Аграрный вестник Урала № 1 (131), 2015 г. - < JJJ^^L
Экономика
УДК 338
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЕТЕРИНАРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: СОСТОЯНИЕ, АКТУАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ
Б. А. ВОРОНИН,
доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой, И. М. ДОННИК,
доктор биологических наук, профессор, академик Российской академии наук, ректор, Уральский государственный аграрный университет
(620075, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, д. 42; тел.: 8 (343) 371-33-63)
Ключевые слова: ветеринария, ветеринарная деятельность, правовое регулирование, технические регламенты, административные регламенты, Россельхознадзор, Минсельхоз России.
Правовое регулирование в области ветеринарии осуществляется законом «О ветеринарии» и иными нормативными правовыми актами. За последние годы к имеющимся законам и подзаконным актам, регулирующим отношения в сфере ветеринарной деятельности, присоединяются технические регламенты и административные регламенты. В статье приводится информация о принятых технических регламентах Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции»; «О безопасности мяса и мясной продукции»; «О безопасности молока и молочной продукции», в которых установлены требования к ветеринарной безопасности сельскохозяйственного сырья живого происхождения. Специально уполномоченным органом государственной исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование и государственное управление в области ветеринарии, является Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Государственный ветеринарный контроль (надзор) осуществляет Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор), входящая в систему Минсельхоза России. Приведен также перечень принятых Минсельхозом России административных регламентов. Правовое регулирование в области ветеринарии и ветеринарной деятельности постоянно совершенствуется, но и проблем остается еще достаточно. Сегодня появились новые обстоятельства, связанные с санкциями против России и импортозамещением на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, и здесь не последняя роль отводится ветеринарной медицине.
LEGAL REGULATION OF VETERINARY ACTIVITIES: STATE, CURRENT CHALLENGES
B. A. VORONIN,
doctor of law, professor, head of department, I. M. DONNIK,
doctor of biological sciences, professor, academician of Russian Academy of Sciences, rector, Ural State Agricultural University
(42 K. Libknehta Str., 620075, Ekaterinburg; tel: +7 (343) 371-33-63)
Keywords: animal health, veterinary activities, legal regulation, technical regulations, administrative regulations, Federal Service for Veterinary and Phytosanitary Surveillance (Rosselkhoznadzor), Ministry of Agriculture of Russia.
Legal regulation in the field of veterinary medicine is carried out by the law "On veterinary" and other normative legal acts. In recent years, to the existing laws and regulations governing relations in the field of veterinary activities align technical regulations and administrative regulations. The article provides information on the adopted technical regulations of the Customs Union "On food safety"; "On the safety of meat and meat products"; "On the safety of milk and dairy products", which establishes the requirements for veterinary safety of agricultural raw materials live origin. Specially authorized body of the executive power that legal regulation and governance in the field of veterinary medicine, is Ministry of Agriculture, State veterinary control (supervision) by the Federal Service for Veterinary and Phytosanitary Surveillance (Rosselkhoznadzor), included in the Ministry of Agriculture of Russia. It shows a list of adopted Russian Ministry of Agriculture administrative regulations. Legal regulation in the field of veterinary medicine and veterinary practice is constantly being improved, but there are still enough problems. Today there are new circumstances relating to sanctions against Russia and import substitution in the market of agricultural products, raw materials and food here is not the last role for veterinary medicine.
Положительная рецензия представлена А. Н. Мишиным, доктором экономических наук, профессором, заведующим кафедрой Уральской государственной юридической академии.
Экономика
Базовым законодательным актом, регулирующим ветеринарную деятельность в современной России, является закон Российской Федерации № 4979-1 от 14 мая 1993 г. «О ветеринарии» [1].
Под ветеринарией понимается область научных знаний и практической деятельности, направленных на предупреждение болезней животных и их лечение, выпуск полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиту населения от болезней, общих для человека и животных.
Основными задачами ветеринарии в Российской Федерации являются:
— реализация мероприятий по предупреждению и ликвидации карантинных и особо опасных болезней животных, включая сельскохозяйственных, домашних, зоопарковых и других животных, пушных зверей, птиц, рыб и пчел, и осуществление региональных планов ветеринарного обслуживания животноводства;
— подготовка специалистов в области ветеринарии, производство препаратов и технических средств ветеринарного назначения, а также организация научных исследований по проблемам ветеринарии;
— контроль за соблюдением органами исполнительной власти и должностными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями, иными хозяйствующими субъектами независимо от их подчиненности и форм собственности, общественными объединениями, международными организациями, иностранными юридическими лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства — владельцами животных и продуктов животноводства (далее — предприятия, учреждения, организации и граждане) ветеринарного законодательства Российской Федерации;
— охрана территории Российской Федерации от заноса заразных болезней животных из иностранных государств;
— осуществление государственного ветеринарного надзора.
