Научная статья на тему 'Защита прав и законных интересов малого и среднего бизнеса прокуратурой Российской Федерации'

Защита прав и законных интересов малого и среднего бизнеса прокуратурой Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
483
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВО / ЗАЩИТА ПРАВ / ЭКОНОМИКА / ПРОКУРОР / SMALL AND MEDIUM BUSINESS / ENTREPRENEURSHIP / STATE / PROTECTION OF RIGHTS / ECONOMY / PROSECUTOR

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Игнатьев Д. Е.

В статье рассмотрен вопрос о защите интересов малого и среднего бизнеса органами прокуратуры. Определена роль органов прокуратуры Российской Федерации в сфере защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, относящихся к категории малого и среднего бизнеса. Обозначены особенности надзорной деятельности органов прокуратуры. Проанализированы нормативные акты, являющиеся индикатором состояния законности для отдельных субъектов предпринимательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Protection of the rights and legitimate interests of small and medium-sized businesses by the prosecutor 's office of the Russian Federation

The article considers the protection of the interests of small and medium-sized businesses by the Prosecutor 's Office. The role of the Prosecutor 's Office of the Russian Federation in the protection of the rights and legitimate interests of business entities belonging to the category of small and medium-sized businesses has been defined. The peculiarities of the supervisory activities of the prosecutor 's offices are identified. Normative acts, which are an indicator of the state of legality for individual business entities, have been analysed.

Текст научной работы на тему «Защита прав и законных интересов малого и среднего бизнеса прокуратурой Российской Федерации»

Защита прав и законных интересов малого и среднего бизнеса прокуратурой

Российской Федерации

Protection of the rights and legitimate interests of small and medium-sized businesses by the

prosecutor 's office of the Russian Federation

Игнатьев Д. Е.

Магистрант 2 курс Институт права Башкирский государственный университет,

Россия, Уфа e-mail: Denis01-06@yandex.ru

Ignatyev D.E.

Undergraduate 2 course Institute of law The Baskir state University Russia,Ufa e-mail: Denis01-06@yandex.ru

Аннотация.

В статье рассмотрен вопрос о защите интересов малого и среднего бизнеса органами прокуратуры. Определена роль органов прокуратуры Российской Федерации в сфере защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, относящихся к категории малого и среднего бизнеса. Обозначены особенности надзорной деятельности органов прокуратуры. Проанализированы нормативные акты, являющиеся индикатором состояния законности для отдельных субъектов предпринимательской деятельности.

Annotation.

The article considers the protection of the interests of small and medium-sized businesses by the Prosecutor 's Office. The role of the Prosecutor 's Office of the Russian Federation in the protection of the rights and legitimate interests of business entities belonging to the category of small and medium-sized businesses has been defined. The peculiarities of the supervisory activities of the prosecutor 's offices are identified. Normative acts, which are an indicator of the state of legality for individual business entities, have been analysed.

Ключевые слова: малый и средний бизнес, предпринимательство, государство, защита прав, экономика, прокурор.

Key words: small and medium business, entrepreneurship, state, protection of rights, economy, prosecutor.

В основе развития экономических отношений любого общества лежит предпринимательская активность граждан, которая обусловлена множеством факторов, как локального, так и глобального уровня воздействия. Для создания благоприятных условий, стимуляции экономической активности населения значительную роль в данном вопросе выполняет государство, а также органы местного самоуправления.

Отметим, что чаще всего встречается наибольшее количество предпринимателей, которые отнесены к категории малого и среднего бизнеса. Следовательно, для того, чтобы малый и средний бизнес развивался государство, в свою очередь, стремится сформировать устойчивый средний класс, тем самым обеспечивая занятость населения, а также рост экономической стабильности. Из этого следует, что распределяется баланс социальной ответственности между субъектами общества, а именно, государством, органами местного самоуправления и представителями малого и среднего бизнеса.

Согласно статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке [1]. Из чего

41

можно заключить, что предпринимательской деятельности присущ рисковый характер, при осуществлении которой возможно причинение убытков. Заметим, при этом затрагиваются интересы не только предпринимателя, но и лиц от него зависящих.

В связи с изложенным, полагаем, что государство заняло неверную позицию в отношении невмешательства в сдерживание развития негативных последствий предпринимательской деятельности, и осуществления его исключительно за счет механизмов экономического саморегулирования. Государство осуществляет защиту и поддержку субъектов малого и среднего бизнеса, принимая правовые акты, регламентирующие правила осуществления предпринимательской деятельности и функционирования органов власти, контролирующих исполнение властной воли.

Значимую роль в данном вопросе занимает прокуратура Российской Федерации, как специфический надзорный орган. На заседании коллегии Генеральной прокуратуры России выступил Ю.Чайка по данному вопросу: «на протяжении уже десяти лет особое внимание органами прокуратуры уделяется защите бизнеса. За это время многое удалось сделать. Наработана обширная надзорная практика, результаты которой положительно оцениваются как бизнес-сообществом, так и уполномоченными по защите прав предпринимателей. С их участием в прошедшем году проведена серия совместных совещаний. Мы обменялись опытом, выработали комплекс мер по устранению барьеров для развития бизнеса. В полном объёме начал функционировать единый реестр проверок. Содержащиеся в нём сведения обеспечат прозрачность административных процедур и повысят ответственность контролёров. Решению проблемы диалога бизнеса с правоохранительной системой будет способствовать недавно созданная на площадке Администрации Президента рабочая группа по мониторингу правоприменительной практики в сфере предпринимательства. Я уверен, что мы наладим с ней конструктивный обмен информацией, что в итоге обеспечит интересы как бизнеса, так и всего общества» [2].

