Научная статья на тему 'Государственная контрольно-надзорная деятельность в области ветеринарии (на примере Свердловской области)'

Государственная контрольно-надзорная деятельность в области ветеринарии (на примере Свердловской области) Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
411
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВЕТЕРИНАРНЫЙ НАДЗОР / STATE VETERINARY SUPERVISION / КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ ВЕТЕРИНАРИИ / MEANS OF CONTROL AND SUPERVISION IN THE FIELD OF VETERINARY SCIENCE / РОССЕЛЬХОЗНАДЗОР / ROSSELKHOZNADZOR / СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / SVERDLOVSK REGION

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Донник И.М., Воронин Б.А., Тухбатов И.А.

Отношения в области ветеринарии регулируются законом Российской Федерации «О ветеринарии» (с изменениями и дополнениями). Многофункциональные задачи в области ветеринарии призваны решать специально уполномоченные органы государственной исполнительной власти на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации, которые входят в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации. Важнейшую роль в деятельности по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также гражданами и юридическими лицами закон«О ветеринарии» отводит государственному ветеринарному и ведомственному ветеринарно-санитарному надзору (Раздел III, статьи 8-9). Цель настоящего исследования анализ изменений в содержании закона «О ветеринарии, а также практической деятельности органов Государственного ветеринарного надзора на уровне субъекта Российской Федерации. Серьезные задачи в настоящее время стоят перед органами государственного ветеринарного и ветеринарно-санитарного надзора по предупреждению заноса, распространения и ликвидации африканской чумы свиней и других инфекционных и вирусных заболеваний сельскохозяйственных животных и птиц. Анализ изменений в содержании закона «О ветеринарии» показывает, что государство по-новому подошло к правовому регулированию в области ветеринарии. Появились новые статьи и новые понятия, современные направления ветеринарной деятельности, расширен круг специально уполномоченных органов государственной исполнительной власти, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации. Однако приведенный в настоящей статье анализ практической деятельности Управления Россельхознадзора по Свердловской области по осуществлению государственного ветеринарного надзора показывает, что несмотря на проводимую работу по профилактике нарушений норм ветеринарного законодательства, такие нарушения еще имеются.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственная контрольно-надзорная деятельность в области ветеринарии (на примере Свердловской области)»

уДК 346.7

государственная контрольно-надзорная деятельность в области ветеринарии (на примере свердловской области)

И. М. ДОННИК,

доктор биологических наук, профессор, академик РАН, ректор, Б. А. ВОРОНИН,

доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой, Уральский государственный аграрный университет

(620075, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, д. 42)

И. А. ТУХБАТОВ,

кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, руководитель управления Россельхознадзора по Свердловской области, Южно-Уральский государственный аграрный университет

(457100, г. Троицк, ул. Гагарина, д. 13)

Ключевые слова: Государственный ветеринарный надзор; контрольно-надзорная деятельность в области ветеринарии; Россель-хознадзор; Свердловская область.

Отношения в области ветеринарии регулируются законом Российской Федерации «О ветеринарии» (с изменениями и дополнениями). Многофункциональные задачи в области ветеринарии призваны решать специально уполномоченные органы государственной исполнительной власти на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации, которые входят в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации. Важнейшую роль в деятельности по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также гражданами и юридическими лицами закон «О ветеринарии» отводит государственному ветеринарному и ведомственному ветеринарно-санитарному надзору (Раздел III, статьи 8-9). Цель настоящего исследования - анализ изменений в содержании закона «О ветеринарии, а также практической деятельности органов Государственного ветеринарного надзора на уровне субъекта Российской Федерации. Серьезные задачи в настоящее время стоят перед органами государственного ветеринарного и ветеринарно-санитарного надзора по предупреждению заноса, распространения и ликвидации африканской чумы свиней и других инфекционных и вирусных заболеваний сельскохозяйственных животных и птиц. Анализ изменений в содержании закона «О ветеринарии» показывает, что государство по-новому подошло к правовому регулированию в области ветеринарии. Появились новые статьи и новые понятия, современные направления ветеринарной деятельности, расширен круг специально уполномоченных органов государственной исполнительной власти, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации. Однако приведенный в настоящей статье анализ практической деятельности Управления Россельхознадзора по Свердловской области по осуществлению государственного ветеринарного надзора показывает, что несмотря на проводимую работу по профилактике нарушений норм ветеринарного законодательства, такие нарушения еще имеются.

