Научная статья на тему 'Правоприменительная практика Россельхознадзора в области ветеринарии (обзор по субъектам Российской Федерации)'

Правоприменительная практика Россельхознадзора в области ветеринарии (обзор по субъектам Российской Федерации) Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
368
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕТЕРИНАРИЯ / ВЕТЕРИНАРНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / РОССЕЛЬХОЗНАДЗОР / ПРАВОНАРУШЕНИЯ / ПРАКТИКА В ОБЛАСТИ ВЕТЕРИНАРИИ / VETERINARY MEDICINE / VETERINARY LEGISLATION / OFFICE OF THE FEDERAL SERVICE FOR VETERINARY AND PHYTOSANITARY SURVEILLANCE / OFFENSES / PRACTICE IN THE FIELD OF VETERINARY MEDICINE

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Воронин Б.А., Тухбатов И.А., Воронина Я.В.

Analysis of law enforcement practice in the field of veterinary medicine shows that in some cases, legal entities and individuals do not fully comply with the requirements of Federal Law No. 243-FL of July 13, 2015, On Amending the Law of the Russian Federation and Certain Legislative Acts of the Russian Federation [1].The article discusses the list of violations of veterinary legislation committed by economic entities in the field of certain types of activities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LAW ENFORCEMENT PRACTICES OF THE FEDERAL SERVICE FOR VETERINARY AND PHYTOSANITARY SURVEILLANCE OF THE RUSSIA IN THE FIELD OF VETERINARY (REGARDING THE RUSSIAN FEDERATION SUBJECTS)

Analysis of law enforcement practice in the field of veterinary medicine shows that in some cases, legal entities and individuals do not fully comply with the requirements of Federal Law No. 243-FL of July 13, 2015, On Amending the Law of the Russian Federation and Certain Legislative Acts of the Russian Federation [1].The article discusses the list of violations of veterinary legislation committed by economic entities in the field of certain types of activities.

Текст научной работы на тему «Правоприменительная практика Россельхознадзора в области ветеринарии (обзор по субъектам Российской Федерации)»

Экономика

УДК 34.03

DOI 10.32417/article_5c4074ebe91f21.64438674

ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА РОССЕЛЬХОЗНАДЗОРА В ОБЛАСТИ ВЕТЕРИНАРИИ

(ОБЗОР ПО СУБЪЕКТАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)

Б. А. ВОРОНИН, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой управления и права,

И. А. ТУХБАТОВ,| доктор сельскохозяйственных наук, доцент, руководитель Управления Россельхознадзора по Свердловской области, Я. В. ВОРОНИНА, старший преподаватель кафедры управления и права, Уральский государственный аграрный университет

(620075, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, д. 42)

Ключевые слова: ветеринария, ветеринарное законодательство, Россельхознадзор, правонарушения, практика в области ветеринарии.

Анализ правоприменительной практики в области ветеринарии показывает, что в отдельных случаях юридические и физические лица не полностью выполняют требования Федерального закона № 243-ФЗ от 13.07.2015 «О внесении изменений в закон Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [1].

В статье рассматривается перечень нарушений ветеринарного законодательства, совершаемых хозяйствующими субъектами в области отдельных видов деятельности.

LAW ENFORCEMENT PRACTICES OF THE FEDERAL SERVICE FOR VETERINARY AND PHYTOSANITARY SURVEILLANCE OF THE RUSSIA IN THE FIELD OF VETERINARY (REGARDING THE RUSSIAN FEDERATION SUBJECTS)

B. A. VORONIN, doctor of law, professor, head of the department of management and law,

I. A. TUHBATQV, doctor of agricultural sciences, associate professor,

head of the office of the Federal service for veterinary and phytosanitary surveillance for the Sverdlovsk region, Ya. V. VORONINA, senior lecturer of department of management and law, Ural state Agrarian University

(42 K. Liebknekhta Str., 620075, Ekaterinburg)

Keywords: veterinary medicine, veterinary legislation, Office of the Federal Service for Veterinary and Phytosanitary Surveillance, offenses, practice in the field of veterinary medicine.

Analysis of law enforcement practice in the field of veterinary medicine shows that in some cases, legal entities and individuals do not fully comply with the requirements of Federal Law No. 243-FL of July 13, 2015, On Amending the Law of the Russian Federation and Certain Legislative Acts of the Russian Federation [1].

The article discusses the list of violations of veterinary legislation committed by economic entities in the field of certain types of activities.

Положительная рецензия подготовлена Д. В. Осинцевым, доктором юридических наук, профессором кафедры теории и практики управления Уральского государственного юридического университета.

Цель и методика исследований

Целью настоящего исследования является анализ правоприменительной практики Россельхознадзора в области ветеринарии.

Методы исследования: логический (анализ, синтез, обобщение), административно-правовой, системный.

Результаты исследований

Рассмотрим типичные нарушения норм ветеринарного законодательства и иных правовых актов, связанных с правовым регулированием в области ветеринарии хозяйствующими субъектами в Российской Федерации.

