УДК 342 DOI 10.24411/2312-0444-2018-10008
ББК 67
СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Наталья Викторовна ОДИНА,
начальник правового отдела Управления на транспорте Министерства внутренних дел РФ по Центральному федеральному округу, адъюнкт Академии управления МВД России E-mail: [email protected]
Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.02 — конституционное право;
конституционный судебный процесс; муниципальное право
Научный руководитель: В.В. Барбин, заместитель начальника кафедры государственно-правовых дисциплин Академии управления МВД России, кандидат юридических наук, доцент
Аннотация. В статье раскрывается понятие соблюдения прав и свобод человека и гражданина; рассматривается вопрос реализации принципа соблюдения прав и свобод государством; определяется место и роль сотрудников полиции в обеспечении соблюдения прав и свобод человека и гражданина; ответственность сотрудников органов внутренних дел за несоблюдение и неуважение прав граждан. Отмечаются особенности правовой культуры сотрудников полиции.
Ключевые слова: соблюдение прав и свобод человека и гражданина, деятельность полиции, условия соблюдения прав и свобод, понятие «соблюдение», правовая культура сотрудника.
Annotation. The article has summarized some aspects of respect human rights and fundamental freedoms; implementation of the principle of respect of rights and freedoms by the state; place and role of police officers in ensuring respect for human and civil rights and freedoms; responsibility of employees of law enforcement bodies for non-observance and disrespect of the rights of citizens; defines the legal culture of police officers.
Keywords: observance of human and civil rights and freedoms, police activity, conditions for observance of rights and freedoms, the notion of «compliance», the legal culture of the employee.
Проблема соблюдения основных прав и свобод человека и гражданина для современной России является приоритетной. Реализации основных прав и свобод человека и гражданина имеет значение для развития и совершенствования государства и общества в целом. Государственная деятельность, в том числе органов внутренних дел, непосредственно должна быть направлена на соблюдение прав и свобод человека и его интересов. Соблюдение конституционных прав и свобод гражданина приобретает особое значение в связи с обязанностью любого государства гарантировать и обеспечивать возможность их реализации через деятельность государственных и правоохранительных органов.
Важнейший критерий осуществления принципа уважения прав и свобод человека и гражданина в деятельности полиции представляет собой соблюдение ею этих прав и свобод, причем не только законопослушных лиц, но и тех, кто подозревается в нарушении закона или преступил его.
Следовательно, уважение прав и свобод человека и гражданина — это основные положения их признания и обеспечения в деятельности государства. Необходимым условием соблюдения прав и свобод человека и гражданина в деятельности полиции служит уважение прав человека, поскольку человек, его духовные начала и ценности представляют собой цель, а не средство для решения государственных интересов.
№ 2/2018
Как справедливо отмечает В.В. Барбин, уважение прав и свобод человека и гражданина достижимо и без их соблюдения и защиты, однако тогда они будут соблюдаться в личных интересах для достижения собственных интересов и целей либо под страхом ответственности за их нарушение. При указанных обстоятельствах невозможно определить права и свободы человека и гражданина высшей ценностью построения правового государства. Уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина обществом, государством и гражданами влечет значительное уменьшение потребности их защиты1.
Согласно правовой позиции Н.И. Матузова, А.В. Малько, «соблюдение» характеризуется особенным поведением субъектов, при котором следует воздерживаться от противоправного поведения и соблюдать действующее законодательство. При этом можно выделить следующие виды поведения индивида: правомерность, неправомерность и безразличие. Следовательно, правомерное поведение предполагает соблюдение правовых норм гражданами, когда они ведут себя в соответствии с требованиями норм права, спокойно живут, работают, не нарушают закон, тем самым реализуют предоставленные им права и свободы. Законопослушное поведение граждан выражается в пассивной форме поведения субъектов, его особенностью является воздержание от неправомерных действий, и такое поведение относится как к гражданам, так и к функционированию государственных органов в целом: от парламента до правительства и самых нижестоящих структур, оно распространяется на правовые запреты, осуществляется вне конкретных правоотношений, нигде не фиксируется, возникает обычно, незаметно, естественным образом2.