STATE MEANS OF CONTROL AND SUPERvISION

IN THE FIELD OF vETERINARY SCIENCE

(ON THE ExAMPLE OF THE SvERDLOvSK REGION)

I. M. DONNIK,

doctor of biological sciences, professor, academician of RAS, rector, B. A. VORONIN,

doctor of legal sciences, professor, head of the department, Ural State Agrarian University

(42 K. Liebknechta Str., 620075, Ekaterinburg)

I. A. TUKHBATOV,

candidate of agrarian sciences, assistant professor, head of the Sverdlovsk branch of Federal Veterinary and Phytosanitary Monitoring Service, South Ural State Agrarian University

(13 Gagarina Str., 457100, Troitsk)

Keywords: state veterinary supervision; means of control and supervision in the field ofveterinary science; Rosselkhoznadzor; Sverdlovsk region.

The relations in the field of veterinary science are governed by the law of the Russian Federation "On veterinary science" (with changes and additions). In the field of veterinary science specially authorized bodies of the state executive authority at the federal level and in subjects of the Russian Federation which are a part of the system of the Public veterinary service of the Russian Federation are urged to solve multipurpose problems. The law "On veterinary science" allocates the major role in activities for the prevention, identification and suppression of violations by public authorities, local government bodies, and also citizens and legal entities for the state veterinary and departmental veterinary sanitary inspection (The section III, article 8-9). The purpose of this research is to analyse the changes in the contents of the law "On veterinary science", and also practical activities of bodies of the State for veterinary supervision at the level of the subject of the Russian Federation. Bodies of state veterinary and veterinary sanitary inspection face serious problems pertaining to the prevention of a drift, distribution and liquidation of the African plague of pigs and other infectious and viral diseases of farm animals and birds nowadays. The analysis of changes in contents of the law "On veterinary science" shows that the state in a new way approached legal regulation in the field of veterinary science. There were new articles and new concepts, the modern directions of veterinary activities, the circle of specially authorized bodies of the state executive authority which are a part of the system of the Public veterinary service of the Russian Federation is expanded. However the analysis of practical activities of Federal Veterinary and Phytosanitary Monitoring Service for Sverdlovsk region provided in this article on implementation of the state veterinary supervision shows that despite the carried-out work on prevention of violations of regulations of the veterinary legislation, such violations are still present.

Положительная рецензия представлена И. А. Шкуратовой, доктором ветеринарных наук, профессором, директором уральского научно-исследовательского ветеринарного института.

Цель настоящего исследования - анализ изменений в содержании закона «О ветеринарии, а также практической деятельности органов Государственного ветеринарного надзора на уровне субъекта Российской Федерации.

Закон «О ветеринарии» был принят в РСФСР 14 мая 1993 года [1]. За период с 1993 года по 2015 год в этот законодательный акт федеральными законами 16 раз были внесены изменения и (или) дополнения.

Существенные изменения в содержание закона от 14 мая 1993 года были внесены принятым 13 июля 2015 года Федеральным законом № 243-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О ветеринарии» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [2] и принятым 13 июля 2015 года Федеральным законом № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О свободном порте Владивосток» [3].

Федеральный закон № 243-ФЗ в части третьей статьи I расширил круг органов государственной исполнительной власти, осуществляющих задачи в области ветеринарии в Российской Федерации. Сейчас наряду с Минсельхозом России, Россельхознадзором эту работу будут проводить ветеринарные (ветери-нарно-санитарные) службы федеральных органов исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны в области обеспечения безопасности и подведомственные им организации, а также ветеринарные (ветеринарно-санитар-ные) службы федеральных органов, в которых предусмотрена военная служба.

В статье 5 части 2.1 установлено, что в систему государственной ветеринарной службы Российской Федерации входит федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного ветеринарного надзора в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, расположенные на территории свободного порта Владивосток (пункт введен Федеральным законом № 213-ФЗ от 13 июля 2015 года). Федеральный закон «243-ФЗ вступил в силу с 15 июля 2015 года.

Что касается осуществления государственного ветеринарного надзора, то в законе «О ветеринарии» этой сфере деятельности посвящен раздел III, где в статье 8 изложено понятие государственного ветеринарного надзора.

Под государственным ветеринарным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление

и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области ветеринарии, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных государственных органов по систематическому наблюдению за исполнением требований законодательства Российской Федерации в области ветеринарии, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований законодательства Российской Федерации в области ветеринарии при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Как на практике реализуются нормы закона «О ветеринарии», рассмотрим на примере работы за 9 месяцев 2016 года государственного ветеринарного надзора Управления Россельхознадзора по Свердловской области.

