Научная статья на тему 'Защита товарных знаков в современных экономических условиях'

Защита товарных знаков в современных экономических условиях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
751
288
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОВАРНЫЙ ЗНАК / ЗАЩИТА / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / CUSTOMS AUTHORITIES / КОНТРАФАКТ / COUNTERFEIT / ПРАВООБЛАДАТЕЛЬ / РЕЕСТР / REGISTRY / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / INTELLECTUAL PROPERTY / TRADEMARK PROTECTION / RIGHT HOLDER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гришкова Ю.С., Сурник А.П.

Рассматривается сущность товарного знака и основные моменты его защиты таможенными органами, анализируются основные проблемы, возникающие при защите товарных знаков, и предлагаются возможные варианты решения данных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADEMARK PROTECTION IN TODAY’S ECONOMY

This article deals with the essence of the trademark and highlights its protection by customs authorities, analyzes the main problems in the protection of trademarks, and suggests possible solutions to these problems.

Текст научной работы на тему «Защита товарных знаков в современных экономических условиях»

Секция «Современные проблемы экономической теории и регионалистики»

УДК 347.772

ЗАЩИТА ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

Ю. С. Гришкова Научный руководитель - А. П. Сурник

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: Yulechka.92@inbox.ru

Рассматривается сущность товарного знака и основные моменты его защиты таможенными органами, анализируются основные проблемы, возникающие при защите товарных знаков, и предлагаются возможные варианты решения данных проблем.

Ключевые слова: товарный знак, защита, таможенные органы, контрафакт, правообладатель, реестр, интеллектуальная собственность.

TRADEMARK PROTECTION IN TODAY'S ECONOMY

Yu. S. Grishkova Scientific supervisor - A. P. Surnik

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: Yulechka.92@inbox.ru

This article deals with the essence of the trademark and highlights its protection by customs authorities, analyzes the main problems in the protection of trademarks, and suggests possible solutions to these problems.

Keywords: trademark protection, customs authorities, counterfeit, the right holder, the registry, intellectual property.

Защита товарных знаков в современных экономических условиях - это достаточно важный и актуальный вопрос для Российской Федерации, поскольку она тесно взаимодействует с другими странами в условиях нахождения в Таможенном союзе и Евразийском экономическом союзе, а также во Всемирной торговой организации. Экономика России тесно связана со всеми вопросами, касающимися торгово-экономических отношений с иными государствами.

Актуальность рассматриваемой темы также объясняется постоянным ростом контрафактной продукции и высокотехнологичных подделок, которые находятся в текущем торговом обороте и негативно влияют на экономику страны, формируя так называемый «теневой» рынок.

Товарный знак представляет собой словесное, изобразительное, комбинированное или иное изображение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей [1]. Иначе товарные знаки допустимо называть товарными марками. Пользоваться и распоряжаться товарным знаком вправе только его правообладатель, а незаконное использование товарного знака влечет за собой гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность.

Классификация товарных знаков достаточно обширна, по форме представления информации можно выделить словесные, изобразительные, объемные, комбинированные знаки и знаки особого вида. По объемам информации существуют фирменные, ассортиментные, коллективные и индивидуальные знаки. По степени узнаваемости принято выделять мировые, общеизвестные стандартные товарные знаки.

В России защита прав владельцев товарных знаков проводится на основе Таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности (далее - ТРОИС), который ведет Федеральная таможенная

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2015. Том 2

служба России. По заявлению правообладателя любой объект интеллектуальной собственности, в том числе и товарный знак, вносится в реестр и подлежит охране в процессе осуществления таможенного и иных видов контроля.

Схематично ТРОИС можно охарактеризовать как таблицу, в которой обязательно фиксируется сам товарный знак (его графическое, словесное или иное изображение), документы, которыми подтверждены права его владельца, сроки регистрации знака в реестре, также в ТРОИС указывается информация о том, кто является непосредственным правообладателем и представителем правообладателя товарного знака в России.

