Научная статья на тему 'ДВТУ и Харбинская таможня: точки взаимодействия'

ДВТУ и Харбинская таможня: точки взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
257
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДВТУ и Харбинская таможня: точки взаимодействия»

ДВТУ и Харбинская таможня: точки взаимодействия

В соответствии с Программой международных связей ФТС России на 2009 год (п. 140) 16-17 июля 2009 г. в ДВТУ на базе Уссурийской таможни состоялся совместный семинар между Дальневосточном таможенном управлении и Харбинской региональной таможней (КНР). В программу семинара были включены следующие темы:

- порядок осуществления контроля таможенной стоимости;

- защита прав интеллектуальной собственности, осуществляемая таможенными органами;

- вопросы классификации и определения страны происхождения товаров.

Первая часть семинара состоялась в г. Суйфэньхэ (КНР) 5-6 марта 2009 г. В ходе семинара доклады по аналогичным темам были представлены со стороны российских участников семинара1. В ходе второй части семинара 16 июля вниманию участников были представлены доклады китайских таможенников, 17 июля состоялась встреча с руководством Уссурийской таможни и посещение таможенного поста Уссурийский.

В семинаре с китайской стороны приняли участие: зам. начальника Харбинской таможни Чжан Гоцян, начальник канцелярии Харбинской таможни Лю Юйчжу, начальник отдела таможенных доходов Харбинской таможни Ян Хунвэй, начальник Дуннинской таможни Дун Бо, начальник Мишаньской таможни Ван Шуган, начальник Хулиньской таможни Синь Вэйцзэн, зам. начальника правового отделения Харбинской таможни Жэнь Личжи, сотрудник отделения внешних связей Харбинской таможни Гао Вэйна.

С российской стороны в семинаре приняли участие: руководитель Представительства ФТС России в КНР К.Л. Топорков, зам. начальника ДВТУ -начальник службы федеральных таможенных доходов Е.А. Шушина, начальник Уссурийской таможни Л.А. Канин, зам. начальника Уссурийской таможни по экономической деятельности Р.Н. Макарова, первый зам. начальника Гродековской таможни по таможенному контролю В.Б. Петров, начальник отдела контроля таможенной стоимости службы федеральных таможенных

1 См.: Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2009. № 2. С. 40-48.

доходов ДВТУ В.В. Бушуев, начальник отделения таможенного сотрудничества ДВТУ Э.В. Грибова, гл. гос. таможенный инспектор отдела товарной номенклатуры и происхождения товаров службы федеральных таможенных доходов ДВТУ Т.М. Панкратова, гл. гос. таможенный инспектор отдела защиты прав интеллектуальной собственности службы федеральных таможенных доходов ДВТУ А.Е. Потапова, начальник отдела контроля таможенной стоимости Находкинской таможни Н.А. Запорожан, начальник организационно-аналитического отдела Уссурийской таможни С.В. Григоров, начальник отдела валютного контроля Хабаровской таможни И.Г. Баталов, зам. начальника отдела торговых ограничений и экспортного контроля Владивостокской таможни Е.И. Силосенко, гл. гос. таможенный инспектор отдела товарной номенклатуры и происхождения товаров Владивостокской таможни А.М. Звонарёва, ст. уполномоченный отдела административных расследований Уссурийской таможни А.А. Бронников.

Во вступительном слове Е.А. Шушиной было отмечено, что за последние два года развитие отношений между ДВТУ и Харбинской таможней поднялось на новый уровень, прошло много интересных и насыщенных встреч, в том числе рабочие встречи на уровне руководства, взаимные стажировки, спортивные и культурные мероприятия. От китайских коллег с приветственным словом выступил заместитель начальника Харбинской таможни Чжан Гоцян.

Открыл семинар докладом «Вопросы классификации товаров» начальник отдела таможенных доходов Харбинской таможни Ян Хунвэй, представив информацию о нормативных актах, регламентирующих вопросы классификации товаров, порядка принятия классификационных решений таможенными органами, предварительной классификации.

По завершению доклада с российской стороны были заданы следующие вопросы:

1. Может ли экспортер или импортер товара сам определять код товара, или только таможенный орган?

- Ипортер или экспортер может обратиться в суд, если он не согласен с решением таможни.

2. Проверяются ли документы на предмет определения кода товара, когда товар уже вывезен с территории Китая или ввезен на территорию Китая и таможенное оформление завершено, т. е. после выпуска товара?

