Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2014. Социально-экономические и гуманитарные науки
2. Часть 4 ГК РФ от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ.
3. Таможенный кодекс Таможенного союза. М. : Рид Групп, 2012.
4. Ворожейкина А. Г. Говорим с пиратами Сурово // Таможня. 2009. № 9.
5. URL: http://ru.wikipedia.org.
6. Таможенная служба Российской Федерации в 2008 году. М., 2009.
© Сысоева В. В., 2014
УДК 347.77
Е. Я. Таирова Научный руководитель - А. П. Сурник Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ЗАЩИТА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ
Наиболее острым вопросом в области интеллектуальной собственности, который наносит серьёзный ущерб интересам правообладателей и не только, является производство и перемещение через границу контрафактной продукции. И основной государственной структурой, осуществляющей борьбу с поддельными товарами, являются таможенные органы.
Осуществление предпринимательской деятельности, используя чужое имя, бренд или марку - с коммерческой точки зрения очень выгодное дело. Известные по всему миру производители массы различных по сфере применения товаров вложили в своё производство и создание бренда, который ассоциируется у потребителя с хорошим качеством, огромные финансовые средства и интеллектуальные ресурсы, сделали их узнаваемыми и престижными, но недобросовестные предприниматели копируют и распространяют поддельные продукты, извлекая преступные доходы.
Контрафакция - это незаконное использование отдельными физическими и юридическими лицами известных на рынке торговых марок с целью извлечения доходов от производства и реализации товаров, сходных с товарами известных фирм-производителей в целях недобросовестной конкуренции и введения в заблуждение покупателя.
Распространение контрафакта - это не только ущерб для правообладателей и государственного бюджета, это также опасность для здоровья и жизни потребителей данных товаров. К сожалению, бороться с контрафактом становится сложнее в силу того, что прогресс позволяет производить контрафактные товары на индустриальном уровне, и отличить подлинный товар от подделки невозможно невооруженным взглядом, для этого сейчас требуется высокотехнологичный анализ.
Пресечением ввоза и сбыта контрафактной продукции наравне с правоохранительными органами, занимаются и таможенные органы. Таможенное регулирование осуществляется посредством установления определенных административно-правовых отношений, т. е. путем установления определенных правил поведения субъектов правоотношений и применения норм таможенного законодательства.
Несомненно, именно таможенные органы в большинстве случаев могут предотвратить ввоз контрафактных товаров на таможенную территорию Таможенного союза или их вывоз в другие государства.
Согласно ст. 6 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенные органы обеспечивают защиту прав интеллектуальной собственности на таможенной территории Таможенного союза в пределах своей компетенции [1].
Учитывая немалый ущерб, который наносится и экономике, и обществу производителями контрафактной продукции, государственные ведомства и правоохранительные органы ведут с фальсификаторами постоянную борьбу. В целях противодействия экспорту и импорту контрафактной продукции в задачи таможенных органов входит:
- выявление и задержание фальсифицированной продукции;
- взаимодействие с правообладателями интеллектуальной собственности (торговых марок, программного продукта, видеофильмов, аудиодисков и проч.);
- изъятие и уничтожение фальсифицированной продукции;
- проведение следственных мероприятий и участие в судебных процессах по фактам ведения бизнеса под чужим именем [2].
Современные технологии позволяют производить поддельные товары на таком уровне, что их практически невозможно отличить от оригинала. Поэтому участились случаи, когда контрафактная продукция по качеству вполне соответствует характеристикам аутентичного товара. Например, поддельная туалетная вода всемирно известной марки Kenzo в полной мере соответствует оригинальному изделию по запаху, дизайну упаковки, штрих-кодам и ингредиентам. В этом случае таможенная служба руководствуется принципом - право на допуск в торговый оборот брэндиро-ванной продукции имеет только владелец прав на данную торговую марку.
Таможенные органы в своей работе по предотвращению изготовления и распространения контрафактной продукции руководствуется нормами Таможенного кодекса Таможенного союза, в РФ также используется Кодекс об административных правонарушениях (КоАП). Введение процедуры расследования дает
Секция «Экономика и бизнес»
возможность таможне применить все процессуальные действия, которые предусмотрены КоАП РФ для доказательства вины в совершении правонарушения лицом, привлекаемым к административной ответственности [2].