Согласно анализу статистики по Сибирскому таможенному управлению, регистрация товарных знаков в России активно растет, за период с 2004 по 2012 год динамика регистрации правообладателями товарных знаков по Сибирскому таможенному управлению увеличилась с одного до шестнадцати правообладателей за год, что говорит о растущей актуальности вопроса защиты товарных знаков.

Алгоритм действия таможенных органов достаточно прост. Осуществляя таможенный контроль товаров, пересекающих таможенную границу Таможенного союза, таможенные органы могут выявить признаки возможного контрафакта, о чем незамедлительно сообщают правообладателю товарного знака и декларанту, обладающему правами на данный товар. Затем проводится детальная проверка товара с применением экспертиз и анализов, после которой выносится решение либо о признании использования товарного знака законным и выпуске товара в обращение, либо о признании незаконным использования товарного знака, что влечет за собой уничтожение, изъятие или арест контрафактного товара.

В современных экономических условиях в вопросе защиты товарных знаков встречается ряд проблем, которые удалось выявить в ходе исследования. Прежде всего, это сильный рост контрафактной продукции, что приводит к формированию теневой экономики. Доходы от контрафакта скрываются, не облагаются налогами, что наносит серьезный ущерб экономике России. Вторая проблема - это трудность в регистрации и защите советских товарных знаков. В 1990-е гг. только ряд брендов (таких, как шоколад «Аленка», сырки «Дружба» и «Янтарь», сигареты «Прима») был зарегистрирован в качестве товарных знаков за хозяйствующими субъектами, а до этого момента товарные знаки в Советском Союзе вообще не регистрировались. В итоге многие советские знаки использовались свободно сразу несколькими производителями, без закрепления прав на них, что сейчас приводит к спорам по поводу того, кому принадлежат права на тот или иной советский знак и допустимо ли его вообще использовать.

Еще одной немаловажной проблемой является отсутствие однозначного толкования термина «контрафакт» в законодательстве, что приводит к правовым коллизиям и усложняет экономические отношения с иностранными государствами в плане торговли. Так, например, Гражданский кодекс Российской Федерации трактует контрафакт как «товары, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение» [1]. По закону Республики Беларусь «О товарных знаках и знаках обслуживания» контрафактом признаются товары, перемещение которых через таможенную границу влечет нарушение прав правообладателей [2]. А по мнению Н. М. Коршунова, контрафакт - это «продукция, вводящая в заблуждение покупателей и повторяющая вид товара другого производителя» [3].

Для решения вышеперечисленных проблем возможно предложить следующие пути. Прежде всего, необходимо дополнить действующие законодательные нормы однозначным термином «контрафакт», сформировать который необходимо с учетом уже имеющихся в законодательстве и других источниках вариантов. Также нужно запретить использование советских товарных знаков новыми производителями, чтобы не допускать проблем при дальнейшем определении правообладателей. Помимо этого, необходимо постоянно совершенствовать имеющиеся меры по защите товарных знаков таможенными и другими государственными контролирующими органами, а также внедрять новые, более совершенные технологии контроля.

Подводя итоги, можно сказать, что защита товарных знаков играет большую роль в экономике России. Использование данных знаков приносит стабильный доход участникам внешнеэкономической деятельности и обеспечивает развитие государственной экономики, поэтому необходимо уделять особое внимание защите их прав и законных интересов путем контроля за использованием товарных знаков.

Секция «Современньш проблемы экономической теории и регионалистики»

Библиографические ссылки

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ), часть 4, от 26.01.1996 № 14-ФЗ, действ. ред. от 06.04.2015. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. О товарных знаках и знаках обслуживания : Закон Республики Беларусь от 05.02.1993 № 2181-XII в ред. от 09.07.2012. Доступ из базы нормативных правовых актор «Законодательство Республики Беларусь».

3. Коршунов Н. М. Интеллектуальная собственность. М. : Норма, 2010.

© Гришкова Ю. С., Сурник А. П., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.