Научная статья на тему 'Таможенный тариф: теоретические аспекты исследования'

Таможенный тариф: теоретические аспекты исследования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2290
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / ИМПОРТ / ЭКСПОРТ / ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ / ТАМОЖЕННАЯ ПОШЛИНА / МЕТОДОЛОГИЯ / ПРИНЦИПЫ НАУЧНОГО АНАЛИЗА / СТАВКА ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН / ТН ВЭД / СИСТЕМНЫЕ ПРИЗНАКИ ТАРИФА / КОЛОНКИ ТАРИФА / ОДНОКОЛОННЫЙ ТАРИФ / МНОГОКОЛОННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / ЕДИНЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ (ЕТТ) / FOREIGN TRADE / IMPORT / EXPORT / CUSTOMS TARIFF / CUSTOMS DUTY / METHODOLOGY / PRINCIPLES OF THE SCIENTIFIC ANALYSIS / RATE OF THE CUSTOMS DUTIES / TN FOREIGN TRADE ACTIVITIES / SYSTEM SIGNS OF A TARIFF / TARIFF COLUMNS / ONE-COLUMNED TARIFF / MULTICOLUMN CUSTOMS TARIFF / CUSTOMS UNION / SINGLE CUSTOMS TARIFF (ETT)

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Салийчук Василий Филиппович

Выделяются исходные принципы анализа таможенного тарифа. Уточняется определение таможенного тарифа. Излагаются системные признаки импортного таможенного тарифа. Рассматривается вопрос о многоколонности таможенного тарифа. Выполняется сравнительный анализ многоколонности таможенного тарифа России и Единого таможенного тарифа Таможенного союза (ЕТТ ТС).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CUSTOMS TARIFF: THEORETICAL ASPECTS OF RESEARCH

Initial principles of the analysis of a customs tariff are allocated. Definition of a customs tariff is specified. System signs of an import customs tariff are stated. The question of a multi-column feature of a customs tariff is considered. The comparative analysis of a multi-column feature of a customs tariff of Russia and the Single customs tariff of the Customs union (ETT HARDWARE) has been made.

Текст научной работы на тему «Таможенный тариф: теоретические аспекты исследования»

В.Ф. Салийчук Курганский государственный университет

УДК 339.543.0 (075)

ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация

Выделяются исходные принципы анализа таможенного тарифа. Уточняется определение таможенного тарифа. Излагаются системные признаки импортного таможенного тарифа. Рассматривается вопрос о многоколонности таможенного тарифа. Выполняется сравнительный анализ многоколонности таможенного тарифа России и Единого таможенного тарифа Таможенного союза (ЕТТ ТС).

Ключевые слова: внешняя торговля; импорт; экспорт; таможенный тариф; таможенная пошлина; методология; принципы научного анализа; ставка таможенных пошлин; ТН ВЭД; системные признаки тарифа; колонки тарифа; одноколонный тариф; многоколонный таможенный тариф; Таможенный союз; единый таможенный тариф (ЕТТ).

V.F.Saliychuk Kurgan State University

CUSTOMS TARIFF: THEORETICAL ASPECTS OF RESEARCH

Annotation

Initial principles of the analysis of a customs tariff are allocated. Definition of a customs tariff is specified. System signs of an import customs tariff are stated. The question of a multi-column feature of a customs tariff is considered. The comparative analysis of a multi-column feature of a customs tariff of Russia and the Single customs tariff of the Customs union (ETT HARDWARE) has been made.

Keywords: foreign trade; import; export; customs tariff; customs duty; methodology; principles of the scientific analysis; rate of the customs duties; TN foreign trade activities; system signs of a tariff; tariff columns; one-columned tariff; multicolumn customs tariff; Customs union; single customs tariff (ETT).

Таможенный тариф - это сложнейший, причем системный инструмент государственного и надгосу-6

дарственного регулирования внешнеторговых операций. Поэтому его научный анализ требует разработки особой методологии. Сама методология также должна стать предметом специального научного исследования. Она включает целую систему элементов. Один из них - это исходные принципы исследования таможенного тарифа. Причем тарифа и национального, и наднационального. Например, Единый таможенный тариф Таможенного союза (ЕТТ ТС). Назовем теперь хотя бы основные из этих принципов.