Для хозяйствующих субъектов, осуществляющих содержание и разведение крупного рогатого скота (хозяйств, ферм, комплексов), характерно:

- отсутствие ограждения территории ферм и комплексов, санитарных пропускников, дезинфекционных барьеров при въезде на территорию хозяйства, дезинфекционных ковриков при входах в производственные помещения;

- не проводится дезинфекция производственных и животноводческих помещений;

- не оформляются ветеринарные сопроводительные документы на полученное молоко, в сопроводительных документах не указываются дата, время (часы, минуты) отгрузки и номер партии сырого молока;

- отсутствуют карантинные помещения;

- отсутствуют оборудованные площадки для хранения и обеззараживания навоза, отсутствуют навозохранилища;

- неудовлетворительное состояние помещений для сбора и хранения молока (помещения для сбора и хранения молока требуют проведения ремонта полов, стен и потоков);

- не контролируется температурный режим охлаждения молока;

- молоко перевозится в неопломбированных емкостях;

- отсутствие емкостей для сбора маститного молока;

- не проводится карантинирование завозимого поголовья, не проводятся обязательные профилактические мероприятия, диагностические исследования;

- допускаются нарушения при ведении ветеринарной отчетности;

- нарушение ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.

Таким образом, хозяйствующими субъектами допускаются нарушения Ветеринарных правил содержания крупного рогатого скота в целях его воспроизводства, выращивания и реализации (утверждены Приказом Минсельхоза России от 13.12.2016 г.

№ 551 [2]); Ветеринарно-санитарных правил для специализированных хозяйств (ферм и комплексов) по откорму крупного рогатого скота и выращиванию ремонтных телок (утверждены Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР 30.08.1983 г.); Санитарных и ветеринарных правил для молочных ферм колхозов, совхозов и подсобных хозяйств (утверждены Госагропромом СССР по согласованию с Министерством здравоохранения СССР 29.09.1986 г.); Технического регламента Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции» (ТР ТС 033/2013) (принят Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 г. № 67) [3]; Ветеринарных правил оформления ветеринарных сопроводительных документов (утверждены Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 27.12.2016 г. № 589) [4]; Правил ветеринарной обработки животных при их отборе и продаже колхозам, государственным хозяйствам и другим предприятиям и организациям и при межхозяйственном обмене животными для племенных и производственных целей (утверждены Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР 23.04.1979 г.); Инструкции по ветеринарному учету и отчетности (утверждена Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР 03.09.1975 г.); Правил профилактики и борьбы с заразными болезнями, общими для человека и животных; Ветеринарно-са-нитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов (утверждены Главным государственным ветеринарным инспектором РФ от 04.12.1995 г. № 13-7-2/469).

Ответственность за вышеуказанные нарушения предусмотрена частью 1 статьи 10.6, частью 3 статьи 10.8, частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.

Для хозяйствующих субъектов, осуществляющих содержание птицы (птицефабрик), характерно:

- отсутствие ограждения территории, санитарных пропускников, дезинфекционных барьеров при въезде на территорию предприятий, дезинфекционных ковриков при входах в производственные помещения;

- не проводится дезинфекция производственных и животноводческих помещений;

- отсутствие оборудованных площадок для хранения и обеззараживания помета;

- не проводится карантинирование завозимого поголовья, не проводятся обязательные профилактические мероприятия, диагностические исследования;

- допускаются нарушения при ведении ветеринарной отчетности;

- нарушение ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.

Выявлено, что хозяйствующими субъектами допускаются нарушения Ветеринарных правил содержания птиц на птицеводческих предприятиях закрытого типа (птицефабриках) (утверждены Приказом Минсельхоза России от 03.04.2006 г. № 104) [5]; Инструкции по ветеринарному учету и отчетности (утверждена Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР 03.09.1975 г.); Правил профилактики и борьбы с заразными болезнями, общими для человека и животных; Ветеринар-но-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов (утверждены Главным государственным ветеринарным инспектором РФ от 01.01.2001 г. № 13-7-2/469).

Ответственность за вышеуказанные нарушения предусмотрена частью 1 статьи 10.6, частью 3 статьи 10.8 КоАП РФ.

Для хозяйствующих субъектов, осуществляющих содержание и разведение свиней (свиноводческих хозяйств, ферм, комплексов), характерно:

- отсутствие ограждения территории ферм и комплексов, санитарных пропускников, дезинфекционных барьеров при въезде на территорию предприятий, дезинфекционных ковриков при входах в производственные помещения;

- не проводится дезинфекция производственных и животноводческих помещений;

- отсутствуют навозохранилища;

- не проводится карантинирование завозимого поголовья свиней, не проводятся обязательные профилактические мероприятия, диагностические исследования;

- допускаются нарушения при ведении ветеринарной отчетности;

- нарушение ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.

Таким образом, хозяйствующими субъектами допускаются нарушения Ветеринарно-санитарных правил для специализированных свиноводческих предприятий (утверждены Главным управлением ветеринарии и Государственной ветеринарной инспекцией Госагропрома СССР 04.11.1986 г.); Ветеринарных правил содержания свиней в целях их воспроизводства, выращивания и реализации (утверждены приказом Минсельхоза России от 29.03.2016 г. № 114) [6].