За 9 месяцев 2016 года специалистами отдела государственного ветеринарного надзора на государственной границе и транспорте при надзоре импорта/экспорта, а также при перевозках по территории Российской Федерации подконтрольных товаров, досмотрено и оформлено при ввозе в Свердловскую область 7 924 партии (230 715,336 т) животноводческих грузов:

— мясо и мясопродукты - 4 625,7 т;

— молоко и молочные продукты - 1 925,43 т;

— рыба и рыбопродукты - 62 566,504 т;

— готовые продукты - 74,59 т;

— корма и кормовые добавки - 161497,822 т;

— мед - 7 т;

— ветеринарные препараты - 18,27 т;

— охотничьи трофеи - 2 шт.;

— шкурки лис - 200 шт.

Животных и других грузов, сопровождаемых ветеринарными свидетельствами Ф1 (продуктивные, непродуктивные, цирковые, зоопарковые и лабора-

Аграрный вестник Урала № 11 (153), 2016 г. - ^ ^^^

торные животные, птица, рыба, гидробионты, суточные цыплята, инкубационное яйцо, пиявки, пчелы и шмелиные семьи, икра оплодотворенная, сперма), -576 партий (24 939 561 гол., шт., доз):

непродуктивных животных - 283 гол.;

— птица - 5 521 гол.;

— суточные цыплята - 33 060 гол.;

— яйцо инкубационное - 136 040 шт.;

— генетический материал 23 979 доз;

— живая рыба-126 859 шт.;

— гидробионтов - 2 929 шт.;

— лабораторные животные-1 026 гол.;

— зоопарк - 1 гол.;

— лошади - 5 гол.;

— племенные свиньи - 66 гол.;

— шмелиных семей - 458 шт.;

— икра оплодотворенная - 4 250 000 шт.;

— пиявки - 400 шт.;

— насекомые - 20 358 934 шт.

Досмотрено и оформлено при вывозе из Свердловской области:

• Животноводческих грузов, всего: 1 145 партии (141 56,671 т., 340 шт.):

— мяса и мясопродуктов - 22,314 т;

молоко и молокопродукты - 56,18 т;

— рыба и морепродукты -1,729 т;

— яйцо пищевое - 1621440 шт.;

— мед - 4,644 т;

— готовые продукты - 0,367 т;

— сырье животного происхождения - 1,531 т;

— корма и кормовые добавки - 14148,4 т;

— охотничьи трофеи - 340 шт.

• Животных и других грузов, сопровождаемых ветеринарными свидетельствами Ф1 (продуктивные, непродуктивные, цирковые, зоопарковые и лабораторные животные, птица, рыба, гидробионты, суточные цыплята, инкубационное яйцо, пиявки, пчелы и шмелиные семьи, икра оплодотворенная, сперма), всего: 3 449 партий (1 198 516 гол., шт., доз):

прочие - 3 741 гол.;

— суточные цыплята - 326 370 гол.;

— суточные утята - 800 гол.;

— суточные гусята - 400 гол.;

— яйцо инкубационное - 846 320 шт.;

— птица - 525 гол.;

— КРС - 194 гол.;

— рыба живая - 12 866 шт.;

— гидробионты - 1 200 шт.;

— пиявки - 6 100 шт.

При ввозе и вывозе оформлено ветеринарных сертификатов - 690 шт.; ветеринарных сертификатов ЕС - 410; в системе ГИС «Аргус» оформлена 1 001 партия; в системе «Меркурии» - 40 партий.

При осуществлении государственного ветеринарного надзора на государственной границе и транс-

Биология и биотехнологии

порте в аэропорту Кольцово при досмотре ручной клади и багажа пассажиров, подконтрольных грузов особое внимание уделяют недопущению на территорию Российской Федерации опасной некачественной продукции.

За 9 месяцев 2016 года специалистами отдела в аэропорту Кольцово в соответствии с указаниями Россельхознадзора, предотвращен ввоз поднадзорной продукции в багаже и ручной клади пассажиров, следующих из Узбекистана, Азербайджана, Армении, Киргизии, Таджикистана, Грузии. Всего в аэропорту задержано и утилизировано 291 кг животноводческой продукции. Задержано 20 голов животных, из них 8 голов отправлены на сопредельную сторону и 12 голов выпущены в результате получения подтверждающих документов об эпизоотическом благополучии.

Подконтрольные госветнадзору грузы оформлены с нарушением установленных ветеринарно-са-нитарных правил и требований в пункте пропуска (аэропорт Кольцово) задерживаются, в соответствии с законодательством, изымаются, а затем уничтожаются в специализированной организацией.

Лица, нарушившие ветеринарное закона-дательство, привлечены к административной ответственности.