1. Принцип разграничения таможенного тарифа и таможенной пошлины. Примеры такой идентификации в литературе имеются [8]. В этом случае отождествляется огромная система только с одним из своих элементов. Напомним, что таможенный тариф Российской Федерации насчитывал примерно 11000 ставок ввозных таможенных пошлин. А значит, и такое же количество импортных таможенных пошлин?! Где же тогда тождество таможенного тарифа и таможенной пошлины?

2. Принцип разграничения таможенной пошлины и косвенного налога. Между тем факты их отождествления также имеются [4; 8].

В противном случае при идентификации речь будет идти не о таможенном тарифе страны, а о системе ее налогов. Нами выделено более 10 признаков различия между пошлиной и налогом. Это не дает каких-либо серьезных оснований для их отождествления. Даже при наличии целой серии признаков сходства между ними [3, 240-243 ].

3. Принцип разграничения таможенного тарифа как нормативного документа и тарифа как системного инструмента регулирования внешней торговли. Применительно к бывшей таможенной практике Российской Федерации этот подход означает лишь одно: таможенный тариф как нормативный документ является только одноколонным. Это значит, что в России он якобы не содержал в своей структуре ни генеральных, ни преференциальных ставок ввозных таможенных пошлин. А это, как известно, вообще не соответствовало и не соответствует реальной действительности ни в России, ни в условиях Таможенного союза [12].

4. Принцип разграничения тарифных льгот и таможенно-тарифных преференций [ 6, 102-106 ].

Важнейшим является вопрос о точном определении таможенного тарифа. Чаще всего его определяют как свод ставок таможенных пошлин, которыми облагаются товары в соответствии с товарной номенклатурой ВЭД. В целом верное определение. Однако к нему есть некоторые вопросы. А сколько ставок должен содержать этот свод (совокупность), чтобы его можно было считать таможенным тарифом? Ведь можно назвать любые цифры? 800 ставок? 1200? 2000? 8000 ставок? Свод (некая совокупность) ставок безусловно имеется, но является ли именно она таможенным тарифом? Конечно, не является.

Таможенным тарифом будет только та система ставок, количество которых точно соответствует количеству подсубпозиций в ТН ВЭД данной страны или Таможенного союза. Итак, таможенный тариф - это свод (система) ставок таможенных пошлин, количество которых равняется количеству подсубпозиций национальной или наднациональной товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД).

Следует помнить, что ТН ВЭД разных стран характеризуется различным уровнем детализации, а значит, и неодинаковым количеством подсубпозиций. Поэтому таможенные тарифы разных государств и содержат различное число даже базовых ставок (одноколонный

Вестник КГУ, 2012. № 4

тариф). Меньшее количество ставок ввозных таможенных пошлин означает, что в стране просто отсутствует импортный таможенный тариф в его таком профессиональном понимании.

Меньшее количество ставок вывозных таможенных пошлин также означает, что в стране отсутствует экспортный таможенный тариф в такой же научной трактовке. При этом страна может достаточно активно использовать ограниченное количество ставок вывозных пошлин для тарифного регулирования национального экспорта. К числу таких государств, например, относилась и относится Российская Федерация. Страна активно применяла определенное количество ставок вывозных таможенных пошлин, получены сотни миллиардов долларов в качестве доходов федерального бюджета. Однако при этом страна не имела и не имеет экспортного тарифа в указанной трактовке, поскольку экспортные пошлины применялись и применяются только в отношении максимум нескольких сотен под-субпозиций ТН ВЭД России. Количество ставок вывозных пошлин составляло всего несколько процентов от количества подсубпозиций российского классификатора товаров для внешней торговли. Диапазон колебаний этой доли равнялся примерно от 2-2,5 указанного количества (декабрь 2011 г). Таким образом, действующие ставки вывозных пошлин применялись в отношении только пятидесятой части (!?!) товарной номенклатуры ВЭД Таможенного союза. Аналогичная ситуация сохраняется и в настоящее время (2012 год).

