Научная статья на тему 'Тарифные преференции в условиях применения Таможенного кодекса Таможенного союза'

Тарифные преференции в условиях применения Таможенного кодекса Таможенного союза Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
758
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Прудникова Д.С., Чернова Л.Г.

Современная торговая политика характеризуется возросшим распространением льготных торговых режимов. Они являются начальной стадией создания интеграционных группировок, служат решению как экономических, так и политических задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тарифные преференции в условиях применения Таможенного кодекса Таможенного союза»

Секция «Инновационное развитие таможенного дела в России»

УДК 669.713.7

Д. С. Прудникова Научный руководитель - Л. Г. Чернова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ТАРИФНЫЕ ПРЕФЕРЕНЦИИ В УСЛОВИЯХ ПРИМЕНЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОДЕКСА ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА

Современная торговая политика характеризуется возросшим распространением льготных торговых режимов. Они являются начальной стадией создания интеграционных группировок, служат решению как экономических, так и политических задач.

Тарифные преференции - льготы по таможенному тарифу при осуществлении торгово-политических отношений Российской Федерации (далее - РФ) с иностранными государствами - предоставляются в виде освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин, либо снижения ставки ввозной таможенной пошлины в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран [1].

Система тарифных преференций основана на ряде межгосударственных политических соглашений между Россией и странами, экономика которых поддерживается РФ.

В целях определения тарифных преференций лицо, перемещающее товары, представляет таможенному органу сертификат формы «А» или «СТ-1» о стране происхождения товаров на бумажном носителе. Следовательно, основой для предоставления преференций является документ, подтверждающий страну происхождения товаров. Это та страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством Таможенного союза. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров [2].

В Таможенном союзе ставка общего тарифа есть для каждого товара. Её размер зависит от наличия или отсутствия Соглашения о режиме наибольшего благоприятствования о торгово-политических отношениях со странами - членами Таможенного союза.

Решением Комиссии Таможенного союза № 130 от 27 ноября 2009 г. были приняты: «Перечень развивающихся стран-пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза»; «Перечень наименее развитых стран-пользователей системы тарифных преференций ТС» и «Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции».

На основе данных документов страна происхождения товаров оказывает влияние на выбор ставки, по которой должна рассчитываться ввозная таможенная пошлина. Не стоит также забывать, что тарифные преференции распространяются лишь на определенный список товаров.

Для целей предоставления тарифных преференций, кроме предоставления доказательств о стране проис-

хождения товара, должны соблюдаться правило непосредственной закупки и условие прямой поставки.

Товар рассматривается как непосредственно закупленный, если импортер приобрел его у лица, зарегистрированного в установленном порядке в качестве субъекта предпринимательской деятельности в развивающейся стране, на которую распространяется тарифный преференциальный режим.

Прямой поставкой считается поставка товаров, транспортируемых из развивающейся страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, в страну, предоставившую тарифные преференции, без провоза через территорию другого государства.

Правилу прямой поставки отвечают также товары, транспортируемые через территорию одной или нескольких стран вследствие географических, транспортных, технических или экономических причин, при условии, что товары в странах транзита, в том числе при их временном складировании на территории этих стран, находятся под таможенным контролем [3].

Если условия соблюдены, то в зависимости от страны происхождения товара ставки таможенных пошлин могут быть разделены на:

- нулевые;

- базовые;

- преференциальные;

- максимальные (двойные).

Нулевыми ставками облагаются товары, перечень которых установлен постановлением Правительства РФ, происходящие и ввозимые из наименее развитых стран.

Минимальными ставками облагаются товары, происходящие из государств, которым в торговле с РФ предоставлен режим наибольшего благоприятствования (далее - РНБ). Они являются базовыми ставками.

В отношении товаров, происходящих из государств, которым Россия не предоставляет РНБ, применяются базовые ставки, увеличенные в два раза. Такие ставки называются максимальными или генеральными.

Преференциальные ставки - это ставки, снижающие таможенную пошлину на 25 %. Они предоставляются развивающимся странам.

Участники внешнеэкономической деятельности, грамотно применяя законодательство по тарифным преференциям, могут выгодно импортировать товары. Рассмотрим это на следующем примере.

