ЛИТЕРАТУРА
1. Вязовик М.М., Зацаренко Е.Ф. О защите прав потребителей по жилищно-коммунальным хозяйствам // Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2012. № 3-4(49-50). С. 33-35.
2. Вязовик М.М. Некоторые аспекты надзорной деятельности в области защиты прав потребителей и благополучия человека // Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2012. № 3-4(49-50). С. 35-37.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях / Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ/ Собрании законодательства РФ от 07.01.2002 № 1 (часть I) ст. 1. М., 2002.
Lisichkina I.A.
4. Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2009 г. № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (постатейный). Автор-сост. Сальков О.А. М.: Деловой двор, 2010. 128 с.
5. Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации/ Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ, Собрании законодательства РФ от 30.11.2009, № 48 ст. 5711. М., 2009.
6. О защите прав потребителей / Закон Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-1, Собрание законодательства РФ, 1996 - ст. 140. М., 1996.
about observance of the legislation in the field of energy saving and energy efficiency in the territory of primorsky region
Management of Federal service on supervision in sphere of protection of consumer rights and human welfare for the Primorsky Region, vladivostok.
In 2013, the office of Rospotrebnadzor for the Primorsky Region conducted twenty-six checks of observance of the legislation on energy saving and increasing energy efficiency at realization of the goods. During the inspection specialists of the Administration revealed eighteen violations of the legislation regulating relations in the field of energy saving and energy efficiency in the consumer market of Primorsky region. On the detected violations Management Rospotrebnadzora for the Primorsky Region is composed of eighteen protocols on administrative offences, including two of the Protocol on Art. 9.16 for the lack of information on energy efficiency to the goods; thirteen protocols for the lack of information about the manufacturer, the importer of the goods; three protocols for violation of the rules of sale of separate kinds of the goods.
Keywords: Primorsky Region, consumer protection, energy conservation and efficiency.
Citation: Lisichkina I.A. About observance of the legislation in the field of energy saving and energy efficiency in the territory of Primorsky region. Health. Medical ecology. Science. 2014; 4(58): 31-34. URL: https://yadi.sk/i/EmvucfGBZKurm
Сведения об авторе
Лисичкина Ирина Анатольевна - специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю, тел.: (423) 244-16-93, e-mail: [email protected].
© Коллектив авторов, 2014 г. УДК 336-339.04 (Приморский край)
Д.В. Маслов, Т.Л. Шивыдкина, М.С. Аралова
ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА РЬ1НКЕ УСЛУг СВЯЗИ
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю, г. Владивосток.
На сегодняшний день услуги связи прочно занимают место в структуре ежедневного потребления наравне с продуктами питания, предметами первой необходимости, жилищно-коммунальными и медицинскими услугами. Существующие проблемы в области правового регулирования порядка предоставления услуг подвижной связи, порождают множество конфликтных ситуаций между потребителями услуг и исполнителями. Соблюдение законодательных норм при оказании услуг подвижной связи, особенно в условиях развития законодательной базы, регулирующей отношения в области связи является общим делом, как для исполнителей услуг, так и для контролирующих органов.
Ключевые слова: защита прав потребителей, услуги подвижной связи.
Цитировать: Маслов Д.В., Шивыдкина Т.Л., Аралова М.С. Защита прав потребителей на рынке услуг связи // Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2014. №4(58). С. 34-38. URL: https://yadi.sk/i/saR5LlFTZKurq
В современном мире услуги связи потребляет каждый житель более-менее крупного населенного пункта. При этом жители больших городов пользуются этими услугами ежедневно, а зачастую даже ежечасно. При этом стоит отметить, что количество и разнообразие оказываемых услуг связи, а, соответственно, и количество нормативно-правовых актов, регламентирующих данные виды услуг, сравнимо разве что с все возрастающей потребностью людей быть «всюду одновременно» и контролировать все сферы своей жизни в течение 24 часов! Наиболее популярными услугами связи при этом являются услуги местной телефонной связи, услуги подвижной радиотелефонной связи, телематические услуги связи (интернет), услуги связи для целей кабельного вещания и услуги почтовой связи.
