Научная статья на тему 'Защита прав потребителей в сфере финансовых услуг в управлении Роспотребнадзора по Приморскому краю'

Защита прав потребителей в сфере финансовых услуг в управлении Роспотребнадзора по Приморскому краю Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
486
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ROSPOTREBNADZOR / PRIMORSKY REGION / BANKING SERVICES / NATIONAL PAYMENT SYSTEM / FINANCIAL LITERACY OF CONSUMERS / PROTECTION OF THE RIGHTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Маслов Дмитрий Валентинович, Аралова Мария Сергеевна, Зайцева Нина Павловна

Представлены результаты реализации программы защиты прав потребителей в сфере финансовых услуг. Управлением Роспотребнадзора по Приморскому краю в 2016 году применен новый состав квалификации административного правонарушения. Организовано повышение уровня правовых знаний учащихся образовательных учреждений, развитие у них навыков использования предусмотренных законодательством средств для защиты своих прав, а также привлечение внимания молодежи к финансовому образованию. Проведен V краевой конкурс сочинений по теме «Финансовая грамотность молодежи» в рамках реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития. Реализуемая Управлением Роспотребнадзора по Приморскому краю программа защита прав потребителей в сфере финансовых услуг показала свою эффективность и действенность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Маслов Дмитрий Валентинович, Аралова Мария Сергеевна, Зайцева Нина Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Consumer protection in the field of financial services in management of Rospotrebnadzor in the Primorsky region of Russia

The results of the implementation of the Consumer Rights Protection Programme in the field of financial services. Rospotrebnadzor in the Primorsky region of Russia in 2016 the new composition of the qualification of the administrative offense was applied. Organized by raising the level of legal knowledge of students of educational institutions, the development of their skills in the use of funds provided by the legislation for the protection of their rights, as well as attracts the attention of young people to financial education. Spend V regional competition of works on the theme "Youth Financial Literacy" in the framework of the Concept of long-term socio-economic development. Realised by the Office of Rospotrebnadzor in the Primorsky region program consumer protection in the financial services industry has shown its effectiveness and efficiency.

Текст научной работы на тему «Защита прав потребителей в сфере финансовых услуг в управлении Роспотребнадзора по Приморскому краю»

Предотвращение поставки загрязненных или фальсифицированных сырья и пищевых продуктов намного эффективнее, чем принятие мер по исправлению ситуации после того, как загрязненное сырье, пищевые продукты, вспомогательные технологические компоненты были использованы в процессе производства (изготовления) пищевой продукции. В связи с этим Управлением Роспотребнадзора по Приморскому краю активно принимается участие в реализации Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части внесения предложений в адрес Департамента здравоохранения Приморского края, Департамента труда и социальной защиты Приморского края, Департамента образования и науки Приморского края при формировании проекта контракта, с обязательным включением требований по контролю качества пищевых продуктов для организации питания в образовательных и медицинских организациях, оздоровительных учреждениях и учреждениях социальной защиты. К основным критериям оценки поставщика отнесено наличие разработанных процедур обеспечения безопасности производства пищевых продуктов, основанных на принципах ХАССП.

Разработка схем контроля технологических процессов по требованиям безопасности в рамках системы ХАССП, их экспериментальная апробация, а затем и внедрение позволят предприятию, усовершенствовать систему управления предприятием и качеством продукции, повысить качество и конкурентоспособность своей продукции, получить документально подтвержденную уверенность относительно безопасности продукции, что особо важно при участии в судебных разбирательствах и страховании рисков, повысить доверие потребителей к продукции и стабильности её качества, повысить дисциплинированность и ответственность персонала, упростить процедуру получения документов, подтверждающих соответствие вырабатываемой продукции требованиям технических регламентов, получить преимуще-

ство в тендерах и конкурсах, повысить степень доверия со стороны контролирующих органов.

Таким образом, внедрение технических регламентов Таможенного союза пищевого назначения Управлением Роспотребнадзора по Приморскому краю позволило провести ряд организационных мероприятий, направленных на информирование администрации Приморского края, обучение специалистов территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю, руководителей предприятий пищевой промышленности и общественного питания, взаимодействие с общественными организациями и средствами массовой информации Приморского края.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аршакуни В.Л. ХАССП в России // Методы оценки соответствия. 2012; 11: 5-7.

