Вестник Омского университета. Серия «Право». 2018. № 3 (56). С. 28-31.
УДК 347
DOI 10.25513/1990-5173.2018.3.28-31
К ВОПРОСУ О РОЛИ РОСПОТРЕБНАДЗОРА В ВОПРОСАХ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
TO THE QUESTION OF THE ROLE OF THE FEDERAL SERVICE FOR SURVEILLANCE ON CONSUMER RIGHTS PROTECTION AND HUMAN WELLBEING IN MATTERS OF FOOD SECURITY
О. А. ЛИПИЧ (O. A. LIPICH)
Статья посвящена изучению полномочий органов Роспотребнадзора в решении вопросов продовольственной безопасности.
Ключевые слова: продовольственная безопасность; защита прав потребителей; качество товара; продукты питания.
The article is devoted to the study of powers of the Federal Service for Surveillance on Consumer Rights Protection and Human Wellbeing in addressing issues of food security.
Key words: food safety; consumer protection; quality of goods; food.
Одним из приоритетных направлений государственной политики в области продовольственной безопасности на сегодняшний день является надёжное обеспечение населения страны продуктами питания, развитие отечественного агропромышленного и рыбо-хозяйственного комплексов, оперативное реагирование на внутренние и внешние угрозы стабильности продовольственного рынка, а также эффективное участие в международном сотрудничестве в сфере продовольственной безопасности [1].
Как отмечается в Доктрине продовольственной безопасности РФ (далее - Доктрина), продовольственная безопасность Российской Федерации является одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности страны в среднесрочной перспективе, фактором сохранения её государственности и суверенитета, важнейшей составляющей демографической политики, необходимым условием реализации стратегического национального приоритета - повышение качества жизни российских граждан
© Липич О. А., 2018
путём гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения.
Пункт 12. Доктрины содержит положения о том, что для обеспечения безопасности пищевых продуктов необходимо осуществление контроля за соответствием требованиям законодательства Российской Федерации сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия, в том числе импортированных, на всех стадиях их производства, хранения, транспортировки, переработки и реализации [1].
В связи с этим особая роль в реализации данных положений Доктрины отводится органам Роспотребнадзора. В частности, на его территориальные органы возложены следующие полномочия:
• Во-первых, организация и проведение проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями
и гражданами требований санитарного законодательства, санитарно-противоэпидеми-ческих (профилактических) мероприятий, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
• Во-вторых, осуществление в установленном порядке проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в области защиты прав потребителей, а также технических регламентов, государственный контроль (надзор) за соблюдением требований которых возложен на Федеральную службу.
• В-третьих, организация и проведение в порядке, установленном в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации, санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государ -ственную границу Российской Федерации.
• В-четвёртых, организация и проведение проверки соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями соответствия сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям и др. [2].
Так, за 2017 г. Управлением Роспотребнадзора по Забайкальскому краю в части соблюдения требований технических регламентов наибольшее число проверок проведено по соблюдению требований ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» -1 718, (2016 г. - 1 024); ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части её маркировки» -1451, (2016 г. - 777); ТР ТС 033/2011 «О безопасности молока и молочной продукции» -864, (2016 г. - 636); ТР ТС 034/2011 «О безопасности мяса и мясной продукции» - 824, (2016 г. - 427); ТР ТС 023/2011 «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей» - 760, (2016 г. - 432), ТР ТС 024/2011 «Технический регламент на масло-жировую продукцию» - 703, (2016 г. - 422). В результате проверок Управлением выявлена несоответствующая требованиям технических
регламентов пищевая продукция и наложен арест на 1 597 партий в объёме 23 414,581 кг на сумму 630,5 тыс. руб. (2016 г. - 46 партий в объёме 378,246 кг на сумму 100,0 тыс. руб.). По решениям судов указанная продукция конфискована у хозяйствующих субъектов [3].
Значительное число выявленных нарушений регистрируется при проверках соблюдения ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» и ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части её маркировки». При этом на несоблюдение требований в отношении к продукции приходится 95,0 % (2016 г. - 95,5 %), а в отношении требований к процессам 5,0 % нарушений (2016 г. -7,5 %).
Следует отметить, что количество выявленных нарушений в 2017 г. повысилось (на 34,0 %) в основном за счёт количества выявленных нарушений требований ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции».
Вместе с тем уменьшился удельный вес нарушений в части порядка и объёма сведений о продукции, предоставляемой потребителям, он составил 92,5 % (2016 г. - 94,0 %) и в части достоверности сведений - 7,5 % (2016 г. - 6,0 %). Данный факт свидетельствует о недобросовестности продавца и недоведении до потребителя полной информации о товаре при его расфасовке в организациях розничной торговли.
Анализ материалов правоприменительной практики позволяет выявить следующие, наиболее часто встречающиеся нарушения действующего законодательства в части обеспечения продовольственной безопасности:
• Во-первых, нарушение СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов» (далее - СП 2.3.6.1066-01), ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части её маркировки» (далее - ТР ТС 022/2011) в организациях торговли.
Так, при проведении внеплановых выездных проверок в организациях торговли было выявлено, что хранение пищевой продукции в торговом зале частично осуществляется непосредственно на полу, без подтоварников и стеллажей (нарушение условий хранения пищевой продукции, в том числе
О. А. Липич
температурных условий, хранение без подтоварников, совместное хранение сырых и готовых продуктов, нарушение правил товарного соседства и норм складирования, отсутствие термометров в холодильном оборудовании и психрометров в складских помещениях (нарушение п. 6.2, 6.4, 7.2, 7.6, 7.7, 7.8 СП 2.3.6.1066-01).
