Научная статья на тему 'Портовые особые экономические зоны - инструмент интеграции России в мировую экономику'

Портовые особые экономические зоны - инструмент интеграции России в мировую экономику Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
952
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / ПОРТОВАЯ ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / СВОБОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / ПРАВОВОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ЗОН / SPECIAL ECONOMIC ZONE / A PORT SPECIAL ECONOMIC ZONE / FREE ECONOMIC ZONE / THE LEGAL AND ECONOMIC MECHANISMS OF ZONES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Быкова Е. Н.

В статье представлен анализ действующего закона об особых экономических зонах на примере портовой ОЭЗ, выявлены позитивные и негативные моменты создания этих зон в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PORT PARTICULAR ECONOMIC ZONES AS MODE OF INTEGRATION OF RUSSIA INTO GLOBAL ECONOMIC SOCIETY

This paper presents an analysis of the current law on special economic zones by the example of port SEZ, identified the positives and negatives of these zones in Russia.

Текст научной работы на тему «Портовые особые экономические зоны - инструмент интеграции России в мировую экономику»

ПОРТОВЫЕ ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ - ИНСТРУМЕНТ ИНТЕГРАЦИИ РОССИИ В МИРОВУЮ ЭКОНОМИКУ

Быкова Е.Н., аспирант кафедры Коммерческой эксплуатации и внешнеэкономических связей ФГОУ МГАВТ

В статье представлен анализ действующего закона об особых экономических зонах на примере портовой ОЭЗ, выявлены позитивные и негативные моменты создания этих зон в России.

Ключевые слова: Особая экономическая зона, портовая особая экономическая зона, свободная экономическая зона, правовой и экономический механизм зон.

PORT PARTICULAR ECONOMIC ZONES AS MODE OF INTEGRATION OF RUSSIA INTO GLOBAL ECONOMIC SOCIETY

Bikova E., The post-graduate student of chair of Commercial Operations and Foreign Economy Relations FSEIMSAWT

This paper presents an analysis of the current law on special economic zones by the example ofport SEZ, identified the positives and negatives of these zones in Russia.

Keywords: Special economic zone, a port special economic zone, free economic zone, the legal and economic mechanisms of zones.

Создание особых экономических зон на территории портов Российской Федерации - это не только создание условий для привлечения отечественных и иностранных инвесторов в практически закрытую сферу экономики из-за рискового инвестиционного климата в ней, но прежде всего стимулирование развития портового хозяйства, развития портовых услуг, способных создать конкуренцию зарубежным аналогам.

В июле 2005 года в России принят Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее - Закон) ставший правовым основанием для создания нового вида территориальных образований с особым режимом осуществления предпринимательской деятельности - особых экономических зон (ОЭЗ).

Основная цель введения института ОЭЗ как инструмента государственно-частного партнерства (ГЧП) состояла в том, чтобы:

• создать благоприятную деловую среду в регионах, обеспечить снижение социальной напряженности в депрессивных территориях;

• обеспечить частному сектору (инвестору) административную, финансовую и консультационную поддержку в развитии определенной сферы экономики;

• создать упрощенный порядок администрирования ПОЭЗ, способствующий снятию барьеров входа в отрасль (сферу деятельности);

• установить для инвесторов-резидентов особых экономических зон специальный налоговый и таможенный режимы в целях создания привлекательных условий осуществления предпринимательской деятельности («льготный» режим хозяйствования).

Данный закон ввел в российское право три типа этих зон - промышленно-производственные, технико-внедренческие и туристско-рекреационные. По принятии закона впервые в правительственных и научных кругах заговорили и о создании портовых особых экономических зон (ПОЭЗ). Поэтому в 2007 году законопроект был дополнен еще одним типом зон - ПОЭЗ, насущная потребность ввода данного типа зон обусловлена высоким уровнем неконкурен-тоспособности портового хозяйства России. В соответствии с российским законодательством формирование нового типа ОЭЗ потребовало усовершенствования некоторых правовых норм. К примеру, существующий запрет наличия на момент создания зоны на ее территории имущества юридических и физических лиц (это ограничение работает для промышленно-производственных и техниковнедренческих зон) отменен, что вполне обоснованно, поскольку зоны создаются в существующих морских, речных портах и грузовых терминалах международных аэропортов.