Итак, таможенной тариф страны - это система ставок таможенных пошлин, количество которых равняется количеству подсубпозиций товарной номенклатуры ВЭД конкретной страны. Даже если учитывать только базовые ставки (одноколонный тариф), речь идет о сложнейшей системе, применяемой для защиты внутреннего рынка страны - импортера.

Указанный тезис можно представить с помощью простейшего математического равенства:

I СИТП = I ТСП ТН ВЭД, (1)

где I СИТП - сумма ставок импортных (ввозных) таможенных пошлин в таможенном тарифе государства;

I ТПС ТН ВЭД - сумма (количество) товарных подсубпозиций, которое содержит товарная номенклатура ВЭД какой-либо страны или Таможенного союза.

Такой тариф имеет целую систему особых (атрибутивных) признаков, характеризующих таможенный тариф как единое целое. Именно эти признаки четко отличают один таможенный тариф от другого, тарифы разных видов, наконец, различают тарифы разных государств. Назовем такие признаки тарифа системными (интегральными). Перечислим теперь важнейшие из них:

- общее количество ставок импортного или экспортного тарифа;

- соотношение трех видов ставок таможенных пошлин по способу их расчета (адвалорные, специфические, комбинированные);

- шаг ставки. В таможенном тарифе Российской Федерации он, как известно, был равен 5%. Такой же шаг применяется и в Едином таможенном тарифе Таможенного союза [1; 2];

- уровень ставок. Опять же в последнем таможенном тарифе России были представлены только 5 уровней ставок ввозных пошлин (0%, 5%, 10%, 15% и 20%) [2]. Таким образом, максимальный уровень номинальных ставок ввозных таможенных пошлин был равен только нижней границе ставки заградительной таможенной пошлины. И при этом импортный таможенный

тариф России неоднократно отмечали как излишне фискальный, а значит, недостаточно выполняющий свое регулирующее предназначение [3;14];

-средненоминальная ставка таможенных пошлин;

- количество колонок таможенного тарифа [12];

- перечень тарифных инструментов селективного регулирования импорта;

- средневзвешенная ставка ввозных таможенных пошлин. В России за последнее десятилетие ее величина колебалась примерно в диапазоне 10-12%. Или на уровне, который почти в 2 раза меньше, чем минимальная граница ставки заградительной пошлины. И почти в три раза ниже, чем нижняя граница фискальных ставок ввозных пошлин в их классическом понимании;

- средняя реальная ставка импортного тарифного обложения. Она определяется только в процессе реального применения таможенного тарифа в рамках определенного периода времени.

И наконец, несколько результирующих признаков, характеризующих применение тарифа:

- объем импортных (ввозных) таможенных пошлин, которые ежегодно поступают в доходную часть государственного бюджета;

- удельный вес ввозных таможенных пошлин в общем объеме таможенных платежей;

- удельный вес ввозных таможенных пошлин в совокупных доходах государственного бюджета. В России, как известно, это доходы федерального бюджета.

И еще один дискуссионный вопрос. Вопрос о количестве колонок таможенного тарифа Российской Федерации. И, кстати, следующий вопрос о количестве колонок Единого таможенного тарифа Таможенного союза (ЕТТ ТС). По этой проблеме (ЕТТ ТС) можно формулировать только научные гипотезы, которые в будущем будут или подтверждать, или опровергать реальная практика тарифного регулирования на единой таможенной территории Таможенного союза.

Однако вернемся к вопросу о количестве колонок Таможенного тарифа Российской Федерации. Он, безусловно, не являлся только одноколонным тарифом. Иначе на таможенной территории нашей страны применялись бы только базовые ставки импортных таможенных пошлин. Между тем Российская Федерация применяла сезонные и особые пошлины, генеральные и преференциальные, внутриквотные и сверхквотные ставки и т.п. Это обстоятельство никак не «вписывается» в содержание одноколонного тарифа России как нормативного документа. Эти факты таможенно-тарифного регулирования не представляется возможным объяснить даже в рамках классического трехколонного тарифа. Поскольку он предполагает использование только трех колонок ставок ввозных (импортных) таможенных пошлин:

- базовые (применялись при наличии режима наибольшего благоприятствования у стран, экспортировавших свои товары на таможенную территорию России. А сейчас на единую таможенную территорию Таможенного союза);

- генеральные (максимальные). Их величина по российскому таможенному законодательству составляла 200% от уровня базовых ставок тарифа. Генеральные ставки применяли таможенные органы при отсутствии РНБ в торговле с государствами-экспортерами. Генеральную ставку приходилось в данном случае уплачивать в бюджет российским фирмам -импортерам;

- преференциальные ставки ввозных таможенных пошлин. Их применяла Российская Федерация в тор-

говле с такими группами стран, как внешнеторговые партнеры.

