Научная статья на тему 'Новые направления надзора за исполнением законов в сфере оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства'

Новые направления надзора за исполнением законов в сфере оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
455
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР / СУБЪЕКТЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ / ОКАЗАНИЕ ПОДДЕРЖКИ ГОСУДАРСТВОМ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чубенко И. С.

Основываясь на анализе руководящих указаний Генерального прокурора Российской Федерации, действующего законодательства, статистики о состоянии законности автором переосмыслено понимание приоритетных направлений прокурорского надзора за исполнением законов в сфере оказания поддержки малому и среднему предпринимательству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW DIRECTIONS FOR SUPERVISING THE EXECUTION OF THE LAWS IN THE PROVISION OF SUPPORT TO SMALL AND MEDIUM BUSINESSES

Based on an analysis of the guidance of the Prosecutor General, the current legislation, statistics about the rule author reinterpreted understanding priorities prosecutorial supervision over the implementation of laws in the area ofproviding support to small and medium businesses.

Текст научной работы на тему «Новые направления надзора за исполнением законов в сфере оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства»

V.N. Kharkov

TO A QUESTION OF THE CONCEPT OF DEVELOPMENT OF THE GROUND LEGISLATION OF SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

On the basis of the constitutional norms, standards of the ground legislation of the Russian Federation and subjects of the Russian Federation in article basic provisions of the concept of development of the regional ground legislation are presented

Keywords: ground legislation of the Russian Federation; ground legislation of subjects of the Russian Federation; ensuring rational use and protection of lands

УДК 347

И.С. Чубенко, аспирант, старший прокурор отдела прокуратуры Хабаровского края,

тел. 8-967-152-99-84, irina.tchubenko@yandex.ru (Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации)

НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ В СФЕРЕ ОКАЗАНИЯ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТАМ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Основываясь на анализе руководящих указаний Генерального прокурора Российской Федерации, действующего законодательства, статистики о состоянии законности автором переосмыслено понимание приоритетных направлений прокурорского надзора за исполнением законов в сфере оказания поддержки малому и среднему предпринимательству.

Ключевые слова: прокурорский надзор, субъекты малого и среднего предпринимательства, приоритетное направление, оказание поддержки государством.

Впервые вопрос о приоритетности обеспечения постоянного надзора за исполнением законов в сфере оказания поддержки малому и среднему предпринимательству с выделением основных направлений надзорной деятельности поставлен перед прокурорами в приказе Генерального прокурора Российской Федерации от 31.03.2008 № 53 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности» (далее - приказ Генерального прокурора РФ от 31.03.2008 № 53).

В числе основных направлений надзора в рассматриваемой области приказом Генерального прокурора РФ от 31.03.2008 № 53 установлены своевременное принятие и надлежащее исполнение федеральных, региональных и муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства, а также обеспечение равного доступа субъектов предпринимательской деятельности к получению поддержки в установленном законом порядке. Указание Генерального прокурора Российской Федерации от 13.08.2009 № 260/7 «Об усилении прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов малого и среднего

287

предпринимательства, устранением административных барьеров предпринимательской деятельности, исполнением законов органами исполнительной власти, обладающими контрольно-надзорными полномочиями и реализующими разрешительные процедуры» дополнило имеющийся перечень еще двумя направлениями: обеспечение законности при реализации малыми и средними предприятиями преимущественного права на выкуп арендованного государственного либо муниципального имущества, а также при подключении хозяйствующих субъектов к сетям инженерно-технического обеспечения, установлении платы за такое подключение и определении ее размера.

Однако анализ действующего законодательства, прокурорско-надзорной и судебной практики свидетельствует о необходимости расширения приоритетов надзора за исполнением законов в сфере оказания поддержки малому и среднему предпринимательству и, в некотором смысле, его переориентации.

Приоритеты надзорной деятельности прокуроров, в большинстве своем, соответствуют обозначенным приоритетам государственной политики в каждой конкретной сфере деятельности, а также характеру и распространенности выявляемых правонарушений.

На сегодняшний день в число основных задач государства в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства, ориентированных на среднесрочную и долгосрочную перспективу, входят реализация мероприятий, направленных на снижение административного давления (при проведении проверок, в сфере лицензирования и обязательной сертификации); упрощение государственной регистрации, ликвидации, банкротства, ведения налоговой отчетности и бухгалтерского учета субъектов малого предпринимательства; упрощение и удешевление процедуры присоединения к объектам энергетической инфраструктуры и организациям коммунального комплекса; обеспечение доступности объектов недвижимости, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для малого и среднего предпринимательства, в том числе реализация преимущественного права выкупа арендуемых помещений; максимальная информационная открытость для начала собственного дела, включая публикацию на едином интернет-портале справочной информации о возможности получения государственной поддержки [1].

Первые принятые после инаугурации Президента России в 2012 году указы свидетельствуют о сохранении курса на развитие малого и среднего предпринимательства с принятием ряда административных решений, стимулирующих в целом развитие предпринимательской деятельности. Так, число мер, направленных на снижение административного давления, дополнено задачей сокращения к 2014 году количества обращений представителей предпринимательства в органы государственной власти Российской Федерации (органы местного самоуправления) для получения одной государственной (муниципальной) услуги, связанной со сферой

предпринимательской деятельности, до 2 [2]; определены сферы государственного управления, требующие сокращения сроков и стоимости процедур прохождения субъектами предпринимательства, - строительство, подключение к сетям, меры налогового стимулирования, налоговое и таможенное администрирование [3].

Заданные направления государственной политики одновременно являются и основными ориентирами современного нормативного правового регулирования поддержки малого и среднего предпринимательства и не могут не отражать приоритеты надзорной деятельности прокуроров в рассматриваемой сфере.

