Научная статья на тему 'РЕБЕНОК В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ: ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ'

РЕБЕНОК В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ: ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
121
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННАЯ СЕТЬ / РЕБЕНОК / ИНТЕРНЕТ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Федорова А. С.

Предметом настоящего исследования являются правовые основы обеспечения безопасности несовершеннолетних в интернет-пространстве. Цель исследования состоит в том, чтобы на основе анализа действующего российского законодательства и опыта зарубежных стран рассмотреть проблемные вопросы обеспечения безопасности несовершеннолетних в сети Интернет и предложить рекомендации по совершенствованию существующего правового регулирования в рассматриваемой сфере. Методологическую основу исследования составляет совокупность методов познания, разработанных и принятых философией, теорией права и государства, отраслевыми юридическими науками. В результате автором обращается внимание на необходимость совершенствования, как национального законодательства, так и способов технического обеспечения информационной защиты несовершеннолетних в информационно-телекоммуникационной сети. Практическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в нем выводы и предложения могут быть использованы в качестве основ рассмотренного вида деятельности и совершенствования регулирующего его законодательства. Кроме того, таковые могут выступать в качестве ориентиров в совершенствовании деятельности контролирующих органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A CHILD IN THE INTERNET SPACE: ISSUES OF LEGAL REGULATION

The subject of this study is the legal framework for ensuring the safety of minors in the Internet space. The purpose of the study is to consider the problematic issues of ensuring the safety of minors on the Internet on the basis of an analysis of the current Russian legislation and the experience of foreign countries and to propose recommendations for improving the existing legal regulation in this area. The methodological basis of the research is a set of cognition methods developed and adopted by philosophy, theory of law and the state, branch legal sciences. As a result, the author draws attention to the need to improve both national legislation and methods of technical support for information protection of minors in the information and telecommunications network. The practical significance of the study lies in the fact that the conclusions and proposals formulated in it can be used as the basis for the considered type of activity and for improving the legislation that regulates it. In addition, they can act as guidelines for improving the activities of regulatory bodies.

Текст научной работы на тему «РЕБЕНОК В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ: ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ»

JURISPRUDENCE

Научная статья УДК 343.163

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-2-247-251 NIION: 2003-0059-2/22-256 MOSURED: 77/27-003-2022-02-455

Ребенок в интернет-пространстве: вопросы правового регулирования

Анастасия Сергеевна Федорова

Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации,

Санкт-Петербург, Россия, anastasiya_fed.work@mail.ru

Научный руководитель: кандидат юридических наук И. И. Головко

Аннотация. Предметом настоящего исследования являются правовые основы обеспечения безопасности несовершеннолетних в интернет-пространстве. Цель исследования состоит в том, чтобы на основе анализа действующего российского законодательства и опыта зарубежных стран рассмотреть проблемные вопросы обеспечения безопасности несовершеннолетних в сети Интернет и предложить рекомендации по совершенствованию существующего правового регулирования в рассматриваемой сфере. Методологическую основу исследования составляет совокупность методов познания, разработанных и принятых философией, теорией права и государства, отраслевыми юридическими науками. В результате автором обращается внимание на необходимость совершенствования, как национального законодательства, так и способов технического обеспечения информационной защиты несовершеннолетних в информационно-телекоммуникационной сети. Практическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в нем выводы и предложения могут быть использованы в качестве основ рассмотренного вида деятельности и совершенствования регулирующего его законодательства. Кроме того, таковые могут выступать в качестве ориентиров в совершенствовании деятельности контролирующих органов.

Ключевые слова: информационно-телекоммуникационная сеть, ребенок, интернет, безопасность, законодательство, несовершеннолетние

Для цитирования: Федорова А. С. Ребенок в интернет-пространстве: вопросы правового регулирования // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 2. С. 247-251. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-2-247-251.

Original article

A child in the Internet space: issues of legal regulation

Anastasiya S. Fedorova

St. Petersburg Law Institute (branch) of the University of Prosecutor's office of the Russian Federation, St. Petersburg, Russia, anastasiya_fed.work@mail.ru Research supervisor: Candidate of Legal Sciences I. I. Golovko

Abstract. The subject of this study is the legal framework for ensuring the safety of minors in the Internet space. The purpose of the study is to consider the problematic issues of ensuring the safety of minors on the Internet on the basis of an analysis of the current Russian legislation and the experience of foreign countries and to propose recommendations for improving the existing legal regulation in this area. The methodological basis of the research is a set of cognition methods developed and adopted by philosophy, theory of law and the state, branch legal sciences. As a result, the author draws attention to the need to improve both national legislation and methods of technical support for information protection of minors in the information and telecommunications network. The practical significance of the study lies in the fact that the conclusions and proposals formulated in it can be used as the basis for the considered type of activity and for improving the legislation that regulates it. In addition, they can act as guidelines for improving the activities of regulatory bodies.