Общее правовое понятие услуги связи содержится в пункте 32 ст. 2 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи»: это деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений [4, 7].
Применительно к договору об оказании услуг связи у оператора связи - исполнителя договора возникает обязанность оказывать услуги связи абоненту, а у абонента возникает обязанность оплачивать оказываемые ему услуги связи. При этом обе стороны наделены правом требования: оператор имеет право требовать оплаты, а абонент - право требовать своевременного и качественного оказания услуг связи. Указанные права и обязанности сторон перечислены в соответствующих разделах Правил оказания услуг связи по видам услуг связи. При этом названными актами предусмотрена ответственность оператора связи за нарушение сроков предоставления доступа к своей сети связи в виде уплаты абоненту неустойки [7].
Содержание услуги связи как определенных действий оператора связи состоит в осуществлении технической деятельности по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи в любой форме (знаки, сигналы, голосовая информация, письменный текст, изображения, звуки или сообщения любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам) или почтовых отправлений. Услуга связи включает также маршрутизацию любых видов сообщений электросвязи в рамках телекоммуникационного процесса.
Деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи [4, 7].
В соответствии с п. 1 ст. 44 Закона «О связи» на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услуг связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским
законодательством и Правилами оказания услуг связи. Такой договор является гражданско-правовым договором, содержащим специальные условия, предусмотренные Правилами оказания услуг связи. По этому договору оператор связи имеет специфические обязанности в случаях, например, замены абонентского номера, изменения схемы включения оконечного оборудования абонента, переключения абонентского номера, создания системы информационно-справочного обслуживания с оказанием установленного перечня бесплатных информационно-справочных услуг и т.д. Кроме того, оператор связи должен для осуществления расчетов за услуги связи иметь специальное оборудование, учитывающее объемы оказанных услуг связи [4].
Согласно ст. 45 ФЗ «О связи» договор об оказании услуг связи, заключаемый с гражданами, является публичным договором. Данное положение означает, что оператор связи обязан заключить договор об оказании услуг связи с любым и каждым, кто к нему обратится. При этом оператор не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами, что означает в т.ч. равенство цен на оказываемые услуги. Правила оказания услуг связи добавляют, что договор об оказании услуг связи с гражданином заключается на неопределенный срок, а оператор связи в единственном случае имеет право отказаться от заключения договора - в случае отсутствия соответствующей технической возможности [7].
Количество обращений граждан с жалобами на услуги связи по данным Управления Роспотребнадзо-ра по Приморскому краю в 2013 г. выросло к уровню за 2010 г. более чем в два раза. Это свидетельствует о неудовлетворенности потребителей оказываемыми услугами, а также о своеобразном доверии, оказываемом Службе, наделенной полномочиями по рассмотрению обращений граждан. Большая часть обращений связана с неверной тарификацией, недостоверной информацией об оказываемых основных или дополнительных услугах связи, качеством оказываемых услуг [1, 3].
Основными нарушениями, выявляемыми Управлением Роспотребнадзора по Приморскому краю при проведении проверок операторов связи, являются нарушения прав потребителей на представление полной и достоверной информации, включение в договоры условий, ущемляющих предусмотренные законом права потребителей, нарушение порядка (правил) оказания определенного вида услуг связи. Удельный вес обращений по видам услуг связи демонстрирует, что одним из самых востребованных видов услуг связи, несомненно, является подвижная радиотелефонная связь. На втором и третьем местах соответственно телефонная связь и услуги телематической связи.
Наибольшее количество нарушений выявляется также по этим трем видам услуг связи [3].
В связи с этим Управлением подготовлены рекомендации для потребителей услуг подвижной связи, соблюдение которых поможет повысить уровень защищенности потребителей, минимизировать риски потребителей, связанные с различными проявлениями недобросовестности со стороны операторов связи [1]:
1. Ограничьте возможность подключения к тарифу любых платных услуг путем обращения к оператору с устным или письменным заявлением.
