ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ТОРГОВЫХ СОГЛАШЕНИИ С УЧАСТИЕМ ИНДИИ
Надежда ВОЛОВИК
Заведующий лабораторией внешнеэкономической деятельности Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара; старший научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации. Е-таП; volovik@iep.ru
Евразийский экономический союз (ЕАЭС) и Республика Индия начали работу над подготовкой Соглашения о зоне свободной торговли (ЗСТ). ЕАЭС уже заключил подобное соглашение с Социалистической Республикой Вьетнам. С участием Индии функционирует 15 региональных торговых соглашений (РТС). В статье рассмотрены основные черты торговой политики Индии, а также дана краткая характеристика некоторых РТС, функционирующих с участием этой страны.
Ключевые слова: Республика Индия, Евразийский экономический союз, региональные торговые соглашения, зона свободной торговли.
На площадке Петербургского международного экономического форума 3 июня 2017 г. представители Индии и стран - участниц Евразийского экономического союза подписали совместное заявление о начале переговоров по созданию зоны свободной торговли.
Анализ целесообразности заключения соглашения о ЗСТ, проведенный совместной исследовательской группой, созданной странами ЕАЭС и Индией, показал, что взаимная либерализация торгового режима приведет к росту ВВП всех стран ЕАЭС и Индии уже в краткосрочной перспективе. Кроме того, согласно экспертным оценкам при переходе на режим свободной торговли товарооборот между сторонами соглашения может вырасти до 30-40% от текущего уровня в зависимости от глубины тарифной либерализации, достигнутой по итогам переговоров1.
Республика Индия постепенно превращается в экономику с открытым рынком, но пока еще не удалось полностью устранить следы ее прошлой автаркической политики. Осуществленные в стране в начале 1990-х годов меры экономической либерализации, включающие дерегулирование промышленности, приватизацию государственных предприятий, сниже-
ние контроля за внешней торговлей и инвестициями, способствовали ускорению роста национальной экономики: темп прироста ВВП с 1997 по 2016 гг. составлял в стране в среднем около 7% в год. Экономический рост замедлился в 2011 г. из-за сокращения инвестиций, вызванного высокими процентными ставками, ускорением инфляции и пессимизмом инвесторов относительно приверженности правительства дальнейшим экономическим реформам, а также замедлением роста мировой экономики.
В начале 2014 г. в связи с сокращением дефицита счета текущих операций и ожиданиями продолжения экономических реформ после выборов восприятие инвесторами индийского рынка улучшилось, что привело к резкому усилению притока капитала в страну и к стабилизации рупии. После выборов новое правительство приняло ряд важных законопроектов и отменило ограничения на прямые иностранные инвестиции в некоторых секторах -в результате в 2015/2016 финансовом году индийский ВВП вырос на 7,6%.
Перспективы долгосрочного роста экономики Индии умеренно позитивны. Основаниями для такого вывода являются большая чис-
1 Официальный сайт Евразийской экономической комиссии: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/3-06-2017^рх
ленность молодого населения, оптимальные нормы сбережений и инвестиций, а также углубление интеграции страны в мировую экономику. Тем не менее остаются серьезные проблемы, осложняющие перспективы роста индийской экономики, в том числе: дискриминация в отношении женщин, неэффективная система производства и распределения электроэнергии, слабая защищенность прав интеллектуальной собственности, многолетние сроки гражданских судебных разбирательств, неадекватная транспортная и сельскохозяйственная инфраструктура, ограниченные возможности трудоустройства в несельскохозяйственных секторах, недостаточная доступность качественного базового и высшего образования.
Республика Индия является одним из ведущих игроков на мировом рынке товаров и услуг: в мировом импорте товаров в 2016 г. она заняла 14-е место с долей 2,2% (в 1980 г. -33-е с долей 0,72%), в мировом экспорте -20-е место с долей 1,7% (в 1980 г. - 45-е с долей 0,42%)2. Среднегодовой темп роста индийского внешнеторгового оборота за последние 15 лет достиг уровня в 14,8%. Его спад наблюдался в 2009 г., когда он сократился по
сравнению с предыдущим годом на 10,9%, а также в последние три года, за которые внешнеторговый оборот страны потерял по сравнению с 2013 г. 23,1%.
