РЯБЦЕВ А.В.,
кандидат юридических наук, доцент, ryabtsev_alex@mail.ru Кафедра государственно-правовых
дисциплин;
Дальневосточный юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 680020, г. Хабаровск, Казарменный, 15
ГУНИЧ С.В., sertylio@mail.ru Кафедра государственно-правовых
дисциплин;
Дальневосточный юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 680020, г. хабаровск, Казарменный, 15
RYABTSEV A.V.,
Candidate of Legal Sciences,
associate professor,
ryabtsev_alex@mail.ru
Chair of state and legal disciplines;
Far East Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, Kazarmenny Lane 15, Khabarovsk, 680020, Russian Federation
GUNICH S.V., sertylio@mail.ru
Chair of state and legal disciplines;
Far East Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, Kazarmenny Lane 15, Khabarovsk, 680020, Russian Federation
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Реферат. В системе обеспечения национальной безопасности ярко выраженной направленностью на нейтрализацию внутренних угроз отличаются место и роль органов внутренних дел России. Формы деятельности ОВД — внешние проявления предусмотренных законодательством способов решения возложенных на них задач, методы — это шаги, действия, предпринимаемые для их решения. Рассмотрены используемые в деятельности ОВД основные формы охраны и защиты прав и свобод, используемые правоохранительными институтами: правовые формы — правотворчество (правоустановление) и правоприменение (правоисполнение) и организационные (неправовые), обусловленные присущими им профилактическими, техническими, пропагандистскими и иными мерами воздействия. Дана характеристика основных (убеждение и принуждение) и отраслевых (меры административно-правового и меры уголовно-правового, уголовно-процессуального принуждения) методов деятельности ОВД. Обосновывается, что функционирование органов внутренних дел в системе обеспечения национальной безопасности, в том числе выделение форм и методов их деятельности, связанных со специализацией соответствующих структурных звеньев, требует законодательного закрепления. Необходимо учитывать, что их деятельность, в отличие от деятельности большинства других государственных органов, имеет ярко выраженный публичный характер и непосредственно связана с реализацией гражданами (их объединениями) конституционных и иных прав, исполнением соответствующих обязанностей, ограничением конституционных прав в связи с применением мер государственного принуждения. Все это делает рассматриваемый субъект механизма обеспечения национальной безопасности не только важнейшим звеном в системе его функционирования, но и своеобразным мерилом, позволяющим учитывать равенство интересов личности, общества и государства при обеспечении состояния их защищенности.
Ключевые слова: национальная безопасность, органы внутренних дел, права и свободы, личность, форма, метод, угроза, охрана, защита.
FORMS AND METHODS OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES' ACTIVITIES IN THE SYSTEM OF ENSURING NATIONAL SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION
Abstract. Being the integral part of the system of ensuring national security, internal affairs bodies play an important role in neutralizing internal threats. The forms of the internal affairs bodies' activities are the legal ways of solving their tasks, the methods are the actions taken to solve them. The main forms of human rights and freedoms' protection used by law enforcement institutions are described: legal forms — lawmaking and law enforcement and organizational forms (non-legal), determined by their inherent preventive, technical, propagandistic and other sanctions. The characteristic of
the main (persuasion and coercion) and departmental (administrative and legal, criminal law, criminal procedure measures) methods of the internal affairs bodies' activities is given. The author proves that the functioning of the internal affairs agencies in the system of ensuring national security, including the forms and methods of their activities related to the specialization of the relevant structural units, requires legislative consolidation. It is necessary to take into consideration that their activities, unlike most other state authorities' activities, have a distinct public character. It is directly connected with the implementation of the constitutional and other rights by citizens, performing the corresponding duties, restriction of constitutional rights due to the use of state coercion measures. The author comes to the conclusion that the considered subject of the mechanism of ensuring national security is not only an important element in the system of its functioning, but also a kind of criterion allowing to take into account the equality of interests of individual, society and the state.
Keywords: national security, internal affairs bodies, rights and freedoms, individual, form, method, threat, protection.
