Научная статья на тему 'Защита прав и свобод личности в деятельности органов внутренних дел как способ предупрежденич правонарушений'

Защита прав и свобод личности в деятельности органов внутренних дел как способ предупрежденич правонарушений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
31567
1740
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА / МЕХАНИЗМ ГАРАНТИЙ ПРАВ И СВОБОД ЛИЧНОСТИ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ОХРАНА ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА / RIGHTS AND FREEDOMS OF MAN AND CITIZEN / MECHANISM OF INDIVIDUAL RIGHTS AND FREEDOMS GUARANTEES / LAW ENFORCEMENT AGENCIES / PUBLIC ORDER MAINTENANCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Доцкевич М. В.

Обеспечение и защита прав и свобод личности осуществляются различными субъектами. Важнейшая роль закономерно принадлежит государству и его органам. Особое место в механизме гарантирования прав и свобод занимают органы внутренних дел, что определяется методами их деятельности, включая способы, средства воздействия, применяемые для осуществления возложенных на органы внутренних дел задач. Основными методами их деятельности, так же как и у других органов государственного управления, являются убеждение и принуждение. Перед полицией стоят задачи одновременно и по обеспечению реализации прав граждан, и по их охране (защите). Наиболее объемным направлением работы полиции является административная деятельность, особым видом которой (применительно к обеспечению прав) выступает охрана общественного порядка, личной и общественной безопасности. Показано, что деятельность органов внутренних дел по охране прав и свобод гражданина состоит прежде всего в профилактике их нарушений. Обоснована важная роль правового воспитания и пропаганды в деятельности полиции, специфика которых заключается в административно-правовых и уголовно-правовых механизмах такой деятельности. Наряду с охраной, важным средством обеспечения прав и свобод гражданина является защита, осуществляя которую, полиция вмешивается в поведение субъектов правоотношений, когда это поведение не соответствует требованиям специального режима реализации прав и свобод гражданина (неправомерное поведение). В случае нарушения прав и свобод гражданина органы внутренних дел специальными правовыми средствами осуществляют их восстановление. Основные направления деятельности полиции, такие как «защита личности, общества, государства от противоправных посягательств» и «предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений», неразрывно связаны между собой и гармонично дополняют друг друга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROTECTION OF INDIVIDUAL RIGHTS AND FREEDOMS IN LAW ENFORCEMENT AGENCIES'' ACTIVITIES AS A WAY OF CRIME PREVENTION

Ensuring and protection of individual rights and freedoms are carried out by different subjects. The most important role belongs to the state and its bodies. A special place in the mechanism of rights and freedoms guarantee is occupied by law enforcement agencies, which is determined by the methods of their activities, including the ways and means of influence used to implement the tasks entrusted with law enforcement agencies. The main ways are persuasion and enforcement. The police simultaneously face the problems of ensuring the citizens' rights implementation and guarding (protection). One of the most important lines of police work is administrative activity, special kind of which is protection of public order, personal and public safety. It is shown that law enforcement agencies' activities concerning guarding of individual rights and freedoms primarily consist in preventing offences. An important role of legal education and propaganda in policing and specific features of its administrative and criminal law mechanisms are emphasized. Along with the guarding an important means of ensuring individual rights and freedoms is protection. The police interfere in the behavior of legal relations subjects in cases where this behavior doesn't comply with the requirements of special regime of individual rights and freedoms implementation (is illegal). In case of violation of citizen's rights and freedoms law enforcement agencies restore them by special legal means. The main lines of police work (protection of individual, society and state against illegal encroachments, prevention and suppression of crimes and offences) are inseparably linked and complement each other.

Текст научной работы на тему «Защита прав и свобод личности в деятельности органов внутренних дел как способ предупрежденич правонарушений»

ДОЦКЕВИЧ М.В., кандидат юридических наук, доцент, [email protected] Кафедра административной деятельности органов внутренних дел; Тюменский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации, 625049, г. Тюмень, Амурская, 75

DOTSKEVICH M.V.,

Candidate of Legal Sciences, associate professor, [email protected] Chair of administrative activities of the law enforcement bodies; Tyumen Advanced Training Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, Amurskaya St. 75, Tyumen, 625049, Russian Federation