- Решение о классификации может быть отменено, если обнаружена ошибка в классификации.

3. Предусмотрена ли административная ответственность для компании-импортера или экспортера, если изменение кода приводит к увеличению таможенной пошлины?

- Предусмотрена.

4. Производится ли возврат платежей, если новый код товара предполагает меньшие таможенные платежи?

- Китайским таможенным законодательством предусмотрен возврат излишне уплаченных платежей.

Со вторым докладом по теме «Происхождение товаров» также выступил Ян Хунвэй.

Основными законами, которыми руководствуются таможенные органы КНР при контроле за определением места происхождения товара, являются Положение КНР о контроле за происхождением экспортно-импортных товаров и Правила контроля таможней КНР за преференциальным происхождением экспортно-импортных товаров. Первый документ применяется для контроля за происхождением товаров, экспортируемых и импортируемых не в рамках преференциальных торговых соглашений, второй - в рамках преференциальных торговых соглашений. В настоящее время Китай подписал Азиатско-тихоокеанское торговое соглашение (страны-участники: Республика Корея, Индия, Бангладеш, Шри-Ланка, Лаос), Ближневосточное торговое соглашение (страны-участники: Бруней, Камбоджа, Индонезия, Лаос, Малайзия, Бирма, Филиппины, Сингапур, Таиланд, Вьетнам), китайско-новозеландское, китайско-сингапурское, китайско-чилийское и китайско-пакистанское торговые соглашения.

При экспорте выдаются сертификаты двух видов. Первый - сертификат происхождения общей системы преференций (Form A) выдается органами пограничного и карантинного контроля. Второй - обычный сертификат происхождения (Certificate of origin) - может быть выдан как органами пограничного и карантинного контроля, так и Советом по содействию торговле КНР (ССР1Т - China council for the promotion of international trade). В 1988 г. Советом по содействию торговле КНР была создана Международная торговая палата Китая, таким образом, Совет по совместительству выполняет функции торговой палаты.

По итогам выступления были заданы следующие вопросы:

1. Есть ли в приграничных таможнях (например, Суйфэньхэ) органы, уполномоченные заверять сертификаты?

- Есть.

2. Кто может обратиться за получением сертификата происхождения, каков статус этого лица?

- Тот, кто указан в контракте, - контрактодержатель.

С докладом по вопросам контроля таможенной стоимости выступил начальник канцелярии Харбинской таможни Лю Юйчжу. Он довел до участников семинара информацию об основных законах и нормативных актах, регламентирующих вопросы определения таможенной стоимости. К ним относятся: Таможенный кодекс, Положение КНР о таможенных пошлинах на экспортно-импортные товары, Методы определения таможенными органами КНР таможенной стоимости экспортно-импортных товаров.

Определением таможенной стоимости в КНР занимаются следующие ведомства и подразделения:

- Департамент контроля за взиманием таможенных пошлин ГТУ КНР;

- Служба информации о товарных ценах ГТУ КНР (называемая «одна канцелярия и пять отделов»), включающая канцелярию в г. Гуанчжоу и отделы информации о товарных ценах ГТУ КНР в городах Шанхай, Тяньцзинь, Шэньчжэнь, Нинбо и Харбин;

- подразделения по таможенным пошлинам при таможнях прямого подчинения;

- центры документального контроля;

- таможни на местах;

- техническая комиссия по определению таможенной стоимости (структура в подчинении Департамента контроля за взиманием таможенных пошлин ГТУ КНР).

Докладчик рассказал о принципах и методах определения таможенной стоимости в КНР.

По итогам доклада были заданы следующие вопросы:

1. Часто ли в КНР таможенными органами осуществляются корректировки таможенной стоимости?

- Таких случаев достаточно. В качестве примера приведена таможня Суйфэньхэ, через которую из России импортируется лес. Если в распоряжении таможенного органа есть информация о цене, отличающаяся от заявленной, осуществляется корректировка. В основном, случаи корректировки относятся к приграничной торговле, например, при импорте б/у станков практически по каждой декларации проводится корректировка таможенной стоимости.

2. Существует ли практика запрашивания экспортной декларации, т. е. требуют ли таможенные органы российскую экспортную декларацию при оформлении импортного товара из России?

- Обычно нет. Основные документы, с которыми работают китайские таможенные органы, - это контракт и инвойс, а также товарно-транспортные накладные.

3. Бывают ли случаи завышения таможенной стоимости при экспорте продукции?

