Научная статья на тему 'Таможенный тариф: логическая ловушка официального определения'

Таможенный тариф: логическая ловушка официального определения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1001
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ / CUSTOMS TARIFF / ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ / CUSTOMS DUTY / СТАВКИ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН / RATES OF CUSTOMS DUTIES / ЕДИНАЯ ТОВАРНАЯ НОМЕНКЛАТУРА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА (ЕТН ВЭД ТС) / UNIFIED FOREIGN TRADE GOODS CLASSIFICATION OF THE CUSTOMS UNION (CU UFTGC) / ЕДИНЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА (ЕТТ ТС) / COMMON CUSTOMS TARIFF OF THE CUSTOMS UNION (CU CCT) / ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / CUSTOMS TARIFF OF THE RUSSIAN FEDERATION / СВОД СТАВОК ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН / RATES OF EXPORT CUSTOMS DUTIES / КРИТЕРИЙ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО ТАРИФА И СВОДА СТАВОК ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН / THE CRITERION DISTINGUISHING CUSTOMS TARIFF AND A SET OF CUSTOMS DUTIES / КОНСЕНСУСНЫЕ СТАВКИ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН / CONSENSUS TARIFFS / СТАВКИ ВЫВОЗНЫХ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН / SET OF CUSTOMS DUTIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Салийчук В. Ф.

Выполнен анализ официальных определений таможенных тарифов Российской Федерации и Таможенного союза. Выделены их атрибутивные признаки. Выполнено сравнение Единого таможенного тарифа Таможенного союза с тремя различными сводами ставок ввозных таможенных пошлин. Представлен критерий разграничения таможенного тарифа и какого-либо свода ставок таможенных пошлин. Сформулированы авторские определения импортного и экспортного таможенных тарифов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Салийчук В. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CUSTOMS TARIFF: LOGICAL TRAP OF THE OFFICIAL DEFINITION

The article analyzes the official definitions of customs tariffs of the Russian Federation and the Customs Union. The characteristics are outlined. The Common Customs Tariff of the Customs Union is compared with three different sets of import duties. The work provides a criterion for distinguishing the Customs Tariff from any set of customs duties. The author presents own definitions of import and export tariffs.

Текст научной работы на тему «Таможенный тариф: логическая ловушка официального определения»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 339.543.0 (75)

В.Ф. Салийчук Курганский государственный университет

ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ: ЛОГИЧЕСКАЯ ЛОВУШКА ОФИЦИАЛЬНОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Аннотация. Выполнен анализ официальных определений таможенных тарифов Российской Федерации и Таможенного союза. Выделены их атрибутивные признаки. Выполнено сравнение Единого таможенного тарифа Таможенного союза с тремя различными сводами ставок ввозных таможенных пошлин. Представлен критерий разграничения таможенного тарифа и какого-либо свода ставок таможенных пошлин. Сформулированы авторские определения импортного и экспортного таможенных тарифов.

Ключевые слова: таможенный тариф. Таможенные пошлины. Ставки таможенных пошлин. Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ЕТН ВЭД ТС). Единый таможенный тариф Таможенного союза (ЕТТ ТС). Таможенный тариф Российской Федерации. Свод ставок таможенных пошлин. Критерий разграничения таможенного тарифа и свода ставок таможенных пошлин. Консенсусные ставки таможенных пошлин. Ставки вывозных таможенных пошлин.

V.F. Saliychuk Kurgan State University

CUSTOMS TARIFF: LOGICAL TRAP OF THE OFFICIAL DEFINITION

Abstract. The article analyzes the official definitions of customs tariffs of the Russian Federation and the Customs Union. The characteristics are outlined. The Common Customs Tariff of the Customs Union is compared with three different sets of import duties. The work provides a criterion for distinguishing the Customs Tariff from any set of customs duties. The author presents own definitions of import and export tariffs.

Keywords: customs tariff, customs duty, rates of

customs duties, Unified Foreign Trade Goods Classification of the Customs Union (CU UFTGC), Common Customs Tariff of the Customs Union (CU CCT), Customs Tariff of the Russian Federation, set of customs duties, the criterion distinguishing customs tariff and a set of customs duties, consensus tariffs, rates of export customs duties.

Таможенный тариф является не только одним из фундаментальных понятий теории и практики таможенного дела. Как, например, таможенная территория, таможенная граница, таможенная пошлина и др. Он представляет собой еще и сложнейший инструмент регулирования внешней торговли и таможенной политики любого государства. Таможенный тариф имеет важнейшее прикладное значение в процессе государственного регулирования как импортных, так и экспортных операций.

