Научная статья на тему 'Основные аспекты управления интеллектуальной собственностью'

Основные аспекты управления интеллектуальной собственностью Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
691
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / INTELLECTUAL PROPERTY / УПРАВЛЕНИЕ ОБЪЕКТАМИ ИС / IP MANAGEMENT / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ ИС / IP COMMERCIALIZATION / ОЦЕНКА ОБЪЕКТОВ ИС / IP ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рудь С.Н.

Описываются основные аспекты управления объектами интеллектуальной собственности. Раскрывается сущность управления объектами ИС, рассматривается потенциал коммерциализации и патентования ИС, подходы к оценке, а также предлагаются решения проблем в сфере защиты и управления интеллектуальной собственностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN ASPECTS OF THE INTELLECTUAL PROPERTY PROTECTION

The main aspects of the intellectual property management are described. The essence of IP management is revealed, the potential for commercialization and patenting IP and approaches to the assessment are considered, as well as solutions to problems in the protection and management of intellectual property are proposed.

Текст научной работы на тему «Основные аспекты управления интеллектуальной собственностью»

Если О(д0) < L(q0), то предприятию рекомендуется исключить продукт из производственной программы. Если же О(д0) > L(q0), то предприятию рекомендуется включить продукт в производственную программу.

Библиографические ссылки

1. Ерыгин Ю. В., Рагозина М. А. Инструменты стратегического планирования производственной программы предприятий ОПК // Вестник СибГАУ. 2011. № 4 (29). С. 197-201.

2. Колмыков М. А., Рагозина М. А. Классификация факторов, влияющих на формирование производственной программы предприятий оборонно-промышленного комплекса // Вестник СибГАУ. 2010. № 2 (28). С. 138-143.

References

1. Erygin Yu. V., Ragozina M. A. Instrumenty strategicheskogo planirovaniya proisvodstvennoy programmy predpriyatiya OPK (Tools of strategic planning of the production program of defense industry companies). Vestnik SibGAU. 2011. № 4 (29). p. 197-201.

2. Kolmykov M. A., Ragozina M. A. Klassifikaciya factorov, vliyayushikh na formirovanie proizvodstvennoy programmy predpriyatiya oboronno-promyshlennogo kompleksa (Classification of factors which have influence on the formation of the production program of the company of military-industrial complex). Vestnik SibGAU. 2010. № 2 (28). p. 138-143.

© Рагозина М. А., Лопатин И. А., 2014

УДК 347.77

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ

С. Н. Рудь

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: mrgreywolfdx@gmail.com

Описываются основные аспекты управления объектами интеллектуальной собственности. Раскрывается сущность управления объектами ИС, рассматривается потенциал коммерциализации и патентования ИС, подходы к оценке, а также предлагаются решения проблем в сфере защиты и управления интеллектуальной собственностью.

Ключевые слова: интеллектуальная собственность, управление объектами ИС, коммерциализация ИС, оценка объектов ИС.

THE MAIN ASPECTS OF THE INTELLECTUAL PROPERTY PROTECTION

S. N. Rud

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation Е-mail: mrgreywolfdx@gmail.com

The main aspects of the intellectual property management are described. The essence of IP management is revealed, the potential for commercialization and patenting IP and approaches to the assessment are considered, as well as solutions to problems in the protection and management of intellectual property are proposed.

Keywords: intellectual property, IP management, IP commercialization, IP assessment.

Интеллектуальная собственность (ИС) с каждым днем играет все большую роль как в деловой, так и в повседневной жизни современных людей. Сегодня люди и компании, владеющие объектами интеллектуальной собственности, создают будущее, так как знания или интеллектуальная собственность и ее применение в бизнесе для извлечения прибыли становится все более весомым фактором роста компаний в экономическом плане, а также поддержания конкурентоспособного состояния на рынке.

Для того, чтобы интеллектуальная собственность служила во благо как ее владельцу, так и обычным людям, ею надо управлять. Управление интеллектуальной собственностью позволит наиболее эффективно построить инновационную деятельность, улучшить процесс коммерциализации результатов этой деятель-

ности посредством вывода новых технологий на рынок, а также увеличит долю нематериальных активов в извлечении прибыли из продаж.