защита прав и свобод личности в деятельности органов

ВНУТРЕННИХ ДЕЛ КАК СПОСОБ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Реферат. Обеспечение и защита прав и свобод личности осуществляются различными субъектами. Важнейшая роль закономерно принадлежит государству и его органам. Особое место в механизме гарантирования прав и свобод занимают органы внутренних дел, что определяется методами их деятельности, включая способы, средства воздействия, применяемые для осуществления возложенных на органы внутренних дел задач. Основными методами их деятельности, так же как и у других органов государственного управления, являются убеждение и принуждение. Перед полицией стоят задачи одновременно и по обеспечению реализации прав граждан, и по их охране (защите). Наиболее объемным направлением работы полиции является административная деятельность, особым видом которой (применительно к обеспечению прав) выступает охрана общественного порядка, личной и общественной безопасности. Показано, что деятельность органов внутренних дел по охране прав и свобод гражданина состоит прежде всего в профилактике их нарушений. Обоснована важная роль правового воспитания и пропаганды в деятельности полиции, специфика которых заключается в административно-правовых и уголовно-правовых механизмах такой деятельности. Наряду с охраной, важным средством обеспечения прав и свобод гражданина является защита, осуществляя которую, полиция вмешивается в поведение субъектов правоотношений, когда это поведение не соответствует требованиям специального режима реализации прав и свобод гражданина (неправомерное поведение). В случае нарушения прав и свобод гражданина органы внутренних дел специальными правовыми средствами осуществляют их восстановление. Основные направления деятельности полиции, такие как «защита личности, общества, государства от противоправных посягательств» и «предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений», неразрывно связаны между собой и гармонично дополняют друг друга.

Ключевые слова: права и свободы человека и гражданина, механизм гарантий прав и свобод личности, органы внутренних дел, охрана общественного порядка.

PROTECTION OF INDIVIDUAL RIGHTS AND FREEDOMS IN LAW ENFORCEMENT AGENCIES' ACTIVITIES AS A WAY OF CRIME PREVENTION

Abstract. Ensuring and protection of individual rights and freedoms are carried out by different subjects. The most important role belongs to the state and its bodies. A special place in the mechanism of rights and freedoms guarantee is occupied by law enforcement agencies, which is determined by the methods of their activities, including the ways and means of influence used to implement the tasks entrusted with law enforcement agencies. The main ways are persuasion and enforcement. The police simultaneously face the problems of ensuring the citizens' rights implementation and guarding (protection). One of the most important lines of police work is administrative activity, special kind of which is protection of public order, personal and public safety. It is shown that law enforcement agencies' activities concerning guarding of individual rights and freedoms primarily consist in preventing offences. An important role of legal education and propaganda in policing and specific features of its administrative and criminal law mechanisms are emphasized. Along with the guarding an important means of ensuring individual rights and freedoms is protection. The police interfere in the behavior of

legal relations subjects in cases where this behavior doesn't comply with the requirements of special regime of individual rights and freedoms implementation (is illegal). In case of violation of citizen's rights and freedoms law enforcement agencies restore them by special legal means. The main lines of police work (protection of individual, society and state against illegal encroachments, prevention and suppression of crimes and offences) are inseparably linked and complement each other.

Keywords: rights and freedoms of man and citizen, mechanism of individual rights and freedoms guarantees, law enforcement agencies, public order maintenance.

Развитие современного мира неразрывно связано с решением проблем прав человека. История прав человека - это история очеловечивания людей [1, с. 107]. Проблема обеспечения прав человека по-прежнему остается одной из основных в юридической науке. Права человека в настоящее время выступают мерилом зрелости общества и государства, так как они присутствуют практически в каждой сфере деятельности человека.

Признание высокой ценности прав и свобод и их соблюдение стало одной из приоритетных задач во внутренних делах государств, а также цивилизованности в межгосударственном общении. Это закономерно и объяснимо. В них воплощены универсальные общечеловеческие категории добра, справедливости, свободы, равенства, демократизма, милосердия, утверждена приоритетная роль личности в ее взаимоотношениях с властью.

Эволюция человечества неразрывно связана с возникновением и развитием прав и свобод человека, их признанием вначале на внутригосударственном, а позже и на международном уровне. Неотъемлемой составной частью обеспечения реализации гражданами своих прав и свобод является отлаженный социально-правовой механизм защиты российских граждан от нарушений их прав и свобод.