В настоящее время одним из актуальных направлений деятельности государственного аппарата выступает обеспечение национальной безопасности Российской Федерации, что находит отражение в нормативно-правовом регулировании значительного круга общественных отношений. Официально признанная система стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу, предполагает использование самостоятельной системы обеспечения национальной безопасности, включающей в себя определенные силы (субъекты системы) и средства (ресурсы системы)*. Ее направленность проявляется в обеспечении состояния защищенности трех основных объектов - личности, общества и государства. Причем применительно к каждому из них возможно выделение конкретного предмета, удовлетворенность в использовании которого будет выступать в качестве непосредственного показателя уровня национальной безопасности любого государства.
Усилия субъектов обеспечения национальной безопасности сосредоточиваются на противостоянии как внутренним, так и внешним угрозам. Следует отметить, что такая классификация угроз является наиболее распространенной и используется как в сфере нормативно-правового регулирования, так и в теории национальной безопасности [1, с. 90]. Несмотря на про-
* Определения данных терминов содержатся в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: утв. Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537 (Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. N 20. Ст. 2444).
исходящие глобализационные процессы и приобретение большинством угроз трансграничного характера, данная классификация имеет большое практическое значение с позиции выстраивания государственной системы обеспечения безопасности. Она позволяет рассредоточить усилия обязанных субъектов в зависимости от места нахождения и (или) государственной принадлежности источника опасности, формирующего угрозу.
В любом государстве, в том числе и в России, среди субъектов, входящих в рассматриваемую систему, можно выделить те из них, которые непосредственно обеспечивают внутреннюю безопасность, а опосредованно - внешнюю, и наоборот. Так, среди сил обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации своей направленностью внутрь ее границ выделяются органы внутренних дел. Именно на них, как представляется, возлагается основная работа по исполнению обязанности противостояния внутренним угрозам защищаемым интересам личности, общества и государства.
В рамках данной статьи предлагается сосредоточить внимание на деятельности именно этого звена системы обеспечения национальной безопасности России применительно к возможности охраны и защиты их подразделениями такой составляющей национальной безопасности, как конституционные права и свободы человека и гражданина. Отчасти это объясняется тем, что именно человек, его права и свободы признаны высшей ценностью как отечественной правовой системой, так и нормами международного права. Особый интерес, безусловно, представляет исследование форм и методов их деятельности по исполнению столь значимой обязанности от имени и по поручению государства.
Отметим, что в юридическом смысле не проводится принципиального разграничения понятий форм и методов деятельности уполномоченного субъекта, и чаще они употребляются как однопорядковые и взаимозаменяемые. Тем не менее представляется обоснованным в качестве форм деятельности рассматривать внешнее проявление урегулированного правом способа, реализация которого в самом общем виде будет способствовать достижению поставленной цели. Метод же деятельности представляет собой совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять в каждом конкретном случае, чтобы решить ту или иную задачу. Таким образом, формы могут быть рассмотрены как составные части (направления) внешней деятельности органов внутренних дел, а методы - как перечень имеющихся в их распоряжении способов получения результата. В рамках исследования механизма обеспечения национальной безопасности особое значение будут иметь те из них, которые направлены на устранение препятствий для реализации человеком и гражданином признаваемых за ним прав и свобод. Удовлетворенность же такой реализацией, как уже отмечалось, будет служить одним из показателей уровня обеспечиваемого состояния защищенности.
Необходимо признать, что в деятельности органов внутренних дел в различной степени используются все основные формы охраны и защиты прав и свобод, используемые правоохранительными институтами и присущие аппарату государства в целом. Это могут быть как юридические (правовые) формы - правотворчество (правоустановление) и правоприменение (правоисполнение), так и организационные (неправовые), обусловленные присущими им профилактическими, техническими, пропагандистскими и прочими мерами воздействия. Эти формы конкретизируются и реализуются в определенных методах правообеспечительной деятельности, активно разрабатываемых наукой теории государства и права [2, с. 79-80; 3, с. 340-343]. Органы внутренних дел, осуществляя функцию по охране и защите прав и свобод человека и гражданина, выстраивают свою деятельность
в рамках форм и методов, строго определенных законом.