Ответственность за вышеуказанные нарушения предусмотрена частью 1 статьи 10.6, частью 3 статьи 10.8. КОАП РФ.

Для хозяйствующих субъектов, осуществляющих переработку молока (молокоперерабатывающих предприятий), характерно:

- неудовлетворительное состояние производственных помещений (помещения требуют проведения ремонта полов, стен и потолков);

- молоко перевозится в неопломбированных емкостях;

- осуществляется приемка сырого молока без ветеринарных сопроводительных документов или по недействительным ветеринарным сопроводительным документам;

- не соблюдаются условия хранения молочной продукции;

- допускается выпуск молока и молочной продукции с «авансовой датой выработки»;

- выпуск в оборот продукции, небезопасной в ве-теринарно-санитарном отношении по показателям качества и безопасности;

- наблюдение поточности технологических операций, пересечение потоков сырья и готовой продукции.

Таким образом, хозяйствующими субъектами допускаются нарушения Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011) (утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 г. № 880) [7]; Технического регламента Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции»(ТР ТС 033/2013) (принят Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 г. № 67); Технического регламента Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» (ТР ТС 022/2011) (утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 г. № 881) [8]; Ветеринарных правил оформления ветеринарных сопроводительных документов (утверждены Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 27.12.2016 г. № 589)

Ответственность за вышеуказанные нарушения предусмотрена частью 1 статьи 10.6, частью 1статьи 10.8, частью 1 статьи 14,43 КоАП РФ.

Для хозяйствующих субъектов, осуществляющих убой животных, переработку и производство продукции животного происхождения (боенских предприятий, мясоперерабатывающих цехов и мясокомбинатов), характерно:

- отсутствие ветеринарных сопроводительных документов на животных, поступающих на убой, отсутствие ветеринарных сопроводительных документов на сырье и вырабатываемую продукцию;

- отсутствие маркировки продукции, что не позволяет установить страну происхождения, производителя, дату выработки и срок годности;

- несоблюдение условий хранения и сроков годности продукции;

- отсутствие дезинфекционных барьеров при въезде на территорию предприятий, отсутствие дезинфекционных ковриков при входах в производственные помещения;

- отсутствие специальной площадки для санитарной обработки (мойки и дезинфекции) автотран-

спорта, используемого при транспортировке убойных животных;

- нарушение поточности производственных процессов;

- несвоевременное проведение мероприятий по дезинфекции производственных помещений, оборудований и т. д.;

- нарушение ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.

Таким образом, хозяйствующими субъектами допускаются нарушения Ветеринарных правил оформления ветеринарных сопроводительных документов (утверждены Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 27.12.2016 г. № 589); Санитарных правил для предприятий мясной промышленности (утверждены Главным государственным санитарным врачом СССР 27.03.1985 г. № 3238-85, Заместителем Министра мясной и молочной промышленности СССР 05.08.1985 г.); Правил в области ветеринарии при уборе животных и первичной переработке мяса и иных продуктов убоя непромышленного изготовления на убойных пунктах средней и малой мощности, утвержденных приказом Минсельхоза России от 12.03.2014 г. № 72 [9]; Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции « (ТР ТС 021/2011) (утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 г. № 880); Технического регламента Таможенного союза «О безопасности мяса и мясной продукции» (ТР ТС 034/2013) (утвержден Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 г. № 68)[10]; Технического регламента Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» (ТР ТС 022/2011) (утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 г. № 881); Вете-ринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов (утверждены Главным государственным ветеринарным инспектором РФ от 04.12.1995 г. № 13-7-2/469).

Ответственность за вышеуказанные нарушения предусмотрена частью 1 статьи 10.6, частью 1 статьи 10.8, частью 3 статьи 10.8 и частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.

Для хозяйствующих субъектов, осуществляющих хранение и реализацию продукции животного происхождения (холодильников, складов, баз по хранению, предприятий розничной торговли), характерно:

- оборот продукции животного происхождения без ветеринарных сопроводительных документов, с недействительными ветеринарными сопроводительными документами;

- отсутствие маркировки продукции, что не позволяет установить страну происхождения, производителя, дату выработки и срок годности;

- несоблюдение условий хранения и сроков годности продукции.

Таким образом, хозяйствующими субъектами допускаются нарушения Ветеринарных правил оформления ветеринарных сопроводительных документов (утверждены Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 27.12.2016 г. № 589); Федерального закона Российской Федерации от 02.01.2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» [11]; Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011) (утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 г. № 880); Технического регламента Таможенного союза «О безопасности мяса и мясной продукции» (ТР ТС 034/2013) (утвержден Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 г. № 68); Технического регламента Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» (ТР ТС 022/2011) (утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 г. № 881).

Ответственность за вышеуказанные нарушения предусмотрена частью 1 статьи 10.8 и частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.

Рассмотрим, как обстоят дела с соблюдением ветеринарного законодательства, на примере деятельности за 6 месяцев 2018 года Управления Россель-хознадзора по Свердловской области [12].

