2. Путем предоставления соответствующей информации в подразделения УВД, контролирующими соблюдение законодательства предприятиями потребительского рынка;
3. Путем создания системы постоянного консультирования предприятий потребительского рынка со стороны организаций, представляющих интересы правообладателей, о порядке легального использования авторских и смежных прав.
Замечено, что получение достоверной информации о порядке легального использования авторских и смежных прав стимулирует значительную часть предприятий потребительского рынка к прекращению нарушения законодательства.
Можно сделать вывод: в настоящее время особую актуальность приобрел вопрос координации деятельности организаций, представляющих инте-
ресы правообладателей, с органами МВД и прокуратуры, намечены основные принципы координации деятельности. Организации должны вести публичные реестры легальных пользователей прав, выявлять нарушителей законодательства и предоставлять соответствующую информацию в органы охраны правопорядка. Существует необходимость участия юристов организаций, представляющих интересы правообладателей, во всем процессе борьбы с нарушениями законодательства: от подготовки соответствующих документов и вплоть до завершения судебных процессов, с целью отработки взаимодействия с государственными органами и отработки прецедентной и методической базы.
© Северюхина О. В., Сурник А. П., 2010
УДК 339.543
О. В. Северюхина Научный руководитель - Н. В. Полежаева Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ПРОБЛЕМА ЗАЯВЛЕНИЯ УЧАСТНИКАМИ ВЭД НЕДОСТОВЕРНЫХ СВЕДЕНИЙ
О ТОВАРЕ И ЕГО СТОИМОСТИ
Пожалуй, в России не найдется ни одного, даже вполне респектабельного, участника внешнеэкономической деятельности, который ни разу не нарушил бы таможенное законодательство. Стремление сэкономить на таможенных платежах заставляет и китов российского бизнеса, и мелких торговцев всеми правдами и неправдами уклоняться от уплаты таможенных пошлин и сборов, искать коридоры для контрабанды, занижать таможенную стоимость товара при оформлении, добиваться возврата из бюджета НДС - (который никто и не думал платить), инсценировать уничтожение, утрату импорта в результате пожара, кражи, разбойного нападения на перевозчиков и тому подобное.
Вопрос определения таможенной стоимости является наиболее серьезным и сложным, так как таможенная стоимость товаров используется для исчисления таможенных платежей для применения мер государственного регулирования внешнеэкономических отношений, а также служит исходной величиной для формирования информации о стоимостном объеме внешней торговли. Контроль таможенной стоимости товаров и таможенная оценка являются одними из наиболее значимых видов деятельности таможенных органов России.
Одним из самых распространенных нарушений таможенного законодательства является заявление участниками ВЭД недостоверных сведений о товаре и его стоимости.
При этом зачастую используются фиктивные внешнеторговые документы.
Заявление недостоверных кодов ТН ВЭД России По закону товар, который пересекает таможенную границу России, должен быть отнесен декларантом к конкретной товарной позиции, субпозиции и подсубпозиции, содержащимся в ТН ВЭД России. В декларации указывается соответствующий им цифровой код. В зависимости от присвоенного кода ТН ВЭД определяется ставка таможенной пошлины.
При использовании данной схемы декларируется не тот товар, который в действительности пересекает таможенную границу, а товар со сходными характеристиками, но меньшей стоимостью. Так, например, оксид молибдена декларируется как молибденовый концентрат, а марганцевый концентрат становится корковыми отходами силикомарганца. Заявляются и недостоверные сведения о химическом составе товара: как правило, указывается меньший процент основного дорогостоящего вещества, а это напрямую влияет на стоимость товара. Если, по мнению таможни, декларант указал неверные коды, решение о классификации товара будет приниматься с учетом заключения таможенной лаборатории.
