Научная статья на тему 'ЗАЩИТА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОТ НЕГАТИВНОЙ ИНФОРМАЦИИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ'

ЗАЩИТА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОТ НЕГАТИВНОЙ ИНФОРМАЦИИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
590
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ЗАЩИТА ДЕТЕЙ / ИНФОРМАЦИЯ / НАНОСЯЩАЯ ВРЕД ПСИХИЧЕСКОМУ ЗДОРОВЬЮ РЕБЕНКА / УГРОЗЫ ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Симонова Виктория Александровна, Лифинцева Екатерина Алексеевна

Бесконтрольное использование современных технологий, а в частности смартфонов и персональных компьютеров с Интернетом, несовершеннолетними является одной из проблем современного общества. Интернет, как инструмент, помогает избавиться от дефицита общения, с его помощью быстро находятся единомышленники, он позволяет отвлечься от негативных мыслей, найти развлекательный и образовательный контент. Политика иностранных государств уже долгое время направлена на решение проблем, с которыми сталкиваются несовершеннолетние в интернете. К сожалению, на сегодняшний день в России вопрос о безопасности и защите несовершеннолетних в сети Интернет регулируется не в полном объеме. По данной тематике имеются пробелы и НПА нуждаются в совершенствовании правовых норм, которые будут направлены, на обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Симонова Виктория Александровна, Лифинцева Екатерина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROTECTING CHILDREN FROM NEGATIVE INFORMATION ON THE INTERNET

The uncontrolled use of modern technologies, and in particular smartphones and personal computers with the Internet, by minors is one of the problems of modern society. The Internet, as a tool, helps to get rid of the lack of communication, with its help you quickly find like-minded people, it allows you to escape from negative thoughts, find entertaining and educational content. The policy of foreign countries has long been aimed at solving the problems that minors face on the Internet. Unfortunately, today in Russia the issue of the safety and protection of minors on the Internet is not fully regulated. There are gaps on this topic and the legal acts need to improve the legal norms that will be aimed at ensuring the information security of minors.

Текст научной работы на тему «ЗАЩИТА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОТ НЕГАТИВНОЙ ИНФОРМАЦИИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ»

УДК 342.7; 342.745

ЗАЩИТА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОТ НЕГАТИВНОЙ ИНФОРМАЦИИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Симонова Виктория Александровна, Лифинцева Екатерина Алексеевна,

ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» Курганский филиал

Бесконтрольное использование современных технологий, а в частности смартфонов и персональных компьютеров с Интернетом, несовершеннолетними является одной из проблем современного общества. Интернет, как инструмент, помогает избавиться от дефицита общения, с его помощью быстро находятся единомышленники, он позволяет отвлечься от негативных мыслей, найти развлекательный и образовательный контент. Политика иностранных государств уже долгое время направлена на решение проблем, с которыми сталкиваются несовершеннолетние в интернете. К сожалению, на сегодняшний день в России вопрос о безопасности и защите несовершеннолетних в сети Интернет регулируется не в полном объеме. По данной тематике имеются пробелы и НПА нуждаются в совершенствовании правовых норм, которые будут направлены, на обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних.

Ключевые слова: информационная безопасность несовершеннолетних, защита детей, информация, наносящая вред психическому здоровью ребенка, угрозы интернет-пространства.

PROTECTING CHILDREN FROM NEGATIVE INFORMATION ON THE INTERNET

Simonova Victoria Alexandrovna, Lifintseva Ekaterina Alekseevna,

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation" Kurgan Branch

The uncontrolled use of modern technologies, and in particular smartphones and personal computers with the Internet, by minors is one of the problems of modern society. The Internet, as a tool, helps to get rid of the lack of communication, with its help you quickly find like-minded people, it allows you to escape from negative thoughts, find entertaining and educational content. The policy of foreign countries has long been aimed at solving the problems that minors face on the Internet. Unfortunately, today in Russia the issue of the safety and protection of minors on the Internet is not fully regulated. There are gaps on this topic and the legal acts need to improve the legal norms that will be aimed at ensuring the information security of minors.

Key words: information security of minors, protection of children, information harmful to the mental health of a child, threats from the Internet space.

В настоящее время современное общество невозможно представить без интернета. Он помогает избавиться от дефицита общения, он позволяет отвлечься от негативных мыслей, найти развлекательный и образовательный контент. Это положительный момент, но с другой стороны - это бесконтрольное, неструктурированное

пространство с отрицательным контентом, содержащее угрозы для несовершеннолетних, а также и взрослых со стороны интернет-преступности.

