Таможенно-тарифная политика и практика Европейского Союза на современном этапе
А.Е. Ильин
(Всероссийская академия внешней торговли)
Развитие международной торговли объективно предполагает совершенствование таможенно-тарифного регулирования ввоза и вывоза товаров на региональном уровне. Наибольший интерес представляет политика и практика в этой области Европейского Союза, являющегося крупнейшим интеграционным объединением в мире (с 1 января 2007 г. включает 27 стран) и главным торгово-экономическим партнером России.
Таможенно-тарифная деятельность ЕС осуществляется в рамках таможенного союза -формы интеграции, которую Россия пытается реализовать, пока без особого успеха, в отношениях странами СНГ. Поэтому целесообразно остановиться на некоторых особенностях создания таможенного союза ЕС.
В первую очередь следует отметить, что формирование таможенного союза стран ЕС происходило в течение относительно длительного периода времени и на первых порах носило секторальный характер, т.е. затрагивало лишь некоторые секторы экономики.
Истоки таможенного союза ЕС относятся к началу 1950-х годов. Отдельные его элементы содержатся в Договоре о Европейском объединении угля и стали (ЕОУС, 1951 г.). Таможенные пошлины во взаимной торговле шести стран-учредителей (Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция и ФРГ) были отменены с февраля 1953 г. для угля, железной руды и железного лома, а с мая того же года -и для стали. Тогда же были унифицированы ставки таможенных пошлин на товары номенклатуры ЕОУС, ввозимые из третьих стран.
Договор о Европейском сообществе по атомной энергии (Евратом, 1957 г.) отменял с 1 января 1959 г. все таможенные пошлины и
другие сборы с импорта и экспорта, а также количественные ограничения в торговле стран-членов друг с другом товарами ядерного цикла.
И только Римский договор 1957 г. о Европейском экономическом сообществе (с 1992 г. официальное название - Европейское сообщество) ставил целью создание полного таможенного союза, охватывающего всю торговлю товарами. Договор предусматривал отказ от импортных и экспортных пошлин и любых равнозначных по последствиям сборов во взаимной торговле стран-членов, а также замену национальных тарифов единым таможенным тарифом и проведение общей торговой политики в отношениях с третьими странами (ст. 3 и Глава 1).
По условиям Римского договора переход к полному таможенному союзу намечалось осуществить в несколько этапов: с 1 января 1958 г. по 1 января 1970 г.; в тексте договора указаны сроки начала каждого этапа и его цели. Фактически переход был завершен на полтора года раньше - к 1июля 1968 г., что объясняется благоприятной экономической обстановкой в ЕС, а также общей заинтересованностью участников в создании такого союза.
Образованием таможенного союза страны-учредители ЕС намеревались укрепить Сообщество, обеспечить прочную базу для дальнейшего развития интеграции (в настоящее время, помимо таможенного, создан экономический и валютный союз), а также обрести эффективные инструменты для защиты своих внутренних рынков (с 1992 г. функционирует единый внутренний рынок ЕС) и для расширения экспансии на рынки третьих стран.
Среди таких инструментов важнейшим, на наш взгляд, остается единый таможенный тариф ЕС. Он позволяет странам-членам проводить общую тарифную политику. С 1975 г. доходы от взимания пошлин ЕТТ поступают в бюджет Сообщества, являясь одним из источников финансирования деятельности этого интеграционного объединения, в том числе в сфере внешнеэкономических связей (в настоящее время составляют 17 млрд евро или 15% общего бюджета ЕС).
При формировании ЕТТ возникли трудности, связанные с существенными различиями в таможенных тарифах стран-учредителей. Согласно положениям Римского договора, ставки ЕТТ устанавливались, как правило, путем простого усреднения национальных ставок, применявшихся на 1 января 1957 г., но в ряде случаев участники ЕС в целях усиления защиты своих внутренних рынков существенно завысили (против среднеарифметических значений) пошлины ЕТТ. В целом это означало снижение тарифных ставок для Франции и Италии
- стран с традиционно высоким уровнем импортных пошлин и их повышение для ФРГ и стран Бенилюкса. Достичь соглашения удалось с помощью сложного компромисса: в обмен на согласие Франции понизить уровень таможенного обложения промышленных товаров ФРГ пошла на серьезные уступки в вопросах общей сельскохозяйственной политики, не относящейся к сфере первоочередных интересов этой страны.
ЕТТ является юридически обязательным для всех участников ЕС, в том числе для стран, вступивших в это объединение в последующие годы.1
Важно отметить, что введение единого таможенного тарифа привело к существенному расширению компетенции ЕС в вопросах тарифной политики. С 1968 г. любое решение по тарифным вопросам, даже если оно касается интересов только одной страны-члена, может быть принято лишь органами ЕС. Изменение пошлин ЕТТ или временное прекращение их действия производятся решением Совета, принимаемым квалифицированным большинством голосов по предложению Европейской комиссии.
