4) эксплуатация.
На первом этапе формируется концепция продукта, делаются выводы об экономической целесообразности, технической возможности и основных параметрах изделия. Проводится детальная инженерная проработка, которая включает в себя необходимые исследования, выполнение опытно-конструкторских разработок, изготовление и испытание опытных образцов.
На втором этапе проводится подготовка производства: конструкторская, технологическая, организационно-плановая, экономическая, подготовка кадров, подготовка оборудования, а также материально-техническая подготовка производства: закупка материалов и оборудования, заказ и закупка запасных частей, комплектующих и отдельных деталей.
На третьем этапе происходит наращивание производства, достижение проектных мощностей, намеченного уровня качества и заданных экономических показателей. Данная стадия заканчивается работами по продвижению новой продукции на рынок, происходит наполнение каналов сбыта, осуществляется реклама, взаимодействие с основными потребителями продукции.
На четвертом этапе - этапе эксплуатации наукоемкой машиностроительной продукции особенное значение приобретает решение задач технического обслуживания, ремонта, обучения персонала и других задач, связанных с изделием. Как и другие этапы создания и использования продукции, этот этап имеет некоторые специфические особенности, связанные с возрастанием наукоемкости изделий [5]. Важным инструментом конкуренции, во многом предопределяющим выбор товара потребителем, является обеспечение техобслуживания, ремонта, обучения, поставки запчастей и приспособлений. То есть главной задачей управления на этапе эксплуатации наукоемкой машиностроительной продукции является обоснованное формирование комплекса услуг, товарного ассортимента и товарной номенклатуры. Существенной особенностью наукоемкой продукции является
возможность ее длительного использования, высокий уровень затрат в сфере эксплуатации и исключительно важное значение придается послепродажному обслуживанию. Очень часто производитель берет на себя эту функцию.
Каждая их перечисленных стадий включает в себя выполнение самостоятельных стадий проектирования и создания наукоемкой продукции. Данные стадии могут выполняться последовательно или параллельно по отношению друг к другу. Для предприятия важным является максимально возможное сокращение длительности процесса проектирования, создания и производства наукоемкой продукции.
Библиографические ссылки
1. Быстров В. А., Лебедев В. И. Экономическая оценка инвестиций в трудовую деятельность : учеб. пособие. Томск : Том. политехнич. ун-т, 2010. 329 с.
2. Мокеева Е. В. Себестоимость продукции в условиях наукоемкого производства: взаимосвязь теоретического и прикладного аспектов : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.01, 08.00.05. Иваново, 2007. 24 с.
3. Никитина Н. В., Керженцев Ф. А. Вопросы управления проектированием и производством наукоемкой продукции // Наука информационного века -2007 : материалы II Междунар. науч.-практ. конф. Т. 2. Экономические науки. Днепропетровск : Наука, 2007. С. 42-49.
4. Производственный менеджмент : учебник / под ред. В. А. Козловского. М. : Инфра-М, 2003. 574 с.
5. Романов Ю. В. Особенности управления производством наукоемкой машиностроительной продукции // Российское предпринимательство. 2002. № 1 (25). С. 74-79.
6. Рыбкина О. В. Организационные резервы повышения эффективности производства наукоемкой продукции : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 05.02.22. Воронеж, 2012. 28 с.
© Смородинов Р. В., 2014
УДК-347.77
В. В. Сысоева Научный руководитель - А. П. Сурник Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ЗАЩИТА ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ В УСЛОВИЯХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА
Рассматриваются сущность, цели и механизмы защиты объектов интеллектуальной собственности в аспекте таможенного регулирования.
В связи с ростом международной торговли через таможенную границу таможенного союза перемещается большое количество товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, которые составляю значительную долю стоимости товаров. В связи с
чем, большое значение уделяется защите прав интеллектуальной собственности.
Охрана и защита прав интеллектуальной собственности на единой таможенной территории Таможенного союза обеспечиваются сложным механизмом
Секция «Экономика и бизнес»
международного и национального правового регулирования.
Государства - члены Таможенного союза принимают на себя обязательства по обеспечению своих граждан эффективными средствами правовой охраны и защиты прав интеллектуальной собственности. При этом, защита прав обладателей интеллектуальной собственности является конституционной обязанностью государств-членов Таможенного союза, всех их органов, учреждений и организаций.
