Секция «Актуальные проблемы таможенного дела: взгляд молодых»
знаков и других средств индивидуализации, не внесенных в ТРОИС ФТС России;
2. Отказ правообладателей от принятия мер защиты в отношении своих прав на товары, обладающие признаками контрафактных, что обусловлено их материальной незаинтересованностью.
3. Несовершенство российского законодательства об ИС.
4. Несовершенство процедуры возбуждения административного производства по ст. 14.10 КоАП РФ за незаконное использование товарного знака или другого средства индивидуализации (сегодня данная процедура возможна только при наличии заявления правообладателя);
5. Отсутствие координации взаимодействия с правоохранительными и контролирующими органа-
ми (прокуратура РФ, МВД России, Роспотребнадзор и др.).
В целях совершенствования государственной системы защиты ИС необходимы следующие изменения:
1. Повышение уровня правосознания граждан Российской Федерации в области защиты прав ИС, в том числе таможенными и другими правоохранительными органами.
2. Налаживание сотрудничества с правообладателями.
3. Увеличение штрафных санкций за нарушения, связанные с незаконным использованием объектов ИС, заложенных в КоАП.
© Минаев Е. И., Сурник А. П., 2010
УДК 334.726
Н. С. Новосельцева Научный руководитель - В. В.Соловьев Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ
Рассматриваются вопросы создания портовых особых экономических зон (ОЭЗ) на территории РФ. Дается определение и виды ОЭЗ, так же рассматриваются цели их создания. Обозначены основные проблемы, возникающие при создании портовой ОЭЗ. Показаны меры государственного воздействия направленные на решение существующих проблем в этой области.
В современном мире действует около трех тысяч особых экономических зон (ОЭЗ). Мировая практика зарубежных стран по созданию и функционированию ОЭЗ говорит об эффективности и целесообразности их использования для воплощения в жизнь передовых экономических идей. ОЭЗ являются институтом, который способствует привлечению инвестиций, укреплению экономического и научного потенциала страны и развитию производства, в первую очередь ориентированного на экспорт.
В июле 2005 г. в России был принят ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ» № 116-ФЗ, ставший правовой основой для создания ОЭЗ. Основная цель введения института ОЭЗ: развитие обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции, транспортной инфраструктуры, а также туризма и санаторно-курортной сферы [1]. ОЭЗ - определяемая Правительством РФ часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности [2]. Механизм ОЭЗ предполагает преференции по трем ключевым для бизнеса направлениям: налоговые и таможенные льготы, государственное финансирование инфраструктуры, снижение административных барьеров Изначально предусматривалось создание только двух типов ОЭЗ: технико-внедренческих и промышленно-производственных. В 2006 г. были внесены поправки в ФЗ № 116-ФЗ предусматривающие создание туристско-рекреа-ционные ОЭЗ, а в 2007 г. - портовые ОЭЗ.
В настоящее время на территории РФ создано 13 ОЭЗ: две промышленно-производственного типа, четыре - технико-внедренческие и семь туристско-рекреационных. Так же по итогам федерального конкурса на право создания портовой ОЭЗ в июне 2008г. были отобраны три площадки: Ульяновск (аэропортовая ОЭЗ), Красноярск (аэропортовая ОЭЗ), Советская Гавань (портовая ОЭЗ морского типа).
Цели создания портовой ОЭЗ с точки зрения государства: привлечение прямых иностранных инвестиций, передовых технологий хотя бы на ограниченную часть территории страны; создание новых рабочих мест для высококвалифицированного персонала; развитие экспортной базы; стимулирование развития портового хозяйства и структур, оказывающих портовые услуги. С точки зрения инвесторов: освоение новых рынков сбыта; приближение производства к потребителю; минимизация затрат, связанная с отсутствием экспортных и импортных таможенных пошлин; доступ к инфраструктуре.
Портовые особые экономические зоны (ПОЭЗ) создаются на участках территории, прилегающих к морским портам, речным портам, открытым для международного сообщения и захода иностранных судов, к аэропортам, открытым для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, и могут включать в себя части территорий и (или) акваторий морских портов, речных портов, территорий аэропортов. Портовые особые экономические зоны могут созда-
Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
ваться на земельных участках, предназначенных в установленном порядке для строительства, расширения, реконструкции и эксплуатации морского порта, речного порта, аэропорта [3].
