Научная статья на тему 'Борьба таможенных органов с контрафактной продукцией'

Борьба таможенных органов с контрафактной продукцией Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
387
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Артемов Е. А., Сурник А. П.

Работа посвящена борьбе таможенных органов с контрафактной продукцией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Борьба таможенных органов с контрафактной продукцией»

Секция «Инновационное развитие таможенного дела в России»

ряющих сферу применения удаленного выпуска. Дальнейшее развитие данной технологии заключается в решении ряда задач, которые поставлены перед таможенными органами. Это повышение стабильности работы программного обеспечения и каналов связи, развитие электронного документооборота, создание единой электронной базы разрешительных документов других контролирующих органов [3].

В приказе ФТС России от 18 февраля 2010 г. № 317 «Об утверждении перечня таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль товаров и транспортных средств в соответствии с Приказом ФТС России от 10 декабря 2009 г. № 2233» определен ограниченный перечень внутренних и приграничных таможенных органов реализующих технологию удаленного выпуска. Например, таможенный пост (далее т/п) Аэропорт Красноярск (код таможенного органа 10606010) - т/п Аэропорт Домодедово (код таможенного органа 10002010); Красноярский т/п (10606060) - т/п МАПП Забайкальск (10617020); Абаканский таможенный пост (10604030) - т/п ЖДПП Наушки (10602060); Таймырский т/п (10606090) - т/п Морской порт Мурманск (10207050) и т. д. [4].

Успешное развитие технологии удаленного выпуска позволило перейти к созданию Центров элек-

тронного декларирования, основным принципом работы которых станет использование современных таможенных технологий, автоматизация, ускорение и упрощение таможенных процедур. В свою очередь это создаст благоприятные условия для участников внешнеэкономической деятельности (далее ВЭД).

В условиях Таможенного союза это позволит повысить привлекательность российской бизнес-среды, минимизировать издержки участников ВЭД, оперативно перераспределять силы и средства таможенных органов при решении задач по оптимизации организации таможенного дела [5].

Библиографические ссылки

1. URL: http://elegiyaplus.ru/component/content/arti-cle/15.

2. URL: http://elegiyaplus.ru/component/content/arti-cle/14.

3. URL: http://www.tks.ru/news/nearby/2010/06/23/ 0008.

4. Приказ ФТС России № 317 от 18 февр. 2010 г.

5. URL: http://ilts.ru/information/publications/index. php?SECTION_ID=164&ELEMENT_ID=14680.

© Алиев Э. А., Полухин И. В., 2011

УДК 339.543

Е. А. Артемов Научный руководитель - А. П. Сурник Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

БОРЬБА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ С КОНТРАФАКТНОЙ ПРОДУКЦИЕЙ

Работа посвящена борьбе таможенных органов с контрафактной продукцией.

Согласно ГК РФ части четвертой ст. 1225, результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг, предприятий и информационных ресурсов, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются:

- произведения науки, литературы и искусства;

- программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ);

- базы данных;

- результаты исполнения;

- фонограммы и видеозаписи;

- сообщение в эфир или по кабелю радио- или телевизионных передач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания);

- изобретения;

- полезные модели;

- промышленные образцы;

- селекционные достижения;

- топологии интегральных микросхем;

- секреты производства (ноу-хау);

- фирменные наименования;

- товарные знаки и знаки обслуживания;

- наименования мест происхождения товаров;

- коммерческие обозначения;

- доменные имена.

Таможенным органам отводится ключевая роль в пресечении перемещения контрафактной продукции через таможенную границу Российской Федерации.

Проблема контрафакции и фальсификации товаров затрагивает все сферы производственной и предпринимательской деятельности.

Прежде чем говорить об ущербе, причиняемой контрафакцией, надо определиться в этих 2-х понятиях. До сих пор приходиться встречаться с тем, что даже в средствах массовой информации контрафактную продукцию нередко путают с фальсифицированной продукцией или считают эти понятия синонимичными. Поэтому целесообразно определить различия между ними.

Фальсификация - умышленное качественное изменение продукта с целью выдать товар более низкого качества за оригинальный.

Контрафакция - это изготовление, продажа или способствование незаконному использованию патента, нарушение авторского права, подделка.

Производство и реализация контрафактной и фальсифицированной продукции представляют серь-

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

езную угрозу экономической безопасности, как России, так и стран ближнего зарубежья.