Провозглашение в Конституции Российской Федерации прав и свобод человека как высшей ценности (ст. 2) возлагает особую ответственность на органы внутренних дел. Вместе с тем их деятельность нередко связана и с ограничением прав и свобод человека и гражданина. Следовательно, именно работникам правоохранительных органов необходимо владеть твердыми знаниями о порядке и формах реализации гражданских прав. Изучение круга вопросов, связанных с правами человека, способствует выработке мировоззрения, духовному совершенствованию и профессиональному

становлению сотрудников органов внутренних дел.

Безопасность гражданина в обществе и государстве обеспечивает механизм защиты всей системы социальных прав и свобод человека и гражданина: личных (гражданских), политических, экономических, культурных. Охрана законных прав и свобод личности является одной из основных функций государства, которая осуществляется через деятельность системы правоохранительных органов [2, с. 104].

Для того чтобы определить место органов внутренних дел в механизме гарантий прав и свобод человека и гражданина, необходимо дать краткую оценку указанному механизму в целом. В широком смысле он представляет собой комплекс общих социальных условий, а также специальных юридических средств, которые придают правам и свободам характер реально воплощаемых на практике, т.е. обеспечивают их правомерное и полноценное использование, а в необходимых случаях

- охрану. Как уже отмечалось, для полноценной и безопасной реализации прав и свобод личности необходим эффективный механизм (система) гарантий. Его основой являются общие социальные гарантии обеспечения прав, без которых невозможна их реализация.

Настоящие гарантии классифицируются на экономические, политические, идеологические. Эти гарантии образуют комплекс базовых условий, который предопределяет в целом реальность всех прав и свобод человека и гражданина, является решающей предпосылкой формирования у индивида заинтересованности в их осуществлении. Однако сами по себе общие социальные факторы далеко не всегда могут обеспечить полноценное использование прав и свобод, а тем более защищать от нарушений. Для этого существуют специальные юридические средства

- гарантии. Они подразделяются на юридические средства, которые обеспечивают

правомерную реализацию прав и свобод, и юридические средства, охраняющие (защищающие) права и свободы в случае посягательств.

Юридическое обеспечение прав и свобод личности берет начало с самого их признания государством и соответствующего закрепления в законе. Основные права и свободы закреплены в Конституции России как непосредственно действующие (ст. 18), что придает им высшую юридическую силу в отношении правотворческой, правоисполнительной, правоохранительной деятельности соответствующих государственных органов и должностных лиц.

В целом гарантии охраны (защиты) прав и свобод личности определяют уровень развития демократического института ответственности государства перед своими гражданами за нарушение их прав и свобод. Конституция Российской Федерации установила не только охрану прав потерпевших от злоупотреблений власти (ст. 52), но и вообще право каждого на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53). В перечень наиболее распространенных основных гарантий непосредственно охраны прав и свобод человека и гражданина входят: выявление фактов нарушений прав и свобод; средства их восстановления; меры юридической ответственности; меры пресечения действий, нарушающих права и свободы или создающих такую угрозу, установленные законом процедуры защиты прав и свобод.

Обеспечение и защита прав и свобод личности осуществляются различными субъектами. Важнейшая роль закономерно принадлежит государству и его органам. Государство - основной властный гарант стабильности демократического правового положения личности, реального воплощения составляющих его прав, свобод и обязанностей. В Конституции Российской Федерации не случайно подчеркнуто, что государство обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ст. 2).

Особое место в механизме гарантий прав и свобод занимают органы внутренних дел. Перед ними стоят задачи одновременно и по обеспечению реализации прав

граждан, и по их охране (защите). Между тем большинство подразделений ОВД выполняют исключительно правоохранительные функции, в том числе и в отношении прав и свобод человека и гражданина. По сути, охрану прав и свобод можно считать основной задачей. Министерство внутренних дел Российской Федерации* в соответствующем положении определяется в качестве федерального органа исполнительной власти, осуществляющего в пределах своих полномочий государственное управление прежде всего в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 1), а разработка и принятие мер по защите прав и свобод называются первыми в перечне основных задач министерства (п. 1 ст. 7). Это не случайно. Ведь в основе прав и свобод лежат важнейшие для личности (нередко и для общества) блага в личной, экономической, политической, духовной, социальной, культурной сферах, а большинство преступлений и административных правонарушений, с которыми борются органы внутренних дел, прямо или косвенно посягают на данные блага, т.е. жизнь, здоровье, личную свободу, имущество и т.д.

С точки зрения защиты прав и свобод личности можно рассматривать многие нормативные акты МВД России, которые регламентируют работу конкретных служб и подразделений в области борьбы с преступлениями и другими правонарушениями, в том числе посягающими непосредственно на права и свободы личности или создающими реальную угрозу такого посягательства.