- Да. В КНР основой для расчета пошлины является таможенная стоимость товара. При контроле таможенной стоимости таможенные органы КНР используют имеющуюся в их распоряжении информацию о рыночных ценах на товары, также принимается во внимание информация по предприятиям, которые, согласно классификации, отнесены к высшей категории, т. к. этой информации таможенные органы могут доверять. Имеется в виду приказ ГТУ КНР «О порядке присвоения таможенными органами квалификационных типов предприятиям, участвующим во внешнеэкономической деятельности», вступивший в действие с 1 апреля 2008 г. На основании того, насколько

компании зарекомендовали себя как законопослушные участники ВЭД, насколько добропорядочно предоставляют необходимую информацию таможенным органам, им присваивается 5 квалификационных типов. В зависимости от присвоенной квалификации предоставляются определенные преимущества при прохождении таможенного контроля, используются упрощенные процедуры таможенного оформления, или же наоборот.

4. Как используется ценовая информация, имеющаяся в распоряжении таможенных органов, на границе?

- Применяется в рамках системы управления рисками.

5. Руководитель Представительства ФТС России в КНР К.Л. Топорков сообщил китайской стороне, что российские таможенные органы испытывают большую потребность в ценовой информации на китайские товары с использованием базы данных китайских таможенных органов для целей анализа таможенной стоимости китайских товаров.

- Вопрос может быть рассмотрен только на уровне ФТС России и ГТУ КНР. Из ГТУ КНР получено разрешение на обмен статистическими данными на региональном уровне. Между ФТС России и ГТУ КНР подписан документ, определяющий порядок обмена статистической информацией между таможенными органами России и КНР. В нем предусмотрен обмен только на центральном уровне, ДВТУ право на обмен статистической информацией с Харбинской таможней не предоставлено.

6. Какие страны для таможенников КНР являются наиболее проблематичными с точки зрения контроля таможенной стоимости?

- Проблема не стоит так остро, Китай является членом ВТО.

7. Сколько экземпляров экспортных деклараций существует и для чего они предназначены?

- Первый экземпляр идет в таможню, второй - предприятию, третий используется для целей статистики, четвертый идет в налоговый орган. Декларированию подлежат все экспортные товары.

По вопросу защиты прав интеллектуальной собственности выступил заместитель начальника правового отделения Харбинской таможни Жэнь Личжи.

Защита прав интеллектуальной собственности китайскими таможенными органами осуществляется на основании Положения о защите прав интеллектуальной собственности КНР. В обязанности китайских таможенных органов входит контроль за соблюдением прав интеллектуальной собственности не только при импорте, но и при экспорте товара. В настоящее время около 90 % от общего количества обнаруженных китайскими таможенными органами поддельных товаров приходится на экспорт.

Сфера защиты таможней КНР прав интеллектуальной собственности охватывает право товарных знаков, патентное право, авторское право, специ-

альное право на олимпийскую символику и символику всемирных выставок. Запуск механизма таможенной защиты прав интеллектуальной собственности происходит двумя способами: по заявлению правообладателя или по инициативе таможни, обусловленной ее полномочиями. Предпосылкой для проявления таможней инициативы в рамках своих полномочий является регистрация права интеллектуальной собственности в таможне. Если право интеллектуальной собственности не зарегистрировано в ГТУ КНР, правообладатель может обратиться в таможню с ходатайством о защите прав интеллектуальной собственности.

В докладе был изложен порядок защиты прав интеллектуальной собственности на основании ходатайства правообладателя, а также на основании полномочий таможни. Приведены примеры международного сотрудничества с таможенными органами других стран в сфере защиты прав интеллектуальной собственности.

По итогам доклада заданы следующие вопросы:

1. Какова доля досматриваемых партий товаров на экспорт от общего количества экспортируемых товаров?

- Таможенными органами Китая используется выборочный подход к досмотру товара.

2. Если таможня выявляет товар с признаками контрафакта, на какой срок может быть приостановлен выпуск товара?

- Если это защита на основании ходатайства, то на срок до 20 рабочих дней. Если защита осуществляется на основании полномочий таможни, т. е. право на интеллектуальную собственность зарегистрировано в ГТУ КНР, то на срок до 30 рабочих дней.

3. Что происходит с товаром, если уже есть решение суда о том, что товар является контрафактным?

- Товар может быть использован в благотворительных целях, может быть реализован при определенных условиях или может быть уничтожен.

