№ 1 (46)
январь, 2018 г.
СУДЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРАВОЗАЩИТНАЯ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР КАК ГАРАНТ ЮРИДИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ В СФЕРЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Асвойнов Дмитрий Андреевич
магистрант, Всероссийский государственный университет юстиции - ВГУЮ (РПА Минюста России),
127051, РФ, г. Москва, Большой Каретный переулок, д. 10а E-mail: [email protected]
Халиулин Александр Германович
д-р. юрид. наук, профессор, Всероссийский государственный университет юстиции -
ВГУЮ (РПА Минюста России), 127051, РФ, г. Москва, Большой Каретный переулок, д. 10а
PROSECUTOR'S SUPERVISION AS THE GUARANTOR OF LEGAL PROTECTION IN THE SPHERE OF ENTREPRENEURIAL ACTIVITIES
Dmitry Asvoinov
master's Degree Student, The All-Russian State University of Justice (RLA of the Ministry of Justice of Russia),
127051, Russia, Moscow, Bolshoy Karetnypereulok Street, 10a
Aleksandr Haliulin
doctor of Juridical Science, Professor, The All-Russian State University of Justice
(RLA of the Ministry of Justice of Russia), 127051, Russia, Moscow, Bolshoy Karetny pereulok Street, 10a
АННОТАЦИЯ
Статья содержит некоторую статистическую информацию о деятельности органов прокуратуры в области защиты прав субъектов предпринимательской деятельности, а также главных средствах надзорной деятельности прокуратуры и актуальные вопросы совершенствования результативности надзора. Данная работа ставит своей целью определить, какие основные нормативно-правовые средства прокурорского надзора существуют в Российской Федерации, правильно и законно ли они применяются, какие пробелы надзорного законодательства в сфере предпринимательства существуют, какими путями их можно устранить и усовершенствовать законы в данной сфере.
ABSTRACT
The article contains some statistical information about the activities of prosecution authorities in the field of protecting the rights of business entities, as well as main means of supervising activity of the prosecutor's office and current issues of improving the supervision effectiveness. The article establishes the goal to determine which basic regulatory and legal means of prosecutorial supervision exist in the Russian Federation, whether they are applied correctly and legally, what gaps in supervisory legislation exist in the entrepreneurship sphere, using which ways they can be eliminated and how to improve laws in this area.
Ключевые слова: прокурорский надзор, предпринимательская деятельность, федеральный закон, юриспруденция, бизнес.
Keywords: prosecutorial supervision, entrepreneurial activity, federal law, jurisprudence, business.
Актуальность исследования. Современная российская экономика целиком и полностью состоит и зависит от предпринимательства. Именно благодаря
предпринимателям, бизнесменам происходит увеличение прослойки, состоящей из представителей среднего класса, создаются рабочие места, пополняется бюджет страны за счет налоговых поступлений.
Библиографическое описание: Асвойнов Д.А., Халиулин А.Г. Прокурорский надзор, как гарант юридической защиты в сфере предпринимательской деятельности // Universum: Экономика и юриспруденция : электрон. научн. журн. 2017. № 1(46). URL: http://7universum.com/ru/economy/archive/item/5332
№ 1 (46)
К сожалению, в современной России отсутствует качественная юридическая среда по защите предпринимательства. Угроз для предпринимательства невероятное множество - это и рейдерские захваты, и государственное вмешательство в бизнес, в том числе путем издания нормативно-правовых актов, ущемляющих права представителей бизнеса. Отсюда идет и рост коррупции, и дискредитация сотрудников судов и правоохранительных органов, и искажение гражданского самосознания, и спад производства.
Деятельность прокурорского надзора в данной области недостаточно активная и своевременная, что и послужило поводом для проведения автором данного исследования.
Степень разработанности проблемы. В современной Россия обозначенная проблема недостаточно изучена, хотя в последнее время интерес к ней, как и в целом к бизнесу, возрос с точки зрения прокурор-ско-надзорного права. Тем не менее нехватка юридических исследований и литературы соответствующей тематики ощущается очень остро. Отсутствуют крупные монографические исследования, посвященные деятельности прокурорского надзора за исполнением и соблюдением законодательства о защите предпринимательства. Отдельные экономические аспекты данного вопроса рассматривались следующими российскими учеными-правоведами: Н.Д. Бутом, А. Блиновым, В. Рубе, М.Г. Лапустой, Г.И. Шепе-ленко, Ж.Н. Идиловой.
Объект исследования. Объектом выступает система общезначимых вопросов и закономерностей, возникающих при реализации прокурорского надзора за правильным исполнением и соблюдением законов о защите предпринимательской деятельности.
