Секция «Современнее логистические технологии в развитии аэрокосмического комплекса»
УДК 347.77
В. О. Бронников Научный руководитель - А. П. Сурник Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ В БОРЬБЕ С КОНТРАФАКТОМ
Борьба с контрафактной продукцией в наше время является актуальной темой, так как практически в любой отрасли рынка можно найти поддельный товар. Рассмотрен ущерб, наносимый контрафактной продукцией, и меры, принимаемые таможенными органами в борьбе с контрафактом.
Для современной экономики характерна ситуация, когда большие объемы товаров изготавливаются производителями незаконным способом, с использованием чужих торговых марок и фирменных наименований.
Контрафакт (англ. counterfeit - подделка) - подделка под известный бренд, то есть неправомочное использование чужого товарного знака. В основе контра-факта лежит нарушение интеллектуальных прав [4].
Движение контрафактных товаров по территории РФ наносит огромный ущерб в экономическом, политическом и социальном плане [5].
Учитывая немалый ущерб, наносимый экономике и обществу производителями контрафактной продукции, государственные ведомства и правоохранительные органы ведут с контрафактом постоянную борьбу. Противостоять экспорту и импорту контрафактных товаров призваны таможенные органы. В их задачи входит:
- выявление и задержание контрафактной продукции;
- взаимодействие с правообладателями интеллектуальной собственности (торговых марок, программного продукта, видеофильмов, аудиодисков и проч.);
- проведение экспертиз подлинности (аутентичности) товаров под заявленными брэндами;
- изъятие и уничтожение контрафактной продукции;
- проведение следственных мероприятий и участие в судебных процессах по фактам ведения бизнеса под чужим именем;
- составление и ведение Таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности;
- взаимодействие с Госторгинспекцией, предпринимательскими объединениями и силовыми структурами в вопросах изготовления, распространения и торговли контрафактной продукцией [3].
Российская таможенная служба в своей работе по предотвращению изготовления и распространения контрафактной продукции руководствуется нормами Таможенного кодекса (гл. 46 ТК ТС) и Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Статьи 14.10 и 7.12 КоАП РФ позволяют таможенным органам проводить расследования, связанные с нарушением прав владельцев интеллектуальной собственности. Введение процедуры расследования дает возможность таможне применить все процессуальные действия, которые предусмотрены КоАП РФ для доказательства вины в совершении правонарушения лицом, привлекаемым к административной ответственности [2].
Учитывая то обстоятельство, что как таможенные органы, так и владельцы товарных знаков заинтересованы в пресечении деятельности по изготовлению и торговле контрафактными товарами, между таможней и правообладателями осуществляется, чаще всего, тесное взаимодействие по многим вопросам. Так, например, представители компаний-правообладателей консультируют сотрудников таможни в части распознавания подделок, в проведении экспертиз, по техническим аспектам.
Согласно ТК ТС ст. 328, таможенные органы принимают меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, таможенный реестр которых ведется данными таможенными органами в государстве - члене таможенного союза, и объекты интеллектуальной собственности, включенные в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств - членов таможенного союза, а также в отношении объектов интеллектуальной собственности, не включенных в такие таможенные реестры [1]. Таким образом, главным инструментом сотрудничества с правообладателям выступает Реестр объектов интеллектуальной собственности ФТС России. Данный реестр облегчает задачу пресечения деятельности изготовителей контрафактной продукции. Владелец торговой марки («Coca-Cola», «Rolex», «Nike», «Chanel» и т. д.) вносит в таможенный реестр список производителей и продавцов (импортеров/экспортеров) легальной продукции (товаров, содержащих объект интеллектуальной собственности -торговую марку, знак обслуживания, изобретение и т. д.). Таможенный реестр интеллектуальной собственности позволяет представителям таможенной службы быстро определить контрафакт. Опубликование перечня объектов интеллектуальной собственности, внесенных в Реестр, осуществляется в официальных изданиях ФТС России и на официальном интернет-сайте www.customs.ru [3].
Если при совершении таможенных операций таможенным органом обнаружены признаки нарушения прав интеллектуальной собственности, выпуск таких товаров приостанавливается сроком на 10 рабочих дней.
