На таможенную территорию ТС ввозится: Товар - яблоки свежие (код ТН ВЭД ТС - 0808 10 800 0) Вес товара - 25 000 кг Ставка ввозной таможенной пошлины - 0,1 евро/кг Евро по курсу ЦБ РФ - 40,2000 руб./1 евро
——^^^^^ Страна Пошлина ——____ Китай (развивающаяся страна) Греция (РНБ) Канада (обычный порядок)
Ставка ввозной таможенной пошлины 0,1 евро х 0,75% 0,1 евро 0,1 евро х 2 раза
Сумма ввозной таможенной пошлины 25 000 х 4,02 х 0,75 = 75 375, 00 рублей 25 000 х 4,02 = 100 500,00 рублей 25 000 х 4,02 х 2 = 201 000,00 рублей
В настоящее время главная задача, стоящая перед таможенными органами, - усиление контроля за поступлением таможенных платежей в бюджет государства от импорта товаров. Это требует совершенствования контроля правомерности применения таможенных преференций. Следовательно, одним из факторов оценки эффективности деятельности таможенных органов и является эффективность контроля за их обоснованностью и документальным подтверждением.
Библиографические ссылки
1. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/lower/18752
2. URL: http://base.garant.ru/12131077/6/
3. URL: http://www.vch.ru/cgi-bin/guide.cgi?table_ code=14&action =show&id=11098.
© Прудникова Д. С., Чернова Л. Г., 2011
УДК 347.77
С. Н. Рудь Научный руководитель - А. П. Сурник Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
БОРЬБА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ С КОНТРАФАКТНОЙ ПРОДУКЦИЕЙ
Рассматриваются проблемы борьбы таможенных органов с контрафактной продукцией и защите интеллектуальной собственности. Приводятся статистические данные по перемещению контрафакта через таможенную границу ТС, отмечаются нормативно-правовые акты, содержащие нормы об ИС, а также нововведения в области защиты ИС на территории Таможенного союза.
Борьба с контрафактной продукцией и защита интеллектуальной собственности - одна из главных задач таможенных органов. С каждым днем количество товаров, регистрируемых в качестве ИС, растет, и в связи с этим количество контрафакта, ввозимого на таможенную территорию Таможенного союза, увеличивается.
В 2010 г. таможенные органы выявили 10 млн единиц контрафактной продукции, что на 60 % больше, чем за 2009 г. (6,2 млн ед.); возбуждено 1076 дел об административных правонарушениях, связанных с нарушениями прав интеллектуальной собственности [1]. По данным исследований Высшей школы экономики, контрафактный товар составляет 5 % оборота розничной торговли России, что приравнивается к 900 млрд руб. в год [2].
Борьба с контрафактом не может быть осуществлена силами только одного государства или какого-либо его подразделения, но таможенные органы, особенно в условиях образования Таможенного союза, играют очень большую роль в защите объектов интеллектуальной собственности. Целями их деятельности в этой сфере являются защита интересов правообладателей, обеспечение поступления платежей в государственный бюджет РФ, а также защита потребителей.
Таможенные органы не могут вести эту борьбу, не имея для этого твердой основы в виде законодатель-
ства. Таможенный кодекс ТС содержит главу 46 «Особенности таможенных операций в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности». В данной статье указаны случаи неприменения мер по защите правообладателей (при перевозке товаров физическими лицами, дипломатическими представительствами, а также при таможенном транзите), сроки защиты ИС, порядок приостановления выпуска товаров, содержащих ИС, и отмены этих решений, права правообладателей. Также ТК ТС предусматривает два реестра объектов интеллектуальной собственности - это реестр государства - члена Таможенного союза и Единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности ТС.
Стоит отметить и еще один документ, оказывающий сильное влияние на эту сферу деятельности таможенных органов. Это Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Глава 42 этого закона дает расширенные полномочия должностным лицам таможенных органов в сфере приостановления выпуска товаров, содержащих объекты ИС, которые не внесены в реестр объектов ИС. Что интересно, эта норма соответствует ст. 58 ТРИПС (Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности), которая заключает в себе принцип ехойгсю. Этот принцип заключается в том, что должностное лицо таможенного органа вправе
Секция «Инновационное развитие таможенного дела в России»
приостановить выпуск товаров, имеющих признаки контрафактности, при этом действовать оно будет только из сугубо субъективных суждений. В нашей стране это, конечно, приведет к увеличению коррупции при проведении процедуры выпуска товаров с ОИС, но принятие этой меры - это дань унификации с европейским и мировым законодательством, что увеличит шансы стран - членов ТС на вступление в ВТО.
