Научная статья на тему 'Модернизационные аспекты оптимизации системы международного регулирования внешней торговли России в рамках Таможенного союза ЕврАзЭС'

Модернизационные аспекты оптимизации системы международного регулирования внешней торговли России в рамках Таможенного союза ЕврАзЭС Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
340
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / ВНЕШНЕТОРГОВАЯ СИСТЕМА / ЭКСТЕНСИФИКАЦИЯ / ИНТЕНСИФИКАЦИЯ / ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ РЕЖИМ / ИНТЕГРАЦИОННЫЙ ЭФФЕКТ / УНИФИКАЦИЯ / ФУНКЦИИ ТАМОЖЕННОГО ТАРИФА / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРИНЦИПЫ ВТО / THE CUSTOMS UNION / THE FOREIGN TRADE SYSTEM / EXTENSIFICATION / INTENSIFICATION / THE FOREIGN TRADE MODE / INTEGRATION EFFECT / UNIFICATION / THE FUNCTIONS OF THE CUSTOMS TARIFF / THE INTERNATIONAL PRINCIPLES OF THE WTO

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Грошев Д. А.

Статья посвящена теоретическому анализу модернизации международного регулирования Таможенного союза ЕврАзЭс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modernizing aspects of the optimization of the international regulation system of Russia's foreign trade within the framework of the EAEC Customs union

Article focuses on the theoretical analysis of the modernization of the international regulation of the EurAsEC Customs Union.

Текст научной работы на тему «Модернизационные аспекты оптимизации системы международного регулирования внешней торговли России в рамках Таможенного союза ЕврАзЭС»

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 3

МОДЕРНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ОПТИМИЗАЦИИ СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РОССИИ В РАМКАХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА ЕВРАЗЭС

ГРОШЕВ Д.А.,

аспирант,

Ростовский государственный экономический университет,

e-mail: [email protected]

Статья посвящена теоретическому анализу модернизации международного регулирования Таможенного союза ЕврАзЭс.

Ключевые слова: таможенный союз; внешнеторговая система; экстенсификация; интенсификация; внешнеторговый режим; интеграционный эффект; унификация; функции таможенного тарифа; международные принципы ВТО.

Article focuses on the theoretical analysis of the modernization of the international régulation of the EurAsEC Customs Union.

Keywords: the customs union; the foreign trade system; extensification; intensification; the foreign trade mode; integration effect; unification; the functions of the customs tariff; the international principles of the WTO.

Коды классификатора JEL: F14, F55, F59.

Организация внешнеэкономической деятельности на таможенной территории образовавшегося Таможенного союза ЕврАзЭС (далее - ТС) предполагает модернизацию внешнеэкономической политики нового интеграционного сообщества с учетом торгово-политических упущений, проявляющихся в процессе практической реализации интеграционного проекта. Поэтому полезный эффект евразийской экономической интеграции во многом обусловливается перманентностью поступательного развития ресурсов внешнеторгового регулирования экономик объединяющихся государств.

Представляется, что генезис механизма внешнеэкономического регулирования Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана может обеспечиваться двумя вариантами развития: экстенсивным и интенсивным. Экстенсификация единой внешнеторговой стратегии достигается за счет расширения границ таможенного союза посредством увеличения числа его участников, участия таможенного союза в других интеграционных программах путем сближения внешнеторговых режимов с другими государствами. Интенсивный путь развития торгово-политического режима таможенного союза подразумевает гармонизацию существующего внешнеэкономического инструментария с международными стандартами внешнеторговой регламентации, унификацию методологии торгово-экономического регулирования в соответствии с хозяйственными интересами сторон, в том числе, посредством перехода на новый уровень интеграции.

Для достижения исчерпывающего экономического эффекта от интеграции целесообразно расширение Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана путем вовлечения в процесс регионализации внешнеторгового регулирования как можно большего количества новых национальных хозяйств. Иными словами, необходимо оптимизировать структуру управления ВЭД Таможенного союза за счет унификации торговых режимов с другими государствами. Причем, интегрирующиеся страны должны иметь значительную долю ВВП в международной торговле, сходные со странами ТС экономики и существенные размеры обоюдного товарооборота. Расширение Таможенного союза ЕврАзЭС позволит сбалансировать систему наднационального регулирования внешнеторговой деятельности на объединенной территории посредством слияния принципов внешнеторгового управления его участников и присоединяющихся стран.