2. ГОСТ Р 51705.1-2001. Системы качества. Управление качеством пищевых продуктов на основе принципов ХАССП. Общие требования. - М.: Закон, 2002

3. Еделев Д.А., Кантере В.М., Матисон В.А Вопросы обеспечения населения Российской Федерации безопасными и качественными продуктами питания // Пищевая промышленность. 2013; 4: 8-12.

4. Технический регламент Таможенного союза (ТР ТС 021/2011) «О безопасности пищевой продукции». М.: Содружество, 2015.

REFERENCES

1. Arshakuni V.L. HASSP v Rossii // Metody ocenki sootvetstvija. 2012; 11: 5-7.

2. GOST R 51705.1-2001. Sistemy kachestva. Uprav-lenie kachestvom pishhevyh produktov na osnove prin-cipov HASSP. Obshhie trebovanija. - M., Zakon, 2002.

3. Edelev D.A., Kantere V.M., Matison V.A Vop-rosy obespechenija naselenija Rossijskoj Federacii bezopasnymi i kachestvennymi produktami pitanija // Pishhevajapromyshlennost'. 2013; 4: 8-12.

4. Tehnicheskij reglament Tamozhennogo sojuza (TR TS 021/2011) «O bezopasnosti pishhevoj produkcii». M.: Sodruzhestvo, 2015.

Сведения об авторе

Лаухина Галина Георгиевна, начальник отдела надзора по гигиене питания Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю, телефон 8(423)244-06-94, ул. Сельская, д. 3, г. Владивосток, 690950; е-таП: pkrpn@pkrpn.ru

© Коллектив авторов, 2016 doi:10.18411/hmes.d-2016-105

Удк 366.542:336 (Приморский край)

Д.В. Маслов, М.С. Аралова, Н.П. Зайцева

защита прав потребителей в сфере финансовых услуг в управлении роспотребнадзора по приморскому краю

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю, г. Владивосток

Представлены результаты реализации программы защиты прав потребителей в сфере финансовых услуг. Управлением Роспотребнадзора по Приморскому краю в 2016 году применен новый состав квалификации административного правонарушения. Организовано повышение уровня правовых знаний учащихся образовательных учреждений, развитие у них навыков использования предусмотренных законодательством средств для защиты своих прав, а также привлечение внимания молодежи к финансовому образованию. Проведен V краевой конкурс сочинений по теме «Финансовая грамотность молодежи» в рамках реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития. Реализуемая Управлением Роспотребнадзора по Приморскому краю программа защита прав потребителей в сфере финансовых услуг показала свою эффективность и действенность.

Ключевые слова: Роспотребнадзор, Приморский край, банковские услуги, национальная платежная система, финансовая грамотность, потребители, защита прав.

Для цитирования: Маслов Д.В., Аралова М.С., Зайцева Н.П. Защита прав потребителей в сфере финансовых услуг в Управлении Роспотребнадзора по Приморскому краю // Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2016; 3(66): 31-36. D01:10.18411/hmes.d-2016-105

Для корреспонденции: Маслов Д.В., e-mail: pkrpn@pkrpn.ru

Поступила 23.07.16

D.V. Maslov, M.S. Aralova, N.P. Zaitseva

CONSUMER PROTECTION IN THE FIELD OF FINANCIAL SERVICES IN MANAGEMENT ROSPOTREBNADZOR FOR THE PRIMORYE TERRITORY

Federal Service for Supervision of Consumer Rights Protection and Human Welfare in the Primorsky region, Vladivostok, Russia

The results of the implementation of the Consumer Rights Protection Programme in the field of financial services. Rospotrebnadzor in the Primorsky region of Russia in 2016 the new composition of the qualification of the administrative offense was applied. Organized by raising the level of legal knowledge of students of educational institutions, the development of their skills in the use of funds provided by the legislation for the protection of their rights, as well as attracts the attention of young people to financial education. Spend V regional competition of works on the theme «Youth Financial Literacy» in the framework of the Concept of long-term socio-economic development. Realised by the Office of Rospotrebnadzor in the Primorsky region program consumer protection in the financial services industry has shown its effectiveness and efficiency.

Keywords: Rospotrebnadzor, Primorsky region, banking services, national payment system, financial literacy of

consumers, protection of the rights.

