Научная статья на тему 'Контрафакция и фальсификация как угроза экономической безопасности Российской Федерации'

Контрафакция и фальсификация как угроза экономической безопасности Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
742
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРАФАКЦИЯ / ФАЛЬСИФИКАЦИЯ / ТОВАРНЫЙ ЗНАК / ИМИТАЦИЯ / ПОДДЕЛКА / COUNTERFEITING / ADULTERATING / TRADEMARK / IMITATION / FAKE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баранкова В. В., Сурник А. П.

В настоящее время большое значение приобретает защита объектов интеллектуальной собственности. В Российской Федерации наблюдается тенденция роста количества контрафактных и фальсифицированных товаров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COUNTERFEITING AND FALSIFICATING AS THREAT OF ECONOMIC SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION

The protection of intellectual property is becoming more and more important. In Russia, there is a growth trend in the number of fakes and counterfeit products.

Текст научной работы на тему «Контрафакция и фальсификация как угроза экономической безопасности Российской Федерации»

<Тешетневс^ие чтения. 2016

УДК 339.543

КОНТРАФАКЦИЯ И ФАЛЬСИФИКАЦИЯ КАК УГРОЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В. В. Баранкова, А. П. Сурник

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: [email protected]

В настоящее время большое значение приобретает защита объектов интеллектуальной собственности. В Российской Федерации наблюдается тенденция роста количества контрафактных и фальсифицированных товаров.

Ключевые слова: контрафакция, фальсификация, товарный знак, имитация, подделка.

COUNTERFEITING AND FALSIFICATING AS THREAT OF ECONOMIC SECURITY

OF THE RUSSIAN FEDERATION

V. V. Barankova, A. P. Surnik

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]

The protection of intellectual property is becoming more and more important. In Russia, there is a growth trend in the number of fakes and counterfeit products.

Keywords: counterfeiting, adulterating, trademark, imitation, fake.

К понятиям «фальсификация» и «контрафакция» в основном обращаются в связи с товарным оборотом, производством и продажей поддельных товаров. Неотъемлемым элементом товара, а значит, и рыночной экономики является информация о товаре.

Контрафакция (от лат. contrafactio - подделка) -это незаконное использование отдельными организациями известных на рынке товарных фирменных знаков с целью извлечения доходов от производства и реализации товаров, сходных с товарами известных фирм-производителей, в целях недобросовестной конкуренции [1].

Фальсификация (от лат. falsifico - подделываю) -действия, направленные на обман покупателя или потребителя путем подделки объекта купли-продажи с корыстной целью.

Понятия «контрафакция» и «фальсификация» имеют различия с правовой точки зрения: под первым понимается нарушение интеллектуальных прав, а под вторым - нарушение технологии производства. Из этого следует, что контрафактная продукция одновременно будет являться и фальсифицированной, а фальсифицированная продукция может не являться контрафактной.

Наблюдающийся в последние годы стремительный рост регистрации товарных знаков обусловлен тем, что около 70 % потребителей развитых стран и 60 % представителей среднего класса России являются приверженцами конкретной торговой марки определенных видов товаров. Завоевать потребителя - главная цель, которую преследуют производители.

В технологическом аспекте различают подделку и имитацию товарного знака. Подделка - копирование товарного знака один в один. Имитация - производство продукта под товарным знаком, схожим до степени смешения с другим, уже существующим товарным знаком [2].

В настоящее время, благодаря Таможенному реестру объектов интеллектуальной собственности, производители оригинальной продукции, владельцы товарных знаков как в индивидуальном порядке отстаивают свои права через судебные инстанции, так и объединяют усилия в данном направлении. В этой ситуации более распространенным способом подделки товарного знака является его интеллектуальная имитация. Выделяют несколько приёмов имитации.

Первый способ, более простой, - присвоение товару названия, одной-двумя буквами отличающегося от известной торговой марки. Ярким примером может послужить сеть красноярских кинотеатров «Квадро Фильм» по аналогии с «Каро Фильм».

Другой способ недобросовестной конкуренции основан на манипулировании известными ассортиментными торговыми знаками: словесными или в которых идентифицирующую функцию выполняет цветовая гамма и графическое исполнение, например, сибирская сеть закусочных «Шаурма», дизайн которой очень напоминает всемирную сеть «Макдо-налдс».

Третий способ имитации, представляющий развитие второго, это когда имитаторы вводят в основу узнаваемой торговой марки свои собственные круп-

Организационно-экономические проблемы авиационно-космических, комплексов

ные элементы: «МАГИК «Быстрая ложка» или «Брат-скАква» вместо «БонАква».