1. Наименее развитые страны (НРС). На условиях общей системы преференций ООН (ОСП). К ней в свое время присоединился Советский Союз. Российская Федерация с некоторыми корректировками продолжила предоставление таких тарифных преимуществ как правопреемник СССР Однако предоставляла их в рамках национальной системы тарифных преференций (НСП). Теперь они предоставляются в рамках конвенционной системы тарифных преференций Таможенного союза.

2. Развивающиеся страны (РС). Перечень этих государств утверждался и корректировался Правительством России. Преференциальная ставка импортных таможенных пошлин составляла (до вхождения в Таможенный союз) 75% от уровня базовой ставки российского импортного тарифа. Примерно до середины 90-х годов XX века такая ставка была равна даже 50% от уровня базовой. Тарифные преференции странам, входящим в указанные группы, предоставлялись только при соблюдении всех без исключения как общих, так специальных условий [3, 244-245]. Этот подход действует и в условиях Таможенного союза.

3. Страны СНГ, подписавшие соглашение о создании зоны свободной торговли (ЗСТ) на территории бывшего СССР. Этот документ подписали новые государства, образовавшиеся после распада Советского союза, включая и Российскую Федерацию. Страны Балтии (Литва, Латвия, Эстония) указанное соглашение не подписали. Поэтому они закономерно были выведены из режима преференциальной (беспошлинной) торговли, который с определенными изъятиями сформировался на территории бывшего СССР.

Однако трехколонный тариф уже не может с необходимой полнотой и достоверностью объяснить практику применения тех тарифных инструментов, которые достаточно активно применяло Правительство России на единой таможенной территории страны.

За пределами трехколонного таможенного тарифа, в первую очередь, оказались инструменты избирательного (селективного) таможенно-тарифного регулирования российского импорта (сезонные таможенные пошлины, временные ставки, тарифные льготы, особые таможенные пошлины). Кроме того, Правительство страны не менее 5 лет применяло тарифные квоты для защиты внутреннего рынка и регулирования масштабов избыточного импорта ряда товаров. Между тем действующая тарифная квота - это еще 2 новые колонки импортного тарифа. Их наличие с помощью классической трехколонной структуры импортного таможенного тарифа также объяснить не представляется возможным.

Именно поэтому автором еще несколько лет назад была аргументирована десятиколонная структура импортного таможенного тарифа России [12].

Однако дополнительные исследования показали, что даже 10 колонок российского таможенного тарифа (2006-2009 годы) уже не полностью отражают разнообразие методов и инструментов тарифного регулирования импорта Российской Федерации. Выяснилось, что в указанное количество колонок не попали те ставки ввозных пошлин, которые выборочно применялись Правительством страны в рамках тарифных льгот. Таким образом, количество колонок российского импортного таможенного тарифа составляло одиннадцать (11;14), еще до вхождения Российской Федерации в состав Таможенного союза России, Белоруссии и

Казахстана. При этом автор является убежденным сторонником жесткого разграничения тарифных преференций и тарифных льгот как на уровне таможенного законодательства, так и в реальной практике тарифного регулирования [5, 102-106]. Таким образом, импортный многоколонный таможенный тариф включает две группы инструментов (ставок) экономического регулирования импорта.

Первая. Это базовые ставки таможенного тарифа (I колонка). Они являются инструментами массового применения. Они вводились для любой подсубпози-ции товарной номенклатуры ВЭД, для любого товара иностранного происхождения. Их использовали при условии, если страна-экспортер имела РНБ (режим наибольшего благоприятствования) в торговле с Российской Федерацией.

