Костюченко Е. В.
начальник отдела коммерциализации проектов ЮФУ Эл. почта: [email protected]
Ефременко И. Н.
доцент кафедры ««Корпоративные финансы и финансовый менеджмент» РГЭУ (РИНХ) Эл. почта: [email protected]
НАПРАВЛЕНИЯ УНИФИКАЦИИ ТОРГОВЫХ РЕЖИМОВ В УСЛОВИЯХ ФИНАНСОВОЙ ИНТЕГРАЦИИ СТРАН ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА РОССИИ, БЕЛОРУССИИ И КАЗАХСТАНА
В статье рассматривается функционирование Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, а также проанализированы направления унификации торговых режимов в рамках единой таможенной территории. В качестве единого инструмента торговой политики странами Таможенного союза был введен в действие Единый таможенный тариф, который способствовал странам увеличить товарооборот, а также начать работу по либерализации условий торговли с третьими странами.
Ключевые слова: унификация
торговых режимов, Таможенный союз, Единый таможенный тариф, взаимный товарооборот, тарифные ставки, региональная экономическая интеграция.
Увеличение числа таможенных союзов в мировой экономике в условиях глобализации, расширение и укрепление их позиций на мировой арене свидетельствует о том, что данная форма экономической интеграции приносит существенные выгоды для стран, участвующих в интеграционных процессах. В условиях активизации интеграционных процессов в мировой экономике усиливается взаимозависимость стран, что приводит к формированию интеграционных блоков и союзов. Примером образования таких интеграционных союзов на постсоветском пространстве является Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), в рамках которого три страны - Россия, Белоруссия и Казахстан, продвинулись по пути интеграции, образовав Таможенный союз и Единое экономическое пространство.
В целях обеспечения выполнения условий формирования единой таможенной территории, а также эффективного функционирования Таможенного союза, государствами-членами ТС решается задача унификации торговых режимов по отношению к третьим странам, что предполагает проведение странами Таможенного союза анализа действующих торговых режимов и соглашений. Решением Комиссии Таможенного союза от 11.12.2009 № 144 утверждена Концепция унификации торговых режимов государств-членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и проведены консультации по вопросам унификации изъятий из режима свободной торговли товарами, существующего у стран - членов Таможенного союза с государствами-членами СНГ и Грузией, Сербией и Черногорией [1].
С 2000 года действует режим свободной торговли в двустороннем формате: Россия - Сербия. Соглашение о зоне свободной торговли между Белоруссией и Сербией было подписано в 2009 году, в то время как Казахстан ратифицировал соглашение о свободной
торговле с Сербией в октябре 2010 года. В настоящее время Сербия беспошлинно поставляет в Россию до 70 % экспортной продукции, в Сербию импортируется более 60 % российской экспортной продукции. В рамках Таможенного союза схожие преференции получает и Черногория. Странам Таможенного союза удалось согласовать и унифицировать торговые режимы с Сербией и Черногорией. В 4-стороннем формате страны согласовали единые перечни товаров, подпадающих под изъятия под импорт из Сербии и Черногории, а также единые правила происхождения товаров.
В рамках взаимоотношений с Сербией были начаты переговоры о заключении соглашения о свободной торговле государств-членов Таможенного союза с Европейской Ассоциацией свободной торговли (ЕАСТ) и Новой Зеландией, для которых доступ к российскому рынку является главной причиной инициирования переговоров о свободной торговле со странами Таможенного союза. Также ведутся переговоры стран Таможенного союза о свободной торговле с Сирией, Вьетнамом, Египтом, Монголией.
Что касается Сирии то, создание зоны свободной торговли со странами Таможенного союза, важным элементом которой стал бы транспортный коридор между Дамаском и Минском, способствовала бы развитию торговли и экономического сотрудничества в Евразийском регионе. Вьетнам видит экономическую выгоду от свободной торговли со странами Таможенного союза, заключающуюся в получении помощи от России и Белоруссии в создании своих газовых и нефтяных месторождений, а также разработке атомной индустрии. Также отмечается важность заключения соглашения между Вьетнамом и странами Таможенного союза с учетом международных норм и практик ВТО. В условиях многолетнего сотрудничества
между странами в различных торговоэкономических и инвестиционных сферах деятельности и приверженности всестороннего развития торговли и сотрудничества в Азиатско-
Тихоокеанском регионе, страны выражают уверенность, что заключение соглашения о свободной торговле укрепит их роли в качестве стратегических партнеров. [2] Таким образом, данные инициативы подтверждают интерес зарубежных стран к Таможенному союзу России, Белоруссии и Казахстана.
Унификация торговых режимов стран Таможенного союза с третьими странами ведется Единой переговорной делегацией России, Белоруссии и Казахстана по присоединению стран к ВТО в соответствии с Решением Комиссии от 11 декабря 2009 года № 144 и утвержденной концепцией по унификации торговых режимов. В результате проведенных встреч странами Таможенного союза были достигнуты договоренности о разработке перечня товаров, попадающих под изъятия из режима торговли с Азербайджаном, Арменией и Молдовой. В настоящее время ведутся переговоры об унификации торговых режимов с Сербией и Черногорией.
