Научная статья на тему 'Органы внутренних дел (полиция) как субъект реализации конституционно-правового режима ограничения прав и свобод человека и гражданина'

Органы внутренних дел (полиция) как субъект реализации конституционно-правового режима ограничения прав и свобод человека и гражданина Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2052
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ / CONSTITUTIONAL AND LEGAL REGIME / ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА / RESTRICTION OF RIGHTS AND FREEDOMS OF THE PERSON AND CITIZEN / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / INTERNAL AFFAIRS BODIES / ПОЛИЦИЯ / POLICE / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / PUBLIC RELATIONS / ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРАВО / RIGHT / СИСТЕМНОСТЬ / CONSISTENCY / PRINCIPLES OF ACTIVITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Барбин Вячеслав Владимирович

В статье рассматривается место и роль органов внутренних дел (полиции) в реализации конституционно-правового режима ограничения прав и свобод человека и гражданина, выделены главные цели и объекты правового регулирования. Конституция Российской Федерации связывает реализацию своих норм с действием законов, которые не наполняют конституционные нормы новым содержанием, а лишь конкретизируют основополагающие конституционные положения в соответствующей сфере правовой жизни общества, уточняют значение и содержание, допустимые пределы ограничений каждого права (свободы) согласно конституционным предписаниям, а также предусматривают систему гарантий от неконституционных ограничений. Обозначены принципы деятельности полиции, которые важны не только для характеристики ее системы и деятельности, но и для повседневной правоохранительной практики, когда сотруднику полиции необходимо принять правильное решение в условиях дефицита правовых предписаний, их конкуренции или пробелов в них. Особое внимание уделяется тому, что все принципы деятельности полиции, получившие закрепление в законе, имеют императивный характер и не допускают возможности отклонения от них. Важно рассматривать сущность органов внутренних дел (полиции) сквозь призму обеспечения прав и свобод человека и гражданина, когда полиция является субъектом реализации конституционно-правового режима ограничения прав и свобод человека и гражданина. Вопросы места и роли органов внутренних дел (полиции) в реализации данного режима регламентируются конституционно-правовыми актами и определяются стоящими перед ними задачами, выполняемыми функциями, используемыми средствами и процедурами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BODIES OF INTERNAL AFFAIRS (POLICE) AS THE SUBJECT OF IMPLEMENTING CONSTITUTIONAL AND LEGAL REGIME OF RESTRICTING RIGHTS AND FREEDOMS OF THE PERSON AND CITIZEN

The article examines the place and role of internal affairs bodies (the police) in realization of the constitutional and legal regime of restricting rights and freedoms of the person and citizen. Main goals and objects of legal regulation are allocated. It is noted that the Constitution of the Russian Federation connects realization of its norms with operation of laws which do not fill the constitutional norms with new contents, but determine fundamental constitutional provisions in the respective sphere of legal life of society, specify its value and contents, admissible limits of restrictions of each right (freedom) according to the constitutional instructions, and also provide a system of guarantees against unconstitutional restrictions. The article designates principles of the police activity which are important not only for characterizing its system and activity, but in daily law-enforcement practice when the police officer needs to make the correct decision under conditions of legal instructions deficiency, their competition or presence of gaps in them... The article examines the place and role of internal affairs bodies (the police) in realization of the constitutional and legal regime of restricting rights and freedoms of the person and citizen. Main goals and objects of legal regulation are allocated. It is noted that the Constitution of the Russian Federation connects realization of its norms with operation of laws which do not fill the constitutional norms with new contents, but determine fundamental constitutional provisions in the respective sphere of legal life of society, specify its value and contents, admissible limits of restrictions of each right (freedom) according to the constitutional instructions, and also provide a system of guarantees against unconstitutional restrictions. The article designates principles of the police activity which are important not only for characterizing its system and activity, but in daily law-enforcement practice when the police officer needs to make the correct decision under conditions of legal instructions deficiency, their competition or presence of gaps in them. Special attention is paid to the fact that all principles of the police activity which have been fixed in the law possess imperative character and do not allow a possibility of deviation. It is important to consider the essence of internal affairs bodies (the police) directly through the prism of ensuring rights and freedoms of the person and citizen when the police are subject of realization of the constitutional legal regime of restricting rights and freedoms of the person and citizen. The issues of place and role of internal affairs bodies (the police) in realization of this regime are regulated by constitutional and legal acts and are defined by the tasks facing them, carried out functions, used means and procedures. It is important to understand essence of law-enforcement bodies (police), directly through a prism of ensuring the rights and freedoms of the person and citizen when the police is subject of realization of a constitutional legal regime of restriction of the rights and freedoms of the person and the citizen. Questions of the place and a role of law-enforcement bodies (police) in realization of this mode are regulated by constitutional and legal acts and are defined by the tasks facing them which are carried out by the functions used by means and procedures. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «Органы внутренних дел (полиция) как субъект реализации конституционно-правового режима ограничения прав и свобод человека и гражданина»

