Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
УДК 339.543
Е. И. Минаев Научный руководитель - А. П. Сурник Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ЗАЩИТА ПРАВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ РФ
Рассматривается механизм защиты прав интеллектуальной собственности (далее - ИС) таможенными органами России, анализируются способы выявления незаконного использования товарного знака, выявляются особенности нарушений в этой сфере.
Одной из приоритетных функций таможенных органов РФ является обеспечение защиты прав ИС.
Остановимся более конкретно на механизме защиты прав ИС при перемещении товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу РФ.
Специфика мер по защите ИС обусловлена природой объектов ИС. В соответствии со ст. 1225 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) ИС включает результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий.
Согласно ст. 1477 ГК РФ товарным знаком признается обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.
Для того чтобы обозначение было признано товарным знаком, должны выполняться следующие условия:
1. Символизация. Обозначение должно являться своего рода символом, который помещается па выпускаемой продукции, ее упаковке или сопроводительной документации.
2. Новизна товарного знака. Российский закон, как и законы многих других стран, закрепляет принцип не абсолютной, а относительной новизны условных обозначений, заявляемых в качестве товарных знаков.
3. Приоритет товарного знака. Он определяется датой, которая, в свою очередь, устанавливается по общему правилу - по дню поступления правильно оформленной заявки на регистрацию товарного знака.
4. Регистрация. Обозначение может считаться товарным знаком лишь тогда, когда оно в установленном законом порядке зарегистрировано.
Товарный знак является наиболее распространенным объектом ИС в практике таможенного дела. Признаки незаконного использования товарного знака или другого средства индивидуализации выявляются таможенными органами:
1. В процессе таможенного оформления товаров и (или) транспортных средств (должностными лицами таможенных постов);
2. На этапе декларирования либо в ходе проведения таможенного контроля после выпуска товаров, т. е. «постаудита» (должностными лицами отделов торговых ограничений и экспортного контроля или отделов товарной номенклатуры и торговых ограничений);
3. В ходе проведения проверки участника внешнеэкономической деятельности (должностными лицами отделов таможенной инспекции);
4. В результате оперативно-розыскных мероприятий (сотрудниками правоохранительного блока таможни).
Таможенный реестр объектов ИС ФТС России (далее - ТРОИС) является основой механизма защиты ИС таможенными органами. ТРОИС сегодня насчитывает почти 1 500 объектов ИС. Но ТРОИС не единственный элемент данного механизма.
Укажем деятельность таможенных органов по контролю за соблюдением законодательства в области ИС:
1. В период нахождения товаров и (или) транспортных средств под таможенным контролем, так и после него возможно выявление и пресечение нарушений законодательства в сфере защиты ИС. Если функция защиты прав ИС осуществляется в процессе таможенного оформления, то контрафактный товар не сможет пересечь таможенную границу РФ и будет конфискован. В соответствии с ТК РФ таможенные органы осуществляют выпуск товаров не позднее полутора часов с момента принятия таможенной декларации. Если объект ИС не включен в ТРОИС, то в течение этого времени сложно получить от правообладателя информацию о признаках контрафактности товара и привлечь нарушителя к ответственности. Что же касается объектов ИС, внесенных в ТРОИС, то в отношении их таможенные органы правомочны осуществлять процедуру приостановления выпуска товаров в соответствии с гл. 38 ТК РФ, в данном случае рассматриваемый временной промежуток равен десяти рабочим дням, который при необходимости может быть продлен еще на столько же рабочих дней. Таким образом, следует расширить функции таможенных органов в области защиты прав ИС и наделить таможенные органы правомочиями приостановления выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных, и в отношении товаров, не включенных в ТРОИС.
2. ФТС России внедрила Концепцию развития таможенного контроля после выпуска товаров. В процессе таможенного оформления акцент с контроля смещен на последующие этапы обращения товара на рынке. Срок, в течение которого таможенные органы осуществляют проверку достоверности заявленных при таможенном оформлении сведений, увеличен с одного года до трех лет.