For citation: Maslov D.V, Aralova M.S., Zaitseva N.P. Consumer protection in the field of financial services in management of Rospotrebnadzor in the Primorsky region of Russia. Health. Medical ecology. Science. 2016; 3 (66): 31-36. DOI: 10.18411 / hmes.d-2016-105

For correspondence: D.V. Maslov, e-mail: pkrpn@pkrpn.ru

Conflict of interests. The authors are declaring absence of conflict of interests.

Financing. The study had no sponsor support.

Received 16.07.16 Accepted 08.08.16

Защита прав потребителей, в том числе и потребителей финансовых услуг, реализуется в Российской Федерации на системной основе: в настоящее время формируется достаточно эффективная система защиты прав потребителей финансовых услуг, ключевая роль в которой принадлежит федеральному государственному надзору в области защиты прав потребителей, осуществляемому Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзором) [1, 2].

За последние годы в Российской Федерации достигнуты значительные достижения в сфере защиты

прав потребителей финансовых услуг, а именно: приняты некоторые основополагающие законодательные и нормативные правовые акты по нормативному регулированию защиты прав потребителей финансовых услуг; в системе Роспотребнадзора создана структура государственного управления, позволяющая осуществлять деятельность по защите прав потребителей финансовых услуг для всех граждан на всей территории Российской Федерации и выполнять поставленные задачи на федеральном, региональном и муниципальном уровнях; развивается взаимодействие Роспотребнадзора с федеральными и регио-

нальными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, государственными регуляторами финансового рынка и общественными организациями потребителей по вопросам защиты прав потребителей финансовых услуг, повышения уровня финансовой грамотности населения и расширения доступности финансовых услуг [1, 3].

Проведение систематического и целенаправленного государственного контроля и надзора за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей на рынке финансовых и банковских услуг, на протяжении всех последних лет объективно является одним из приоритетных направлений деятельности Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю как уполномоченного федерального органа власти в области защиты прав потребителей.

Согласно Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей», федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей (в том числе в финансовой сфере) осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Функции такого органа выполняет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспо-требнадзор)[4, 5].

Должностные лица Роспотребнадзора имеют широкие возможности в сфере защиты прав потребителей: запрашивать и получать от госорганов и исполнителей финансовых услуг необходимые документы (в т.ч. для проведения административных расследований), выдавать исполнителям услуг предписания о прекращении (устранении) нарушений прав потребителей (обязательных требований), рассматривать дела об административных правонарушениях в области защиты прав потребителей и принимать меры по их предотвращению, направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований законодательства в сфере защиты прав потребителей. Одним из способов осуществления правозащитной функции государства является участие государственных органов, в том числе органов Роспотребнадзора, в гражданском процессе для защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов неопределенного круга потребителей [4, 6, 7].

Проведение систематического и целенаправленного государственного контроля и надзора за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих

отношения в области защиты прав потребителей в сфере финансовых и банковских услуг, на протяжении последних лет объективно является одним из приоритетных направлений деятельности Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю, как уполномоченного федерального органа власти в области защиты прав потребителей [8].

За период 2014 г. - I квартал 2016 г. в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю поступило 1025 обращений по вопросу нарушения действующего законодательства в сфере оказания финансовых и банковских услуг: 2014 г. - 323 (11,5% от общего числа обращений за 2014 г.); 2015 г. - 566 (11,3% от общего числа обращений за 2015 г.); I кв.2016 г. - 136 (26,0% от общего числа обращений за I кв. 2016 г.) [8].

Руководствуясь п. 3 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» 119 (11,6%) обращений направлено для рассмотрения и принятия мер по подведомственности в иные государственные органы: (УМВД, Управление Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в Дальневосточном федеральном округе, Роскомнадзор). Анализ структуры обращений показал, что в основном обращения граждан касались вопросов кредитования (47,9%), использования банковской карты (12,3%), договора банковского вклада (4,05%); 35% обращений касались иных вопросов, в том числе включения в договор условий, ущемляющих права потребителей, работы терминалов и банкоматов, отсутствия информация об оказываемых услугах [8].

