Научная статья на тему 'О проведении надзорных мероприятий в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации «о применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации'

О проведении надзорных мероприятий в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации «о применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
360
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / FOOD SECURITY / РОСПОТРЕБНАДЗОР / НАДЗОР НА РЫНКЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ / SUPERVISION AT THE FOOD MARKET / ДОСТУПНОСТЬ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ / THE AVAILABILITY OF FOOD PRODUCTS / КОНТРОЛЬ / CONTROL / ПРИМОРСКИЙ КРАЙ / PRIMORSKY REGION / CPS / RUSSIA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Маслов Дмитрий Валентинович, Шивыдкина Татьяна Леонидовна, Савченко Ирина Владимировна

Представлены результаты надзорной деятельности специалистов Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю в соответствии требованиям законодательства в отношении субъектов экономической деятельности, осуществляющих розничную торговлю продовольственными товарами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Маслов Дмитрий Валентинович, Шивыдкина Татьяна Леонидовна, Савченко Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE SUPERVISORY MEASURES IN THE IMPLEMENTATION OF THE PRESIDENTIAL DECREE RUSSIAN FEDERATION «ON THE APPLICATION OF CERTAIN SPECIAL ECONOMIC MEASURES TO ENSURE SECURITY OF RUSSIAN FEDERATION»

Presents the resultsof the oversightactivity of specialistsof Rospotrebnadzor Administrationfor thePrimorsky Region in accordancewith legal requirementsin respectof economic entitiesengaged inretailtradein food products.

Текст научной работы на тему «О проведении надзорных мероприятий в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации «о применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации»

into contracts, solving problems encountered by consumers when purchasing goods, works and services in the pretrial order. Organization and consultation advising center at the consumer rights protection allows to solve tasks.

Keywords: counseling center, consumer services, consulting, mistakes consumers, contract, Primorsky Region, Russia. Citation: Zakharova T.S. Error analysis of consumers in purchase of goods, works and services. Health. Medical ecology. Science. 2015; 4(62): 33-38. URL: https://yadi.sk/i/h33m3dW5iTjoJ.

Сведения об авторе

Захарова Татьяна Сергеевна, начальник отдела юридического обеспечения и государственных закупок ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае», тел: (423)265-02-20, е-mail: [email protected]

© Коллектив авторов, 2015 г.

УДК 366.542:336 (Приморский край)

Д.В. Маслов, Т.Л. Шивыдкина, И.В. Савченко

о проведении надзорных мероприятий в рамках реализации указа

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «О ПРИМЕНЕНИИ ОТДЕЛЬНыХ

специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю, г. Владивосток.

Представлены результаты надзорной деятельности специалистов Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю в соответствии требованиям законодательства в отношении субъектов экономической деятельности, осуществляющих розничную торговлю продовольственными товарами.

Ключевые слова: продовольственная безопасность, Роспотребнадзор, надзор на рынке продовольственных товаров, доступность продовольственных товаров, контроль, Приморский край.

Цитировать: Маслов Д.В., Шивыдкина Т.Л., Савченко И.В. О проведении надзорных мероприятий в рамках реализации указа Президента Российской Федерации «о применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» // Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2015. №4(62). С. 42-46. URL: https://yadi.sk/iAsqeg_FeiTjoN.

В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 06.08.2014 № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», Приказа Роспотребнадзора от 19.08.2014 г. № 876 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 06.08.2014 г. № 560» по Управлению Роспотребнадзора по Приморскому краю издан Приказ № 11554 от 22.08.2014 г. «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 06.08.2014 г. №560», в соответствии с которым к основными направлениями деятельности по его реализации относится [1]:

• проведение мониторинга ситуации по недопущению ввоза на территорию Российской Федерации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, указанных в Перечне сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия и Королевство Норвегия и которые сроком на один год запрещены к ввозу в Российскую Федерацию, утвержденном постановлением Правительства РФ от 07.08.2014 г. № 778;

