3. Указ Президента Российской Федерации 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике».
4. Федеральный закон от 28.12.2009 № 382-ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2008 год».
5. Федеральный закон от 03.10.2010 № 255-ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2009 год».
6. Федеральный закон от 07.10.2011 № 272-ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2010 год».
I.S. Chubenko
NEW DIRECTIONS FOR SUPERVISING THE EXECUTION OF THE LAWS IN THE PROVISION OF SUPPORT TO SMALL AND MEDIUM BUSINESSES
Based on an analysis of the guidance of the Prosecutor General, the current legislation, statistics about the rule author reinterpreted understanding priorities prosecutorial supervision over the implementation of laws in the area ofproviding support to small and medium businesses
Keywords: public prosecutor's supervision, small and medium enterprise, priority, support for state.
УДК 347
И.С. Чубенко, аспирант,
старший прокурор отдела прокуратуры Хабаровского края, тел. 8-967-152-99-84, [email protected] (Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации)
К ВОПРОСУ О НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТАХ, ПОДЛЕЖАЩИХ ВКЛЮЧЕНИЮ В ПРЕДМЕТ НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ В СФЕРЕ ОКАЗАНИЯ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТАМ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
На примере нормативных правовых актов, входящих в предмет надзора за исполнением законов в сфере оказания поддержки малому и среднему предпринимательству, исследованы законодательные и теоретические аспекты включения в предмет надзорной деятельности прокуроров нормативных правовых актов, в том числе, носящих подзаконный характер.
Ключевые слова: прокурорский надзор, субъекты малого и среднего предпринимательства, предмет прокурорского надзора, нормативные правовые акты
Одним из наиболее дискуссионных и неоднозначных с точки зрения законодательного представления, теоретических разработок и практической реализации является вопрос выбора нормативных правовых актов, подлежащих включению в предмет надзора.
Казалось бы, в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» четко определено, что таковыми нормативными правовыми
291
актами являются Конституция России и законы, действующие на территории Российской Федерации (статьи 1, 21). В приказе Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» наряду с федеральными законами, к предмету надзора отнесены и не противоречащие федеральному законодательству законы субъектов Российской Федерации. Иные ситуации, случаи, когда в надзорной деятельности необходимо руководствоваться нормативными правовыми актами другого уровня, не предусмотрены [1].
В практической деятельности прокуроры не могут ограничиваться надзором за исполнением только законов, поскольку многие вопросы, в том числе касающиеся реализации самих законов, урегулированы подзаконными нормативными правовыми актами. В науке данная проблема решена путем отнесения к предмету надзора также подзаконных нормативных правовых актов, на которые указывают отсылочные (бланкетные) нормы законов [2].
Так, к предмету надзора за исполнением законов в сфере оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства благодаря большому количеству отсылочных (бланкетных) норм, содержащихся в регулирующих указанную сферу федеральных законах, относится значительная масса подзаконных нормативных правовых актов, принимаемых Правительством Российской Федерации [3], уполномоченными в данной сфере федеральными органами исполнительной власти [4], органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также нормативные правовые акты органов местного самоуправления [5].
Однако предложенная конструкция не решает проблемы отнесения к предмету надзора подзаконных нормативных правовых актов, в которых формулируются первичные нормы права, не имеющие своей основы в законах.
Так, в период становления современной российской законодательной базы (1991 - 1995 гг.) до принятия соответствующих законов правовое регулирование отношений в сфере экономики (осуществление внешнеэкономической, инвестиционной деятельности, налогообложение, собственность и пр.) осуществлялось на основании указов Президента Российской Федерации, обладающих, по сути, всей силой закона [6]. В настоящее время наличие достаточно сформированной законодательной базы, в том числе по вопросам поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, нивелировало потребность в принятии главой государства указов «законозаменяющего» характера [7]. Тем не менее, такая возможность сохранилась при соблюдении трех важных условий, на которые обратил внимание Конституционный Суд Российской Федерации: из сферы регулирования главы государства исключаются вопросы, для решения которых Конституция России требует принятия федерального конституционного либо федерального закона; принимаемые указы не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным
законам; действие таких указов ограничивается моментом вступления в силу соответствующего законодательного акта [8].
Образец подобного правового регулирования можно найти и в региональном законотворчестве. Так, статьей 13 Закона г. Москвы от 28.06.1995 «Устав города Москвы» установлено, что «в случае отсутствия закона города Москвы, регулирующего отношения по его предмету ведения, это регулирование может осуществляться указом Мэра Москвы, который подлежит признанию утратившим силу или изменению после принятия соответствующего закона города Москвы».
В отношении подзаконных нормативных правовых актов, издаваемых Правительством России, отсутствует, как в случае с указами Президента Российской Федерации, практика и условия признания таких актов в качестве формирующих первичные нормы права, не имеющие своей основы в законах. Тем не менее, это не означает, что таких актов нет.
Например, до внесения в 2011 году изменений в статью 2 Федерального закона от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» в части дополнения понятийного аппарата определением инновации, инновационного проекта, инновационной инфраструктуры, инновационной деятельности, правовое определение названных понятий, применяемых, в том числе, и для целей оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в сфере инноваций, содержалось исключительно в подзаконных нормативных правовых актах, как правило, в рамках федеральных концепций, стратегий, целевых программ развития отдельных секторов экономики, утверждаемых Правительством России, что создавало определенные трудности для правоприменителя, например, в сфере предоставления инвестиционного налогового кредита в связи с осуществлением внедренческой или инновационной деятельности (подпункт 2 пункта 1 статьи 67 Налогового кодекса Российской Федерации). В данном случае, как налоговые, так и правоохранительные органы вынуждены были руководствоваться именно разрозненными нормами, определяющими инновацию (инновационную деятельность), подзаконных нормативных правовых актов Правительства России.