В аэропорту Кольцово выявлено нарушений - 67; привлечено к административной ответственности 35 физических лиц на сумму 18 тыс. руб.; передано дел в таможню - 33.

За 9 месяцев 2016 года специалистами Отдела на железнодорожном транспорте, по информации ТУ Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области, совместно с Линейным отделом МВД России на транспорте, с ФСБ были задержаны 13 контейнеров с рыбой свежемороженной, в количестве - 223 300 тонн. Подконтрольный груз перевозился в строительных контейнерах, не предназначенных для перевозки скоропортящихся грузов, с нарушением температурных режимов. Проведены лабораторные исследования. Информация направлена в Центральный аппарат и в Территориальное управление Россельхознадзора по месту отправки, в прокуратуру Свердловской области. Далее груз был передан под контроль Департамента ветеринарии по Свердловской области.

Контроль за обработкой железнодорожных транспортных средств. На дезопромывочном пункте (ДПП) промыто 2 722 ед. транспорта, в том числе:

— по 1-й категории - 1 857 вагонов и 863 контейнера;

— по 2-й категории - 2 вагона.

С целью контроля исполнения ветеринарного законодательства Российской Федерации и профилак-

тики распространения особо опасных заболеваний животных, в том числе и АЧС, сотрудниками Управления Россельхознадзора по Свердловской области, ДПС ГИБДД ГУВД и Департамента ветеринарии по Свердловской области осуществляются рейдовые мероприятия. Дежурство осуществляется на 3 постах ДПС (Кашино, Дружинине, Талица), досмотрено 1 750 автомашин.

Во исполнение поручений Протокола заседания Комиссии Правительства Российской Федерации по предупреждению распространения и ликвидации африканской чумы свиней на территории Российской Федерации (оперативного штаба) под председательством Заместителя Председателя Правительства РФ А. В. Дворковича от 26 февраля 2016 года № 1, согласно указаниям Россельхознадзора от 16 марта 2016 года № ФС-НВ-2/4237, от 25 мая 2016 года № ФС-РХ-2/6683, проводятся рейдовые мероприятия за оборотом мясосырья, а также контроль за ввозом, хранением и реализацией гражданами мясной продукции в местах несанкционированной торговли, на ярмарках выходного дня и иных местах, в целях предупреждения, выявления и пресечения правонарушений в области ветеринарного законодательства, принятия мер, направленных на недопущение распространения африканской чумы свиней на территории Свердловской области. Рейдовые мероприятия проводятся совместно с представителями администраций городских округов, государственной ветеринарной службой субъекта и полицией.

Рейдовые мероприятия проведены в 12 населенных пунктах, на 23 торговых площадках (Березовский, Монетный, Лосиный, Заречный, Белоярка, Богданович, Полевской, Верхняя Пышма, Нижний Тагил, Верхний Тагил, Первоуральск, Екатеринбург).

В результате проведения рейдовых мероприятий выявлены торговые точки, где осуществлялась реализация мясной продукции по ветеринарным свидетельствам оформленным ненадлежащим образом, без ветеринарных сопроводительных документов и по копиям ветеринарных сопроводительных документов. Опасная мясная продукция снята с реализации в количестве 120 кг, и 980 кг уничтожено на полигоне: Граждане, нарушившие ветеринарное законодательство, привлечены к административной ответственности, составлено 11 протоколов об административной ответственности.

Во исполнение Постановления Правительства РФ от 07 августа 2014 года № 778 «О мерах по реализации Указа Президента РФ от 06 августа 2014 года № 560 «О применении отдельных специальных мер в целях обеспечения безопасности РФ» сотрудники отдела приняли участие в проверках прокуратуры предприятий торговли. Продукция из списка товаров, запрещенных к ввозу в Россию, не выявлена. 26

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сотрудниками отдела проводится аттестация предприятий по заявлениям хозяйствующих субъектов. За 9 месяцев 2016 года обследовано 49 предприятий, из них:

— для включения в Реестр стран Таможенного союза - 24;

— для включения в Реестр третьих стран - 11;

— обследование хозяйств, постановка, снятие с карантина - 14.

Мониторинг. Мониторинговые исследования продукции проводятся согласно планам, акты отбора проб оформляются в системе АИС «Меркурий».

Мониторинговые исследования проводятся в пяти лабораториях: ВГНКИ, ВНИИЗЖ, НЦБРП, Челябинская МВЛ, Свердловский референтный центр Россельхознадзора.

На мониторинговые исследования Отделом отправлено 256 проб, из них выявлено 11 положительных проб.

