Научная статья на тему 'Новое в законодательстве о ветеринарии'

Новое в законодательстве о ветеринарии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
512
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВЕТЕРИНАРИЯ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ВЕТЕРИНАРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / VETERINARY MEDICINE / LEGISLATION / VETERINARY ACTIVITIES / LEGAL REGULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Донник И. М., Воронин Б. А.

Принятый в 1993 г. закон Российской Федерации «О ветеринарии» объективно требовал внесения новых правовых норм, адекватно регулирующих отношения в области ветеринарной деятельности в настоящее время. Проект нового федерального закона «О ветеринарии» длительное время обсуждался учеными, специалистами и общественностью. Логическим завершением научных диспутов стало принятие 13 июля 2015 г. Федерального закона № 243-ФЗ «О внесении изменений в закон Российской Федерации „О ветеринарии“» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Этот законодательный акт внес в существующий закон «О ветеринарии» новые понятия и направления ветеринарной деятельности, необходимые в условиях рыночной экономики и развития предпринимательства в современной России. Наряду с законом № 243-ФЗ был принят Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона „О свободном порте Владивосток“», в котором имеются нормы, вносимые в закон «О ветеринарии». В настоящей статье рассматриваются изменения в содержании закона «О ветеринарии», в частности, новые понятия и направления деятельности, такие как: ветеринарные правила осуществления идентификации и учета животных; ветеринарные правила регионализации территории Российской Федерации; создание федеральной информационной системы в области ветеринарии и обеспечение ее функционирования; ветеринарные правила содержания животных и др. Изложен взгляд авторов на дальнейшее развитие правового регулирования в области ветеринарной деятельности и полноценную реализацию названного закона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW IN LEGISLATION ON VETERINARY MEDICINE

Adopted in 1993 the law of the Russian Federation “On veterinary” objectively demanded introducing new regulations to adequately regulate relations in the field of veterinary activities at the moment. Draft of the new federal law “On veterinary” long debated by scientists, experts and the public. The logical conclusion of the scientific debates was the adoption on July 13, 2015 Federal law № 243-FZ “On Amendments to the law of the Russian Federation “On veterinary medicine” and some legislative acts of the Russian Federation”. The legislation introduced in the existing law “On veterinary” new concepts and directions of veterinary activities required in a market economy and development of entrepreneurship in Russia. Along with the law № 243-FZ, the Federal law of July 13, 2015 № 213-FZ “On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation in connection with the adoption of the federal law “On the free port of Vladivostok””, in which there are rules, made to the law “On veterinary medicine”. This article examines changes in the content of the law “On veterinary”, in particular, new concepts and activities, such as: veterinary rules for the identification and registration of animals; veterinary rules of regionalization of the territory of Russian Federation; creation of a federal information system in the veterinary field and ensure its functioning; veterinary rules of keeping animals and other. The paper presents the authors’ opinion on the further development of legal regulation in the field of veterinary activities and the full implementation of the consider law.

Текст научной работы на тему «Новое в законодательстве о ветеринарии»

i- Аграрный вестник Урала № 12 (142), 2015 г. —«

Щ,

Экономика

УДК 619(094)

НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ О ВЕТЕРИНАРИИ

И. М. ДОННИК,

доктор биологических наук, профессор, академик РАН, ректор, Б. А. ВОРОНИН,

доктор юридических наук, профессор, проректор по научной работе и инновациям, Уральский государственный аграрный университет

(620075, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, д. 42)

Ключевые слова: ветеринария, законодательство, ветеринарная деятельность, правовое регулирование.

Принятый в 1993 г. закон Российской Федерации «О ветеринарии» объективно требовал внесения новых правовых норм, адекватно регулирующих отношения в области ветеринарной деятельности в настоящее время. Проект нового федерального закона «О ветеринарии» длительное время обсуждался учеными, специалистами и общественностью. Логическим завершением научных диспутов стало принятие 13 июля 2015 г. Федерального закона № 243-ФЗ «О внесении изменений в закон Российской Федерации „О ветеринарии"» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Этот законодательный акт внес в существующий закон «О ветеринарии» новые понятия и направления ветеринарной деятельности, необходимые в условиях рыночной экономики и развития предпринимательства в современной России. Наряду с законом № 243-Ф3 был принят Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 213-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона „О свободном порте Владивосток"», в котором имеются нормы, вносимые в закон «О ветеринарии». В настоящей статье рассматриваются изменения в содержании закона «О ветеринарии», в частности, новые понятия и направления деятельности, такие как: ветеринарные правила осуществления идентификации и учета животных; ветеринарные правила регионализации территории Российской Федерации; создание федеральной информационной системы в области ветеринарии и обеспечение ее функционирования; ветеринарные правила содержания животных и др. Изложен взгляд авторов на дальнейшее развитие правового регулирования в области ветеринарной деятельности и полноценную реализацию названного закона.

