Научная статья на тему 'Основные этапы становления и развития санитарно-эпидемиологичесой службы Российской Федерации'

Основные этапы становления и развития санитарно-эпидемиологичесой службы Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1512
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / ПРИМОРСКИЙ КРАЙ / РОСПОТРЕБНАДЗОР / САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА / ИСТОРИЯ / РАЗВИТИЕ / RUSSIAN FEDERATION / PRIMORSKY REGION / ROSPOTREBNADZOR / THE SANITARY-EPIDEMIOLOGICAL SERVICE / STORY DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ананьев Василий Юрьевич, Кику Павел Федорович, Маслов Дмитрий Валентинович

Представлены основные этапы становления и развития санитарно-эпидемиологической службы России. Показан путь от первых декретов Советского периода до современной системы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и законодательства по защите прав потребителей, который был далеко не прост. Переход к обществу потребления постиндустриальной эпохи однозначно ставит новые планки и перспективы в деятельности Управлений Роспотребнадзора и Федеральных государственных учреждений здравоохранения «Центров гигиены и эпидемиологии». В современных условиях обществу и государству требуется знания не только о безопасности среды обитания, продуктов питания, товаров или услуг речь идет об оценке их качества с понятными и измеряемыми параметрами. Намечены пути дальнейшего развития санитарно-эпидемиологической службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ананьев Василий Юрьевич, Кику Павел Федорович, Маслов Дмитрий Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main stages of formation and development of sanitary and the epidemiological service of the Russian Federation

The main stages of formation and development of sanitary-epidemiological service of Russia. It shows the path of the first decrees of the Soviet period to the modern system of sanitary and epidemiological welfare and legislation on consumer protection, which was far from simple. Transition to post-industrial society era of consumption clearly puts new trims and perspectives in the activities Rospotrebnadzor and Federal public health institutions "Center for Hygiene and Epidemiology". In modern conditions of society and the state requires knowledge not only about the safety of the environment, food, goods and services we are talking about the evaluation of their quality with clear and measurable parameters. The ways of further development of sanitary-epidemiological service.

Текст научной работы на тему «Основные этапы становления и развития санитарно-эпидемиологичесой службы Российской Федерации»

7. Petrov V.A. Metodologija izuchenija pitanija razlichnyh grupp naselenija: Uchebnoe posobie. -Vladivostok: Medicina DV, 2015. 287 s.

8. Petrov V.A. Metodologija organizacii i reglamentacii lechebnogo i lechebno-profilakticheskogo pitanija: Uchebnoe posobie. - Vladivostok: Medicina DV, 2016. 324 s.

9. Petrov V.A. Metodologija sanitarno-jepidemio-logicheskoj ocenki lechebno-profilakticheskih orga-nizacij: Uchebnoe posobie. - Vladivostok: Medicina DV, 2014. 200 s.

10. Petrov V.A. Metody opredelenija i ocenki sos-tojanija zdorov'ja i fizicheskogo razvitija detej i pod-rostkov: Uchebnoe posobie. Vladivostok: Medicina DV, 2014. 168 s.

11. Petrov V.A. Osnovy mikronutrientologii (uchenija o biologicheski aktivnyh dobavkah k pishhe): Uchebnoe posobie. - Vladivostok: Medicina DV, 2015. 340 s.

12. Petrov V.A., Posohova A.V. Ponjatija i terminy dlja reshenija zadach gigienicheskoj nauki i praktiki: Uchebnoe posobie. - Vladivostok: Medicina DV, 2016. 468 s.

13. Petrov V.A. Prioritety kafedry gigieny Tiho-okeanskogo medicinskogo universiteta // Zdorov'e. Medicinskaja jekologija. Nauka. 2015; 4(62): 16-21.

14. Petrov V.A., Semaniv E.V. Metodologija sani-tarno-jepidemiologicheskoj ocenki stoma-tologicheskih medicinskih organizacij: Uchebnoe posobie. -Vladivostok: Medicina DV, 2015. 124 s.