• проведение внеплановых проверок на пищевых объектах за исполнением обязательных требований в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка;

• организация взаимодействия с органами исполнительной власти Приморского края и местного самоуправления по вопросам доступности продовольственных товаров для населения: недопущение роста цен, организация специализированных торговых сетей социальной направленности и «упрощенных» форм торговли; недопустимость снижения ассортимента и полноценности питания в образовательных учреждениях, уменьшения количества учащихся, получающих горячее питание;

• организация взаимодействия с Дальневосточным таможенным управлением по обеспечению запрета ввоза на таможенную территорию Российской Федерации и реэкспорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, указанных в Перечне, оказание практической и методической помощи таможенным органам, расположенным в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, по ре-

шению вопросов идентификации подконтрольных Роспотребнадзору товаров.

За период с момента принятия Указа Президента Российской Федерации от 06.08.2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» и по состоянию на 01.06.2015 г. Управлением Роспотребнадзора по Приморскому краю были проведены контрольно-надзорные мероприятия на 721 пищевом объекте, из них на 508 предприятиях торговли, в т.ч. социальной направленности, расположенных на рынках и ярмарках; 184 предприятиях общественного питания: в т.ч. пищеблоках ЛПУ, дошкольных и общеобразовательных учреждений; 29 предприятиях пищевой промышленности [1, 3].

Наибольшее количество надзорных мероприятий проведено на объектах розничной торговли и составило 70,5% от общего числа проведенных.

Данное обстоятельство объясняется проведением проверок, основанием для проведения которых явилось поступление обращения потребителя с соответствующей жалобой на состояние дел на потребительском рынке края: необоснованный рост цен на сельскохозяйственную и продовольственную продукцию; отсутствие ценников на продовольственные товары, предоставление недостоверной информации о цене товара; обман потребителя; реализация продукции, ввоз которой запрещен; реализация недоброкачественной продукции и другие, которые поступали в Управление Роспотребнадзора по Приморскому краю и его территориальные отделы.

Всего в указанный период в Управление Роспо-требнадзора по Приморскому краю поступило 521 обращение, связанное с продажей продовольственной продукции, из них почти 70%, связано с формированием цены на товары и указанием ее на ценнике.

При проведении проверок в отношении субъектов экономической деятельности, осуществляющих розничную торговлю принималось во внимание что, основу правового регулирования отношений в области торговой деятельности формируют [2, 4]:

- Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ);

- Федеральный закон от 28.12.2009 г. № 381-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон № 381-Ф3);

- Закон Российской Федерации от 07.02.1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон о защите прав потребителей),

- Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55.

При этом, согласно основным началам и принципам гражданского законодательства при установ-

лении и осуществлении гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно, а извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного проведения никто не вправе (пункты 3, 4 статьи 1 ГК РФ).

Статья 10 ГК РФ закрепила право лица, в отношении которого было допущено заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом), требовать возмещения причиненных этим убытков.

Устанавливая основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации, Закон №381-Ф3 в качестве целей его принятия, в том числе, определил обеспечение доступности товаров для населения (пункт 2 части 2 статьи 1) и соблюдение прав и законных интересов населения (пункт 3 части 2 статьи 1), которое должно обеспечиваться одновременно с соблюдением прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность, при балансе их экономических интересов.

Очевидно, что одним из основополагающих критериев доступности продовольственных товаров для населения является цена, определяемая хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, по общему правилу самостоятельно за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункт 8 части 2 статьи 8 Закона №381-ФЗ, пункт 1 статьи 424 ГК РФ), достоверная информация о которой в целях обеспечения правильного выбора товаров должна доводиться продавцами до потребителей в соответствии с требованиями статей 8-10 Закона о защите прав потребителей.