2. Через «Личный кабинет» на сайте оператора с определенной периодичностью проверяйте, соблюдается ли ограничение.
3. Используйте антивирусные программы с целью исключения воздействия вредоносного программного обеспечения на оборудование (телефон, планшет). Не следует переходить по ссылкам в SMS или мобильной почте, пришедшим с неизвестных номеров или адресов.
4. Не устанавливайте незнакомое программное обеспечение и его обновление без надлежащего ознакомления с условиями предоставления, так как услуга может являться платной и небезопасной.
5. При заказе платного контента убедитесь, что речь идет о единоразовом списании, а не о подписке, если таковую заказывать не намерены (фактически, данные услуги оказываются не оператором связи, с которым у абонента заключен договор, а третьими лицами - так называемыми контент-провайдерами).
6. По возможности подключите услугу по ограничению доступа к заказу информационно-развлекательного контента и отправки SMS-сообщений на «короткие» номера (многие операторы подключают такую услугу).
7. Не вводите на незнакомых сайтах номера телефонов и, тем более, коды активации, приходящие на телефон, не убедившись в бесплатности такой услуги, либо не будучи готовым их оплатить.
8. Фиксировать доказательствами (свидетельские показания, screenshot, программы записи с экрана монитора и др.) любые действия, направленные на подключение/отключение услуг, осуществляемые через «Личный кабинет» или посредством звонка в call-центр.
9. Не доверяйте сообщениям о блокировке вашей банковской карты. Не называйте никакой личной информации по телефону.
10. Не соглашайтесь на предложения оформить на Ваш паспорт SIM-карту, и не отдавайте уже оформленную SIM-карту незнакомцам.
11. Не оставляйте никому свою SIM-карту. В случае возникновения проблем с картой следует обращаться только к своему оператору. В случае возникновения проблем с аппаратом оставляйте его в мастерской без SIM-карты, для ремонтных работ у мастеров имеются свои тестовые SIM-карты. По-
сле ремонта проверяйте свой смартфон с помощью антивирусных программ.
12. При использовании абонентского оборудования с сенсорным экраном, внимательно следите за переходом по незнакомым ссылкам, блокируйте «всплывающие» окна, так как нажатие на них может явиться причиной подключения дополнительных услуг.
13.Уточняйте информацию о проведении призовых, скидочных или благотворительных акций в Центре поддержки клиентов. Тщательно проверяйте номера, с которых приходят SMS. Операторы уведомляют о проведении специальных акций только с официальных номеров. Актуальные реквизиты для благотворительных пожертвований можно получить на сайтах проверенных фондов и в известных бло-гах. Уточняйте информацию о проведении благотворительных акций в Центре поддержки клиентов.
14. Действуйте по принципу «лишней информации не бывает» - в случае сомнений обращайтесь в call-центры и на сайты операторов связи.
15. Внимательно изучайте условия договоров и акций, в которых собираетесь принять участие.
16. Передавайте в службу безопасности операторов связи информацию о подозрительных SMS и номерах, с которых они были направлены.
17. Если пользуетесь контент-услугами, начиная с 1 мая 2014 г., обратитесь к оператору связи за созданием Вам отдельного лицевого счета, предназначенного только для оплаты данных услуг связи в пределах средств, находящихся на указанном лицевом счете.
18. Следите за телефоном, находящимся в пользовании ребенка, по возможности подключив услугу ограничения звонков и отправления СМС-сообщений на короткие номера.
В последнее время законодательство об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи претерпело ряд важных изменений. Так с января 2014 г. вступили в силу положения, отменяющие так называемое «телефонное рабство», позволяющие абонентам менять оператора связи, оставляя при этом свой телефонный номер. Такой возможностью пользуются абоненты во многих странах мира, при этом среднее количество абонентов, воспользовавшихся такой возможностью, составляет 2% от общего числа. Однако подобная возможность дает дополнительное чувство свободы и защищенности потребителям услуг подвижной радиотелефонной связи.