4. Бывают ли случаи выявления контрафактного товара, когда товар, ранее экспортируемый в Россию, возвращается в Китай по процедуре реэкспорта?

- Такие случаи бывают.

5. Каковы действия китайских таможенных органов, если перемещается товар с признаками контрафактности юридическим лицом, но для собственных нужд, а не для реализации?

- Это зависит от количества товара, размера партии. Юридическое лицо должно подтвердить, что товар будет использован для собственных нужд.

С заключительным словом от российской делегации выступила Е.А. Шушина, от китайской делегации - Чжан Гоцян. Семинар был признан успешным. Было выражено желание продолжать практику проведения совместных семинаров по различным направлениям и темам.

17 июля 2009 г. согласно программе приема делегации состоялась встреча делегации с руководством Уссурийской таможни.

Начальник Уссурийской таможни Л.А. Канин выступил перед китайской делегацией с докладом о деятельности таможни: об объемах внешнеторгового оборота экспортно-импорных товаров с Китаем за 2008 год, о товарной структуре импорта из Китая (овощи и фрукты, строительные материалы, товары хозяйственно-бытового назначения, обувь) и экспорта в Китай (круглые лесоматериалы, пиломатериалы, борная кислота и бораты, станки и оборудование, концентраты руд и изделия из черных металлов). За 2008 год в общей сложности таможенными постами, подчиненными таможне, было оформлено более 25 тыс. грузовых таможенных деклараций в отношении экспортно-импортных товаров из Китая, что является наибольшим показателем по Дальневосточному региону среди таможен. В отношении импортных товаров из Китая лидирующее положение занимают Находкинская и Уссурийская таможни.

Такой объем оформленных деклараций обеспечен за счет минимальных сроков таможенного оформления, применения предварительного и электронного декларирования товаров. Общий объем таможенных платежей в федеральный бюджет, которые были уплачены с экспортно-импортных товаров из Китая за 2008 год, составил более 300 млн долл. США.

С докладом выступила и. о. заместителя начальника таможни по экономической деятельности Р.Н. Макарова, кратко осветив динамику перечисления в доход федерального бюджета таможенных платежей за период 2005 г. - 1-е полугодие 2009 г., структуру таможенных платежей и результаты проведения проверок правильности классификации товаров.

В 2008 г. было пресечено 52 попытки ввоза контрафактной продукции общим количеством 57 тысяч единиц, с начала 2009 г. выявлен 21 факт (общее количество - около 30 тысяч единиц контрафактной продукции).

Доклады сопровождались наглядными презентациями. По их завершению представители китайской делегации задали интересующие их вопросы.

1. Какой процент таможенных платежей приходится на торговый и неторговый оборот.

- 98 %.

2. Каков размер пошлины для товаров, ввозимых в личных целях, если их общий вес превышает 30 кг?

- В случае превышения веса багажа (35 кг) к товару будет применена единая ставка таможенных платежей в размере 30 % от таможенной стоимости, но не менее 4,5 евро за кг (в части такого превышения).

3. Может ли Уссурийская таможня оформлять товары, которые перемещаются через пункт пропуска «Пограничный-Суйфэньхэ» (Гродековская таможня)?

- Уссурийская таможня оформляет товары, перемещаемые через четыре пункта пропуска двумя видами транспорта - автомобильным и железнодорожным, в том числе товары, которые следуют из Суйфэньхэ.

4. Планируется ли объединение Гродековской и Уссурийской таможен?

- Планируется.

5. Каков режим работы ДАПП Полтавка и сколько через него пропускается грузовых автотранспортных средств за один день?

- На импортном направлении - 35-40 грузовых машин в день, режим работы - с 9 часов утра до 9 часов вечера. Из-за праздничных дней на китайской стороне образуются очереди, такая ситуация бывает и в будние дни. У таможни есть норматив-показатель, который не превышает 20 минут на одно автотранспортное средство.

Основной причиной возникающих очередей на китайской стороне является необустройство пунктов пропуска Полтавка, на импортном направлении которого действуют всего две полосы движения грузового автотранспорта. Проводится работа по развитию инфраструктуры пункта пропуска Полтавка. В России создано федеральное агентство «Росграница», на которое возложены полномочия по обустройству пунктов пропуска. В перспективе планируется увеличение полос движения грузового автотранспорта в пункте пропуска до четырех.

Общее снижение количества пропускаемого через пункт пропуска «Полтавка» грузового автотранспорта связано с общим падением объемов импорта, в том числе в результате мирового финансового кризиса.

