Проблемные вопросы таможенного регулирования и уплаты таможенных платежей при ввозе товаров группы 02 ТН ВЭД ЕАЭС на территорию РФ в условиях эмбарго
B.Г. Свинухов, УДК 339.543
доктор географических наук, профессор, ББК 65 428
Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова,
C.В.Сенотрусова,
доктор биологических наук, профессор МГУ имени М.В. Ломоносова
С-246
Аннотация
В работе проведена оценка объемов и стоимости ввоза в РФ товаров группы 02 ТН ВЭД ЕАЭС в условиях эмбарго. Для оценки использовались данные статистики внешней торговли таможенной службы России. Анализ показал, что товары группы 02 ТН ВЭД ЕАЭС ввозятся с определенной цикличностью. Отмечено, что снижение таможенного пошлинного платежа в 2014 г. относительно 2013 г. составило по товарной позиции 0201 ТН ВЭД около 23% (5,2 млн долларов), по товарной позиции 0202 ТН ВЭД - около 8% (30 млн долларов), по товарной позиции 0203 ТН ВЭД - 36% (500 млн долларов), по товарной позиции 0207 ТН ВЭД - 6% (9 млн долларов).
Ключевые слова: Мясо, мясопродукты, запреты, эмбарго, таможенная пошлина, таможенные платежи.
V.G. Svinukhov,
Doctor of geographical sciences, Professor, Plekhanov Russian University of Economics, S.V. Senotrusova,
Doctor of biological sciences, Professor of the Lomonosov Moscow State University
Issues of customs regulation and customs payments on group 02 FEACN of the EEU goods imported to the Russian Federation under embargo
Annotation
In the paper, the authors estimate the volume and value of imports of group 02 unified Foreign Economic Activity Commodity Nomenclature of the Eurasian Economic Union (FEACN of the EEU) goods under embargo. Evaluations are based on the trade statistics of the customs service of the Russian Federation. The analysis has shown that the goods of group 02 FEACN of the EEU were imported with a certain periodicity. It is noted that the reduction in customs duties in 2014 against 2013 was due to items 0201 FEACN of the EEU (about 23%; 5.2 million dollars), item 0202 FEACN of the EEU (about 8%; 30 million), item 0203 FEACN of the EEU (36%; 500 million dollars), and item 0207 FEACN of the EEU (6%; 9 million dollars).
The keywords: Meat, meat products, prohibitions, embargoes, import duties, customs payments.
^ 78
Российский внешнеэкономический вестник
9 - 2015
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" Правительство Российской Федерации ввело запрет на ввоз в Российскую Федерацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. В перечень сельскохозяйственной продукции, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия и Королевство Норвегия, и которые запрещены к ввозу в Российскую Федерацию, вошли говядина (ТН ВЭД 0201-0202), свинина (ТН ВЭД 0203), мясо и пищевые мясные субпродукты птицы (ТН ВЭД 0207), а также колбасы и аналогичные продукты из мяса, мясных субпродуктов или крови; готовые пищевые продукты, изготовленные на их основе (ТН ВЭД 160100).
Можно полагать, что введение запрета и ограничений на ввоз в РФ товаров позиции 0201-0207 ТН ВЭД может привести к тому, что российский бюджет недополучит определенное количество таможенных платежей. Таким образом актуальной задачей становится оценка последствий введения эмбарго на поступление таможенных платежей. При этом необходимо учитывать, что в отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, применяются ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа ЕАЭС. К товарам, ввозимым из развивающихся и наименее развитых стран применяется система тарифных преференций. Соглашением о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 г. определена единая система тарифных преференций.
Таблица 1
Мясные товары, в отношении которых введен запрет на ввоз
ТН ВЭД ЕАЭС Наименование товара
0201 Мясо крупного рогатого скота, свежее или охлажденное
0202 Мясо крупного рогатого скота, замороженное
0203 Свинина свежая, охлажденная или замороженная
0207 Мясо и пищевые субпродукты домашней птицы, указанной в товарной позиции 0105, свежие, охлажденные или замороженные из 0210** Мясо соленое, в рассоле, сушеное или копченое
160100 Колбасы и аналогичные продукты из мяса, мясных субпродуктов или крови; готовые пищевые продукты, изготовленные на их основе
Единая система тарифных преференций таможенного союза применяется в целях содействия экономическому развитию развивающихся и наименее развитых стран и включает: 1) перечень развивающихся стран-пользователей системой тарифных преференций таможенного союза; 2) перечень наименее развитых стран-пользователей системой тарифных преференций таможенного союза; 3) перечень
9 - 2015
Российский внешнеэкономический вестник
79 ^
товаров, происходящих из развивающихся стран и наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на единую таможенную территорию государств ЕАЭС предоставляются тарифные преференции.