doctor of biological sciences, professor, academician of the Russian Academy of Sciences, rector, B. A. VORONIN,

doctor of legal sciences, professor, vice rector for research and innovation, Ural State Agrarian University

(42 K. Liebknechtа Str., 620075, Ekaterinburg)

Keywords: veterinary medicine, legislation, veterinary activities, legal regulation.

Adopted in 1993 the law of the Russian Federation "On veterinary" objectively demanded introducing new regulations to adequately regulate relations in the field of veterinary activities at the moment. Draft of the new federal law "On veterinary" long debated by scientists, experts and the public. The logical conclusion of the scientific debates was the adoption on July 13, 2015 Federal law № 243-FZ "On Amendments to the law of the Russian Federation "On veterinary medicine" and some legislative acts of the Russian Federation". The legislation introduced in the existing law "On veterinary" new concepts and directions of veterinary activities required in a market economy and development of entrepreneurship in Russia. Along with the law № 243-FZ, the Federal law of July 13, 2015 № 213-FZ "On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation in connection with the adoption of the federal law "On the free port of Vladivostok"", in which there are rules, made to the law "On veterinary medicine". This article examines changes in the content of the law "On veterinary", in particular, new concepts and activities, such as: veterinary rules for the identification and registration of animals; veterinary rules of regionalization of the territory of Russian Federation; creation of a federal information system in the veterinary field and ensure its functioning; veterinary rules of keeping animals and other. The paper presents the authors' opinion on the further development of legal regulation in the field of veterinary activities and the full implementation of the consider law.

NEW IN LEGISLATION ON VETERINARY MEDICINE

I. M. DONNIK,

Положительная рецензия представлена А. Н. Митиным, доктором экономических наук, профессором, заведующим кафедрой теории и практики управления Уральского государственного юридического университета.

Аграрный вестник Урала № 12 (142), 2015 г. - < ^^

Экономика ^Ф/

Принятый 14 мая 1993 г. закон № 4979-1 «О ветеринарии» [1], несмотря на вносимые изменения и дополнения [2], в последнее время вызывал критику как ветеринарных специалистов, так и ученых в области ветеринарной деятельности. Достаточно вспомнить бурное обсуждение проекта нового федерального закона «О ветеринарии» на различных научных конференциях, «круглых столах» и семинарах. К обсуждению подключились многие организации, заинтересованные в улучшении правового регулирования в области ветеринарии.

Диспуты проходили в комитетах Государственной Думы, Совета Федерации, Минсельхозе России, в Общественной палате Российской Федерации и других заинтересованных организациях и учреждениях.

По вопросам совершенствования ветеринарной деятельности только за 2014-2015 гг. опубликовано значительное количество научных статей в журналах «Аграрный вестник Урала», «Ветеринария», «Ветеринария Кубани» и других изданиях.

В Екатеринбурге под эгидой аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе 28-29 мая 2015 г. прошел II Ветеринарный форум, по итогам которого издан спецвыпуск журнала «Вопросы нормативно-правового регулирования ветеринарии», где преимущественно собраны статьи по проблемам ветеринарной медицины и практической ветеринарной деятельности, а также совершенствования правового регулирования в области ветеринарии [3].

Авторы настоящей статьи также рассматривали обсуждаемую проблему в научных публикациях: «Правовое регулирование ветеринарной деятельности: состояние, актуальные задачи» [4]; «Государственный ветеринарный надзор (на примере Свердловской области)» [5].

Логическим завершением научных обсуждений и рекомендаций стало принятие 13 июля 2015 г. Федерального закона № 243-Ф3 «О внесении изменений в закон Российской Федерации „О ветеринарии" и отдельные законодательные акты Российской Федерации»[6].

Цель настоящего исследования заключается в анализе изменений и дополнений в действующий закон «О ветеринарии» и попытке определить, как эти изменения отразятся на качестве правового регулирования отношений в области ветеринарии.