И еще одно исключительное обстоятельство. Таможенный тариф, единый таможенный тариф является атрибутивным признаком (атрибутом) таких межгосударственных интеграционных группировок, как таможенный и экономический союзы. Без единого таможенного тарифа невозможно создать ни экономический, ни таможенный союз.

Точное определение таможенного тарифа является теоретической основой для профессиональной классификации различных видов таможенных тарифов. Только после этого можно разграничить экспортный и импортный таможенные тарифы, выделить специфические признаки автономного и конвенционного, запретительного, тарного или транзитного таможенных тарифов. Только на этой основе предоставляется возможность разграничить одноколонный, трехколонный и многоколонный тарифы, которыми пользуются или отдельные государства, или Таможенные союзы.

Именно на основе точного определения понятия «таможенный тариф» формируются теоретические предпосылки для постановки ключевых вопросов современного таможенно-тарифного регулирования импорта. Какие и сколько колонок имел Таможенный тариф Российской Федерации до создания Таможенного союза? [1]

Какие и сколько колонок имеет Единый таможенный тариф Таможенного союза? [2]

Чем отличается его многоколонность от многоко-лонности таможенного тарифа Российской Федерации? По количеству колонок? По их конкретному составу? Какие из этих колонок впервые появились только в Едином таможенном тарифе Таможенного союза? Какие входили в структуру только таможенного тарифа Российской Федерации?

Имеется серия и других интересных вопросов, профессиональные ответы на которые можно получить только при точном определении понятия «таможенный тариф».

Известно, что в научной и учебной литературе предлагается несколько распространенных подходов к определению таможенного тарифа.

Во-первых, его отождествляют с таможенной пошлиной. Такое определение, по мнению автора, не имеет какого-либо конструктивного потенциала для решения указанных ранее вопросов. Ведь в данном случае (на примере Единого таможенного тарифа ТС) этот тариф будет идентифицироваться примерно с его одной одиннадцатитысячной частью (!!). Ведь ЕТТ ТС

содержит свыше 11 200 ставок, а значит и свыше 11 200 ввозных таможенных пошлин (?!). Пошлин различного уровня, различных видов и функционального назначения. Такова научная и практическая полезность концепции тождества таможенной пошлины и таможенного тарифа.

Во-вторых, его рассматривают как специальный нормативный документ. И в этом имеется правда жизни. Ведь Таможенный тариф Российской Федерации утверждался специальными постановлениями Правительства России. Единый таможенный тариф ТС был утвержден решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС (Высший орган Таможенного союза), а его ежегодные версии (и ежегодные изменения) утверждались решениями Комиссии Таможенного союза (теперь Евразийской экономической комисси) [3, 2; 5, 2].

И, в-третьих, таможенный тариф рассматривается как сложнейшая система таможенных пошлин, позволяющая отдельному государству или Таможенному союзу проводить дифференцированную торговую политику в отношении не только отдельных стран, но и отдельных товаров, а также их зарубежных экспортеров (многоколонный таможенный тариф) [6, 109-126]

Рассмотрим теперь подробнее официальное определение таможенного тарифа. Вначале тарифа Российской Федерации, а потом - ЕТТ Таможенного союза.

Обратимся вначале к официальному определению таможенного тарифа России. «Публикуемый Таможенный тариф Российской Федерации представляет собой свод ставок ввозных таможенных пошлин, систематизированных в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации (ТН ВЭД России)»... [3, 2].

Приведем теперь официальное определение Единого таможенного тарифа Таможенного союза. «Единый таможенный тариф Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (ЕТТ ТС) - свод ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза из третьих стран, систематизированных в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ЕТН ВЭД ТС)» [5, 2].

Итак, исходя из этих определений, таможенный тариф - это свод ставок таможенных пошлин, который имеет следующие системные признаки:

- ставки относятся только к ввозным таможенным пошлинам. Таким образом, это импортные таможенные тарифы Российской Федерации и Таможенного союза;

- ввозными таможенными пошлинами облагались только товары, ввозимые на единую таможенную территорию вначале России, а потом уже Таможенного союза. Таким образом, сферой применения таможенных тарифов и входящих в их структуру таможенных пошлин являлись вначале национальная таможенная территория Российской Федерации, а теперь единая таможенная территория такой интеграционной группировки, как Таможенный союз;

- ставки и таможенные пошлины применялись и применяются при ввозе иностранных товаров из-за рубежа, в том числе из третьих стран на Единую таможенную территорию Таможенного союза;

- ставки таможенных пошлин систематизированы на основе Товарной номенклатуры ВЭД. Ставки тарифа России систематизировались по ТН ВЭД Российской Федерации, а ставки ввозных пошлин ТС - на основе Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза.