Бесконтрольное использование

современных технологий, а в частности смартфонов и ПК с Интернетом, несовершеннолетними является одной из проблем современного общества. Ограничивать ребенка от вредоносного информационно-психологического воздействия Интернета не только право, но и обязанность родителей, за нарушение которой может наступить ответственность за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей.

В первую очередь угрозу представляет негативная информация, от которой следует отгородить несовершеннолетних. Негативная информация - это сведения (сообщения, данные), оборот которых наносит или провоцирует нанесение вреда здоровью их потребителя, в том числе оказывает воздействие на психику с целью принятия им решений или совершения действий вне зависимости либо вопреки его действительному желанию.

Признаками негативной информации являются:

1) Речевая агрессия, которая может быть выражена явно, а может являться скрытой;

2) Бесполезность предлагаемого контента. Нулевая смысловая нагрузка может также оказывать деградирующее воздействие на взрослых и детей;

3) Навязчивость одинаковой информации;

4) Пропаганда контента, призывающего к смерти, насилию, убийствам;

5) Искаженная информация и фальшивые новости;

В школе уделяется незначительное внимание на изучение интернет пространства и средств защиты ребенка от отрицательного контента. Это всё в совокупности сказывается на детях, и они остаются беззащитными от нежелательного контента.

Действующее законодательство не содержит прямых указаний на время, которое ребенок может потратить на пользование интернетом. Если не установлены специальные программы, которые ограничивают круг сайтов и приложений для их использования несовершеннолетним, то последний в свою очередь, может столкнуться с информацией, которая будет негативно сказываться на его психическом и физическом здоровье.

В исследованиях французского философа Г. Дебора было отмечено: «Постепенно средства коммуникации достигли такого уровня господства над сознанием человека, целых масс, что подобное господство может быть признано в качестве диктата, что не относится, однако, к сознательному человеку».[3]

В результате несовершеннолетние пытаясь привлечь к себе внимание, что в Сети, что в реальной жизни прибегают к противоправному поведению. Все чаще у подростков появляются своего рода зависимости, например, от игр, от азартных игр, от виртуальных знакомств, некоторые из этих знакомых ведут себя противоправно. Из-за так называемых нежелательных знакомств несовершеннолетние попадают в разные игры, которые опасны для жизни, например, игра «Синий кит», которая несколько лет назад «взорвала» социальную сеть Вконтакте, либо же поведение

несовершеннолетних доходит до своего апогея -это терроризм или экстремизм.

У несовершеннолетних из-за интернета появляется негативный спектр чувств таких как,

эмоциональность холодность, равнодушие и потеря интереса к окружающим, замкнутость, погружённость в себя, желание уйти в виртуальную реальность. Также очень заметные становятся отклонения в интеллектуальной, мотивационной сферах, развивается так называемое клиповое мышление.

Важно, отметить, что в настоящее время родители отстают от нынешнего поколения и не успевают привыкнуть к быстрым изменениям и многие не хотят и не могут увидеть проблему ребенка в интернете. На это фоне несовершеннолетние подвергаются воздействию субкультур, разрушающих личность, а также кибербуллингу. Это приводит к нарушению сознания, что в последующем приводит к последствиям, как для общества, так и для личности.

Колумбайнеры - последователи учащихся школы "Колумбайн" штата Колорадо, которые в 1999 году совершили заранее подготовленное массовое убийство. Это подростки, интересующиеся темой вооруженного насилия в школах, и видящие в таком насилии способ решения имеющихся проблем (травля, социальное неравенство и т.п.). Движение, пропагандирующее стрельбу и насилие в школах, получило название скулшутинг. «В России самым крупным подобным случаем является вооруженное нападение на политехнический колледж в Керчи, совершенное 17 октября 2018 года подражателем американским убийствам. Впоследствии в России были задержаны подозреваемые, планировавшие нападения на учебные учреждения, в действиях которых прослеживался алгоритм действий, именно керченского стрелка». [5]

В зарубежных странах власть уже давно заинтересована в защите подрастающего поколения от негативной информации. На сегодняшний день, ужесточение правовых мер по защите детей от нежелательной и опасной информации - одна из главных мировых тенденций в регулировании интернета.

