УДК 339.543 11
ББК 65.428
Ю.А. Максимов, Е.М. Графова
проблемы совершенствования таможенно-тарифной политики российской федерации в целях обеспечения экономической безопасности страны
Рассматриваются основные направления формирования, реализации и совершенствования таможенно-тарифной политики с учетом интеграции России в мировую экономику. Выполнение этих приоритетных задач будет способствовать более эффективному включению экономики России в мировое хозяйство, а также совершенствованию таможенно-тарифной политики в целях обеспечения экономической безопасности страны.
Ключевые слова:
таможенно-тарифная политика, таможенно-тарифное регулирование, тарифные преференции, экономическая безопасность.
Посткризисное восстановление мировой экономики и мировых товарных рынков будет характеризоваться высокой нестабильностью, значительными колебаниями конъюнктуры цен, ускорением технологических и структурных изменений в мировой экономике, расширением и усложнением ассортимента торговли, ростом конкурентоспособности новых центров из числа развивающихся стран. Это существенно повышает требования к обоснованности, оперативности и гибкости таможенно-тарифной политики; потребует совершенствования структуры и других качественных параметров таможенного тарифа, корректировки ставок ввозных и вывозных таможенных пошлин, упорядочения системы преференций, повышения эффективности таможенного администрирования, применения иных решений в сфере таможенно-тарифной политики.
Основными задачами таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации в целях обеспечения экономической безопасности в настоящее время являются:
- повышение конкурентоспособности российской промышленности, защита экономических интересов отечественных производителей на внутреннем и внешних рынках;
- интегрирование в процессы диверсификации, модернизации и внедрения инноваций в отечественный производственный комплекс;
- поддержание необходимого уровня инвестиционной привлекательности производства;
- интеграция в единую систему таможенно-тарифного регулирования Таможенного союза;
- дальнейшее совершенствование механизма таможенно-тарифного регулирования;
- повышение эффективности реализации таможенно-тарифной политики.
В условиях глобализации мирохозяйственных связей конкурентоспособность отечественных товаров, услуг, предприятий и страны в целом стала комплексным показателем, определяющим наше будущее. Вопрос сейчас ставится так: либо Россия выполнит свою стратегическую задачу войти в мировое хозяйство гармонично развитой страной, владеющей современными технологиями управления и производства, либо она окончательно превратится в сырьевой придаток «золотого миллиарда» и других стран [3, с. 26]. В целях повышения конкурентоспособности российских производителей, защиты их экономических интересов российская экономика в области таможеннотарифного регулирования должна быть направлена на:
- усиление регулирующей функции и дальнейшее совершенствование структуры Единого таможенного тарифа (ЕТТ) при одновременном сохранении фискальной функции таможенно-тарифного регулирования при наличии экономической целесообразности. Однако уровень ставок ЕТТ, процедуры таможенного администрирования должны обеспечивать соблюдение государственных интересов во внешнеэкономической сфере и одновременно быть необременительными для участников ВЭД;
- привязку разработки долгосрочных программ изменения таможенных пошлин к осуществлению крупномасштабных экономических проектов по реализации отраслевых стратегий повышения
Общество
Terra Humana
конкурентоспособности, освоения новых производств; реализации среднесрочных планов действий со странами - основными торговыми партнерами России;
- создание возможностей для комплексной защиты национальных экономических интересов во внешней торговле путем сочетания применения инструментов таможенно-тарифной политики с инструментами нетарифной политики;
- совершенствование механизма таможенно-тарифного регулирования;
- совершенствование и придание комплексного характера системе поддержки экспорта, в первую очередь, высокотехнологичных товаров путем применения как имеющихся таможенно-тарифных, финансовых и организационно-экономических инструментов содействия развитию экспорта товаров, так и нахождения новых форм и методов стимулирования развития экспортноориентированных производств и продвижения отечественных товаров на внешние рынки.
О необходимости развития процессов диверсификации, модернизации и внедрения инноваций в отечественный производственный комплекс как мерах повышения экономической безопасности российского государства говорилось многократно (см., напр., [4, с. 4]). Отсюда напрашивается вывод об активном включении России в международную научно-техническую и производственно-технологическую кооперацию путем переноса высокотехнологичных производств на территорию России, расширения экономически эффективного доступа к использованию передового иностранного оборудования и технологий для крупномасштабной модернизации производственных мощностей, что в свою очередь повысит актуальность стимулирующей функции таможенно-тарифной политики, заключающейся в снижении или обнулении ставок ввозных таможенных пошлин на импорт, тарифного обложения материалов, частей и компонентов готовых изделий производственного назначения в целях повышения технического и технологического уровня отечественного производства и не имеющих аналогов в Российской Федерации.