Главными соискателями на членство в Таможенном союзе России, Белоруссии и Казахстана в настоящее время являются Таджикистан и Киргизия. Их потенциальное участие обусловлено тем, что эти страны состоят в Евразийском экономическом сообществе на паритетных началах с государствами Таможенного союза. В этой связи возможность включения в состав Таможенного союза имеют также Украина и Армения. Эти страны хотя и не являются полноправными членами ЕврАзЭС, однако они имеют статус наблюдателей в сообществе, поэтому их шансы увеличить степень интеграции на постсоветском пространстве также велики.

Исходя из данных об удельных объемах внешней торговли стран СНГ в общем внешнеторговом товарообороте Таможенного союза (табл. 1), самым привлекательным государством для расширения интеграционного пространства является Украина (7.68 %). Среди остальных партнеров наиболее удовлетворительные результаты имеют Азербайджан (0.60 %) и Узбекистан (0.59%).

© Д.А. Грошев, 2011

Таблица 1

Внешняя торговля ТС со странами СНГ в январе-марте 2010-2011 гг.

' — 2010 г. 2011 г. Темпы роста 2011 г. в % к 2010 г.

Доля в обороте Доля в обороте Оборот Экспорт Импорт

к 55.44 51.08 120.29 114.38 138.89

АТЭС 21.88 24.30 145.00 137.57 153.72

СНГ (без стран ЕврАзЭС) 7.24 9.42 169.85 173.45 163.10

Армения 0.13 0.11 106.52 104.04 121.17

Азербайджан 0.29 0.60 в 2.7 раз 183.84 в 7.6 раз

Молдова, республика 0.31 0.29 124.55 132.84 92.67

Туркмения 0.12 0.15 154.88 139.94 в 3.1 раз

Украина 5.77 7.68 173.74 185.18 154.70

Узбекистан 0.62 0.59 125.25 116.31 142.31

ЕврАзЭС (без стран ТС) 0.44 0.41 123.10 127.75 105.10

Киргизия 0.26 0.24 117.34 115.39 126.30

Таджикистан 0.17 0.18 131.79 148.00 81.70

Другие страны 14.72 14.15 125.48 119.29 143.41

Источник: Составлено автором с использованием: Таможенная статистика взаимной торговли стран Таможенного союза [Электронный ресурс] // Официальный сайт Комиссии таможенного союза. - Режим доступа: http://www.tsouz.ru/db/ stat/Pages/default.aspx.

До образования Таможенного союза в России средневзвешенная ставка таможенного тарифа составляла 10.5 %. В Казахстане этот показатель равнялся 5.9 %. Синкретизм двух разноориентированных таможенных тарифов (в Белоруссии средняя ставка позиционировала на уровне 10.6 %) привел к формированию Единого таможенного тарифа (далее - ЕТТ) ТС, в результате чего в России средний тариф опустился на 1 %, в Казахстане - повысился на 3.6 %. Таким образом, для одной страны интеграция олицетворяет либерализацию внешней торговли, в то время как для другой - ужесточение протекционистских позиций.

Таблица 2

Ставки ввозных таможенных пошлин в странах СНГ (за исключением партнеров России по Таможенному союзу) в 2009 г.

Средняя ставка таможенного тарифа Удельный вес ставок 0% Удельный вес ставок 0<=5 % Удельный вес ставок 5<=10 % Удельный вес ставок 10<=15 % Удельный вес ставок 15<=25 % Удельный вес ставок 25<=50 % Удельный вес ставок 50<=100 % Удельный вес ставок >100 % Удельный вес специфических ставок