Таможенный союз в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) - это форма торгово-экономической интеграции Белоруссии, Казахстана и России, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. При этом страны-участники Таможенного союза применяют единые таможенные тарифы и другие меры регулирования при торговле с третьими странами [5].
При изучении вопросов по защите прав на объекты интеллектуальной собственности в различных источниках встречается употребление двух терминов: охрана и защита. Эти два термины не имеют различного значения по сути, и являются синонимами, вследствие чего применение любого из них имеет отношение ко всему комплексу вопросов, касающихся защиты прав на объекты интеллектуальной собственности. Слова «защита, охрана» в переводе на английский язык означает protection. В ст. 3 «Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности» приведена четкая трактовка термина protection. Эта трактовка «включает вопросы, затрагивающие наличие прав интеллектуальной собственности, их приобретение, объем, сохранение в силе и реализацию, а также те вопросы, которые затрагивают использование прав интеллектуальной собственности и к которым особо обращено внимание в настоящем Соглашении» [1].
Защита прав на ОИС регламентируется положениями части четвертой ГК РФ от 18 декабря 2006 г. /№ 230-ФЗ. Обеспечение установленного порядка предоставления в Российской Федерации правовой охраны ОИС является одной из основных функций Федеральной службы об интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Защиту прав ИС в пределах своей компетенции, то есть при перемещении товаров, содержащих ОИС, через таможенную границу или совершении других действий с товарами, находящимися под таможенным контролем, обеспечивает Федеральная таможенная служба.
В работе таможенных органов необходимо отметить характерную особенность: таможенному контролю и таможенному оформлению подлежат не сами ОИС, а перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации товары, содержащие ОИС [2].
Основные задачи таможенных органов по защите прав ИС определены положениями ст.6 Таможенного кодекса Таможенного союза [3]. Отличительной особенностью законодательства РФ от международного
законодательства в части мер по защите прав ИС является работа таможенных органов по инициативе правообладателя. На основании ст.58 «Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности» таможенные органы зарубежных стран имеют полномочия ех-оШсю, т. е. действовать по собственной инициативе и возможность приостанавливать выпуск товаров, в отношении которых таможенные органы располагают доказательствами того, что право интеллектуальной собственности нарушается. По мнению специалистов таможенного дела, полномочия ех-оШсю позволят существенно сократить объемы контрафактной продукции на российском рынке [4, с. 20].
Для защиты прав ИС с 2004 года в таможенных органах ведется таможенный реестр ОИС. В настоящее время в таможенный реестр внесено свыше 2 000 ОИС. Большинство компаний и правообладателей, включивших свои ОИС в таможенный реестр, высоко оценивают эффективность защиты прав интеллектуальной собственности таможенными органами.
В начале таможенный реестр ОИС формировался за счет иностранных компаний. В 2008 году более 60 % содержащихся в таможенном реестре товарных знаков принадлежит российским правообладателям [6]. Это говорит о том, что правообладатели поверили в эффективность защиты своей интеллектуальной собственности таможенными органами, в действенность применяемого таможенными органами механизма защиты своих прав.
Но в сфере защиты ИС много еще проблем, которые необходимо решать. Решить эти проблемы, в частности, помогло бы совершенствование администрирования отношений в международной торговле товарами, содержащими объекты интеллектуальной собственности. Например:
1. В различных источниках, в том числе в международных актах и законодательных актах РФ, в отношении одного и того же объекта применяются термины-синонимы, что в значительной степени загромождает понятийный аппарат, размывает четкость трактовки терминов. Поэтому структура основных понятий не имеет строгой системности.
2. Отсутствует юридическое закрепление термина «товар, содержащий объекты интеллектуальной собственности» и его определение.
В решении защиты прав интеллектуальной собственности необходимо усиление роли правоохранительных органов в части контроля внутренних рынков, что повлияло бы на сферу защиты ИС в свете таможенного контроля на границах Таможенного союза.
Необходимо усовершенствование уже существующих структур или создание новых по борьбе с нарушениями в сфере интеллектуальной собственности, а также формирование судебной практики и судебных органов на уровне Таможенного союза.