15. Petrov V.A. Testovye zadanija v podgotovke specialistov medicinskogo profilja: av-torskaja pozicija

/ Mater. nauch.-metod. Konf. GBOU VPO TGMU MZ RF «Innovacionnye tehnologii v vysshem medicinskom obrazovanii. Problemy. Analiz. Suzhdenija», dekabr', 2013. Vyp. 17. - Vla-divostok: Medicina DV, 2014. 80-8.

16. Petrov V.A., Chertok A.G. Gigiena osveshhenija pomeshhenij razlichnogo naznachenija: Uchebnoe posobie. - Vladivostok: Medicina DV, 2016. 125 s.

17. Petrov V.A., Chertok A.G. Gigienicheskaja ocenka vibroakusticheskih faktorov sredy obi-tanija cheloveka: Uchebnoe posobie. - Vladivostok: Medicina DV, 2014. 120 s.

18. Petrov V.A., Chertok A.G., Tarasenko G.A., Sema-niv E.V. Vnedrenie rezul'tatov nauchno-issledovatel'skih rabot v uchebnyj process kak odin iz vazhnejshih putej povyshenija ego jeffek-tivnosti na kafedre gigieny Vladivostokskogo gosudarstvennogo medicinskogo univer-siteta // Ti-hookeanskij medicinskij zhurnal. 2006; 3: 72-3.

19. Petrov V.A., Chertok A.G. Testovye zadanija i situacionnye zadachi po gigiene pitanija: Uchebnoe posobie. - Vladivostok: Medicina DV, 2016. 255 s.

20. Posohova A.V., Petrov V.A. Innovacionnaja tehnologija realizacii obuchajushhih i kontro-lirujushhih testovyh zadanij po gigienicheskim uchebnym disciplinam na raznyh urovnjah medicinsko-go obrazovanija / Mater. Vseros. nauchno-prakt. konf., posv. 85-letiju med.-prof. fakul. IGMU «Ok-ruzhajushhaja sreda i zdorov'e» / pod red. E.P. Lemeshevskoj. - Irkutsk: Irkut, 2015; 368-70.

21. Chertok A.G. Testovye zadanija i situacionnye zadachi po radiacionnoj gigiene: Uchebno-metodicheskoe posobie. - Vladivostok: Medicina DV, 2013. 104 s.

Сведения об авторе

Петров Владимир Александрович - доктор медицинских наук, профессор кафедры гигиены ГБОУ ВПО

ТГМУ Минздрава России, телефоны: (4232)-245-74-45, (4232)-241-60-74, 690066, г. Владивосток, ул. Шил-кинская, д. 11, кв. 257; e-mail: gigienapetrov@mail.ru

© Коллектив авторов, 2016 doi: 10.18411/hmes.d-2016-100

Удк 616-036.22:616.36-002 (470.12) (Приморский край)

В.Ю. Ананьев1, П.Ф. Кику2, Д.В. Маслов3

основные этапы становления и развития санитарно-эпидемиологической службы российской федерации

1 Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае», г. Владивосток;

2 Дальневосточный федеральный университет, Школа Биомедицины, г. Владивосток;

3 Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю, г. Владивосток.

Представлены основные этапы становления и развития санитарно-эпидемиологической службы России. Показан путь от первых декретов Советского периода до современной системы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и законодательства по защите прав потребителей, который был далеко не прост. Переход к обществу потребления постиндустриальной эпохи однозначно ставит новые планки и перспективы в деятельности -Управлений Роспотребнадзора и Федеральных государственных учреждений здравоохранения «Центров гигиены и эпидемиологии». В современных условиях обществу и государству требуется знания не только о безопасности среды обитания, продуктов питания, товаров или услуг - речь идет об оценке их качества с понятными и измеряемыми параметрами. Намечены пути дальнейшего развития санитарно-эпидемиологической службы.

• Общественное здоровье

Ключевые слова: Российская Федерация, Приморский край, Роспотребнадзор, санитарно-эпидемиологическая служба, история, развитие.

