© Новиков М.В., Землянская С.В., 2013
УДК 339.543.4 ББК 65.428.803
СИСТЕМА ТАРИФНЫХ ПРЕФЕРЕНЦИЙ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА
М.В. Новиков, С.В. Землянская
В статье рассматриваются принципы формирования таможенно-тарифной политики в условиях либерализации внешнеторговых отношений. Одним из инструментов этого направления являются тарифные преференции, которым дается характеристика в рамках Таможенного союза.
Ключевые слова: тарифные преференции, таможенные пошлины, Общая система преференций, Единая система преференций, Таможенный союз.
Упрощение системы внешнеторговых отношений и предоставление преимуществ отдельным государствам позволяет увеличить объемы внешнеторгового оборота и наиболее эффективно трансформировать структуру экспорта и импорта страны с учетом ее международной специализации и конкурентных преимуществ. Неотъемлемым составляющим процесса либерализации международной торговли являются тарифные преференции, находящие свое отражение как в международном и национальном законодательстве, так и в рамках региональных интеграционных соглашений.
Тарифные преференции можно определить как снижение ставки ввозной таможенной пошлины в отношении товаров, происходящих из стран, включенных в список пользователей системы национальных преференций, или преференций, предоставляемых многосторонними международными договорами.
Система тарифных преференций, как правило, реализуется в рамках:
1) преференциальных режимов;
2) соглашений о зоне свободной торговли;
3) соглашений о Таможенном союзе.
В нормативно-правовых документах и отдельных исследованиях часто понятие «тарифные преференции» отождествляется и используется как синонимичное с понятием «тарифные льготы», хотя таковым не является,
что находит свое подтверждение в международном таможенном праве и практике таможенно-тарифного регулирования. В качестве характерных и отличительных черт, присущих тарифным преференциям, можно выделить следующие:
- во-первых, предоставление тарифных преференций не предполагает принципа взаимности, то есть они применяются на односторонней основе. Это исключает возможность какого-либо участия стран-бенефициаров в согласовании размеров преференциальных тарифных ставок, объемов и номенклатуры их преференциального экспорта, а также отстаивании своих интересов. При этом страна, предоставляющая преференции, оставляет за собой право изменить их уровень в одностороннем порядке через определенный период времени [2];
- во-вторых, тарифные преференции предоставляются в зависимости от страны происхождения товара. Данный аспект ограничивает число их пользователей определенным кругом государств. Перечень таких государств устанавливается каждой страной в отдельности с учетом приоритетов ее внешнеэкономической политики и интересов национальных производителей. Одним из критериев включения в список бенефициаров является принцип экономического благополучия нации, находящий свое отражение в системе преференций, используемой в отношении товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран. Основной целью данной системы является содействие экономическому развитию этих стран. Преференциальный ввоз
товаров также возможен, когда между государствами или их союзами имеются соглашения о зоне свободной торговли, Таможенном союзе или иные двухсторонние и многосторонние договоренности в области внешней торговли. Здесь уровень экономического развития страны не имеет значения. Несмотря на различные основания для включения в систему преференций, их предоставление как в первом, так и во втором случае зависит от страны происхождения товара. Это может означать, что товар должен быть не только полностью произведенным или подвергнутым достаточной переработке, но и поставлен с территории государства-бенефициара, то есть необходимо соблюдение принципа прямой поставки. В практике регулирования международной торговли это находит отражение в правилах происхождения, которые делятся на преференциальные и непреференциальные [4];