Сотрудники отдела совместно с сотрудниками отдела внутреннего ветеринарного надзора выезжали в Ирбитский район для оформления проб в системе «Меркурий».

По каждому случаю выявления положительных результатов проводятся мероприятия в рамках усиленного лабораторного контроля, вся информация направляется в Департамент ветеринарии Свердловской области и Роспотребнадзор Свердловской области, при импортных поставках информация направляется в ЦА.

Специалистами отдела государственного ветеринарного надзора за обеспечением коровья животных, безопасности продукции животного происхождения и лабораторного контроля за 9 месяцев 2016 года проведено 147 проверок: 58 плановых и 89 внеплановых. Выдано 39 предписаний об устранении нарушений. Выявлено 174 нарушений ветеринарного законодательства, оформлено 63 протокола об административном правонарушении. Направлены в суд 6 дел об административных правонарушениях. Наложены административные штрафы на сумму 566 тыс. рублей, взыскано 298 тыс. рублей. Соотношение сумм взысканных штрафов к сумме наложенных штрафов составляет 53 %.

Деятельность по обеспечению внутреннего ветеринарного надзора направлена на выполнение задач по защите населения от болезней, общих для человека и животных, обеспечению безопасности продуктов животного происхождения в ветеринарно-сани-тарном отношении, предупреждению и ликвидации заразных и массовых незаразных болезней животных и включает в себя:

1. Надзор за соблюдением требований законодательства в области ветеринарии хозяйствующими субъектами.

www.avu.usaca.ru

2. Надзор за соблюдением требований законодательства в области ветеринарии подведомственными учреждениями Департамента ветеринарии Свердловской области.

3. Контроль за выполнением Департаментом ветеринарии Свердловской области переданных федеральных полномочий в области ветеринарии.

4. Надзор в сфере обращения лекарственных препаратов для ветеринарного применения.

5. Надзор требований безопасности кормовых добавок и кормов, изготовленных с использованием ГМО.

6. Надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов в пределах своей компетенции.

7. Надзор за соблюдением требований технических регламентов.

8. Лицензирование фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных препаратов для ветеринарного применения.

Сотрудниками отдела за 9 месяцев 2016 года проведено 136 проверок, в том числе 33 плановых, 103 внеплановых. Выявлено 225 нарушений, выдано 41 предписание, оформлено 64 протокола об административном правонарушении. Направлены в суд 25 дел об административном правонарушении. Наложено штрафов на сумму 179 тыс. руб., взыскано 108, 5 тыс. руб., что составляет 61 %.

По заявлениям проведено 10 обследований для внесения предприятий-производителей сельскохозяйственной продукции в Реестр Таможенного союза.

Специалистами отдела за отчетный период было проведено 26 рейдовых мероприятия по ярмаркам выходного дня и несанкционированным местам торговли (в 21 муниципальном и городском округах). В целях предупреждения заноса и распространения африканской чумы свиней, контроля за перемещением живых свиней, свиноводческой продукции, сырья животного происхождения, кормов для животных рейдовые мероприятия проводились по поручению Правительства Российской заседания Комиссии Правительства Российской Федерации по предупреждению распространения и ликвидации африканской чумы свиней на территории Российской Федерации (оперативного штаба), под председательством Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А. В. Дворковича от 28 июня 2016 года № 2. В результате было снято с реализации 574 кг мясной продукции, 20 кг рыбы пресноводной, уничтожено 124 кг мяса, находящегося в реализации без ветеринарно-сопроводительных документов, с явным признаками порчи, не прошедшей ветеринарно-санитарную экспертизу. Реализация осуществлялась с нарушением температурных режимов и Технических регламентов Таможенного союза. Все наруши-

тели привлечены к административной ответственности, предусмотренной КоАП РФ (для физических лиц - от 500 до 1 000 рублей). Больше всего выявлено нарушений в Екатеринбурге, в Каменск-Уральском, Березовском, Краснотурьинске, Серове. Рейды проводились совместно с администрацией МО и ГО, с привлечением сотрудников МВД, Департамента ветеринарии Свердловской области.

В августе 2016 года специалисты отдела были привлечены к оперативно-розыскным мероприятиям, проводимыми сотрудниками УФСБ России по Свердловской области УЭБ и ПК ГУ МВД России по Свердловской области на мини-рынке «Таганский ряд» Железнодорожного района Екатеринбурга.

В результате проведенных мероприятий было изъято и уничтожено мясной продукции 124 кг с явными признаками порчи. Реализация мясной продукции осуществлялась с нарушением всех санитарных и ветеринарных правил. Температура в толще мяса доходила до + 20-26 градусов. Заветренные участки срезались и отправлялись на фарш, из которого готовились пирожки.