Специально уполномоченным органом государственной исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование и государственное управление в области ветеринарии, является Министерство сельского хозяйства Российской Федерации [2], Государственный ветеринарный контроль (надзор) осуществляет Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Рос-сельхознадзор) [3], входящая в систему Минсельхоза России.
В субъектах Российской Федерации действуют специально уполномоченные органы государственной исполнительной власти в области ветеринарии. Например, в Свердловской области постановлениям областного правительства № 1400-ПП от 19.10.2011 г. утверждено «Положение о Департаменте ветеринарии Свердловской области [4], а постановлениям Правительства Свердловской области № 1593-ПП от 18.12.2013 г. утвержден Порядок организации и осуществления регионального государственного ветеринарного надзора на территории Свердловской области [5]. В субъектах Российской Федерации, также функционируют структурные подразделения Россельхознадзора. Правовой осно-
вой их деятельности является Типовое положение о территориальном органе Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденное приказом Минсельхоза России № 527 от 04.10.2012 г. [6].
Количество законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области ветеринарии и ветеринарной деятельности в современной России насчитывают сотни документов различной юридической силы.
Естественно, перечислить все действующие правовые акты не представляется возможным. Вместе с тем, отметим новые для правового регулирования в области ветеринарии юридические документы такие как: Технические регламенты и Административные регламенты. Как известно, федеральным законом «О техническом регулировании» № 184-ФЗ от 27 декабря 2002 г. [7] признаны утратившими силу законы Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» и «О стандартизации».
Вступивший в силу с 1 июля 2003 г. закон № 184-ФЗ в главе II — Технические регламенты — установил, что технические регламенты принимаются в целях:
— защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
— охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
— предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Федеральным законом «О техническом регулировании» было установлено, что до 1 января 2010 г. в Российской Федерации должно быть разработано и принято около 500 технических регламентов, в том числе в области сельскохозяйственной продукции около 50. К сожалению, работа по принятию техре-гламентов затянулась, а в связи с созданием Таможенного союза (Беларусь, Россия, Казахстан) эта функция перешла к Комиссии Таможенного союза.
По состоянию на декабрь 2014 г. принято около пятнадцати Техрегламентов ТС. Среди которых обратим внимание на Технический регламент (ТР ТЧС 021/2011) «О безопасности пищевой продукции» принятый 9 декабря 2011 г. и вступивший в силу с 01.07.2013 г., а также технический регламент «О безопасности мяса и мясной продукции» (ТР ТС 034/2013) вступивший в силу с 01.05.2014 г. и Технический регламент «О безопасности молока и молочной продукции» (ТР ТС 033/2013), вступивший в силу с 01.05.2014 г.
Требования вышеперечисленных техрегламентов наряду с иными показателями особый акцент делают на обеспечение здоровья сельскохозяйственных животных, птиц, аквакультуры, пчел, и диких животных и птиц.
Мясо должно происходить от убоя здоровых животных (пернатой дичи) и экзотических животных которые обитали (содержались) в охотничьих угодьях или предприятиях по их выращиванию и официально свободных от заразных болезней животных.
Технические регламенты перечисляют возможные болезни такие как: ящур; сибирская язва; губко-образная энцефалопатия; чума; контагиозная плевропневмония; туберкулез; бруцеллез; лейкоз; скрепь
Экономика
овец; блутанг; аденоматоз; меди-висни; артрит-энцефалит; оспа овец и коз; африканская чума свиней; болезнь Ауески; энтеровирусный энцефаломиелит; трихинеллез; грипп птиц; ньюкаслская болезнь птиц; орнитоз (пситтакоз); болезнь Держи; вирусный гепатит; африканская чума лошадей; инфекционная анемия; сап; эпизоотический лимфангоит; листериоз; геморрагическая болезнь кроликов; заразный узелковый дерматит; паратуберкулез; лихорадка долины Рифт; КУ-лихорадка; болезнь Гамборо.