Среднегодовой темп роста экспорта Индии за последние 15 лет составил 13,7%, импорта - 15,7%. За этот период значительно увеличился дефицит торгового баланса страны: если в 2001 г. отрицательное сальдо торгового баланса сложилось в размере 6,8 млрд. долл., то в 2016 г. - 96,4 млрд. долл. (См. рисунок.) По величине отрицательного внешнеторгового баланса Индия в последние годы уступает только США и Великобритании.
Основными поставщиками товаров на индийский рынок являются Китай - 15,7%, Саудовская Аравия - 5,4%, Швейцария - 5,4%, США - 5,3%, Объединенные Арабские Эмираты - 5,2%. Саудовская Аравия и ОАЭ традиционно поставляют в Индию нефть, Китай и США - электронику, машины и оборудование, Швейцария - золото.
Регулирование внешнеэкономических связей в Индии является прерогативой центрального правительства в лице его уполномоченного органа - Департамента торговли Министерства торговли и промышленности при со-
Основные показатели внешней торговли Республики Индия, млрд. долл.
2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Годы
-Экспорт -Импорт Сальдо
Источник: International Trade Centre (ITC): http://www.trademap.org/tradestat/
2 Официальный сайт ВТО: https://www.wto.org/english/news_e/pres17_e/pr791_e.htm
действии других министерств и ведомств. В соответствии с годовым отчетом за 2012/2013 финансовый год роль Департамента заключается в «содействии созданию благоприятных условий и инфраструктуры для ускоренного роста экспорта».
Во внешнеэкономической сфере Индия активно применяет основные виды тарифного и нетарифного регулирования, в частности: довольно высокие импортные и экспортные пошлины; обязательную регистрацию участников внешнеэкономической деятельности; выборочное лицензирование внешнеторговых сделок; жесткие требования к маркировке товаров, техническим стандартам качества; меры по контролю за импортом сельскохозяйственной продукции; минимальные импортные цены; антидемпинговые меры. Из приведенного перечня видно: несмотря на то что Индия является одной из стран - основателей Всемирной торговой организации (ВТО), ее торговая политика носит ярко выраженный протекционистский характер.
В 2014/2015 фин. г. применяемый в Индии тариф в режиме наибольшего благоприятствования (РНБ) состоял из 11 481 линии на восьмизначном уровне, из которых 305 линий были беспошлинными. Простой средний применяемый тариф РНБ вырос в указанный период до 13% по сравнению с 12% в предыдущем финансовом году. Это связано в основном с ростом ставок таможенного тарифа в сельском хозяйстве, средний уровень которого - 36,4% - остается значительно выше, чем в среднем по несельскохозяйственной продукции, - 9,5%.
Увеличение среднего тарифа на сельскохозяйственную продукцию вызвано повышением тарифов с 30,4% в 2010/2011 фин. г. до 40,9% в 2014/2015 фин. г. на зерновые и произведенную из них продукцию, с 18,5 до 33,2% соответственно -на масличные и жиры, с 33,4 до 41% - на сахар и кондитерские изделия. Тарифная защита выше средней применяется
и для других продуктов, таких как напитки, спиртные напитки и табак (77,5%), кофе и чай (74,8%). Средний тариф РНБ для несельскохозяйственной продукции также вырос - соответственно с 8,9 до 9,5% - в основном за счет повышения ставок на транспортное оборудование с 21,5 до 32,1%. Кроме того, средние тарифы выросли для полезных ископаемых и металлов, химикатов, текстиля, кожи и резины и электрических машин3.
Вместо проведения либерализации импортных тарифов в Индии, напротив, введен ряд сложных схем возврата таможенных пошлин, освобождения от пошлин, различных схем, позволяющих снижать импортные пошлины. Право на участие в этих схемах участникам внешнеторговой деятельности предоставляется, как правило, при соблюдении ряда условий, в том числе экспортных обязательств. Хотя в стране публикуются ставки импортных таможенных пошлин, нет ни одного официально опубликованного общедоступного документа, включающего всю информацию о тарифах, сборах и налогах на импорт. Поправки в Таможенный тариф принимаются на ежегодной бюджетной сессии парламента Индии в конце февраля.