Таким образом, таможенный тариф - это свод (совокупность) ставок таможенных пошлин, систематизированных на основе национальной или конвенционной (союзной) товарной номенклатуры ВЭД. Причем совокупность, не имеющая каких-либо критериев количественной определенности. Получается тогда, что любая совокупность ставок ввозных или вывозных таможенных пошлин может быть названа таможенным тарифом (?!).

Приведем в этой связи некоторые примеры из современной практики таможенно-тарифного регулирования внешней торговли Таможенного союза.

Пример 1. Это перечень консенсусных ставок ввозных таможенных пошлин, который был утвержден Решением Межгосударственного совета [7].

Перечень содержит совокупность подсубпозиций ЕТН ВЭД Таможенного союза, которые являются наиболее чувствительными товарами для стран-участниц Союза. Количество подсубпозиций - 1147, количество ставок ввозных таможенных пошлин - 1147, количество импортных таможенных пошлин также 1147. Оно составляет примерно 10% от количества подсубпозиций Единой ТН ВЭД Таможенного союза. В случае изменения какой-либо из указанных ставок требуется полное согласие (консенсус) всех стран Таможенного союза.

Итак: свод ставок имеется; ставки сгруппированы на основе ЕТН ВЭД Союза; они применяются при импорте из третьих стран на единую таможенную территорию Таможенного союза. Все как в официальном определении: свод ставок ввозных таможенных пошлин имеется, однако импортный таможенный тариф отсутствует.

Перечень консенсусных ставок не содержит в своем названии понятия «таможенный тариф». Перечень имеет следующее официальное название: «Перечень чувствительных товаров, в отношении которых решение об изменении ставки ввозной таможенной пошлины принимается Советом Евразийской экономической комиссии» (Приложение 6) [7].

Пример 2. Другой перечень имеет следующее официальное название: «Ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые за пределы государств-участников соглашений на 30 августа 2013 г.» [8].

Он утверждается (уточняется) специальными Постановлениями Правительства Российской Федерации.

Перечень содержит свыше 300 ставок вывозных таможенных пошлин, которыми облагаются российские товары, экспортируемые за пределы Единой таможенной территории Таможенного союза. Это товары, участвующие в торговле с государствами, не входящими в состав Таможенного союза, при наличии договора (контракта) между резидентами РФ и нерезидентами других государств-участников Таможенного союза.

Перечень охватывает свыше 3% общего количества подсубпозиций, которые содержат Единая товарная номенклатура ВЭД Таможенного союза. Он также содержит свыше 300 вывозных таможенных пошлин различных видов и уровней, которыми облагается ограниченный перечень российских экспортных товаров. Они применяются только в случае помещения отечественного вывозимого товара под таможенную процедуру «экспорт».

И здесь указанный перечень представляет собой свод ставок таможенных пошлин. Однако ставок только вывозных таможенных пошлин. Они применяются только в случае перемещения вывозимых товаров через таможенную границу Таможенного союза. И здесь об-

лагаемые товары сгруппированы на основе Единой ТН ВЭД Таможенного союза. Тогда возникает вывод о наличии экспортного таможенного тарифа?! В Российской Федерации (до создания Таможенного союза)? В условиях Таможенного союза? У каждого из государств, входящих в ТС?!

Однако ни одно из названий Постановлений Правительства России, которыми в различные годы вводились ставки вывозных таможенных пошлин, не содержало понятия «экспортный таможенный тариф»?! И это не случайно. Не может свод ставок таможенных пошлин (несколько сотен таких ставок) представлять собой таможенный тариф какой-либо страны в его подлинном значении, не отождествляя его с отдельной таможенной пошлиной.

Пример 3. И еще один официальный свод ставок ввозных таможенных пошлин, действующих в условиях Таможенного союза. Его название: «Перечень товаров и ставок, в отношении которых в течение переходного периода одним из государств-участников Таможенного союза применяются ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок единого таможенного тарифа Таможенного союза» (Утвержден Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г.) [9].

Опять перечень (свод) ставок ввозных таможенных пошлин. Они опять сгруппированы на основе Единой товарной номенклатуры ВЭД Таможенного союза. Они также применяются при импорте иностранных товаров из третьих стран. Однако товары ввозятся не на единую таможенную территорию Таможенного союза, а на территорию только двух участников Таможенного союза. Речь идет о Республике Казахстан и Республики Беларусь. Количество подсубпозиций 108, количество индивидуальных (только для Беларуси и Казахстана) ставок и ввозных таможенных пошлин 108. Период их применения - до вступления указанных государств в ВТО.