Перечислим проблемные вопросы, существующие в сфере защиты прав ИС таможенными органами РФ:
1. Неотработанный механизм защиты товарных
Секция «Актуальные проблемы таможенного дела: взгляд молодых»
знаков и других средств индивидуализации, не внесенных в ТРОИС ФТС России;
2. Отказ правообладателей от принятия мер защиты в отношении своих прав на товары, обладающие признаками контрафактных, что обусловлено их материальной незаинтересованностью.
3. Несовершенство российского законодательства об ИС.
4. Несовершенство процедуры возбуждения административного производства по ст. 14.10 КоАП РФ за незаконное использование товарного знака или другого средства индивидуализации (сегодня данная процедура возможна только при наличии заявления правообладателя);
5. Отсутствие координации взаимодействия с правоохранительными и контролирующими органа-
ми (прокуратура РФ, МВД России, Роспотребнадзор и др.).
В целях совершенствования государственной системы защиты ИС необходимы следующие изменения:
1. Повышение уровня правосознания граждан Российской Федерации в области защиты прав ИС, в том числе таможенными и другими правоохранительными органами.
2. Налаживание сотрудничества с правообладателями.
3. Увеличение штрафных санкций за нарушения, связанные с незаконным использованием объектов ИС, заложенных в КоАП.
© Минаев Е. И., Сурник А. П., 2010
УДК 334.726
Н. С. Новосельцева Научный руководитель - В. В.Соловьев Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ
Рассматриваются вопросы создания портовых особых экономических зон (ОЭЗ) на территории РФ. Дается определение и виды ОЭЗ, так же рассматриваются цели их создания. Обозначены основные проблемы, возникающие при создании портовой ОЭЗ. Показаны меры государственного воздействия направленные на решение существующих проблем в этой области.
В современном мире действует около трех тысяч особых экономических зон (ОЭЗ). Мировая практика зарубежных стран по созданию и функционированию ОЭЗ говорит об эффективности и целесообразности их использования для воплощения в жизнь передовых экономических идей. ОЭЗ являются институтом, который способствует привлечению инвестиций, укреплению экономического и научного потенциала страны и развитию производства, в первую очередь ориентированного на экспорт.
В июле 2005 г. в России был принят ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ» № 116-ФЗ, ставший правовой основой для создания ОЭЗ. Основная цель введения института ОЭЗ: развитие обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции, транспортной инфраструктуры, а также туризма и санаторно-курортной сферы [1]. ОЭЗ - определяемая Правительством РФ часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности [2]. Механизм ОЭЗ предполагает преференции по трем ключевым для бизнеса направлениям: налоговые и таможенные льготы, государственное финансирование инфраструктуры, снижение административных барьеров Изначально предусматривалось создание только двух типов ОЭЗ: технико-внедренческих и промышленно-производственных. В 2006 г. были внесены поправки в ФЗ № 116-ФЗ предусматривающие создание туристско-рекреа-ционные ОЭЗ, а в 2007 г. - портовые ОЭЗ.
В настоящее время на территории РФ создано 13 ОЭЗ: две промышленно-производственного типа, четыре - технико-внедренческие и семь туристско-рекреационных. Так же по итогам федерального конкурса на право создания портовой ОЭЗ в июне 2008г. были отобраны три площадки: Ульяновск (аэропортовая ОЭЗ), Красноярск (аэропортовая ОЭЗ), Советская Гавань (портовая ОЭЗ морского типа).
Цели создания портовой ОЭЗ с точки зрения государства: привлечение прямых иностранных инвестиций, передовых технологий хотя бы на ограниченную часть территории страны; создание новых рабочих мест для высококвалифицированного персонала; развитие экспортной базы; стимулирование развития портового хозяйства и структур, оказывающих портовые услуги. С точки зрения инвесторов: освоение новых рынков сбыта; приближение производства к потребителю; минимизация затрат, связанная с отсутствием экспортных и импортных таможенных пошлин; доступ к инфраструктуре.
Портовые особые экономические зоны (ПОЭЗ) создаются на участках территории, прилегающих к морским портам, речным портам, открытым для международного сообщения и захода иностранных судов, к аэропортам, открытым для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, и могут включать в себя части территорий и (или) акваторий морских портов, речных портов, территорий аэропортов. Портовые особые экономические зоны могут созда-