В соответствии с ТК ТС таможенные органы приостанавливают выпуск товаров, содержащих ОИС. В ТК ТС закреплено два вида реестров ОИС, один из которых действует на всей территории Таможенного союза, а другие только на территории одного из государств-членов Таможенного союза. В условиях единой таможенной территории и общей таможенной границы Таможенного союза наличие различных реестров в каждом государстве-члене Таможенного союза может служить причиной перемещения контрафактной продукции через участки границы, где данный ОИС не подлежит правовой охране.
Контрафактная продукция задерживается должностными лицами таможни как в процессе оформления и оперативно-розыскных мероприятий, так и в ходе проведения таможенных ревизий при вторичном таможенном контроле после выпуска товаров. В таможнях РФ усиление борьбы с незаконным ввозом и сбытом контрафактной продукции связано с тем, что рынки и магазины перенасыщены товарами сомнительного качества, ввезенными под видом продукции известных производителей. Для координации работы по выявлению контрафактных товаров в региональных таможенных органах созданы специальные рабочие группы, в которые входят специалисты несколь-
ких отделов, в том числе отдела торговых ограничений и экспортного контроля [3].
Таким образом, защита прав интеллектуальной собственности, пресечение производства и реализации контрафактной продукции являются крайне важными задачами таможенных органов, чья непрерывная работа по этому вопросу способствует защите авторских прав и экономических интересов производителей аутентичных товаров и защите прав потребителей на приобретение качественной и безопасной продукции.
Библиографические ссылки
1. Таможенный кодекс Таможенного союза (Приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) (ред. от 16.04.2010).
2. Галкин В. Контрабанда и контрафакт. Ч. 4. Контрафактные операции. Роль таможенной службы в борьбе с контрафактом. 9.05.2011. URL: http://vadim-galkin.ru/politics/customs/role-of-customs/ (дата обращения: 22.03.2014).
3. Мелто Т. Л. Таможенные органы в борьбе с контрафактом в России и за рубежом. URL: http://world.lib.rU/p/palej_t_l/tamozhennueorganivborbes kontrafactomvrossiiizarubezhom.shtml (дата обращения: 22.03.2014).
© Таирова Е. Я., 2014
УДК 338.22
Я. А. Томсинская Научный руководитель - Г. И. Латышенко Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ТЕХНИЧЕСКОГО ПЕРЕВООРУЖЕНИЯ УЧАСТКА ПО ПРОИЗВОДСТВУ СЛОЖНО-ПРОФИЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УСТАНОВОК РКТ ОАО «КРАСМАШ»
Совершенствование технологии изготовления элементов ракетно-космической техники в настоящее время является важным научно-исследовательским направлением. Предлагается проект внедрения современного оборудования с использованием новой технологии изготовления сложно профильных трубопроводов для двигательных установок РКТ на базе ОАО «Красмаш».
Объектом исследования является цех № 32, являющийся подразделением ОАО «Красмаш». В цехе изготавливаются сложно профильные трубопроводы для двигательных установок ракетно космической техники (РКТ). Он располагает всеми средствами для обеспечения сборки-сварки агрегатов и узлов в самостоятельную выпускную единицу. Для обеспечения надлежащего качества изготовления ответственных узлов и деталей для сборки РКТ цеху требуется техническое перевооружение, так как в настоящее время он оснащен устаревшим оборудованием, и характеризуется низким уровнем автоматизации производства на каждом отдельном участке, в частности на участке по производству сложно профильных трубопроводов.
В связи с конструктивными особенностями трубопроводных систем изделий РКТ для них наиболее характерны следующие свойства:
- отсутствие или незначительное число прямолинейных участков и участков с формой описываемых кривыми второго порядка, преобладание произвольного построения траектории (трассы) трубопровода исходя из монтажного объема изделия или агрегата;
- малое количество плоских в плане (2Б) элементов заданных двумя координатами, преобладание объемных (3Б) элементов, заданных координатами, радиусом и углом;
- колебание (разбег) конечных координат подстыковки трубопровода;