В отличие от множества иных органов исполнительной власти деятельность полиции непосредственно сопряжена с применением мер принуждения, что может повлечь существенное ограничение прав и свобод человека и гражданина, поэтому ключевая роль придана законодателем принципу соблюдения и уважения прав в деятельности полиции.
Применительно к деятельности органов внутренних дел понятие «соблюдение прав и свобод человека и гражданина» предполагает реализацию полномочий, предоставленных сотрудникам полиции, при строгом соблюдении требований законодательства. Поведение сотрудника полиции связано с юридическими запретами и ограничениями, а всякий запрет связан — с обязан-
ностью что-либо не делать, воздержаться от определенного действия.
Согласно точке зрения С.С. Алексеева соблюдение правовых норм не требует какой-либо активности, проявляется в обычном, незаметном повседневном общении и деятельности и, как правило, не влечет дополнительных затрат энергии и усилий. По мнению данного автора, достаточно лишь не совершать действий, запрещенных нормативно-правовыми актами и законом.
Соблюдение прав и свобод человека — это ежедневное поведение субъектов, повседневно воздерживающихся от противоправного поведения, оно носит пассивный и длящийся характер, за исключением немногих предписаний запрещенного бездействия. Запреты на бездействие характерны для строго определенных случаев, когда соответствующие действия прямо установлены, носят дискретный характер в отличие от простых запретов, которые действуют непрерывно и постоянно, обязаны соблюдаться в любых случаях. Следовательно, отсутствие нарушения — это исполнение установленных обязывающих норм, а не соблюдение запрещающих норм3.
Следует отметить, что, по мнению Садри, всем субъектам правоотношений, включая государство, необходимо избегать противоправных действий. Особая роль отводится государству, наделенному полномочиями требовать от других соблюдения запрещающих предписаний; кроме того, в лице государственных органов оно призвано гарантировать обеспечение исполнения запретов всеми участниками правоотношений. Вытеснение запрещенных действий — обязанность государства4.
В качестве элемента правовой культуры соблюдение прав и свобод человека в деятельности органов внутренних дел обеспечивается признанием сущности прав человека высшей общечеловеческой ценностью, уважением прав человека, а также вырабатыванием определенных профессиональных психологических установок признания прав человека в процессе осуществления деятельности органов внутренних дел.
Таким образом, соблюдение прав и свобод человека в деятельности органов внутренних дел является более широким понятием по сравнению с устоявшимся в юриспруденции пониманием «соблюдения», поскольку включает не только пассивное поведение сотрудника полиции, не нарушающего действующее законодательство, но и активное действие, направленное на достижение определенных целей, установленное нормой права; такая деятельность
№ 2/2018
сотрудника полиции имеет значение, аналогичное понятию «выполнение норм».
Как справедливо считает П.В. Анисимов, занимая одно из главенствующих мест в механизме реализации прав и свобод граждан, органы внутренних дел обязаны обеспечить предотвращение противоречий, конфликтов, вызванных нарушением прав личности, осуществляя профилактические меры, а также решить вопрос с возникающими разногласиями в процессе реализации прав и свобод5.
Несоблюдение и неуважение прав и свобод человека и гражданина, допускаемые со стороны сотрудников полиции, представляет собой нарушение служебной дисциплины и включает признаки состава должностного проступка или преступления, которые влекут применение мер дисциплинарной или уголовной ответственности к сотруднику.
Следует отметить, что полиция в своей деятельности реализует конституционный принцип соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина; при этом Федеральным законом «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № 3-Ф3 установлен запрет на применение пыток и насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения. На сотрудника полиции возложена обязанность не допускать действий, причиняющих боль, физическое или нравственное страдание человеку. В том числе установлен запрет на распространение сотрудниками полиции сведений о частной жизни граждан, полученных в результате осуществления служебной деятельности, третьим лицам без получения добровольного согласия граждан, за исключением случаев, установленных федеральным законом.
При осуществлении своих полномочий сотрудники полиции обязаны обеспечить каждому гражданину, если затрагиваются его права и свободы, возможность ознакомления с документами и материалами, если иное не установлено федеральным законом.
Соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении деятельности полиции в современных условиях позиционируется главным критерием развития и становления правовой культуры сотрудников органов внутренних дел.
