Организационно-экономические проблемы авиационно-космические комплексов
к объектам инфраструктуры; применение процедур свободной таможенной зоны и пр.
Использование данных инструментов позволит реализовать перспективы развития кластера инновационных технологий ЗАТО г. Железногорск, основанные на использовании имеющихся современных технологий. Управление инновационной деятельности кластера в рамках ТОСЭР значительно расширяет его экономическую самостоятельность и конкурентоспособность [4; 5].
Библиографические ссылки
1. О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации : федер. закон от 29.12.2014 г. № 483-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Комплексная программа социально-экономического развития муниципального образования «Закрытое административно-территориальное образование г. Же-лезногорск Красноярского края» до 2020 года. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. Мальцева А. А., Дорофеева Н. С. Территории инновационного развития: аспекты социально-гуманитарного проектирования на основе функционального подхода // Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 25(352). С. 33-39.
4. Новоселов А. С., Маршалова А. С. Инновационный подход к региональному и муниципальному
управлению // Регион: экономика и социология. 2015. № 1. С. 55-78.
5. Гареев Т. Р. Кластеры в институциональной проекции: к теории и методологии локального социально-экономического развития // Балтийский регион. 2012. № 3. С. 7-33.
References
1. Federal law dated 29.12.2014, No. 483-FZ "On territories of rapid socio-economic development in the Russian Federation". Access from Ref.-the legal system "Consultant plus".
2. A comprehensive program of socio-economic development of the municipality "Closed administrative-territorial formation Zheleznogorsk of Krasnoyarsk region" (2020).
3. Maltseva A. A., Dorofeev N. S. The territory of innovative development: aspects of social and humanitarian design based on the functional approach // Regional economy: theory and practice. 2014. № 25(352), рp. 33-39.
4. Novoselov A. S., Marshalova A. S. Innovative approach to regional and municipal management // Region: economy and sociology. 2015. No. 1, рp. 55-78.
5. Gareev T. R. Clusters in institutional projections: theory and methodology of local socio-economic development // Baltic region. 2012. № 3. C. 7-33.
© Проскурнин С. Д., 2015
УДК 347.77
СИСТЕМА ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
С. Н. Рудь
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Описывается система таможенного контроля объектов интеллектуальной собственности (ИС) и ее место в международной системе защиты объектов ИС. Также указаны основные различия системы таможенного контроля объектов ИС в Российской Федерации в сравнении с соглашением по торговым аспектам интеллектуальной собственности (ТРИПС).
Ключевые слова: интеллектуальная собственность, таможенные органы, таможенный контроль, ТРИПС.
THE CUSTOMS CONTROL SYSTEM OF INTELLECTUAL PROPERTY IN THE INTERNATIONAL COOPERATION
S. N. Rud'
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
The article describes the customs control system of intellectual property and its place in international system of intellectual property protection. There are major differences of IP customs control in the Russian Federation in comparison with the Agreement on Trade-Related Aspects of Intellectual Property Rights (TRIPS).
Keywords: intellectual property, customs, customs control, TRIPS.
Решетнеескцие чтения. 2015
Система таможенного контроля объектов интеллектуальной собственности (ИС) в нынешнее время имеет колоссальную актуальность и значимость. Достаточно остро стоит вопрос о необходимости усиления роли таможенных органов в защите интеллектуальной собственности, которая, будучи включённой в экономический оборот, затрагивает общенациональные интересы во многих проявлениях. Ввиду большого числа нарушений авторских и смежных прав, патентов на изобретения, несанкционированного использования товарных знаков Российская Федерация несёт огромный экономический ущерб и теряет интеллектуальный капитал.
На данный момент одну из ключевых ролей в защите ИС играют таможенные органы. Это вызвано значительным увеличением объемов международной торговли контрафактной продукции. Основной деятельностью федеральной таможенной службы РФ в этой области является разработка изменений и дополнений в таможенное законодательство, а также создание нормативно-правовой базы в части регулирования вопросов защиты интеллектуальной собственности таможенными органами [2]. Особое внимание отводится практическому участию таможенных органов в осуществлении защиты интеллектуальной собственности на основе действующего законодательства.