Для цитирования: Ананьев В.Ю., Кику П.Ф., Маслов Д.В. Основные этапы становления и развития санитарно-эпидемиологичесой службы Российской Федерации // Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2016; 3(66): 11-16. D01:10.18411/hmes.d-2016-100

Для корреспонденции: Ананьев В.Ю., e-mail: fguz@pkrpn.ru

Поступила 19.08.16

V.Yu. Ananev1, P.F. Kiku2, D.V. Maslov3

main stages of formation and development of sanitary and epidemiologic service of the russian federation

1 Federal fiscal health institution «Center for Hygiene and Epidemiology in the Primorsky Region», Vladivostok; Russia;

2 Dalnevostochny Federal University, School of Biomedicine, Vladivostok; Russia;

3 Upravlenie Federal Service for Supervision of Consumer Rights and Welfare of the Primorsky Region, Vladivostok, Russia.

The main stages of formation and development of sanitary-epidemiological service of Russia. It shows the path of the first decrees of the Soviet period to the modern system of sanitary and epidemiological welfare and legislation on consumer protection, which was far from simple. Transition to post-industrial society era of consumption clearly puts new trims and perspectives in the activities - Rospotrebnadzor and Federal public health institutions «Center for Hygiene and Epidemiology». In modern conditions of society and the state requires knowledge not only about the safety of the environment, food, goods and services - we are talking about the evaluation of their quality with clear and measurable parameters. The ways of further development of sanitary-epidemiological service.

Keywords: Russian Federation, Primorsky region, Rospotrebnadzor, the sanitary-epidemiological service, story development.

For citation: Ananiev V.Yu., Kiku P.F., Maslov D.V. The main stages of formation and development of sanitary and the epidemiological service of the Russian Federation. Health. Medical ecology. Science. 2016; 3 (66): 11-16. DOI: 10.18411 / hmes.d-2016-100

For correspondence: Ananiev V.Yu., e-mail: fguz@pkrpn.ru;

Conflict of interests. The authors are declaring absence of conflict of interests.

Financing. The study had no sponsor support.

Received 25.08.16 Accepted 29.08.16

Развитие санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации и санитарного законодательства неразрывно связано с этапами развития государства, становления народного хозяйства, развития промышленности. Потребности государства в вопросах обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности всегда диктовали и продолжают диктовать векторы развития, как обеспечивающих органов, так и соответствующего законодательства [1].

Историческими предпосылками создания службы в стране являлись, в первую очередь, многочисленные эпидемии инфекционных болезней, которые уносили тысячи жизней. Низкий уровень коммунального обустройства населенных пунктов, проблемы с питьевым водоснабжением, отсутствие гигиенически безопасных условий труда на предприятиях, низкая санитарная культура населения являлись основными неблагоприятными факторами, влияющими на состояние здоровья населения [1,2].

Наиболее остро проблемы массовых инфекций и их широкое распространение возникли в начале XX века в период первой мировой войны, революции 1917 года, гражданской войны. В послереволюционной России, страдающем от последствий войны и разрухи аграрном государстве, эпидемии уносили огромное количество жизней. Естественно создание на этом фоне санитарных органов, нацеленных, прежде всего на противоэпидемическую работу в стране было весьма своевременным решением. В числе важнейших Декретов, принятых в те годы, стал Декрет о создании народного комиссариата здравоохранения РСФСР от 11 июля 1918 года [2].

С самого начала создания Наркомздрава в его составе была образована санитарно-эпидемиологическая секция, которая обеспечивала организационное и практическое единство санитарных и противоэпидемических мероприятий. Соответствующие подразделения стали появляться в губерниях и городах России. Декрет Совнаркома РСФСР «О санитарных

органах республики», принятый 15 сентября 1922 года положил начало организационному объединению сложившейся в предыдущие десятилетия системе профилактической медицины. С той поры в стране началось создание сети специализированных санитарно-профилактических учреждений - санитарно-эпидемиологических станций [2, 4].