Компетенция в области тарифных переговоров с третьими странами, в том числе в рамках международных организаций (прежде все-
го ГАТТ/ВТО), также полностью перешла к органам Сообщества. Еврокомиссия представляет Совету рекомендации относительно таких переговоров и проводит их с разрешения Совета и в соответствии с его директивами. Таким образом, обе формы изменения ЕТТ: автономная (односторонняя) и договорная (являющаяся результатом переговоров с третьими странами), входят в компетенцию органов ЕС и не могут осуществляться отдельными странами-членами.
Заслуживает внимания и тот факт, что введение единого тарифа повлекло за собой разработку и последующее совершенствование единых норм и правил, прежде всего в отношении таможенной оценки товаров и правил определения страны их происхождения. Без этого практически невозможно обеспечить единообразное применение ЕТТ всеми странами ЕС. Сводом таких норм и правил, основанных на положениях одноименных соглашений ВТО, является Таможенный кодекс ЕС (принят в 1993 г.). В 2006 г. Еврокомиссия представила Совету ЕС проект нового кодекса, отражающего изменения в международной торговле, связанные с глобализацией и внедрением новых информационно-коммуникационных технологий.2
За истекшие годы тарифная номенклатура, структура и уровень ставок единого таможенного тарифа неоднократно пересматривались. Современный ЕТТ построен на базе так называемой Комбинированной номенклатуры ЕС (Combined nomenclature), предназначенной для таможенных и статистических целей и в целом соответствующей принятой в мире Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС), разработанной Советом таможенного сотрудничества. К шести унифицированным знакам цифрового кода ГС добавлены еще два, что позволяет учитывать специфические торговые интересы ЕС.
От восьмизначного цифрового кода Комбинированной номенклатуры ЕС зависит уровень таможенного обложения того или иного товара. Например, ставка пошлины на кордовую ткань для шин из нейлона, пропитанную резиной (код 59021010), составляет 5,5%, а не пропитанную (код 59021090) - 7,8%.
ЕТТ состоит из 21 раздела, 99 групп, примерно 1300 тарифных позиций и более 5000 субпозиций, которые в свою очередь подраз-
деляются на еще более мелкие подпозиции. По состоянию на 2006 г., ЕТТ насчитывает в общей сложности 9843 тарифных линии (tariff lines), что означает высокую степень детализации таможенного обложения. Это позволяет ЕС при необходимости выборочно снижать или повышать пошлины (например, в ответ на дискриминационные действия других участников ВТО и с ее разрешения) на конкретные, важные для данной страны товары, не затрагивая при этом интересы других стран.
С 2001 г. ЕТТ является четырехколонным: в первой колонке приводится код товара по Комбинированной номенклатуре ЕС; во второй
- его описание; в третьей - договорные (conventional) ставки пошлин, согласованные в ходе Уругвайского раунда многосторонних тарифных переговоров в рамках ВТО; в четвертой - единицы измерения.3
Применяются несколько видов таможенных пошлин: адвалорные, исчисляемые в процентах от импортной стоимости товара и наиболее распространенные (на них приходится 90% общего числа ставок); специфические, фиксируемые в евро за единицу продукции (6,4%); смешанные, представляющие собой комбинацию адвалорных и специфических пошлин (2%);
альтернативные, дающие возможность выбора между ними (0,7%), и изменяемые, например, сезонные (0,9%).
Ставки пошлин по всем тарифным линиям являются связанными, т. е. ЕС не вправе их увеличивать по своему усмотрению. По подавляющему большинству из них применяемые ставки совпадают со связанными, что свидетельствует о выполнении ЕС взятых обязательств.
В 2006 г. среднеарифметическая ставка РНБ единого таможенного тарифа равнялась 6,9% (в 2004 г. - 6,5%). Небольшое повышение, по мнению экспертов Секретариата ВТО, объясняется понижательной тенденцией движения мировых цен на некоторые сельскохо -зяйственные товары, облагаемые специфическими или смешанными пошлинами: при пересчете таких пошлин в адвалорные снижение импортных цен означало номинальное повышение степени защиты внутреннего рынка ЕС соответствующих товаров. В адвалорном эк-виваленте4 средний уровень пошлин ЕТТ на несельскохозяйственные товары составлял в 2006 г. 4,0%, в том числе на продукцию обрабатывающей промышленности - 6,8%, а на сельскохозяйственные товары 18,6%.