УДК 351.74:342.7

ВЯЧЕСЛАВ ВЛАДИМИРОВИЧ БАРБИН,

кандидат юридических наук, доцент, заместитель начальника кафедры государственно-правовых наук

(Академия управления МВД России), e-mail: [email protected]

ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ (ПОЛИЦИЯ) КАК СУБЪЕКТ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО РЕЖИМА ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД

ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Реферат: в статье рассматривается место и роль органов внутренних дел (полиции) в реализации конституционно-правового режима ограничения прав и свобод человека и гражданина, выделены главные цели и объекты правового регулирования. Конституция Российской Федерации связывает реализацию своих норм с действием законов, которые не наполняют конституционные нормы новым содержанием, а лишь конкретизируют основополагающие конституционные положения в соответствующей сфере правовой жизни общества, уточняют значение и содержание, допустимые пределы ограничений каждого права (свободы) согласно конституционным предписаниям, а также предусматривают систему гарантий от неконституционных ограничений. Обозначены принципы деятельности полиции, которые важны не только для характеристики ее системы и деятельности, но и для повседневной правоохранительной практики, когда сотруднику полиции необходимо принять правильное решение в условиях дефицита правовых предписаний, их конкуренции или пробелов в них. Особое внимание уделяется тому, что все принципы деятельности полиции, получившие закрепление в законе, имеют императивный характер и не допускают возможности отклонения от них.

Важно рассматривать сущность органов внутренних дел (полиции) сквозь призму обеспечения прав и свобод человека и гражданина, когда полиция является субъектом реализации конституционно-правового режима ограничения прав и свобод человека и гражданина. Вопросы места и роли органов внутренних дел (полиции) в реализации данного режима регламентируются конституционно-правовыми актами и определяются стоящими перед ними задачами, выполняемыми функциями, используемыми средствами и процедурами.

Ключевые слова: конституционно-правовой режим, ограничение прав и свобод человека и гражданина, органы внутренних дел, полиция, общественные отношения, принципы деятельности, право, системность.

В настоящее время в научной литературе не высказывается сомнений относительно существования правового режима, основанного на ограничениях, который в отличие от стимулирующего правового режима, создающего благоприятные условия для удовлетворения конкретной группы интересов, нацелен на их комплексное сдерживание [1, 3]. Выделяют обязывающий, запрещающий, наказывающий и тому подобные правовые режимы ограничения [2, с. 209]. Кроме того, ограничения конституционных прав и свобод граждан называют в качестве основополагающего признака чрезвычайного правового режима.

Анализ норм Конституции РФ, международно-правовых актов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также правовых позиций Конституционного Суда РФ позволяет сделать вывод о том, что в них фактически закреплен основанный на установленном порядке функционирования органов государственной власти и местного

© Барбин В. В., 2016

самоуправления и реализации личностью своих прав и свобод, базирующийся на определенном сочетании правовых средств и способов правового регулирования, гарантий и принципов конституционно-правовой режим ограничения прав и свобод человека и гражданина, целью которого являются защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства.

Конституционно-правовой основой деятельности органов внутренних дел по реализации конституционно-правового режима ограничения прав и свобод человека и гражданина являются: Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, внутригосударственные нормативные правовые акты.

Только «посредством конституционно-законодательных и законодательных нормативных

установлений могут быть допущены далеко идущие вмешательства в гарантированные основные права». Это следует из того, что в соответствии с Конституцией РФ регулирование прав и свобод человека и гражданина относится к исключительному ведению Российской Федерации (п. «в» ст. 71) и осуществляется посредством принятия федеральных конституционных законов и федеральных законов (ч. 1 ст. 76).