Борьба с контрафактной продукцией - очень сложный и трудоемкий процесс, который требует четкого планирования, упорной работы должностных лиц и совершенствования законодательства в сфере защиты прав интеллектуальной собственности. Но также имеет большое значение то, как потребители относятся к этой
проблеме. В связи с низким уровнем жизни граждане России сами невольно поддерживают рынок контрафактной продукции, и этот аспект общественной жизни нужно в обязательном порядке менять.
Библиографический список
1. Официальный сайт ФТС России. 2011. URL: http://www.customs.ru/ru/press/of_news/index.php7id286 =35922.
2. Курочкина О. Защита интеллектуальной собственности // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2010. № 12. С. 43-46.
© Рудь С. Н., Сурник А. П., 2011
УДК 339.543
Е. С. Рузавина Научный руководитель - А. П. Сурник Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ОСОБЕННОСТИ ОСНОВНОГО ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ НА ФГУП ГХК
Рассматривается особенность таможенного оформления декларантом на ФГУП ГХК, анализируются документы и характеристика отработавшего ядерного топлива (далее ОЯТ), которое декларируется на ГХК.
Уникальное подземное атомное предприятие, не имеющее аналогов в мировой практике - Горнохимический комбинат.
В настоящее время основными видами деятельности предприятия являются:
Транспортировка и хранение облученного ядерного топлива (ОЯТ) с атомных электростанций.
Эффективность таможенного оформления и таможенного контроля отработавшего ядерного топлива может быть повышена за счет:
- оптимизации декларантом мест хранения ядерного топлива исходя из возможностей осуществления надлежащего таможенного контроля;
- организации системы учета ядерного топлива в местах их хранения;
- автоматизации системы учета ядерного топлива в местах их хранения и обеспечения доступа таможенного органа к информационным ресурсам в масштабе реального времени;
- применения таможенными органами единообразных требований к полноте заявляемых сведений в таможенной декларации о перемещаемого ядерного топлива;
- усиления таможенного контроля за классификацией ядерного топлива в соответствии с ТН ВЭД Таможенного союза;
- усиления таможенного контроля (обязательного проведения таможенного досмотра) при основном таможенном оформлении ядерного топлива;
- усиления таможенного контроля за соблюдением лицами установленного порядка применения особого порядка декларирования;
- усиления контроля за правильностью определения таможенной стоимости ядерного топлива с учетом номенклатуры, количества, качества (степени
обработки) и иных характеристик, существенно влияющих на уровень таможенной стоимости.
Хранение ядерного топлива находится в городе Железногорска около горы в так называемом «мокром» хранилище отработавших тепловыделяющих сборок (ОТВС).
Лет пять их хранят на самой АЭС - за это время распадается большая часть короткоживущих изотопов, в результате чего радиоактивность ОЯТ существенно снижается. После этого сборки можно отправлять на перерабатывающие предприятия или в специализированные хранилища. Вот тут-то и нужны тяжеленные контейнеры, вес которых обычный вагон просто не выдержит. В каждом контейнере типа «ТК-13», весящем 110 тонн, перевозится по 12 сборок - всего 6 тонн урана.
В приёмном отделении хранилища транспортный контейнер снимается с платформы, и ОТВС перегружаются в бассейн с водой, облицованный нержавеющей сталью. Здесь сборки хранятся под 4-метровым слоем воды и под постоянным контролем персонала. Необходимость такого «мокрого» хранения объясняется тем, что активность отработавшего топлива остаётся высокой и велико тепловыделение. Вода является не только хорошим теплоотводящим веществом, но и служит эффективной защитой от излучения. Предполагаемый срок «мокрого» контролируемого хранения - 30-40 лет. За это время продолжает снижаться активность, а значит, и тепловыделение отработавшего топлива, сборки постепенно остывают. После этого они могут быть переданы либо на переработку, либо направлены в сухое, также контролируемое хранилище, а затем на окончательное захоронение. Измерения показывают, что гамма-фон над поверхностью водно-