За I полугодие 2018 года государственными инспекторами отдела государственного ветеринарного надзора за обеспечением здоровья животных, безопасности продукции животного происхождения и лабораторного контроля проведено 109 контрольно-надзорных мероприятий, из них 16 плановых и 93 внеплановых проверки хозяйствующих субъектов. Принимали участие в двух проверках Прокуратуры.

При проведении проверок выявлено 215 нарушений обязательных требований законодательства в сфере ветеринарии и обращения лекарственных препаратов для ветеринарного применения.

По результатам проверок составлено 25 протоколов об административных правонарушениях, выдано 49 предписаний об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации, оформлено постановлений о наложении административных штрафов на общую сумму 362 тысячи рублей, взыскано штрафов на сумму 249 тысяч рублей.

Анализ количества контрольно-надзорных мероприятий по итогам работы за I полугодие 2018 года в сравнении с аналогичным периодом 2017 года показал следующую динамику:

количество плановых проверок не увеличилось; количество проверок, проведенных в рамках внепланового контроля, увеличилось почти в 2 раза

за счет исполнения приказа Россельхознадзора от 21.12.2017 № 1248 (проверены личные подсобные хозяйства граждан с содержанием свиней более 10 голов).

При проведении плановых контрольно-надзорных мероприятий в 70 % зарегистрированы нарушения ветеринарного законодательства Российской Федерации. Наиболее часто регистрировались следующие нарушения:

- отсутствие документов, подтверждающих безопасность сырья животного происхождения;

- хранение, реализация продукции животного происхождения без маркировки;

- отсутствие приборов учета температурного режима хранения, а также документов, подтверждающих, соблюдение температурного режима;

- несоблюдение норм в камере хранения продукции животного происхождения;

- отсутствие и/или несоблюдение принципов ХАССП в учреждениях, где организовано питание детей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В ходе проверок ЛПХ граждан, где содержатся свиньи больше 10 голов, выявлены следующие нарушения:

- территория ЛПХ не огорожена;

- санитарно-защитная зона от свинарника до границы соседнего участка менее установленной;

- складирование навоза за территорией ЛПХ;

- отсутствуют дезинфекционные коврики на входах в свинарники;

- не проведена вакцинация свиней против инфекционных заболеваний.

С владельцами животных проведены разъяснительные беседы, им вручены памятки по профилактике африканской чумы свиней.

Вышеперечисленные нарушения могут создавать угрозу распространения особо опасных болезней для животных, таких как вирус африканской чумы свиней, которое ставит под угрозу развитие ведущей животноводческой отрасли области - свиноводства.

По заявлениям хозяйствующих субъектов проведено 23 обследования производственных площадок на соответствие критериям 3 компартмента. На территории Свердловской области соответствует критериям 3 компартмента свиноводческих предприятий -2, складских и перерабатывающих предприятий - 61, соответствует критериям 4 компартмента складских и перерабатывающих предприятий - 3, свиноводческих предприятий - 2.

С целью выявления, предупреждения и пресечения нарушений обязательных требований законодательства в области обращения лекарственных препаратов для ветеринарного применения (лицензионного контроля) проведено 14 проверок, из них 2 плановых, 12 внеплановых, в т. ч. 1 проверка по

требованию Прокуратуры. Выявлено 14 нарушений законодательства Российской Федерации в области обращения лекарственных препаратов для ветеринарного применения. Выдано 4 предписания, оформлено 3 протокола об административных правонарушениях. 1 хозяйствующий субъект привлечен к административной ответственности за осуществление фармацевтической деятельности (розничная торговля лекарственными препаратами для ветеринарного применения) без лицензии.

В рамках контроля качества в I полугодии 2018 года отобрано 25 проб лекарственных препаратов для ветеринарного применения и направлено для исследования в ФГБУ «ВГНКИ».

С целью мониторинга качества и безопасности пищевых продуктов специалистами отдела отобрано 222 пробы. Исследования проводились в ФГБУ «ВГНКИ»; ФГБУ «Свердловский РЦ», ФГБУ «НЦБРП». В 57 образцах пищевой продукции выявлены положительные результаты исследования - несоответствие продукции обязательным требованиям безопасности и показателям качества.

По результатам лабораторных исследований и контрольно-надзорных мероприятий оформлены предписания о приостановлении действия 4 деклараций о соответствии на пищевую продукцию.

В целях контроля эпизоотической ситуации на территории Свердловской области в рамках федерального эпизоотического мониторинга и государственного задания для лабораторных исследований отобрано 1969 образцов биологического и патологического материала и направлено в ФГБУ «Челябинская МВЛ», ФГБУ «ВНИИЗЖ», ФГБУ «НЦБРП», проведено 5410 лабораторных исследований.

Для подтверждения благополучия региона по африканской чуме свиней отправлено для исследования 252 образца (сельскохозяйственных подразделений колоний ГУФСИН по Свердловской области), губкообразной энцефалопатии - 265 образцов головного мозга КРС, гриппу птиц - 495 образцов. Свердловская область остается благополучной по африканской чуме свиней и гриппу птиц.