Встречается и иной вариант. Потребительские товары, изготовленные в соответствии с техническими условиями и являющиеся оригинальными, маркируются подобно достойным, известным предшественникам. Например, на этикетке колбасы крупным шрифтом нанесено название «Докторская», а ниже значительно более мелким шрифтом, который не бросается в глаза и на который потребитель не обращает внимания, дана приписка - «по-московски», «по-варшавски» и т. п.

Производитель ввел потребителя в заблуждение известным, заслужившим доверие ассортиментным товарным знаком, который заведомо вынесен на центральное место этикетки, но остается невиновным, так как он, пусть не столь выразительно, предупредил, что это другой продукт [3].

Хотя это не является недобросовестной конкуренцией с другим производителем, но на лицо введение в заблуждение потребителя относительно потребительских свойств товара посредством товарного знака.

В последние годы распространилась практика «подмешивания» поддельной продукции в партии оригинального товара, что объективно затрудняет его обнаружение, в том числе и добросовестными продавцами.

Данную проблему можно решить, введя в Единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности дополнительную графу «Страна» для товаров, товарные знаки которых общеизвестны со времён СССР, и закрепить право на их использование для всех производителей, выпускавших такой товар до принятия Закона РФ от 23.09.1992 г. № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров».

Уязвимость зарегистрированных товарных знаков все активнее используется фальсификаторами с целью последующей их регистрации, выпуска собственной продукции под известной торговой маркой без вложения денежных средств в ее продвижение на рынке.

При этом используется один из двух вариантов. Первый - аннулирование товарных знаков, зарегистрированных «впрок», под какой-либо класс товара, но не используемый заявителем более пяти лет и не продленный. Второй путь - регистрация известной торговой марки по «свободному» классу товара [4].

Недостаточная борьба с контрафактом и фальсификатом обусловлена довольно низкой правовой грамотностью участников предпринимательской деятельности. Эффективность защиты прав интеллектуальной собственности во многом зависит от активности самих правообладателей. Но они, как показывает практика, не всегда имеют представление о средствах, которые могут быть использованы для борьбы с контрафактной и фальсифицированной продукцией.

Следует сказать, что законодательство в России предусматривает частно-публичную процедуру защиты прав интеллектуальной собственности, т. е. когда вынесение обвинения по уголовным или административным делам возможно только при наличии соответствующего заявления правообладателей [5].

В настоящее время возник явный дисбаланс между функциями, которые присущи товарным знакам. А именно, усиление стратегической роли товарного знака в рекламе и продвижении товара в условиях насыщенного и сложно поддающегося контролю внутреннего и международного рынков свело к нулю защитную функцию товарного знака как неотъемлемого элемента товара.

Распространение контрафактных и фальсифицированных товаров наносит ущерб не только правообладателям, но и экономике страны в целом в связи с непоступлением в бюджет государства налоговых и иных платежей, а в некоторых случаях - и угрожает здоровью потребителей.

Потребителю не гарантируется качество продукции. В силу наличия убытков, которые несет производитель оригинального товара, пропадает возможность, заинтересованность, а главное, смысл в повышении качества продукции, маркируемой товарным знаком.

Таким образом, чтобы искоренить контрафакт, нужно создать неблагоприятный климат для работы нечестных производителей и поставщиков. Нужно дать возможность добросовестным поставщикам реа-лизовывать их товар на лучших условиях, предприятиям - получать максимальную прибыль, а покупателям - уверенность и защиту от подделок.

Библиографические ссылки

1. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 г. № 17). М. : Эксмо, 2014. 284 с.

2. Андронова Т. А. Круглый стол «Актуальные проблемы российского предпринимательского права» // Предпринимательское право. 2011. № 1. С. 21-25.

3. Богатов И., Федюшин В. Снова товарные знаки // ЭЖ-Юрист. 2014. № 41. С. 9.

4. Серов С. И., Марич В. В. Виды и формы товарных знаков // Вопросы изобретательства. 2014. № 8. С. 29-30.

5. Петров И. Нарушение прав на товарный знак // Законность. 2014. № 7. С. 23.

References

1. The Customs Code of the Customs Union (annexed to the Treaty on the Customs Code of the Customs Union of the EurAsEC Interstate Council adopted the decision on the level of heads of state from 27.11.2009 № 17) (rev. 16.04.2010). M. : Eksmo, 2014, 164 p.

2. Andronov T. A. Round table "Actual problems of the Russian business law" // Business Law. 2011, № 1, рр. 21-25.

3. Bogatov I. Fedyushin B. Again trademarks // PE-Lawyer, 2014. № 41. 9 p.

4. Serov S. I., Maria V. Types and forms of trademarks // Questions of invention, 2014, № 8, p. 29-30.

5. Petrov I. Violation of trademark rights // legality, 2014, № 7. 23 p.

© Баранкова В. В., Сурник А. П., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.