Научная статья на тему 'Таможенные пошлины как инструмент защиты внутреннего рынка'

Таможенные пошлины как инструмент защиты внутреннего рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
842
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петренко Л. Е., Соловьев В. В.

Рассматривается в каком случае, таможенные пошлины, могут выступать как одни из элементов защиты внутреннего рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Таможенные пошлины как инструмент защиты внутреннего рынка»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

ваться на земельных участках, предназначенных в установленном порядке для строительства, расширения, реконструкции и эксплуатации морского порта, речного порта, аэропорта [3].

Для ПОЭЗ устанавливаются ограничения по площади - не более 50 км2 (при необходимости площадь зоны может быть увеличена постановлением Правительства РФ). Срок существования ПОЭЗ составляет 49 лет и не подлежит продлению.

Преференции и льготы резидентов ПОЭЗ включают: режим свободной таможенной зоны; льготы по налогу на имущество (не уплачивается в течение первых 5 лет с момента постановки объекта на баланс); льготы по налогу на землю (не уплачивается в течение первых 5 лет с момента приобретения права собственности); льготы по налогу на прибыль в размере 4 %; объекты инженерной и транспортной инфраструктуры ПОЭЗ создаются за счет средств федерального, регионального и муниципального бюджетов.

Красноярский аэропорт «Емельяново» станет ОЭЗ портового типа. Преимущества аэропорта «Емельяново»: развитая инфраструктура, способная принимать воздушные суда всех типов; мощный топливо - заправочный комплекс (400 тыс. т топлива в год); авиационно-техническая база и грузовой терминал мощностью 85 тыс. т груза в год.

Проблемы создания ПОЭЗ:

1) обязательная передача земельных участков Федеральному агентству по управлению особыми экономическими зонами;

2) обязательные вложения без учета уже осуществленных инвестиций;

3) разрешенные на территории ПОЭЗ виды деятельности не являются инвестиционно-привлекательными для инвесторов;

4) система преференций не достаточно для инвесторов;

5) инвесторы имеют достаточно возможностей для развития без статуса резидента ПОЭЗ благодаря упрощенному режиму налогообложения и региональным программам поддержки;

6) ограничения в получении статуса ПОЭЗ по субъектному составу;

7) сложность практической реализации некоторых положений законодательства о регулировании ОЭЗ;

8) правовая неопределенность в имущественных и земельных отношениях и другие проблемы связанные с рисками проектов по созданию ОЭЗ.

Государственные меры, направленные на решение существующих проблем:

1. Поправки к ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ» которые: а) позволяют сохранить земельные участки и инфраструктуру портовой ОЭЗ в частной собственности; б) снижают порог инвестиций для участия в особых экономических зонах; в) разрешают новые виды деятельности на территории портовых ОЭЗ.

2. Законопроект, позволяющий Внешэкономбанку участвовать в реализации проектов по созданию инфраструктуры ОЭЗ [4].

3. Сокращение административных барьеров, в том числе касательно таможенных процедур, так же не исключается расширение налоговых льгот [5].

4. Завершение реорганизации структуры управления ОЭЗ.

Библиографические ссылки

1. Об особых экономических зонах в РФ : федер. закон. № 116-ФЗ [от 22.07.2005 г.] в ред. от 03.06.2006 № 76-ФЗ. Ст. 3.

2. Там же. Ст. 2.

3. О внесении изменений в ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ и отдельные законодательные акты РФ : федер. закон. № 340-ФЗ [от 25.12.2009 г.]. Ст. 1.

4. Кукол Е. Бизнес со скидкой // Российская газета. № 5060 (236). URL: www.rg.ru/2009/12/10/ bilet.html.

5. Сенаторы одобрили снижение «проходного порога в ОЭЗ» // Экономика и жизнь. 17.12.2009. URL: http://www.eg-online.ru/news/86372/

© Новосельцева Н. С., Соловьев В. В., 2010

УДК 339.543

Л. Е. Петренко Научный руководитель - В. В. Соловьев Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ЗАЩИТЫ ВНУТРЕННЕГО РЫНКА

Рассматривается в каком случае, таможенные пошлины, могут выступать как одни из элементов защиты внутреннего рынка.

