ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
Н.Г. ТИХОМИРОВА
Вопросы классификации и определения страны происхождения товаров
Данная работа направлена на достижение единообразного подхода при решении вопросов классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД России и снижение вероятности случаев недостоверного декларирования на этапе проведения таможенного оформления и таможенного контроля.
Ключевые слова: таможенная номенклатура, внешнеэкономическая деятельность, страна происхождения товаров, сертификат.
Основными направлениями деятельности Отдела товарной номенклатуры и происхождения товаров службы федеральных таможенных доходов Дальневосточного таможенного управления (далее — ОТНиПТ СФТД ДВТУ) являются контроль правильности классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД России и контроль за определением страны происхождения товара.
Международная конвенция о гармонизированной системе описания и кодирования товаров (далее — ГС) была подписана 14 июня 1983 г. в Брюсселе. В Конвенции излагаются цели создания ГС, сфера ее применения, закрепляется правовой механизм использования ГС странами-участницами Конвенции, их обязательства, порядок работы по дальнейшему совершенствованию системы.
В основе ТН ВЭД России (10 знаков) заложена ГС (6 знаков), комбинированная номенклатура Европейского сообщества (8 знаков), ТН ВЭД СНГ (9 знаков).
Действующая на сегодня номенклатура утверждена постановлением правительства РФ от 27.11.2006 № 718 и применяется с 01.01.2007 г.
Учитывая одинаковую структуру формирования классификационного кода в Российской Федерации и Китайской Народной Республики, базирую-
ТИХОМИРОВА Наталья Георгиевна — гл. государственный таможенный инспектор отдела товарной номенклатуры и происхождения товаров Владивостокской таможни.
щуюся на ГС, ДВТУ считает, что одной из причин расхождения статистических данных может являться возможная недостоверность товаросопроводительных документов к ГТД (в инвойсах и упаковочных листах, прикладываемых к ГТД, сведения корреспондируются с описанием товаров в ГТД, но зачастую не соответствуют сведениям в документах на «выходе» из КНР).
В целях сокращения расхождений между количественными показателями импорта в Российскую Федерацию из КНР и показателями экспорта из КНР в Российскую Федерацию требуется содействие со стороны КНР, в порядке оперативного обмена, в передаче информации по вопросам особенностей классификации товаров указанных субпозиций ТН ВЭД, а также тарифных и нетарифных мер, применяемых в КНР в отношении данных товаров.
По результатам сопоставительного анализа данных таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации и Китайской Народной Республики оформление товара в Российской Федерации по ряду субпозиций ТН ВЭД за период сопоставления (1-4 кварталы 2008 года) значительно превышает их количество при экспорте из КНР
Так, в регионе деятельности ДВТУ возникают сложности, связанные с осуществлением проверки достоверности заявленных декларантом сведений об автомобилях китайского производства.
В целях повышения эффективности проведения таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, а также обеспечения единообразия интерпретации и применения ТН ВЭД России, ФТС России подготовила и опубликовала Пояснения к товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности ТН ВЭД России, а также издала Сборник решений и разъяснений по классификации в соответствии с ТН ВЭД России отдельных товаров, утвержденный распоряжением ФТС России от 20.12.2008 № 459-р «О классификации в соответствии с ТН ВЭД России отдельных товаров». В соответствии с данным распоряжением год выпуска автомобиля определяется по коду изготовления, указанному в его идентификационном номере. При проведении таможенного контроля нередко выявляются случаи изменения информации в VIN номерах, искажающие год изготовления автомобиля. При этом таможенные органы Российской Федерации сталкиваются с проблемой проверки достоверности заявленных сведений. Так, информация, содержащаяся в электронных каталогах в сети Интернет, которая применяется должностными лицами при контроле даты выпуска автомобилей, юридической силы не имеет и не может являться достоверным источником.
На сегодняшний день таможенные органы располагают только перечнем заводов-изготовителей автомобилей (Dongfeng Motor; Shanghai Automotive Industry; Beijing Jeep; Shanghai Auto; Denway Motor; Guangzhou Auto; Chongqing Changan Auto; Brilliance China Auto; HUANGHAI Auto; Great Wall; BYD; Chery; Shuanghuan и Zhejiang Jonway), однако отсутствует информация
о наличии у указанных фирм-изготовителей официальных представительств в Российской Федерации и их почтовые адреса.
Таким образом, для повышения эффективности контроля целесообразно организовать доступ таможенной службы Российской Федерации к каталогам (если таковые имеются) автомобилей китайских заводов-изготовителей, либо официально информировать таможенные органы России о месте и способе маркировки даты выпуска автомобилей китайскими заводами-изготовителями.
В 2007-2008 гг. таможенными органами Дальневосточного региона проводились широкомасштабные мероприятия по подтверждению достоверности заявленных сведений о трубах из черных металлов, страной-изготовителем которых является КНР.
Товары, классифицируемые в различных подсубпозициях товарных позиций 7304 и 7305 ТН ВЭД, облагаются ставками ввозных таможенных пошлин от 5 до 15 процентов таможенной стоимости товара.
Для классификации труб с определенными техническими характеристиками в установленных для них подсубпозициях товарных позиций 7304 и 7305 ТН ВЭД России при совершении таможенных операций необходимо представление сертификата заводских испытаний (в соответствии с Примечанием 1 к ТН ВЭД России), выдаваемого заводом-изготовителем товара, который отражает технические параметры выпускаемых изделий, результаты проведенных испытаний на соответствие заданным параметрам, назначение для работы при установленных температурах и в определенной среде (например, содержащей сероводород). Единая форма этого документа законодательно не установлена.
