacii planovyh kontrol'no-nadzornyh meroprijatij», utv. prikazom Rospotrebnadzora ot S0 sentjabrja 2015 goda № 1008. - M.: Garant, 2016.
5. Metodicheskie rekomendacijami «Raschet pokaza-telej, harakterizujushhih chislennost' naselenija pod vozdejstviem faktorov potencial'nogo riska prichinenija vreda zdorov'ju cheloveka ob'ektami sanitarno-jepidemiologicheskogo nadzora», utv. prikazom Rospotrebnadzora ot 07 oktjabrja 2015 goda № 1025. - M.: Garant, 2016.
Сведения об авторах
Полякова Марина Вячеславовна, заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю, телефон 8(423) 252-66-48, Сельская ул., д. 3, г. Владивосток, 690950, e-mail:polyakova_mv@pkrpn.ru
Ивашинникова Светлана Владимировна, заместитель начальника отдела организации надзора Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю, телефон 8(423) 244-26-09, Сельская ул., д. 3, г. Владивосток, 690950, e-mail:sgm@pkrpn.ru
© Полякова М.В., Порохнявая Е.Л., 2016 doi: 10.18411/hmes.d-2016-110
Удк 379.8 (Приморский край)
М.В. Полякова, Е.Л. Порохнявая
об организации государственного надзора за учреждениями отдыха и оздоровления детей в приморском крае
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю, г. Владивосток
В статьерассмотрены вопросы организации федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, организующих работу лагерей на время каникул в Приморском крае. Деятельность специалистов Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю по приведению условий отдыха и оздоровления детей в соответствие с требованиями санитарного законодательства, позволили снизить вредное влияние факторов среды обитания на здоровье детей: за период 2011-2015 годы снизился удельный вес исследованных проб питьевой воды не отвечающих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям с 3,9% до 3,2%, по санитарно-химическим показателям с 8,0% до 7,8%; уменьшился удельный вес неудовлетворительных проб готовых блюд по микробиологическим показателям с 4% до 3,2%.
Ключевые слова: охрана здоровья детей, оздоровление, государственный надзор, санитарно-гигиенические показатели, Приморский край.
Для цитирования: Полякова М.В., Порохнявая Е.Л. Об организации государственного надзора за учреждениями отдыха и оздоровления детей в Приморском крае // Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2016; 3(66): 51-54. D0I:10.18411/hmes.d-2016-110
Для корреспонденции: Полякова М.В., e-mail: pkrpn@pkrpn.ru
Поступила 21.07.16
HEALTH. MEDiCAL ECOLOGY. SCiENCE 3 (66) - 2016 51