Кроме того, урегулированы вопросы заключения договора оказания услуг связи третьим лицом, действующим от имени оператора связи, при заключении договора; введена обязанность оператора при оплате услуг подвижной связи посредством авансового платежа в случае исчерпания суммы внесенных денежных средств на лицевой счет абонента приостановить оказание услуг подвижной связи. При этом оператор подвижной связи вправе с согласия абонента продолжить
оказание услуг подвижной связи сверх суммы внесенных денежных средств на лицевой счет абонента. Нововведением также является обязанность оператора с апреля 2014 г. указывать в договоре способ предоставления абоненту сведений обо всех договорах на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи, заключенных им с оператором связи и (или) лицом, действующим от его имени, - в случае заключения договора на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи. При этом сведения, предоставляемые абоненту, должны будут содержать номер договора и дату его заключения в отношении каждого договора на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи. Договором на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи определяется способ предоставления абоненту указанных сведений с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет (то есть в Личном кабинете). Указанные сведения оператор связи обязан предоставлять абоненту при заключении с ним каждого нового договора на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи в течение 20 дней со дня заключения им или лицом, действующим от его имени, с абонентом договора на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи [2, 5].
С 1 мая 2014 г. в действие будут введены очередные изменения. Так законодатель, наконец, введет единое понятие контентных услуг (вид услуг связи, которые технологически неразрывно связаны с услугами подвижной радиотелефонной связи и направлены на повышение их потребительской ценности (в том числе услуги по предоставлению абонентам возможности получать на пользовательское (оконечное) оборудование в сетях связи справочную, развлекательную и (или) иную дополнительно оплачиваемую информацию, участвовать в голосовании, играх, конкурсах и аналогичных мероприятиях) и стоимость оказания которых оплачивается абонентом оператору связи, с которым у абонента заключен договор об оказании услуг связи). Кроме того, изменения в Федеральный закон «О связи» сделают более «прозрачной» деятельность операторов связи по взиманию платы за услуги контент-провайдеров. В частности, вводимые изменения предусматривают обязанность оператора связи на основании обращения абонента создать отдельный лицевой счет, предназначенный только для оплаты данных услуг связи в пределах средств, на-
ходящихся на указанном лицевом счете. Установлено также, что оказание контент-услуг будет возможно только с согласия абонента, выраженного посредством совершения им действий, однозначно идентифицирующих абонента и позволяющих достоверно установить его волеизъявление на получение данных услуг. Надеемся, данные изменения упорядочат работу контент-провайдеров и упростят моменты доказывания «нечестного» подключения абонентам дополнительных платных услуг.
Подводя итог, хочется сказать, что услуги связи -это очень динамично развивающееся направление сферы услуг. При этом пользователями данного вида услуг являются практически все возрастные категории граждан - от первоклассников до лиц старшего пенсионного возраста. И для того чтобы услуги связи не омрачали нашу жизнь, в очередной раз напомним - по возможности внимательно читайте все, что подписываете, требуйте максимальное количество информации об оказываемых услугах, и оставайтесь на связи!
ЛИТЕРАТУРА:
1. Вязовик М.М. Некоторые аспекты надзорной деятельности в области защиты прав потребителей и благополучия человека // Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2012. №3-4. С. 35-37.
2. Губин Е.П, Молотников А.Е. Янковский Р.М. О возможности обращения взыскания на денежные средства, находящиеся на лицевых счетах абонентов сотовой связи // Право и экономика, 2010. № 9. С. 24-28.
3. Комментарий к Федеральному закону от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи»/ Кайль А.Н., Цисс Т.А. М.: Система Гарант, 2012.
4. Константинов С.В. Сотовая связь: платить следует только за оказанные услуги // Корпоративный юрист, 2010. № 6. С. 32-34.
5. Маслов Д.В. О проведении государственного надзора на территории Приморского края // Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2010. №1-2(41-42). С. 4-6.
6. О защите прав потребителей: Закон Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-1 / Собрание законодательства РФ, ст. 140. М., 1993.