Кроме таможни в пункте пропуска работают другие контролирующие органы, которые также занимаются оформлением грузов, поэтому общее количество времени, затраченное на единицу автотранспорта, может увеличиваться по причинам, не зависящим от таможни.

6. По каким причинам экспортные китайские товары зачастую возвращаются обратно в Китай?

- Как правило, это товары, на которые не были предоставлены необходимые документы - сертификаты, лицензии и т. д. В таких случаях оформляется экспортная декларация. В целях упрощения и ускорения может быть оформлено заявление, на котором ставится отметка таможни. Кроме этого, обязательно проставляется отметка в транспортных документах.

7. Почему в пункте пропуска «Турий Рог» не декларируются товары?

- Действительно, с 1 января 2008 г. таможенная декларация на товары, перемещаемые через пункт пропуска «Турий Рог», подается в Уссурийске. Объясняется это тем, что товарооборот через пункт пропуска очень незначителен, исходя из этого производить таможенное оформление в пункте пропуска представляется нецелесообразным.

Весовой контроль в пункте пропуска «Турий Рог» осуществляет транспортная инспекция. Изменение допустимых весовых параметров может быть связано с сезонными ограничениями по весу груженого автотранспорта при его перемещении по дорогам Приморского края.

Пропускная способность пункта пропуска «Турий Рог» составляет 50 грузовых автомашин в день в обоих направлениях.

8. Китайскую сторону беспокоит тот факт, что с 2003 г. в пункте пропуска Марково-Хулинь не осуществляется пассажирское сообщение. Этот вопрос регулярно поднимается перед ДВТУ как в ходе встреч с представителями таможенных органов, так и в ходе встреч и переписки с Генеральным консульством КНР в г. Хабаровске и Владивостокским отделением Генерального консульства КНР в г. Хабаровске. Последнее обращение по этому вопросу поступало из Владивостокского отделения Генконсульства в ДВТУ в марте 2009 г. В компетенцию каких органов входит рассмотрение этого вопроса?

- Пункт пропуска находится в частном владении, владельцем не соблюдены требования законодательства по обустройству пункта пропуска, не созданы надлежащие условия. Принятие решений об открытии или закрытии пунктов пропуска находится в компетенции Правительства Российской Федерации. В настоящее время пункт пропуска располагается в неприспособленных временных сооружениях, что не позволяет государственным контрольным органам в полном объеме осуществлять свои функции. На территории пункта пропуска отсутствуют какие-либо социально-бытовые условия для пассажиров. Возобновление пассажирского движения в пункте пропуска «Марково-Хулинь» возможно только в случае полного завершения его обустройства с российской стороны в соответствии с установленными требованиями.

Делегация посетила также таможенный пост Уссурийский, где ознакомилась с процедурой таможенного оформления товаров и транспортных средств, декларируемых с подачей грузовой таможенной декларации. В присутствии уполномоченных представителей Уссурийской таможни китайской делегации выборочно были представлены для визуального ознакомления оформленные железнодорожные товарно-транспортные накладные с таможенными отметками о прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации, грузовые таможенные декларации и прилагаемые к ним документы, оформленные на ввозимые из Китая товары и товары, вывозимые в Китай. Также делегация была ознакомлена с передовыми таможенными информационными технологиями, в частности, с электронным де-кларир ов анием.

Было организовано посещение места для таможенного досмотра товаров и автотранспортных средств, выделенное в досмотровом модуле склада временного хранения ЗАО «РОСТЭК-Приморье».

По итогам этого мероприятия сделан вывод о необходимости продолжения практики проведения российско-китайских семинаров в целях взаимного изучения таможенного законодательства двух стран, обмена профессиональным опытом. Получение знаний о китайском таможенном законодательстве и практике его применения китайскими таможенными органами по различным направлениям оказывает положительное влияние на качество анализа существующих проблем, требующих решения в рамках двустороннего сотрудничества между таможенными службами России и Китая, и выработку предложений по их решению.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результатом применения полученных знаний на российской стороне должно стать улучшение качества проведения таможенного контроля в отношении товаров, импортируемых из Китая и экспортируемых в Китай.

Э.В. Грибова,

начальник отделения таможенного сотрудничества ДВТУ

От редакции

Доклады, представленные на семинаре таможенниками из КНР, будут опубликованы в следующем номере журнала «Таможенная политика России на Дальнем Востоке» в рубрике «Зарубежный опыт».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.