Секция «Инновационное развитие таможенного дела в России»
ряющих сферу применения удаленного выпуска. Дальнейшее развитие данной технологии заключается в решении ряда задач, которые поставлены перед таможенными органами. Это повышение стабильности работы программного обеспечения и каналов связи, развитие электронного документооборота, создание единой электронной базы разрешительных документов других контролирующих органов [3].
В приказе ФТС России от 18 февраля 2010 г. № 317 «Об утверждении перечня таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль товаров и транспортных средств в соответствии с Приказом ФТС России от 10 декабря 2009 г. № 2233» определен ограниченный перечень внутренних и приграничных таможенных органов реализующих технологию удаленного выпуска. Например, таможенный пост (далее т/п) Аэропорт Красноярск (код таможенного органа 10606010) - т/п Аэропорт Домодедово (код таможенного органа 10002010); Красноярский т/п (10606060) - т/п МАПП Забайкальск (10617020); Абаканский таможенный пост (10604030) - т/п ЖДПП Наушки (10602060); Таймырский т/п (10606090) - т/п Морской порт Мурманск (10207050) и т. д. [4].
Успешное развитие технологии удаленного выпуска позволило перейти к созданию Центров элек-
тронного декларирования, основным принципом работы которых станет использование современных таможенных технологий, автоматизация, ускорение и упрощение таможенных процедур. В свою очередь это создаст благоприятные условия для участников внешнеэкономической деятельности (далее ВЭД).
В условиях Таможенного союза это позволит повысить привлекательность российской бизнес-среды, минимизировать издержки участников ВЭД, оперативно перераспределять силы и средства таможенных органов при решении задач по оптимизации организации таможенного дела [5].
Библиографические ссылки
1. URL: http://elegiyaplus.ru/component/content/arti-cle/15.
2. URL: http://elegiyaplus.ru/component/content/arti-cle/14.
3. URL: http://www.tks.ru/news/nearby/2010/06/23/ 0008.
4. Приказ ФТС России № 317 от 18 февр. 2010 г.
5. URL: http://ilts.ru/information/publications/index. php?SECTION_ID=164&ELEMENT_ID=14680.
© Алиев Э. А., Полухин И. В., 2011
УДК 339.543
Е. А. Артемов Научный руководитель - А. П. Сурник Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
БОРЬБА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ С КОНТРАФАКТНОЙ ПРОДУКЦИЕЙ
Работа посвящена борьбе таможенных органов с контрафактной продукцией.
Согласно ГК РФ части четвертой ст. 1225, результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг, предприятий и информационных ресурсов, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются:
- произведения науки, литературы и искусства;
- программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ);
- базы данных;
- результаты исполнения;
- фонограммы и видеозаписи;
- сообщение в эфир или по кабелю радио- или телевизионных передач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания);
- изобретения;
- полезные модели;
- промышленные образцы;
- селекционные достижения;
- топологии интегральных микросхем;
- секреты производства (ноу-хау);
- фирменные наименования;
- товарные знаки и знаки обслуживания;
- наименования мест происхождения товаров;
- коммерческие обозначения;
- доменные имена.
Таможенным органам отводится ключевая роль в пресечении перемещения контрафактной продукции через таможенную границу Российской Федерации.
Проблема контрафакции и фальсификации товаров затрагивает все сферы производственной и предпринимательской деятельности.
Прежде чем говорить об ущербе, причиняемой контрафакцией, надо определиться в этих 2-х понятиях. До сих пор приходиться встречаться с тем, что даже в средствах массовой информации контрафактную продукцию нередко путают с фальсифицированной продукцией или считают эти понятия синонимичными. Поэтому целесообразно определить различия между ними.
Фальсификация - умышленное качественное изменение продукта с целью выдать товар более низкого качества за оригинальный.
Контрафакция - это изготовление, продажа или способствование незаконному использованию патента, нарушение авторского права, подделка.
Производство и реализация контрафактной и фальсифицированной продукции представляют серь-
Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
езную угрозу экономической безопасности, как России, так и стран ближнего зарубежья.