В целях унификации торговли, странами Таможенного союза, были согласованы и введены в действия Единый таможенный тариф (ЕТТ), подготовленный путем унификации национальных торговых режимов, а также механизмы применения тарифных квот, системы льгот и преференций стран Таможенного союза.
Единый таможенный тариф - свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированный в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза [2]. В качестве единого инструмента торговой политики стран Таможенного союза формиро-
вание единого таможенного тарифа осуществлялось в рамках работы Евразийской экономической комиссии с учетом уровня унификации таможенных тарифов, объемов импорта определенных товаров, а также чувствительности ставок ввозных таможенных пошлин.
Основными целями единого таможенного тарифа являются:
- рационализация товарной структуры ввоза товаров на единую таможенную территорию стран ТС;
- поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров на единой таможенной территории стран ТС;
- создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в таможенном союзе;
- защита экономики Таможенного союза от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;
- обеспечение условий для эффективной интеграции таможенного союза в мировую экономику.
С учетом вступления России в ВТО единый таможенный тариф был обновлен и принят в новой редакции советом Евразийской экономической комиссии. Предполагается, что при переходе на новую редакцию ЕТТ средневзвешенная ставка ввозной таможенной пошлины снизится с 9,5 % до 7,5 %. Ставка ввозной таможенной пошлины устанавливается в процентах, в долларах США или евро. Существуют факторы, оказывающие непосредственное влияние на размер ввозной таможенной пошлины, среди них следующие:
- страна происхождения товара и в зависимости от этого применяются тарифные преференции. Например, в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран, применяются ставки в размере 75 % от ставок ввозных таможенных пошлин единого таможенного тарифа, тогда как для това-
ров, происходящих из наименее развитых стран, применяются нулевые ввозные пошлины;
- выбранная таможенная процедура, под которую помещается товар на территории Таможенного союза.
В настоящее время единый таможенный тариф является одним из ключевых элементов, обеспечивающих
единство функционирования таможенной территории стран Таможенного союза, а также основу для принятия единых мер надзора и контроля в сфере законодательного соблюдения всех норм на территории стран Таможенного союза. Созданная Единая переговорная делегация России, Белоруссии и Казахстана ведет активную работу по завершению унификации торговых режимов стран Таможенного союза с третьими странами. Введение единого таможенного тарифа оказало воздействие на динамику регионального торгового оборота, но, несмотря на это, эффект от его введения оказался незначительным. Динамичные темпы роста объемов торговли между странами Таможенного союза объясняются во многом активизацией национальных экономик стран в по-сткризисный период. Существенное воздействие на увеличение темпов роста торговли между странами оказало и снижение нетарифных барьеров, а также совершенствование трансграничной инфраструктуры, выгоды от которых превышают выгоды от изменения тарифов в странах Таможенного союза.
Введение единых тарифов в странах Таможенного союза привело к существенному изменению действующей тарифной структуры каждой из стран ТС как с повышением тарифных ставок, так и с понижением. Наиболее значимые изменения в структуре тарифов произошли в Казахстане, где затронутыми оказались 50 % всех товарных позиций (рис. 1).
Рис. 1. Изменения в ввозных пошлинах в Казахстане, в процентных пунктах
Ставки таможенного тарифа, действовавшие на территории Российской Федерации до 1 января 2010 года, также претерпели существенные изменения и в большинстве своем снизились. В частности, значительные изменения коснулись более 300 позиций технологического оборудования, устройств и механизмов, ставки на которые были обнулены. Незначительные изменения ста-
вок в сторону увеличения произошли в отношении мясной и молочной продукции, а также черных металлов.
Что касается России и Белоруссии, то изменению подверглось меньшее число тарифов, а по некоторым товарным позициям тарифные ставки, наоборот, уменьшились, в частности, в России в среднем с 9,1 % в 2006-2009 годах до 8,6 % в 2010-2011 годах (рис. 2).
Рис. 2. Структура изменений тарифных ставок стран Таможенного союза, в % измененных тарифных позиций
Таким образом, таможенные тарифные ставки дифференцируются в зависимости от страны происхождения товара. Странами Таможенного союза тарифные ставки разделяются на несколько уровней. Так, в едином таможенном тарифе используются базовые тарифные ставки в отношении товаров, поступающих из стран с режимом наибольшего благоприятствования. Для стран, торговая политика которых не предусматривает такого режима, тамо-
женные ставки удваиваются, тем самым, применяется максимальная таможенная ставка. Товары, поступающие из развивающихся стран, получают преференции в форме снижения таможенного тарифа до уровня 75 %. Для товаров из стран СНГ таможенная ставка составляет 0 %. В ситуации, когда по некоторым причинам невозможно определить страну происхождения товара, применяется базовый тариф (табл. 1).