Итак, опять свод ставок таможенных пошлин. Признаки таможенного тарифа имеются. Однако и в этом случае официальное название основного перечня не содержит понятия «таможенный тариф»(?!).

Таким образом, формируется логическая ловушка официального определения таможенного тарифа как свода (совокупности) ставок таможенных пошлин, применяемых при перемещении товаров через таможенную границу отдельной страны или Таможенного союза(?!). Если это так, то почему ни один из трех указанных перечней ставок таможенных пошлин не называется таможенным тарифом? Ведь все они являются сводами (совокупностями) ставок таможенных пошлин. Таможенные пошлины применяются только в торговле с третьими странами, не входящими в Таможенный союз. Только при их перемещении через таможенную границу (?). Причем и товары, и ставки таможенных пошлин сгруппированы на основе национальной или коллективной (единой) Товарной номенклатуры ВЭД. В нашем случае на основе единой ТН ВЭД Таможенного союза.

Таким образом, все качественные признаки таможенного тарифа имеются (?!). Однако даже высшие органы национальной и наднациональной власти, уполномоченные вводить или вносить изменения в действующие таможенные тарифы, указанные перечни ставок таможенных пошлин также не называют таможенными тарифами?!

В противном случае мы имели бы дело еще с тремя таможенными тарифами?! Они, на наш взгляд, могли бы иметь следующие названия:

- консенсусный таможенный тариф Таможенного союза (пример 1);

- экспортный таможенный тариф Российской Федерации (пример 2);

- отличный от Единого тарифа Таможенного союза таможенный тариф для определенного периода для Республики Казахстан и Республики Беларусь (пример 3).

Возможна и другая редакция наименований этих перечней ставок таможенных пошлин. С присутствием в них понятия «таможенный тариф». Однако именно на официальном уровне, в официальных документах указанные перечни называются без использования понятия «таможенный тариф». Своды ставок имеются, а тарифы отсутствуют. Качественные критерии, содержащиеся в официальных определениях таможенного тарифа, имеются. Однако три дополнительных таможенных тарифа, по мнению уполномоченных органов России и Таможенного союза, отсутствуют (?!). Причем без какого-либо объяснения (!?). Указанные перечни соответствуют признакам официального определения, однако таможенным тарифом не называются (?!). Именно в этом, по мнению автора, и заключается логическая ловушка официального определения.

Далее следует вполне закономерный вопрос. А где же выход из этой логической ловушки? Как однозначно разделить собственно таможенный тариф и какой-либо свод (совокупность) ставок таможенных пошлин?

Выполненный ранее анализ показал, что и таможенный тариф, и любой свод ставок таможенных пошлин имеют одинаковые качественные признаки. Это было показано при анализе каждого из трех примеров, трех официальных сводов (перечней) ставок таможенных пошлин.

Поэтому пути выхода из этой логической ловушки предлагаем искать по линии поиска количественных критериев их разграничения.

Автором предлагается следующий критерий: равенство количества ставок таможенных пошлин и количества подсубпозиций Товарной номенклатуры ВЭД. [10]. Данный критерий можно представить в виде следующего равенства:

1 СТП=1 ПСП, (1)

где

1 СТП - сумма ставок таможенных пошлин тарифа (ввозных или вывозных);

1 ПСП - количество подсубпозиций ТН ВЭД (национальной или конвенционной, союзной).

С помощью данного критерия можно надежно разграничить таможенный тариф и какой-либо свод ставок таможенных пошлин. Если принцип равенства выдерживается, то мы имеем дело с таможенным тарифом. В нем все подсубпозиции Товарной номенклатуры ВЭД «закрываются» ставками таможенных пошлин. Именно такая ситуация в настоящее время представлена в ЕТТ Таможенного союза. Единый тариф ТС включает свыше 11 000 ставок ввозных таможенных пошлин.

Если указанное равенство не выдерживается, то нет каких-либо оснований называть любой свод (любую совокупность ставок) таможенным тарифом. Именно поэтому все три примера, три приведенных перечня ставок таможенных пошлин официально не называются таможенными тарифами. Несмотря на то, что эти перечни утверждались уполномоченными национальными и наднациональными регулирующими органами, которые имеют полномочия вводить новые или изменять действующие таможенные тарифы (Правительство России, Комиссия Таможенного союза, Евразийская экономическая комиссия).

Краткие выводы:

1 Существуют несколько подходов в научной и учебной литературе к определению таможенного тарифа. Они высказаны в различное время, разными учеными и, безусловно, имеют принципиально различный потенциал дальнейших исследований таможенно-тарифного регулирования импорта на единую таможенную территорию Таможенного союза.