- в-третьих, тарифные преференции используются преимущественно в отношении импортируемых товаров. Это является следствием того, что они предоставляются без каких-либо обязательств встречных уступок, тем самым исключая возможность осуществления преференциального экспорта на территорию страны-бенефициара. Также следует учитывать тот факт, что экспортные операции с позиции внешнеторгового баланса носят активный характер, а следовательно, их осуществление в рамках тарифных преференций способствует росту экономического благосостояния государства, что приобретает особую актуальность, когда они используются в отношении товаров, ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран. Приоритетность импортных товаров в системе тарифных преференций отчасти объясняется историческими аспектами, то есть попыткой за счет их предоставления частично компенсировать экономический ущерб, нанесенный в процессе взаимоотношений колоний и метрополий. Это нашло свое отражение в соглашениях, заключенных в середине 70-х гг. ХХ в. между странами Западной Европы и государствами Африки, Карибского и Тихоокеанского бассейна (Яундская и Ломейская конвенции) [3, с. 147];
- в-четвертых, система тарифных преференций носит селективный характер. Их ин-
дивидуализация проявляется не только в ограниченном числе стран-пользователей в силу уровня их экономического развития или межгосударственных договоренностей, но и в масштабе предоставления тарифных преференций определенным государствам или группам стран. При этом политические мотивы могут доминировать над экономической целесообразностью. В этом случае возникает некий элемент дискриминации по отношению к другим бенефициарам. Так, в рамках системы тарифных преференций, действующей на территории ЕС, странам Андского сообщества они предоставляются в расширенном объеме и без применения каких-либо количественных ограничений по причине их активной позиции в борьбе с наркобизнесом в южноамериканском регионе. В то же время в отношении Китая действуют жесткие ограничение в системе преференций Европейского союза, хотя и Китай, и страны Андского сообщества согласно классификации Всемирного банка являются развивающимися, что предполагает одинаковый уровень преференций до применения «защитных оговорок». Многие страны также используют практику, когда при наступлении определенных экономических условий страна может быть исключена из списка бенефициаров, а товары изъяты из-под действия преференциального режима [5].
В настоящее время наиболее широкое распространение в международной практике таможенно-тарифного регулирования получили принципы Общей системы преференций (ОСП). Инициатива ее создания принадлежит «Группе-77», которая в 1968 г. на второй сессии ЮНКТАД заявила о необходимости предоставления развитыми государствами тарифных преференций в виде нулевых ставок таможенных пошлин, в отношении всего экспорта готовых изделий, обработанного сельскохозяйственного и промышленного сырья из развивающихся стран. Эта схема преференций предполагала унифицированный характер для всех развитых стран и должна была предоставляться без каких-либо требований взаимных уступок.
Развитые страны считали неприемлемым в предложенной схеме преференций «принцип общности». Они настаивали на том, чтобы каждое промышленно развитое госу-
дарство предоставляло тарифные преференции автономно, при этом согласуя с каждой развивающейся страной в отдельности специфику получаемых ей преференций на двухсторонней основе. Наряду с этим развитые страны требовали закрепить за ними право использовать в преференциальных схемах различные ограничения, оговорки и исключения в целях защиты экономических интересов государства, предоставляющего преференции, а также право на определение перечня преференциальных товаров для каждого отдельного случая [1, с. 84-85].
Эти полярные подходы к формированию системы преференций явились предметом острых дискуссий, в результате которых Специальный комитет ЮНКТАД по преференциям согласовал и принял следующие принципы установления ОСП:
1. Применение ОСП предполагает неограниченный и беспошлинный доступ всех готовых изделий и полуфабрикатов из развивающихся стран на рынки развитых стран.
2. Возможность использования развитыми государствами защитных оговорок, что дает права им предоставлять специальный режим наименее развитым странам.
3. Готовые изделия и полуфабрикаты, которые попадают под действие тарифных преференций, должны включать все обработанные и полуобработанные сырьевые товары из развивающихся стран.
4. Развитые страны обязаны предоставить такие преференции всем развивающимся странам.
5. Форма защитных оговорок, критерии их применения и процедуры введения должны быть согласованы на международном уровне. При этом защитные меры должны иметь временный характер и подлежать рассмотрению, утверждению и пересмотру в ходе международных консультаций.