Правотворческая деятельность осуществляется посредством выработки, изменения, дополнения и отмены нормативных правовых актов, нацеленных главным образом на регулирование разных сторон функционирования органов внутренних дел, в том числе и регламентацию деятельности по охране и защите прав и свобод человека и гражданина. Данного рода установления правового характера в большинстве своем организуют работу конкретных подразделений, организаций и служб в рамках соблюдения законности, уважения и защиты прав и свобод личности, а также нацеливают на борьбу с преступлениями и иного рода правонарушениями, непосредственно или опосредованным образом нарушающими интересы населения.
Необходимость правотворческой деятельности в сфере обеспечения национальной безопасности объясняется тем, что именно посредством принятия подзаконных нормативных правовых актов органы внутренних дел устанавливают правила реализации своих функций, которые либо непосредственно направлены на обеспечение интересов личности, либо опосредуются презумпцией их соблюдения и защиты. Основным субъектом, реализующим правотворческую функцию, выступает Министерство внутренних дел Российской Федерации, на которое возложена задача по нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в том числе и в целях повышения эффективности деятельности по защите прав и свобод человека и гражданина. Для улучшения качества правотворческой работы создан и действует Экспертный совет МВД России по вопросам нормотворческой работы.
Правовой анализ принимаемых в сфере внутренних дел нормативных правовых актов показывает, что их действие может быть направлено как на совершенствование деятельности самих должностных лиц соответствующих подразделений, соблюдение профессиональной этики при осуществлении должностных полномочий, так и на упорядочение осуществления российскими гражданами и иными лицами отдельных принадлежащих им субъек-
тивных прав*. Исходя их этого рассматриваемая форма может быть разделена на внешнее и внутреннее правотворчество. К первому, например, можно отнести принятие соответствующих административных регламентов, действие которых обеспечивает реализацию гражданами принадлежащих им прав и свобод (право на обращение в государственные органы; право на государственную защиту прав и свобод и т.п.). Второму же присуще нормативное регулирование процесса обеспечения прав самих сотрудников (право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну; право на отдых; право на социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь и т.п.).
В рассматриваемом ракурсе особой значимостью выделяется и возможность органов внутренних дел участвовать в правотворческих инициативах, подготавливаемых органами государственной власти. Чаще всего это акты нормативного характера, направленные на борьбу с преступностью, охрану общественного порядка, а также затрагивающие иные сферы деятельности ОВД применительно к охране и защите прав и свобод человека и гражданина. Именно своевременное и адекватное законодательное регулирование данного рода отношений выступает необходимым атрибутом эффективного механизма обеспечения национальной безопасности, а равно - упрочения гарантий реализации прав и свобод личности во взаимоотношениях с органами государства.
Исключительной важностью в деятельности органов внутренних дел в рассматриваемой сфере обладает и следующая юридическая форма - применение
* Подобный вывод может быть сделан на основе анализа приказа МВД России от 1 марта 2012 г. N 140 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях» (Рос. газ. 2012. 1 авг.), а также приказа МВД РФ от 3 июля 2012 г. N 663 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации» (Рос. газ. 2012. 31 авг.).
норм права. В целом можно отметить, что правоприменительная компетенция рассматриваемых органов во многом схожа с аналогичной деятельностью иных органов и служб государства. Ее в полной мере отличают общие признаки и черты, характеризующие правоприменение как процесс реализации социальных норм. Это и компетенция уполномоченного на то органа, и обязательность исполнения решения для субъектов, в отношении которых оно вынесено, и определенная процессуальными нормами последовательность совершения того или иного действия по применению нормы права, и многое другое. Юридическая форма правоприменительной деятельности обязывает должностных лиц органов внутренних дел при вынесении правоприменительного акта исходить из общих принципов законности, справедливости, целесообразности и обоснованности принимаемого в отношении конкретного человека или группы лиц решения, в том числе обеспечения в полном объеме возможности защиты присущих им прав.