В отношении товаров, происходящих из развивающихся стран - пользователей единой системы тарифных преференций таможенного союза и ввозимых на единую таможенную территорию государств ЕАЭС, применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75 процентов от ставок ввозных таможенных пошлин ЕТТ ЕАЭС. В отношении товаров, происходящих из наименее развитых стран - пользователей единой системы тарифных преференций и ввозимых на единую таможенную территорию, применяются нулевые ставки ввозных таможенных пошлин.
Перечни стран - пользователей системой тарифных преференций ЕАЭС, а также перечень товаров, происходящих из развивающихся стран и наименее развитых стран, в отношении которых предоставляются тарифные преференции утверждены Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 г. № 18 и Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 года № 130.
Тарифные преференции в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, предоставляются при выполнении определенных условий. К таким условиям относятся: 1) товар происходит из страны, входящей в перечень развивающихся стран-пользователей системой тарифных преференций; 2) товар происходит из страны, входящей в перечень наименее развитых стран - пользователей системой тарифных преференций; 3) товар попадает в перечень товаров, происходящих из развивающихся стран и наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на единую таможенную территорию государств предоставляются тарифные преференции; 4) выполняется правило прямой закупки и непосредственной отгрузки; 5) на товар представлен сертификат о стране происхождения товаров по форме «А».
Отметим, что согласно Правилам определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, при предоставлении тарифных преференций товар рассматривается как непосредственно закупленный, если импортер приобрел его у лица, зарегистрированного в установленном порядке в качестве субъекта предпринимательской деятельности в развивающейся стране, на которую распространяется тарифный преференциальный режим. Прямой поставкой считается поставка товаров, транспортируемых из развивающейся страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, в страну, предоставившую тарифные преференции без провоза через территорию другого государства. Правилу прямой поставки отвечают также товары, транспортируемые через территорию одной или нескольких стран вследствие географических, транспортных, технических или экономических причин, при условии, что товары в странах транзита, в том числе при их временном складировании на территории этих стран, находятся под таможенным контролем.
^ 80
Российский внешнеэкономический вестник
9 - 2015
В соответствии со ст. 62 Таможенного кодекса таможенного союза (ТК ТС) при ввозе товаров на таможенную территорию документ, подтверждающий страну происхождения товаров, предоставляется в случае, если стране происхождения этих товаров предоставляются тарифные преференции в соответствии с таможенным законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза. В этом случае, документ, подтверждающий страну происхождения товаров, предоставляется таможенному органу одновременно с предоставлением таможенной декларации.
Тарифные преференции в отношении товаров, происходящих из государств -участников СНГ, предоставляются при выполнении следующих условий1.
1. Товар перемещается на основании договора между резидентами государств -участников Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15.04.1994 г.
2. Товар ввозится с таможенной территории одного государства - участника на таможенную территорию другого государства - участника Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15.04.1994 г.
3. Для подтверждения страны происхождения товара в конкретном государстве - участнике Соглашения необходимо представление таможенным органам страны ввоза сертификата о происхождении товара формы СТ-1 или декларации о происхождении товара.
Таким образом к товарам, ввозимым из развивающихся стран, к которым относятся такие страны как Бразилия, Парагвай, Уругвай, Аргентина, применяются ставки таможенного тарифа с коэффициентом 0,75. К товарам, ввозимым с территории стран СНГ, применяется ставка таможенной пошлины 0%. К товарам, ввозимым из развитых стран, применяется базовая ставка тарифа ЕАЭС.
Следовательно, изменение ставок таможенного тарифа зависит от страны происхождения товара и является инструментом государственного управления экономикой. Его практическое применение, прежде всего, предполагает оценку экономических последствий применения тех или иных ставок тарифа. Для такой оценки необходим соответствующий методический аппарат. Построение такого аппарата заключается в установлении меры экономических последствий изменения ставок таможенного тарифа и формировании способа ее определения. В качестве меры этих последствий, в работе принято изменение бюджетных поступлений при применении ставок импортного таможенного тарифа2.