6. Система преференций должна обеспечивать определенную долю преимуществ от ее использования наименее развитым странам, а защитные оговорки, ограничивающие или исключающие экспорт отдельных товаров, не применяться к менее конкурентным товарам из этих государств.
7. Общая система преференций должна обеспечивать, по крайней мере, равнозначные
преимущества для развивающихся стран, пользующихся преференциями в отдельных развитых странах, с тем чтобы позволить им временно прекратить действие их преференций на готовые изделия и полуфабрикаты.
Эти принципы гарантируют развивающимся странам получение тарифных преференций на недискриминационной и невзаимной основе. В то же время в ОСП находят отражение интересы развитых государств, а именно:
1) отсутствие принципа «общности», то есть система представляет собой совокупность автономных преференциальных схем, согласованных на двухсторонней основе, что дает возможность использования избирательного подхода каждой развитой страной в защите своего национального рынка от импорта товаров из стран-бенефициаров;
2) перечень преференциальных товаров устанавливается отдельно каждой развитой страной в одностороннем порядке, исключая тем самым возможность участия в этом процессе государств-получателей преференций;
3) право одностороннего применения мер, ограничивающих преференциальный импорт товаров из развивающихся стран, способных нанести ущерб отечественному производству [5].
Имплементация ОСП началась в 1971 г. в рамках Европейского экономического сообщества и изначально срок ее действия ограничивался десятилетним периодом. Большинство развитых стран крайне медленно вводили эту систему, включая в национальное законодательство значительное число оговорок. Так, в отличие от западноевропейских стран, США присоединились к ее использованию лишь в 1976 году.
На начальном этапе практическая реализация системы преференций была малоэффективной, так как развитые страны исключили из перечня преференциальных товаров свыше 60 % облагаемого таможенными пошлинами импорта, что сильно сузило номенклатуру изделий, попадающих под действие общих преференций. Наряду с этим развитые государства провели между собой либерализацию внешнеторговых отношений, снизив уровень таможенных пошлин во взаимной торговле. Это привело к значительным сокраще-
ниям преимуществ, получаемых развивающимися странами в рамках системы тарифных преференций, то есть произошла так называемая «эрозия» системы преференций. Впоследствии эти недостатки были учтены в последующих редакциях ОСП. Периодическое корре-гирование автономных схем преференций развитых стран в рамках общей системы позволяет учитывать изменяющиеся реалии мирового хозяйства [1, с. 86].
В настоящее время ОСП приобрела статус международной правовой основы, принципы который повсеместно используются при разработке национальных систем преференций отдельных стран или систем преференций региональных интеграционных объединений. Так, ключевые положения ОСП послужили базисом для формирования механизмов таможенно-тарифного регулирования Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России.
В рамках этой интеграционной группировки была разработана и функционирует Единая система преференций Таможенного союза (далее - ЕСП ТС), которая является результатом трансформации и гармонизации национальных систем преференций стран-членов ТС.
ЕСП ТС предусматривает предоставление тарифных преференций в отношении отдельных групп товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран.
В перечень развивающихся стран-пользователей единой системы тарифных преференций включаются страны, которые Всемирный банк не относит к странам с высоким уровнем дохода. Список развивающихся стран-бенефициаров утверждается Евразийской экономической комиссией (далее - Комиссия). В настоящее время в этот список включены 103 страны. При этом в него входят страны с динамично развивающимися и мощными экономиками, такие как КНР, Гонконг, Бразилия, Аргентина, Сингапур, Республика Корея, Саудовская Аравия, ОАЭ и т. д.
Эта особенность в середине 80-х гг. ХХ в. привела к тому, что развитые страны пересмотрели порядок предоставления преференций наиболее развитым государствам из числа развивающихся. Согласно новому положению наиболее конкурентоспособные бенефициары могут быть полностью или частично исключены из перечня получателей пре-
ференций по причине того, что «они уже достигли целей Общей системы преференций» и больше не нуждаются в уступках для продвижения их товаров на рынки развитых государств. Изменившиеся реалии явились предпосылками к появлению новых элементов ОСП, таких как тарифная модуляция, страновая и секторальная градация и механизмы специальных стимулов.