Техрегламент устанавливает предельные сроки отсутствия вышеперечисленных заболеваний крупного и мелкого скота, свиней, кур, уток, другой домашней птицы, а также лошадей, кроликов, пчел, рыб, после которых возможно использование сырья для производства продуктов питания.
Естественно, что работу по профилактике и лечению животных, птиц и других видов живности обязаны проводить органы ветеринарии на всех уровнях и ветеринарные специалисты хозяйствующих субъектов АПК, а для этого необходимо иметь соответствующий уровень знаний и практических навыков.
Необходима также современная лабораторная база.
Наряду с техническими регламентами в последние годы правовое регулирование в области ветеринарии осуществляется административными регламентами.
Административные регламенты утверждаются приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
Перечислим отдельные Административные регламенты, касающиеся ветеринарной деятельности:
— Приказ Минсельхоза России от 07.11.2011 г. № 404 (ред. от 08.07.2013 г.) «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации, а также на транзит по ее территории животных, продукции животного происхождения, лекарственных средств для ветеринарного применения, кормов и кормовых добавок для животных» (зарегистрировано в Минюсте России 16.12.2011 г. № 22652);
— Приказ Минсельхоза России от 26.03.2013 г. № 149 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения» (зарегистрировано в минюсте России 16.10.2013 г. № 30201);
— Приказ Минсельхоза России от 28.01.2013 г. № 29 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по осуществлению надзора в установленных законодательством Российской Федерации случаях за юридическими и физическими лицами, проводящими экспертизы, обследования, исследования, испытания, оценку, отбор проб, функции по осуществлению государственной регистрации пестицидов и агрохимикатов» (зарегистрировано в Минюсте РФ 13.07.2009 г. № 14330);
— Приказ Минсельхоза РФ от 14.04.2009 г. № 137 (ред. от 21.03.2011 г.) «Об Административном регламенте исполнения Министерством сельского хозяйства Российской Федерации государственной функции организации проведения противоэпизооти-ческих мероприятий» (зарегистрировано в Минюсте РФ 15.07.2009 г. № 14353);
— Приказ Минсельхоза РФ от 08.07.2009 г. № 265 (ред. от 17.08.2010 г.) «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по лицензированию фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств, предназначенных для животных» (зарегистрировано в Минюсте РФ 12.08.2009 г. № 14516);
— Приказ Минсельхоза РФ от 11.06.2009 г. № 222 (ред. от 17.08.2010 г.) «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по лицензированию производства лекарственных средств, предназначенных для животных» (зарегистрировано в Минюсте РФ 30.06.2009 г. № 14171);
— Приказ Минсельхоза РФ от 06.10.2009 г. № 466 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по государственной регистрации кормов, полученных из генно-инженерно-модифициро-ванных организмов» (зарегистрировано в Минюсте РФ 16.11.2009 г. № 15239);
— Приказ Минсельхоза РФ от 04.02.2009 г. № 38 «Об Административном регламенте исполнения Минсельхозом России государственной функции по ведению реестров в области ветеринарии» (зарегистрировано в Минюсте РФ 01.04.2009 г. № 13643);
— Приказ Минсельхоза России от 08.07.2013 г. № 268 «О внесении изменений в Административный регламент Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации, а также на транзит по ее территории животных, продукции животного происхождения, лекарственных средств для ветеринарного применения, кормов и кормовых добавок для животных, утвержденный приказом Минсельхоза России от 7 ноября 2011 г. № 404» (зарегистрировано в Минюсте России 30.07.2013 г. № 29199). Приложение. Изменения в Административный регламент Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации, а также на транзит по ее территории животных, продукции животного происхождения, лекарственных средств для ветеринарного применения, кормов и кормовых добавок для животных, утвержденный приказом Минсельхо-за России от 7 ноября 2011 г.;
— Приказ Минсельхоза РФ от 14.12.2007 г. № 615 (ред. от 20.10.2009 г.) «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по выдаче разре-
Экономика ^SfJ
шений на проведение мероприятий по акклиматизации, переселению и гибридизации, а также на особо охраняемых природных территориях федерального значения разрешений на содержание и разведение объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания» (зарегистрировано в Минюсте РФ 19.03.2008 г. № 11378);
— Приказ Минсельхоза РФ от 21.03.2011 г. № 70 «О внесении изменений в Приказ Минсельхоза России от 14 апреля 2009 г. № 137» (зарегистрировано в Минюсте РФ 03.05.2011 г. № 20628). Приложение. Изменения в Административный регламент исполнения Министерством сельского хозяйства РФ государственной функции организации проведения противоэпизоотических мероприятий;
— Приказ Минсельхоза РФ от 09.01.2008 г. № 1 (ред. от 26.06.2008 г.) «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по выдаче разрешений на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации, а также на транзит по ее территории животных, продукции животного происхождения, лекарственных средств, кормов и кормовых добавок для животных, подкарантинной продукции» (зарегистрировано в Минюсте РФ 11.02.2008 г. № 11136).