1 Соглашение правительств государств - участников СНГ от 20.11.2009 «О Правилах определения страны происхождения товаров в содружестве независимых государств» /Информационная система Консультант плюс
2 Сенотрусова С.В., Свинухов В.Г., Горчак М.О. Таможенно-тарифные проблемы введения единого таможенного тарифа таможенного союза и присоединения России в ВТО// Российский внешнеэкономический вестник, №12, 2009, с. 47-54.
9 - 2015
Российский внешнеэкономический вестник
81 ^
Произведение средней величины адвалорной ставки раздела тарифа на величину соответствующей стоимости отражает вклад в таможенные платежи от таможенных пошлин на товары позиции ТН ВЭД, то есть:
= х]и],
Причем долевой вклад платежей от таможенных пошлин в соответствующий раздел импортного таможенного тарифа рассчитывается по формуле (/=1,2,.. .п).
, X] * и,
А, = —--] * 100%
X у
/=1
где X] - среднее значение адвалорной ставки пошлины по ] -ой позиции
п. - количество ставок пошлин в ] - й позиции импортного таможенного тарифа;.
И] - общая стоимость перемещенных через таможенную границу товаров, относящихся к ]-ой позиции ТН ВЭД.
С учетом приведенной методики, были проведены расчеты поступления таможенной пошлины в бюджет. В таблице 2 приведены коды ТН ВЭД, наименование товарной позиции, ставка пошлины, стоимость ввозимых товаров (млн долл.) и пошлинный платеж (млн долл.) с июля 2014 г. по март 2015 г. без детализации по стране происхождения товара.
Для того чтобы оценить действия запрета, введенного Правительством РФ и, учитывая, что запрет на ввоз начал действовать с августа 2014 г., можно соотнести стоимость ввозимых товаров и пошлинные платежи к июлю 2014 г. Такой анализ показывает, что стоимость ввозимых товаров и таможенные платежи по позиции 02010202 ТН ВЭД в январе 2015 г. относительно июля 2014 г. уменьшилось в 18 раз, по позиции 0203 - в 20,8 раза, а по позиции 0207 - в 7,9 раза.
Однако может ли такой анализ быть объективным? На ввоз товаров могут влиять различные факторы, среди которых 1) циклические колебания, 2) ведение санкций, 3) падение курса национальной валюты, и, как следствие, подорожание продуктов зарубежного производства.
Для оценки цикличности рассмотрим стоимость ввоза товаров группы 02 ТН ВЭД за 2013-2015 гг.
^ 82
Российский внешнеэкономический вестник
9 - 2015
Таблица 2
Коды ТН ВЭД, стоимость ввозимых товаров (млн. дол.), пошлинный платеж
(млн долл.)
С <с и и я « з о п й о й о н н 1 £ мв ае н § Июль, 2014 Август 2014 Сентябрь 2014 Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014 Январь 2015 Февраль 2015 Март 2015
м Е? т £ н арн в е е и ? « В ь ыи £ Й Стоимость ввозимых товаров (млн долл.) / пошлинный
1 « о н е име ло 1 ^ ши оо пот а с к платеж (млн долл.)
Я ав атС
0201-0202 Мясо крупного рогатого скота, свежее, охлажденное, замороженное С Т т о 5 234,5 / 35,2 257,7 / 38,7 249,1 / 37,4 232,1 / 34,8 220,0 / 33,0 237,9/35,7 17,7/2,7 50,3 / 7,6 77,5 / 11,6
0203 Свинина свежая, охлажденная или замороженная 65% от ТС 205,9 / 133,8 115.0 / 74,8 85,7 / 55,7 123,0 / 79,9 121,4 / 78,9 172,8 / 112,3 9,9 / 6,4 39,8 / 25,9 43,2 / 28,1
Мясо и пищевые субпродукты домашней птицы... 2
0207 25% от ТС, но не менее 0. евро/1 кг 60,5 / 15,1 33,0 / 8,3 26,2 / 6,6 50,3 / 12,6 68,3 / 17,1 87,6 / 21,9 12,7 / 3,2 9,3 / 2,3 11,5 / 2,9
Источник: данные таможенной статистики ФТС за 2014-2015гг., расчеты авторов
3 Официальный сайт Федеральной таможенной службы РФ/ дата обращения: 20.02.2015 Режим доступа: http://www.customs.ru/index.php?option=com_newsfts&view=category&id=1 25&Itemid=1976
9 - 2015
Российский внешнеэкономический вестник
Рисунок 1
Ввоз в Российскую Федерацию товаров позиций 0201-0207 ТН ВЭД
Источник: данные таможенной статистики ФТС за 2013-2015 гг.