Киргизия 4.6

с/х товары 7.7 27.1 15.7 41.3 12.3 2.6 0.4 0.0 0.2 2.4

прочие товары 4.2 51.4 15.2 28.9 4.4 0.0 0.0 0.0 0.0 0.1

Таджикистан 7.9

с/х товары 11.1 1.1 40.9 24.5 30.6 0.5 1.4 0.8 0.3 3.7

прочие товары 7.5 1.1 64.6 18.1 16.2 0.0 0.0 0.0 0.0 0.0

Армения 2.8

с/х товары 6.8 32.0 0.1 66.1 1.7 0.0 0.0 0.0 0.0 2.9

прочие товары 2.2 77.5 0.0 22.5 0.0 0.0 0.0 0.0 0.0 0.0

Азербайджан 8.9

с/х товары 13.5 1.7 14.6 2.7 78.2 0.6 1.5 0.3 0.3 6.1

прочие товары 8.2 1.9 46.7 6.2 45.1 0.0 0.1 0.0 0.0 0.4

Молдова 4.6

с/х товары 10.7 18.4 14.0 21.1 36.5 6.0 3.5 0.3 0.0 8.6

прочие товары 3.7 52.1 17.7 21.3 8.6 0.1 0.0 0.0 0.0 0.2

Украина 4.6

с/х товары 9.7 19.6 22.0 26.4 11.8 18.4 1.5 0.3 0.0 2.4

прочие товары 3.8 41.2 31.3 21.5 5.7 0.3 0.0 0.0 0.0 0.0

Узбекистан 15.9

с/х товары 19.2 0.0 22.2 32.1 0.3 0.3 43.8 0.9 0.4 11.5

прочие товары 15.4 3.7 27.2 36.8 0.1 0.1 31.2 0.4 0.3 4.9

Источник: Составлено автором с использованием: World Tariff Profiles 2010 [Text]. Geneva: WTO Secretariat, 2010. 189 p.

Например, в Таджикистане средний тарифный уровень составляет 7.9 % (табл. 2), в Киргизии - 4.6, т.е. ниже, чем в Таможенном союзе, поэтому их вхождение в интеграционное объединение России, Белоруссии и Казахстана ознаменовало бы выравнивание тарифной линии между этими отметками и более высоким Единым таможенным тарифом ТС.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 3

В отношении торгово-политической системы России это означало бы дальнейшую либерализацию внешнеэкономической деятельности. В данном аспекте для эскалации территориального состава Таможенного союза соответствуют практически все страны СНГ, за исключением только Узбекистана, средневзвешенный тариф которого составляет 15.9%.

Кроме того, Россия является основным внешнеторговым партнером Таджикистана и Киргизии (табл. 3), поэтому основной интеграционный эффект в случае присоединения этих стран к Таможенному союзу будет направлен, в первую очередь, в сторону РФ. В пятерку важнейших внешнеторговых участников входит также Казахстан. Из остальных стран СНГ среди основных контрагентов представлены Узбекистан и Украина. Таким образом, концентрация суммарного интеграционного эффекта в Таможенном союзе от участия Таджикистана и Киргизии представляется исчерпывающей.

Таблица 3

Основные торговые партнеры стран СНГ (за исключением партнеров России по Таможенному союзу) в 2009 г.

Место в мире Доля в мировой торговле Торговый партнер - 1 место Торговый партнер - 2 место Торговый партнер - 3 место Торговый партнер - 4 место Торговый партнер - 5 место

Киргизия

экспорт 129 0.01 Швейцария Россия Узбекистан Казахстан ОАЭ

импорт 131 0.02 Россия Китай ЕС Казахстан Узбекистан

Таджикистан

экспорт 139 0.01 Россия ЕС Узбекистан Швейцария Казахстан

импорт 137 0.02 Узбекистан Россия Украина Казахстан ЕС

Армения

экспорт 154 0.01 ЕС Россия США Грузия Канада

импорт 127 0.03 ЕС Россия Китай Украина Турция

Азербайджан

экспорт 64 0.17 ЕС США Израиль Россия Тайбэй

импорт 101 0.05 ЕС Россия Турция Украина Китай

Молдова

экспорт 133 0.01 ЕС Россия Украина Белоруссия Турция

импорт 128 0.03 ЕС Украина Россия Китай Турция

Туркмения

экспорт 90 0.05 Россия ЕС Иран Турция Украина

импорт 100 0.05 Россия Турция ЕС Украина ОАЭ

Украина

экспорт 53 0.32 ЕС Россия Турция Белоруссия Казахстан

импорт 46 0.36 Россия ЕС Китай Белоруссия США

Узбекистан

экспорт 75 0.09 Украина Россия ЕС Казахстан Турция

импорт 87 0.07

Источник: Составлено автором с использованием: Trade Profiles 2010 [Text]. Geneva: WTO Secretariat, 2010. 192 p.