Так, например, с июня 2021 года в КНР вступили в силу поправки к закону «О защите несовершеннолетних». Согласно им, поставщики интернет-услуг должны внедрять средства для ограничения времени нахождения в Сети. Участники младше 18 лет (или 16, или 12 лет - в зависимости от маркировки конкретной игры) не смогут играть в такие видеоигры. Подтверждение возраста производится с помощью государственной системы подтверждения личности пользователя. [4]

В 2018 году в Европейском союзе (ЕС) пересмотрели директиву об аудиовизуальных медиауслугах - введены меры по защите детей от видеоконтента, который «может нанести ущерб их физическому, умственному или моральному развитию». [б]

Австралийский законопроект «О

безопасности в интернете» 2021 года предложил

создать систему обжалования нежелательного онлайн-содержания. В его положения входит борьба с кибербуллингом в отношении детей. [7]

Федеральный закон США «О защите конфиденциальности детей в интернете» 1998 года требует, чтобы сайты излагали свою политику конфиденциальности и получали верифицируемое согласие родителей до сбора или использования персональных данных. Его цель - защитить ребенка от опасного поведения в Сети.

Россия также не отстает от своих западных коллег и создает законы, регулирующие основные права и обязанности, касающиеся информации и информационной безопасности, правила работы с персональными данными, а также электронные подписи и вытекающие из них юридические последствия.

Например, с 1 февраля 2021 года вступили в силу изменения в законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», которыми вводятся новые обязанности для социальных сетей в отношении контроля за опасным контентом.

А согласно приказу Роскомнадзора (РКН) с 2022 года социальные сети должны публично отчитываться о результатах деятельности по выявлению и блокировкам социально опасного контента.

К сожалению, на сегодняшний день вопрос о безопасности и защите несовершеннолетних в сети интернет регулируется не в полном объеме. На основе этого, изучив нормативную правовую базу в сфере обеспечения безопасности детей в сети «Интернет», были выявлены следующие проблемы:

1. Незаконное распространение порнографических материалов в сети интернет оказывает травмирующее воздействие на психику детей и подростков. [2] Важно отметить, что реклама такого рода очень слабо контролируется государством, так как по своим масштабам она огромна, и по статистике большинство запросов в Интернете связаны именно с этой тематикой.

2. Отсутствует правовое регулирование использования смартфонов школьниками. Закона, запрещающего ученикам всех школ Российской Федерации пользоваться телефонами в границах учебного заведения, нет. Федеральным законодательством установлен запрет на использование средств связи исключительно при проведении итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования. В то время как использование смартфонов в школьные будни не урегулировано.

3. Фильтрация, являющаяся основным механизмом защиты детей от вредоносного контента в Российской Федерации, не до конца выполняет свои задачи. Такие поисковые системы как Google и Яндекс недостаточно фильтруют запрещенный контент в

поисковой выдаче.. Без исключения запрещенных сайтов из поисковой выдачи дети и подростки могут увидеть сайты, побуждающие к насилию, суициду, пропаганде

расовой/религиозной/этнической ненависти или вражды.

4. Законодательно не урегулированы вопросы, связанные с музыкальным творчеством. В федеральном законе «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» содержится запрет на распространение информации, побуждающей «детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству, либо жизни и (или) здоровью иных лиц, либо направленная на склонение или иное вовлечение детей в совершение таких действий», способной «вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, никотинсодержащую продукцию, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством», «оправдывающей противоправное поведение». [2] Однако музыкальные композиции и соответствующие им видеоклипы в достаточной степени не соблюдают нормы закона в этой сфере.

5. Отсутствует обязательная возрастная идентификация пользователей в социальных сетях, что приводит к получению деструктивной, причиняющей вред здоровью и развитию ребенка, информации.

Нами был проведен социологический опрос, среди студентов, в возрасте от 18 до 23 лет, и родителей - от 36 до 58 лет. В рамках исследования было опрошено 35 родителей и 25 студентов, которым были заданы вопросы по использованию сети Интернет. В ходе чего выяснилось, что большинство опрошенных (67%) получили доступ к интернету до 10 лет, что говорит о доступности глобальной паутины и недостаточной возрастной верификации в Интернете. У 58% опрошенных родители редко или совсем не интересовались, какую информацию несовершеннолетний получал в Сети. Было выяснено, что 87,9% опрошенных в несовершеннолетнем возрасте находили информацию, непредназначенную для детей, что в дальнейшем привело к появлению вредных привычек у 6,1% опрошенных. 95,7% опрошенных родителей, считают необходимым усилить контроль за деятельностью детей в сети и в качестве варианта, обязательно устанавливать фильтрующие и блокирующие программы.