Закон № 243-Ф3 значительно расширил содержание ч. 3 ст. 1, которая изложена в следующей редакции: «Задачи в области ветеринарии в Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий

функции по контролю и надзору в ветеринарии и другой закрепленной сфере деятельности (далее -федеральный орган исполнительной власти в области ветеринарного надзора), и подведомственные ему территориальные органы и организации, а также ветеринарные (ветеринарно-санитарные) службы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации (далее - федеральные органы исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области ветеринарии и подведомственные им учреждения, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, и аттестованные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, специалисты в области ветеринарии в пределах своей компетенции (далее -аттестованные специалисты)».

Статья 2 «Нормативно-правовое регулирование в ветеринарии» дополнена ст. 2.1-2.6: ст. 2.1 «Ветеринарные правила (правила в области ветеринарии)», ст. 2.2 «Ветеринарные правила осуществления профилактических, диагностических, лечебных, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены на территории Российской Федерации карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и иных болезней животных», ст. 2.3 «Ветеринарные правила организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов», ст. 2.4 «Ветеринарные правила содержания животных», ст. 2.5 «Ветеринарные правила осуществления идентификации и учета животных», ст. 2.6 «Ветеринарные правила проведения регионализации территории Российской Федерации».

Экономика

Требования ст. 2.1-2.6 закона «О ветеринарии» в части осуществления прав и обязанностей должностных лиц ветеринарной службы и иных специалистов в области ветеринарии, физических лиц и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности по добыче (вылову) водных биологических ресурсов, переработке, хранению и реализации уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них продукции применяются после утверждения федеральным органом исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии нормативных правовых актов, регулирующих вопросы создания механизмов мониторинга ветеринарной безопасности регионов Российской Федерации и районов добычи (вылова) водных биологических ресурсов, применения профилей риска для проведения обязательных исследований продукции животного происхождения, в том числе уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них продукции, формирования исчерпывающего перечня оснований для проведения лабораторных исследований продукции животного происхождения, в том числе уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них продукции, но не ранее 1 января 2016 г.

Статья 4 «Право на занятие ветеринарной деятельностью» дополнена ст. 4.1 «Федеральная государственная информационная система в области ветеринарии». Статья 13 дополнена ч. 7 следующего содержания: «Регистрация кормовых добавок для животных осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации».

Часть 2 ст. 21 изложена в следующей редакции: «Ветеринарно-санитарной экспертизе подлежат также корма и кормовые добавки растительного происхождения и продукция растительного происхождения непромышленного изготовления, реализуемая на продовольственных рынках или используемая на объектах, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности». В ч. 3 слова «Организация и проведение» заменены словом «Проведение».

Кроме того, ст. 21 дополнена новой частью - ч. 5 следующего содержания: «Порядок назначения и проведения ветеринарно-санитарной экспертизы утверждается федеральным органом исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии». Часть 5 прежнего закона считается ч. 6; ч. 6 считается ч. 7 и изложена в следующей редакции: «Проведение ветеринарно-санитар-ной экспертизы продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок растительного происхождения и продукции растительного проис-

хождения непромышленного изготовления, а также других специальных мероприятий, направленных на защиту населения от болезней, общих для человека и животных, и от пищевых отравлений, возникающих при употреблении опасной в ветеринарно-санитарном отношении продукции животного происхождения, организуют федеральный орган исполнительной власти в области ветеринарного надзора, ветеринарные (ветеринарно-санитарные) службы федеральных органов исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области ветеринарии в пределах своей компетенции».

Федеральный закон № 243-ФЗ вступил в силу с 15 июля 2015 г.

С 1 января 2018 г. оформление ветеринарных сопроводительных документов будет производиться в электронной форме. До 1 января 2018 г. оформление ветеринарных сопроводительных документов на подконтрольные товары, на которые до дня вступления в силу этого федерального закона ветеринарные сопроводительные документы не оформлялись, не производится или производится в электронной форме по желанию собственника этих подконтрольных товаров.

Наряду с законом № 243-ФЗ новацией в правовом регулировании в области ветеринарии является Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона „О свободном порте Владивосток"» [7], который также внес существенные дополнения в основной закон «О ветеринарии».

Например, п. 2.1 в ст. 5 сказано, что система государственной ветеринарной службы Российской Федерации включает также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного ветеринарного надзора в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, расположенных на территории свободного порта Владивосток.