Один из выходов из такой ситуации находится в том, чтобы бизнес и потребитель шли навстречу друг другу - т. е. компании производили бы более доступный для массовых слоев населения товар, а покупатели пристальнее следили бы за качеством того, что они приобретают.

Одна из сегодняшних проблем, которая не позволяет в должной мере контролировать и выявлять контрафактную продукцию - это низкая регистрация товарных знаков правообладателями в Реестре объектов интеллектуальной собственности. На сегодняшний день в нем зарегистрировано 1240 товарных знаков известных компаний.

Несмотря на такой прогресс, таможенным органам предстоит решить еще несколько проблем, и в частности необходимо совершенствовать законодательство. Одним из шагов в этом направлении, должно стать наделение таможенных органов полномочиями по приостановлению выпуска товаров без заявлений правообладателя, что любая продукция сомнительного, на взгляд сотрудников таможни, качества, может быть отнесена к контрафактной. В том числе и та, которая не зарегистрирована в таможенном Реестре. Стоит добавить, что на сегодняшний день, контра-фактом считается даже товар, изготовленный на заводе правообладателя знака, но ввозится на территорию РФ не уполномоченным импортером.

Семилетнее существование ст. 14.10 КоАП РФ, показало ее несостоятельность в борьбе с незаконным использованием товарных знаков. Такому положению дел способствует несколько причин.

Во-первых, распространению контрафактных товаров помогают сами потребители, так как соответствии с теорией рыночного равновесия «спрос рождает предложение», пока находятся покупатели, приобретающие контрафактные товары, будут существовать и «подпольные» производители. В большинстве случаев потребитель осознает, что покупает не оригинальный товар, о чем свидетельствует цена товара и его качество.

Во-вторых, реализации контрафактной продукции способствуют сами производители. Недостаточная ак-

тивность правообладателей по защите своих нарушенных прав также является реальной проблемой настоящего времени. Складывается парадоксальная ситуация, когда контрафактные товары попадают в гражданский оборот из-за халатности правообладателя.

В-третьих, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что право составлять протоколы об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.10 КоАП РФ, имеют: должностные лица органов внутренних дел (милиции), должностные лица таможенных органов, должностные лица органов государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей. Однако проведенный нами анализ практики показал, что в 90 % случаев протоколы об административном правонарушении составляют должностные лица таможенных органов. В то время как должностные лица органов внутренних дел (милиции) могут оперативно осуществлять контроль в сфере нарушений прав на товарные знаки. Но даже если и составляется протокол должностным лицом органов внутренних дел, то низкая правовая грамотность сотрудников в вопросах интеллектуальной собственности не позволяет им довести дело до логического конца.

И, в-четвертых, ответственность за незаконное использование товарных знаков, предусмотренная ст. 14.10 КоАП РФ для юридических лиц установлена в размере от 30 000 до 40 000 руб., а для индивидуальных предпринимателей от 10 000 до 20 000 руб. В то время как за первое полугодие 2008 г. бюджеты различных уровней из-за контрафактной продукции недополучили 7,5 млрд руб. Представленная цифра не отражает настоящее положение, т.к. определяется по материалам раскрытых административных и уголовных дел. Реальный ущерб значительно выше.

Так можно ли бороться с таким явлением, как контрафакция, и если да, то какими средствами? По нашему мнению, если обратить внимание на те проблемы, которые были перечислены и принять по ним действенные меры, соразмерные настоящему времени, то проблема незаконного использования товарных знаков частично, но будет решена.

© Артемов Е. А., Сурник А. П., 2011

УДК 339.543

В. Г. Бревнов, И. С. Лысов Научный руководитель - В. В. Соловьёв Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ

На современном этапе в сфере таможенного дела происходит ряд существенных изменений, таких как: увеличение объёмов внешней торговли, образование новых интеграционных объединений, повсеместное внедрение информационных технологий и снижение объемов финансирования таможенной службы. Таким образом, существенно возросший уровень ответственности требует от таможенных органов эффективного противодействия угрозам экономической безопасности государства, наряду с оказанием содействия всем участникам внешнеэкономической деятельности. Существенный вклад в развитие таможенного дела на сегодняшний день обеспечивает, известная и успешно применяемая в большинстве государств система управления рисками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.