Индия является одним из самых активных пользователей антидемпинговыми мерами среди стран-членов ВТО. С момента создания ВТО до конца 2016 г. она инициировала 818 антидемпинговых расследований из общего числа начатых 5132 (15,9%), при этом принятием антидемпинговых мер закончились 599 из них. Всего же странами-членами ВТО было принято 3316 антидемпинговых мер, т.е. на Индию пришлось 18,1% от общего количества принятых антидемпинговых мер. Таким образом, Индия занимает первое место среди стран-членов ВТО как по количеству начатых расследований, так и по числу принятых по ним мер.
Цели торговой политики Индии определяются «Политикой внешней торговли» (Foreign
3 WTO (2015). Trade Policy Review: India, Geneva.
Trade Policy - FTP), которая в полном объеме пересматривается каждые пять лет, а дополняется и модифицируется практически постоянно по мере необходимости. В новой FTP 2015-2020, выпущенной 1 апреля 2015 г., поставлена цель сделать страну более значимым участником международной торговли, повысив ее долю в мировом экспорте к 2020 г. до 3,5%. Это должно быть достигнуто с помощью фискальных мер, таких как налоговые льготы, кредитования экспортных схем, организационных изменений,рационализации таможенных процедур, диверсификации экспортных рынков и расширения доступа к рынкам, в том числе в рамках региональных торговых соглашений (РТС).
Хотя Индия по-прежнему выступает за многостороннюю либерализацию мировой торговли, как и другие члены ВТО, она заключила ряд региональных торговых соглашений. На сегодня с ее участием зафиксировано 15 действующих РТС. В основном это соглашения с соседями страны по региону Южной и Юго-Восточной Азии, а также с другими азиатскими государствами. Кроме того, заключены соглашения со странами Латинской Америки (Чили, торговым союзом МЕРКОСУР).
В настоящее время индийское правительство проводит переговоры о заключении соглашений о свободной торговле с Европейским союзом, EFTA (Европейская ассоциация свободной торговли: Исландия, Норвегия, Швейцария и Лихтенштейн), SACU (Южно-Африканский таможенный союз: ЮАР, Ботсвана, Лесото и Свазиленд, Намибия) и BIMSTEC (Бенгальская инициатива по многосекторному техническому и экономическому сотрудничеству: Бангладеш, Бутан, Мьянма, Непал, Шри-Ланка и Таиланд), о чем было сделано раннее «оповещение» в Секретариат ВТО. Продолжаются переговоры с Австралией, Канадой, Советом сотрудничества стран Залива (GCC), Индонезией, Израилем и Новой Зеландией; рассматривается возможность заключения соглашений с Египтом и Маврикием. Наконец, Индия является участником переговоров по Соглашению о ре-
гиональном всеобъемлющем экономическом партнерстве (Regional Comprehensive Economic Partnership - RCEP) между 10 членами Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и шестью их партнерами по ЗСТ (Австралия, Китай, Индия, Япония, Республика Корея и Новая Зеландия).
Азиатско-Тихоокеанское торговое соглашение (Asia Pacific Trade Agreement — APTA), ранее известное как Бангкокское соглашение, было подписано в 1975 г. Это старейшее преференциальное региональное торговое соглашение между развивающимися странами в Азиатско-Тихоокеанском регионе. APTA ставит своей целью содействовать экономическому развитию входящих в объединение стран посредством принятия взаимовыгодных мер либерализации торговли, которые будут способствовать развитию внутрирегиональной торговли и экономическому сотрудничеству.
В число членов АРТА входят Бангладеш, Китай, Индия, Лаосская Народно-Демократическая Республика, Республика Корея и Шри-Ланка. Ожидается, что к APTA присоединится Монголия, поскольку ее переговоры по тарифным уступкам с нынешними государствами — участниками APTA были успешно завершены. Официальное присоединение Монголии состоится после завершения внутренней процедуры присоединения.
Открытая для всех развивающихся стран — членов Экономической и социальной комиссии Организации Объединенных Наций для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО), APTA является поистине региональным торговым соглашением, охватывающим Восточную и Южную Азию, с возможностью расширения в другие субрегионы, включая Центральную Азию и Тихий океан. Это единственное действующее торговое соглашение, объединяющее Китай и Индию — два самых быстрорастущих рынка с населением в 2,6 млрд. человек.
APTA — первое плюрилатеральное соглашение между развивающимися странами региона, в котором приняты общие процедуры сертификации и проверки происхождения това-
ров. В Соглашении предусмотрены простые общие правила происхождения товаров (RoO) с минимальным требованием к доле добавленной региональной стоимости в размере 45% FOB (35% для наименее развитых стран).