При решении проблемы адресного осуществления стимулирующей функции таможенно-тарифной политики возможно создание при участии экспортных организаций открытого перечня инновационной продукции, в полной мере отражающей возможности и перспективы интеграции
России в мировое инновационное пространство, так как существующий перечень высокотехнологичной продукции не в полной мере отражает насущные задачи России по формированию и поддержке инновационной экономики [7, с. 4].
Поддержание необходимого уровня инвестиционной привлекательности отечественного производства необходимо обеспечить путем снижения издержек в результате минимизации действия тарифных барьеров, обременительных таможенных и административных процедур при получении международных инвестиционных товарных кредитов (оптимальных при покупке дорогостоящего оборудования, комплектующих, производимых под заказ зарубежными компаниями) и прямых вложений капитала (трансконтинентальных или транснациональных). Привлечение иностранного капитала в высокотехнологичные сектора также будет осуществляться путем повышения степени эскалации таможенного тарифа, снижения или обнуления ввозных пошлин на комплектующие, необходимые для создания производства современных конкурентоспособных готовых изделий на территории России.
Россия стремится стать полноправным участником мирохозяйственных процессов, использовать преимущества международного обмена в целях экономического роста и эффективного реформирования структуры национальной экономики [6, с. 5]. Поэтому реформирование таможенно-тарифной политики России невозможно без обеспечения благоприятных стартовых условий присоединения России к ВТО, а также совершенствования таможенно-тарифного регулирования ввоза и вывоза товаров на региональном уровне (в первую очередь в пределах Таможенного союза «Большой тройки» - России, Белоруссии и Казахстана).
Реализация принципа единства таможенно-тарифного регулирования состоит из трех основных этапов.
Первый этап связан с созданием единой таможенной территории России и Белоруссии и установления переходного (между зоной свободной торговли и Таможенным союзом) режима торговли с Казахстаном.
Второй этап означает формирование единой таможенной территории, в пределах которой обеспечивается свободное перемещение как товаров, произведенных в странах Таможенного союза, так и товаров, происходящих из третьих стран.
Третий этап реализации принципа единства.таможенно-тарифного регулирования в аспекте развития таможенно-тарифной политики интеграционного объединения государств рассчитан не только на среднесрочную, но и на долгосрочную перспективу.
В среднесрочной перспективе планируется качественное изменение условий реализации таможенно-тарифной политики, заключающееся в распространении процесса унификации и гармонизации норм и правил регулирования на все основные сферы экономической деятельности стран-участниц Таможенного союза, в создании объединенного рынка Таможенного союза на основе согласованных странами-участ-ницами принципах.
В долгосрочной перспективе целью единой внешнеторговой политики является создание многосторонней зоны свободной торговли СНГ. Это позволит регламентировать и унифицировать решение вопросов применения мер торговой политики, в том числе таможенно-тарифного регулирования, в более широких рамках СНГ. В 2011 г. планируется выйти на подписание Договора о создании многосторонней зоны свободной торговли СНГ, с подписанием которого будет заложена основа для плодотворного развития СНГ как торгового блока в рамках многосторонней системы регулирования мировой экономики.
Создание многосторонней зоны свободной торговли СНГ отвечает стратегическим интересам России [5, с. 18]. Оно не противоречит обязательствам России как члена Таможенного союза и будущего члена ВТО. Преимущества нового Договора заключаются в замене им десятков двусторонних соглашений; введении единого толкования торгово-политических терминов и процедур, соответствующих нормам и практике ВТО; рассмотрении всего комплекса вопросов регулирования торговли товарами; создании единого механизма разрешения споров; определении механизма присоединения третьих стран; значительном сокращении числа изъятий из режима свободной торговли, существующих в двусторонних соглашениях, с их последующей унификацией.
При решении задачи дальнейшего совершенствования механизма таможеннотарифного регулирования Правительству Российской Федерации необходимо учитывать:
- поступательное развитие российской экономики на основе отраслевых про-
грамм и стратегий модернизации и повышения конкурентоспособности;
- органическую увязку интересов развития отечественных производств с интересами аналогичных или сопряженных производств других членов Таможенного союза. Первоочередного решения в этой сфере требуют вопросы создания в Таможенном союзе механизма зачисления, распределения и достоверного прогнозирования совокупного объема ввозных таможенных пошлин, влияния ожидаемого снижения импорта из третьих стран за счет опережающих темпов роста торговли внутри Таможенного союза, инициируемых процессом замещения товаров из дальнего зарубежья товарами из стран союза. В практическом плане эффективность таможенно-тарифного регулирования в условиях создания единого экономического пространства предполагает дальнейшее совершенствование наднационального механизма таможенно-тарифного регулирования в целях повышения прозрачности, оперативности и гибкости принятия решений, создание единой базы информационных ресурсов, необходимой для обоснования и повышения эффективности решений, принимаемых в рамках проведения единой таможеннотарифной политики и налаживания обратной связи;
- подчинение таможенно-тарифного регулирования в случае присоединения стран-членов Таможенного союза к ВТО обязательствам первого этапа имплементационного (переходного) периода и поэтапного снижения ставок ввозных таможенных пошлин, в первую очередь на импорт высокотехнологичного оборудования, с целью повышения конкурентоспособности отечественной продукции и увеличения экспорта.