По запросу правообладателя или лица, представляющего его интересы, этот срок может быть продлен таможенным органом, но не более чем на 10 рабочих дней, если указанные лица обратились в уполномоченные органы за защитой прав правообладателя.
Решения о приостановлении выпуска товаров и о продлении срока приостановления выпуска товаров
Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
принимаются в письменной форме руководителем таможенного органа или уполномоченным им лицом.
По истечении срока приостановления выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, выпуск таких товаров возобновляется, за исключением случаев, когда таможенному органу представлены документы, подтверждающие изъятие товаров, наложение на них ареста либо их конфискацию, либо иные документы в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза [1].
В заключение следует отметить, что позитивные результаты в борьбе против изготовления и распространения контрафактной продукции может дать выработка комплекса мер: повышение уровня знаний в вопросах защиты объектов интеллектуальной собственности среди работников таможенных органов, повышение качества проводимых досмотров, совершенствование законодательных вопросов. Большое значение имеет также тесное сотрудничество между правоохранительными и таможенными органами государств, заинтересованных в снижении уровня международного потока контрафактных товаров. Международное сотрудничество предполагает развитие правовых, технических и административных основ для упрощения таможенных процедур, например, создание единой международной информационной системы, которая будет способствовать обмену оперативно значимой информации и помощи в таможенных вопросах с таможенными органами многих стран. Подтверждается важность более активного взаимодейст-
вия с правообладателями товарных знаков с целью получения от них необходимой информации и методических пособий, позволяющих выявлять контрафактную продукцию. Эта необходимость связана с тем, что отличить визуально контрафактную продукцию от оригинальной становится все труднее.
Библиографические ссылки
1. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) (ред. от 16.04.2010).
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 02.10.2012).
3. Статья vadim-galkin.ru [Электронный ресурс] // Контрабанда и контрафакт (Часть 4). Контрафактные операции. Роль таможенной службы в борьбе с контрафактом. URL: http://vadim-galkin.ru/politics/customs/role-of-customs/.
4. Статья Lib.Ru [Электронный ресурс] // Таможенные органы в борьбе с контрафактом в России и за рубежом. URL: http://world.lib.ru/p/palej_t_l/ tamozhennueorganivborbeskontrafactomvrossiiizarubezh om.shtml.
5. Российская газета [Электронный ресурс] // Контрафакт отметят на «дорожной карте». URL: http://www.rg.ru/2012/10/16/poddelka.html.
© Бронников В. О., 2013
УДК 658.7
Е. В. Бунавцова Научный руководитель - Н. Т. Аврамчикова Сибирский федеральный университет, Красноярск
НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ МУНИЦИПАЛЬНО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ПРОЕКТОВ
Рассматриваются процессы управления муниципально-частными проектами как одной из форм проектов государственно-частного партнерства на муниципальном уровне. Описаны основы реализации МЧП-проектов, приведены схема формирования инвестиционной политики в муниципальном образовании по реализации инфраструктурных проектов.
Муниципально-частное партнерство представляет собой совокупность договоров, соглашений или контрактов по совместному использованию материальных и нематериальных ресурсов общества (местного самоуправления) и частного сектора (частных предприятий) на долговременной и взаимовыгодной основе для создания общественных благ (благоустройство и развитие территорий, развитие инженерной и социальной инфраструктур) или оказания общественных услуг (в области образования, здравоохранения, социальной защиты и т. д.) [1; 3]. Подобные МЧП-проекты способны обеспечить на длительную перспективу стабильный экономический рост муниципальных образований через увеличение показателей занятости
населения, развития торговли, увеличение спроса на бытовые услуги и т. п.
Наиболее распространенной формой создания МЧП - в России является концессия. Грамотное и эффективное управление МЧП-проектами несомненно позволит реализовать те преимущества, которые имеются у муниципальных образований. Комплекс преимуществ реализации МЧП-проектов можно разделить на два уровня и представить в виде таблицы [5; 3; 2].
Однако наличие преимуществ от использования модели ГЧП - и МЧП-проектов не уменьшает риски, с которыми сталкиваются как муниципальные образования, так и частный бизнес [4]. На сегодняшний