Также при проведении внеплановых выездных проверок в организациях торговли было установлено осуществление реализации пищевой продукции с истекшим сроком годности, без документов, подтверждающих качество и безопасность (реализация продукции с истекшим сроком годности, без документов, подтверждающих качество и безопасность, в том числе сырья без ветеринарных документов, отсутствие маркировки при фасовании продукции в организациях торговли (нарушение п. 8.24. СП 2.3.6.1066-01).
Кроме того, при проведении внеплановых проверок в организациях торговли выявлялись факты нахождения в торговом зале с оформленными ценниками в продаже расфасованных продавцом в отсутствие потребителя огурцов. При этом на этикетке (либо листе-вкладыше), размещённой на потребительской упаковке, отсутствовали сведения об изготовителе и его местонахождении (нарушение при нанесении маркировки на потребительской упаковке при фасовке продуктов питания в отсутствие потребителя в организации розничной торговли (нарушение п. 5 ч. 4.12 ст. 4 ТР ТС 022/2011).
В результате проведённых проверок за вышеуказанные нарушения требований СП 2.3.6.1079-01 в тех случаях, когда деятельность хозяйствующих субъектов в организациях торговли представляла угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан деятельность 15 предприятий торговли, расположенных на территории Забайкальского края, была приостановлена решением судов по протоколам Управления и его территориальных отделов.
• Во-вторых, нарушение ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» (далее - ТР ТС 022/2011) в организациях, осуществляющих производство пищевой продукции являются. Так, при проведении внеплановых проверок были выявлены нарушения в части несоответствия маркировки пи-
щевой продукции требованиям технического регламента Таможенного союза, устанавливающего требования к пищевой продукции в части её маркировки, и соответствующим требованиям технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции (нарушение пп. 9 ч. 4.1 ст. 4 ТР ТС 022/2011).
• В-третьих, нарушение других нормативно-правовых актов на объектах, осуществляющих деятельность по производству и обороту пищевых продуктов. Так, например, в ходе проведения проверок были установлены факты реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии (нарушение п. 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утв. постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55). Следует отметить, что за допущенные нарушения Управлением Роспотребнадзора по Забайкальскому краю составлено 460 протоколов об административных правонарушениях, вынесено 557 постановлений о назначении административного наказания, в том числе в виде штрафов - 187, в виде предупреждений - 370.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что чаще всего органами Роспотреб-надзора принимаются меры административного воздействия по следующим статьям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:
- ст. 6.6. «Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения» (нарушения правил мытья столовой, кухонной посуды и инвентаря в организациях общественного питания, несоблюдение правил личной гигиены персоналом пищеблоков; отсутствие термометров в холодильном оборудовании, использование немаркированного инвентаря, отсутствие проведения ежедневной оценки качества полуфабрикатов, блюд и кулинарных изделий в предприятиях общественного питания);
- ст. 8.2. «Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веще-
ствами» (контейнеры для сбора и временного хранения твердо-бытовых отходов не имеют крышек, заполнены более чем на 2/3 объёма, отсутствуют договоры со специализированной организацией по вывозу твёрдых бытовых отходов, территория предприятий захламлена твёрдыми бытовыми отходами -пластиковой тарой, пробками, бытовым мусором);
- ч. 1 и ч. 2 ст. 14.43 «Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов» (нарушения маркировки, условий хранения и реализации пищевой продукции; несоответствие результатов исследований пищевой продукции требованиям законодательства о техническом регулировании);
- ч. 1 ст. 14.46. «Нарушение порядка маркировки продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия» (маркировка алкогольной продукции знаком соответствия продукции, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено в порядке, предусмотренном законодательством о техническом регулировании (не представлена декларация о соответствии) и др. [4].
В связи с этим, в целях ненарушения действующего законодательства в части обеспечения продовольственной безопасности при продаже пищевых продуктов, лица, осуществляющие реализацию продуктов, должны знать требования к продукции, запрещённой к реализации и строго контролировать соблюдение установленных правил при входном контроле. Кроме того, они должны своевременно осуществлять выбраковку и удаление такой продукции из торгового зала на склад брака. В свою очередь, руководители организаций торговли должны знать санитарные правила и обеспечивать
контроль за их исполнением всеми сотрудниками, а также понимать меру ответственности за нарушения требований санитарного законодательства.
В части соблюдения требований технических регламентов ответственным лицам необходимо обеспечивать контроль за условиями хранения пищевой продукции, в частности соблюдением требований температур-но-влажностных режимов, товарного соседства; входной контроль за наличием маркировки на упакованной продукции (в том числе в транспортную упаковку) и её соответствием установленным требованиям; наличие всей необходимой информации на этикетке пищевого продукта при фасовке продуктов питания в отсутствие потребителя на предприятии розничной торговли и пр.
1. Российская Федерация. Указы. Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации : Указ Президента РФ от 30.01.2010 г. № 120 // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://pravo.gov.ru.
2. Российская Федерация. Приказы. Об утверждении Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю : Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 10.07.2012 г. № 739 // Официальный сайт Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю. - URL: http://75.rospotrebnadzor.ru.
3. Здесь и далее приводится статистическая информация, предоставленная Управлением Роспотребнадзора по Забайкальскому краю.
4. Российская Федерация. Законы. Кодекс об административных правонарушениях : Федеральный закон от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ [принят ГД ФС РФ 20.12.2001 г.] // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://pravo.gov.ru.