Существуют нормативные правовые акты МВД России, регулирующие общие проблемы упрочения законности, соблюдения прав и свобод личности, следования профессиональной этике при отправлении должностных полномочий, наконец, регулирующие вопросы организации работы по обеспечению правомерного осуществления российскими гражданами, иностранными гражданами и лицами без гражданства права на выезд за границу, права собственности на автомототранспорт и др.

* Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации: указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. N 248: ред. от 25 дек. 2013 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. N 10. Ст. 1334; 2013. N 52 (ч. II). Ст. 7142.

Место органов внутренних дел в механизме гарантий прав и свобод личности во многом определяется методами их деятельности, включая способы, средства воздействия, применяемые для осуществления возложенных на них задач. Основными методами, так же как и у других органов государственного управления, являются убеждение и принуждение.

Как метод воздействия убеждение состоит в передаче нравственных, интеллектуальных, эмоциональных и других представлений от одного субъекта к другому; «...являясь наиболее естественным способом воздействия на человека, призвано воспитывать у граждан внутреннюю потребность и стойкую привычку правомерного поведения» [3, с. 8]. Убеждение как метод деятельности органов внутренних дел заключается в воздействии на волю и сознание людей с целью побуждения их к осмысленному правомерному поведению, отказу от противоправных начинаний, строгому соблюдению нормативных актов, в особенности регулирующих общественные отношения в уголовно-правовой, административно-правовой сферах. Это воздействие выражается прежде всего в нравственном, правовом воспитании граждан. Можно упомянуть и поощрение граждан, содействующих полиции, и др. Первоочередная задача использования метода убеждения - повышение общей правовой культуры людей, объединение усилий в поддержании правопорядка.

Органы внутренних дел (прежде всего полиция) в качестве гаранта прав и свобод личности наряду с убеждением применяют и принуждение, органично свойственное их деятельности как деятельности силовой структуры. Являясь специфическим методом правового регулирования, принуждение неоднородно, оно включает в свой объем самые различные формы и меры, посредством и на основе которых компетентные органы государства и его должностные лица осуществляют конкретизированное воздействие на поведение людей в целях упорядочения, охраны, защиты или вытеснения из жизни общества соответствующих нежелательных общественных отношений [4, с. 287].

Применяемые меры административного и уголовно-процессуального принуждения направлены на защиту прав и

свобод потерпевших и подвергаемых преступным и иным посягательствам граждан. Настоящие меры, как известно, достаточно жестки, однако не имеют цели причинить человеку физические или нравственные страдания, ущемить в связи с содеянным его права, унизить достоинство. Принуждение в таких случаях является законным силовым противодействием государства правонарушителю.

Одной из существенных особенностей применяемых органами внутренних дел мер принуждения является их подкреп-ленность особым правом сотрудников полиции применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие. Оказываемое таким образом «давление» на правонарушителя является одной из самых жестких, вынужденных акций государственной защиты важнейших прав человека на жизнь, здоровье, свободу и др. Разумеется, оно должно осуществляться в строгом соответствии с действующим законодательством, сообразно обстоятельствам, т.е. быть необходимым и достаточным.

В целом место органов внутренних дел в механизме обеспечения и охраны прав и свобод личности весьма наглядно определяется по деятельности наиболее крупного и функционально емкого структурного подразделения органов внутренних дел Российской Федерации - полиции. Специфика компетенции полиции состоит в том, что она обладает властью, предусматривающей право и обязанность использовать ее, когда этого требуют обстоятельства [5, с. 67].

Согласно Федеральному закону от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» (ст. 1) полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности*.

Наиболее объемным направлением работы полиции является административная деятельность. Среди ее видов особой, многофункциональной значимостью в деле гарантирования субъективных прав

* О полиции: федер. закон от 7 февр. 2011 г. N 3-ФЗ: ред. от 3 февр. 2013 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. N 7. Ст. 900; URL: http://www.pravo.gov.ru.

выделяется охрана общественного порядка, личной и общественной безопасности. Поддерживая правопорядок на улицах, площадях, в парках, местах проведения крупных культурно-зрелищных мероприятий, зонах массового отдыха людей, полиция в известном плане создает условия безопасной, благоприятной реализации ими права на труд, отдых, благоприятную окружающую среду, пользование достижениями культуры и др., не говоря уже о защите непосредственно жизни, здоровья, собственности.