В начале 2008 года МЭРТ провел конкурс на создание ПОЭЗ. На этот конкурс поступило 20 заявок. Однако комиссией было принято решение о создании на территории России всего 3-х портовых

Таблица. Целевые параметры участников ПОЭЗ

Параметры создания с точки зрения государства Параметры создания с точки зрения инвесторов

Привлечение прямых отечественных и иностранных инвестиций, передовых технологий хотя бы на ограниченную часть территории страны и в определенную сферу деятельности Освоение новых рынков, в том числе международных, и разработка новых видов услуг.

Создание новых рабочих мест для высококвалифицированного персонала Минимизация затрат, связанная с новым видом налогового и таможенного режима

Развитие внешнеторговой деятельности и экспортной базы Изменение административного режима функционирования, снижение административных барьеров

Включение портового хозяйства в глобальную экономику Развитие определенной территории на основе дополнительного привлечения рабочей силы и потенциальных технологических преимуществ

Апробация новых методов менеджмента и организации труда Доступ к глобальной транспортной инфраструктуре

ОЭЗ: аэропорт «Емельяново» в Красноярске, аэропорт «Ульяновск-Восточный» в Ульяновске, морской порт «Советская гавань» в Хабаровском крае. При этом фактически отказались от участия явные «фавориты» конкурса, в числе которых можно назвать морской порт «Усть-Луга».

На современном этапе мы не можем провести всесторонний анализ функционирования ПОЭЗ, поскольку незначительные временной режим их функционирования предоставляет недостаточную информацию о развитии этих зон. В современной ситуации мы можем провести анализ законодательства о ПОЭЗ и выявить причины медленного развития этого инструмента государственно-частного партнерства в России. Прежде всего остановимся на целях, преследуемых участниками ПОЭЗ. Поскольку институт ОЭЗ является развитием более широкого понятия «ГЧП», то цели его создания необходимо дифференцировать в зависимости от интересов инвесторов - резидентов зон и государства. Целевые параметры приведены в таблице.

Каждый целевой параметр позволит нам рассмотреть преимущества и недостатки правового режима создания и функционирования ПОЭЗ.

Особенности функционирования хозяйствующих субъектов, работающих в портовой особой экономической зоне, дифференцируются в зависимости от вида портовой деятельности, которая ими осуществляется, и к которым в соответствии с законодательством относятся:

• услуги по складированию и хранению товаров, а также транспортно-экспедиторские услуги;

• снабжение и укомплектование снаряжением судов, оснащение судов (воздушных судов) судовыми припасами и бортовыми запасами;

• ремонт, техническое обслуживание и модернизация морских и речных судов и судовой техники, воздушных судов и авиационной техники, в том числе двигателей и других агрегатов;

• переработка и консервирование рыбы и морепродуктов;

• работы по предпродажной подготовке товаров (упаковка, переупаковка, дробление, укрупнение, маркировка и тому подобные работы);

• простые сборочные операции по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации;

• оптовая торговля товарами;

• обеспечение функционирования деятельности портовой особой экономической зоны.

Ограничение видов деятельности, включаемых в понятие портовое хозяйство, и прежде всего исключение сборочного производства из его номенклатуры - одна из причин недостаточного развития ПОЭЗ. С нашей точки зрения, разрешенные Законом на территории ПОЭЗ виды деятельности, не являются достаточно инвестиционно-привлекательными для частного сектора (инвесторов), который в основном и является резидентом данного типа зоны. Мировой опыт создания портовых (или как они называются в развивающихся странах и странах рыночной экономики «свободных экономических зон - СЭЗ») особых экономических зонах показывает, что основной отраслью экономики, обеспечивающей эффективное развитие ПОЭЗ, было и остается именно сборочное производство. Так, например, в Шанхае резидентами СЭЗ «Пудун» являются такие предприятия как: Nissan Motor Co. (автомобилестроение); Volvo (автомобилестроение); Volkswagen (автомобилестроение); Mazdas Motor Co. (автомобилестроение); Honda Motor Co. (автомобилестроение); MSP/DRILEX (тяжелое машиностроение); Tomson (электротехническая промышленность). Это свидетельствует о том, что одной из основных целей СЭЗ является создание сборочных производств и интенсификация международного торгового обмена за счет активизации и расширения внешнеторговой, а также внешнеэкономической деятельности. В отличие от международных аналогов СЭЗ в России основная цель создания ПОЭЗ сводится к развитию транспортной инфраструктуры (в частности, портовой). Указанный вывод подтверждается положениями статьи 3 («цели создания особых экономических зон») Закона об особых экономических зонах. При этом государство не рассматривает в качестве приоритета создание и развитие на территории, например, морских портов сборочных производств, предусматривая лишь в качестве разрешенного вида деятельности на территории портов простые сборочные и иные операции, осуществление которых существенно не изменяет состояние товара.