В свою очередь, на международном уровне большую роль играет соглашение по торговым аспектам интеллектуальной собственности (ТРИПС) (далее -Соглашение). Данное Соглашение, как одно из базовых соглашений Всемирной торговой организации, является основой для создания нормативно-правовых актов стран - членов организации в области защиты объектов интеллектуальной собственности. Таможенный контроль в данном Соглашении играет немаловажную роль.
Соглашение ТРИПС полностью меняет порядок защиты интеллектуальной собственности на международном уровне, исходя из следующих положений:
- Соглашение устанавливает нормы защиты для авторов, артистов и исполнителей, продюсеров и телерадиовещателей в большом количестве стран, в том числе не присоединившихся к Соглашению ТРИПС;
- Соглашением введен порядок урегулирования споров между странами в отношении реализации прав интеллектуальной собственности;
- Соглашение устанавливает процедуры, дающие гарантию эффективного применение прав в национальных законодательствах стран-участниц Соглашения [5].
При проведении сравнительной характеристики Соглашения ТРИПС в области защиты объектов интеллектуальной собственности при пересечении границы с системой таможенного контроля товаров, содержащих объекты ИС, в Российской Федерации были выявлены существенные различия. Далее пойдет речь о конкретных различиях данных систем, а также о том, в какой степени повлияют последующие изменения данных моментов на работу Федеральной таможенной службы и в общем на сферу защиты интеллектуальной собственности в Российской Федерации.
Ввиду особого положения объектов интеллектуальной собственности и их различий в сравнении друг с другом, таможенные органы принимают заявления и информацию строго обособленно в отношении каждого вида объектов интеллектуальной собственности. Но данный момент список таких объектов насчитывает не все виды интеллектуальной собственности [1].
Данный факт приводит к ухудшению работы таможенных органов в области защиты интеллектуальной собственности в связи с тем, что список товаров, выпуск которых может быть приостановлен, значительно сокращён в сравнении с положениями Соглашения ТРИПС. В него не входят промышленные образцы, патенты, топологии интегральных микросхем, а также закрытая информация.
В действительности на практике контроль за товарами, содержащими вышеприведенные объекты ИС, является трудоемким и комплексным процессом. Однако в отношении патентов, промышленных образцов и топологий микросхем, ввиду наличия материально-вещественной формы, таможенный контроль при пересечении границы вполне осуществим.
Для разработки четкого регламента действий на практике для уже существующих объектов интеллектуальной собственности, защищаемых таможенными органами, понадобилось более трех лет (с момента опубликования положения о защите таможенными органами интеллектуальной собственности до момента опубликования регламента) [3].
В целях дальнейшего развития системы таможенного контроля объектов интеллектуальной собственности возможно введение отдельных специальных процедур с соответствующими пошлинами или сборами. К данным процедурам можно отнести разного рода экспертизы, процедуры преобразования объектов в заявлениях, внесение дополнений и исправлений и т. д. Это повлияет на эффективность таможенного контроля объектов ИС ввиду диверсификации функций, а также может увеличить поступления денежных средств по отдельным направлениям деятельности таможенных органов [4].
На этапе формирования системы таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, защита таможенными органами самых простых для восприятия объектов вполне закономерна и объяснима. По большей части это связано с небольшим опытом в данной работе, отсутствием квалифицированных сотрудников, технического обеспечения и пр. Но в данный момент, когда процесс защиты таможенными органами объектов интеллектуальной собственности вышел на новый уровень развития, список объектов, на которые распространяются полномочия таможенных органов, должен быть расширен для охвата всего списка объектов, содержащихся в Соглашении ТРИПС.