В п. 2.1 ст. 8 определено, что Правительство РФ вправе устанавливать компетенцию федеральных органов исполнительной власти по осуществлению государственного ветеринарного надзора в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, расположенных на территории свободного порта Владивосток, на определенный период, а также порядок осуществления такого надзора.

Часть 5 ст. 9 гласит, что права уполномоченных должностных лиц органов государственного ветери-

Аграрный вестник Урала № 12 (142), 2015 г. - < ^^

Экономика ^Ф/

нарного надзора по осуществлению государственного ветеринарного надзора в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, расположенных на территории свободного порта Владивосток, устанавливаются Правительством России.

Закон № 213-ФЗ вступил в силу с 15 июля 2015 г. за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу.

Анализ изменений и дополнений в закон «О ветеринарии», внесенных федеральными законами № 243-ФЗ и № 213-ФЗ, показывает, что многие предложения и рекомендации ученых, общественности и специалистов в области ветеринарной деятельности не были учтены, в частности, заключение Общественной палаты Российской Федерации [8].

Отмечая возможность и необходимость изменений в закон «О ветеринарии», направленных на улучшение действующих в сфере отечественной ветеринарии положений и правил, обеспечивающих безопасность населения страны, Общественная палата РФ предложила и свое видение по улучшению правового регулирования отношений в области ветеринарии.

Остановим внимание на отдельных предложениях Общественной палаты, высказанных на стадии обсуждения проекта нового закона.

1. В пояснительной записке к законопроекту указано, что он прежде всего направлен на гармонизацию с международными договорами. Вместе с тем в законопроекте отсутствуют какие-либо ссылки на международные договоры и соглашения, в частности, на договоры и соглашения, заключенные Российской Федерацией в связи со вступлением во Всемирную торговую организацию, в Таможенный союз, в Евразийский экономический союз.

Сравнительный анализ правовых принципов, положений и норм, содержащихся в указанных международных правовых актах, распространяющих свое действие на территорию РФ, в законопроекте не приведен, первостепенное значение международных правовых актов не подчеркнуто. Данное обстоятельство не соответствует принципу приоритета международных договоров, установленному Конституцией Российской Федерации [9].

2. При принятии закона следует учитывать положения, содержащиеся в антикризисном Плане, принятом Правительством РФ, определяя задачи органов, организаций, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере ветеринарии, и их действия в период ухудшения экономического положения страны.

Кроме того, представляется необходимым учитывать положения существующих государственных программ (доктрин) Российской Федерации, прежде всего Доктрины продовольственной без-

опасности РФ в сфере производства продукции животноводства.

При разработке законопроекта не нашли своего отражения:

- распоряжение Президента РФ от 18 марта 2011 г. № 158-рп «Об организации работы по инкорпорации правовых актов СССР и РСФСР и/или по признанию указанных актов не действующими на территории Российской Федерации»;

- распоряжение Президента РФ от 22 декабря 2013 г. № 3009-пр, содержащее поручение Правительству РФ принять комплекс мер по совершенствованию системы ветеринарного контроля;

- постановление Правительства РФ от 28 сентября 2009 г. № 761 «Об обеспечении гармонизации российских санитарно-эпидемиологических требований, ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер с международными стандартами»;

- постановление Правительства РФ от 14 декабря

2009 г. № 1009 «О порядке совместного осуществления Министерством здравоохранения Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации функций по нормативно-правовому регулированию в сфере контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов и по организации такого контроля»;

- распоряжение Правительства РФ от 9 марта

2010 г. № 299-р «Об утверждении плана мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг, оказываемых федеральными органами исполнительной власти, в сфере сельского хозяйства».

Законопроект должен предусматривать мероприятия, направленные на развитие предприятий малого и среднего бизнеса, деятельность которых в сфере производства и торговли продукцией животноводства в современных условиях не может оказаться второстепенной.

В финансово-экономическом обосновании к законопроекту указано, что его принятие не потребует финансовых затрат из средств федерального бюджета. Вместе с тем в ходе общественных слушаний законопроекта представители хозяйствующих субъектов, крупных производственных и торговых объединений высказали противоположное мнение. Они сообщили о многомиллиардном увеличении расходов, вызванных реализацией законопроекта, и соответственно о возрастании цен на торговую продукцию.

Кроме того, законопроект не содержит упоминания о государственном плане биологической или ветеринарной безопасности, который должен быть соотнесен с положениями закона «О ветеринарии».

Экономика

3. Законопроект указывает на отнесение федеральных органов исполнительной власти (силовых структур) к субъектам деятельности в сфере ветеринарии, к которым также относятся другие федеральные органы, органы власти субъектов Российской Федерации.