Четвертый раунд переговоров в рамках APTA, начавшийся в октябре 2007 г., привел к принятию соглашения о тарифных уступках, охватывающих 10 677 тарифных линий, в то время как согласно итогам третьего раунда такие уступки охватывали 4290 тарифных линий. Расширены преференции в отношении всей совокупности тарифных позиций для каждого участвующего государства и снижены тарифные ставки в отношении всех товаров, внутрирегиональная торговля которыми охватывается Соглашением, по меньшей мере на 29%. APTA предоставляет более широкие возможности наименее развитым странам, получающим дополнительные льготы по 1259 наименованиям, средняя преференция по которым составляет 84%. Ожидается, что решения четвертого раунда по тарифным уступкам вступят в силу в 2017 г.
С целью всестороннего углубления торгового сотрудничества и интеграции на четвертом раунде переговоров решено распространить действие Соглашения на области, выходящие за рамки традиционных тарифных уступок, включая нетарифные меры, упрощение процедур торговли, торговлю услугами и инвестиции. Государства-участники подписали и ратифицировали следующие рамочные соглашения:
• об упрощении процедур торговли;
• о поощрении, защите и либерализации инвестиций;
• о поощрении и либерализации торговли
услугами.
Таким образом, в соответствии с глобальными тенденциями APTA переходит от обычного преференциального соглашения о торговле товарами с частичным охватом к всеобъемлющему торговому соглашению.
В 1985 г. образована Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии (South
Asian Association for Régional Coopération -SAARC). Ее членами являются восемь южноазиатских стран: Афганистан, Бангладеш, Бутан, Индия, Мальдивская Республика, Непал, Пакистан и Шри-Ланка. Целями Ассоциации, изложенными в Хартии SAARC, являются: содействие благосостоянию народов Южной Азии и улучшение качества их жизни; ускорение экономического роста, социальный прогресс и культурное развитие в регионе; предоставление всем людям возможности достойной жизни и реализации своего потенциала; поощрение и укрепление коллективной самообеспеченности между странами Южной Азии; способствование взаимному доверию, пониманию и оценке проблем друг друга; содействие активному сотрудничеству и взаимопомощи в экономической, социальной, культурной, технической и научной областях.
В 1993 г. члены SAARC подписали Соглашение о преференциальной торговле в Южной Азии (South Asia Preferential Trade Agreement - SAPTA), а в 2004 г. - Соглашение о создании в Южной Азии зоны свободной торговли (South Asia Free Trade Agreement -SAFTA), имеющие ключевое значение для углубления торгово-экономического сотрудничества стран-участниц.
В июне 2003 г. было подписано рамочное соглашение между странами МЕРКОСУР и Индией, которое послужило основой для проведения переговоров по вопросам создания ЗСТ между странами-участницами. Соглашение подразумевает два этапа работы: первый - заключение договора о таможенных преференциях, второй - заключение договора о свободной торговле. Первый этап закончился подписанием 25 января 2004 г. Соглашения о преференциальной торговле между МЕРКОСУР и Индией. Соглашение действительно для подписавших его сторон, а именно для Индии и четырех государств-участников МЕРКОСУР - Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая. Венесуэла, которая позже присоединилась к МЕРКОСУР, не является стороной Соглашения.
Преференциальный режим в соответствии с Соглашением предоставляется через применение льготных таможенных пошлин (ст. 5). В приложениях I и II перечислены товары и льготные таможенные пошлины на них, предоставляемые соответственно при ввозе товаров с территории стран МЕРКОСУР в Индию и с территории Индии в страны МЕРКОСУР. Эти пошлины, сниженные на 10, 20 или 100% от применяемой ставки РНБ, распространяются (первоначально) на 452 тарифные линии (по номенклатуре Гармонизированной системы на уровне 8 знаков) в случае МЕРКОСУР и на 450 тарифных линий - в случае Индии.
В октябре 2003 г. было подписано рамочное соглашение о Всеобъемлющем экономическом сотрудничестве между Индией и АСЕАН, в котором предусматривалось постепенное формирование зоны свободной торговли: к 31 декабря 2011 г. - с Брунеем, Индонезией, Малайзией,Сингапуром и Таиландом; к 31 декабря 2016 г. - с Филиппинами, Камбод-жой, Лаосом, Мьянмой и Вьетнамом. Одновременно велись переговоры о ЗСТ и с отдельными членами АСЕАН, которые завершились подписанием соглашений в июле 2003 г. с Таиландом, в июне 2005 г. - с Сингапуром, в феврале 2011 г. - с Малайзией.