Такую практику нам предлагается рассматривать в качестве одного из вариантов восполнения законодательного пробела - когда существуют определенные отношения, отсутствует закон, их регулирующий, однако есть подзаконный нормативный правовой акт, изданный высшими органом государственной власти в соответствии с его полномочием, который может заменить закон в данной ситуации до момента его принятия.
На наш взгляд, как и в случае с указами Президента России «законозаменяющего» характера, подобного рода подзаконные нормативные правовые акты не могут быть проигнорированы в ходе прокурорско-надзорной деятельности, хотя они не относятся к законам, а действующие законы не содержат отсылочных (бланкетных) норм, указывающих на них.
Не всеми авторами обозначенная позиция поддерживается. Несмотря на существующую проблему, в юридической литературе наиболее часто прослеживается категоричный вывод, что «положения нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства России, на которые законодательный акт не содержит ссылки, не являются предметом надзорной деятельности прокурора».
В заключение хотелось бы проиллюстрировать к организации работы прокуроров на местах следующим примером: в приказ прокуратуры Архангельской области от 30.06.2008 № 88 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности» был внесен пункт 5, предусматривавший в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15.05.2008 № 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности» формирование в прокуратуре области базы данных о проверках, проведенных контролирующими органами у субъектов предпринимательской деятельности за последние 3 года, еще до принятия соответствующего федерального закона.
Список литературы
1. См. Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник. "Маркет ДС", 2007.
2. См., например, Николаева Л.А. Общий надзор прокуратуры в советском государственном управлении. Л., 1979; Казарина А.Х. Предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов (сфера предпринимательской и иной экономической деятельности) / Ин-т повышения квалификации руковод. кадров Генпрокуратуры РФ. М., 2005.
3. Например, постановления Правительства Российской Федерации от 21.08.2010 № 645 «Об имущественной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства при предоставлении федерального имущества» (п. 4 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ (далее -Закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ)); от 27.02.2009 № 178 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» (п. 2 ст. 17 Закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ); от 16.07.2009 № 584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности» (ст. 8 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля») и др.
4. Приказ Минтранса РФ от 23.03.2010 № 70 «Об утверждении аналитической ведомственной целевой программы «Создание условий для
развития субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере транспорта» (ст. 6 Закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ); приказ ФАС РФ от 10.02.2010 № 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса» (ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции») и др.
5. К сфере компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления статьи 10, 11 Закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ относят принятие региональных, муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства; статья 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» наделяет субъектов Российской Федерации полномочиями по установлению условий о преимущественном праве арендаторов на приобретение арендуемого имущества, находящегося в государственной собственности субъекта Российской Федерации, или муниципального имущества и др.
6. В частности, указы Президента Российской Федерации от 27.10.1993 № 1769 «О мерах по обеспечению прав акционеров» и от 04.11.1994 № 2063 «О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации» обеспечили государственное регулирование на финансовом рынке и рынке ценных бумаг, защиту конкуренции на товарных и финансовых рынках и прав акционеров до принятия соответствующего федерального законодательства в данной сфере: части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и федеральных законов от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».
7. Многими авторами практика принятия главой государства указов «законозаменяющего» характера определена терминами «указное право», «указной бум». См. Лучин В.О. Указное право в России. М., 1996. С. 4, Дегтев Г.В. Становление и развитие института президентства в России: теоретико-правовые и конституционные основы. М., 2005. С. 194.
8. См., например, Постановление Конституционного Суда РФ от 25.06.2001 № 9-П «По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 года № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» в связи с запросом группы
депутатов Государственной Думы», Постановление Конституционного Суда РФ от 30.04.1996 № 11-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 3 октября 1994 г. № 1969 «О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации» и пункта 2.3 Положения о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации, утвержденного названным Указом» // Правовая система: Консультант Плюс.
I.S. Chubenko
ON THE QUESTION OF LEGAL ACTS TO BE INCLUDED IN THE SUBJECT OF SUPERVISION OF THE EXECUTION OF THE LAWS IN THE PROVISION OF SUPPORT TO SMALL AND MEDIUM BUSINESSES
On the example of regulations included in the subject of supervision over the implementation of laws in the area of providing support to small and medium-sized businesses are investigated legal and theoretical aspects of the subject including oversight of prosecutors regulations, including wearing the subordinate nature.
Keywords: public prosecutor's supervision, small and medium enterprise, the subject of Public Prosecutions, regulations
УДК 300.399
О.И. Шахтарина, аспирант,
тел. + 7 916 926 57 89, [email protected]
(Россия, Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова)
КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА В АСПЕКТЕ РОЗЫСКА АВТОРА АНОНИМНОГО ТЕКСТА
По итогам исследования практического материала выделены группы вопросов, связанные с использованием результатов криминалистической диагностики по речевым навыкам автора с целью его розыска.
Ключевые слова: автороведение, криминалистическая диагностика, речевые навыки.
Чрезвычайная важность решения задачи выяснения направления розыска и установления предполагаемого правонарушителя, как на этапе оперативно-розыскной работы, так и на первоначальном этапе следствия, ни у кого не вызывает сомнений. При этом при следственной и оперативной работе по фактам предполагаемого совершения таких преступлений как похищение людей, вымогательство, шантаж, разжигание межнациональной и религиозной вражды, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, убийство и многих других следователи и оперативно-розыскные сотрудники