На таможенную территорию ТС ввозится: Товар - яблоки свежие (код ТН ВЭД ТС - 0808 10 800 0) Вес товара - 25 000 кг Ставка ввозной таможенной пошлины - 0,1 евро/кг Евро по курсу ЦБ РФ - 40,2000 руб./1 евро

——^^^^^ Страна Пошлина ——____ Китай (развивающаяся страна) Греция (РНБ) Канада (обычный порядок)

Ставка ввозной таможенной пошлины 0,1 евро х 0,75% 0,1 евро 0,1 евро х 2 раза

Сумма ввозной таможенной пошлины 25 000 х 4,02 х 0,75 = 75 375, 00 рублей 25 000 х 4,02 = 100 500,00 рублей 25 000 х 4,02 х 2 = 201 000,00 рублей

В настоящее время главная задача, стоящая перед таможенными органами, - усиление контроля за поступлением таможенных платежей в бюджет государства от импорта товаров. Это требует совершенствования контроля правомерности применения таможенных преференций. Следовательно, одним из факторов оценки эффективности деятельности таможенных органов и является эффективность контроля за их обоснованностью и документальным подтверждением.

Библиографические ссылки

1. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/lower/18752

2. URL: http://base.garant.ru/12131077/6/

3. URL: http://www.vch.ru/cgi-bin/guide.cgi?table_ code=14&action =show&id=11098.

© Прудникова Д. С., Чернова Л. Г., 2011

УДК 347.77

С. Н. Рудь Научный руководитель - А. П. Сурник Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

БОРЬБА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ С КОНТРАФАКТНОЙ ПРОДУКЦИЕЙ

Рассматриваются проблемы борьбы таможенных органов с контрафактной продукцией и защите интеллектуальной собственности. Приводятся статистические данные по перемещению контрафакта через таможенную границу ТС, отмечаются нормативно-правовые акты, содержащие нормы об ИС, а также нововведения в области защиты ИС на территории Таможенного союза.

Борьба с контрафактной продукцией и защита интеллектуальной собственности - одна из главных задач таможенных органов. С каждым днем количество товаров, регистрируемых в качестве ИС, растет, и в связи с этим количество контрафакта, ввозимого на таможенную территорию Таможенного союза, увеличивается.

В 2010 г. таможенные органы выявили 10 млн единиц контрафактной продукции, что на 60 % больше, чем за 2009 г. (6,2 млн ед.); возбуждено 1076 дел об административных правонарушениях, связанных с нарушениями прав интеллектуальной собственности [1]. По данным исследований Высшей школы экономики, контрафактный товар составляет 5 % оборота розничной торговли России, что приравнивается к 900 млрд руб. в год [2].

Борьба с контрафактом не может быть осуществлена силами только одного государства или какого-либо его подразделения, но таможенные органы, особенно в условиях образования Таможенного союза, играют очень большую роль в защите объектов интеллектуальной собственности. Целями их деятельности в этой сфере являются защита интересов правообладателей, обеспечение поступления платежей в государственный бюджет РФ, а также защита потребителей.

Таможенные органы не могут вести эту борьбу, не имея для этого твердой основы в виде законодатель-

ства. Таможенный кодекс ТС содержит главу 46 «Особенности таможенных операций в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности». В данной статье указаны случаи неприменения мер по защите правообладателей (при перевозке товаров физическими лицами, дипломатическими представительствами, а также при таможенном транзите), сроки защиты ИС, порядок приостановления выпуска товаров, содержащих ИС, и отмены этих решений, права правообладателей. Также ТК ТС предусматривает два реестра объектов интеллектуальной собственности - это реестр государства - члена Таможенного союза и Единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности ТС.

Стоит отметить и еще один документ, оказывающий сильное влияние на эту сферу деятельности таможенных органов. Это Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Глава 42 этого закона дает расширенные полномочия должностным лицам таможенных органов в сфере приостановления выпуска товаров, содержащих объекты ИС, которые не внесены в реестр объектов ИС. Что интересно, эта норма соответствует ст. 58 ТРИПС (Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности), которая заключает в себе принцип ехойгсю. Этот принцип заключается в том, что должностное лицо таможенного органа вправе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.