Решетневскуе чтения. 2014
- некорректная политика руководства компаний в сфере управления интеллектуальной собственностью;
- недостаточное количество специалистов в области интеллектуальной собственности на предприятиях и в отрасли;
- несовершенные правовые и экономические регулирования творческой деятельности;
- отсутствие четкой схемы стимулирования деятельности по созданию объектов ИС;
- трудности внедрения результатов интеллектуальной деятельности в повседневную жизнь.
Для решения данных проблем и в целях усовершенствования процесса управления интеллектуальной собственностью требуется:
- стимулирование разработки объектов интеллектуальной собственности путем принятия государством нормативно-правовых актов, благоприятно влияющих на сферу интеллектуальной деятельности как со стороны крупных компаний, так и физических лиц;
- увеличение привлекательности инновационной деятельности с помощью создания экономически выгодных условий для разработчиков объектов ИС, в том числе уменьшение налогов, государственные субсидии и т. д.;
- применение европейских стандартов оценки объектов ИС при оценке интеллектуальной составляющей инновационного продукта;
- создание более точных алгоритмов определения рыночной стоимости объектов интеллектуальной собственности.
Библиографические ссылки
1. Методическая поддержка центров коммерциализации технологий. Практические руководства. Ч. 1. М. : ЦИПРАН РАН, 2006. 392 с.
2. Квашнин А. Как управлять портфелем технологий и интеллектуальной собственностью. Проект EuropeAid «Наука и коммерциализация технологий». 2006.
References
1. Metodicheskaya podderzhka tsentrov kommertsializatsii tehnologiy. Prakticheskie rukovodstva. Chast' 1. M.: CIPRAN, 2006. 392 s.
2. Kvashnin A. Kak upravlyat' portfelem tehnologiy i intellktual'noy sobstvennost'yu. Proekt EuriopAid "Nauka I kommertsilizatsia tehnologiy". 2006.
© Рудь С. Н., 2014
УДК 347.77
РОЛЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В БОРЬБЕ С ПИРАТСТВОМ В ОБЛАСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
М. Г. Рябова, А. С. Сурник
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Немаловажною роль в борьбе с пиратской продукцией и защите прав правообладателей играют таможенные органы. Развитие таможенного законодательства повышает эффективность своевременного выявления и пресечения попадания на российский рынок контрафакта.
Ключевые слова: таможенные органы, таможенный союз, интеллектуальная собственность, пиратство, контрафакт.
THE ROLE OF THE CUSTOMS AUTHORITIES IN THE FIGHT AGAINST PIRASY IN THE FIELD OF THE INTELLECTUAL PROPERTY
M. G. Ryabova, A. S. Surnik
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation E-mail: [email protected]
Customs greatly contributes to the campaign against piracy and protects the rights of copyright holders. Development of customs legislation increases the effectiveness of early detection and suppression of entering the Russian market the counterfeit goods.
Keywords: Customs authorities, Customs Union, intellectual property, piracy, counterfeit.
Проблема борьбы с контрафактной продукцией сегодня одна из самых острых в мире. Нарушение прав интеллектуальной собственности препятствует экономическому развитию государства, а несоблюдение
стандартов качества в отдельных отраслях создает угрозу масштабных катастроф.
Термин «пиратство» по отношению к интеллектуальной собственности определяется как деятельность,
Организационно-экономические проблемы авиационно-космических, комплексов
направленная на извлечение дохода путем изготовления, распространения, сдачи в прокат и осуществления других действий с произведениями в нарушение законодательства, которое устанавливает исключительное право автора разрешать или запрещать использование произведения, созданного его творческим и интеллектуальным трудом.
Ущерб, который наносят пираты авторам, другим правообладателям, в том числе исполнителям и звукозаписывающим компаниям-производителям фонограмм, составляет, например, только в Германии около 10 млрд марок, а в России убытки оцениваются от 1 до 4 млрд долл. США.
В настоящее время вопросы, связанные с интеллектуальной собственностью, имеют очень важное значение для каждого, так как касаются и качества товаров, которые мы приобретаем (в том числе одежды, обуви, продуктов питания и т. д.), и здоровья населения, по сути, нашей безопасности.