За I полугодие 2018 года специалистами отдела государственного ветеринарного надзора на государственной границе и транспорте при надзоре импорта/экспорта, а также при перевозках на территории Российской Федерации подконтрольных товаров проведена следующая работа:

Досмотрено и оформлено при ввозе в Свердловскую область:

Животноводческих грузов - 5508 партий /

147 952,628 тонны, 1020 шт.: мясо и мясопродукты - 2691,33 т; молоко и молочные продукты - 30,197 т; - рыба и рыбопродукты - 48 538,373 т;

- готовые продукты - 87,6 т;

- корма и кормовые добавки - 96 600,564 т;

- мед - 0,008 т;

- ветеринарные препараты - 4,556 т;

- пищевое яйцо - 1020 шт.

Животных и других грузов, сопровождаемых ветеринарными свидетельствами ф. № 1, -424 партии / 12 563 931 гол., шт., доз:

- непродуктивные животные - 32 гол;

- зоопарковые животные - 13 гол.;

- суточные цыплята - 36 490 гол;

- яйцо инкубационное - 254 520 шт.;

- птица - 1047 гол.;

- генетический материал (сперма) - 56 468 доз;

- живая рыба - 52 382 шт.;

- лабораторные животные - 1225 гол.;

- шмелиные семьи - 592 шт.;

- пчелопакеты - 150 шт.;

- насекомые - 12 161 012 шт.

Досмотрено и оформлено при вывозе из Свердловской области:

Животноводческих грузов, всего - 1061партия / 12 277,878 т; 71 шт.:

- мясо и мясопродукты - 22,6 т;

- корма и кормовые добавки - 12 253,005 т;

- рыба и рыбопродукты - 0,11 т;

- сырье животного происхождения - 1,88 т;

- готовые продукты - 0,11 т;

- мед пчелиный - 0,173 т;

- охотничьи трофеи - 71 шт.

Животных и других грузов, сопровождаемых ветеринарными свидетельствами ф. № 1, - 1458 партий / 55 562 213 гол., шт., доз:

- непродуктивные животные - 1510 гол.;

- зоопарковые животные - 4 гол.;

- лабораторные животные - 30 гол.;

- суточные цыплята - 511 460 гол.;

- инкубационное яйцо - 243 000 шт.;

- птица - 205 гол.;

- суточные гусята - 1500 гол.;

- суточные утята - 2100 гол.;

- рыба живая - 6476 шт.;

- генетический материал (сперма) - 4000 доз;

- насекомые - 54 788 028 шт.;

- пиявки - 3900 шт.

С начала текущего года в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации в аэропорту «Кольцово» предотвращен ввоз 270 кг поднадзорной продукции в багаже и ручной клади пассажиров, следующих из Узбекистана, Азербайджана, Таджикистана, Грузии. Задержанная продукция уничтожена. Выявлено:

- нарушений - 85;

- составлено протоколов об административных правонарушениях - 39;

avu.usaca.ru

- вынесено постановлений - 39;

- передано дел в таможенные органы - 46.

Основные нарушения ветеринарно-санитарных

правил перемещения подконтрольных грузов через государственную границу Российской Федерации:

- отсутствие разрешений Россельхознадзора на ввоз подконтрольных грузов в Российскую Федерацию;

- перевозка животных, продукции животного происхождения без ветеринарных сопроводительных документов, что не позволяет установить эпизоотическое состояние места выхода и ветеринарно-санитарную безопасность;

- нарушения при оформлении ветеринарных сопроводительных документов на подконтрольные товары;

- отсутствие маркировки на продукции, что не позволяет установить страну происхождения, производителя, дату выработки и срок годности;

- поступление подконтрольных товаров с маркировочными этикетками, информация на которых не соответствует сведениям, предоставленным в сопроводительных документах.

В целях предупреждения, выявления и пресечения правонарушений в области ветеринарного законодательства, принятия мер, направленных на недопущение распространения африканской чумы свиней на территории Свердловской области проводятся рейдовые мероприятия по контролю над оборотом мясосырья, а также за ввозом, хранением и реализацией мясной продукции в местах несанкционированной торговли, на ярмарках выходного дня и иных местах. Рейдовые мероприятия проводятся совместно с представителями администраций городских округов, государственной ветеринарной службой субъекта и полицией. За 6 месяцев проведено 26 рейдовых мероприятий.

В ходе проведения рейдов выявлены торговые точки, где осуществлялась реализация мясной продукции с нарушениями: без ветеринарных свидетельств, по ветеринарным свидетельствам, оформленным ненадлежащим образом, без проведения ветеринарно-санитарной экспертизы. По результатам рейдов привлечено к административной ответственности 16 физических лиц по статье 10.8 часть 1. КоАП РФ, задержано 2247,4 кг мясной продукции, в том числе:

- снято с реализации 747,4 кг;

- уничтожено 1500 кг

В рамках взаимодействия с ФСБ России по Свердловской области проведен рейд по пресечению незаконного оборота животноводческой продукции. Выявлено поступление из г. Хабаровска животноводческих грузов (икры лососевой) под видом товаров народного потребления.

