Научная статья на тему 'О результатах осуществления федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей туристских услуг'

О результатах осуществления федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей туристских услуг Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
200
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CONSUMER PROTECTION / TOURIST / TOURISM PRODUCT / PRIMORSKY KRAI / DEPARTMENT OF ROSPOTREBNADZOR

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Непша Николай Николаевич, Шивыдкина Татьяна Леонидовна

В течение 2013 г. специалистами Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю проведено 103 контрольно-надзорных мероприятий в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих туристскую деятельность. В соответствии с Планом проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю на 2013 г. проведено 23 плановых проверок. По обращениям граждан о нарушении их потребительских прав проведено 80 внеплановых проверок и 1 административное расследование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Непша Николай Николаевич, Шивыдкина Татьяна Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On progress in the implementation of the federal state supervision in the field of protection of rights of consumers of tourist services

During 2013, experts of Department of Rospotrebnadzor for the Primorsky Krai conducted 103 Supervisory activities in respect of business entities engaged in tourism activity. In accordance with the Plan of inspections of legal entities and individual entrepreneurs Department of Rospotrebnadzor for the Primorsky Krai in 2013, held on 23 scheduled inspections. On appeals of citizens about violations of their consumer rights held 80 unscheduled inspections and 1 administrative investigation.

Текст научной работы на тему «О результатах осуществления федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей туристских услуг»

Observance of legislation in the provision of mobile services, particularly in the development of the legislation regulating relations in the field of communications is a joint effort, both for the providers and regulatory authorities.

Keywords: consumers protection, communication services, Primorsky Krai.

Citation: Maslov D.V., Shividkina T.L., Aralova M.S. Protection of the rights of consumers in the market of communication services. Health. Medical ecology. Science. 2014; 4(58): 34-38. URL: https://yadi.sk/i/saR5LlFTZKurq

Сведения об авторах

Маслов Дмитрий Валентинович - руководитель Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю; тел.: (423) 244-27-40; е-mail: [email protected];

Шивыдкина Татьяна Леонидовна - исполняющая обязанности начальника отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю; тел.: (423) 244-35-70; е-mail: [email protected];

Аралова Мария Сергеевна - ведущий специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю; тел.: (423) 244-35-70; е-mail: [email protected].

© Коллектив авторов, 2014 г. УДК 379.85 (Приморский край)

Н.Н. Непша, Т.Л. Шивыдкина

О РЕЗУЛЬТАТАХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

НАДЗОРА В ОБЛАСТИ ЗАЩИТы ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ТУРИСТСКИХ УСЛУг

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю, г. Владивосток.

В течение 2013 г. специалистами Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю проведено 103 контрольно-надзорных мероприятий в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих туристскую деятельность. В соответствии с Планом проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю на 2013 г. проведено 23 плановых проверок. По обращениям граждан о нарушении их потребительских прав проведено 80 внеплановых проверок и 1 административное расследование.

Ключевые слова: защита прав потребителей, турист, турпродукт.

Цитировать: Непша Н.Н., Шивыдкина Т.Л. О результатах осуществления федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей туристских услуг // Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2014. №4(58). С. 3842. URL: https://yadi.sk/i/1NbhGjSmZKuru

Туристская индустрия в Приморском крае, как и в России в целом является активно развивающейся отраслью экономики, реализующей конституционное право человека на отдых, в связи с чем, защита прав потребителей в данной области всегда была для Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю актуальной в силу ее социальной значимости. К сожалению далеко не все туристские организации в своей работе отвечают этим повышенным требованиям [4].

Учитывая то, что при реализации туристского продукта в соответствии с действующим законодательством обязательно заключение письменного договора с потребителем при осуществлении федерального государственного надзора анализируется данный договор на предмет соблюдения прав потребителей на получение полной и достоверной информации о предоставляемых услугах и их исполнителе; отсутствия в письменных договорах условий, ущемляющих права потребителей; предоставление качественных и безопасных туристских услуг [2].