Конституция РФ устанавливает важнейшие правила поведения органов государственной власти и местного самоуправления. В частности, согласно ст. 2 Конституции РФ признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Одной из таких обязанностей также является создание специальных учреждений по охране прав и свобод граждан - судов, правоохранительных органов, в том числе органов внутренних дел. Кроме того, органы государственной власти и местного самоуправления в своей деятельности должны исходить из того, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

На всех граждан возлагается обязанность соблюдать Конституцию РФ. Эта обязанность, с одной стороны, относится к самим органам внутренних дел и их сотрудникам, с другой - обеспечивается органами внутренних дел и их сотрудниками применительно к гражданам путем охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности. Развивая это положение, Конституция РФ в п. «е» ч. 1 ст. 114 относит к компетенции Правительства РФ осуществление мер «по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью». Роль Правительства РФ при реализации данного полномочия заключается в решении вопросов, связанных с созданием и финансированием органов внутренних дел и других правоохранительных органов, а также с проведением анализа состояния законности в стране и эффективности борьбы с преступностью.

В нормативно-правовую основу регулирования деятельности органов внутренних дел по реализации конституционно-правового режима ограничения прав и свобод человека и гражданина включаются и общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры. В соответствии с положениями ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры являются составной частью ее правовой системы, если они вступили в юридическую силу для Российской Федерации в связи с их ратификацией и принятием соответствующих федеральных законов. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем преду-

смотренные законом, то применяются правила международного договора.

К внутригосударственным нормативным правовым актам, регламентирующим деятельность органов внутренних дел в данной сфере, следует отнести: федеральные конституционные законы и федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, субъектов Российской Федерации, акты органов местного управления и самоуправления, ведомственные нормативные правовые акты.

Основным законом, регулирующим деятельность органов внутренних дел по реализации конституционно-правового режима ограничения прав и свобод человека и гражданина, является Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции», который устанавливает принципы деятельности российской полиции, те основополагающие начала, идеи, на которых должна строиться ее деятельность в целом. В них отражаются представления законодателя о месте и роли полиции в обществе и государстве, допустимых пределах, методах и средствах ее вмешательства в социальную жизнь. Эти основополагающие, фундаментальные идеи раскрывают сущность современной полиции и пронизывают весь Федеральный закон «О полиции», на их основе строится нормативная база и организуется функционирование всей полицейской системы.

Формулируя принципы деятельности полиции непосредственно в законе, законодатель не столько устанавливает определенные ограничения для этой деятельности, сколько реализует одну из задач верховенства права - установление порядка. Обеспечение верховенства права является обязательным условием соблюдения полицией прав человека, поскольку устанавливает и ограничивает ее функции и полномочия, диктует нормы, регламентирующие профессиональное поведение, а также определяет место и роль полиции в государственно-правовом механизме обеспечения прав и свобод человека и гражданина в целом. Строгое соблюдение верховенства права требует хорошо отлаженной системы законов, обеспечивающих охрану и защиту прав человека и гражданина. Иногда полицейские говорят, что «закон ограничивает их деятельность», тогда как в действительности верно обратное - закон делает работу полиции возможной.

Важным условием правомерности ограничений прав и свобод человека и гражданина является соразмерность или запрет чрезмерных ограничений. Смысл этого правила состоит в предварительном выяснении наличия реальной опасности для конституционно защищаемых ценностей, влекущей за собой принятие мер по ограничению прав и свобод

человека и гражданина, соразмерных возникшей угрозе.

Мера, наносящая ущерб правам и свободам человека и гражданина, оправдана лишь в той степени, в какой она вызвана необходимостью (принцип экономии вмешательства). Ограничение прав и свобод возможно до тех пределов, пока оно не вступает в противоречие с истинным назначением самого права, поэтому Федеральный закон «О полиции» устанавливает, что деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что последняя не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан.

Анализ назначения полиции, ее основных направлений деятельности позволяет сделать вывод о том, что они относятся к сфере противодействия противоправным деяниям или угрозам их совершения в отношении конституционно защищаемых ценностей.