Из представленных данных следует, что товары группы 02 ТН ВЭД ввозятся с определенной цикличностью. В декабре наблюдается максимум, а в январе -минимум стоимости поставок. Однако можно отметить, что максимум стоимости 2014 г. составляет 68,7% от максимума 2013 по позиции 0201-0202 ТН ВЭД, а по позициям 0203 и 0207 декабрьские данные 2013 и 2014 гг. почти совпадают.
Между тем январский минимум 2014 и 2015 гг. соотносятся следующим образом. Поставки по стоимости товаров позиции 0201-0202 ТН ВЭД в 2015 г. уменьшились относительно стоимости января 2014 г. в 4,2 раза, по позиции 0203 - в 11,1 раза, а по позиции 0207 - в 2,5 раза.
Оценим поступление пошлинного таможенного платежа по позиции 0203 ТН ВЭД. В 2013 году семь стран Бразилия, Дания, Германия, Канада, Испания Нидерланды и Франция ввезли 81,0% мяса по позиции 0203 ТН ВЭД.
^ 84
Российский внешнеэкономический вестник
9 - 2015
Таблица 3
Страны-экспортеры, стоимость ввозимых товаров (млн долл.), вес (кг), пошлинный платеж (млн долл.), позиция 0203 ТН ВЭД, 2013 г.
Ставка
Страна экспортер Стоимость Вес (кг) таможенной Пошлина
(млн долл.) пошлины (в % от (млн долл.)
ТС или ЕШ)
Бразилия 437,3 128552532,3 65%*0,75 от ТС 213,2
Дания 318,2 89062640,0 65% от ТС 206,6
Германия 291,6 82723369,0 65% от ТС 189,5
Канада 246,3 79360469,0 65% от ТС 160,1
Испания 132,4 35487629,3 65% от ТС 86,1
Нидерланды 108,5 30085133,9 65% от ТС 70,5
Франция 87,6 27283194,5 65% от ТС 56,9
Источник: данные таможенной статистики ФТС за 2013, расчеты авторов.
При этом таможенная пошлина, уплаченная при ввозе товара, была равна 982,9 млн долларов, в то время как по всей товарной позиции она достигала примерно 1млрд 380 млн долларов.
В 2014 году семь стран Бразилия, Канада, Чили, Сербия, Республика Беларусь, Дания, и Украина ввезли 94,3% мяса по позиции 0203 ТН ВЭД.
Таблица 4
Страны экспортеры, стоимость ввозимых товаров (млн долл.), вес (кг), пошлинный платеж (млн долл.), позиция 0203 ТН ВЭД, 2014 г.
Ставка
Страна Стоимость Вес (кг) таможенной Пошлина
экспортер (млн дол.) пошлины (в % от ТС или ЕЖ) (млн дол)
Бразилия 799,0 185657040,3 65%*0,75 от ТС 389,5
Канада 313,5 88624779,5 65% от ТС 203,8
Чили 92,3 24460877,2 65%*0,75 от ТС 44,9
Сербия 52,0 14065473,6 65%*0,75 от ТС 25,3
Р. Беларусь 52,0 9908820,1 0% от ТС 0
Дания 21,2 5561136,1 65% от ТС 13,8
Украина 11,5 4106303,4 0% от ТС 0
Источник: данные таможенной статистики ФТС за 2014, расчеты авторов.
9 - 2015
Российский внешнеэкономический вестник
85 ^
При этом таможенная пошлина, уплаченная при ввозе товара, составляла 677,3 млн долларов, в то время как по всей товарной позиции она достигала примерно 880 млн долларов. Можно отметить снижение таможенных платежей по позиции 0203 ТН ВЭД примерно на 36%, что составляет около 500 млн долларов.
В таблице 5 приведены объемы мясных товаров, ввезенные в РФ и основные страны-поставщики за 2013-2014 гг.
Таблица 5
Объемы мясных товаров, ввезенные в РФ и основные страны -поставщики
за 2013-2014 гг.