Таблица 1. Дифференциация ставок ввозных таможенных пошлин в РФ в зависимости от страны происхождения товара
Страна происхождения импортируемого товара Количество стран Применяемая ставка ввозной таможенной пошлины
Наименее развитые страны 49 Беспошлинно в отношении преференциальных товаров
Развивающиеся страны 103 75 % от базовой ставки единого таможенного тарифа в отношении преференциальных товаров
Страны, торгово-политические отношения с которыми предусматривают режим наибольшего благоприятствования (РНБ) 130 Базовая ставка единого таможенного тарифа
Товары, ввозимые на таможенную территорию России с таможенной территории стран-участниц СНГ 0 % при осуществлении торговых операций между резидентами данных стран
В настоящее время введение единого таможенного тарифа и снижение нетарифных ограничений позволили активизировать механизм интеграционных процессов в рамках торговли между странами Таможенного союза и за его пределами. Региональная экономическая интеграция в рамках Таможенного союза позволяет его участникам наращивать товарооборот в сторону увеличения экспорта товаров с другими странами мира. Товары повышенной добавленной стоимости, вначале экспортированные в рамках Таможенного союза, могут в дальнейшем экспортироваться в другие страны.
Страны Таможенного союза экспортируют на мировой рынок и, в частности Европейский союз, товары с низким содержанием добавленной стоимо-
сти, в которых преобладает сырьевой компонент, тогда как в страны СНГ та же продукция доставляется с более высокой добавленной стоимостью. Однако товары, экспортируемые внутри Таможенного союза, во многих случаях экспортируются и за его пределами. Так, в другие страны, не входящие в Таможенный союз, более 50 % товаров экспортируется Белоруссией, 45 % - Россией и 25 % - Казахстаном. В среднем доля товаров, экспортируемых в пределах Таможенного союза, составляет менее 25 %, при этом среди экспортируемых товаров практически не существует продукции, которая поставлялась странам СНГ, не входящим в состав Таможенного союза, но при этом не поставлялась бы в другие страны мира (табл. 2).
Таблица 2. Доля экспорта товаров внутри стран Таможенного союза и за его пределами, в %
(Составлена автором)
Таможенный союз Прочие страны мира Другие страны СНГ
Россия 22,6 25,3 0
Белоруссия 28,7 15,6 0,7
Казахстан 16,4 34,1 0,2
Региональная экономическая интеграция стран Таможенного союза создает ряд преимуществ благодаря расширению торговли между участниками интеграционного объединения, наращиванию объемов экспорта товаров внутри стран Таможенного союза и за его пределами, что создает эффективный рынок товаров и услуг. Процесс региональной экономической интеграции создает предпосылки для построения прочных наднациональных институтов регулирования в рамках интеграционного объединения, что позволяет странам передать часть полномочий наднациональным институтам, и тем самым усилить свою деятельность на ключевых направлениях внутренней экономической политики.
Проведение единой тарифной политики в странах Таможенного союза оказывает существенное влияние на динамику торговли внутри объединения, приводит к изменению тарифов на многие товары, импортируемые в страны Таможенного союза, что сказывается на объемах импорта из других стран, не входящих в интеграционное объединение. В результате введения единого таможенного тарифа и динамичного наращивания торгового оборота внутри объединения происходит снижение нетарифных барьеров, и в частности, уменьшение препятствий, связанных с таможенным и внешнеторговым режимом.
Унификация торговых режимов стран Таможенного союза привела в настоящее время к наращиванию объемов торговли между странами, что проявля-
ется прежде всего в увеличении импорта из стран, не входящих в Таможенный союз, вследствие снижения тарифных ставок. Более того, преимущества от применения единых тарифных ставок проявляются, главным образом, в устранении нетарифных барьеров и либерализации рынков услуг и капитала.
Введение единого таможенного тарифа и единых мер торговой защиты усилило конкурентные позиции стран Таможенного союза, позволило начать совместную работу по либерализации торговых отношений с третьими странами. Особую заинтересованность страны-партнеры Таможенного союза проявили в преференциальном режиме торговли, основанном на прозрачных нормах международной торговли. Заключение таких соглашений будет способствовать активизации торговоэкономических отношений стран Таможенного союза с третьими странами, что приведет к наращиванию объемов инвестиций в экономики данных стран, также будут обеспечены более льготные условия доступа других стран на территорию Таможенного союза путем снятия тарифных и нетарифных барьеров, а также упрощения таможенных процедур.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Евразийская экономическая интеграция: ЕврАзЭС - Таможенный союз -ЕЭП: консультационно-правовой ре-
сурс [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.customs-union.com
2.Евразийская экономическая комиссия [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tsouz.ru
3.The Eurasian Economic Community // http://www.evrazes.com/
4.Глазьев С. Ю. Итоги и перспективы развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве [электронный ресурс] / С. Ю. Глазьев. - Режим доступа: //
http://www.glazev.ru/econom_polit/295/.