В результате контрольной закупки мясной продукции пробы были направлены на проведение исследований в соответствии с требованиями «Правил ветеринарного осмотра убойных животных и вете-ринарно-санитарной экспертизы мяса и мясных продуктов» от 1983 года (изм. 1988 года). По результатам экспертизы, мясо сомнительной свежести получено от убоя больного животного или убитого в состоянии агонии. Такое мясо направляют на техническую утилизацию (мясокостную муку) или уничтожают.

По результатам рейда привлечено к административной ответственности (по части 1 ст. 10.8. КоАП РФ) семь граждан, занимающихся реализацией животноводческой продукцией без ветеринарных сопроводительных документов. Вся изъятая мясная продукция без маркировки уничтожена, в соответствии с Указами Президента № 360, № 305.

По лицензионному контролю в сфере реализации лекарственных средств для ветеринарного применения проведено 25 проверок по соблюдению лицензионных требований, из них 13 плановых и 28 внеплановых. Выявлено 73 нарушения, выдано 15 предписаний, составлено 17 протоколов, направлено в суд 17. Изъято лекарственных средств: с истекшим сроком годности, с нарушенным температурным режимом, всего - 194 единицы первичных упаковок лекарственных препаратов.

Мониторинг лекарственных средств. Отбор образцов проводится в соответствии с приказами Россель-хознадзора от 31 декабря 2015 года № 995 «О плане контроля качества лекарственных средств для ветеринарного применения на 2016 год», № 996 «О пла-

не выборочного контроля качества лекарственных средств для ветеринарного применения на 2016 год», № 405 и от 16 июня 2016 года «О плане выборочного контроля качества лекарственных средств для ветеринарного применения на 2016 год», отобрано всего 50 проб. Исследования проведены в ВГНКИ, выявлены несоответствия установленным требованиям качества образцов:

- «Мазь ихтиоловая 10 %», серия 451015, срок годности - ноябрь 2017 года, изготовленного ЗАО «ПП «Фармакс», г. Киров, отобранного в ООО «Константа»;

- «Тетравит», серия 11 мая 2015 года, срок годности - 11 мая 2017, изготовленного ООО «ГКФ «Гамма», Московская область, отобранного в ООО «Промветгрупп».

В Управление Россельхознадзора по Свердловской области поступило 29 обращений о предоставлении лицензии и переоформлении лицензии на осуществление фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения.

Проведено 9 заседаний комиссии по лицензированию фармацевтической деятельности. Выдано 18 лицензий, из них переоформлено 9. В соответствии со статьей 13 ФЗ от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», 6 соискателям лицензии о предоставлении лицензии на осуществление фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения возращены документы, в соответствии со статьей 18 ФЗ от 04 февраля 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», 1 лицензиату возращены документы в части переоформлении лицензии на осуществление фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения. По указанию Россельхознадзора от 19 июля 2016 года № ФС-НВ-2/13280 проводится переоформление лицензий на фармацевтическую деятельность 33 лицензиатам в части предоставления работ, оказываемых услуг.

Специалистами отдела, во исполнение Протокола заседания Правительственной комиссии по мониторингу и оперативному реагированию на изменение конъюнктуры продовольственных рынков от 01 марта 2016 года № 1, под председательством Министра сельского хозяйства РФ, А. Н. Ткачева, утвержденного 10 марта 2016 года заместителем председателя Правительства РФ А. В. Дворковичем, проводится работа по мониторингу на выявление фальсифицированной продукции.

В 2016 году отобрана 71 проба молочной и мясной продукции. У 20 проб оказался положительный результат, что составило 28 % от отобранных проб.

В одной пробе (колбаса вареная «Нежная», продукция ООО «Доброгост») еще обнаружены и метаболиты нитрофураны. Пробы были отобраны у 23 производителей, из них 14 были производителями из Свердловской области - у 4 (28 % от 14) выявлена фальсифицированная продукция (ИП Пиньженина; ИП Банковский; ИП Дрягина; ООО «Доброгост»), у 9 (100 %) производителей животноводческой продукции (ООО «Маслосырокомбинат «Тюкалин-ский», Омская область; ООО «Ивмолокопродукт», г. Иваново; ООО «ЛавПродукт», Московская область; ИП Клюкин, г. Челябинск; ИП Шаталов, г. Челябинск; ИП Косов, г. Челябинск; ООО «Кузбасскон-сервмолоко», Кемеровская область; ООО «Союз Святого Иоанна воина», г. Москва; ООО «МолИнвест», г. Самара), ввезенной в нашу область, была выявлена фальсифицированная молочная продукция. Все хозяйствующие субъекты, производящие фальсифицированную продукцию, поставлены в известность, .информация направлена и в торговые сети, в которых была отобрана продукция, в Роспотребнадзор Свердловской области, в Департамент ветеринарии Свердловской области.