На основе опроса выяснилось, что современных родителей беспокоит то, что их дети, в силу отсутствия достаточной защищенности в сети «Интернет», могут получить информацию, несоответствующую возрасту, увидеть непристойную рекламу, нежелательный

контент (сцены насилия, группы смерти, общение с незнакомыми людьми). На основе вышерассмотренного материала, хотелось бы предложить следующие дополнения к действующим законам в сфере обеспечения безопасности детей в сети «Интернет»:

1. Внести в закон № 436-Ф3 "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" дополнения и изменения в части нормативного закрепления понятия «Негативная (деструктивная) информация». Под которой будут пониматься «сведения (сообщения, данные), оборот которых наносит или провоцирует нанесение вреда здоровью их потребителя, в том числе оказывает воздействие на психику с целью принятия им решений или совершения действий вне зависимости либо вопреки его действительному желанию».

2. Нормативно закрепить обязанность за Роскомнадзором «полной и тщательной проверки музыкальных произведений на наличие как прямых, так и скрытых призывов к насилию, убийству, суициду, пропаганде, разжиганию расовой/национальной/этнической вражды и т.п.». В результате чего снизится уровень преступности среди несовершеннолетних.

3. Ввести обязательное включение в Устав образовательного учреждения ограничения (полного или частичного) по использованию средств связи в рамках образовательного

процесса. То есть полностью или частично запретить учащимся использовать средства связи на уроках и внеклассных мероприятиях, исключения составляют лишь случаи, когда это необходимо для усвоения учебных дисциплин.

4. Рассмотрев полномочия Роскомнадзора, предлагается закрепить обязанность по контролю за выдачей негативной и запрещенной информацией поисковыми системами. Благодаря чему будет снижен риск нарушения развития и психического здоровья несовершеннолетних.

5. На законодательном уровне ввести обязательную возрастную идентификацию несовершеннолетних пользователей в социальных сетях. В результате введения данного законопроекта, несовершеннолетние пользователи не будут получать информацию, несоответствующую их возрасту и нарушающую их психическое здоровье;

Всемирная паутина - это удивительный источник информации. Жизнь современного человека немыслима без интернета. Дети будут взрослеть, используя интернет для обучения и развлечения. Именно поэтому государство должно обеспечить защиту юным пользователям, чтобы их развитие и психическое здоровье было в норме.

Дети - это наше будущее, поэтому нельзя допустить, чтобы это будущее было подвержено негативному влиянию интернета!

ЛИТЕРАТУРА

1.Об информации, информационных технологиях и о защите информации: федер. закон: от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 2 июля 2021 г.) // Информационно-правовое обеспечение гарант. - Режим доступа: https://base.garant.ru/12148555/741609f9002bd54a24e5c49cb5af953b/ (дата обращения 17.12.2021).

2.О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию: федер. закон: от 29 декабря 2010 г. №436-Ф3 (с изменениями и дополнениями от 1 июля 2021 г.) // Информационно-правовое обеспечение гарант. - Режим доступа: https://base.garant.ru/12181695/ (дата обращния 16.12.2021).

Книги и научные статьи

З.Зиновьев А. Социальная философия Ги Дебора. - Режим доступа: https://zinoviev-alex.livejournal.com/142552.html (дата обращения: 10.12.2021).

4.Остроушко, А.В., Букалеров, А.А., Букалеров, С.А. Защита информационной безопасности несовершеннолетних в КНР // Legal Bulletin. - 2018. - Т. 3. № 1-2. - С. 56-60.

5.Пучнин А.В., Пучнина М.Ю. Влияние деструктивного интернет-контента на формирование колумбайн-идей среди несовершеннолетних //Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. -2021. - №3. - С.115-120.

6.Рыжов В.Б. Информационная безопасность в государствах Европейского Союза: к постановке проблемы // Представительная власть: XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. - 2018. - № 4. -С.8-12.

7.Рыжов В.Б. Правовое регулирование и государственное администрирование поведения несовершеннолетних пользователей в Интернете: зарубежный опыт // NB: Административное право и практика администрирования. - 2020. - №1. - С.24-30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.