По мере решения проблем противоэпидемического обеспечения, вступления страны в индустриальную эпоху потребовалось изменение полномочий и структуры санитарных органов. К концу 30-х годов в России формируется сеть учреждений нового типа - санитарно-противоэпидемические станции. В 1933 году произошло разделение функций санитарно-эпидемиологической службы - при сохранении санитарно-эпидемиологических станций была организована Государственная санитарная инспекция, осуществлявшая общее руководство санитарно-эпидемиологической работой, а также предупредительный санитарный надзор. Постановление Совета министров СССР от 21 ноября 1949 года № 5272

«О Всесоюзной государственной санитарной инспекции и органах санитарно-противоэпидемической службы». В начале 50-х годов Государственная санитарная инспекция была ликвидирована. Постановлением Совета министров СССР (23 января 1951 года № 199) было утверждено «Положение о санитарно-про-тивоэпидемической службе» (определена новая структура органов и учреждений санэпидслужбы) [1, 3].

Огромный вклад в дальнейшее развитие санэ-пидслужбы внесло принятое Постановления Совета министров СССР от 29.10.1963 года № 1107 «О государственном санитарном надзоре в СССР», в результате восстановлена прежняя структура и функции государственной санитарной службы, создан скелет и фундамент, а также основа ее дальнейшего развития. Развитие промышленности, озабоченность государства решением проблем здоровья работающего населения, детей, предупреждение загрязнения окружающей среды и многое другое послужили толчком к принятию данного Постановления, которым утверждено положение о нем и определены мероприятия по укреплению материально-технической базы санэпидслужбы. Соответственно меняется не только структура органов службы, но развивается лабораторное обеспечение, принимаются меры по совершенствованию санитарно-гигиенических лабораторий [2, 5].

В 1969 году Верховный Совет СССР принял «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик «О здравоохранении», в разделе III которого были изложены вопросы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Вышедшее в дальнейшем в 1973 году Постановление Совета Министров СССР «О государственном санитарном надзоре в СССР» расширило и конкретизировало задачи, цели, функции и полномочия

госсанэпидслужбы. Началась новая эпоха развития службы, совершенствование качества и эффективности ее работы [1, 3, 5].

Наиболее значимой вехой в предании государственного статуса санитарно-эпидемиологическому надзору явились 90-годы прошлого века. В 1991 году принят первый закон Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», который значительно поднял статус госсанэпидслужбы и ее роль в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения. На законодательном уровне было введено государственное регулирование общественных отношений в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как необходимое условие реализации прав и интересов граждан и общества в сохранении и укреплении здоровья, физического и духовного развития, долголетия и активной жизни людей [2, 5].

В это же время служба приобретает самостоятельность и переходит в статус Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора с наделением её правоустанавливающей, правоприменительной функциями, а также функцией по предоставлению государственных услуг. В 1996 году Госкомсанэпиднадзор расформируется. За относительно небольшой период времени принимается ряд законов тем или иным образом регламентирующих деятельность органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы. В соответствии с этим и учитывая изменившуюся политическую, экономическую и социальную ситуацию в России, была проведена работа по внесению изменений в закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», и новая редакция его, принятая Государственной Думой в 1999 г. (52-ФЗ, 30 марта 1999 г.), с последующими изменениями действует и поныне. Значительных изменений в структуре территориальных органов не произошло. В этот период проводилась большая работа по организации более эффективного финансирования службы с привлечением средств местных бюджетов, что позволяло в более полном объеме проводить все мероприятия по контролю за санитарно-эпидемиологической обстановкой. Совершенствовалась нормативно-правовая база по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения [6].

В 2004 году начался новый этап в деятельности государственной санитарно-эпидемиологической службы. В рамках проводимой Административной реформы федеральных органов исполнительной власти в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1024-р от 30 июня 2004 года проведена реорганизация государственной санитарно-эпидеми-

• Общественное здоровье

ологической службы путем слияния с государственной инспекцией по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей и созданием нового органа федерального контроля - Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), вошедшей в состав Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации [3, 7].