Ветеринарные документы на груз отсутствовали, продукция поступила без маркировки. Выявлены нарушения температурных режимов при перевозке груза. В результате изъято из оборота и уничтожено 4 места / 112,3 кг икры лососевой. Уничтожение произведено на ЕМУП Спецавтобаза «Широкоречен-ский полигон» 19 февраля текущего года. Грузополучатель, нарушивший ветеринарное законодательство, привлечен к административной ответственности по статье 10.8 (ч. 1) КоАП РФ.

Оформлено:

- ветеринарных сертификатов - 442 шт.;

- ветеринарных сертификатов ЕС - 276 шт.;

- в информационной системе «Аргус» - 711 партий;

- в информационной системе «Меркурий» -126 партий.

За 6 месяцев 2018 года совместно с Департаментом ветеринарии Свердловской области проведено 38 внеплановых проверок по заявлениям хозяйствующих субъектов:

- с целью включения в Реестр предприятий, прошедших ветеринарно-санитарное обследование на соответствие стран-импортеров, - на 11 предприятиях (24 проверки)

- обследование на эпизоотическое благополучие, карантинных помещений для получения разрешения на ввоз в Российскую Федерацию - 6 проверок;

- постановка на карантин животных и птиц - 4;

- снятие с карантина животных и птиц - 4.

Выводы. Рекомендации

Обязательные ветеринарно-санитарные требования к осуществлению деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, соблюдение которых подлежит проверке в процессе осуществления государственного ветеринарного надзора, отражены в целом комплексе нормативных документов, ветеринарных и санитарных правилах и нормах, инструкциях федеральных органов исполнительной власти, прошедших регистрацию в Министерстве юстиции.

Анализ сложившейся нормативной правовой базы в сфере применения ветеринарно-санитарных мер позволяет сделать следующие выводы:

- нормативная правовая база рассредоточена по многочисленным документам правового характера, что приводит к рассогласованности и противоречиям между ними;

- нормативные документы и правовые акты, определяющие компетенцию, права и обязанности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере применения ветеринарно-сани-тарных мер, нередко предопределяют дублирование действий служб.

Экономика

В Российской Федерации до настоящего времени продолжают также действовать и применяться значительное число нормативных и инструктивно-методических документов СССР (санитарные, ветеринарные правила и нормы, инструкции и методические указания) по вопросам качества и безопасности пищевой продукции и контроля их соблюдения, утвержденных структурными подразделениями Минздрава СССР и Минсельхоза СССР, большинство из которых не соответствует современным требованиям и недоступно для хозяйствующих субъектов, поскольку не опубликовано в установленном порядке; сложившаяся нормативная правовая база по ряду положений не согласуется с межправительственными соглашениями, непосредственно касающимися применения ветеринарно-санитарных мер, что является нарушением требований пункта 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации.

Несовершенство законодательной базы наиболее проявляется в том, что для хозяйствующих субъектов, индивидуальных предпринимателей и граждан -владельцев животных, производителей и продавцов продукции правила, которые им необходимо выполнять для обеспечения биологической и пищевой безопасности, практически недоступны. Такие правила существуют, но они прописаны частями в многочисленных нормативно-правовых актах, и реально их свести воедино и понять, что необходимо выполнять, хозяйствующему субъекту очень сложно.

При этом в соответствии с требованием пункта 1.1 статьи 15 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, если такие требования не относятся к полномочиям органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, от имени которых действуют эти должностные лица, а положение данного пункта в части нормативных правовых актов органов исполнительной власти СССР и РСФСР в области ветеринарии начали действовать с 1 июля 2016 года.

В то же время необходимо отметить, что ветеринарное законодательство постоянно актуализируется и совершенствуется, об этом свидетельствуют правовые акты, принятые за последние годы, в частности Федеральный закон № 243-ФЗ от 13.07.2015 «О внесении изменений в закон Российской Федерации «О ветеринарии» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии со статьей 2.5 закона «О ветеринарии» приказом Минсельхоза России № 161 от 22 апреля 2016 года утвержден Перечень видов животных, подлежащих идентификации и учету [13].

В этот перечень входят:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Лошади, ослы, мулы и лошаки.

2. Крупный рогатый скот, в том числе зебу, буйволы, яки.

3. Олени.

4. Верблюды.

5. Свиньи.

6. Мелкий рогатый скот (овцы, козы).

7. Собаки и кошки.

8. Домашняя птица (куры, утки, гуси, индейки, цесарки, перепела, страусы).

9. Пушные звери (лисицы, соболя, норки, хорьки, песцы, енотовидные собаки, нутрии).

10. Пчелы.

11. Рыбы и иные водные животные.

В соответствии со статьей 2.6 закона «О ветеринарии» приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации № 635 от 14 декабря 2015 г. утверждены Ветеринарные правила проведения регионализации территории Российской Федерации [13].

В соответствии со статьей 2.2. закона «О ветеринарии» приказом Минсельхоза России № 213 от 31 мая 2016 г. Утверждены Ветеринарные правила осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов африканской чумы свиней [14].