В 2014-2016 гг. Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю в рамках компетенции службы проведено 105 надзорных мероприятия в отношении хозяйствующих субъектов, занятых в сфере оказания финансовых услуг населению, из них: 9 плановых проверок, 96 внеплановых проверок за соблюдением законов и иных нормативно-правовых актов РФ в сфере оказания финансовых услуг (на основании обращений граждан, с целью контроля исполнения ранее выданных предписаний), а также 25 административных расследований фактов нарушений, допускаемых при оказании финансовых и банковских услуг (состав и количество протоколов представлены в таблице).

В I квартале 2016 г. составлено 10 протоколов об административном правонарушении в отношении 4 хозяйствующих субъектов, в том числе на страховые компании за не предоставление информации.

Таблица

Структура административных правонарушений в 2014 - I кв. 2016 годах по Приморскому краю

Статьи КоАП РФ 2014 г. 2015 г. I кв. 2016 г. Всего

6.4 12 5 - 17

14.5 2 1 - 3

19.4.1 ч.1 1 1 - 2

19.4.1 ч.2 - 1 - 1

19.7 3 - 2 5

19.5 4 1 - 5

14.8 ч.1 27 21 3 51

14.8 ч.2 21 39 3 63

14.7 ч.2 - - 2 2

Итого 70 69 10 149

В настоящее время регулирование кредитных правоотношений активно совершенствуется: вносятся изменения, расширяющие возможности защиты прав потребителей, складывается единообразная судебная практика по различным спорам в данной области. Наиболее важными в связи с этим являются постановления Верховного суда РФ.

За последний год Верховный суд РФ неоднократно обращался к теме нарушения прав заемщиков во время заключения и исполнения кредитного договора, установив противоречие закону целого ряда условий, часто включаемых банками в договоры, в том числе включение в расчет полной стоимости кредита единовременной платы за оказываемую банком услугу по участию в программе страхования. Управлением Роспотребнадзора по Приморскому краю в 2016 году применен новый состав квалификации административного правонарушения.

В рамках надзорных мероприятий при заключении кредитных договоров установлен факт введения в заблуждение потребителя при реализации банковской услуги, выраженный в незаконном взимании с потребителя суммы большей, чем определено договором по оказанию услуги кредитования (взимание с потребителя платежа в размере суммы за присоединение к Программе добровольной финансовой и страховой защиты заемщиков и увеличение суммы процентов за пользование кредитом) при отсутствии в договоре необходимой информации. Данные суммы, включенные в общую сумму кредита, лишили заемщика-потребителя возможности наглядно воспринять то, насколько обременительным является указанное условие. Таким образом, сумма предоставленного кредита, на которую начисляются годовые проценты, значительно увеличилась за счет использования механизма сокрытия реальной переплаты по кредитному договору.

Подобные действия юридического лица в сочетании с не предоставлением необходимой информацией вводят потребителя в заблуждение относительно

потребительских свойств приобретаемой финансовой услуги (т.е. общая сумма кредита, стоимость услуги страхования и др. платежи и комиссии). Рассчитывая на определенный размер кредита, не имея представления о том, из чего будет складываться сумма, подлежащая выплате, потребитель не имеет возможности оценить последствия приобретения данной финансовой услуги. Введение заемщика в заблуждение как потребителя услуг банка, выразилось в том, что фактически в результате действий по подключению к программе коллективного страхования, оплаты комиссии по карте потребитель несет расходы, не получая никакого блага. По результатам проверки составлено 2 протокола по ч. 2 ст. 14.7 КоАП РФ на должностное и юридическое лицо

В целях оказания практической помощи потребителям в системе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю на базе ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае» создан консультационный центр по информированию и консультированию граждан в различных сферах потребительских правоотношений, в том числе и в финансовой сфере, в котором потребителям оказывается помощь в подготовке проектов исковых заявлений в суд в защиту прав и законных интересов. Управление Роспотребнадзора по Приморскому краю проводит разъяснительную и консультативную работу среди граждан-заемщиков с привлечением специалистов Консультационного центра и консультационных пунктов ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае» для распространения листовок, заявлений, плакатов и брошюр.

В рамках исполнения положений ч.1 ст.47 Гражданского процессуального кодекса РФ Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю дано 39 заключений в суде по гражданским делам с целью защиты прав потребителей.