Получение справочной информации от заводов-изготовителей данных труб в части подлинности сертификатов заводских испытаний или сертификатов качества (выданных на основании проведенных испытаний с отражением в них всех необходимых параметров) является одной из задач первостепенной важности.
При осуществлении контроля за определением страны происхождения товара таможенные органы Дальневосточного региона особое внимание уделяют предоставлению преференциального режима в отношении определенного перечня товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран-пользователей схемой преференций в Российской Федерации в рамках Общей системы преференций, происхождение которых подтверждается сертификатами о происхождении товаров формы «А» (далее — сертификаты).
Требования к оформлению сертификатов утверждены Протоколом от 07.10.2002 г. о внесении изменений и дополнений в п. 5 Правил определения происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций, предусмотренных Соглашением стран СНГ от 12.04.1996 «О правилах определения происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тариф-
ных преференций в рамках Общей системы преференций» (далее — Соглашение).
КНР входит в перечень развивающихся стран-пользователей схемой преференций Российской Федерации, утвержденный приказом ФТС России от
09.08.2005 № 721 «О внесении изменений в приказ ГТК России от 25.12.2003 № 1539», с изменениями и дополнениями, внесенными приказами ФТС РФ от
07.12.2006 № 1283, от 23.04.2007 № 511, 09.07.2008 № 834 (далее — Приказ).
В соответствии с п. 6 Соглашения государства-участники СНГ получают от развивающихся стран, в отношении которых предоставлены тарифные преференции, наименования, адреса, оттиски печатей компетентных органов, уполномоченных заверять сертификаты.
Тарифный преференциальный режим не распространяется на товар, происходящий из развивающейся страны, которая не предоставила вышеуказанную информацию.
Китайской стороной в Россию были представлены наименования, адреса, образцы оттисков печатей, компетентных органов КНР, уполномоченных заверять сертификаты. Данная информация была доведена до таможенных органов письмом ФТС России. Из нее следует, что уполномоченные органы, как правило, находятся в столицах провинций, например, Harbin, Xiamen, Dalian, Qingdao, Nanning, Hangzhou, Guangzhou, Fujian. Однако для совершения таможенных операций в большом количестве иногда предоставляют сертификаты, заверенные печатями столиц провинций, образцы которых доведены до таможенных органов письмом ФТС России, но юридический адрес уполномоченных органов не соответствует образцам.
Например, согласно письму ФТС России, в провинции Zhejiang существуют два уполномоченных органа на выдачу сертификатов: Zhejiang entry (г. Hangzhou) и Ningbo entry (г. Ningbo). Для проведения таможенного оформления представлен сертификат происхождения товара формы «А», на оттиске печати которого указан уполномоченный орган Zhejiang entry, но место выдачи — город Taizhou; в провинции Guangdong — уполномоченный орган — Guangdong entry (г. Guangzhou), в сертификате по форме «А» — место выдачи город Zhaoqing; в провинции Shandong — уполномоченный орган — Shandong entry (г. Qingdao), в сертификатах о происхождении товаров по форме «А» — города: Longkou, Linyi, Rongcheng.
Владивостокская таможня не имеет информации о том, уполномочен ли данный орган заверять сертификаты о происхождении товаров по форме «А», поскольку перечень «крупных» городов КНР (помимо центров провинций) не доведен до таможенных органов.
При проверке правильности заявления страны происхождения товара таможенные органы довольно часто сталкиваются с несоблюдением участниками ВЭД, претендующими на тарифные преференции в отношении ввозимых товаров, правил прямой отгрузки и непосредственной закупки, а также требований, чтобы товары были полностью произведены в КНР, либо подвер-
гнуты достаточной обработке или переработке в соответствии с критериями достаточной переработки, установленными Соглашением, а также ТК ТС.
Особые проблемы у таможенных органов Дальневосточного региона возникают при контроле товаров, произведенных в Гонконге. Гонконг (Сянган) является Специальным административным районом Китая, на который режим наибольшего благоприятствования, действующий между Российской Федерацией и КНР, не распространяется. Однако на товары, произведенные в Гонконге (Сянгане), китайской стороной выдаются сертификаты о происхождении товаров по форме «А», удостоверяющие, что товар произведен в КНР, а не в Гонконге (Сянгане), что не позволяет в полной мере осуществить контроль за выполнением правил прямой отгрузки и непосредственной закупки товаров, а также установить правомерность применения преференциального режима в отношении данных товаров.
В соответствии с приказом ФТС России от 09.08.2005 № 721 к товарам, происходящим из стран, в торгово-политических отношениях с которыми Российская Федерация режим наиболее благоприятствуемой нации не предусматривает, необходимо применять ставки ввозных таможенных пошлин, увеличенные вдвое. Данное обстоятельство вызывает у недобросовестных участников ВЭД предпосылки для незаконного получения преференциального режима и ухода от таможенных платежей.
Исходя из изложенного выше, получение информации о местонахождении заводов-производителей товаров, а также справочной информации о местонахождении официальных органов КНР, уполномоченных заверять сертификаты о происхождении товаров по форме «А», является одной из задач первостепенной важности.