Для ПОЭЗ устанавливаются ограничения по площади - не более 50 км2 (при необходимости площадь зоны может быть увеличена постановлением Правительства РФ). Срок существования ПОЭЗ составляет 49 лет и не подлежит продлению.
Преференции и льготы резидентов ПОЭЗ включают: режим свободной таможенной зоны; льготы по налогу на имущество (не уплачивается в течение первых 5 лет с момента постановки объекта на баланс); льготы по налогу на землю (не уплачивается в течение первых 5 лет с момента приобретения права собственности); льготы по налогу на прибыль в размере 4 %; объекты инженерной и транспортной инфраструктуры ПОЭЗ создаются за счет средств федерального, регионального и муниципального бюджетов.
Красноярский аэропорт «Емельяново» станет ОЭЗ портового типа. Преимущества аэропорта «Емельяново»: развитая инфраструктура, способная принимать воздушные суда всех типов; мощный топливо - заправочный комплекс (400 тыс. т топлива в год); авиационно-техническая база и грузовой терминал мощностью 85 тыс. т груза в год.
Проблемы создания ПОЭЗ:
1) обязательная передача земельных участков Федеральному агентству по управлению особыми экономическими зонами;
2) обязательные вложения без учета уже осуществленных инвестиций;
3) разрешенные на территории ПОЭЗ виды деятельности не являются инвестиционно-привлекательными для инвесторов;
4) система преференций не достаточно для инвесторов;
5) инвесторы имеют достаточно возможностей для развития без статуса резидента ПОЭЗ благодаря упрощенному режиму налогообложения и региональным программам поддержки;
6) ограничения в получении статуса ПОЭЗ по субъектному составу;
7) сложность практической реализации некоторых положений законодательства о регулировании ОЭЗ;
8) правовая неопределенность в имущественных и земельных отношениях и другие проблемы связанные с рисками проектов по созданию ОЭЗ.
Государственные меры, направленные на решение существующих проблем:
1. Поправки к ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ» которые: а) позволяют сохранить земельные участки и инфраструктуру портовой ОЭЗ в частной собственности; б) снижают порог инвестиций для участия в особых экономических зонах; в) разрешают новые виды деятельности на территории портовых ОЭЗ.
2. Законопроект, позволяющий Внешэкономбанку участвовать в реализации проектов по созданию инфраструктуры ОЭЗ [4].
3. Сокращение административных барьеров, в том числе касательно таможенных процедур, так же не исключается расширение налоговых льгот [5].
4. Завершение реорганизации структуры управления ОЭЗ.
Библиографические ссылки
1. Об особых экономических зонах в РФ : федер. закон. № 116-ФЗ [от 22.07.2005 г.] в ред. от 03.06.2006 № 76-ФЗ. Ст. 3.
2. Там же. Ст. 2.
3. О внесении изменений в ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ и отдельные законодательные акты РФ : федер. закон. № 340-ФЗ [от 25.12.2009 г.]. Ст. 1.
4. Кукол Е. Бизнес со скидкой // Российская газета. № 5060 (236). URL: www.rg.ru/2009/12/10/ bilet.html.
5. Сенаторы одобрили снижение «проходного порога в ОЭЗ» // Экономика и жизнь. 17.12.2009. URL: http://www.eg-online.ru/news/86372/
© Новосельцева Н. С., Соловьев В. В., 2010
УДК 339.543
Л. Е. Петренко Научный руководитель - В. В. Соловьев Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ЗАЩИТЫ ВНУТРЕННЕГО РЫНКА
Рассматривается в каком случае, таможенные пошлины, могут выступать как одни из элементов защиты внутреннего рынка.
Внутренний рынок - это рынок, действующий внутри страны, формирующийся прежде всего, национальным производителем. И в связи с этим механизм защиты национального рынка, его прочность в значительной мере зависят в значительной мере от его конкурентоспособности. Но в силу своих воз-
можностей национальные производители не всегда могут самостоятельно выигрывать на рынке. В этом может помочь политика государства по защите внутреннего рынка [1].
Основной целью мер защиты внутреннего рынка является противодействие несправедливой конку-