Управление Роспотребнадзора по Приморскому краю уделяет большое внимание информационной работе с потенциальными и реальными потребителями финансовых услуг. В СМИ размещаются материалы по повышению финансовой грамотности, проводятся совместные мероприятия с иными государственными органами и общественными организациями, занятыми в данной сфере. Одним из таких мероприятий является проведение уже V краевого конкурса сочинений по теме «Финансовая грамотность молодежи» в рамках реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития. Основной целью конкурса является повышение уровня правовых знаний учащихся образовательных учреждений, развитие у них навыков использования предусмотренных законодательством средств для

защиты своих прав, а также привлечение внимания молодежи к финансовому образованию. С каждым годом число участников конкурса растет, что говорит о возрастающем интересе молодых людей к вопросам своего финансового образования. В 2015 учебном году участие в конкурсе приняли более пятисот ребят со всех уголков Приморья. Победителями стали 33 участника.

В целях реализации совместных мероприятий, направленных на повышение правовой грамотности потребителей в финансовой сфере, призванных повысить гарантированный уровень защиты прав потребителей финансовых услуг Управлением Ро-спотребнадзора по Приморскому краю заключены Соглашения о взаимодействии с Приморским региональным отделением Общероссийской общественной организации потребителей «Союз защиты прав потребителей финансовых услуг», Приморским региональным отделением Общероссийской общественной организации «Союз заемщиков и вкладчиков России», Некоммерческим партнерством «Лига кредитных брокеров Приморья».

Ежегодно в рамках взаимодействия, Управление принимает участие в проведении лекции - семинара для участников очередной смены во Всероссийском Детском Центре (ВДЦ) «Океан» где ребят учат тому, что жизнь каждого человека тесно связана с финансами, платежной, банковской, страховой и пенсионной системами страны и без базовых знаний грамотно распоряжаться доходами, инвестировать, пользоваться финансовыми продуктами, услугами и платежными системами невозможно. Финансовая грамотность позволяет избежать не только ошибок и финансовых потерь, но и мошеннических схем.

Управление Роспотребнадзора по Приморскому краю принимает активное участие в работе Межведомственной рабочей группы по противодействию преступлениям в сфере экономики при прокуратуре Приморского края.

В 2015 г. на площадке Управления Роспотребнад-зора по Приморскому краю состоялось подписание Соглашения о взаимодействии между Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю и Приморским региональным отделением Общероссийской общественной организации потребителей «Союз защиты прав потребителей финансовых услуг».

Таким образом, реализуемая Управлением Роспо-требнадзора по Приморскому краю программа защита прав потребителей в сфере финансовых услуг показала свою эффективность и действенность. Проводимая в крае программа по повышению правовой и экономической грамотности позволит избежать не только ошибок и финансовых потерь, но и мошеннических схем среди разных групп потребителей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ / «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1. - М.: Право, 2002.

2. Федеральный закон от 26.01.1996 № 15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» / «Собрание законодательства РФ», 29.01.1996 г., № 5, ст. 411. - М.: Право, 2002.

3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-Ф3 /»Собрание законодательства РФ», 18.11.2002 г. , № 46, ст. 4532. - М.: Право, 2002.

4. Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» /»Собрание законодательства РФ», 15.01.1996, N 3, ст. 140. - М.: Право, 2000.

5. Федеральный закон от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» /Официальный интернет-портал правовой информации http://www. pravo.gov.ru, 23.12.2013.

6. Федеральный закон от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» / «Собрание законодательства РФ», 05.04.1999 г., № 14, ст. 1650. - М.: Право, 2002.

7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.03.2003 г. Санитарные правила и нормативы «Гигиенические требования к изданиям книжным для взрослых. СанПиН 1.2.1253-03». М.: Роспотребнад-зор, 2003.

8. Боршевникова Е.В., Маслов Д.В., Шивыдкина Т.Л. О правовом регулировании и результатах осуществления Федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей финансовых услуг // Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2015; 4(62): 27-31.

REFERENCES

1. Kodeks Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarushenijah ot 30.12.2001 № 195-FZ / «Sobranie zakonodatel'stva RF», 07.01.2002, № 1 (ch. 1), st. 1. -M.: Pravo, 2002.

2. Federal'nyj zakon ot 26.01.1996 № 15-FZ «O vve-denii v dejstvie chasti vtoroj Grazhdanskogo kodeksa Rossijskoj Federacii» / «Sobranie zakonodatel'stva RF», 29.01.1996 g., № 5, st. 411. - M.: Pravo, 2002.