С другой стороны, приоритетность отдельных надзорных направлений складывается и из состояния законности в той или иной сфере.

Устойчивой тенденцией последних лет является увеличение количества выявляемых нарушений при расходовании бюджетных средств (например, Счетной палатой Российской Федерации в 2011 году установлено нарушений на сумму 718,5 млрд. руб., для сравнения, в 2008 г. - 96,6 млрд.руб.), что происходит на общем фоне повышения расходной части бюджета страны по основным приоритетным направлениям государственной политики, включая поддержку малого и среднего предпринимательства (например, в 2008 году на поддержку малого и среднего предпринимательства из федерального бюджета было фактически потрачено 3,45 млрд.руб. [4], в 2009 году - 18,435 млрд.руб. [5] и в 2010 году - 16,97 млрд.руб. [6]).

Так, в последних отчетах контрольно-ревизионных органов на местах появились факты о нарушениях в расходовании региональных и муниципальных средств и использовании государственного имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества при оказании поддержки малому и среднему бизнесу. Например, в отчете Контрольно-счетной палаты города Москвы изложены факты о нарушениях при предоставлении по льготным ставкам порядка 30% площадей, находящихся в собственности города Москвы, посредникам для их дальнейшей передачи в субаренду по рыночной стоимости. В результате чего, нуждающиеся в имущественной поддержке субъекты малого и среднего предпринимательства не получили ее, а бюджет города Москвы на таких махинациях потерял более 3 млрд.руб.

По информации Федеральной службы финансово-бюджетного надзора за 2009 год выявлено нарушений законодательства Российской Федерации при использовании бюджетных средств, источником которых является субсидия из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и подведомственных им организациях на общую сумму 997,336 млн. руб., в том числе, нецелевое использование составило 265,864 млн. руб.

С учетом изложенного, в качестве приоритетных направлений надзорной деятельности за исполнением законов в сфере оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства нами рассматриваются (в порядке убывания важности концентрации надзорных усилий):

1) целевое расходование федеральных, региональных, муниципальных бюджетных средств, выделенных на поддержку малого и среднего предпринимательства, а также инфраструктуру такой поддержки;

2) законность распоряжения государственным и муниципальным имуществом при его льготном предоставлении субъектам малого и среднего предпринимательства во владение или временное пользование, либо в собственность путем выкупа;

3) законность реализации поднадзорными прокуратуре органами государственной власти и местного самоуправления полномочий в сфере развития и поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

4) соблюдение прав субъектов малого и среднего предпринимательства на получение предусмотренных законодательством видов поддержки, в том числе в рамках региональных и муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства;

5) соблюдение прав субъектов малого и среднего предпринимательства на применение предусмотренных законом упрощенных и разрешительных процедур (в сфере налогообложения, бухгалтерского учета, начала осуществления предпринимательской деятельности (уведомительный порядок), статистики, лицензирования и обязательной сертификации).

Решением методологического характера является возможность группирования выделенных приоритетных направлений в зависимости от классифицирующего критерия:

- по инструментам поддержки (по объектам правового регулирования);

- по субъектам правоотношений в сфере оказания поддержки малому и среднему бизнесу;

- по характеру защищаемых прав и интересов.

В заключение отметим, что выделение приоритетов в работе является важным организационным решением и напрямую связано с эффективностью распределения надзорных усилий, экономией трудозатрат и времени и, как следствие, повышением результативности надзорной деятельности.

Список литературы

1. Программа развития конкуренции в Российской Федерации на 2009 -2012 годы, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 19.05.2009 № 691-р // Правовая система: Консультант Плюс.

2. Указ Президента Российской Федерации 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».

3. Указ Президента Российской Федерации 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике».

4. Федеральный закон от 28.12.2009 № 382-ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2008 год».

5. Федеральный закон от 03.10.2010 № 255-ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2009 год».

6. Федеральный закон от 07.10.2011 № 272-ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2010 год».

I.S. Chubenko

NEW DIRECTIONS FOR SUPERVISING THE EXECUTION OF THE LAWS IN THE PROVISION OF SUPPORT TO SMALL AND MEDIUM BUSINESSES

Based on an analysis of the guidance of the Prosecutor General, the current legislation, statistics about the rule author reinterpreted understanding priorities prosecutorial supervision over the implementation of laws in the area ofproviding support to small and medium businesses

Keywords: public prosecutor's supervision, small and medium enterprise, priority, support for state.

УДК 347

И.С. Чубенко, аспирант,

старший прокурор отдела прокуратуры Хабаровского края, тел. 8-967-152-99-84, irina.tchubenko@yandex.ru (Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации)

К ВОПРОСУ О НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТАХ, ПОДЛЕЖАЩИХ ВКЛЮЧЕНИЮ В ПРЕДМЕТ НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ В СФЕРЕ ОКАЗАНИЯ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТАМ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

На примере нормативных правовых актов, входящих в предмет надзора за исполнением законов в сфере оказания поддержки малому и среднему предпринимательству, исследованы законодательные и теоретические аспекты включения в предмет надзорной деятельности прокуроров нормативных правовых актов, в том числе, носящих подзаконный характер.

Ключевые слова: прокурорский надзор, субъекты малого и среднего предпринимательства, предмет прокурорского надзора, нормативные правовые акты

Одним из наиболее дискуссионных и неоднозначных с точки зрения законодательного представления, теоретических разработок и практической реализации является вопрос выбора нормативных правовых актов, подлежащих включению в предмет надзора.

Казалось бы, в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» четко определено, что таковыми нормативными правовыми

291

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.