Кроме того, согласно законопроекту территории портовых осо-

бых экономических зон не могут включать имущественный комплекс, предусмотренный для посадки/высадки и иного обслуживания пассажиров. В какой-то степени это оправданная мера, поскольку целевой ориентир закона - развитие инфраструктуры транспорта. Вместе с тем исключение из числа объектов, которые могут входить в состав ПОЭЗ, пассажирских терминалов не вполне отвечает логике развития конкурентоспособного портового хозяйства. Ограничить возможность участия в конкурсе, например, только аэропортами осуществляющими исключительно грузовые перевозки (КАРГО) было бы не совсем правильно, т.к. в начале 90-х, когда финансирования со стороны государства на поддержание/развитие аэропортовой инфраструктуры не было, «удержаться» в основном смогли лишь аэропорты, ориентированные как на грузовые (в меньшей степени), так и на пассажирские перевозки (наиболее прибыльный на сегодня вид перевозок).

К позитивным характеристикам действующего закона следует отнести увеличение срока функционирования ПОЭЗ по сравнению с другими типами зон Российской Федерации. Принимая во внимание длительный период окупаемости портового хозяйства, высокую стоимость основных фондов, используемых в портовом хозяйстве, и необходимость неизменности правового режима в течение длительного периода времени для гарантии условий ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности при принятии норм, улучшающих условия ведения бизнеса, законопроектом предусматривается увеличение до 49 лет срока, на который предлагается создавать ПОЭЗ (по остальным зонам он составляет 20 лет).

В то же время типологизация ОЭЗ, закрепленная законом, не допускает возможности создания комплексных зон, включающих элементы правового режима перечисленных выше типов ОЭЗ. Такое жесткое разграничение ОЭЗ по 4 типам представляется не вполне оправданным, так как имеющийся европейский опыт создания комплексных зон показал свою эффективность. Примерами успешно функционирующих комплексных СЭЗ могут служить СЭЗ «Барселона» (Испания), СЭЗ «Санта Мария» и СЭЗ на острове Мадейра (Португалия). Комплексными являются свободные экономические зоны, созданные в Республике Беларусь. Разновидностью комплексных СЭЗ выступают предпринимательские зоны, функционирующие в Великобритании, Франции, Венгрии. В России наиболее очевидными представляются возможности сочетания промышленнопроизводственной и технико-внедренческой, портовой и промышленно-производственной зон. Отсутствие таких возможностей снижает эффективность правового режима действующих ОЭЗ.

Общей характерной чертой различных видов свободных экономических зон (в мировой интерпретации) является наличие благоприятного инвестиционного климата, включающего в себя таможенные, финансовые, налоговые льготы и преимущества по сравнению с общим режимом для предпринимателей, существующим в той или иной стране. Конкретные льготы и стимулы имеют некоторые количественные отличия по зонам разных стран, по существу они, как правило, аналогичны. Практически во всех странах выделяют четыре основные группы льгот, свойственные правовому режиму зон:

1. Внешнеторговые льготы. Они предусматривают введение особого таможенно-тарифного режима (снижение или отмену экспортно-импортных пошлин) и упрощенного порядка осуществления внешнеторговых операций всех видов.

2. Налоговые льготы содержат нормы, связанные с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности или поведения предпринимателей. Эти льготы могут затрагивать налоговую базу (прибыль, стоимость имущества и т. д.), отдельные ее составляющие (амортизационные отчисления, издержки на зарплату, научноисследовательские и опытно-конструкторские работы, транспорт), уровень налоговых ставок, вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения.

3. Финансовые льготы включают различные формы субсидий. Они предоставляются в виде более низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование земельными участками и производственными помещениями, льготных кредитов.

4. Административные льготы предоставляются администрацией зоны с целью упрощения процедур регистрации предприятий и режима въезда-выезда иностранных граждан, а также оказания различных услуг.