Очевидным представляется мнение В.В. Бар-бина, полагающего, что неотъемлемым элементом профессиональной правовой культуры сотрудника органов внутренних дел является соблюдение и уважение прав и свобод человека и
гражданина, который включает максимально возможное почтительное отношение к ним самого сотрудника полиции, основанное на признании важности и ценности для всестороннего роста личности, без установления различия пола, расы, национальной принадлежности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, в том числе, места жительства, отношения к религии, убеждений, участия в общественных объединениях, состояния здоровья и других значимых обстоятельств; кроме того, это и служебная деятельность сотрудника органов внутренних дел, выражающаяся в его дисциплинированности, добросовестности, честности, поскольку только безупречный сотрудник может требовать от других исполнения правовых норм и предписаний6.
Неукоснительное выполнение сотрудниками полиции своих обязанностей является важнейшим условием соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении полномочий, предоставленных органам внутренних дел7.
Признание прав человека высшей ценностью, уважение прав и свобод гражданина государством возможно в условиях реализации принципа верховенства права и закона, при котором соблюдение прав является оценочным показателем эффективности деятельности полиции.
1 Гончаров И.В., Барбин В.В., Киричек Е.В. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел: Учебник / Под ред. И.В. Гончарова. М.: Академия управления МВД России, 2014. С. 68.
2 Матузов НИ., Малько A.B. Теория государства и права: Учебник. М., 2004. С. 74.
3 Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М., 1996. С. 94.
4 Кузакбирдиев С.С. Формы реализации норм права в деятельности органов внутренних дел. М., 1996. С. 71.
5 Анисимов П.В. Соблюдение прав человека как элемент правовой культуры сотрудников органов внутренних дел: Дис. ... канд. юрид. наук. Н.Новгород, 1993. С. 72.
6 Барбин В.В. Уважение прав и свобод человека и гражданина как принцип деятельности российской полиции // Деятельность полиции и права человека: Матер. все-рос. науч.-практ. конф.: В 2-х ч. СПб.: СПбУ МВД России, 2013. С. 54.
7 Барбин В.В. Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина как основополагающий принцип деятельности российской полиции: содержание и правовое закрепление // Соблюдение законности и обеспечение правопорядка в деятельности органов внутренних дел: Сб. тр. межвузов. науч. семинара. 2013. С. 9—17.
№ 2/2018
Библиографический список
1. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ // СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005; 2016. № 27. Ст. 2741.
2. О полиции: Федеральный закон РФ от 07.02.2011 г. № З-ФЗ // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900; 2016. № 27. Ст. 4238.
3. Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М., 1996.
4. Анисимов П.В. Соблюдение прав человека как элемент правовой культуры сотрудников органов внутренних дел: Дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 1993.
5. Барбин В.В. Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина как основополагающий принцип деятельности российской полиции: содержание и правовое закрепление // Соблюдение законности и обеспечение правопорядка в деятельности органов внутренних дел: Сб. тр. межвузов. науч. семинара. 2013.
6. Барбин В.В. Уважение прав и свобод человека и гражданина как принцип деятельнос-
ти российской полиции // Деятельность полиции и права человека: Матер. всерос. науч.-практ. конф.: В 2-х ч. СПб.: СПбУ МВД России, 2013.
7. Гончаров И.В., Барбин В.В., Киричек Е.В. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел: Учебник / Под ред. И.В. Гончарова. М.: Академия управления МВД России, 2014. С. 67—68.
8. Коробов В.Б. Реализация принципов открытости и публичности в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации // Тр. Академии управления МВД России. 2013. № 2. С. 3—7.
9. Кузакбирдиев С.С. Формы реализации норм права в деятельности органов внутренних дел. М., 1996.
10. Матузов НИ., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М., 2004.
11. Федеральный закон «О полиции»: Науч.-практ. пособие: В 3-х т. / Под ред. В.В. Горди-енко. М., 2013. Т. 1.
12. Яковлев КЁ. Государственно-правовой статус Министерства внутренних дел Россий-ской империи в дореформенный период (1802 — 1861 гг.). М.: ЦНТБ пищевой промышленности, 2015.
№ 2/2018