Наиболее характерными нарушениями, выявляемыми в ходе осуществления федерального государственного надзора, продолжают оставаться:

- не предоставление полной и достоверной информации о туристском продукте на этапе заключения договора;

- отсутствие в заключаемых договорах с потребителями достоверной информации о реестровом номере туроператора, юридических и почтовых адресах туроператора и турагента, информации о потребительских свойствах турпродукта, размере финансового обеспечения, номере, дате и сроках действия договора о предоставлении данного финансового обеспечения, наименовании и адресе организации предоставившей его туроператору, информации о возможности потребителя обратиться с письменным требованием о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора, информации о членстве туроператора, осуществляющего деятельность в сфере выездного туризма, в объединении туроператоров

в сфере выездного туризма, о возможности туриста обратиться за оказанием экстренной помощи в объединение туроператоров в сфере выездного туризма с указанием сведений об объединении туроператоров в сфере выездного туризма и о способах связи с ним (номеров телефонов, факсов, адреса электронной почты и других сведений);

- включение в договор о реализации турпродукта штрафных санкций в отношении потребителя в случае расторжения договора по его инициативе;

- включение в договор условий, дающих право на изменение, либо расторжение договора в одностороннем порядке, не соответствующих требованиям законодательства;

- включение в договор положений, дающих право исполнителю вносить изменения в существенные условия договора без согласования с заказчиком (замена средства размещения, сроков поездки, экскурсий и т.д.);

- неисполнение, либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору.

По результатам проведенных контрольно-надзорных мероприятий в отношении туристских организаций составлено 64 протокола об административном правонарушении по ст. 14.8 ч.1, 14.8 ч.2, 14.10 КоАП РФ, выдано 45 предписаний о прекращении нарушений требований законодательства в сфере защиты прав потребителей [1, 5].

В целях минимизации всякого рода рисков и возможности полноценно использовать весь набор правовых гарантий защиты собственных прав, установленных законодательством Российской Федерации, потребителям следует ответственно подходить не только к выбору программы тура, ее стоимости, но и непосредственно к выбору туристской компании.

На официальном сайте Администрации Приморского края (http://www.primorsky.ru) в разделе: органы исполнительной власти/департамент международного сотрудничества и развития туризма потребители могут ознакомиться с перечнем туристских компаний Приморского края, которые внесены в Единый федеральный реестр туроператоров, с перечнем уполномоченных туроператоров, имеющих право формировать туристский продукт на российско-китайском направлении на безвизовой основе [4].

В соответствии с Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» туроператор несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги). Туроператор отвечает перед

туристами или иными заказчиками за действия (бездействие) третьих лиц, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено, что ответственность перед туристами несет третье лицо. Туроператор также отвечает перед туристами и (или) иными заказчиками также за действия (бездействие), совершенные от имени туроператора его турагентами, в пределах своих обязанностей (полномочий) [6].

Таким образом, лицом, к которому может быть предъявлена претензия в случае оказания услуг ненадлежащего качества, является как туроператор, поскольку именно на него возложена ответственность за качество туристского продукта, так и турагент в рамках агентского соглашения с туроператором.

Претензии к качеству туристского продукта предъявляются туристом и (или) иным заказчиком туроператору в письменной форме в течение 20 дней со дня окончания действия договора и подлежат рассмотрению в течение 10 дней со дня получения претензий.

Если по истечении 10 дней не предоставлен ответ на заявленную претензию или в удовлетворении претензии отказано потребитель вправе обратиться за защитой своих интересов в суд.

Для этого потребитель направляет в судебные органы исковое заявление. Форма и содержание искового заявления отражены в статье 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации [2, 3]:

1. Исковое заявление подается в суд в письменной форме.

2. В исковом заявлении должны быть указаны:

1) наименование суда, в который подается заявление;

2) наименование истца, его место жительства или, если истцом является организация, ее место нахождения, а также наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем;

3) наименование ответчика, его место жительства или, если ответчиком является организация, ее место нахождения;

4) в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца и его требования.

5) обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;

6) цена иска, если он подлежит оценке, а также расчет взыскиваемых или оспариваемых денежных сумм;

7) сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, если это установлено федеральным законом или предусмотрено договором сторон;

8) перечень прилагаемых к заявлению документов.

3. В заявлении могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты истца, его представителя, ответчика, иные сведения, имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела, а также изложены ходатайства истца.

4. Исковое заявление подписывается истцом или его представителем при наличии у него полномочий на подписание заявления и предъявление его в суд. Документы, прилагаемые к исковому заявлению, перечислены в статье 132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

К исковому заявлению прилагаются: его копии в соответствии с количеством ответчиков и третьих лиц; документ, подтверждающий уплату государственной пошлины;

- доверенность или иной документ, удостоверяющие полномочия представителя истца; документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, копии этих документов для ответчиков и третьих лиц, если копии у них отсутствуют; текст опубликованного нормативного правового акта в случае его оспаривания;

- доказательство, подтверждающее выполнение обязательного досудебного порядка урегулирования спора, если такой порядок предусмотрен федеральным законом или договором; расчет взыскиваемой или оспариваемой денежной суммы, подписанный истцом, его представителем, с копиями в соответствии с количеством ответчиков и третьих лиц.

В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Закона «О защите прав потребителей» потребители по искам, связанным с нарушением их прав освобождаются от уплаты государственной пошлины [7].

Также, Управление Роспотребнадзора по Приморскому краю информирует что, правовые и организационные основы участия органов Роспотребнадзора в гражданском судопроизводстве определены соответствующими нормами гражданского права [4].

Основанием для обращения органов Роспотреб-надзора в защиту определенных потребителей (потребителя) являются положения статьи 40 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» [7].

Основания специальной процессуальной дееспособности Роспотребнадзора установлены ч. 2 ст. 4, ст. 34, ч.1 ст. 38, ч.1 ст. 46, ст. 47 Гражданского процессуального кодекса РФ (ГПК РФ), п.п. 4, 5 ст. 40, ст.46 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (Закон РФ № 2300-1) [1, 7].

При этом, по статусу орган Роспотребнадзора может выступать как: Государственный орган, дающий заключения по делу (ст. 47 ГПК РФ; ст. 40 Закона РФ № 2300-1); Заявитель с правами истца (ч. 2. ст. 4, ст. 46 ГПК РФ; ст. 40 Закона РФ № 2300-1; ст. 46 Закона РФ № 2300-1- по неопределенному кругу потребителей) [7].

Поводами для участия органов Роспотребнадзора в конкретном гражданском деле могут быть обращения потребителей, а также поступившие материалы из других государственных органов или органов местного самоуправления, обращения обществен-

ных и иных организаций, публикации в средствах массовой информации или сети Интернет.

Необходимость участия в конкретном гражданском деле определяется органом самостоятельно, исходя из социального положения заинтересованного лица (нетрудоспособность, недееспособного лица) и оценки юридических последствий вступления в силу решения суда (актуальность, сложность, значимость гражданского дела или состояния законности в сфере защиты прав потребителей в конкретном субъекте РФ, районе, городе).

С целью обеспечения более высоких гарантий туристу при взыскании денежных средств с туроператора и повышения ответственности туроператоров за оказываемые ими услуги законодательно введен институт финансового обеспечения деятельности туроператора. В соответствии со ст. 17.1 ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» договор страхования ответственности туроператора либо банковская гарантия должны обеспечивать надлежащее исполнение туроператором обязательств по всем договорам о реализации туристского продукта, заключаемым с туристами и (или) иными заказчиками непосредственно туроператором либо по его поручению турагентами [6].

В случае возникновения определенных обстоятельств, указанных ниже, финансовое обеспечение должно гарантировать каждому туристу или иному заказчику, заключившему договор о реализации туристского продукта: возврат денежных средств, внесенных в счет договора о реализации туристского продукта, за услуги, оплаченные, но не оказанные туроператором или третьими лицами, на которых туроператором было возложено исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта; выплату денежных средств, причитающихся туристу или иному заказчику в возмещение реального ущерба, возникшего в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта, в том числе денежных средств, необходимых для компенсации расходов, понесенных туристом или иным заказчиком в связи с непредвиденным выездом (эвакуацией) из страны (места) временного пребывания (далее - расходы по эвакуации). Под расходами по эвакуации понимаются не включенные в общую цену туристского продукта расходы по перевозке, размещению, а равно иные расходы по эвакуации.