С этих позиций наилучшими соискателями среди стран СНГ для вступления в Таможенный союз ЕврАзЭС являются также Киргизия, Туркмения, Украина, Узбекистан, так как одно из первых мест в списке главных торговых партнеров в этих государствах занимает член Таможенного союза либо другой участник СНГ - потенциальная интегрирующаяся сторона. Наименее подходящими партнерами по Таможенному союзу предстают Армения, Азербайджан и Молдова, потому что ведущим внешнеторговым участником для этих стран, обеспечивающим и экспорт, и импорт является Европейский союз.

Помимо прямого потенциального участия некоторых стран непосредственно в Таможенном союзе ЕврАзЭС модернизация регулирования внешнеторговой деятельности на единой таможенной территории может быть обусловлена также участием Таможенного союза в создании зон свободной торговли с другими интеграционными группировками. Таким образом, система таможенно-тарифного регулирования ТС будет все больше унифицироваться различными преференциальными режимами, расширяя ареал беспошлинной торговли и либерализируя структуру единого тарифного механизма.

Так, в ноябре 2010 г. начались переговоры между Таможенным союзом ЕврАзЭС и Европейской ассоциацией свободной торговли (ЕАСТ), в которую входят Исландия, Лихтенштейн, Норвегия и Швейцария, о создании взаимной зоны свободной торговли. Кроме того, в этот же период проходят аналогичные переговоры с Новой Зеландией. Причем эти страны интенсифицируют переговорный процесс со странами ТС, даже несмотря на их неучастие в ВТО.

Ряд других стран дальнего зарубежья - участники различных торгово-экономических интеграционных объединений - также проявляют интерес к вопросу создания зоны свободной торговли со странами Таможенного союза. На сегодняшний день их порядка десяти: страны Азии, Северной Африки и другие государства. Однако наиболее активно ведется работа над установлением беспошлинного режима по четырем направлениям: Монголия, Вьетнам, Египет и страны Бельгийско-Люксембургского таможенного союза.

Таким образом, страны Таможенного союза ЕврАзЭС имеют перспективы модернизации системы единого регулирования внешней торговли как за счет участников ЕврАзЭС, так и за счет остальных стран СНГ, как за счет членов ВТО, так и за счет прочих стран, в том числе состоящих в других интеграционно-экономических организациях. В этой связи можно детерминировать следующие аспекты экстенсивного развития внешнеторгового механизма евразийского ТС:

1. Практически все государства, образующие с ТС зону свободной торговли, имеют институциональные препятствия присоединения к нему, связанные либо с участием в ВТО, либо с неучастием в ЕврАзЭС. Причем даже членство Киргизии

в ЕврАзЭС не обусловливает ее интеграцию с ТС в связи с наличием обязательств перед ВТО. Потенциальным участником представляется лишь Таджикистан.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Каждая из вероятных стран-соискателей имеет хотя бы один критерий для вступления в ТС, уровень которого недостаточен с точки зрения оптимизации интеграционного процесса. Единственным образцовым членом ТС может являться Украина: размер экономики, степень ее близости участникам ТС, таможенный тариф, объемы взаимной торговли соответствуют требованиям интеграции.

3. В настоящее время существуют перспективы для образования со странами Таможенного союза ЕврАзЭС зон свободной торговли с другими государствами, не входящими в СНГ. Становление начальной стадии интеграции с участниками других региональных торгово-экономических блоков являет собой предпосылку для последующего расширения ТС и унификации его торгово-политической системы за счет сбалансированной ассимиляции международных внешнеторговых режимов.

Интенсификация механизма внешнеэкономического регулирования Таможенного союза ЕврАзЭС предполагает, прежде всего, универсализацию единой торгово-экономической стратегии в соответствии со стандартами ВТО. Россия в ходе двадцатилетней истории формирования внешнеторговой политики всегда ставила курс на эффективную интеграцию в мировую экономику. Этот принцип в любое время занимал стержневое положение в процессе целеполагания торгово-экономической политики. Однако в итоге территориальные рамки интеграционного процесса ограничились зоной Таможенного союза ЕврАзЭС, что само по себе исключает апостериорную эффективность интеграции в мировое хозяйство. Международная глобальная интеграция для России взаимоограничивается регионализацией ее национальной экономики.