Так, в рамках Общей системы преференций Европейского союза все развивающиеся страны-пользователи делятся на четыре группы. Каждая группа имеет свой определенный объем преференций. Этот подход позволяет учитывать индивидуальные особенности государств-получателей и варьировать уровень преференций в зависимости от успешности достижения основных целей ОСП [2].
Предоставление тарифных преференций в рамках Единой системы преференций обладает определенной степенью селективности. Это находит свое отражение в положении ст. 2 Протокола о единой системе преференций Таможенного союза от 12 декабря 2008 г., в которой указано, что страны, не классифицируемые Всемирным банком как государства с высоким уровнем дохода, могут быть не включены или исключены из списка стран-пользователей в следующих случаях [4]:
- достижение страной уровня дохода, определяемого Всемирным банком как высокий;
- объем ввоза из этой страны товаров пяти самых больших по стоимостному объему групп Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности за два предшествующих года равен или превышает 75 % общего объема ввоза этих товаров из стран-пользователей системы преференций.
Этот инструмент ограничения преференциального импорта используется практически всеми государствами, предоставляющими их, но при этом не существует унифицированного значения критического уровня ввоза. Каждая страна устанавливает его самостоятельно. В Европейском союзе такой механизм получил название принцип «солидарности», или принцип «львиной доли», означающий, что если импорт какого-либо товара из страны-бенефициара превышает 25 % общего объема ввоза этого товара на
территорию ЕС из всех стран-пользователей ОСП, то такая страна исключается из преференциального перечня по данному товару и к ней применяются ввозные таможенные пошлины, соответствующие ставке РНБ. В США к полному изъятию из сферы действия преференций ведет превышение определенным товаром из страны-пользователя 50 % всего американского импорта данной продукции или триггерного уровня ввоза, установленного на данный период [6]:
- недружественные действия этой страны, под которыми понимается неоднократное нарушение экономических интересов государств Сторон либо физических и (или) юридических лиц государств Сторон, в том числе действия, которые необоснованно закрывают физическим и (или) юридическим лицам государств Сторон доступ на рынок этой страны или иным образом необоснованно дискриминируют физических и (или) юридических лиц государств Сторон;
- серьезные недостатки в контроле экспорта или транзита наркотиков;
- несоблюдение международных договоров по противодействию отмыванию денег.
Список наименее развитых стран-бене-фициаров также утверждается Комиссией и в него включены государства, классифицируемые ООН как наименее развитые.
Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, в отношении которых действует единая система преференций, утверждается Комиссией, и количество позиций этого перечня не может превышать 20 % от общего числа подсубпозиций Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.
В случае необходимости Комиссией может быть утвержден дополнительный перечень товаров, происходящих из стран-получателей тарифных преференций, при условии, что количество позиций этого перечня не превышает 5 % от общего числа подсубпозиций ЕТН ВЭД.
В перечень преференциальных товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза из развивающихся и наименее развитых стран, включена преимущественно сельскохозяйственная продукция, не подвергнутая глубокой переработке, сырье, полуфабрикаты, изделия народных промыс-
лов, текстильные изделия, керамика. В этом списке полностью отсутствует продукция промышленного производства (72-93 группа ЕТН ВЭД).
Таким образом, основными компонентами Единой системы тарифных преференций Таможенного союза являются:
- перечень развивающихся стран-пользо-вателей системой тарифных преференций ТС;
- перечень наименее развитых стран-пользователей системой тарифных преференций ТС;
- перечень преференциальных товаров, ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран-бенефициаров.
В соответствие со ст. 7 Соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 г. в отношении ввозимых на таможенную территорию ТС товаров, происходящих из развивающихся стран-пользователей единой системы тарифных преференций ТС и включенных в список преференциальных товаров, применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75 % от ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа.