Обеспечивая права и свободы личности путем создания условий для их безопасной реализации, например, осуществляя охрану общественного порядка во время проведения шествий, митингов и демонстраций и ограничивая в ходе этой охраны доступ лиц, участвующих в названных мероприятиях, на отдельные улицы и площади (то есть свободу перемещения), сотрудники органов внутренних дел, в частности, обеспечивают безопасные условия использования различных прав и свобод других граждан (на труд, отдых, передвижение и т. д.). В случаях нарушений прав и свобод граждан сотрудники органов внутренних дел принимают меры к пресечению правонарушений, задерживают правонарушителей.

Особая роль принадлежит сотрудникам органов внутренних дел в ситуациях чрезвычайного характера: во время стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф, эпидемий, массовых беспорядков, вооруженных межнациональных конфликтов, террористических актов. В таких условиях права человека на жизнь, здоровье, свободу, неприкосновенность, жилище, собственность, честь, достоинство и другие права подвергаются прямой угрозе и нуждаются в принятии сотрудником органов внутренних дел мер соответствующей охраны и защиты.

Еще более возрастает значение деятельности сотрудников органов внутренних дел в данной сфере в условиях установления специального правового режима в рамках Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении». Профессиональная деятельность сотрудников органов внутренних дел по обеспечению порядка и безопасности в особых, экстремальных обстоятельствах позволяет предот-

вратить панику, спасти людей, не допустить совершения тяжких преступлений, своевременно оказать помощь пострадавшим и в конечном счете гарантировать защиту прав и свобод граждан, их законных интересов. С этой целью Указом Президента Российской Федерации «О введении чрезвычайного положения» на период действия чрезвычайного положения может предусматриваться введение временных ограничений личных (гражданских) прав и свобод человека и гражданина, реализуемых сотрудниками внутренних дел. К таким ограничениям относятся: установление ограничений на свободу передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение, а также введение особого режима въезда на указанную территорию и выезда с нее, в том числе для иностранных граждан и лиц без гражданства; введение комендантского часа, то есть запрета в установленное время суток находиться на улицах и в иных общественных местах без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих личность граждан; продление срока содержания под стражей лиц, задержанных в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации по подозрению в совершении актов терроризма и других особо тяжких преступлений, на весь период действия чрезвычайного положения, но не более чем на три месяца; проверка документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр их вещей, жилища и транспортных средств; выдворение в установленном порядке лиц, нарушающих режим чрезвычайного положения и не проживающих на территории, на которой введено чрезвычайное положение, за ее пределы; ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра; временное отселение жителей в безопасные районы; временное изъятие или арест печатной продукции, радиопередающих, звукоусиливающих технических средств, множительной техники; в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения и обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ, мобилизация трудоспособного населения.

Кроме того, могут быть предусмотрены ограничения политических прав и свобод граждан, в реализации которых также принимают участие сотрудники органов внутренних дел: запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий; запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций; приостановление деятельности политических партий и иных общественных объединений, которые препятствуют устранению обстоятельств, послуживших осно-

ванием для введения чрезвычайного положения; отстранение от работы на период действия чрезвычайного положения руководителей государственных организаций в связи с ненадлежащим исполнением указанными руководителями своих обязанностей и назначение других лиц временно исполняющими обязанности указанных руководителей. Более того, поскольку на территории, на которой введено чрезвычайное положение, выборы и референдумы не проводятся в течение всего периода действия чрезвычайного положения, сотрудники органов внутренних дел могут быть задействованы в мероприятиях по их ограничению.

С учетом изложенного можно отметить, что органы внутренних дел (полиция), непосредственно создаваемые для обеспечения прав и свобод человека и гражданина, являются субъектом реализации конституционно-правового режима ограничения прав и свобод человека и гражданина. Вопросы места и роли органов внутренних дел (полиции) в реализации данного режима регламентируются конституционно-правовыми актами и определяются стоящими перед ними задачами, выполняемыми функциями, используемыми средствами и процедурами. Это свидетельство тому, что полиция по объему, разнообразию регулирующих, контролирующих, упреждающих и ограничивающих функций является самым дифференцированным органом государственной власти, ограничивающим в