Применительно к режиму функционирования ПОЭЗ эти льготы приобретают следующие черты:

Внешнеторговые: В Закон включены нормы прямого действия,

устанавливающие таможенный режим свободной таможенной зоны (СТЗ), согласно которому иностранные товары размещаются и используются в пределах территории ПОЭЗ без уплаты таможенных пошлин и НДС, а также без применения к указанным товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Российские же товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин (ст.37 Закона). При вывозе иностранных и российских товаров (продуктов их переработки), помещенных под таможенный режим СТЗ, с территории ПОЭЗ на остальную часть территории России взимаются подлежащие уплате таможенные пошлины и налоги в соответствии с законодательством РФ. При вывозе указанных товаров за пределы таможенной территории РФ ввозные таможенные пошлины, налоги не взимаются, а вывозные таможенные пошлины подлежат уплате в соответствии с таможенным режимом экспорта. Проще говоря, режим свободной таможенной зоны ориентирован на экспортные производства, позволяя завозить комплектующие и сырье из-за рубежа без уплаты НДС и таможенной пошлины, а после переработки вывозить либо на территорию России в режиме экспорта, т.е. с уплатой НДС и экспортной пошлины, либо за пределы России, но без уплаты НДС и таможенной пошлины. Такой режим позволяет легально и эффективно стимулировать экспорт. С 1 января 2008 г. для резидентов ПОЭЗ проведение работ (оказание услуг) на их территории освобождается от обложения НДС согласно подп. 27 п. 3 ст. 149 НК РФ. При этом резиденты таких зон вправе отказаться от предоставленной льготы, подав соответствующее заявление в налоговый орган (п. 5 ст. 149 НК РФ).

Налоговые: Налог на прибыль. Согласно ст. 284 Налогового Кодекса РФ налоговая ставка по налогу на прибыль установлена в размере 20%, при этом для организаций — резидентов ПОЭЗ законами субъектов РФ может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль от деятельности, осуществляемой на территории ПОЭЗ (но не ниже 13,5%). Организация — резидент ОЭЗ вправе применять пониженную налоговую ставку только в отношении доходов от деятельности в ПОЭЗ, при условии ведения раздельного учета доходов и расходов, полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой на территории ПОЭЗ, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении деятельности за ее пределами.

Кроме того, резиденты ПОЭЗ имеют дополнительные льготы. Они вправе в отношении собственных основных средств к основной норме амортизации применять специальный коэффициент, но не выше 2. Для резидентов ПОЭЗ, выполняющих научные исследования и опытно-конструкторские разработки, налоговая нагрузка тоже снижена. Для них в абз. 4 п. 2 ст. 262 НК РФ установлено, что расходы на НИОКР (в том числе не давшие положительного результата) признаются в размере фактических затрат в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены.

Налог на имущество.

Налог на имущество организаций устанавливается Налоговым Кодексом РФ и законом субъекта РФ и вводится в действие законом субъекта РФ. Резидентам всех типов ОЭЗ налоговым законодательством предоставляется налоговая льгота в виде освобождения от уплаты налога в течение 5 лет с момента постановки на учет имущества. Льгота предоставляется при одновременном выполнении следующих условий:

1) основные средства созданы или приобретены в целях ведения деятельности в ПОЭЗ;

2) указанное имущество находится на соответствующей территории ПОЭЗ;

3) имущество фактически используется на территории ПОЭЗ в рамках соглашений о создании портовой особой экономической зоны (введено с 1 января 2008 г.).

Помимо Налогового Кодекса РФ налоговые льготы могут также устанавливаться законами субъектов РФ.

Административный режим. Реализация принципа «одного окна» посредством делегирования ряда полномочий федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному осуществлять функции по управлению ПОЭЗ (федеральному агентству).

Проблемы предоставляемых льгот и государственного финансирования развития инфраструктуры транспорта требуют отдельного рассмотрения.

В заключение необходимо отметить, что при разработке экономических стимулов для потенциальных резидентов ОЭЗ в России и совершенствовании механизмов управления ОЭЗ следует учитывать необходимость гармонизации российского и европейского законодательства и уделить особое внимание государственной региональной помощи и целенаправленной государственной помощи, чтобы обеспечить соответствие с правилами функционирования СЭЗ, применяемыми в государствах-членах Европейского Союза.

Литература:

1. Федеральный закон N 116-ФЗ от 22 июля 2005 года «Об особых экономических зонах в Российской Федерации (в редакции Федеральных законов от 03.06.2006 N 76-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 30.10.2007 N 240-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 25.12.2009 N 340-ФЗ).

2. Архипов А. Экономические зоны: достоинства и недостатки // Экономист. - 2006. - N 11. - С.28-34.

3. Рожков Г.В. Развитие свободных экономических зон как социальных систем // Микроэкономика. - 2009. - N 6. - С.225-231.

4. Цуй Шань. Становление и развитие СЭВ КНР: автореф. дис. канд. экон. наук / Моск. ун-т потребит. кооперации. - М., 1999. -22с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.