Библиографические ссылки
1. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) [Электронный ресурс] // Консуль-
Организационно-экономические проблемы авиационно-космических, комплексов
тантПлюс : офиц. сайт. 27.11.2009. URL: https://www. consultant.ru/popular/custom_eaes/112_1 .html#p20 (дата обращения: 05.09.2015).
2. О таможенном регулировании в Российской Федерации : федер. закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ : ред. от 13.07.2015 (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2015) [Электронный ресурс] // Консультант-Плюс : офиц. сайт. 13.07.2015. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 107181 (дата обращения: 03.09.2015).
3. План действий по формированию Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации на 20102011 годы (утв. Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества № 35 от 19 декабря 2009 года). М., 2009.
4. Соглашение о единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности : утв. Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества № 65 от 9 декабря 2010 года. М., 2010.
5. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (Соглашение ТРИПС) [Электронный ресурс] // Всемирная организация интеллектуальной собственности : офиц. сайт. 15.04.1995. URL: http://www.wipo.int/wipolex/ru/treaties/ text.jsp?file_id=329636 (дата обращения: 04.09.2015).
References
1. Tamozhennyj kodeks Tamozhennogo sojuza (prilozhenie k Dogovoru o Tamozhennom kodekse
Tamozhennogo sojuza, prinjatomu Resheniem Mezhgosu-darstvennogo Soveta EvrAzJeS na urovne glav gosudarstv ot 27.11.2009 № 17) [Jelektronnyj resurs] // Konsul'tant-Pljus [ofic. sajt]. 27.11.2009. URL: https://www.consul-tant.ru/popular/custom_eaes/112_1.html#p20 (data obra-shhenija: 05.09.2015).
2. Federal'nyj zakon ot 27.11.2010 № 311-FZ (red. ot 13.07.2015) "O tamozhennom regulirovanii v Rossijskoj Federacii" (s izm. i dop., vstup. v silu s 15.09.2015) [Jelektronnyj resurs] // Konsul'tantPljus [ofic. sajt]. 13.07.2015. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_107181 (data obrashhenija: 03.09.2015).
3. Plan dejstvij po formirovaniju Edinogo jekono-micheskogo prostranstva Respubliki Belarus', Respubliki Kazahstan i Rossijskoj Federacii na 2010-2011 gody (utverzhden Resheniem Mezhgosudarstvennogo Soveta Evrazijskogo jekonomicheskogo soobshhestva № 35 ot 19 dekabrja 2009). M., 2009.
4. Soglashenie o edinyh principah regulirovanija v sfere ohrany i zashhity prav intellektual'noj sobstvennosti (utverzhdeno Resheniem Mezhgosudarstvennogo Soveta Evrazijskogo jekonomicheskogo soobshhestva № 65 ot 9 dekabrja 2010 goda). M., 2010.
5. Soglashenie po torgovym aspektam prav intellek-tual;noj sobstvennosti (Soglashenie TRIPS) [Jelektronnyj resurs] // Vsemirnaja organizacija intellektual'noj sobstvennosti [ofic. sajt]. 15.04.1995. URL: http://www.wipo. int/wipolex/ru/treaties/text.jsp?file_id=329636 (data obrashhenija: 04.09.2015).
© Pygb C. H., 2015
УДК 330.108
АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
АО «КРАСМАШ»
Б. Д. Санданова
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Представлены результаты анализа инновационной деятельности предприятия оборонно-промышленного комплекса, определена инновационная стратегия, присущая изученному предприятию, а также выделены проблемы, связанные с реализацией стратегии.
Ключевые слова: анализ инновационной деятельности, показатели инновационной деятельности.
ANALYSIS OF INNOVATION INDICATORS OF JSC "KRASMACH"
B. D. Sandanova
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
The article analyses the results of innovative performance of the enterprises of defense-industrial complex, the research defines innovation strategy inherent to the studied company, and it also highlights the problems associated with the implementation of the strategy.
Keywords: analysis of innovative activity, indicators of innovative activity.