Роль полиции как гаранта прав и свобод личности проявляется и в процессе охраны правопорядка, обеспечения личной и общественной безопасности; она повышается в ситуациях чрезвычайного характера. Речь идет о стихийных бедствиях, крупных авариях и катастрофах, эпидемиях, массовых беспорядках, вооруженных межнациональных конфликтах, совершении актов терроризма и др. Обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина в подобных ситуациях приобретает повышенную сложность вследствие известного роста количества правонарушений, необходимости спасения большого числа людей, из-за сопутствующих эксцессов и во многом зависит от эффективности работы сотрудников полиции и других структур органов внутренних дел.

Права и свободы личности обеспечиваются и охраняются в процессе осуществления полицией и других видов деятельности. К примеру, ГИБДД, контролируя соблюдение Правил дорожного движения и регулируя его, производя регистрацию, учет автомототранспортных средств, оценивая подготовку (экзаменуя) будущих водителей, осуществляя иные возложенные на нее обязанности в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, имеет главной целью сохранение жизни и здоровья граждан. Непосредственно охране имущественных прав граждан подчинена проводимая на основе договоров деятельность службы вневедомственной охраны, которая и создана для защиты имущества собственников. Применительно к правам и свободам личности могут быть оценены и иные виды деятельности полиции, в частности выдача согласно Федеральному закону от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ

«Об оружии»* разрешений (лицензий) на приобретение, хранение, ношение гражданами разных видов оружия и, соответственно, на право пользования ими.

Можно констатировать, что фактически самостоятельный блок в административной деятельности полиции образуют ее мероприятия по целенаправленному организационно-правовому содействию гражданам в реализации определенных прав. Сюда традиционно относятся: розыск без вести пропавших родственников, с которыми человек утратил связь; предоставление гражданам информации в рамках компетенции; оказание неотложной медицинской и иной помощи лицам, пострадавшим от преступлений и несчастных случаев, а также находящимся в общественных местах в беспомощном состоянии, и др. В целом же возложение на полицию таких функций обосновывается тем, что она чаще любых других структур оказывается в ситуациях, когда кому-либо требуется помощь; из всех государственных служб находится в наибольшем контакте с населением вследствие круглосуточного характера работы; имеет широкие возможности в области информации, связи и транспорта; может быть быстро мобилизована.

Непосредственно охране человека, его прав и свобод от преступлений подчинена оперативно-розыскная деятельность полиции, которая осуществляется на основании Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»**. Примечательно, что среди ее целей Федеральный закон в первую очередь называет защиту жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, не умаляя, разумеется, важности выполнения задач защиты собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Оперативно-розыскная деятельность сама по себе не восстанавливает нарушенные преступлениями права личности, не

* Об оружии: федер. закон от 13 дек. 1996 г. N 150-ФЗ: ред. от 2 июля 2013 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. N 51. Ст. 5681.

** Об оперативно-розыскной деятельности: федер. закон от 12 авг. 1995 г. N 144-ФЗ: ред. от 21 дек. 2013 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. N 33. Ст. 3349; 2013. N 51. Ст. 6689.

включает в себя применение к виновным мер ответственности, но во многом предопределяет успешное предварительное следствие по уголовным делам и последующее правосудие, обеспечивая тем самым защиту прав потерпевших.

В тех же случаях, когда согласно уголовно-процессуальному закону производство предварительного следствия по некоторым делам не обязательно, полиция ведет расследование в полном объеме, начиная с возбуждения уголовного дела. Так, к примеру, расследуются многие дела о хулиганстве, сопряженном с посягательством на личность, и тем самым обеспечивается восстановление нарушенных в результате хулиганства прав.

Отдельным направлением работы полиции как гаранта прав и свобод личности является выполнение определений, постановлений, поручений, указаний суда, прокурора, следователя о производстве предусмотренных законом розыскных и следственных действий по делам, связанным с преступным посягательством на личность, ее права и свободы.

В силу своей специфики приобретает обособленное и одновременно важное значение такая правоохранительная функция органов внутренних дел (в данном случае полиции), как обеспечение государственной защиты судей, присяжных заседателей, прокуроров, следователей, судебных исполнителей и должностных лиц контролирующих органов при наличии угрозы посягательства на жизнь, здоровье, честь, достоинство, имущество указанных лиц в связи с их служебной деятельностью, а также их близких. Похожи по смыслу задачи обеспечения безопасности лиц, содействующих правоохранительным органам, непосредственно участвующих в раскрытии, расследовании и судебном рассмотрении уголовных дел. Речь идет об осуществлении полицией правовых, организационно-технических и прочих мер, направленных на охрану потерпевших, свидетелей, экспертов и т.д.