Управление интеллектуальной собственностью является последовательностью определенных действий в работе с объектами ИС. Процессами управления интеллектуальной собственностью являются:

1. Оценка объектов интеллектуальной собственности.

2. Защита объектов интеллектуальной собственности.

3. Оценка потенциала коммерциализации объектов интеллектуальной собственности.

4. Коммерциализация объектов интеллектуальной собственности [1].

Оценка потенциала коммерциализации объектов интеллектуальной собственности опирается на затраты, понесенные владельцем на их создание, а также на

Организационно-экономические проблемы авиационно-космических, комплексов

последующую возможность формирования дохода при использовании этой интеллектуальной собственности. В это же время определяется целесообразность патентования исходя из целей использования объектов ИС. Выделяют две основные цели использования объектов интеллектуальной собственности: продажа продуктов, содержащих собственные объекты ИС, и продажа технических решений для последующего использования в продуктах компаний, покупающих данную интеллектуальную собственность.

К критериям целесообразности патентования относятся:

- экономическая эффективность;

- технический уровень объекта;

- наличие ноу-хау;

- интерес конкурентов;

- наличие рынка для сбыта;

- возможность доказательства нарушения патента и т. д.

Существуют различные направления коммерциализации объектов интеллектуальной собственности, основными из которых являются:

1. Разработка объекта ИС с последующим производством товаров на его основе для непосредственной продажи потребителю.

2. Разработка для передачи прав на объект ИС сторонней компании.

3. Разработка интеллектуальной собственности для совместного производства [1].

Также выделяют формы коммерциализации интеллектуальной собственности, такие как:

- инжиниринг;

- промышленная кооперация;

- совместное предприятие;

- техническая помощь;

- франшизинг;

- лизинг [2].

Инжиниринг - это комплекс практических и проектных работ инженерно-технической направленности, с помощью которых проект осуществляется. Например, это могут быть услуги по консультации при проектировании объектов, разработке планов работ, услуги по предоставлению технологий, а также строительные услуги и поставка оборудования.

Промышленная кооперация - это технологический обмен, при котором заключаются соглашения о промышленной кооперации. В данном случае между участниками кооперации возникают общие интересы, направленные, как правило, на получение прибыли посредством взаимных поставок продукции и материалов.

При совместных предприятиях производится обмен технологиями среди международных партнеров посредством объединения усилий, передачи знаний и опыта при производстве новых продуктов для целевых рынков. Риск в таком случае ложится на всех партнеров в равной мере.

Техническая помощь - это услуги технического характера, оформляемые двумя способами:

- соглашение о технической помощи;

- дополнительный раздел в соглашении о поставках оборудования или др.

Франчайзинг - вид рыночных отношений, при которых франчайзер передает франчайзи за плату в виде роялти права на ведение бизнеса от его имени. При этом используются товарные знаки франчайзера. Преимуществами данного подхода являются:

- для франчайзера: легкое внедрение на рынки без серьезных вложений;

- для франчайзи: возможность начать новую деятельность с меньшим риском при поддержке со стороны франчайзера;

- для потребителя: увеличение ассортимента товаров и услуг, доступных для приобретения, высокое качество, доступные цены.

Лизинг - аренда технологий и прав на них, при этом арендатор может использовать такие технологии по окончании срока аренды, если в договоре не оговорено иное.

Как и формы коммерциализации интеллектуальной собственности, очень важным моментом является ее цена при производстве товаров и, в конечном итоге, доля затрат, закладываемых в цену производимого продукта.

Выделяют три подхода оценки объектов ИС:

- затратный;

- сравнительный;

- доходный [2].

Затратный подход - метод оценки, основанный на определении затрат на восстановление или замещение объекта интеллектуальной собственности. Сюда могут входить затраты на разработку технологий, аналогичных оцениваемой, или затраты на создание технологии, полностью идентичной оцениваемой технологии.

Сравнительный подход представляет совокупность методов оценки стоимости объектов ИС, основанных на получении информации о сделках с аналогичными технологиями.

Доходный подход - совокупность методов оценки стоимости объекта ИС, связанных с определением доходов, ожидаемых от использования технологий в конкретных условиях и при заданных затратах.