Распространение «липовой» продукции в России приобрело такие масштабы, что сегодня вопрос о борьбе с ней поставлен в качестве одной из важнейших задач правоохранительных органов, в том числе и таможни. И это неслучайно. По оценкам специалистов, по отдельным группам товаров массового спроса контрафакт в стране составляет от 30 до 90 %. Более 60 % его попадает на территорию России из-за рубежа. Подделка известных торговых марок приносит огромную прибыль организаторам такого «бизнеса».
Согласно статистике, на первом месте по числу подделок товарных знаков известных компаний стоят одежда, обувь, кондитерские изделия и продукты питания. Список могут продолжить суррогатный алкоголь и табачные изделия, а также фальшивые парфюмерия и косметика, компакт-диски и цифровые видеодиски, кожгалантерея, часы, различные аксессуары, бытовая техника. Реже наблюдаются подделки лекарств.
В России порядок перемещения интеллектуальной собственности установлен главой 46 ТК ТС [1]. Таможенные органы государств Таможенного союза ведут реестры объектов интеллектуальной собственности на основании заявлений правообладателей. По состоянию на 04.09.2014 год в таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС) было зарегистрировано 3353 объекта.
Таможенный контроль товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, преследует несколько целей:
- защита интересов правообладателей;
- обеспечение поступления в государственный бюджет сумм от взимания таможенных пошлин, налогов, так как стоимость прав на пользование объектами интеллектуальной собственности учитывается при расчете таможенной стоимости товаров;
- обеспечение безопасности потребителей товаров.
Таможенными органами в 2013 году всего возбуждено 1,2 тыс. дел об административных правонарушениях по фактам незаконного использования товарного знака, выявлено 9,4 млн единиц контрафактной продукции и предотвращен ущерб правообладателям на сумму около 5 млрд руб. [2].
В борьбе с контрафактом большую роль играют не только таможенные органы, но и сами правообладатели, которые могут участвовать в осмотре подозрительного товара, отборе проб и образцов, помогая таможенникам выявлять подделки. Многие владельцы исключительных прав оперативно реагируют на уведомления таможенных органов. Однако нередко правообладатели отказываются участвовать в защите своих прав, задерживают ответ в таможенные органы, не проявляют никакой заинтересованности к задержанному товару.
В целом можно выделить следующие способы борьбы с контрафактной продукцией:
1. Экономические. Большинство компаний проводит постоянный мониторинг своего профильного рынка, делая контрольные закупки своей продукции в различных форматах продаж. Однако самым действенным способом сокращения доли нелегальной продукции является развитие собственной дистрибьюторской сети, которая регулярно сообщает о появлении поддельных товаров на рынке [3].
2. Совершенствование законодательства: ужесточение наказаний за производство и реализацию контрафактной продукции.
3. Административные и силовые меры. Как показывает опыт, относительно небольшие штрафы с конфискацией товаров дают положительные результаты.
4. Информационная борьба: многочисленные репортажи по телевидению и радио, обширные статьи в журналах и газетах о распространении подделок и мерах борьбы с ними.
Таким образом, на современном этапе проблема пиратства ощущается очень остро. Немаловажную роль в формировании повышения осознания, активизации сотрудничества и выявления стратегий для более эффективного решения глобальной проблемы, связанной с контрафакцией, предоставляют международные форумы и конгрессы по вопросам таможенного регулирования контрафактной продукции. Данные мероприятия, несомненно, вносят большой вклад в процесс выработки конкретных идей и обязательств по принятию мер, которые приведут к ощутимому прогрессу в сфере борьбы таможенных органов с кон-трафактом.
Библиографические ссылки
1. Таможенный кодекс Таможенного союза: принят Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. № 17 // Таможенный вестник. 2010. № 2.
2. Официальный сайт Федеральной таможенной службы России. URL: http://www.customs.ru.
3. Газета «Аргументы и факты». URL: http://www.aif.ru/.
References
1. Tamozhennyy Kodeks Tamozhennogo Soyuza. Decision adopted by the EurAsEC Interstate Council on 27 November 2009. № 17 // Customs Bulletin. 2010. № 2.
2. The official website of the Federal Customs Service of Russia. URL: http://www.customs.ru.
3. The newspaper "Arguments and Facts". URL: http://www.aif.ru/.
© Рябова М. Г., Сурник А. С., 2014