В условиях делиберализации внешней торговли в отношении третьих стран в ходе практической реализации механизма функционирования Таможенного союза ЕврАзЭС России и странам-партнерам по интеграции следует инвертировать единую торговую политику в сторону демократизации экономических связей с внешним миром. В этой связи наиболее приоритетным направлением модернизации системы государственного регулирования внешнеэкономических связей России является актуализация и унификация наднационального механизма внешнеторгового регулирования Таможенного союза с применением общепризнанных международных принципов и правил ведения торговли, основная сущность которых заложена в многосторонних соглашениях ВТО.

ГАТТ/ВТО провозглашает приоритет тарифных методов над нетарифными мерами как ключевое правило либерализации внешней торговли, проводимой в условиях регулирования внешнеторговой деятельности преимущественно тарифными методами и отказа от использования количественных и иных ограничений. Поэтому основополагающим направлением модернизации системы управления внешнеэкономической деятельностью России является гармонизация принципов таможеннотарифной политики Таможенного союза и ВТО как стержневого фактора развития интеграции в мировую экономику.

В то же время в процессе унификации единой тарифной стратегии необходимо учитывать в первую очередь социально-экономические интересы России как центрального представителя Таможенного союза в международных экономических отношениях. Предпосылками для инкорпорации общепризнанных международных принципов внешнеторгового регулирования в систему таможенно-тарифной политики ТС на основе корреляции их, в первую очередь, с российскими торгово-политическими параметрами являются по крайней мере два обстоятельства.

Во-первых, Единый таможенный тариф ТС сформирован на базе Таможенного тарифа России, так как порядка 80% ставок таможенных пошлин двух тарифов совпадают. Во-вторых, Россия ближе всех остальных членов ТС подошла к завершению переговорного процесса с ВТО, так как на 95 % согласовала принципы регулирования внешнеторговой деятельности с участниками организации.

Несмотря на снижение средней величины таможенного тарифа России в процессе образования Таможенного союза, за время его функционирования ставки таможенных пошлин неоднократно повышались. «За недолгое существование союза его члены инициировали более десятка повышений импортных пошлин, что позволило недовольным окрестить всю структуру «трехсторонним договором по защите от импорта» [2]. Так, в течение 2010 г. Комиссией ТС были увеличены ставки ввозных таможенных пошлин на молоко, сыры, сельскохозяйственную технику, автомобильные шины, продукцию химической отрасли промышленности.

Таким образом, результатом форсированной интеграции государств ЕврАзЭС стала поспешная либерализация таможенно-тарифных инструментов регулирования внешней торговли Таможенного союза. Опрометчивость и неосторожность открытия единого рынка привели к необходимости безотлагательной реверсии протекционистского режима в отношении ряда стратегически важных товарных групп. Такая политика всецело противоречит одному из главных принципов ВТО, согласно которому государствам предписывается постепенно снижать таможенные пошлины во взаимной торговле вплоть до полной их отмены.

Кроме того, средневзвешенная ставка таможенного тарифа в 2010 г. снизилась отчасти потому, что уменьшение адвалорных ставок таможенных пошлин сопровождалось одновременным повышением их специфической составляющей. Поэтому Россией соблюдается лишь формальный подход к обеспечению тарифных обязательств перед ВТО по снижению усредненной величины таможенного тарифа.

Фактически наша страна теперь уже в формате ТС, демонстрирует относительность своей позиции по либерализации тарифных ограничений внешней торговли. Компенсируя опущение адвалорной тарифной линии кумуляцией специфических ставок, Россия тем самым сохраняет прежний баланс соотношений фритредерских и протекционистских предпочтений во внешнеторговой политике.

Однако такой порядок таможенной тарификации импорта не соответствует принципам регулирования внешней торговли России, составляющим основу ее членства в ВТО. Так, в соответствии с принятыми договоренностями в рамках присоединения России к ВТО комбинированные пошлины могут применяться в отношении примерно 1100 товарных позиций.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 3

Однако в ЕТТ ТС концентрация этих видов ставок наиболее высока за последние годы таможенно-тарифного регулирования в России. В абсолютном выражении их количественная величина в 1.6 раз превышает оговоренный ВТО уровень.