Однако законопроект, также как действующий закон «О ветеринарии», не содержит положений, указывающих на четкое разделение полномочий субъектов ветеринарной деятельности, определение сфер деятельности каждого из них, не позволяет устранить разрозненность ветеринарной службы Российской Федерации, которая до настоящего времени не имеет четкой иерархической структуры.

При этом первичным звеном органов, осуществляющих деятельность в сфере ветеринарии, являются ветеринарный пункт и ветеринарный участок, однако в законопроекте упоминание о данных структурах отсутствует.

4. Основными причинами возникновения и распространения в Российской Федерации заразных болезней животных являются отсутствие действенного учета поголовья животных, в первую очередь в личных подсобных хозяйствах, несанкционированные перемещения и реализация животных и продукции животного происхождения. При возникновении опасных (заразных) заболеваний животных и необходимости рассмотрения вопроса о введении карантина требуется обследование не только определенной территории, но и личных подсобных хозяйств.

При этом в соответствии с положениями ст. 5 федерального закона № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» [10] вмешательство органов государственной власти и органов местного самоуправления в деятельность граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, не допускается.

Согласно положениям, указанным в гл. 17 Гражданского кодекса Российской Федерации[11], вход на земельный участок без разрешения собственника не допускается (ст. 262 ГК). Реализация данных положений для прохода в личные подсобные хозяйства на практике требует разрешительных санкций соответствующих должностных лиц, тогда как их получение требует определенных временных и организационных затрат, не сопоставимых со срочностью введения карантина. Однако в законопроекте отсутствуют положения, исключающие воспрепятствование деятельности работников ветеринарных служб, прежде всего в экстремальных условиях (карантин, ограничительные мероприятия).

5. Законопроектом в полной мере не урегулирована проблема обращения с биологическими отходами, которая не решена федеральным законом № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Отсутствие должного регулирования данной про-

блемы снижает уровень ветеринарной безопасности в стране.

6. Законопроектом не предусмотрено разрешение важной проблемы, связанной с борьбой с заболеваниями животных. При таких заболеваниях применяются соответствующие лекарственные средства, однако из их перечня необоснованно исключены дезинфицирующие средства, позволяющие ликвидировать последствия вспышек опасных заболеваний.

В результате производители продукции самостоятельно изготавливают дезинфицирующие препараты, разрабатывая собственные технические условия, не привлекая к данной деятельности Департамент ветеринарии Министерства сельского хозяйства, органы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.

Данное обстоятельство представляет угрозу ветеринарной безопасности страны. Представляется целесообразным включить дезинфицирующие средства в перечень лекарственных препаратов, что позволит использовать в хозяйственном обороте в сфере ветеринарии не только лекарственные средства, но и большую группу дезинфицирующих средств санитарной защиты.

В настоящей статье мы привели лишь некоторые выдержки из заключения Общественной палаты Российской Федерации на проект законодательного акта, направленного на совершенствование правового регулирования деятельности в области ветеринарии. Считаем, что об этих предложениях должны знать и иметь представление ученые в области ветеринарной медицины и ветеринарно-санитарной экспертизы, ветеринарные специалисты, аграрные предприниматели в сфере животноводства, а также граждане, ведущие личное подсобное хозяйство.

Выводы. Проведенный анализ новых федеральных законов, касающихся изменений и дополнений в закон «О ветеринарии», показывает, что содержание этого закона значительно актуализировалось с учетом развития рыночных отношений и предпринимательства в Российской Федерации и свидетельствует о новом подходе к правовому регулированию отношений в области ветеринарии.

В обновленном законе «О ветеринарии» появились новые понятия и направления деятельности, такие как: ветеринарные правила осуществления идентификации и учета животных; ветеринарные правила регионализации территории Российской Федерации; создание федеральной информационной системы в области ветеринарии и обеспечение ее функционирования; ветеринарные правила содержания животных и др.

Однако содержание новых терминов в законе «О ветеринарии» не раскрыто, и это вызовет практические трудности при реализации норм закона,

^jSBS'-' Аграрный вестник Урала № 12 (142), 2015 г. - < iii^

Экономика ^Ф/

станет определенным коррупциогенным фактором, почва для которого создается, в частности, возможностью произвольной трактовки положений закона, употребляемых в нем терминов.