На уровне субъектов Российской Федерации была создана структура отличная от ранее функционирующих органов госсанэпидслужбы и представлена органом, осуществляющим контроль за выполнением законодательства РФ в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и законодательства по защите прав потребителей - Управление Роспотребнадзора и учреждения, обеспечивающее деятельность Управления - Федеральное государственное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии». Новые органы на уровне субъектов РФ созданы в начале 2005 года [5, 7].

В 2012 году Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека была выведена из подчинения Минздравсоц-развития и отнесена к федеральным службам и федеральным агентствам, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ [3, 5, 6].

Соответственно, с расширением полномочий, дополняется и функциональная составляющая в деятельности специалистов Роспотребнадзора и лабораторное обеспечение. На 2004-2006 года была утверждена программа разработки технических регламентов распоряжением Правительства РФ от 06.11.2004 года № 1421-р, которым было определено финансирование и перечень 74 технических регламентов, в том числе по обеспечению безопасности в различных сферах деятельности, полномочия по контролю за исполнением части из них возлагается также на Роспотребнадзор.

В связи с созданием Таможенного союза (Беларусь, Казахстан, Россия), решение о создании которого было подписано в соответствии с Договором 06.10.2007 года, был принят закон № 152-ФЗ от 27.06.2011 года «О ратификации соглашения «О единых принципах технического регулирования в республиках Беларусь, Казахстан и Россия». В настоящий момент приняты 34 технических регламента в рамках работы Таможенного союза, которые утверждены решением Комиссии Таможенного союза [4, 5].

На службу возложен контроль за исполнением регламентов о безопасности пищевой продукции, соковой, масложировой, парфюмерно-косметической продукции, о безопасности продукции для детей, о безопасности игрушек, Технический регламент Таможенного союза «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств», «О

безопасности продукции легкой промышленности» и др. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 года № 1364-р утверждена Стратегия повышения качества пищевой продукции в РФ до 2030 года. Данный системный документ ориентирован на обеспечение полноценного питания, профилактику заболеваний, увеличение продолжительности и повышение качества жизни населения, стимулирование развития производства и обращения на рынке пищевой продукции надлежащего качества [1].

Заключение

Путь от губернских и уездных санитарных врачей к современным органам и учреждениям Роспо-требнадзора был долог и непрост. Современный Центр гигиены и эпидемиологии - это сложный многофункциональный механизм с множеством подразделений, современным лабораториями, большим хозяйственным обеспечением. Обеспечить выполнение возложенных функций только специалистами медико-профилактического профиля уже просто невозможно, требуются химики-аналитики, метрологи, биологи, физики, биофизики, юристы, системные администраторы, специалисты по логистике и многие другие.

Правильно определить и распределить силы и средства для наиболее качественного обеспечения и выполнения возложенных задач, эффективно и рационально использовать имеющиеся людские и материальные ресурсы - задача, которая не под силу без тщательного анализа и систематизации имеющихся информационных ресурсов, понимания перспективных направлений развития общества. Переход к обществу потребления постиндустриальной эпохи уже однозначно ставит новые планки и перспективы в деятельности Роспотреб-надзора. Уже сейчас обществу и государству требуется знание не только о безопасности среды обитания, продуктов питания, товаров или услуг - речь идет об оценке их качества с понятными и измеримыми параметрами. А для этого необходимо разрабатывать и внедрять соответствующие этим требованиям методики оценки, совершенствовать лабораторную базу, иметь подготовленных специалистов на качественно новом уровне, внедрять современные методы эффективного управления.

Выводы

1. Задачи и функции в деятельности органов санитарно-эпидемиологического надзора расширялись и совершенствовались одновременно с развитием государства, промышленности, совершенствования механизмов правовой и социальной защиты населения и общества.

2. Переход современного государства в постиндустриальную эпоху развития предполагает расширение задач и функций, выполняемых службой, от

вопросов обеспечения безопасности государства и общества до оценки уровня качества поставляемых на рынок товаров и услуг.

3. Кадровое обеспечение службы постоянно усиливалось в связи с возникновением новых задач по обеспечению санитарно-эпидемиологической безопасности государства.