Наряду с общими, применению правовых норм в деятельности органов внутренних дел свойственны и некоторые отличительные качества, обусловленные спецификой стоящих перед ними задач и, в частности, возможностью применения разнообразных принудительных мер воздействия в целях защиты человека, закона, правопорядка и иных объектов охраны. Примерами могут служить акты, выносимые должностными лицами органов внутренних дел в отношении лиц, совершивших административное правонарушение, влекущие за собой наложение административного наказания на виновное лицо (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ); составление следователем при наличии предусмотренных законом оснований протокола задержания лица по подозрению в совершении им преступления, что влечет за собой содержание под стражей на срок до 48 часов (ст.ст. 91, 92, 94 УПК РФ), и т.п.
Правоприменительная форма деятельности органов внутренних дел может носить как регулятивный, так и охранительный характер. Правоприменение регулятивного свойства направлено, в первую очередь, на разрешение разнообразных управленческо-распорядительных вопросов. Среди них можно выделить вопросы
внутриорганизационной (присвоение квалификационных званий, единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения и др.) и внешнеорганизационной (осуществление государственной функции по контролю за частной детективной (сыскной) и охранной деятельностью, осуществление государственной функции по контролю и надзору за соблюдением правил регистрации и т.п.) направленности.
Охранительный характер правоприменительной деятельности органов внутренних дел может быть обнаружен при вступлении их в административно-правовые отношения с гражданами для решения вопросов, не связанных непосредственно с правонарушениями. Данный вид деятельности может быть рассмотрен в прямой зависимости по отношению к охране и защите некоторых прав и свобод личности (деятельность по обеспечению безопасности дорожного движения, осуществление лицензионно-разрешительной работы, государственная охрана объектов, охрана имущества граждан и организаций и пр.). Очевидно, что выносимые в подобных случаях правоприменительные акты не призваны в прямом смысле слова обеспечить защиту того или иного конституционного права. Они выступают необходимыми юридическими фактами, элементами юридических (фактических) составов, с наличием которых закон связывает претворение в жизнь самих этих прав, а равно их действительное обеспечение.
Организационные формы деятельности органов внутренних дел также непосредственным образом связаны с вынесением их должностными лицами актов применения права. Это объясняется тем, что их полномочия, как и полномочия иных органов государства, жестко регламентированы и осуществляются в строгом соответствии с законом (тем более учитывая полномочия по применению мер государственного принуждения). Несмотря на свою схожесть с юридическими, организационные формы имеют более выраженную конкретность применительно к ситуации либо объекту правового воздействия (расстановка и определение порядка использования сил и средств при проведении конкретной операции, проверка паспортного режима в местностях со сложной криминогенной об-
становкой, инспектирование нижестоящих органов и подразделений и т.п.).
Относительно обеспечения состояния защищенности прав и свобод личности организационные формы деятельности проявляются в повседневной охране и защите социальных благ, поддержании правопорядка как в общественных, так и в иных местах жизнедеятельности человека, обучении сотрудников формам и методам эффективной работы и контроле за ней. Именно данная форма обеспечивает создание безопасных и необходимых условий для беспрепятственной реализации прав и свобод человека и гражданина, а равно оперативное применение необходимых мер в случае их нарушения. Представляется, что эффективность именно этих форм в большей степени способствует функционированию системы обеспечения национальной безопасности посредством создания и поддержания режима действительного воплощения защищаемых благ. Примерами в данной области могут служить правоохранительные мероприятия по перехвату угнанного автомобиля, охрана имущества при пожаре и иных чрезвычайных происшествиях, розыск похищенных ценностей и др. Подобного рода мероприятия выступают специфическими формами гарантий конституционных прав и свобод личности, в чем, по нашему мнению, и проявляется особенность деятельности такого субъекта рассматриваемой системы, как органы внутренних дел.
В качестве особой формы, на наш взгляд, можно выделить осуществление органами внутренних дел, наряду с иными уполномоченными на то государственными органами, оперативно-розыскной деятельности. Данная форма раскрывает себя посредством осуществления гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то федеральным законом, в пределах их полномочий оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств*.
* Основу правового регулирования данной деятельности составляет Федеральный закон от 12 авг.1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (в ред. от 21 дек. 2013 г.) (Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. N 33. Ст. 3349).
Она основывается на принципах законности, уважения прав и свобод человека и гражданина и использует гласные и негласные методы и средства их защиты.