Один из выходов из такой ситуации находится в том, чтобы бизнес и потребитель шли навстречу друг другу - т. е. компании производили бы более доступный для массовых слоев населения товар, а покупатели пристальнее следили бы за качеством того, что они приобретают.
Одна из сегодняшних проблем, которая не позволяет в должной мере контролировать и выявлять контрафактную продукцию - это низкая регистрация товарных знаков правообладателями в Реестре объектов интеллектуальной собственности. На сегодняшний день в нем зарегистрировано 1240 товарных знаков известных компаний.
Несмотря на такой прогресс, таможенным органам предстоит решить еще несколько проблем, и в частности необходимо совершенствовать законодательство. Одним из шагов в этом направлении, должно стать наделение таможенных органов полномочиями по приостановлению выпуска товаров без заявлений правообладателя, что любая продукция сомнительного, на взгляд сотрудников таможни, качества, может быть отнесена к контрафактной. В том числе и та, которая не зарегистрирована в таможенном Реестре. Стоит добавить, что на сегодняшний день, контра-фактом считается даже товар, изготовленный на заводе правообладателя знака, но ввозится на территорию РФ не уполномоченным импортером.
Семилетнее существование ст. 14.10 КоАП РФ, показало ее несостоятельность в борьбе с незаконным использованием товарных знаков. Такому положению дел способствует несколько причин.
Во-первых, распространению контрафактных товаров помогают сами потребители, так как соответствии с теорией рыночного равновесия «спрос рождает предложение», пока находятся покупатели, приобретающие контрафактные товары, будут существовать и «подпольные» производители. В большинстве случаев потребитель осознает, что покупает не оригинальный товар, о чем свидетельствует цена товара и его качество.
Во-вторых, реализации контрафактной продукции способствуют сами производители. Недостаточная ак-
тивность правообладателей по защите своих нарушенных прав также является реальной проблемой настоящего времени. Складывается парадоксальная ситуация, когда контрафактные товары попадают в гражданский оборот из-за халатности правообладателя.
В-третьих, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что право составлять протоколы об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.10 КоАП РФ, имеют: должностные лица органов внутренних дел (милиции), должностные лица таможенных органов, должностные лица органов государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей. Однако проведенный нами анализ практики показал, что в 90 % случаев протоколы об административном правонарушении составляют должностные лица таможенных органов. В то время как должностные лица органов внутренних дел (милиции) могут оперативно осуществлять контроль в сфере нарушений прав на товарные знаки. Но даже если и составляется протокол должностным лицом органов внутренних дел, то низкая правовая грамотность сотрудников в вопросах интеллектуальной собственности не позволяет им довести дело до логического конца.
И, в-четвертых, ответственность за незаконное использование товарных знаков, предусмотренная ст. 14.10 КоАП РФ для юридических лиц установлена в размере от 30 000 до 40 000 руб., а для индивидуальных предпринимателей от 10 000 до 20 000 руб. В то время как за первое полугодие 2008 г. бюджеты различных уровней из-за контрафактной продукции недополучили 7,5 млрд руб. Представленная цифра не отражает настоящее положение, т.к. определяется по материалам раскрытых административных и уголовных дел. Реальный ущерб значительно выше.
Так можно ли бороться с таким явлением, как контрафакция, и если да, то какими средствами? По нашему мнению, если обратить внимание на те проблемы, которые были перечислены и принять по ним действенные меры, соразмерные настоящему времени, то проблема незаконного использования товарных знаков частично, но будет решена.
© Артемов Е. А., Сурник А. П., 2011
УДК 339.543
В. Г. Бревнов, И. С. Лысов Научный руководитель - В. В. Соловьёв Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ
На современном этапе в сфере таможенного дела происходит ряд существенных изменений, таких как: увеличение объёмов внешней торговли, образование новых интеграционных объединений, повсеместное внедрение информационных технологий и снижение объемов финансирования таможенной службы. Таким образом, существенно возросший уровень ответственности требует от таможенных органов эффективного противодействия угрозам экономической безопасности государства, наряду с оказанием содействия всем участникам внешнеэкономической деятельности. Существенный вклад в развитие таможенного дела на сегодняшний день обеспечивает, известная и успешно применяемая в большинстве государств система управления рисками.