В соответствии со статьями 2.1, 2.4 закона «О ветеринарии» приказом Министерства сельского хо-

зяйства РФ № 144 от 29 марта 2016 г. утверждены Ветеринарные правила содержания свиней в целях их воспроизводства, выращивания и реализации.

С 10 января 2017 года вступил в силу Приказ Мин-сельхоза России № 589 от 27.12.2016 г., который отменяет действие Правил оформления ветеринарных сопроводительных документов, утвержденных Приказом Минсельхоза России № 281 от 17.07.2014 г., и вводит в действие новый порядок оформления ветеринарных сертификатов в электронном виде на безвозмездной основе.

Оператор новой системы Россельхознадзор получает право регистрировать в Федеральной государственной информационной системе в области ветеринарии сотрудников компаний, которые, используя личный кабинет в системе, смогут самостоятельно осуществлять электронную сертификацию продукции животного происхождения из низкой группы риска в соответствии с перечнем, утвержденным Приказом Минсельхоза России № 646 от 18.12.2015.

С 1 января 2018 года ветеринарная сертификация будет осуществляться только в электронном виде.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 1145 от 9 ноября 2016 г. утверждены Правила аттестации специалистов в области ветеринарии [15].

Министерством сельского хозяйства подготовлены и другие нормативно-правовые акты. Некоторые из них утверждены постановлением Правительства Российской Федерации, а приказом Минсельхоза России.

В настоящее время находится в стадии разработки и согласования ещё несколько проектов правовых актов, регламентируют соотношение в области ветеринарии.

Литература

1. Федеральный закон от 13.07.2015 г. № 243-Ф3 «О внесении изменений в закон Российской Федерации «О ветеринарии» и отдельные законодательные акты РФ»// Собрание законодательства РФ 2015. № 29. Ст. 4369.

2. Ветеринарные правила содержания крупного рогатого скота в целях его воспроизводства, выращивания и реализации. Утвержден приказом Минсельхоза России № 551 от 13.12.2016 г.// Собрание законодательства РФ 2016. № 2. Ст. 325.

3. Технический регламент Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции» (ТР ТС 033/2013). Принят решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 г. № 67. - URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56604476.

4. Ветеринарные правила организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме и порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов на бумажных носителях. Утвержден приказом МСХРФ № 589 от 27.12.2016 г. // Собрание законодательства РФ2016 г. № 2. Ст. 325.

5. Ветеринарные правила содержания птиц на птицеводческихпредприятиях закрытого типа (птицефабриках). Утвержден приказом МСХРФ № 104 от 03.04.2006 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 14. Ст. 1543.

6. Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 29.03.2016 г. № 114 «Об утверждении Ветеринарных правил содержания свиней в целях их воспроизводства, выращивания и реализации. - URL: https://minjust. consultant.ru/documents/20103.

7. Технический регламент Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011). Утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 02.12.2011 № 880. - URL: http://protrts.ru/zakon/ TR_TS_021-2011.pdf.

8. Технический регламент Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировка» (ТР ТС 022/2011). Утвержден Региональным комитетом Таможенного союза от 09.12.2011 № 881. - URL: http:// www.tsouz.ru/db/techreglam/Documents/TrTsPishevkaMarkirovka.pdf.

9. Правила в области ветеринарии при убое животных и первичной переработке мяса и иных продуктов убоя непромышленного изготовления на убойных пунктах средней и малой мощности. Утвержден приказом МСХРФ № 72 от 12.03.2014 г. - URL: http://docs.pravo.ru/document/view/62104382.

10. Технический регламент Таможенного союза «О безопасности мяса и мясной продукции» (ТР ТС 034/2013)*0). Принят Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 г. № 68. -URL: http://docs.cntd.ru/document/499050564.

11. Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» № 29-ФЗ от 02.01.200 г. // Собрание законодательства РФ 2000 г. № 2. Ст. 150.

12. Управление Россельхознадзора по Свердловской области. - URL: http://www.rsnso.ru/main/news_and_ smi/news.

13. Закон «О ветеринарии». Утвержден приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации № 635 от 14 декабря 2015 г. // Собрание законодательства Российской Федерации 2015. № 2. Ст. 491.

14. Ветеринарные правила осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов африканской чумы свиней. Утверждены приказом Минсельхоза России № 213 от 31 мая 2016 г. - URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71373924.

15. Правила аттестации специалистов в области ветеринарии. Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации № 1145 от 9 ноября 2016 г. - URL: http://docs.cntd.ru/document/420382086.

16. Воронин Б. А., Донник И. М., Лоретц О. Г. Обеспечение качества и безопасности продукции животноводства в рамках таможенного союза (информация о технических регламентах) // Аграрный вестник Урала. 2014. № 4. С. 78-84.

17. Воронин Б. А., Донник И. М., Тухбатов И. А. Государственный ветеринарный надзор (на примере Свердловской области) // Аграрный вестник Урала. 2014. № 01. С. 70-74.