Вторая. Это инструменты избирательного (селективного) регулирования. Их Правительство Российской Федерации применяло только в специальных случаях. Кстати, именно их в приоритетном порядке рекомендует использовать и Всемирная торговая организация (ВТО). Причем инструменты селективного регулирования также можно разделить на две подгруппы. Критерий группировки - способ их применения (в отношении базовых ставок). Первая часть избирательно применяется вместо базовых ставок ввозных таможенных пошлин. На период использования ставок селективного применения базовые ставки не действуют. К ним относятся: генеральные ставки; преференциальные ставки; ставки сезонных таможенных пошлин; временные ставки ввозных пошлин; сверхквотные и внутриквотные ставки; льготные ставки ввозных таможенных пошлин. Таким образом, в случае применения государством перечисленных ставок ввозных пошлин I колонка импортного тарифа (по конкретной подсубпозиции) не применяется. В процессе таможенного регулирования импорта определенного товара избирательно «работают» другие колонки таможенного тарифа. В нашем случае это колонки II - VII и XI.

Другая подгруппа селективных ставок применяется сверх базовых ставок таможенного тарифа. К ним следует отнести ставки всех особых таможенных пошлин (антидемпинговые, специальные, компенсационные). Причем это ставки и предварительные, и окончательные. Здесь это колонки VIII - X. В случае применения указанных ставок импортный товар облагается сразу двумя таможенными пошлинами. Первая из них определяется по базовой ставке, вторая - по ставке особых таможенных пошлин.

Не менее сложным и еще более интересным является вопрос о многоколонности Единого таможенного тарифа Таможенного союза (ЕТТ ТС). Этот вопрос находится только на стадии постановки. По этому вопросу можно формулировать только предварительные выводы и замечания, которые отражают текущее состояние, а также эволюционное совершенствование ЕТТ. Оно, как известно, производится с помощью специальных решений Комиссии Таможенного союза. Кроме того, важно учесть и очень короткую историю применения ЕТТ ТС в реальной практике таможенного взаимодействия Российской Федерации, Казахстана и Белоруссии (менее трех лет). Поэтому пока сложно формулировать какие-либо однозначные выводы или выделять тенденции его эволюции даже среднесрочного характера. Потенциал развития ЕТТ ТС еще будет раскрываться в будущем. Достаточно сложно анализировать эффективность его использования на единой таможенной территории Таможенного союза. Пока не хватает просто

8

Вестник КГУ, 2012. № 4

фактического материала для исследования вопроса о функциях ЕТТ ТС, для его отнесения к каким-либо видам таможенных тарифов (запретительный, либеральный и др.). Приходится во многом опираться только на нормативные документы Таможенного союза [2;6;10].

Вместе с тем, на наш взгляд, можно попробовать сделать хотя бы первые выводы о многоколонности единого тарифа Таможенного союза. Даже в порядке научной гипотезы, в порядке постановки. Выделим теперь имеющиеся, по мнению автора, колонки ЕТТ ТС:

- базовые ставки ввозных таможенных пошлин, ставки ЕТТ ТС (I колонка);

- генеральные ставки (II колонка);

-преференциальные ставки импортных таможенных пошлин (III колонка);

- сезонные таможенные пошлины (IV колонка);

- ставки ввозных таможенных пошлин в рамках тарифных льгот (льготные ставки) (V колонка);

- внутриквотные ставки импортных таможенных пошлин (VI колонка);

- сверхквотные ставки ввозных пошлин (VII колонка);

- антидемпинговые пошлины (VIII колонка);

- специальные таможенные пошлины (IX колонка);

- ставки таможенных пошлин, отличные от ставок ЕТТ ТС (для республики Казахстан) [6, 187]. Пожалуй, именно они могут быть квалифицированы как временные ставки ввозных таможенных пошлин (X колонка).

Однако содержание ставок, отличных от ставок ЕТТ ТС, заметно отличается от специфики и практики применения временных ставок на таможенной территории Российской Федерации. Вместе с тем есть и некоторые признаки сходства этих ставок как инструментов селективного регулирования импортных операций.

В перспективе возможно формирование и других колонок Единого таможенного тарифа Таможенного союза. Например, за счет использования такой особой таможенной пошлины, как компенсационная. Нормативные документы Таможенного союза такую возможность предусматривают.