При расчете стоимости объектов интеллектуальной собственности, используя данные подходы, полученные результаты обычно различаются. Объясняется это наличием погрешности, так как изначальные величины, используемые при расчетах, не всегда являются неизменными на практике. Для решения данной проблемы можно использовать расчет «средней взвешенной», при котором результатам расчетов разными методами придается больший или меньший вес в сравнении друг с другом. В таком случае описание расчетов по каждому методу должно быть реализовано как можно яснее для использующего их субъекта.

Процесс управления интеллектуальной собственностью часто сталкивается с разного рода проблемами, такими как:

- споры между заказчиком и исполнителем на стадии совместной разработки объектов ИС;

- подмена понятий патентообладателя (собственника) и разработчика и впоследствии некорректное заключение договоров;

- неправильная оценка интеллектуальной собственности.

- некорректная политика руководства компаний в сфере управления интеллектуальной собственностью;

- недостаточное количество специалистов в области интеллектуальной собственности на предприятиях и в отрасли;

- несовершенные правовые и экономические регулирования творческой деятельности;

- отсутствие четкой схемы стимулирования деятельности по созданию объектов ИС;

- трудности внедрения результатов интеллектуальной деятельности в повседневную жизнь.

Для решения данных проблем и в целях усовершенствования процесса управления интеллектуальной собственностью требуется:

- стимулирование разработки объектов интеллектуальной собственности путем принятия государством нормативно-правовых актов, благоприятно влияющих на сферу интеллектуальной деятельности как со стороны крупных компаний, так и физических лиц;

- увеличение привлекательности инновационной деятельности с помощью создания экономически выгодных условий для разработчиков объектов ИС, в том числе уменьшение налогов, государственные субсидии и т. д.;

- применение европейских стандартов оценки объектов ИС при оценке интеллектуальной составляющей инновационного продукта;

- создание более точных алгоритмов определения рыночной стоимости объектов интеллектуальной собственности.

Библиографические ссылки

1. Методическая поддержка центров коммерциализации технологий. Практические руководства. Ч. 1. М. : ЦИПРАН РАН, 2006. 392 с.

2. Квашнин А. Как управлять портфелем технологий и интеллектуальной собственностью. Проект EuropeAid «Наука и коммерциализация технологий». 2006.

References

1. Metodicheskaya podderzhka tsentrov kommertsializatsii tehnologiy. Prakticheskie rukovodstva. Chast' 1. M.: CIPRAN, 2006. 392 s.

2. Kvashnin A. Kak upravlyat' portfelem tehnologiy i intellktual'noy sobstvennost'yu. Proekt EuriopAid "Nauka I kommertsilizatsia tehnologiy". 2006.

© Рудь С. Н., 2014

УДК 347.77

РОЛЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В БОРЬБЕ С ПИРАТСТВОМ В ОБЛАСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

М. Г. Рябова, А. С. Сурник

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: manunya_ryabova@mail.ru

Немаловажною роль в борьбе с пиратской продукцией и защите прав правообладателей играют таможенные органы. Развитие таможенного законодательства повышает эффективность своевременного выявления и пресечения попадания на российский рынок контрафакта.

Ключевые слова: таможенные органы, таможенный союз, интеллектуальная собственность, пиратство, контрафакт.

THE ROLE OF THE CUSTOMS AUTHORITIES IN THE FIGHT AGAINST PIRASY IN THE FIELD OF THE INTELLECTUAL PROPERTY

M. G. Ryabova, A. S. Surnik

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation E-mail: manunya_ryabova@mail.ru

Customs greatly contributes to the campaign against piracy and protects the rights of copyright holders. Development of customs legislation increases the effectiveness of early detection and suppression of entering the Russian market the counterfeit goods.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: Customs authorities, Customs Union, intellectual property, piracy, counterfeit.

Проблема борьбы с контрафактной продукцией сегодня одна из самых острых в мире. Нарушение прав интеллектуальной собственности препятствует экономическому развитию государства, а несоблюдение

стандартов качества в отдельных отраслях создает угрозу масштабных катастроф.

Термин «пиратство» по отношению к интеллектуальной собственности определяется как деятельность,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.