Указание в таможенной декларации неправильного кода товарной номенклатуры само по себе не является правонарушением, если при этом декларант заявил достоверные сведения о количестве, свойствах и характеристиках товара, влияющих на его классификацию. Это неоднократно подчеркивали российские арбитражные суды, отменяя постановления таможен о привлечении декларантов к административной ответственности по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ. Вместе с тем отсутствие состава админи-
Секция «Актуальные проблемы таможенного дела: взгляд молодых»
стративного правонарушения не освобождает участника ВЭД от оплаты таможенных платежей в полном объеме.
Недостоверное декларирование с использованием товаров прикрытия
Эта схема в основном используется при ввозе товаров народного потребления (одежды, парфюмерии и пр.) и предполагает декларирование товаров, ввозимых на таможенную территорию, по подложным документам, под видом других товаров, облагаемых таможенной пошлиной по низким ставкам. В качестве товаров прикрытия, как правило, выбираются товары, которые не подпадают под действие профилей рисков (строительные конструкции и т. д.), а потому обычно не досматриваются в ходе таможенного оформления.
Нередко организации, которые применяют подобные схемы, формально действуют от имени компаний-однодневок (в основном такие компании имеют московскую регистрацию) по договорам комиссии. Получатель товара (комиссионер) на своем бухгалтерском балансе товар не отражает, относя его на забалансовый счет. В бухгалтерском учете комиссионер отражает только сумму полученного комиссионного вознаграждения (обычно примерно 1 % от стоимости полученного товара). Оплата за товар иностранному партнеру не производится.
Заявление недостоверных сведений о стране происхождения товара
В некоторых случаях торгово-промышленные палаты стран — участниц соглашений о свободной торговле выдают сертификаты о стране происхождения товара на основании подложных коммерческих документов (накладных, счетов-фактур, договоров) без проверки их подлинности. В результате под видом товаров, якобы происходящих из стран, которым Россия в соответствии с международными договорами предоставляет тарифные преференции в виде освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин, ввозятся товары стран, не пользующихся преференциальным режимом, или стран, товары которых ввозятся в Россию с ограничениями.
Кроме того, имеет место проблема искусственного занижения транспортных расходов при определении таможенной стоимости товара:
В контракте отдельно указываются транспортные расходы до и после прибытия груза на таможенную территорию РФ. При этом тариф «до границы» может оказаться значительно ниже тарифа перевозки груза по России. Таким образом, таможенная стоимость товара снижается, как и таможенные платежи, а потери, связанные с использованием невыгодных или вовсе убыточных тарифов, которые применяются на первом этапе следования груза, с лихвой компенсируются за счет завышенных тарифов, применяемых на втором этапе.
Прямыми последствиями такой практики являются недополучение государством значительной суммы таможенных платежей, снижение эффективности тарифного регулирования ВЭД и искажение информации о стоимостном объеме внешней торговли. Косвенными последствиями являются нега-
тивное влияние на развитие цивилизованного внутреннего рынка, вызванного недобросовестной ценовой конкуренцией, легализация денежных средств, полученных незаконным путем, нелегальный вывод денежных средств за рубеж.
Таможенная служба России постоянно совершенствует инструменты контроля заявляемой участниками ВЭД таможенной стоимости, что позволяет в определенной мере сократить масштабы ее занижения.
Введение любой системы налогообложения предполагает для обеспечения эффективности ее действия наличие по крайней мере двух моментов: во-первых, установление четкого порядка исчисления базы налогообложения, т.е. определения перечня основных элементов (структуры) этой исходной базы правил их определения; во-вторых, введение необходимых контрольных механизмов, позволяющих государству контролировать соблюдение установленных правил расчета базы налогообложения.
Именно этим целям служит законодательное установление структуры показателя «таможенная стоимость товаров» и жесткая регламентация порядка ее определения.
Наказание
Ст. 16.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств. Ч. 2 указанной статьи устанавливает ответственность за заявление при декларировании товаров и транспортных средств недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах (наименование, описание, страна происхождения, количество и таможенная стоимость товара, его классификационный код по ТН ВЭД России), если такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.