7. О связи / Федеральный закон от 07.07. 2003. №126-ФЗ, Собрание законодательства РФ от 14 июля 2003 г. № 28 ст. 2895. М., 2003/
Maslov D.v., Shividkina T.L., Aralova M.S. PROTECTION OF THE RIGHTS OF CONSUMERS IN THE MARKET OF COMMUNICATION SERVICES
Management of Federal service on supervision in sphere of protection of consumer rights and human welfare for the Primorsky Krai, vladivostok.
To date communication services firmly occupy the place in the structure of daily consumption along with food, supplies, housing and public utilities and medical services. Existing problems in the field of legal regulation of the procedure for the provision of mobile services generate a lot of conflict situations between customers and performers.
Observance of legislation in the provision of mobile services, particularly in the development of the legislation regulating relations in the field of communications is a joint effort, both for the providers and regulatory authorities.
Keywords: consumers protection, communication services, Primorsky Krai.
Citation: Maslov D.V., Shividkina T.L., Aralova M.S. Protection of the rights of consumers in the market of communication services. Health. Medical ecology. Science. 2014; 4(58): 34-38. URL: https://yadi.sk/i/saR5LlFTZKurq
Сведения об авторах
Маслов Дмитрий Валентинович - руководитель Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю; тел.: (423) 244-27-40; е-mail: [email protected];
Шивыдкина Татьяна Леонидовна - исполняющая обязанности начальника отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю; тел.: (423) 244-35-70; е-mail: [email protected];
Аралова Мария Сергеевна - ведущий специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю; тел.: (423) 244-35-70; е-mail: [email protected].
© Коллектив авторов, 2014 г. УДК 379.85 (Приморский край)
Н.Н. Непша, Т.Л. Шивыдкина
О РЕЗУЛЬТАТАХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
НАДЗОРА В ОБЛАСТИ ЗАЩИТы ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ТУРИСТСКИХ УСЛУг
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю, г. Владивосток.
В течение 2013 г. специалистами Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю проведено 103 контрольно-надзорных мероприятий в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих туристскую деятельность. В соответствии с Планом проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю на 2013 г. проведено 23 плановых проверок. По обращениям граждан о нарушении их потребительских прав проведено 80 внеплановых проверок и 1 административное расследование.
Ключевые слова: защита прав потребителей, турист, турпродукт.
Цитировать: Непша Н.Н., Шивыдкина Т.Л. О результатах осуществления федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей туристских услуг // Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2014. №4(58). С. 3842. URL: https://yadi.sk/i/1NbhGjSmZKuru
Туристская индустрия в Приморском крае, как и в России в целом является активно развивающейся отраслью экономики, реализующей конституционное право человека на отдых, в связи с чем, защита прав потребителей в данной области всегда была для Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю актуальной в силу ее социальной значимости. К сожалению далеко не все туристские организации в своей работе отвечают этим повышенным требованиям [4].
Учитывая то, что при реализации туристского продукта в соответствии с действующим законодательством обязательно заключение письменного договора с потребителем при осуществлении федерального государственного надзора анализируется данный договор на предмет соблюдения прав потребителей на получение полной и достоверной информации о предоставляемых услугах и их исполнителе; отсутствия в письменных договорах условий, ущемляющих права потребителей; предоставление качественных и безопасных туристских услуг [2].
Наиболее характерными нарушениями, выявляемыми в ходе осуществления федерального государственного надзора, продолжают оставаться:
- не предоставление полной и достоверной информации о туристском продукте на этапе заключения договора;
- отсутствие в заключаемых договорах с потребителями достоверной информации о реестровом номере туроператора, юридических и почтовых адресах туроператора и турагента, информации о потребительских свойствах турпродукта, размере финансового обеспечения, номере, дате и сроках действия договора о предоставлении данного финансового обеспечения, наименовании и адресе организации предоставившей его туроператору, информации о возможности потребителя обратиться с письменным требованием о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора, информации о членстве туроператора, осуществляющего деятельность в сфере выездного туризма, в объединении туроператоров