В состав реального ущерба, понесенного туристом и (или) иным заказчиком в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта, не включаются расходы, произведенные туристом в стране (месте) временного пребывания по собственному усмотрению и не обусловленные договором о реализации туристского продукта.

Необходимо иметь в виду, что наличие института финансового обеспечения совершенно не исключает необходимость обращения туриста в суд за защитой своих интересов. Более того, признание судом нарушенных прав является одним из основных условий обращения к страховщику или гаранту. Однако, чтобы сэкономить время, гораздо удобнее (и законодатель это допускает) предъявлять иск о возмещении реального ущерба, возникшего в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта не просто туроператору, а туроператору и страховщику (гаранту) совместно. При этом выплата страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора или уплата денежной суммы по банковской гарантии не лишает туриста права требовать от туроператора возмещения упущенной выгоды и (или) морального вреда в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством РФ [2, 3].

В требовании туриста и (или) иного заказчика указываются: фамилия, имя и отчество туриста, а также сведения об ином заказчике (если договор о реализации туристского продукта заключался заказчиком); дата выдачи, срок действия и иные реквизиты документа, представленного в качестве финансового обеспечения ответственности туроператора; номер договора о реализации туристского продукта и дата его заключения; наименование туроператора, которому предоставлено финансовое обеспечение; наименование турагента (если договор о реализации туристского продукта заключался между туристом и (или) иным заказчиком и турагентом, действующим по поручению туроператора, но от своего имени); информация об обстоятельствах (фактах), свидетельствующих о неисполнении или ненадлежащем исполнении туроператором (турагентом) обязательств по договору о реализации туристского продукта; ссылка на обстоятельства, предусмотренные выше (основания), послужившие причиной обращения туриста и (или) иного заказчика к страховщику или гаранту; размер денежных средств, подлежащих уплате туристу и (или) иному заказчику в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта, в том числе размер реального ущерба, понесенного туристом и (или) иным заказчиком в связи с его расходами по эвакуации. В случае если требование об уплате денежной суммы предъявляется по банковской гарантии гаранту - реквизиты документа, свидетельствующего об отказе туроператора в добровольном порядке удовлетворить требование о возмещении реального ущерба, понесенного туристом и (или) иным заказчиком в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского про-

дукта, и (или) номер и дата вступившего в законную силу судебного решения о возмещении туроператором указанного реального ущерба.

К требованию турист и (или) иной заказчик прилагает следующие документы: копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством РФ (с предъявлением оригинала указанных документов); копию договора о реализации туристского продукта (с предъявлением его оригинала); документы, подтверждающие реальный ущерб, понесенный туристом и (или) иным заказчиком в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором (турагентом) обязательств по договору о реализации туристского продукта.

Письменное требование туриста и (или) иного заказчика о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора или об уплате денежной суммы по банковской гарантии должно быть предъявлено страховщику или гаранту в течение срока действия финансового обеспечения. Страховщик или гарант обязан удовлетворить требование туриста и (или) иного заказчика о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора или об уплате денежной суммы по банковской гарантии не позднее 30 календарных дней после дня получения указанного требования.

В случаях, если с требованиями о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора или об уплате денежной суммы по банковской гарантии к страховщику, или гаранту обратилось одновременно более одного туриста и (или) иного заказчика и общий размер денежных средств, подлежащих выплате, превышает сумму финансового обеспечения, удовлетворение таких требований осуществляется пропорционально суммам денежных средств, указанным в требованиях к сумме финансового обеспечения.