своей деятельности права и свободы человека и гражданина. Однако из этого не следует, что полицейская деятельность связана исключительно с ограничением прав и свобод человека и гражданина, хотя сотрудники органов внутренних дел и наделяются широкими полномочиями по их использованию. Благодаря ограничениям органам внутренних дел удается предотвратить реальную угрозу совершения многих преступлений против личности, ее прав и законных интересов и склонить неустойчивых лиц к правомерному типу поведения. В некоторых случаях ограничение личных прав и свобод является правомерным независимо от того, имеются ли правонарушения. Это делается в целях предотвращения правонарушений либо обеспечения безопасности людей и ликвидации негативных ситуаций (например, принудительное переселение граждан при эпидемиях). В реальной практике возможность применения сотрудниками органов внутренних дел тех или иных форм ограничений гарантирует достижение законных целей чаще всего одной потенциальной возможностью своего применения. Применение ограничений допускается лишь в строгом соответствии с правовой нормой, причем оно должно быть не только законным, но и целесообразным и строго индивидуальным и не должно преследовать цель причинить лицу физическое или духовное страдание.

Список литературы

1. Алексеев С. С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М., 1989. 288 с.

2. Малько А. В. Стимулы и ограничения в праве. М., 2003. 250 с.

3. Чрезвычайный правовой режим в России и за рубежом / под общ. и науч. ред. С. П. Щербы. М., 2006. 192 с.

VYACHESLAV VLADIMIROVICHBARBIN,

phd in law, associate professor, deputy chief of the state and legal sciences department (Academy of MIA of Russia), e-mail: [email protected]

BODIES OF INTERNAL AFFAIRS (POLICE) AS THE SUBJECT OF IMPLEMENTING

CONSTITUTIONAL AND LEGAL REGIME OF RESTRICTING RIGHTS AND FREEDOMS OF THE PERSON AND CITIZEN

Abstract: the article examines the place and role of internal affairs bodies (the police) in realization of the constitutional and legal regime of restricting rights and freedoms of the person and citizen. Main goals and objects of legal regulation are allocated. It is noted that the Constitution of the Russian Federation connects realization of its norms with operation of laws which do not fill the constitutional norms with new contents, but determine fundamental constitutional provisions in the respective sphere of legal life of society, specify its value and contents, admissible limits of restrictions of each right (freedom) according to the constitutional instructions, and also provide a system of guarantees against unconstitutional restrictions.

The article designates principles of the police activity which are important not only for characterizing its system and activity, but in daily law-enforcement practice when the police officer needs to make the correct deci-

© Barbin V. V., 2016

sion under conditions of legal instructions deficiency, their competition or presence of gaps in them. Special attention is paid to the fact that all principles of the police activity which have been fixed in the law possess imperative character and do not allow a possibility of deviation.

It is important to consider the essence of internal affairs bodies (the police) directly through the prism of ensuring rights and freedoms of the person and citizen when the police are subject of realization of the constitutional legal regime of restricting rights and freedoms of the person and citizen. The issues of place and role of internal affairs bodies (the police) in realization of this regime are regulated by constitutional and legal acts and are defined by the tasks facing them, carried out functions, used means and procedures.

It is important to understand essence of law-enforcement bodies (police), directly through a prism of ensuring the rights and freedoms of the person and citizen when the police is subject of realization of a constitutional legal regime of restriction of the rights and freedoms of the person and the citizen. Questions of the place and a role of law-enforcement bodies (police) in realization of this mode are regulated by constitutional and legal acts and are defined by the tasks facing them which are carried out by the functions used by means and procedures.

Key words: constitutional and legal regime, restriction of rights and freedoms of the person and citizen, internal affairs bodies, the police, public relations, principles of activity, right, consistency.

References

1. Alekseev S. S. Obshhie dozvolenija i obshhie zaprety v sovetskom prave [The general permissions and the general bans in the Soviet law]. Moscow, 1989. 288 р.

2. Mal'ko A. V. Stimuly i ogranichenija v prave [Incentives and restrictions in the law]. Moscow, 2003. 250 р.

3. Chrezvychajnyj pravovoj rezhim v Rossii i za rubezhom [An extraordinary legal regime in Russia and abroad]. Under the general and scientific editorship of S. P. Shherba. Moscow, 2006. 192 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.