Двусторонние соглашения заключены Индией также со Шри-Ланкой, Чили, Непалом, Бутаном, Афганистаном, Республикой Корея, Японией.
Наибольшие преференции в рамках своих взаимных региональных торговых соглашений Индия предоставляет наименее развитым странам. По сравнению с общим применяемым тарифом РНБ в размере 13% средние льготные ставки таможенного тарифа в рамках РТС составляют от 0,8% для наименее развитых стран - членов SAFTA (Бангладеш, Бутана, Мальдивских Островов, Непала и Афганистана) до 13% для стран МЕРКОСУР. Льготы, предоставляемые, в частности, Чили и МЕРКОСУР,
а также Таиланду, с которыми Индия имеет рамочное соглашение, минимальны. В других своих соглашениях Индия предоставляет преференции от 42,8% от общего количества тарифных линий для Сингапура до 88,6% для Шри-Ланки и 96,4% для наименее развитых стран в рамках SAFTA; при этом доля беспошлинных тарифов составляет 8% от общего количества тарифных линий для Республики Корея и 79,9% для Шри-Ланки. (См. табл. 1.)
Следует отметить, что тарифные уступки в двусторонних соглашениях со странами, также принадлежащими к многосторонним региональным соглашениям, участником которых является Индия, обычно отличаются от уступок, зафиксированных в рамках многосторонних региональных соглашений, так что участники внешнеэкономической деятельности могут выбирать, какие преференции им использовать. Что касается правил происхождения товаров, то они не всегда одинаковы в двух- и многосторонних региональных соглашениях, но особые критерии происхождения товаров в целом гармонизированы.
Анализ статистических данных показал, что индийский внешнеторговый оборот со странами - участниками региональных торговых соглашений за 15 лет вырос в 9,2 раза, а внешнеторговый оборот Индии в целом - в 6,5 раза. Доля стран-участниц РТС в индийском внешнеторговом обороте увеличилась в 2016 г. до 43,5% против 31% в 2001 г. как за счет расширения стран-участниц, так и за счет роста товарооборота. (См. табл. 2.)
При этом отметим, что импорт товаров на территорию Индии из стран-участниц РТС рос быстрее, чем индийский экспорт в эти страны, т.е. партнеры Индии смогли лучше воспользоваться льготными условиями доступа на индийский рынок.
Исследования индийских экспертов4 указывают на то, что национальные ЗСТ редко используются трейдерами - средний коэффи-
4 Singh S. India's Approach towards Bilateral, Regional and Multilateral Negotiations // CUTS International. Development Paper. October 2015.
w et
О) A
0
1
о
>
A и О o>
А
0
1
о
п
А
о
Таблица 1
Сводный анализ преференциальных тарифов Индии (2014/2015 финансовый год)
а >
о п п
о
К-во тарифных
Всего
Сельскохозяйственные товары Несельскохозяйственные товары
линий, на которые расп ространя ются льготные ставки, в % от общего к-ва тарифных линий Средняя ставка таможенного тарифа, в % К-во беспошлинных тарифных линий, в % от общего к-ва тарифных линий Средняя ставка таможенного тарифа, в % К-во беспошлинных тарифных линий, в % от общего к-ва тарифных линий Средняя ставка таможенного тарифа, а % К-во беспошлинных тарифных линий, в % от общего к-ва тарифных линий
РНБ 13,0 2,7 36,4 4,5 9,5 2,4
Региональные торговые соглашения
SAFTA1 73,3 6,9 2,7 15,9 4,5 5,5 2,4
SAFTA2 96,4 0,8 99,1 6,2 92,9 0 100,0
АСЕАН 85,5 5,2 65,2 23,9 41,6 2,4 68,7
Филиппины 85,2 8,5 3,3 30,0 4,5 5,3 3,1
APTA 9,8 12,4 4,4 36,3 4,5 8,8 4,4
МЕРКОСУР 3,2 13,0 2,7 36,4 4,5 9,5 2,4
Чили 2,0 12,9 2,7 26,3 4,5 9,4 2,4
Япония 79,5 8,8 18,2 30,7 6,0 5,5 20,0
Республика Корея 77,8 7,7 8,0 28,8 4,5 4,5 8,6
Малайзия 86,1 5,1 65,2 23,7 41,6 2,4 68,7
Сингапур 42,8 9,6 24,4 33,9 11,3 5,9 26,4
Шри-Ланка 88,6 2,4 79,9 5,6 94,1 1,9 77,8
Таиланд 2,4 12,8 5,1 36,1 5,6 9,3 5,0
Наименее развитые страны 94,7 1,9 94,1 13,4 77,1 0,2 96,7
Источник: WTO (2015). Trade Policy Review: India, Geneva.