Из нормативных правовых актов, изданных в 2014 г., отметим опубликованный 10 декабря 2014 г. в Российской газете Приказ Минсельхоза России от 12.03.2014 г. № 72 «Об утверждении Правил в об-
ласти ветеринарии при убое животных и первичной переработке мяса и иных продуктов убоя непромышленного изготовления на убойных пунктах средней и малой мощности» (зарегистрировано в Минюсте России 11.11.2014 г. № 34634).
Мы перечислили наиболее актуальные правовые документы, определяющие направления деятельности в области ветеринарии в современной России.
Напомним, что до сих пор не принят в новой редакции основной закон «О ветеринарии», положения которого должны быть гармонизированы с договорно-правовой базой Таможенного союза и актами международного права в сфере ветеринарно-сани-тарных мер.
Реализация положений законопроекта будет способствовать совершенствованию правового регулирования отношений в области ветеринарии, устранению избыточных административных барьеров для хозяйствующих субъектов. Законопроектом предусмотрены компартментализация, регионализация, мониторинг эпизоотического состояния территорий и подконтрольных товаров, а также оценка компетентности органов иностранных государств, осуществляющих ветеринарный надзор.
Правовое регулирование в области ветеринарии и ветеринарной деятельности постоянно совершенствуется, но и проблем остается еще достаточно.
Сегодня появились новые обстоятельства, связанные с санкциями против России и импортозаме-щением на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, и здесь не последняя роль отводится ветеринарной медицине.
Литература
1. Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 24. Ст. 857.
2. Постановление Правительства Российской Федерации № 450 от 12.06.2008 г. // Собрание законодательства РФ. 2008. № 25. Ст. 2983.
3. Положение о федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору : утв. Постановлением Правительства Российской Федерации № 327 от 30.06.2004 г. // СЗ РФ. 2005. № 33. Ст. 3421.
4. Областная газета. 2011.
5. Областная газета. 23.12.2013.
6. Российская газета. 2013. № 39.
7. СЗ РФ. № 52. Ч. I. Ст. 5140. 27.12.2002.
8. Воронин Б. А., Донник И. М., Тухбатов И. А. Государственный ветеринарный надзор (на примере Свердловской области) // Аграрный вестник Урала. 2014. № 1 (119). С. 70-74.
9. Воронин Б. А., Донник И. М., Лоретц О. Г. Обеспечение качества и безопасности продукции животноводства в рамках Таможенного союза (информация о технических регламентах) // Аграрный вестник Урала. 2014. № 4 (122). С. 78-84.
References
1. Bulletin of the Congress of People's Deputies of the Russian Federation and the Supreme Soviet of the Russian Federation. 1993. № 24. Art. 857.
2. Resolution of the Government of the Russian Federation № 450 from 12.06.2008 // Meeting of the legislation of the Russian Federation. 2008. № 25. Art. 2983.
3. Regulations of the Federal Service for Veterinary and Phytosanitary Surveillance : approved Resolution of the Government of the Russian Federation № 327 from 30.06.2004 // NW. 2005. № 33. Art. 3421.
4. The regional newspaper. 2011.
5. The regional newspaper. 23.12.2013.
6. The Russian newspaper. 2013. № 39.
7. NW. № 52. P. I. Art. 5140. 27.12.2002.
8. Voronin B. A., Donnik I. M., Tuhbatov I. A. State veterinary supervision (for example, Sverdlovsk region) // Agrarian bulletin of the Urals. 2014. № 1 (119). P. 70-74.
9. Voronin B. A., Donnik I. M., Loretts O. G. Quality and safety of animal products in the framework of the Customs Union (information on technical regulations) // Agrarian bulletin of the Urals. 2014. № 4 (122). P. 78-84.