4. На современном этапе требуется привлечение не только специалистов с высшим медицинским образованием, но и других специальностей в соответствии с выполняемыми функциями (химики, физики, юристы, эксперты в области защиты прав потребителей, биологи и другие).

5. Возможная потребная штатная численность органов и учреждений службы ограничена современным социально-экономическим состоянием государства, количество полномочий и выполняемых задач при этом только возрастает.

6. Необходимо искать решения по оптимизации сети и структуры учреждений службы не только по пути сокращения численности, но и за счет использования новых технологий в части автоматизации процессов информационного и статистического обеспечения, структурирования лабораторной службы, приобретения высокопроизводительного современного лабораторного оборудования, внедрения современных методик и много другое, направленных на эффективное управление уже имеющимися ресурсами.

7. Требуется расширенный анализ на уровне субъекта РФ санитарно-эпидемиологической ситуации, реального состояния и перспективного развития промышленной и социальной инфраструктуры, климатогеографических особенностей, обеспеченности силами и средствами органов и учреждений Роспотребнадзора с целью выработки рекомендаций по достаточности их численности и структуры для выполнения возложенных задач с использованием современных информационно-аналитических технологий, например «Big Date» или «Date Mining».

8. С целью создания адекватного положительного образа службы как в органах власти так и среди населения необходимо совершенствование методов и приемов оценки и визуализации результатов деятельности Роспотребнадзора.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зайцева Н.В., Попова А.Ю., Онищенко Г.Г., Май И.В. Актуальные проблемы правовой и научно-методической поддержки обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации как стратегической государственной задачи // Гигиена и санитария. 2016; 1: 5-9.

2. Маслов Д.В. О проведении государственного надзора на территории Приморского края // Здо-

ровье. Медицинская экология. Наука. 2010; 1-2 (41-42): 4-6.

3. Маслов Д.В., Полякова М.В., Будаева И.Б. Итоги развития и основные направления деятельности Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю // Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2015; 4(62): 8-13.

4. Онищенко Г.Г. Актуальные задачи гигиенической науки и практики в сохранении здоровья населения // Гигиена и санитария. 2015; 3: 5-9.

5. Онищенко Г.Г. Роль государственной санитарно-эпидемиологической службы в защите здоровья населения // Здравоохранение Российской Федерации. 2014; 2: 3-8.

6. Попова А.Ю., Зайцева Н.В., Май И.В., Кирьянов Д.А. О развитии системы риск-ориентированного надзора в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей // Анализ риска здоровью. 2015; 4(12): 4-12.

7. Онищенко Г.Г., Смоленский В.Ю., Ежова Е.Б. и др. Санитарная охрана территории Российской Федерации в современных условиях. - Саратов, 2014. 156 с.

REFERENCES

1. Zajceva N.V., Popova A.Ju., Onishhenko G.G., Maj I.V. Aktual'nye problemy pravovoj i nauchno-metodicheskoj podderzhki obespechenija sanitarno-jepidemiologicheskogo blagopoluchija naselenija Rossijskoj Federacii kak strategicheskoj gosudarstvennoj zadachi // Gigiena i sanitarija. 2016; 1: 5-9.

2. Maslov D.V. O provedenii gosudarstvennogo nadzora na territorii Primorskogo kraja // Zdorov'e. Medicinskaja jekologija. Nauka. 2010; 1-2 (4142): 4-6.

3. Maslov D.V., Poljakova M.V., Budaeva I.B. Itogi razvitija i osnovnye napravlenija dejatel'nosti Upravlenija Rospotrebnadzora po Primorskomu kraju

// Zdorov'e. Medicinskaja jekologija. Nauka. 2015; 4(62): 8-13.

4. Onishhenko G.G. Aktual'nye zadachi gigienicheskoj nauki i praktiki v sohranenii zdorov'ja naselenija // Gigiena i sanitarija. 2015; 3: 5-9.