18. Воронин Б. А., Донник И. М. Правовое регулирование ветеринарной деятельности: состояние, актуальные задачи // Аграрный вестник Урала. 2015. № 1. С. 91-94.

19. Донник И. М., Воронин Б. А., Тухбатов И. А. Государственная контрольно-надзорная деятельность в сельском хозяйстве // Аграрный вестник Урала. 2015. № 4. С. 80-83.

References

1. Federal Law of July 13, 2015 No. 243-FL "On Amendments to the Law of the Russian Federation "On Veterinary Medicine" and Certain Legislative Acts of the Russian Federation" // RF Legislative Assembly 2015. No. 29. Art. 4369.

2. Veterinary rules for keeping cattle in order to reproduce, grow and sell them. Approved by the order of the Ministry of Agriculture of Russia No. 551 dated December 13, 2016 // Meeting of the Legislation of the Russian Federation 2016. No. 2. Art. 325.

3. Technical regulations of the Customs Union "On the safety of milk and dairy products" (ТР ТС 033/2013). Adopted by the decision of the Council of the Eurasian Economic Commission dated 09.10.2013, No. 67. - URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56604476.

4. Veterinary rules for organizing work on the registration of veterinary accompanying documents, the procedure for issuing veterinary accompanying documents in electronic form and the procedure for issuing veterinary accompanying documents on paper. Approved by the order of the Moscow Agricultural Union № 589 dated 12/27/2016 // Meeting of the legislation of the Russian Federation in 2016 No. 2. Art. 325.

5. Veterinary rules for poultry keeping at poultry farms of closed type (poultry farms). Approved by the order of the Ministry of Agriculture of the Russian Federation No. 104 dated 03.04.2006 2006. No. 14. Art. 1543.

6. Order of the Ministry of Agriculture of the Russian Federation of March 29, 2016 No. 114 "On approval of the Veterinary Rules for keeping pigs in order to reproduce, grow and sell them. - URL: https://minjust.consultant.ru/ documents/20103.

7. Technical Regulations of the Customs Union "On food safety" (ТР ТС 021/2011). Approved by the Decision of the Commission of the Customs Union of 02.12.2011 No. 880. - URL: http://protrts.ru/zakon/TR_TS_021-2011. pdf.

8. The technical regulations of the Customs Union "Food products in part of its labeling" (TR CU 022/2011). Approved by the Regional Committee of the Customs Union dated December 9, 2011 No. 881. - URL: http://www. tsouz.ru/db/techreglam/Documents/TrTsPishevkaMarkirovka.pdf.

9. Rules in the field of veterinary medicine for the slaughter of animals and the primary processing of meat and other non-industrial slaughter products at slaughterhouses of medium and low power. Approved by the Ministry of Agriculture of the Russian Federation of Russia No. 72 dated 12.03.2014. - URL: http://docs.pravo.ru/document/ view/62104382.

10. Technical regulations of the Customs Union "On the safety of meat and meat products" (ТР ТС 034/2013)*0). Adopted by the Decision of the Council of the Eurasian Economic Commission dated 09.10.2013, No. 68. - URL: http://docs.cntd.ru/document/499050564.

11. Federal Law "On the quality and safety of food products" No. 29-FL dated January 2, 2001 // Collection of Legislation of the Russian Federation, 2000 No. 2. Art. 150.

12. Office of the Federal Service for Veterinary and Phytosanitary Surveillance in the Sverdlovsk region. - URL: http://www.rsnso.ru/main/news_and_smi/news.

13. Law "On Veterinary". Approved by the order of the Ministry of Agriculture of the Russian Federation No. 635 dated December 14, 2015 // Collection of the legislation of the Russian Federation 2015. No. 2. Art. 491.

14. Veterinary rules for the implementation of preventive, diagnostic, restrictive and other measures, the establishment and abolition of quarantine and other restrictions aimed at preventing the spread and elimination of foci of African swine fever. Approved by Order of the Ministry of Agriculture of Russia No. 213 of May 31, 2016. -URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71373924.

15. Rules of certification of specialists in the field of veterinary medicine. Approved by the Government of the Russian Federation No. 1145 of November 9, 2016. - URL: http://docs.cntd.ru/document/420382086.

16. Voronin B. A., Donnik I. M., Loretz O. G. Ensuring the quality and safety of livestock products in the framework of the customs union (information on technical regulations) // Agrarian Bulletin of the Urals. 2014. No. 4. P. 78-84.

17. Voronin B. A., Donnik I. M., Tukhbatov I. A. State Veterinary Supervision (on the example of the Sverdlovsk Region) // Agrarian Bulletin of the Urals. 2014. No. 01. P. 70-74.

18. Voronin B. А., Donnik I. М. Legal regulation of veterinary activities: state, current tasks // Agrarian Bulletin of the Urals. 2015. No. 1. P. 91-94.

19. Donnik I. M., Voronin B. A., Tukhbatov I. A. State Control and Supervisory Activity in Agriculture // Agrarian Bulletin of the Urals. 2015. No. 4. P. 80-83.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.