Таблица 1
Средний уровень ставок Единого таможенного тарифа ЕС в 2004-2006 гг. (в %)*
2004 2006
Все товары 6,5 6,9
в том числе:
сельскохозяйственные 16,5 18,6
несельскохозяйственные (исключая нефть) 4,1 4,0
продукция обрабатывающей промышленности 6,4 6,8
Количество тарифных линий (в % к общему числу), предусматривающих:
беспошлинный ввоз 26,9 26,0
незначительные ставки (выше и ниже 2%) 6,8 9,4
ставки выше 15% 8,6 9,0
«тарифные пики», в 3 раза превышающие средний уровень ЕТТ 5,8 5,6
Примечание к таблице:
* Среднеарифметический.
Источник: WTO. Trade policy review. Report by the Secretariat. European Communities. 22 January 2007, p.43.
Более трети тарифных линий предусматривают беспошлинный ввоз или обложение ввозимых товаров по ставкам, не превышающим 2%. Нулевые ставки применяются преимущественно к промышленной продукции, в частности, к фармацевтическим товарам, древесной
массе, изделиям из олова, книжной продукции и газетам, произведениям искусства, гражданским самолетам. Четыре пятых тарифных линий имеют ставку ниже 10%. На долю относительно высоких пошлин (от 10% до 20%) приходится 11,6%.
Наиболее высокими тарифами, как отмечалось, облагается продукция аграрного сектора, включая переработанные пищевые товары. Ставки пошлин свыше 50% характерны для 5% тарифных линий в этом секторе. Максимальные ставки установлены для некоторых видов хлебопекарной муки (427,9%) и грибов (300,8%), замороженной говядины и мясных отходов (276,9%), ананасового сока (209,8%), живой домашней птицы (167,2%).
В рассматриваемый период, главным образом из-за высокой тарифной защиты аграрного сектора, сохранялась тенденция посте-
пенного отхода от традиционной эскалации ставок пошлин по мере возрастания степени обработки импортных товаров. Средний размер обложения импортного сырья и материалов составлял в 2004-2006 гг. 8,9%, полуфабрикатов
- 5% и полностью готовых изделий - 7,5%. Эта тенденция проявляется, в частности, в таких товарных группах, как продукция лесоперерабатывающей промышленности; бумага; продовольствие, напитки и табачные изделия; химикаты и пластмасса. Традиционная эскалация сохраняется в отношении продукции основных отраслей металлургической промышленности, текстиля и одежды, машин и оборудования.5
Таблица 2
Средние ставки Единого таможенного тарифа ЕС в 2006 г. по товарным группам (в %)
Товарные группы Количество тарифных линий Средний уровень ставок ЕТТ Импорт в ЕС в 2005 г. (в млрд долл.)
Всего 9843 6,9 1461,4
Сельскохозяйственные товары 2059 18,6 78,0
Живые животные и продукты из них: 331 27,3 5,8
Молочные продукты 155 42,4 0,7
Кофе, чай, какао, сахар и др. 300 18,8 14,7
Срезанные цветы 62 4,3 2,3
Зерновые 55 55,2 2,5
Маслосемена, жиры и масла и продукты из них 164 7,4 15,5
Алкогольные напитки и соки 272 15,2 6,5
Т абак и табачные изделия 30 19,7 2,3
Прочие 253 6,1 7,7
Несельскохозяйственные товары 7743 4,0 1077,0
Рыба и рыбопродукты 381 10,5 17,7
Минеральные продукты и драгоценные камни 513 2,4 112,2
Металлы 1024 1,8 100,1
Химикаты и фотоматериалы 1389 4,4 124,2
Кожа, каучук, обувь и товары для путешественников 283 4,8 32,8
Лесоматериалы, бумага и мебель 44 1,2 44,1
Текстиль и одежда 1269 8,0 98,8
Транспортное оборудование 262 4,8 108,1
Неэлектрическое оборудование 952 1,7 177,8
Электрическое оборудование 544 2,8 163,5
Прочие 682 2,4 97,9
Примечания к таблице:
1. Товарные группы даются в определении ВТО.
2. Из общего числа позиций исключены товары, не имеющие адвалорных эквивалентов, и нефтепродукты (всего - 102 позиции).
Источник: WTO. Trade policy review. Report by the Secretariat. European Communities 22 January 2007, p.46.
В результате расширения сети преференциальных соглашений с третьими странами, а также большого числа стран, пользующихся односторонними преференциями ЕС, реально ставки РНБ применяются к девяти странам-членам ВТО (США, Канада, Япония, Австралия, Новая Зеландия, Южная Корея, Сингапур и Тайвань), на долю которых приходится примерно 30% всего товарного импорта в ЕС из третьих стран.