Органы внутренних дел являются важным системообразующим элементом механизма обеспечения прав и свобод гражданина, что подтверждается их местом и ролью в указанном механизме. Роль органов внутренних дел характеризуется динамической стороной механизма обес-

печения посредством анализа содержания различных форм их организационно-правовой деятельности в сфере обеспечения прав и свобод гражданина. Место органов внутренних дел в исследуемом механизме определяется его статической стороной. При этом особую значимость приобретает компетенция, которая определяется типовыми и индивидуальными положениями о том или ином органе внутренних дел, а также специальными нормативными актами, которые выделяют круг прав и обязанностей ряда органов, действующих в системе МВД Российской Федерации.

Основное содержание охраны прав и свобод гражданина применительно к деятельности органов внутренних дел включает в себя профилактику их нарушений, в которой они занимают ведущее место. Одним из важных направлений деятельности органов внутренних дел является правовое воспитание и пропаганда, его специфика заключается в том, что орган внутренних дел реализует преимущественно административно-правовые и уголовно-правовые механизмы правового воспитания.

Помимо охраны, важным организационно-правовым средством в деятельности органов внутренних дел в сфере обеспечения прав и свобод гражданина является защита, осуществляя которую, они вмешиваются в поведение субъектов правоотношений, когда это поведение не соответствует требованиям специального режима реализации прав и свобод гражданина (неправомерное поведение). В случае нарушения прав и свобод гражданина органы внутренних дел специальными правовыми средствами осуществляют их восстановление. В частности, органы внутренних дел в пределах своей компетенции с помощью присущих им средств и методов проводят значительную работу по восстановлению прав необоснованно пострадавших в сфере уголовного судопроизводства, возврату похищенного имущества и др. Место органов внутренних дел в рассматриваемом механизме в значительной степени определяется и методами их деятельности, которые должны строго отвечать требованию принципа: запрещено все, что не разрешено законом.

Таким образом, основные направления деятельности полиции, такие как «защита личности, общества, государства

от противоправных посягательств» и «пре- неразрывно связаны между собой и гар-дупреждение и пресечение преступлений монично дополняют друг друга. и административных правонарушений»,

Список литературы

1. Нерсесянц В.С. Философия права: учебник для вузов. М., 2001. 317 с.

2. Филиппова Э.М. К вопросу о юридических гарантиях охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер.: «Право». 2010. № 38. Вып. 24. С. 104-108.

3. Капустянский В.Г. Убеждение и принуждение в уголовном процессе: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Л., 1983. 25 с.

4. Цыганкова Е.А. Классификация мер государственного принуждения по целевой направленности // Общество и право. 2009. № 4. С. 287-292.

5. Ларрсон П. Предупреждение преступности и роль полиции // Новейшие правовые исследования: сб. науч. тр. / отв. ред. Е.В. Алферова. М., 2008. С. 63-70.

References

1. Nersesyants V.S. Filosofiya prava [Philosophy of Law]. Moscow, 2001. 317 p.

2. Filippova E.M. K voprosu o yuridicheskikh garantiyakh okhrany i zashhity prav i svobod cheloveka i grazhdanina [On the question of legal protection and safeguards to protect the rights and freedoms of man and citizen]. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: "Pravo" - Herald of the South Ural State University. Series: "Law”, 2010, no. 38, edition 24, pp. 104-108.

3. Kapustyanskiy V.G. Ubezhdenie i prinuzhdenie v ugolovnom protsesse. Avtoref. Cand. Diss. [Persuasion and coercion in criminal proceedings. Autoabstract Cand. Diss.]. Leningrad, 1983. 25 p.

4. Tsygankova E.A.Klassifikatsiya mer gosudarstvennogo prinuzhdeniya po tselevoynapravlennosti [Classification of measures of state coercion targeting]. Obshchestvo ipravo - Society and Law, 2009, no. 4, pp. 287-292.

5. Larrson P. Preduprezhdenie prestupnosti i rol' politsii [Crime prevention and the role of police]. Noveyshie pravovye issledovaniya [The newest legal research]. Moscow, 2008. Pp 63-70.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.