3. Grazhdanskij processual'nyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 14.11.2002 № 138-FZ /»Sobranie zakonodatel'stva RF», 18.11.2002 g. , № 46, st. 4532. -M.: Pravo, 2002.

4. Zakon Rossijskoj Federacii ot 07.02.1992 № 2300-1 «O zashhite prav potrebitelej» / «Sobranie zakonodatel'stva RF», 15.01.1996, N 3, st. 140. - M.: Pravo, 2000.

5. Federal'nyj zakon ot 21.12.2013 № 353-FZ «0 potre-bitel'skom kredite (zajme)» / Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii http://www.pravo.gov.ru, 23.12.2013.

6. Federal'nyj zakon ot 30.03.1999 №52-FZ «O sani-tarno-jepidemiologicheskom blagopoluchii naselenija» / «Sobranie zakonodatel'stva RF», 05.04.1999 g., № 14, st. 1650. - M.: Pravo, 2002.

7. Postanovlenie Glavnogo gosudarstvennogo sanitar-nogo vracha Rossijskoj Federacii ot 30.03.2003 g. Sani-

tarnye pravila i normativy «Gigienicheskie trebovanija k izdanijam knizhnym dlja vzroslyh. SanPiN 1.2.125303». M.: Rospotrebnadzor, 2003.

8. Borshevnikova E.V., Maslov D.V., Shivyd-kina T.L. O pravovom regulirovanii i rezul'tatah osushhestvlenija Federal'nogo gosudarstvennogo nad-zora v oblasti zashhity prav potrebitelej finansovyh uslug // Zdorov'e. Medicinskaja jekologija. Nauka. 2015; 4(62): 27-31.

Сведения об авторах

Маслов Дмитрий Валентинович, руководитель Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю, телефон 8(423) 244-27- 40, Сельская ул., д. 3, г. Владивосток, 690950, е-mail: pkrpn@pkrpn.ru;

Аралова Мария Сергеевна, начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю, телефон 8(423)244-32-09, Сельская ул., д. 3, г. Владивосток, 690950, е-mail: pkrpn@pkrpn.ru;

Зайцева Нина Павловна, ведущий специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю, телефон 8(423) 244-33-15, Сельская ул., д. 3, г. Владивосток, 690950, e-mail: pkrpn@pkrpn.ru.

© Коллектив авторов, 2016 doi:10.18411/hmes.d-2016-106

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Удк 332.8 (Приморский край)

Д.В. Маслов, М.С. Аралова, Е.А. Полупанова

защита прав потребителей в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг в приморском крае

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю, г. Владивосток

Представлены результаты деятельности Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю за период 2013-2015 годы. Показано, что уровень и качество жилищно-коммунальных услуг не претерпели существенных изменений, несмотря на происходящие преобразования в различных секторах экономики. Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю реализуется комплекс мероприятий, направленных на стратегическую цель национальной политики в сфере защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг. Он направлен на создание равных и реальных условий для реализации гражданами-потребителями своих прав и законных интересов.

Ключевые слова: Приморский край, жилищно-коммунальные услуги, защита прав потребителей, нарушения законодательства РФ, мероприятия по надзору

Для цитирования: Маслов Д.В., Аралова М.С., Полупанова Е.А. Защита прав потребителей в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг в Приморском крае // Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2016; 3(66): 36-40. D0I:10.18411/hmes.d-2016-106

Для корреспонденции: Маслов Д.В., e-mail: pkrpn@pkrpn.ru

Поступила 21.07.16

D.V. Maslov, M.S. Aralova, E.A. Polupanova

consumer protection in the field of provision housing and communal services in primorsky region

Federal Service for Supervision of Consumer Rights Protection and Human Welfare in the Primorsky Region, Vladivostok, Russia

The results of the activities of the Office of the Federal Service for Supervision of Consumer Rights Protection and Human Welfare in the Primorsky Territory for the period of 2013-2015 years. It has been shown that the level and quality of housing and communal services have not changed significantly, despite the transformations taking place in various sectors of the economy. Office of the Federal Service for Supervision of Consumer Rights Protection and welfare of the Primorsky Territory man implementing a set of measures aimed at the strategic goal of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.