Специфичность надзорной деятельности заключается в том, что прокуратура не является субъектом системы взаимодействия предпринимателей, контролирующих органов государственной власти, и местного самоуправления в экономической сфере. В рамках полномочий органы прокуратуры следят за соблюдением требований законодательства всеми субъектами данного взаимодействия. Выбранная тактика позволяет органам прокуратуры осуществлять всестороннюю защиту малого и среднего бизнеса, на которые оказывают внешне неблагоприятное воздействие, при этом защищает от недобросовестного поведения отдельных его субъектов.

Прокурор при рассмотрении обращений, взаимодействуя с различными субъектами, в частности, с гражданами, надзирает за ситуацией на местном уровне и при выявлении нарушений законности принимает адекватные меры прокурорского реагирования. Расположение территориальных органов, прокуратуры городов и районов построено таким образом, что помимо административно-территориального деления, учтены также местные, социальные особенности.

Особо отметим, то что прокуратура в рамках своих полномочий, помимо того, что они привлекают виновных лиц к уголовной или административной ответственности, их деятельность направлена также и на устранение нарушений закона, а также причин и условий им способствующих. В данном случае для принятия мер к разрешению этого положению не требуется установления виновных лиц. Это значит, что показатели надзорной деятельности прокуратуры по осуществлению защиты малого и среднего бизнес можно учитывать исходя не только из количественных показателей, но и общего состояния законности в регионе в целом.

Законодательным показателем состояния законности для отдельных субъектов предпринимательской деятельности в сфере малого и среднего бизнеса является исполнение на практике положений Федерального закона от 26.12.2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при

осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [3] и Указ Президента Российской Федерации «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности» [4]. Так, прокуратура Республики Мордовии выявила факт нарушения закона, а именно комитетом земельных отношений Администрации г.о. Саранск при плановой проверке ЗАО «Саранскдорснаб» грубо нарушены требования закона, устанавливающие трехдневный срок уведомления общества до начала плановой проверки. Проверка указанной организации, а также ИП Тихоновой Т.И., проведена за пределами сроков, установленных в ежегодном плане проведения плановых проверок на 2010 г. Проверка должностными лицами Территориального отдела Управления ФМС по РМ в Ленинском районе г. Саранска в июле 2010 г. ООО «Агрофирма «Мордовзерноресурс» проведена незаконно, так как общество не было включено в ежегодный план проведения плановых проверок на 2010 г. Проверки субъектов предпринимательства указанным ведомством осуществлялись на основании распоряжений, не соответствующих требованиям закона. По результатам проверок составлялись акты, также не соответствующие закону. Вместе с тем, большинство из указанных выше нарушений закона относятся к грубым, что может повлечь признание судом результатов проверок по заявлениям предпринимателей недействительными. В обоих случаях по представлениям прокурора района виновные в нарушениях закона лица привлечены к дисциплинарной ответственности [5].

Названным выше федеральным законом установлен запрет на необоснованное административное вмешательство в деятельность субъектов малого и среднего бизнеса. Контроль за соблюдение данного запрета, законностью действий, проверяющих возложен на органы прокуратуры.

Проведение внеплановых выездных проверок субъектов малого и среднего предпринимательства возможно только в том случае, если административные органы согласовали это с прокуратурой. Тем самым повышаются требования к законности и обоснованности проверок и сокращаются число проводимых внеплановых проверок.

Однако для того, чтобы работники прокураторы не злоупотребляли своими полномочиями в плане проведения внеплановых прокурорских проверок, мы считаем, что нужно внести изменения в пункт 4 статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», а именно уменьшить срок проверки с 30 календарных дней до 14. Как мы знаем, затягивание сроков проведение прокурорской проверки может парализовать работу юридического лица, что в некоторых случаях со стороны работников прокуратуры делается намерено.

Таким образом, одним из приоритетных направлений надзорной деятельности прокуратуры является защита интересов малого и среднего бизнеса. Для развития экономики требуется незамедлительное реагирование органов прокуратуры на факты нарушения закона, принятия адекватных и эффективных мер прокурорского реагирования.

Список используемой литературы:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N° 51-ФЗ (в ред. от 27.12.2020 N° 354-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 21.01.2020).

2. Официальный сайт Кремлин.ру. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru. (дата обращения: 21.01.2020).

3. Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от 26.12.2008 N 294-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 21.01.2020).

4. Указ Президента РФ от 15 мая 2008 г. . 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 21.01.2020).

5. Прокуратура Республики Мордовия. [Электронный ресурс]. URL: http://www.prokrm.ru. (дата обращения: 21.01.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.