Россия преимущественно пользуется РНБ в соответствии с положениями Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между РФ и ЕС (СПС, вступило в силу с 1 декабря 1997 г., после окончания основного 10-летнего срока действия продлено до 1 декабря 2008 г.). В торговле товарами РНБ применяется сторонами в объеме, предусмотренным правилами ВТО, что в правовом отношении гарантирует российским товарам таможенно-тарифную недискри-минацию и применение стандартных договорных ставок ЕТТ. Ряд товаров ввозится беспошлинно или по сниженным ставкам на основе общих преференций ЕС (до 80%, по некоторым оценкам, - до 94-95%).
Средний уровень таможенного обложения российских товаров при ввозе в ЕС (с учетом его топливно-сырьевой структуры) составлял на начало текущего десятилетия 1,5%. Тем не менее, некоторые виды отечественной продукции облагаются в ЕС сравнительно высокими пошлинами.
Тарифная политика активно используется, прежде всего, в торговых отношениях ЕС с развивающимися странами, для которых уровень ставок ЕТТ во многих случаях является важным фактором их конкурентоспособности на европейском рынке, особенно по сельскохозяйственной продукции, где уровень тарифной защиты выше. На страны ЕС приходится порядка одной пятой всего экспорта этих стран. ЕС - крупнейший в мире импортер их сельскохозяйственных товаров: покупает больше таких товаров, чем США, Канада и Япония, вместе взятые.6
В целях повышения своего престижа в развивающихся странах ЕС одним из первых доноров начал применять Общую систему преференций ООН - с 1971 г. (в Канаде - с 1974 г., в США - с 1976 г.). Схема ЕС охватывает промышленные товары, указанные в главах 2597 Комбинированной товарной номенклатуры,
за исключением свыше 100 преимущественно сырьевых позиций, а также некоторые, в основном переработанные сельскохозяйственные продукты. Получателями общих преференций ЕС в начале 2000-х годов являлись около 140 развивающихся стран и стран с переходной экономикой, включая, как отмечалось, Россию и другие страны СНГ (с 1993 г.).
На протяжении всего периода функционирования европейская схема ОСП неоднократно пересматривалась в соответствии с целями внешнеэкономической политики ЕС, а также требованиями развивающихся стран по ее улучшению. По этому вопросу Евросоюз с самого начала занимает противоречивую позицию: с одной стороны, он заинтересован в повышении значимости предоставляемых на основе ОСП тарифных льгот для укрепления своего влияния в развивающихся странах, а, с другой стороны, под давлением местных производителей стремится избежать слишком сильного ослабления защиты своего внутреннего рынка, особенно сельскохозяйственного. Поэтому изменения в схеме общих преференций, наряду с расширением льгот для наименее развитых стран, элементами упрощения и большей предсказуемости, обычно предусматривают разного рода оговорки, дающие возможность не распространять преференциальный режим на конкурентоспособные товары и отдельные развивающиеся страны.
Стремление уменьшить критику в адрес общих преференций ЕС со стороны стран-получателей просматривается в документе Еврокомиссии об основных принципах ОСП на 2006-2015 гг., направленном Совету и Европарламенту в июле 2004 г.7 В качестве главных целей называются содействие устойчивому экономическому росту и улучшению управления хозяйством развивающихся стран, расширение круга товаров, подпадающих под действие ОСП, ориентация льгот преимущественно на наименее развитые страны, поощрение регионального сотрудничества между страна-ми-бенефициарами. Предлагается также упростить и повысить транспарентность некоторых процедур, связанных с использованием льгот.
Однако анализ основных положений ОСП на 2006-2008 гг.,8 принятой в развитие предложений Еврокомиссии, свидетельствует, что при некотором упрощении механизма предоставления преференций возможность изъятия из пре-
ференциального режима отдельных товаров и товарных групп, а также отдельных стран-бе-нефициаров по сравнению с 2002-2005 гг. практически не уменьшилась.
Согласно действующей схеме, все импортные товары, на которые распространяется ОСП, подразделяются, в зависимости от влияния иностранной конкуренции на местных производителей аналогичной продукции, на две группы: чувствительные и нечувствительные.
Предусматривается три вида льгот.
1. Преференции, доступные для всех стран-бенефициаров ОСП. Имеется в виду полная отмена таможенного обложения по нечувствительным, в основном промышленным товарам, и снижение ставок ЕТТ на чувствительные товары, к которым отнесено большинство сельскохозяйственных продуктов. При этом адвалорные пошлины снижаются незначительно - на 3,5% (на текстиль и одежду - на 20%), а специфические - на 30% (на денатурированный этиловый спирт - на 15%). В случае смешанных пошлин сокращению подлежит только адвалорный компонент. «Пороговая» величина, ниже которой тарифы не снижаются, осталась прежней: 1% для адвалорных и 2 евро для специфических пошлин.