Что касается совершенствования вспомогательных средств таможенно-тарифного регулирования, то здесь в первую очередь надо обратить внимание на следующие факторы:
- активизацию использования специальных инструментов для регулирования импорта в аграрном секторе в единой системе с мерами государственной политики в области сельского хозяйства, осуществляемой на основе постоянного мониторинга производства и торговли важнейшими видами сельскохозяйственной продукции и продуктов питания с учетом баланса интересов производителей и потребителей, недопущения резких колебаний цен, в том числе сезонного характера;
Общество
Terra Humana
- совершенствование системы тарифных преференций и рационализация системы таможенных льгот в рамках Таможенного союза. С 1 января 2010 г. вошли в действие Перечень развивающихся стран - пользователей системы тарифных преференций таможенного союза, Перечень наименее развитых стран - пользователей системы тарифных преференций таможенного союза, Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции, утвержденные Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. № 18 и Решением Комиссии таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 130. Дальнейшее рассмотрение Комиссией таможенного союза предложений по корректировке указанных перечней будет происходить с учетом перечней наименее развитых стран ООН и стран Всемирного банка, не классифицируемых как страны с высоким уровнем дохода;
- совершенствование правил определения страны происхождения товаров в рамках СНГ, которое заключается в продолжении работы по оптимизации Перечня условий, производственных и технологических операций, при выполнении которых товар считается происходящим из той страны, в которой они имели место.
Необходимо выработать единую позицию государств-участников Таможенного союза на переговорах по данному вопросу в рамках СНГ.
Реализация таможенно-тарифной политики заключается в применении адекватного внутреннего механизма подго-
товки и обоснования решений в области таможенно-тарифного регулирования в интересах отечественной экономики, для их последующего продвижения в органах Таможенного союза. Для содействия эффективной реализации таможенно-тарифной политики страны в целях обеспечения ее экономической безопасности можно определить следующие приоритетные направления таможенного администрирования:
- установление процедур упрощенного оформления, касающихся экспорта несырьевых товаров, необлагаемых экспортными пошлинами и импорта высокотехнологичного оборудования, материалов, сырья и комплектующих для производственных нужд, предусматривающее в свою очередь расширение механизмов финансовых гарантий, в том числе исключающих необходимость подтверждения таможенной стоимости при экспорте необлагаемой экспортными пошлинами продукции высокой переработки;
- переход на использование порядка возмещения НДС по экспортным сделкам исключительно на информационной основе ФТС России и ФНС России в целях отмены представления экспортерами и транспортными организациями для этих целей в ФНС России бумажных носителей и др.
Таким образом, учет вышеперечисленных факторов и выполнение приоритетных задач будут способствовать более эффективному включению экономики России в мировое хозяйство, а также совершенствованию таможенно-тарифной политики в целях обеспечения экономической безопасности страны.
Список литературы:
[1] Гордеев В.В. Мировая экономика и проблемы глобализации. - М.: Весь мир, 2008. - 154 с.
[2] Графова Е.М. Всемирная торговая организация как инструмент развития национальной экономики. - СПб.: Астер-Пресс, 2008. - 28 с.
[3] Захаров А.Н. Проблемы присоединения России к ВТО // Российский внешнеэкономический вестник. - 2009, № 12. - С. 26.
[4] Итоги деятельности Минэкономразвития России в 2009 году и задачи на 2010 год. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/report2009/default.htm.
[5] Кулик С.А., Спартак А.Н., Юргенс И.Ю. Экономические интересы и задачи России в СНГ. - М.: Институт современного развития, 2010. - 120 с.
[6] Максимов Ю.А. Таможенно-тарифное регулирование в условиях расширения мирохозяйственных связей как средство обеспечения экономической безопасности. - СПб.: Астер-Пресс (изд-во Никифорова), 2010. - 129 с.
[7] Отраслевые аспекты таможенно-тарифной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.petralogistics.ru/info.php
[8] Смитиенко Б.М. Мировая экономика. - М.: Юрайт. Высшее образование, 2010. - 582 с.