К преференциальным товарам, ввозимым на единую таможенную территорию ТС и происходящим из наименее развитых стран-пользователей Единой системой тарифных преференций, применяются нулевые ставки ввозных таможенных пошлин [4].
Помимо тарифных преференций, предоставляемых в рамках соглашений между стра-нами-участницами Таможенного союза, Российская Федерация реализует систему тарифных преференций, которая является результатом международных соглашений РФ о создании интеграционных объединений.
Так, в п. 2 ст. 36 ФЗ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе» (в ред. ФЗ от 6 декабря 2011 г. № 409) указано, что тарифные преференции предоставляются РФ в отношении ввозимых товаров, происходящих из стран, образующих с РФ зону свободной торговли. Такие товары освобождаются от уплаты ввозных таможенных пошлин, за исключением тех случаев, когда к определенным товарам применяются тарифные изъятия.
В настоящее время Российская Федерация образует зону свободной торговли с бывшими республиками Советского Союза (Ар-
мения, Украина, Белоруссия, Молдова, Казахстан) и Сербией и Черногорией [2].
Таким образом, в условиях глобальной торговли при возрастающем оппонировании процессов глобализации и регионализации на фоне минувшего финансового кризиса обостряются противоречия между отдельными странами и интеграционными объединениями. При этом усиливается конфронтация среди членов отдельных интеграционных группировок, грозящая возможными инициативами дезинтеграции, что наглядно демонстрирует ситуация, сложившаяся в рамках еврозоны. Следствием этих противостояний является снижение объемов международной и межрегиональной торговли. Иначе выглядит положение стран-участниц Евразийского экономического сообщества и прежде всего стран-членов Единого экономического пространства и Таможенного союза. Рекордный рост внешнеторгового товарооборота государств-учас-тниц в 2012 г. свидетельствует о правильно выбранной стратегии развития, направленной на углубления экономической интеграции. Дальнейший успех интеграционных процессов на евразийском пространстве во многом зависит от активизации внешнеторгового сотрудничества как со странами ближнего, так и дальнего зарубежья. Одним из действенных инструментов развития внешнеторговых связей и реализации приоритетных направлений
внешнеэкономической политики государств-сторон является система тарифных преференций, а использование опыта других стран или их союзов в области таможенно-тарифного регулирования позволяет с наибольшей эффективностью применять его элементы в рамках Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана с учетом сложившихся реалий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Борисов, К. Г. Международное таможенное право I К. Г. Борисов. - М. : Изд-во РУДН, 200і. - біб с.
2. О таможенном тарифе : федер. закон от 2і мая і993 г. N° 5003-І-ФЗ : (в ред. ФЗ от б дек. 20іі г. № 409). - Доступ из правовой системы «Г арант».
3. Право Европейского союза: правовое регулирование торгового оборота. - М. : Зерцало, 2000.- 400 с.
4. Протокол о Единой системе тарифных преференций Таможенного союза от і2 декабря 2008 г. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http: IIwww. tsouz. ruIdbIestpInormIDocuments IProtokol_tarif_pref.pdf. - Загл. с экрана.
5. GSP Regulation No 732I2008 applies і.і.09 to 3і.і2.іі. - Electronic text data. - Mode of access: http: IIeurlex. europa. euILexUri ServILexUri Serv. do?uri -Title from screen.
6. New GSP Regulation. - Electronic text data. -Mode of access: http:IItrade.ec.europa.euIdoclibIhtml H50025.htm. - Title from screen.
SYSTEM OF TARIFF PREFERENCES OF CUSTOMS UNION
М. V. Novikov, S. V. Zemlyanskaya
The principles of forming of customs and tariff policy in the conditions of liberalization of the foreign trade relations are considered in the article. One of the tools of this direction are tariff preferences which are given the characteristics within the Customs union.
Key words: tariff preferences, custom duties, Generalized Scheme of Preferences, Single Scheme of Preferences.