2. Специальные преференции для стимулирования устойчивого роста и улучшения управления экономикой, включая социальные и экологические меры и борьбу с нелегальным производством и распространением наркотиков (т. н. ОСП+). Предоставляются дополнительно к вышеуказанным льготам в виде отмены адвалорных и специфических пошлин (за исключением специфического компонента смешанных пошлин).
Специальные льготы предназначены для развивающихся стран и стран с переходной экономикой, характеризующихся узкой специализацией хозяйства, относительно слабой интеграцией в мировую торговую систему и невысокими, по квалификации Всемирного банка, доходами на душу населения на протяжении последних трех лет.
Кроме того, претенденты на получение таких льгот должны ратифицировать и эффективно выполнять положения международных соглашений, перечисленных в Приложении к Регламенту Совета ЕС №980/2005 от 27 июня
2005 г., в частности, стандартов трудовых отношений, принятых Международной организацией по труду, а также Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата и ряд других международных соглашений по защите окружающей среды. Европейская комиссия проверяет соответствие стран-претендентов на получение дополнительных преференций и осуществляет систематический мониторинг за соблюдением взятых ими в этой области обязательств.
В 2006-2008 гг. получателями этого вида преференций являются 15 стран: Боливия, Венесуэла, Гватемала, Грузия, Гондурас, Коста-Рика, Колумбия, Молдавия, Монголия, Никарагуа, Панама, Перу, Сальвадор, Шри-Ланка и Эквадор.
3. Преференции для наименее развитых стран. Предусматривают отмену пошлин ЕТТ на все товары, за исключением товаров военного назначения («Все, кроме вооружений»). По нескольким товарам (рис, бананы, белый сахар) в качестве переходной меры возможно применение тарифных квот с нулевой ставкой.
Список наименее развитых стран составляется и периодически корректируется ООН и в настоящее время насчитывает около 50 стран. В случае удаления какой-либо страны из этого списка, она теряет право на получение специальных преференций от ЕС (обычно для восстановления пошлин устанавливается переходный период продолжительностью не менее трех лет).
За исключением наименее развитых стран, другие страны-бенефициары могут по разным причинам, частично или полностью, лишиться преференций в течение срока действия данной схемы. Наиболее часто льготы отзываются в случаях, когда та или иная страна, по мнению Еврокомиссии, серьезно и систематически нарушает условия указанных выше международных конвенций, занимается нечестной торговой практикой, наркоторговлей и «отмыванием» денег; экспортирует товары, произведенные с использованием труда заключенных.
Поводом для приостановки преференций по отдельным тарифным позициям могут стать обход правил происхождения товаров или нежелание страны-бенефициара сотрудничать с Еврокомиссией в обмене информацией по этим вопросам.
ЕС также прибегает к отзыву тарифных льгот при значительном повышении доли импорта какого-либо товара из данной страны (до 15% и более) в его совокупном импорте в ЕС из всех стран-бенефициаров. При нанесении серьезного ущерба или угрозы такого ущерба для местных производителей возможно использование защитных оговорок, предусмотренных правилами ВТО (в рассматриваемый период не применялись).
Наконец, страна может быть исключена из списка получателей преференций, если Всемирный банк сочтет возможным перевести ее в разряд стран с высокими доходами на душу населения.
Случаи исключения стран из числа получателей общих преференций по решению ЕС относительно редки. В 2006 г. такая мера была временно принята в отношении Белоруссии в связи с невыполнением обязательств по линии МОТ.9 Это означает возобновление применения к белорусским товарам стандартных ставок ЕТТ, в среднем на 3% превышающих преференциальные.10
В докладе ЕС о торговой политике, официально представленном в ВТО в 2007 г., приводятся следующие данные: примерно половина товаров развивающихся стран, подпадающих под действие ОСП, ввозится в ЕС беспошлинно, а другая половина облагается по сниженным ставкам ЕТТ. Это дает основание ЕС рассматривать действующую схему общих преференций как «большой вклад в открытие доступа развивающихся стран на европейский рынок».11 По мнению Секретариата ВТО, несмотря на расширение возможностей их экспорта в ЕС, сохраняется «понижательная тенденция в долях торговли (in trade shares) и недоиспользование преференциального режима странами-бенефициарами».12
Показательно, что авторы более объективного научного исследования, проводившегося по заказу Еврокомиссии в 2006 г., обнаружили признаки значительного роста экспорта в ЕС только у отдельных наименее развитых стран, тогда как у многих других стран, несмотря на беспошлинный ввоз в ЕС практически всех товаров, наблюдался в лучшем случае ограниченный рост торговли.13
Нынешняя схема общих преференций ЕС не удовлетворяет развивающиеся страны, сетующие на уменьшение разрыва между преферен-
циальными ставками и ставками РНБ, зафиксированными в ЕТТ, сложность и непрозрачность ОСП. В то же время страны ЕС в условиях ухудшения мировой общехозяйственной конъюнктуры не готовы продолжать предоставлять льготы всем развивающимся странам на односторонней основе.14
Россия, как отмечалось, пользуется режимом общих преференций ЕС с 1993 г., однако их объем постоянно сокращается. Так, в 1998 г. были отменены преференции при ввозе удобрений, продуктов перегонки нефти, отдельных черных металлов и ферросплавов, цветных металлов (включая медь, никель, алюминий, свинец, цинк, олово и изделия из них), инструмента и некоторых других. На протяжении нескольких лет, под предлогом несоответствия российского законодательства правилам МОТ в области трудовых отношений, ЕС затягивал предоставление нашей стране дополнительных социальных преференций. А теперь по той же причине она фактически исключена из списка возможных претендентов на получение специальных преференций для стимулирования устойчивого роста и улучшения управления экономикой. Известно также, что общие преференции ЕС в России никогда в полной мере не использовались.