С точки зрения мультифункционального характера таможенного тарифа, в ЕТТ ТС повышена стимулирующая функция, так как значительно увеличена доля беспошлинных товарных позиций — на 2.9 %. Одновременно увеличена фискальная функция, так как численность 10-процентных пошлин выросла на 8.6 %, в то время как количество 5-процентных ставок пошлин снизилось несущественно (на 2.5 %). Это вполне закономерно ввиду того, что фискальные пошлины в совокупности занимают большую часть импорта — 35-40 %. Вместе с тем, в 2010 г. на единой таможенной территории наблюдается фрагментарное ослабление защитной функции таможенного тарифа. С созданием Таможенного союза адвалорные таможенные пошлины величиной 15-20 % планомерно теряют свою общеприменимость.

Таким образом, Единый таможенный тариф Таможенного союза имеет еще большую ярко выраженную фискальную направленность, чем таможенный тариф России. Из этого следует, что ЕТТ ТС, так же, как и прежде Таможенный тариф России, полноценно выполняет только одну из трех классических функций - бюджетообразующую. Регулирующая функция реализуется неоднозначно. В частности, с точки зрения защитной, структурной или распределительной функциональной направленности ЕТТ ТС малоэффективен.

Все же, правила ВТО (статья XIX ГАТТ) не запрещают структурировать таможенный тариф защитными пошлинами, если они имеют селективный характер, дифференцированно направлены на обеспечение конкурентоспособности конкретной отраслевой группы товаров и не являются средством целенаправленного дискриминационного ограничения доступа иностранных товаров на внутренний рынок. В этой связи существенно важным направлением совершенствования ЕТТ ТС представляется актуализация валидности его регулирующей функции при одновременном сохранении фискальной роли таможенно-тарифной политики в случае наличия экономической целесообразности невесомой тарифной нагрузки.

Таким образом, в процессе актуализации системы таможенно-тарифного регулирования Таможенного союза с применением общепризнанных международных принципов ведения торговли, а также с учетом интересов модернизации внешнеторгового механизма России необходимо учитывать следующие ключевые аспекты:

1. Повышение ставок ввозных таможенных пошлин следует осуществлять лишь в случае существования реальной угрозы воздействия неблагоприятной иностранной конкуренции на конкретную отрасль народного хозяйства, а не в результате лоббирования интересов отдельных отраслевых хозяйственных групп, в особенности из других стран Таможенного союза.

2. Необходимо сократить количество комбинированных ставок ввозных таможенных пошлин, значительно укореняющих запретительный характер таможенного тарифа, в 1.6 раз - до уровня, регламентированного ВТО.

3. Для поддержания эффективной конкурентной среды сохранение фискальной направленности таможенного тарифа должно быть обусловлено для ввоза тех товаров, производство которых на территории Таможенного союза имеет устойчивый уровень конкурентоспособности и высокий рыночный потенциал. Одновременно с этим требуется снижение роли фискальной функции таможенного тарифа в отношении товаров, аналоги которых не производятся на территории ТС, в связи с чем излишняя тарифная нагрузка искажает стимулирующую функцию ЕТТ.

4. Модернизация защитной функции таможенного тарифа должна быть связана с установлением точечного селективноизбирательного протекционизма, не имеющего дискриминационного характера и общеотраслевой направленности, коррелирующего с принципами ВТО в области целесообразной защиты национальной промышленности.

5. По товарам различных промышленных отраслей, тарифная защита которых не снижалась, начиная с 2007 г., когда переговоры России по доступу на внутренний рынок товаров с ВТО были завершены, до момента образования Таможенного союза, надлежит осуществлять постепенную либерализацию импортных операций в направлении достижения начального уровня связывания ввозных таможенных пошлин. К примеру, практически на прежнем уровне остались импортные пошлины на древесину и изделия из нее, а также продукцию автомобилестроения, не имея тенденции к какому-либо снижению.

ЛИТЕРАТУРА

1. Таможенная статистика взаимной торговли стран Таможенного союза // Официальный сайт Комиссии таможенного союза // http://www.tsouz.ru/db/stat/Pages/default.aspx.

2. Филина О. Трое в одной таможне // Огонек. 2011. № 13. С. 15.

3. Trade Profiles 2010. Geneva: WTO Secretariat, 2010. 192 p.

4. World Tariff Profiles 2010. Geneva: WTO Secretariat, 2010. 189 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.