При обнаружении фактов недостоверного декларирования импортеры, как правило, ссылаются на заключенные контракты и представленные иностранным контрагентом документы на товар. Однако оправдаться и уйти от административной ответственности, используя подобные доводы, редко кому удается: ст. 127 ТК РФ 2003 года предусматривает право декларанта осматривать и измерять ввозимые товары, в том числе до подачи таможенной декларации. С разрешения таможенного органа можно также брать пробы и образцы товаров. Если декларант не воспользовался этим правом, он считается виновным в нарушении таможенного законодательства. Обязанность доказать, какие именно недостоверные данные были заявлены в документах и как это повлияло на принятие решения о выпуске товара, помещение его под избранный таможенный режим, а также на размер платежей, возложена на таможенный орган.
Ответственность по ст. 16.2 наступает только в случае представления таможенному органу недостоверных сведений или недействительных документов при декларировании товаров. В остальных случаях за подобные действия наступает ответственность по
ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ (например, в случае представления недостоверных документов на пограничную таможню). Представление недействительных документов для выпуска товаров до подачи таможенной декларации, если сведения, содержащиеся в таких документах, влияют на принятие таможенным орга-
ном решения о выпуске товаров до подачи таможенной декларации, подлежит квалификации по ст. 16.17 КоАП РФ.
© Северюхина О. В., Полежаева Н. В., 2010
УДК 339.543
И. А. Сорокина Научный руководитель - В. В. Соловьев Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ВЛИЯНИЕ СТРАНЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ НА ПРИМЕНЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН
Рассматриваются вопросы о влиянии страны происхождения товаров на изменение тарифных преференций по уплате таможенных пошлин.
Страна происхождения - страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной переработке в соответствии с критериями, установленными таможенным кодексом РФ. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров [3].
Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению. Определяются Правительством РФ. В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми предусматривают режим наиболее благопри-ятствуемой нации, применяются ставки ввозных таможенных пошлин, установленные на основании настоящего Закона «О таможенном тарифе». В отношении товаров, происходящих из стран, с которыми не предусматривается режим наиболее благо-приятствуемой нации, ставки увеличиваются вдвое, за исключением случаев предоставления Российской Федерацией тарифных льгот (преференций) [1]. В отношении товаров, происходящих из стран, в торгово-политических отношениях с которыми Российская Федерация предусматривает режим наиболее благоприятствуемой нации (далее - РНБ), а также если страна происхождения не установлена, но нет признаков того, что страной происхождения товаров является страна, отношения с которой РФ РНБ не предусматривает применяются ставки ввозных таможенных пошлин, установленные Таможенным тарифом РФ. К этим странам относятся, например, Австралия, Греция, Египет, Индия, Ирак, Китай, Турция, Швеция. Применяются ставки ввозных таможенных пошлин, установленные для товаров,
происходящих из стран, с которыми РФ предусматривает РНБ, увеличенные вдвое, если при определении страны происхождения товаров таможенными органами обнаружены признаки того, что данный товар происходит из страны, с которой Российская Федерация РНБ не предусматривает. В отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации и происходящих из развивающихся стран - пользователей схемой преференций РФ, применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75 процентов от ставок, установленных в отношении товаров, происходящих из стран, с которыми Российская Федерация предусматривает РНБ. К ним относятся, например, Аргентина, Болгария, Индонезия, Объединенные Арабские Эмираты. В отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации и происходящих из наименее развитых стран - пользователей схемой преференций РФ, ввоз таможенных пошлин не применяется. Сюда относятся, например, Гаити, Камбоджа, Мали, Эфиопия. В отношении товаров, происходящих с территорий Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Киргизии, Украины и ввозимых на таможенную территорию РФ с таможенной территории какого-либо из этих государств таможенные пошлины не применяются [2].
Библиографические ссылки
1. О таможенном тарифе : Закон РФ. № 5003-1.
2. Приказ ГТК № 1539 от 25 дек. 2003 г.
3. URL: http://www.consultant.ru.
© Сорокина И. А., Соловьев В. В., 2010