В текущем десятилетии Евросоюз вел активную деятельность по заключению двусторонних преференциальных соглашений с развитыми и особенно с развивающимися странами. Речь идет о формировании вокруг европейского ядра обширной сети зон преференциальной торговли (preferential trade areas, PTA’s) с разной степенью тарифной либерализации. Заключение таких соглашений рассматривается как содействие развитию мировой торговой системы на многосторонней основе
и, по утверждению ЕС, практикуется преимущественно, когда либерализация в рамках международных организаций (например ВТО), по каким-либо причинам застопоривается или на региональном уровне можно пойти дальше достигнутых многосторонних договоренностей.
В ходе переговоров о создании зон преференциальной торговли ЕС предпочитает иметь дело не с отдельными развивающимися странами или даже группами таких стран, а с их региональными объединениями (например, с Меркосур, с Советом сотрудничества стран Персидского залива). В цели таких соглашений обычно включаются положения о содей-
ствии развитию региональной интеграции между самими развивающимися странами. Официально свою позицию ЕС аргументирует тем, что экономически многие такие страны слишком слабы, чтобы вести переговоры от своего имени и, кроме того, торгуют преимущественно с ЕС, а не друг с другом, что ведет к конкуренции между ними и осложняет переговорный процесс. Можно предположить, что не последнюю роль играет и стремление ЕС на перспективу обеспечить свое влияние в этом регионе.
Действующие преференциальные соглашения ЕС обычно базируются на принципе взаимности, но практически все они предусматривают асимметричное по товарной структуре и темпам снижение (или отмену) пошлин в пользу развивающихся стран; либерализация в большинстве случаев распространяется на сельскохозяйственные продукты. Кроме того, такие соглашения охватывают торговлю услугами, гармонизацию технических требований и стандартов; охрану прав интеллектуальной собственности; движение капиталов и инвестиций; сотрудничество в области конкурентной политики, правительственных закупок; механизм разрешения споров. Большое внимание уделяется социальным и экологическим проблемам как факторам обеспечения устойчивого роста экономики участвующих стран.
К началу 2007 г. Евросоюз имел 22 региональных соглашения преференциального типа. По многим из них, как считают эксперты ЕС, обязательства сторон выходят за пределы тарифной либерализации в рамках ВТО.15
Наиболее распространенной формой преференциальных соглашений ЕС являются соглашения о создании зоны свободной торговли (ЗСТ), что отвечает, как показано выше, мировой практике. Сегодня в режиме свободной торговли реализуется около 75% экспорта стран ЕС (с учетом взаимной торговли).16
Центральное место в сети преференциальных соглашений ЕС занимает европейская зона свободной торговли. Начало было положено подписанием ЕС в 1972-1973 гг. соглашений о ЗСТ со странами, входящими в Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ). В 1992 г. они были дополнены Соглашением о создании Европейского экономического пространства (ЕЭП), в рамках которого
осуществляется свободное движение товаров, услуг, лиц и капиталов. В настоящее время участниками этого Соглашения являются 27 стран ЕС, Норвегия, Исландия и Лихтенштейн. Фактически в нем участвует и Швейцария, но на основе двусторонних соглашений с ЕС по отдельным аспектам ЕЭП.
После включения в состав Евросоюза ряда стран Центральной Европы и Балтии усилия этого объединения направлены на укрепление преференциальных отношений со странами Юго-Восточной Европы. Некоторые из них получили статус кандидатов на присоединение к ЕС, с другими заключены преференциальные соглашения. ЕС выступает также за создание странами этого субрегиона новой Центральноевропейской зоны свободной торговли (СЕБТА) путем объединения действующих двусторонних соглашений этих стран о ЗСТ.