Значимой формой деятельности органов внутренних дел в рассматриваемой сфере выступает и правовое реагирование на заявления и обращения граждан и иных заинтересованных лиц. Право на обращения граждан в государственные органы и органы местного самоуправления предусмотрено ст. 33 Конституции РФ. Данное право подтверждается корреспондирующей обязанностью государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица принять надлежащим образом оформленное обращение к своему рассмотрению и дать ответ в установленные законом сроки.
На обеспечение данного права направлены принимаемые ведомственные нормативные правовые акты, которые, как представляется, в большей степени, чем соответствующее законодательство, способствуют беспрепятственной реализации конституционно провозглашаемого права. Так, применительно к органам внутренних дел государственная услуга по рассмотрению устных и письменных обращений предоставляется как гражданам Российской Федерации, так и иностранным гражданам, лицам без гражданства и иным заинтересованным лицам, в том числе и их представителям. Детализируется и порядок обжалования, а также предусматриваются формы контроля за решениями и действиями (бездействием), принимаемыми (осуществляемыми) в ходе такой работы* [4].
Помимо рассмотренных форм, место и роль органов внутренних дел в системе обеспечения национальной безопасности во многом также определяется методами их деятельности, в том числе и методами правового воздействия, применяемыми для осуществления возложенных на них задач. Основными, как и в деятельности всего государственного аппарата, выступа-
* В данном случае выделяется своей значимостью приказ МВД России от 12 сент. 2013 г. N 707 «Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации», раскрывающий соответствующие конституционные и законодательные положения.
ют методы убеждения и принуждения. Они призваны обеспечить законопослушный порядок осуществления прав и свобод, не нарушающий интересов не участвующих в их реализации лиц, и тем самым соблюсти своеобразный баланс интересов личности, общества и государства, что представляется немаловажным фактором в функционировании всей системы.
Первый из них можно охарактеризовать как превентивный метод, применяемый на «предзащитной стадии», когда права конкретного лица или группы лиц еще не нарушены. Он направлен не на восстановление права и заключается в несиловом воздействии на волю и сознание людей с целью побуждения их к осмысленному правомерному поведению либо самостоятельному и добровольному отказу от противоправных деяний. Тем самым может быть обеспечено строгое соблюдение нормативных актов, а равно состояние ненарушаемости основных прав и свобод, к чему, собственно, и сводится функционирование системы безопасности. Такое воздействие выражается в морально-нравственном и правовом воспитании, проведении пропагандистской работы, массовом информировании населения, материальном поощрении правомерного поведения и пр.
Наряду с убеждением, в деятельности органов внутренних дел широко используется и метод принуждения, наиболее свойственный им как силовому элементу в структуре государства. Его можно отнести к специфическим способам воздействия на правонарушителя, допускающим в установленных законом случаях применение должностными лицами ОВД огнестрельного оружия, специальных средств и физической силы для отстаивания прав граждан. Именно в этой ярко выраженной карательной окраске данного способа воздействия усматривается специфика метода принуждения в сравнении с применением его иными органами управления. Однако при всей своей кажущейся жестокости здесь не ставится цель причинения человеку, хотя и преступившему закон, физических или нравственных страданий, ущемления в связи с содеянным его прав и свобод, унижения его достоинства. Основное предназначение - обеспечить защиту правопорядка, а равно непосредс-
твенно или опосредованно - объектов национальной безопасности.
Методы государственного принуждения, используемые в деятельности органов внутренних дел, в полной мере можно подразделить на две большие группы - меры административно-правового и меры уголовно-правового (уголовно-процессуального) принуждения [2; 5]. Каждая из этих групп включает предупредительные меры (проверка документов, вхождение в жилые помещения граждан и нежилые строения и их осмотр), меры пресечения (административное задержание, отобрание подписки о невыезде и надлежащем поведении), меры взыскания или процессуального принуждения (штраф, присмотр за несовершеннолетним обвиняемым). Названные меры реализуются обычно посредством правоприменения, подкрепляемого при необходимости действиями организационного характера, в том числе силовыми способами и средствами. Как правило, все они направлены на защиту уже нарушенных или подвергаемых опасности прав граждан либо имеют подчиненное (косвенное) назначение для обеспечения реализации последующих мер охраны и защиты.