Внутренний рынок - это рынок, действующий внутри страны, формирующийся прежде всего, национальным производителем. И в связи с этим механизм защиты национального рынка, его прочность в значительной мере зависят в значительной мере от его конкурентоспособности. Но в силу своих воз-

можностей национальные производители не всегда могут самостоятельно выигрывать на рынке. В этом может помочь политика государства по защите внутреннего рынка [1].

Основной целью мер защиты внутреннего рынка является противодействие несправедливой конку-

Секция «Актуальные проблемы таможенного дела: взгляд молодых»

ренции со стороны импортируемых товаров или резко возросшему импорту. И обеспечить защиту можно по средствам введения пошлин, которые входят в таможенно-тарифное регулирование ВЭД (совокупность методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, основанных на применении таможенных пошлин, таможенных процедур, правил):

1. Антидемпинговые пошлины, применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров [2].

2. Компенсационная пошлина, накладываемая на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров [2].

3. Специальные пошлины, устанавливаются на определенный срок в тех случаях, когда какой - либо товар импортируется в таких количествах, что причиняет или угрожает причинить серьезный

ущерб отечественным производителям конкурирующих товаров [1].

В России пошлины, исторически возникли раньше других средств регулирования внешнеторговой деятельности, которые первоначально использовались преимущественно в качестве источника дохода государства, а только в 1649 году стали использоваться для борьбы с иностранной конкуренции, для поддержания внутреннего рынка (национального производителя).

И можно сказать только то, что таможенные пошлины, как инструмент защиты внутреннего рынка, применяются, как в больших (которые имеют огромные объемы продаж, например металлургия) отраслях промышленности, так и в малых (например, дрожжевые пекарни) [1].

Библиографические ссылки

1. Таможенные пошлины как инструмент государственного регулирования экономики : монография. М, 2006.

2. Федеральный закон от 8 декабря 2003 года № 165-ФЗ.

© Петренко Л. Е., Соловьев В. В., 2010

УДК 339.543

Е. А. Попова Научный руководитель - Н. В. Полежаева Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ КАК ИНСТРУМЕНТ АВТОМОБИЛЬНОГО РЫНКА РФ

Данная статья посвящена проблеме таможенного регулирования автомобильного рынка Российской Федерации, были рассмотрены таможенные пошлины как первоисточник проблем, таможенная политика государства в отношении регулирования автомобильного рынка и действия отечественных автомобильных производителей, и с учетом вышеизложенного - анализ ситуации на рынке.

С момента возникновения государственных границ таможенные пошлины были не только способом пополнения казны князя, императора и любого другого правителя, но и средством для регулирования внутреннего рынка страны. Спустя тысячелетия ситуация в целом не изменилась и по-прежнему пошлины на границе являются одним из самых эффективных инструментов для развития того или иного рынка в стране. Однако не стоит забывать о том, что таможенные пошлины как и любой другой инструмент не является панацеей от всех бед. Наглядным примером является использование таможенных пошлин на автомобильном рынке страны.

Учитывая теорию ВЭД можно сказать, что таможенные пошлины являются инструментом регулирования того или иного рынка страны и направлены они не только на выполнение фискальной функции, но и на поддержание отечественного производителя. Однако это палка о двух концах, и на данную ситуацию нельзя смотреть однобоко.

С одной стороны, безусловно, таможенные пошлины являются бесспорным инструментом для

поддержания отечественного производителя, но каким образом это происходит? Повышая импортные пошлины на иностранные легковые автомобили, государство сокращает предложение данных автомобилей на нашем рынке. Следовательно, государство предоставляет отечественным производителям возможность завоевать данную нишу автомобильного рынка Российской Федерации.

Со стороны таможенной политики государство предпринимает правильные меры по вопросам таможенной политики в секторе автомобильного рынка, оно и об отечественном автопроме заботится, предоставляя ему все карты в руки, но и о себе не забывает, увеличивая импортные пошлины, тем самым пополняя собственную казну. Учитывая вышеизложенное можно сделать вывод, что государство проводит правильную таможенную политику, но возникает вопрос, почему же кроме завышенных цен на иностранные автомобили граждане РФ других изменений не видят?

Для того чтобы достоверно ответить на данный вопрос нужно совершить маленький экскурс в исто-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.