Предмет исследования. Им являются юридические средства, нормативно-правовые акты, с помощью которых осуществляется надзор прокуроров за неправомерным вмешательством в предпринимательскую деятельность.
Цель исследования. Цель состоит в разработке юридических основ и правовых средств и способов, направленных на улучшение деятельности прокуратуры за исполнением и соблюдением законодательства о защите предпринимательства.
Рассмотренный автором Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 31 марта 2008 года № 53 (ред. от 06.06.2017 № 383)[2] направлен на активацию и повышение эффективности прокурорского надзора в этой сфере. Предлагается принять дополнительные меры по исполнению и соблюдению законодательства о защите предпринимательства, в том числе:
• осуществление постоянного мониторинга в сфере соблюдения прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности;
• обеспечение надзорной деятельности за соблюдением и исполнением законов в сфере предпринимательства государственными органами;
январь, 2018 г.
• усовершенствование ранее изданных нормативно-правовых актов;
• повышение уровня контроля над соблюдением положений Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
• пресечение любого несанкционированного, включая государственное, вмешательства в предпринимательскую деятельность организаций;
• ликвидация барьеров, препятствующих экономической деятельности предприятий;
• принятие мер по огласке совершенных противоправных действий в отношении предпринимательства, а также результатов прокурорского надзора по пресечению правонарушений в этой сфере [2].
Это лишь половина мер прокурорского реагирования, разработанных для улучшения прокурорского надзора по соблюдению законодательства в экономической сфере, которые также позволят устранить правовые пробелы и препятствия в данной области.
Кроме этого необходимо отметить, что и сами хозяйствующие субъекты должны соблюдать законодательство и утвержденные условия ведения предпринимательской деятельности, не нарушая прав и законных интересов граждан, других предпринимателей и российского государства.
Надо полагать, что развитие юридической литературы и создание научных исследований в данной области также будет способствовать совершенствованию прокурорского надзора и устранять существующие пробелы.
Генеральная прокуратура РФ на одной из своих конференций в 2015 году отметила повышенный рост качества работы прокуратуры по защите прав предпринимателей [1].
Начиная с 2012 г., прокурорскими сотрудниками предотвращено более 484 тысяч нарушений законодательства о защите прав экономических организаций. Принесенные прокурорами акты прокурорского реагирования, а именно протесты, привели в соответствии с федеральными законами почти 65 тысяч нормативных правовых актов. Вынесено около 86 тысяч представлений; в суды направлено 11,5 тысячи исков; к дисциплинарной и административной ответственности привлечены более 69 тысяч правонарушителей; по материалам, направленным в соответствии со статьей 37 УПК РФ, возбуждено 146 уголовных дел [3].
В период с 2011 по 2013 гг. уставлено более 50 тысяч противоречащих закону нормативно-правовых актов органов надзора, обладающих ущемлением прав и свобод субъектов хозяйственной деятельности, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по которым приняты соответствующие меры прокурорского реагирования, имеющие своей целью устранить выявленные правонарушения [3].
За период с 2011 по 2015 годы в органы прокуратуры поступило 76 346 заявлений о согласовании внеплановой проверки в отношении малого и среднего бизнеса; проведено 61 050 проверок законности
№ 1 (46)
деятельности органа, осуществляющего проверки работы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; по результатам проведения проверок в отношении субъектов малого и среднего бизнеса выявлено 116 294 случаев нарушения законов [3].
Подводя итог, необходимо отметить, что расширение полномочий прокуроров по согласованию проведения плановых и внеплановых проверок органов
январь, 2018 г.
государственного контроля стало формировать эффективную систему охраны прав субъектов предпринимательской деятельности. Очень важно и дальше совершенствовать прокурорский надзор в данном направлении, не допускать прокурорами подмены полномочий органов государственного контроля.
Список литературы:
1. Идилова Ж.Н. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о защите малого и среднего предпринимательства: состояние и пути оптимизации: Автореф. дис. ... канд. юр. наук. - М., 2012. - С. 22-23
2. Приказ Генеральной прокуратуры «Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности» от 31 марта 2008 г. № 53 (в ред. Приказов Генпрокуратуры России от 27.03.2009 № 93 (ред. 30.04.2009), от 06.06.2017 № 383) // Законы, кодексы и нормативно -правовые акты РФ [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/prikaz-genprokuratury-rf-ot-31032008-n-53/ (дата обращения: 18.11.2017).
3. Соловьев А.А. Практика прокурорского надзора в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности и меры, направленные на улучшение его эффективности // Безопасность бизнеса. - 2016. - № 2. -С. 5-10
4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Сборник основных федеральных законов РФ [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://fzrf.su/kodeks/upk/ (дата обращения: 12.11.2017).