В целом возложение на органы внутренних дел функций по охране и защите конституционных прав и свобод человека и гражданина представляется обоснованным, так как именно они чаще любых других государственных структур оказываются в ситуациях, когда кому-либо требуется помощь; из всех публичных служб находятся в наибольшем контакте с населением вследствие очень широкой компетенции и круглосуточного характера работы; имеют большие возможности в области информации, связи и транспорта; могут быть быстро мобилизованы; воспринимаются значительной частью населения как основная правозащитная и правоохранительная организация.
В свою очередь, характер взаимоотношений между территориальными органами МВД и населением представляет собой своеобразный «индикатор» социально-политической атмосферы в стране. Дело в том, что названные органы с их сложившейся правоохранительной многофункциональностью, большим по численности контингентом, силовой оснащенностью олицетворяют в обыденном сознании
человека правовой порядок, безопасность общества и его членов, а также являются весьма «осязаемым» инструментом государственной власти, показателем ее реального отношения к человеку и закону. Малорезультативная деятельность органов внутренних дел воспринимается гражданами с возмущением, нередко с распространением недовольства на все государство. Именно поэтому определение места и значения органов внутренних дел, совершенствование их роли в механизме обеспечения национальной безопасности - важная задача юридической науки.
Таким образом, можно отметить, что органы внутренних дел обладают полным набором форм и методов, позволяющих им в должной степени сформировать качество оказываемых правоохранительных услуг с учетом необходимости обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина. Их реализация зависит от характера выполняемых в конкретный период времени задач и должна протекать под контролем общественности. Сама же деятельность должна осуществляться в строгом соответствии с требованиями нормативных правовых актов и во взаимодействии с иными органами и должностными лицами правоохранительной системы государства.
Функционирование органов внутренних дел в системе обеспечения национальной безопасности, в том числе выделение форм и методов их деятельности, связанных со специализацией соответствующих структурных звеньев, требует законодательного закрепления. Здесь необходимо учитывать, что их деятельность, в отличие от большинства других государственных органов, имеет ярко выраженный публичный характер и непосредственно связана с реализацией гражданами (их объединениями) конституционных и иных прав, исполнением соответствующих обязанностей, ограничением конституционных прав в связи с применением мер государственного принуждения. Все это делает рассматриваемый субъект механизма обеспечения национальной безопасности не только важнейшим звеном в системе его функционирования, но и своеобразным мерилом, позволяющим учитывать равенство интересов личности, общества и государства при обеспечении состояния их защищенности.
Список литературы
1. Общая теория национальной безопасности: учебник / под общ. ред. А.А. Прохожева. 2-е изд. М., 2005.
344 с.
2. Комаров С.А. Общая теория государства и права: курс лекций. 2-е изд., испр. и доп. М., 1995. 316 с.
3. Теория права и государства: учебник / под ред. В.В. Лазарева. М., 1996. 450 с.
4. URL: http://mvd.ru/upload/site1/707instr.doc (дата обращения: 4 марта 2014 г.).
5. Дихтиевский П.В. Теоретические проблемы определения административно-правового принуждения в сфере обеспечения личной безопасности // Журнал российского права. 2004. N 11. С. 9-15.
References
1. Obshchaya teoriya natsional'noy bezopasnosti [General theory of national safety]. Moscow, 2005. 344 p.
2. Komarov S.A. Obshchaya teoriyagosudarstva iprava [General theory state and law]. Moscow, 1995. 316 p.
3. Teoriya prava igosudarstva [State and law theory]. Moscow, 1996. 450 p.
4. Available at: http://mvd.ru/upload/site1/707instr.doc (Accessed 4 March 2014).
5. Dikhtiyevskiy P.V. Teoreticheskiye problemy opredeleniya administrativno-pravovogo prinuzhdeniya v sfere obespecheniya lichnoy bezopasnosti [Theoretical problems of the determination administrative-legal enforcement in sphere of the provision to personal safety]. Zhurnal rossiyskogo prava - Of the Russian law Journal, 2004, no. 11, pp. 9-15.