5. Onishhenko G.G. Rol' gosudarstvennoj sanitarno-jepidemiologicheskoj sluzhby v zashhite zdorov'ja naselenija // Zdravoohranenie Rossijskoj Federacii. 2014; 2: 3-8.

6. Popova A.Ju., Zajceva N.V., Maj I.V., Kir'janov D.A. O razvitii sistemy risk-orientirovannogo nadzora v oblasti obespechenija sanitarno-jepidemiologicheskogo blagopoluchija naselenija i zashhity prav potrebitelej //

Analiz riska zdorov'ju. 2015; 4(12): 4-12.

7. Onishhenko G.G., Smolenskij V.Ju., Ezhova E.B.

i dr. Sanitarnaja ohrana territorii Rossijskoj Federacii v sovremennyh uslovijah. - Saratov, 2014. 156 s.

• Общественное здоровье Сведения об авторах

Ананьев Василий Юрьевич - к.м.н., главный врач ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае» тел. 8 (423) 240-21-85; e-mail: fguz@pkrpn.ru;

Кику Павел Федорович - д.м.н., к.т.н., профессор, зав. кафедрой общественного здоровья и профилактической медицины Школы биомедицины Дальневосточный федеральный университет; тел.: 8-902-555-48-91; e-mail: lme@list.ru;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Маслов Дмитрий Валентинович - руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю; тел. 8(423)244-27-40, e-mail: pkrpn@pkrpn.ru

© Вершкова Т.И., Ананьев В.Ю., 2016 doi:10.18411/hmes.d-2016-101

УДК 614.8-084-047.44 (Приморский край)

Т. И. Вершкова, В.Ю. Ананьев

о создании «единого» испытательного лабораторного центра в фбуз «центр гигиены и эпидемиологии в приморском крае»

Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае» (ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае») г. Владивосток

Представлены результаты программы оптимизации и устойчивого функционирования ИЛЦ ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае», его филиалов на период 2011-2014 г. Освещена программа на период 2015-2017 гг., Проведена оценка работы базовых лабораторий Центра и филиалов. Обоснован проект создания «единого» испытательного лабораторного центра в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае» и его реализация.

Ключевые слова: Приморский край, испытательный лабораторный центр, программа, базовые лаборатории Цитировать: Вершкова Т.И., Ананьев В.Ю. О создании «единого» испытательного лабораторного центра в ФЬУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае» // Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2016. №№3(66). С. 16-19. D0I:10.18411/hmes.d-2016-101

Для корреспонденции: Вершкова Т.И., к.т.н., e-mail: fguz@pkrpn.ru

Поступила 14.07.16

T.I. Vershkova, V.Yu. Anan'ev

on the establishment of «common» testing laboratory centre in fbuz «center for hygiene and epidemiology in the primorsky region»

FBUZ «Center for Hygiene and Epidemiology in the Primorsky region», Vladivostok, Russia

The results of the optimization program and the sustainable functioning of the ILC FBUZ «Center for Hygiene and Epidemiology in the Primorsky region», its subsidiaries for the period 2011-2014, the article deals with the program for the period 2015-2017. Evaluation of basic laboratory work of the Center and its branches. Substantiated project to create a «single» test laboratory center in FBUZ «Center for Hygiene and Epidemiology in the Primorsky region « and its implementation.

Keywords: Primorsky region, test laboratory center, program, basic laboratories

For citation: Vershkova T.I., Anan'ev V.Yu. On the establishment of «common» testing laboratory centre in FBUZ «Center for hygiene and epidemiology in the Primorsky region». Health. Medical ecology. Science. 2016; 3(66): 16-19. D0I:10.18411/ hmes.d-2016-101

For correspondence: Vershkova T.I., candidate of engineering sciences, e-mail: fguz@pkrpn.ru Conflict of interests. The authors are declaring absence of conflict of interests. Financing. The study had no sponsor support.

Received 22.07.16 Accepted 10.08.16

Приоритетные направления деятельности, обозначенные Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия

населения, в ежегодных государственных докладах, а также обязательства ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае» по выпол-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.