Библиографические ссылки
1. Ст. 3. Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. 1967 // Право и экономика, 2009, № 12..
2. Часть 4 ГК РФ от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ.
3. Таможенный кодекс Таможенного союза. М. : Рид Групп, 2012.
4. Ворожейкина А. Г. Говорим с пиратами Сурово // Таможня. 2009. № 9.
5. URL: http://ru.wikipedia.org.
6. Таможенная служба Российской Федерации в 2008 году. М., 2009.
© Сысоева В. В., 2014
УДК 347.77
Е. Я. Таирова Научный руководитель - А. П. Сурник Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ЗАЩИТА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ
Наиболее острым вопросом в области интеллектуальной собственности, который наносит серьёзный ущерб интересам правообладателей и не только, является производство и перемещение через границу контрафактной продукции. И основной государственной структурой, осуществляющей борьбу с поддельными товарами, являются таможенные органы.
Осуществление предпринимательской деятельности, используя чужое имя, бренд или марку - с коммерческой точки зрения очень выгодное дело. Известные по всему миру производители массы различных по сфере применения товаров вложили в своё производство и создание бренда, который ассоциируется у потребителя с хорошим качеством, огромные финансовые средства и интеллектуальные ресурсы, сделали их узнаваемыми и престижными, но недобросовестные предприниматели копируют и распространяют поддельные продукты, извлекая преступные доходы.
Контрафакция - это незаконное использование отдельными физическими и юридическими лицами известных на рынке торговых марок с целью извлечения доходов от производства и реализации товаров, сходных с товарами известных фирм-производителей в целях недобросовестной конкуренции и введения в заблуждение покупателя.
Распространение контрафакта - это не только ущерб для правообладателей и государственного бюджета, это также опасность для здоровья и жизни потребителей данных товаров. К сожалению, бороться с контрафактом становится сложнее в силу того, что прогресс позволяет производить контрафактные товары на индустриальном уровне, и отличить подлинный товар от подделки невозможно невооруженным взглядом, для этого сейчас требуется высокотехнологичный анализ.
Пресечением ввоза и сбыта контрафактной продукции наравне с правоохранительными органами, занимаются и таможенные органы. Таможенное регулирование осуществляется посредством установления определенных административно-правовых отношений, т. е. путем установления определенных правил поведения субъектов правоотношений и применения норм таможенного законодательства.
Несомненно, именно таможенные органы в большинстве случаев могут предотвратить ввоз контрафактных товаров на таможенную территорию Таможенного союза или их вывоз в другие государства.
Согласно ст. 6 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенные органы обеспечивают защиту прав интеллектуальной собственности на таможенной территории Таможенного союза в пределах своей компетенции [1].
Учитывая немалый ущерб, который наносится и экономике, и обществу производителями контрафактной продукции, государственные ведомства и правоохранительные органы ведут с фальсификаторами постоянную борьбу. В целях противодействия экспорту и импорту контрафактной продукции в задачи таможенных органов входит:
- выявление и задержание фальсифицированной продукции;
- взаимодействие с правообладателями интеллектуальной собственности (торговых марок, программного продукта, видеофильмов, аудиодисков и проч.);
- изъятие и уничтожение фальсифицированной продукции;
- проведение следственных мероприятий и участие в судебных процессах по фактам ведения бизнеса под чужим именем [2].
Современные технологии позволяют производить поддельные товары на таком уровне, что их практически невозможно отличить от оригинала. Поэтому участились случаи, когда контрафактная продукция по качеству вполне соответствует характеристикам аутентичного товара. Например, поддельная туалетная вода всемирно известной марки Kenzo в полной мере соответствует оригинальному изделию по запаху, дизайну упаковки, штрих-кодам и ингредиентам. В этом случае таможенная служба руководствуется принципом - право на допуск в торговый оборот брэндиро-ванной продукции имеет только владелец прав на данную торговую марку.
Таможенные органы в своей работе по предотвращению изготовления и распространения контрафактной продукции руководствуется нормами Таможенного кодекса Таможенного союза, в РФ также используется Кодекс об административных правонарушениях (КоАП). Введение процедуры расследования дает