Планируется расширение европейского преференциального торгового пространства до границ с Россией. В феврале 2008 г. стартовали переговоры о создании ЗСТ между ЕС и Украиной, охватывающей торговлю товарами и услугами, вопросы перемещения рабочей силы и ряд других.
Можно предположить, что создаваемые в Европе под эгидой Евросоюза преференциальные зоны в перспективе сомкнутся через соглашения их участников с ЕС.
Другим близлежащим регионом, с которым Евросоюз последовательно развивает преференциальные торговые отношения, является Средиземноморье. По условиям соглашений об ассоциации, заключенных ЕС со странами этого региона (Алжиром, Египтом, Израилем, Иорданией, Ливаном, Марокко, Палестинской автономией, Сирией и Тунисом), последние должны полностью либерализовать импорт несельскохозяйственных товаров из ЕС в течение 12 лет (Египет - в течение 15 лет), а их ввоз в ЕС с самого начала осуществлялся без пошлин и количественных ограничений. На конференции в Барселоне (ноябрь 1995 г.) страны ЕС и перечисленные страны Средиземноморья приняли решение создать к 2010 г. общую евро-сре-диземноморскую зону свободной торговли: полная отмена пошлин и количественных ограничений на несельскохозяйственные товары и постепенная либерализация торговли аграрной продукцией, а также услугами.
В рамках создаваемой ЗСТ предусмотрено применение общих для всех участников правил происхождения товаров, позволяющих экономическим операторам аккумулировать в цене товара добавленную стоимость, произведенную в других странах зоны, что значительно облегчает применение преференциального режима. Принимаются меры по унификации и упрощению других таможенных правил и процедур, введениею единой системы электронных платежей, развитию административного сотрудничества.
На преференциальной основе развиваются отношения ЕС с большинством других развивающихся стран.
Среди них выделяется группа стран Африки, бассейнов Карибского моря и Тихого океана (АКТ), многие из которых в прошлом являлись колониями стран ЕС. На протяжении 19601990 гг. со странами АКТ было заключено шесть сменявших одна другую конвенций, предусматривавших предоставление ЕС этим странам (их число постепенно возрастало) в одностороннем порядке тарифных льгот и финансовой помощи. В июне 2000 г. ЕС и 77 стран АКТ подписали в г. Котону (Бенин) Договор о партнерстве сроком на 20 лет. Договор предусматривает постепенный переход к предоставлению преференциального режима на взаимной основе, за исключением наименее развитых стран, которые и впредь будут избавлены от необходимости предоставлять ответные преференции. Одной из целей Договора провозглашена постепенная интеграция стран АКТ в мировую экономическую систему посредством создания ими региональных организаций экономического сотрудничества и свободных экономических зон.
Из преференциальных соглашений с отдельными развивающимися странами заслуживает внимания Соглашение о свободной торговле между ЕС и Мексикой (вступило в силу в октябре 2000 г.). ЗСТ охватывает широкий круг вопросов, включая торговлю товарами и услугами, инвестиции, охрану прав интеллектуальной собственности и конкуренцию. В соответствии с графиком асимметричной либерализации отмена пошлин на промышленные товары завершена в ЕС в 2003 г., а в Мексике
- в 2007 г. Полная либерализация торговли продукцией сельского хозяйства и рыболовства намечена на 2010 г.
ЕС намеревается начать переговоры о заключении преференциальных соглашений с бы-строразвивающимися странами Азии: Индией, Южной Кореей и странами, входящими в АСЕАН.
Россия не имеет преференциального соглашения с ЕС. До последнего времени это не создавало для нее особых проблем. Как уже отмечалось, и без такого соглашения свыше 90% отечественных товаров ввозится в страны ЕС беспошлинно. Среди причин - односторонние льготы, предоставляемые РФ в рамках ОСП ЕС, но главное - преобладание в структуре ее экспорта топливно-сырьевых товаров, не облагаемых в ЕС ввозными пошлинами. Вместе с тем, взяв курс на развитие инновационной экономики и облагораживание экспорта за счет повышения в нем доли продукции высокой степени обработки, Россия рискует столкнуться с обострением конкуренции на европейском рынке, где многие наши конкуренты пользуются преференциальным режимом.
* * *
Рассмотрение опыта Европейского Союза позволяет сделать следующие выводы. На протяжении своего существования ЕС проводит активную таможенно-тарифную политику, ориентированную в последние годы на обеспечение устойчивого роста и улучшение структуры экономики входящих в него стран. В целом на современном этапе тарифную деятельность ЕС можно охарактеризовать как либеральную с элементами протекционизма, проявляющимися в наибольшей степени в торговле сельскохозяйственными товарами.