При этом достоверность цены продовольственного товара по договору купли-продажи, указываемой в конечном итоге на ценнике (согласно пункту 19 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от 19.01.1998 г. №55), ввиду наличия установленных Законом № 381-ФЗ императивных требований, предъявляемых в связи с заключением и исполнением договора поставки продовольственных товаров к хозяйствующему субъекту, осуществляющему поставки продовольственных товаров, во многом будет зависеть от добросовестности соблюдения этими субъектами соответствующих законоположений при определении цены договора поставки продовольственных товаров.

Частями 3-6 статьи 9 Закона № 381-ФЗ установлено, что соглашением сторон договора поставки продовольственных товаров может предусматриваться включение в его цену вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им определенного количества продовольственных то-

варов. Размер указанного вознаграждения не может превышать десять процентов от цены приобретенных продовольственных товаров.

При этом не допускается выплата иных видов вознаграждения; не допускается выплата указанного вознаграждения в связи с приобретением хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, указанных в перечне, установленном Правительством Российской Федерации.

Перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости и порядок установления предельно допустимых розничных цен на них установлен Постановлением Правительством Российской Федерации от 15.07.2010 г. №530.

Так, согласно данного Постановления к социально значимым товарам, в отношении которых не допускается включать в цену товара любые виды вознаграждения, относятся: мясо кур, молоко питьевое пастеризованное 2,5-3,2% жирности, хлеб и хлебобулочные изделия из пшеничной муки, ржаной муки и смеси пшеничной и ржаной муки [2, 3].

Согласно статьи 426 ГК РФ договор «купли-продажи» относится к «публичным договорам», которым признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающей ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого кто к ней обратиться. Договор купли-продажи относится к публичным договорам. Отсюда следует, что:

- коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора;

- публичный договор может быть заключен в любой форме, в том числе с применением «публичной оферты».

Термин «публичная оферта», в соответствии статьей 435-437 ГК РФ - это предложение о заключении договора, если оно, во-первых, содержит в себе указание на все существенные условия будущего договора и, во-вторых, достаточно определенно выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта может быть адресована одному или нескольким конкретным лицам, а также неопределенному кругу лиц - со стороны предприятий связи, торговли, службы быта и др.

Если такое обращение адресовано неопределенному кругу лиц, то из предложения должна быть ясной воля заключить договор с любым отозвавшимся.

Подобным предложением является помещение товара на внутренней витрине магазина либо в тор-

говый автомат с указанием на ценнике цены товара, так как на практике цена товара является существенным условием договора купли-продажи.

Поэтому, покупатель, имеющий намерение приобрести товар по цене, указанной на ценнике, вправе требовать от продавца его передачи при заключении договора купли-продажи именно по цене, указанной на ценнике и стоимость товара, находящегося в продаже и указанная на ценнике, должна совпадать с ценой товара при расчете на кассе.

Продажа товара потребителю по цене, не соответствующей заявленной на ценнике, с учетом обстоятельств дела образует следующие составы административного правонарушения: часть 1 статьи 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (обман потребителя); частью 1 статьи 14.8. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение прав потребителя на получение достоверной информации о цене товара); 14.15. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (отсутствие ценников, нарушение порядка оформления ценников).

Согласно положениям статьи 10 Закона о защите прав потребителей продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать среди прочей, цену в рублях и условия приобретения товаров.

По отдельным видам товаров перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством РФ.

Так, согласно п.п. 9, 19 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 55 Продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, сорта (при его наличии), цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника.

Взаимосвязанными нормами законодательства в области защиты прав потребителей и налогового законодательства, по требованию покупателя или клиента организации и индивидуальные предприниматели обязаны выдать документ (товарный чек, квитанции или другой документ, подтверждающий прием денежных средств за соответствующий товар, работу, услугу).

При проведении мероприятий по надзору Управлением Роспотребнадзора по Приморскому краю выявлены нарушения законодательных актов Таможенного союза, Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического бла-

гополучия населения и защиты прав потребителей на 561 пищевом объекте, в том числе:

- нарушения санитарно-гигиенического содержания помещений на 194 объектах;

- нарушения условий хранения и реализации пищевой продукции на 101 объекте;

- отсутствие полной и достоверной информации для потребителя на маркировке продукции на 249 объектах;

- несоблюдение сроков хранения пищевой продукции на 17 объектах;

- нарушение правил продажи продовольственных товаров на 252 объектах.

В рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора на пищевых объектах отобрано 132 пробы пищевых продуктов для проведения лабораторных исследований, из них 76 проб для исследования по микробиологическим показателям, 50 проб - по санитарно-хи-мическим показателям, 6 проб - по показателям идентификации.

По результатам лабораторных исследований (испытаний) несоответствие санитарно -эпидемиологическим требованиям установлено в 8 исследованных пробах пищевых продуктов.

По результатам проведенных мероприятий Управлением Роспотребнадзора по Приморскому краю составлено 908 протоколов об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе:

- по нарушениям законодательства в области защиты прав потребителей - 655 протоколов об административном правонарушении (72.2%), в том числе по статьям КоАП РФ: 14.1 ч.1 (3); 14.2 (5); 14.4 ч.1 (10); 14.5 ч.1 (23); 14.6 ч.1 (2); 14.7 (7); 14.7 ч.1 (5); 14.7 ч.2 (10); 14.8 ч.1(159); 14.15 (242); 14.16 ч.1 (1); 14.16 ч.3 (9); 14.43 ч.1 (138); 14.43 ч.2 (20); 14.45 (14); 14.53 ч.1 (7);

- по нарушениям санитарного законодательства - 212 протоколов об административном правонарушении (23,3% от общего числа составленных), в том числе по статьям КоАП РФ: 6.3 (8); 6.4 (77); 6.6 (103); 6.7 ч.1 (22); 8.2 (2);

- по нарушениям административного законодательства - 41 протокол об административном правонарушении (4.5%) в том числе по статьям КоАП РФ: 17.7 (2); 19.4.1 ч.1 (2); 19.5 ч.1 (22); 19.5 ч.15 (7); 19.7 (4); 19.7.5-1 (4).

Наложено штрафных санкций на сумму свыше 7,0 млн. рублей.

Направлено в суды Приморского края для принятия решения о приостановлении деятельности пищевого объекта 25 протоколов об административном правонарушении, в том числе по статьям КоАП РФ: 6.3 (4); 6.4 (10); 6.6 (11).

За истекший период забраковано 127 партий общим объемом 441,412 кг (л), основанием для забра-ковки явилась реализация продукции:

- с истекшим сроком годности - 36 партий;

- с отсутствием товарных сопроводительных документов, информации для потребителя - 17 партий;

- обезличенная продукция - 47 партий;

- с несоответствием информации для потребителей установленным требованиям (отсутствие даты изготовления, изготовителя) - 20 партий;

- с несоответствием обязательным требованиям, установленным нормативными документами - 1 партия;

- запрещенная к ввозу, входящая в Перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 г. № 778 - 4 партии;

- с отсутствием документов, подтверждающих соответствие продукции обязательным требованиям, в случаях когда нормативными документами установлено обязательное подтверждение соответствия, отсутствие знака обращения на рынке - 2 партии.

Специалисты Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю в указанный период также привлекались к проверкам, проводимым органами прокуратуры Приморского края по соответствующим требованиям в отношении субъектов экономической деятельности, осуществляющих розничную торговлю продовольственными товарами, всего принято участие в проведении 168 проверок. По итогам совместных проверок органами прокуратуры возбуждены дела об административных правонарушениях по статьям КоАП РФ: 14.5 (отсутствие информации для потребителей о продавце), 14.8.ч.1 (отсутствие необходимой и достоверной информации для потребителя о товаре), 14.15 (отсутствие ценников, нарушение порядка оформления ценников).

ЛИТЕРАТУРА

1. Указ Президента РФ от 06.08.2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации».

2. Постановление Правительства РФ от 07.08.2014 г. № 778 «О мерах по реализации Указа Президента РФ от 6 августа 2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности РФ».

3. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека принят от 19.08.2014 г. № 876 «О мерах по реализации Указа президента РФ от 06.08.2014 г. № 560».

4. Распоряжение и.о. Губернатора Приморского края от 13.08.2014 № 285-ра «О создании Краевого штаба по оперативному мониторингу и реагированию на изменение конъюнктуры рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия».

D.V. Maslov, T.L. Shivydkina, I.V. Savchenko

ON THE SUPERVISORY MEASURES IN THE IMPLEMENTATION OF THE PRESIDENTIAL

DECREE RUSSIAN FEDERATION «ON THE APPLICATION OF CERTAIN SPECIAL

ECONOMIC MEASURES TO ENSURE SECURITY OF RUSSIAN FEDERATION»

Federal Service for Supervision of Consumer Rights Protection and Human Welfare in the Primorsky Territory, Vladivostok, Russia.

Presents the resultsof the oversightactivity of specialistsof Rospotrebnadzor Administrationfor the Primorsky Region in accordancewith legal requirementsin respectof economic entitiesengaged inretailtrade in food products.

Keywords: food security, CPS, supervision atthe food market, the availabilityof food products, control, Primorsky Region, Russia.

Citation: Maslov D.V., Shivydkina T.L., Savchenko I.V. On the supervisory measures in the implementation of the Presidential decree Russian Federation «On the application of certain special economic measures to ensure security of Russian Federation». Health. Medical ecology. Science. 2015; 4(62): 42-46. URL: https://yadi.sk/i/-sqeg_FeiTjoN.

Сведения об авторах

Маслов Дмитрий Валентинович, руководитель Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю, (423) 244 27 40, e-mail [email protected]

Шивыдкина Татьяна Леонидовна, начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю, 8 (423) 244 32 09, e-mail [email protected]

Савченко Ирина Владимировна, заместитель начальника отдела защиты прав потребителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю, тел.: (423)244 17 43, e-mail: [email protected]

© Е.А. Полупанова, Т. Л. Шивыдкина, 2015 г УДК 332.8 (Приморский край)

Е.А. Полупанова, Т.Л. Шивыдкина

ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В СФЕРЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ

жилищно-коммунальных услуг

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю, г. Владивосток.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В целях реализации государственной функции по надзору в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере ЖКХ на территории Приморского края в 2014 г. Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскомукраюпроведено273надзорныхмероприятий,входекоторыхвыявлено 143нарушениязаконодательства РФ в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и защиты прав потребителей (52%).

Ключевые слова: жилищно-коммунальные услуги, защита прав потребителей, нарушения законодательства РФ, мероприятия по надзору, Приморский край.

Цитировать: Полупанова Е.А.., Шивыдкина Т.Л. Защита прав потребителей в сфере представления жилищно-коммунальных услуг // Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2015. №4(62). С. 46-50. URL: https://yadi.sk/i/3n0mocqAiTjoS.

В современном мире жилищно-коммунальные ус- селению жилого фонда в самоуправление, ростом цен

луги занимают прочное место в структуре ежеднев- на коммунальные услуги и резким увеличением их

ного потребления наравне с продуктами питания, доли в структуре расходов населения, а также перехо-

предметами первой необходимости, услугами связи дом предприятий жилищно-коммунальной сферы на

и медицинскими услугами. самоокупаемость. Вместе с тем уровень и качество

Защита прав потребителей в сфере жилищно- жилищно-коммунальных услуг не претерпели су-

коммунального хозяйства (далее - ЖКХ) в услови- щественных изменений, несмотря на происходящие

ях реформирования жилищного сектора экономики преобразования в различных секторах экономики.

является одной из важнейших социально значимых Проведение систематического и целенаправ-

функций государства [2, 4, 7]. ленного государственного контроля и надзора за

Вопросы защиты прав потребителей в сфере ЖКХ соблюдением законов и иных нормативных право-

стали особенно актуальными в связи с передачей на- вых актов Российской Федерации, регулирующих

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.