В случае ее введения Комиссией Таможенного союза в реальную практику тарифного регулирования импорта мы получим первое доказательство начала формирования еще одной колонки ЕТТ ТС. Тогда это будет 11-я колонка Единого таможенного тарифа, несмотря на ее селективность, на особую избирательность применения данного инструмента защиты внутреннего рынка. Теперь это будет инструмент защиты единой таможенной территории Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана.

Краткие выводы

1. Теоретический анализ таможенного тарифа следует выполнять на основе серии особых принципов. Такие принципы представляют собой важный элемент специальной методологии исследования как национального, так и наднационального таможенного тарифа. Это в полной мере относится и к импортному тарифу Российской Федерации, и к Единому таможенному тарифу Таможенного союза.

2. Таможенный тариф (даже одноколонный) представляет собой систему (свод) ставок таможенных пошлин, количество которых равняется количеству под-субпозиций Товарной номенклатуры ВЭД. Принцип здесь достаточно простой: каждая подсубпозиция ТН ВЭД (отдельный товар) имеет соответствующую ставку таможенной пошлины.

3. Объектом специального исследования должен

стать вопрос о степени многоколонности таможенного тарифа Российской Федерации. Даже в историческом аспекте. Автором выдвинуто положение о наличии 11 колонок в импортном таможенном тарифе России (2006-2009 годы) [14].

4. Особый прикладной и теоретический интерес вызывает вопрос о степени многоколонности Единого таможенного тарифа Таможенного союза (ЕТТ ТС). Автором в порядке гипотезы сформулирован тезис о том, что ЕТТ ТС имеет в настоящее время 10 колонок. Он включает тарифные инструменты как массового применения (базовые ставки), так и селективного (выборочного) использования в процессе наднационального регулирования импорта на единой таможенной территории Таможенного союза.

Список литературы

1. Единый таможенный тариф Таможенного союза (по состоянию на 19.08.2010 г.). - М.: ФТС России, 2010. - 571 с.

2. Таможенный тариф Российской Федерации. - М.: ФГУП «РОСТЭК», 2006. - 568 с.

3. Таможенное дело: Учебное пособие (Коллектив авто-ров)/Под ред. В.Ф. Салийчука.- Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2007.- 265 с.

4. Миляков Н.В. Таможенная пошлина. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 256 с.

5. Внешняя торговля: таможенные аспекты регулирования: Межвуз. сборник научных трудов /Под ред.

B.Ф. Салийчука.- Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2005.162 с.

6. Таможенный кодекс Таможенного союза. -Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2010. -191 с.

7. О таможенном регулировании в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. № 311 - ФЗ. - М.: Изд-во «<Омега», 2011. -223 с.

8. Кругман П.Р., Остфельд М. Международная экономика.- 5-е изд. - СПб: Питер, 2004. - С.218.

9. Российский внешнеэкономический бюллетень. - 2009.

- №3. - С.68-74.

10. Таможенное законодательство Таможенного союза. Выпуск 1. - М.: Проспект, 2010.-424 с.

11. Салийчук В.Ф. О фискальности импортного таможенного тарифа Российской Федерации // Актуальные проблемы таможенного регулирования и внешнеэкономической деятельности в условиях глобализации мировой экономики: Материалы международной научно- практической конференции 1-2 декабря 2009 г. Саратовский государственный социально-экономический университет.- Саратов: СГСЭУ, 2009. - С 41-42.

12. Об авторской постановке проблемы см.: Роль и место таможенной службы Урала в обеспечении экономической безопасности: Материалы Всероссийской научно-практ. конференции (Екатеринбург, 27-28 марта 2008 г.). -Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2008. - С.93-96; Вестник Курганского государственного университета. Серия «Гуманитарные науки».-2008.- Выпуск 4.- №4 (14).

- С.40-42.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Глазьев С. Основные итоги работы по формированию Таможенного союза в рамках ЕВрАзЭС и первоочередные задачи на 2012 г. // Экономика региона. - 2011. - №3. -

C. 111-124.

14. Салийчук В.Ф. Экономический рост: специфика и безопасность: Монография. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.