В соответствии с Приказом Россельхознадзора от 31 декабря 2015 года № 993 «О лабораторных исследованиях в рамках реализации мероприятий Рос-сельхознадзора для обеспечения выполнения требований Соглашения ВТО по САС при вступлении России в ВТО на 2016 год», отделом отобрано 553 пробы: в рамках пищевого мониторинга 263 пробы: в рамках государственного задания - 290 проб.

Исследования проводились:

— в ВГНКИ - 117 проб, из них 23 положительных, что составляет 20 % выявлений;

— в НЦБРП - 25 проб, из них 1 положительная, что составляет 2 % выявлений;

— в Челябинской МВЛ - 295 проб, из них 37 положительных, что составляет 13 % выявлений.

— В Свердловском РЦ - 203 пробы, из них 20 положительных, что составляет 10 % выявлений;

Всего выявлена 81 положительная проба, основные показатели:

1. Превышение по КМАФаМ - 18 случаев выявления: полуфабрикаты мясные, свинина, говядина, молоко коровье сырое.

2. Листерия - 4 случая выявлений: субпродукты говяжьи, полуфабрикаты птицы.

3. Сальмонелла - 3 случая выявлений: полуфабрикаты куриные, мясо птицы.

4. Превышение по БГКП - 6 случаев выявлений: рыба мороженная, мясо говядина, мясо свинина, сметана, молоко.

5. Превышение по бацитрацину - 5 случаев выявлений: субпродукты свиные, субпродукты говяжьи.

6. Метаболиты нитрофуранов (метаболит фура-

золидона-АОЗ) - 35 случаев выявлений: мясо птицы замороженное, свинина, полуфабрикаты куриные.

7. Тетрациклин - 4 случая выявлений: молоко сырое, йогурт.

8. Соматические клетки - 2 случая выявления (молоко коровье сырое); дрожжи - 1 выявление (творог); плесени - 1 (полуфабрикаты мясные); золотистый стафилококк - 1 (форель охлажденная); левомице-тин - 1 (масло сливочное).

По всем выявлениям направлены уведомления производителям, Департамент ветеринарии Свердловской области, информационные Управление Роспотребнадзора по Свердловской области. На предприятиях введен режим усиленного лабораторного контроля. Остатки опасной продукции сняты с реализации.

Во исполнение Протокола заседания Комиссии Правительства РФ по предупреждению распространения и ликвидации АЧС на территории РФ (оперативного штаба) от 28 июня 2016 года № 2 в 2016 году проведено заседание Чрезвычайной противоэпизоо-тической комиссии Свердловской области.

На территории Свердловской области организована работа по отбору биоматериала для исследования на АЧС от диких кабанов (636 проб), от свиней предприятий и хозяйств, мяса свинины, поступившего из других регионов РФ (695 проб). Результат отрицательный.

Проведено 5 проверок КФХ, занимающихся содержанием свиней, и 3 проверки охраняемых природных территорий федерального значения. Выявлено 11 нарушений в деятельности КФХ Пригородного района: материалы переданы в прокуратуру для принятия мер.

В 2016 году в отделе ветеринарно-санитарной экспертизы исследовано 3 953 проб, проведено исследований - 6 538, из них ветеринарно-санитарная экспертиза продукции на соответствие требованиям технических регламентов - 1 118 проб (2 616 исследований). По микробиологическим показателям 104 пробы (120 исследований) пищевой продукции не соответствуют требованиям НД.

При выполнении государственных работ из 235 проб (1 196 исследований) пищевой продукции выявлено некачественной продукции по микробиологическим показателям 30 проб (35 исследований), что составляет 12,7 % от количества проб и 2,9 % от количества исследований.

Из 698 проб (2 439 исследований) пищевой продукции, исследованной в целях декларирования и производственного контроля, выявлено некачественной продукции - 61 проба (86 исследование), что составляет 8,7 % от количества проб и 3,5 % от количества исследований.

Санитарно-гигиенических исследований в 2016 году проведено: 2 835 проб (в 2015 году - 2 432), что на 403

пробы больше прошлого года, исследований - 3 922 (в 2015 году - 3 680), что больше на 242 исследования. Выявлено некачественно проведенной дезинфекции -25 проб (28 исследований), этот показатель больше на 5 проб (5 исследований) в сравнении с 2015 годом.