Используя преимущества таможенного союза, вытекающие из применения единого таможенного тарифа и общей торговой, в том числе тарифной политики стран-членов, ЕС не только успешно защищает свой внутренний рынок, но и добивается путем предоставления преференций отдельным странам и группам стран благоприятных условий доступа европейских предприятий на внешние рынки. Особенно эффективны для расширения возможностей торгово-экономической экспансии за пределами Евросоюза двусторонние преференциальные соглашения, заключаемые в формате зоны свободной торговли, распространяющейся во многих случаях также на торговлю услугами, движение капиталов, охрану прав интеллектуальной собственности и другие сферы
(«ЗСТ плюс»). Примерами могут служить европейская и евро-средиземноморская зоны свободной торговли, обеспечивающие экономическим операторам стран-участниц льготный торговый и инвестиционный режим и благоприятные условия для кооперационного взаимодействия.
Многие аспекты европейского опыта в данной сфере представляют практический интерес для России в процессе совершенствования инструментария ее таможенно-тарифной политики. В частности, заслуживают внимания некоторые особенности ЕТТ ЕС (например, высокая степень дифференциации ставок тарифов, относительно немногочисленные пиковые значения таких ставок, стабильность и предсказуемость таможенно-тарифного обложения), гибкость в применении общих преференций для развивающихся стран, практика использования двусторонних преференциальных режимов.
В связи с этим представляется полезным изучить с учетом современных реалий возможность и целесообразность заключения соглашения о зоне свободной торговли или «ЗСТ плюс» между РФ и ЕС. В краткосрочном плане создание такой зоны может повлечь за собой некоторые негативные последствия для России, но вместе с тем обеспечить условия для научно-производственной кооперации между российскими и европейскими предприятиями в целях ускорения инновационного развития и подвести фундамент под формируемое Общее экономическое пространство РФ-ЕС.
В перспективе образования к 2011 г. в рамках ЕврАзЭС таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии целесообразно активизировать унификацию инструментов таможенно-тарифной политики указанных трех стран. Это касается, прежде всего, выработки единого таможенного тарифа, единых правил оценки таможенной стоимости товаров и определения страны их происхождения, которые, учитывая возможность присоединения России, а затем и Казахстана к ВТО, должны быть ориентированы на нормы и правила этой организации.
Источники:
1. Лихачев А.Е. Экономическая дипломатия России: новые вызовы и возможности в условиях глобализации. - М.: Экономика, 2006.
2. Международная экономическая интеграция / Учебное пособие под ред. Ливенцева Н.Н.
- М.: Экономистъ, 2006.
3. Commission Communication. “Developing countries, international trade and sustainable development: the function of Community’s generalized system of preferences (GSP) for the ten-year period from 2006 to 2015". C0M(2004)461 final.07.07.2004.
4. Commission of the EC. Proposal for Regulation of the European Parliament and of the Council laying down the Community Customs Code. C0M(2005)608 final. Brussels. 30.11.2005.
5. Council Regulation №980/2005 of 27 June 2005. EC Official Journal L169. 30.06.2005.
6. EC Official Journal L286. 28.10.2005.
7. WTO. Trade policy review. Report by European Communities. 22 January 2007.
8. WTO. Trade policy review. Report by the Secretariat. European Communities. 22 January 2007.
Примечания:
1В 1970-1990-ые годы в ЕС вступили девять западноевропейских стран (в порядке присоединения
- Великобритания, Дания, Ирландия, Греция, Испания, Португалия, Австрия, Финляндия, Швеция), а в середине 2000-х годов еще двенадцать. В их числе страны Центральной и Восточной Европы (Венгрия, Болгария, Польша, Румыния, Словакия, Словения, Чехия), Балтии (Латвия, Литва, Эстония), а также Кипр и Мальта. Для введения новыми членами ЕТТ предусматривался переходный период.
2Commission of the EC. Proposal for Regulation of the European Parliament and of the Council laying down the Community Customs Code. COM (2005)608 final. Brussels. 30.11.2005.
3До этого ЕТТ включал еще одну колонку, в которой были зафиксированы автономные пошлины, согласованные в период формирования единого тарифа. В результате неоднократного снижения ставок ЕТТ они устарели и практически не применялись.
4Адвалорные эквиваленты (ad valorem equivalent, AVE) специфических и смешанных пошлин рассчитываются в аналитических целях с использованием средних импортных цен или «входных цен импорта» (entry prices of import), если таковые имеются. Расчет средних цен базируется на данных за 2005 г. или