>
< п
с л CO CO CM CM o> CO л
о о л" CO o" CM о o" CD
CM
CO Co" * о
LO" 0) CM"
о CM N CM CM
CO CO O) о CO. CO. CO CO cn CO.
со" o" Ю со" Г-" см"
O) N CM ° ° CM
с
ю CM со
со" 0)" л"
о О) со
CM
LJ О) л о СП со см о л о
о о л см" 1--" со" о" о" см" со" Т-" со"
см
LJ
со со со
о см" см"
о
см
с со
л о 0) со см см О) со см
о о ГС см со" см см" со" о" о" ю" со" Т-"
см
см со со со о
со" л" ч" со" О)" со" I--" ю"
0) со со см. О) со со
со" со" ся" со" л" Г-"
™ 8 см
N
c\l
со CO
"" i CM
(V
°> of ai <o
<o £
о ^
Tf 00
■n" O)
'1 CM
«
I i к
о
о I ® §
к i 0. §
s & ч: e
циент использования индийских ЗСТ составляет всего 27%. Это обусловлено главным образом четырьмя факторами: 1) сложностью понимания условий предоставления льгот в разных индийских ЗСТ, которая снижает заинтересованность торгового сообщества в их использовании; 2) низким уровнем понимания преимуществ ЗСТ, особенно среди малых и средних предприятий; 3) высокими издержками получения сертификата происхождения, превышающими преимущества, вытекающие из льготных тарифных ставок; 4) отсутствием служб, предоставляющих консультации по использованию преимуществ ЗСТ заинтересованным сторонам (экспортерам, импортерам и экспедиторам). К тому же основным торговым барьером для оперирования в индийских ЗСТ в настоящее время являются не столько таможенные пошлины, сколько нетарифные ограничения, регулирование которых носит в РТС с индийским участием ограниченный характер.
Индия не входит в десятку крупнейших торговых партнеров стран ЕАЭС, но доля торговли с ней Сообщества в 2016 г. выросла до 1,73% против 1,52% в 2015 г. Внешнеторговый оборот стран ЕАЭС с Индией в 2016 г. составил 8,82 млрд. долл., на 0,1% превысив соответствующий показатель 2015 г. При этом экспортные поставки товаров из стран ЕАЭС в Индию сократились за год на 1,8% - до 6 млрд. долл., тогда как импортные закупки ими индийских товаров выросли на 4,5% - до 2,82 млрд. долл.
Предстоящие переговоры между Индией и ЕАЭС будут охватывать широкий спектр тем торгового регулирования, включая таможенное администрирование, охрану и защиту прав интеллектуальной собственности, снижение тарифных и нетарифных барьеров во взаимной торговле и др.
Устранение тарифов после вступления Соглашения в силу будет способствовать увеличению экспорта сельскохозяйственной продукции из стран ЕАЭС в Индию. Это касается зерновых культур, растительных масел, овощей, напитков, включая минеральную воду. Речь идет также об экспортных поставках таких товаров промышленной группы,как удобрения, машины и оборудование,транспортные средства, некоторые виды турбореактивных двигателей, изделия из стали, древесины, химикаты, резина, пластмассы.
Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) пока не уполномочена вести переговоры по торговле услугами и взаимным инвестициям - эти полномочия оставлены на национальном уровне (в Соглашении о свободной торговле с Социалистической Республикой Вьетнам российская и вьетнамская стороны подписали дополнительное соглашение, касающееся доступа на рынок услуг и инвестиций). Включение этих блоков в Соглашение между Индией и ЕАЭС позволило бы ЕЭК заключить полноценное соглашение о свободной торговле, а не соглашение, упрощающее только вопросы торговли товарами. ■