Проведенная информация свидетельствует, что в субъектах Российской Федерации состояние ветеринарного благополучия постоянно находится под контролем органов государственного ветеринарного надзора и других учреждений, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации [4].

Выводы. Анализ изменений в содержании закона «О ветеринарии» показывает, что государство по-новому подошло к правовому регулированию в области ветеринарии.

Появились новые статьи и новые понятия, современные направления ветеринарной деятельности, расширен круг специально уполномоченных органов государственной исполнительной власти, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации.

Обновленный закон «О ветеринарии» ориентирован на создание условий для предпринимательской деятельности в сфере производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия животного происхождения.

Новацией является осуществление государственного ветеринарного надзора в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, расположенных на территории свободного порта Владивосток.

Существующие изменения внесены федеральным законом № 243-ФЗ от 13 июля 2015 года в раздел V «Защита населения от болезней, общих для человека и животных, и пищевых отравлений».

Все изменения и дополнения в закон «О ветеринарии» направлены на повышение качества правового регулирования деятельности в области ветеринарии, в особенности - государственного ветеринарного надзора.

Приведенный в настоящей статье анализ практической деятельности Управления Россельхознадзора по Свердловской области по осуществлению государственного ветеринарного надзора показывает, что несмотря на проводимую работу по профилактике нарушений норм ветеринарного законодательства, такие нарушения еще имеются.

К сожалению, улучшению дел в этой сфере не способствует законодательство о юридической ответственности (Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [5], Уголовный кодекс Российской Федерации [6] и другие законодательные акты). Наказание за правонарушения и

преступления настолько мягки, что мизерные суммы штрафов и другие виды наказаний существенно не влияют на поведение людей и рецидив на лицо [7, 8].

Тема правового регулирования ветеринарной деятельности и государственного ветеринарного надзора всегда вызывает научный интерес и авторы будут продолжать научные исследования в этой сфере.

Литература

1. О ветеринарии : закон Российской Федерации от 14 мая 1993 г. № 4979-I. URL : http://pravo.gov.ru/proxy/ ips/?docbody=&prevDoc=102375702&backlink=1&&nd=102023486.

2. Российская газета 15 июля 2015 г. URL : https://rg.ru/gazeta/rg/2015/07/15.html.

3. О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О свободном порте Владивосток» : Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 214-ФЗ. URL : https://rg.ru/2015/07/15/fz214-dok.html.

4. Режевское, Сысертское и Талицкое управление АПКиП // Нива Урала : специальный выпуск ко Дню работника сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Свердловской области. Екатеринбург, 2016. Стр. 21-24.

5. Собрание законодательства РФ. 2002. № 19. Ч. 1. Ст. 1.

6. Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

7. Воронин Б. А., Донник И. М. Правовое регулирование ветеринарной деятельности: состояние, актуальные задачи // Аграрный вестник Урала. 2015. № 1.

8. Воронин Б. А., Донник И. М., Тухбатов И. А. Государственный ветеринарный надзор (на примере Свердловской области) // Аграрный вестник Урала. 2014. № 1.

References

1. On veterinary science : the law of the Russian Federation of May 14, 1993 № 4979-I. URL : http://pravo.gov.ru/ proxy/ips/?docbody=&prevDoc=102375702&backlink=1&&nd=102023486.

2. Russian newspaper on July 15, 2015 URL : https://rg.ru/gazeta/rg/2015/07/15.html.

3. About modification of a part the second the Tax Code of the Russian Federation in connection with adoption of the Federal law "About the Free Port of Vladivostok": The federal law of July 13, 2015 № 214-FZ. URL : https:// rg.ru/2015/07/15/fz214-dok.html.

4. Rezhevsky, Sysertsky and Talitsky management of agroindustrial complex // Niva of the Urals : special release for the Day of the worker of agricultural industry and processing industry of Sverdlovsk region. Ekaterinburg, 2016. P. 21-24.

5. Collection of the legislation ofthe Russian Federation. 2002. № 19. P. 1. Art. 1.

6. Collection of the legislation of the Russian Federation. 1996. № 25. Art. 2954.

7. Voronin B. A., Donnik I. M. Legal regulation of veterinary activities: condition, urgent tasks // Agrarian Bulletin of the Urals. 2015. № 1.

8. Voronin B. A., Donnik I. M., Tukhbatov I. A. The state veterinary supervision (on the example of Sverdlovsk region) // Agrarian Bulletin of the Urals. 2014. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.