Таким образом, со стороны законодателя предприняты максимально возможные меры для скорейшего и максимально удобного получения причитающихся туристу денежных средств, в связи с некачественным оказанием услуги туроператором, или турагентом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вязовик М.М. Некоторые аспекты надзорной деятельности в области защиты прав потребителей и благополучия человека // Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2012. №3-4(49-50). С. 35-37.

2. Кусков А.С. Правовые последствия непредоставления информации о потребительских свойствах туристского продукта. М.: Законы России: опыт, анализ, практика. 2012.

3. Кусков А.С., Сирик Н.В. Оказание туристских услуг: гражданско-правовое регулирование. М.: Юстицинформ, 2013.

4. Маслов Д.В. О проведении государственного надзора на территории Приморского края // Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2010. №1-2(41-42). C. 4-6.

5. Непша Н.Н. Защита прав потребителей на рынке туристических услуг // Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2012. №3-4(49-50). C. 60-63.

6. Об основах туристской деятельности в РФ / Федеральный закон от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ, Собрание законодательства РФ от 02.12.1996,. № 49 ст. 5491.

7. О защите прав потребителей / Закон РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1, Собрание законодательства РФ, 1996, ст. 140.

Nepsha N.N., Shividkina T.L.

on progress in the implementation of the federal state supervision in the field of protection of rights of consumers of tourist services

Management of Federal service on supervision in sphere of protection of consumer rights and human welfare for the Primorsky Krai, vladivostok.

During 2013, experts of Department of Rospotrebnadzor for the Primorsky Krai conducted 103 Supervisory activities in respect of business entities engaged in tourism activity. In accordance with the Plan of inspections of legal entities and individual entrepreneurs Department of Rospotrebnadzor for the Primorsky Krai in 2013, held on 23 scheduled inspections. On appeals of citizens about violations of their consumer rights held 80 unscheduled inspections and 1 administrative investigation.

Keywords: consumer protection, tourist, tourism product, Primorsky Krai, Department of Rospotrebnadzor.

Citation: Nepsha N.N., Shividkina T.L. On progress in the implementation of the federal state supervision in the field of protection of rights of consumers of tourist services. . Health. Medical ecology. Science. 2014; 4(58): 38-42. URL: https://yadi. sk/i/1NbhGjSmZKuru

Сведения об авторах

Непша Николай Николаевич, ведущий специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю; тел.: (423) 244-93-86; e-mail: [email protected];

Шивыдкина Татьяна Леонидовна, исполняющая обязанности начальника отдела защиты прав потребителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю; тел.: (423) 244-35-70; e-mail: [email protected].

© Т.С. Олешко, Е.В. Шмелёва, 2014 г УДК 378.14:69(571.53) (Приморский край)

Т.С. Олешко, Е.В. Шмелёва

о целевом наборе абитуриентов для восполнения кадрового потенциала в фбуз «центр гигиены и эпидемиологии в приморском крае»

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае», г. Владивосток.

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае» уделяет большое внимание целевому набору абитуриентов, агитации выпускников школ и молодёжи с целью привлечения для поступления на факультет общественного здоровья ТГМУ, проводит активную, целенаправленную работу по профориентации, заключению договоров на целевую подготовку с последующим трудоустройством в Центре и филиалах.

Ключевые слова: целевой набор, медико-профилактическое направление, Приморский край, довузовская подготовка, профессиональная ориентация, кадровый потенциал.

Цитировать: Олешко Т.С., Шмелёва Е.В. О целевом наборе абитуриентов для восполнения кадрового потенциала в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае» // Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2014. №4(58). С. 42-44. URL: https://yadi.sk7i/xAD4c8z8ZKus9

Одним из видов деятельности ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае» (далее Центр) является подготовка кадров, которая представлена несколькими направлениями деятельности. Это довузовская подготовка, додипломная подготовка, последипломная подготовка, дополнительное профессиональное образование.

Наиболее актуальным вопросом по подготовке кадров на протяжении ряда лет остаётся довузовская подготовка. В связи с дефицитом молодых специалистов, увеличением возрастного состава специалистов Центра, а также с целью формирования мотивации к подготовке специалистов медико-профилактического направления, в ФБУЗ «Центр гигие-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.