Следует согласиться с тем, что отдельные нормы закона «О ветеринарии» носят декларативный характер. Это свидетельствует о несоблюдении правил юридической техники и нормографии, что в конечном счете может отразиться на качестве правового регулирования.

Многие предложения ученых, ветеринарных специалистов, общественных организаций, предпринимателей законодатели учли при принятии изменений и дополнений в закон «О ветеринарии», но отдельные рекомендации не получили одобрения.

В то же время изложенные в настоящей статье выдержки из заключения Общественной палаты Российской Федерации, на наш взгляд, отображают правильный подход к формированию законодательного акта прямого действия, который не требовал бы принятия дополнительных подзаконных нормативных правовых актов, разъясняющих суть положений закона.

При этом следует отметить, что меры, которые будут предусмотрены подзаконными актами, не должны приводить к ухудшению условий ведения бизнеса, резкому увеличению издержек хозяйствующих и торговых субъектов, уменьшению их конкурентоспособности в целом по отношению к странам-экспортерам аналогичной продукции. Нормативные правовые акты, которые будут приняты, не должны вступать в противоречие с международными договорами и соглашениями в области ветеринарии, сельскохозяйственной, торговой и иной экономической деятельности.

В складывающейся в Российской Федерации экономической ситуации необходима тщательная оценка влияния последствий принятия нормативных актов на экономику страны, на расходы хозяйствующих субъектов, на увеличение или снижение объемов отечественной товарной продукции, на формирование цен на продукты питания.

Несомненно, измененный закон «О ветеринарии» вызовет научно-исследовательский интерес и станет теоретической базой для ученых и специалистов в области ветеринарии.

Литература

1. Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 24. Ст. 857.

2. СЗ РФ. 2004. № 27. Ст. 2711; № 35. Ст. 3607; 2006. № 1. Ст. 10; 2009. № 1. Ст. 17, 21; 2010. № 5. Ст. 6614; 2011. № 1. Ст. 6; № 30. Ст. 4590; 2014. № 23. Ст. 2930.

3. Вопросы нормативно-правового регулирования ветеринарии. 2015. № 2.

4. Воронин Б. А., Донник И. М. Правовое регулирование ветеринарной деятельности: состояние, актуальные задачи // Аграрный вестник Урала. 2015. № 1. С. 91-94.

5. Воронин Б. А., Донник И. М., Тухбатов И. А. Государственный ветеринарный надзор (на примере Свердловской области) // Аграрный вестник Урала. 2014. № 1. С. 70-74.

6. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 243-ФЗ // Рос. газ. 2015. 15 июля.

7. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 213-ФЗ // Рос. газ. 2015. 15 июля.

8. Письмо члена Общественной палаты Российской Федерации В. М. Винницкого от 17 февраля 2015 г. на имя ректора Уральского ГАУ.

9. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. СЗ РФ. 2003. № 28. Ст. 2881.

11. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

References

1. Gazette of the Congress of National Deputies of the Russian Federation and the Supreme Soviet of the Russian Federation. 1993. № 24. Art. 857.

2. Code of Laws of the Russian Federation. 2004. № 27. Art. 2711; № 35. Art. 3607; 2006. № 1. Art. 10; 2009. № 1. Art. 17, 21; 2010. № 5. Art. 6614; 2011. № 1. Art. 6; № 30. Art. 4590; 2014. № 23. Art. 2930.

3. Questions of regulatory of veterinary medicine. 2015. № 2.

4. Voronin B. A., Donnik I. M. Legal regulation of veterinary practice: state, urgent tasks // Agrarian Bulletin of the Urals. 2015. № 1. P. 91-94.

5. Voronin B. A., Donnik I. M., Tuhbatov I. A. State veterinary supervision (on example of Sverdlovsk region) // Agrarian Bulletin of the Urals. 2014. № 1. P. 70-74.

6. Federal law of July 13, 2015 № 243-FZ // Russian daily. 2015. July 15.

7. Federal law of July 13, 2015 № 213-FZ // Russian daily. 2015. July 15.

8. Letter from a member of the Public Chamber of the Russian Federation V. M. Vinnitskiy on February 17, 2015, addressed to the Rector of the Ural State Agrarian University.

9. The Constitution of the Russian Federation: adopted by popular vote on December 12, 1993.

10. Code of Laws of the Russian Federation. 2003. № 28. Art. 2881.

11. The Civil Code of the Russian Federation. Part one // Code of Laws of the Russian Federation. 1994. № 32. Art. 3301.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.