2 Один из подходов определяет таможенный тариф (импортный) как свод ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых для обложения иностранных товаров, ввозимых на национальную или единую таможенную территорию Таможенного союза. Тариф - одноколонный. Облагаемые ввозными пошлинами товары классифицируются на основе или национальной, или конвенционной (единой) Товарной номенклатуры ВЭД.

3 Этот подход, как было сказано выше, является основой для разработки официального определения таможенного тарифа. Причем и таможенного тарифа Российской Федерации, и Единого таможенного тарифа Таможенного союза (ЕТТ ТС).

4 В официальных определениях отсутствует количественный критерий разграничения таможенного тарифа и любого свода ставок таможенных пошлин. Этот критерий - равенство количества ставок таможенных пошлин и количества подсубпозиций национальной или конвенционной Товарной номенклатуры ВЭД. Без этого любой свод (совокупность) ставок ввозных или вывозных таможенных пошлин может претендовать на статус одноколонного таможенного тарифа (?!).

5 С учетом данного критерия можно предложить более простые определения таможенного тарифа отдельной страны и даже Таможенного союза. Причем речь идет только об одноколонном таможенном тарифе. Определения, которые исключают их тождество с любым сводом ставок таможенных пошлин.

6 Национальный таможенный тариф - это система ставок ввозных (или вывозных) таможенных пошлин, количество которых равняется количеству подсубпо-зиций Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности данного государства (национальная ТН ВЭД).

7 Таможенный тариф Таможенного союза - это система ставок ввозных (или вывозных) таможенных пошлин, количество которых равняется количеству подсубпозиций Единой товарной номенклатуры ВЭД Таможенного союза (ЕТН ВЭД ТС).

8 Если это система ставок ввозных таможенных пошлин, то мы имеем дело с импортным таможенным тарифом. Если это система ставок вывозных таможенных пошлин, то это экспортный таможенный тариф отдельной страны или Таможенного союза в его подлинном научном смысле.

9 На базе указанных определений формируются исходные теоретические предпосылки для исследования многоколонности импортного таможенного тарифа Российской Федерации (ретроспективный анализ) [6, 109-126] и Единого таможенного тарифа Таможенного союза [10, 188-201]

Список литературы

1 Об авторской постановке проблемы см.: Роль и место таможенной службы Урала в обеспечении экономической безопасности: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Екатеринбург, 27-28 марта 2008 г.). -Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2008. -

С. 93-96.

2 Таможенный тариф: теоретические аспекты исследования // Вестник Курганского государственного универ-

ситета. Серия «Гуманитарные науки». - 2012. - Вып.8. -№ 4(26). - С. 6-9.

3 Таможенный тариф Российской Федерации. - М. : ФГУП «РОСТЭК», 2006. - 568 с.

4 Единый таможенный тариф Таможенного союза (по состоянию на 19.08.2010 г.). - М.: ФТС России, 2010. - 571 с.

5 Единый таможенный тариф Таможенного союза (по состоянию на 01.01.2012 г.). - М.: ФТС России, 2012. - 576 с.

6 Салийчук В. Ф. Экономический рост: специфика и безопасность : монография. - Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2012. - 130 с.

7 Перечень чувствительных товаров, в отношении которых решение об изменении ставки ввозной таможенной пошлины принимается Советом Евразийской экономической комиссии. Приложение 6 к Решению Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества № 18 от 27 ноября 2009 года «О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» // Консультант Плюс.

8 Ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые за пределы государств-участников соглашений о Таможенном союзе» (по состоянию на 30 августа 2013 г.).

9 Перечень товаров и ставок, в отношении которых Республикой Беларусь и Республикой Казахстан применяются ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок Единого таможенного тарифа Таможенного союза. Утвержден Решением Совета Евразийской экономической комиссии № 55 от 16 июля 2012 года.

10 Россия в ВТО: год после вступления...: в двух частях /Рос. акад. наук. Урал. отд-ние [и др.]; под ред. В. А. Черешнева, А. И. Татаркина, М. В. Федорова. - М. : Экономика, 2014. - (Близкая и такая неразгаданная экономика; т.11.). - Ч.1. - 848 с.

УДК 327.8

М.М. Кухтин

Донецкий национальный университет

НЕМЕЦКО-РОССИЙСКОЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация. В статье рассматриваются различные аспекты немецко-российского энергетического сотрудничества. После прихода В. В. Путина к власти Россия приобрела статус энергетической сверхдержавы и подвергла резкой критике американскую модель миропорядка. В отношениях с Москвой Берлин должен придерживаться прагматичного подхода, свободного от идеологических догм. Энергетическая сфера Гзрмании остается уязвимой, а элита страны

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.