Код ТН ВЭД, Основные поставщики мясных товаров, ввезенных в РФ Итог
2013 2014
0201 (говядина, свежая или охлажденная) Р. Беларусь (54%), Украина (13%), Бразилия, Литва, Польша Р. Беларусь (73%), Бразилия, Литва, Украина, Уругвай Сокращение количества стран поставщиков на 14%. Объема ввоза мяса в натуральном выражении снизилось на 12%, в стоимостном на 23%.
0202 (говядина замороженная) Бразилия (53%), Парагвай (24%) Бразилия (57%), Парагвай (24%) Объем поставок в натуральном выражении снизился на 7%, в стоимостном на 8%.
0203 (свинина) Бразилия (21%), Дания (14%), Германия (13%), Канада (13%). Бразилия (53%), Канада (25%) Объемы поставки мяса в натуральном выражении снизились на 43%, в стоимостном на 36%. Количество поставок упало в 1,5 раза
0207 (куриное мясо) США (51%) Р. Беларусь (16%) Бразилия (10%) США (30%), Р. Беларусь (26%), Бразилия (21%) В натуральном выражении объемы поставок снизились на 14% в стоимостном на 6%
1601 (колбаса) Р. Беларусь (65%), США 7%, Польша 7%, Литва 6% Р. Беларусь (84%), США 4%, Польша 3%, Литва 2% В натуральном выражении объемы поставок снизились на 3,7%, в стоимостном - на 11%
Источник: расчеты авторов
^ 86
Российский внешнеэкономический вестник
9 - 2015
Расчеты показывают, что по товарной позиции 0201 ТН ВЭД снижение пошлинного платежа составило примерно 23% (5,2 млн долларов); по товарной позиции 0202 ТН ВЭД снижение таможенных платежей составило примерно 8% (30 млн долларов); по товарной позиции 0207 ТН ВЭД отметим снижении платежей на 6% (9 млн долларов). Учитывая, что снижение таможенных платежей по позиции 0203 ТН ВЭД произошло примерно на 36%, можно полагать, что снижение таможенного пошлинного платежа по разделу 02 ТН ВЭД в 2014 году относительно 2013 года составило более 544 млн долларов.
БИБЛИОГРАФИЯ:
1. Береснев В.В., Сенотрусова С.В., Свинухов В.Г. и др. Таможенный контроль и таможенные платежи в Российской Федерации Монография/Под общей редакцией С.В. Сенотрусовой.-М.:Изд. «Перо», 2010.-273 с. (Beresnev W, Senotrusova S.V., Svinuhov V.G. i dr. Tamozhennyj kontrol' i tamozhennye platezhi v Rossijskoj Federacii Monografija/Pod obshhej redakciej S.V. Senotrusovoj.-M.:Izd. «Pero», 2010.-273 s.)
2. Джабиев А.П. Основы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности России. Учебник. - М.: Изд. Экономика, 2012. - 479 с. (Dzhabiev A.P. Osnovy gosudarstvennogo regulirovanija vneshnejekonomicheskoj dejatel'nosti Rossii. Uchebnik. - M.: Izd. Jekonomika, 2012. - 479 s.)
3. Дюмулен И. И. Международная торговля. - М.: Издательство ВАВТ, 2010. - 448 с. (Djumulen I. I. Mezhdunarodnaja torgovlja.- M.: Izdatel'stvo VAVT, 2010. - 448 s.)
4. Свинухов В.Г., Сенотрусова С.В. Таможенное право: Учебник.- М.: Изд. ИНФРА-М, 2013. - 368 с. (Svinuhov V.G., Senotrusova S.V. Tamozhennoe pravo: Uchebnik.- M.: Izd. INFRA-M, 2013. - 368 s.)
5. Свинухов В.Г., Сенотрусова С.В. Правовое регулирование уплаты таможенных платежей в условиях Таможенного союза//Право и экономика. - 2011. - .№2.- С.55-59 (Svinuhov V.G., Senotrusova S.V. Pravovoe regulirovanie uplaty tamozhennyh platezhej v uslovijah Tamozhennogo sojuza//Pravo i jekonomika. - 2011. - №2.- S.55-59)
6. Сенотрусова С.В. Таможенный контроль. Учебное пособие. - М.: Изд. ИНФРА-М, 2013. - 165 с. (Senotrusova S.V. Tamozhennyj kontrol'. Uchebnoe posobie. - M.: Izd. INFRA-M, 2013. - 165 s.)
9 - 2015
Российский внешнеэкономический вестник
87 Q