Keywords: information and telecommunication network, child, internet, security, legislation, minors For citation: Fedorova A. S. A child in the Internet space: issues of legal regulation. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(2):247-251. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-2-247-251.

© Федорова А. С., 2022

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Вне зависимости от вида правовой системы детство является важным этапом жизни человека, в связи с чем обеспечение интересов ребенка имеет приоритетное значение.

В свою очередь в условиях возрастающей с каждым днем роли интернет-пространства в жизни ребенка, которое сегодня не только средство развлечения, но и общения, а также развития, так как с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19, дети стали получать образование в дистанционном формате, первоочередное значение имеют вопросы обеспечения интересов и безопасности несовершеннолетних именно в информационно-телекоммуникационной сети.

По данным исследования, проведенного АО «Лаборатория Касперского» в 2019 году, большинство детей в Российской Федерации знакомятся с гаджетами, имеющими выход в Интернет в 3 года, через несколько лет такой смартфон или планшет есть приблизительно у половины детей дошкольного возраста, а уже к 14-ти годам без гаджета не обходится ни один подросток. При этом необходимо отметить, что используют несовершеннолетние гаджеты с доступом в сеть как правило без контроля со стороны взрослых. Именно в этой связи обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних должно доминировать при построении государственной модели законодательного регулирования в данной области. Вместе с тем, принимая во внимание сложно поддающийся контролю характер сети Интернет на практике в обозначенной сфере имеется ряд проблем, решение которых как мы полагаем, возможно на основе анализа действующего российского законодательства и опыта зарубежных стран при помощи как общелогических методов познания, так и методов отраслевых наук.

Среди норм международного права, которые затрагивают вопросы обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних и в которых указывается на особый статус ребенка как субъекта, имеющего право на получение информации можно выделить: «Декларацию прав ребенка», принятую 20.11.1959 Резолюцией 1386 (XIV) на 841-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) [2, с. 385-388]; «Конвенцию о правах ребенка», одобренную Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 [4]; Рекомендации Парламентской Ассамблеи Совета Европы «О европейской стратегии в защиту детей» № 1286 от 24.01.1996 и другие.

В национальном законодательстве обязанность государства по защите детей от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред их здоровью, нравственному и духовному развитию закреплена в Федеральном законе от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [7].

Понятие же «информационной безопасности де-

тей» раскрывается в ст.2 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [5] (далее — Федеральный закон №436-ФЗ), который на сегодняшний день является фактически единственным нормативным правовым актом, направленным на регулирование вопросов, возникающих в процессе обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних. Вместе с тем глава, посвященная вопросам обеспечения информационной безопасности детей в сети Интернет в приведенном федеральном законе до настоящего времени отсутствует, что, по нашему мнению, является проблемой, препятствующей полномерной защите несовершеннолетних и требует внесения соответствующих изменений, поскольку как было отмечено выше именно во «всемирной паутине» большую долю пользователей составляют несовершеннолетние. Кроме того, к числу имеющихся и не нашедших до настоящего времени отражения в нормах российского законодательства проблем, связанных с защитой несовершеннолетних в интернет-пространстве, следует отнести: низкий уровень организации просветительской работы относительно вопросов безопасного поведения в сети Интернет, что в результате отражается на уровне интернет-грамотности несовершеннолетних; отсутствие установленного круга участников правоотношений, вовлекаемых в процесс обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних и распределения соответствующих обязанностей между ними; отсутствие дополнительных профессиональных программ, позволяющих подготовить высококвалифицированных специалистов в области информационной безопасности; отсутствие специальных средств защиты несовершеннолетних от наносящей им вред информации; отсутствие финансирования на разработку программ, обеспечивающих безопасный контент для детей.

Обозначенные проблемы, равно как и существующие интернет-угрозы, были предметом обсуждения на пленарной сессии всероссийского проекта «Архипелаг 2035», который проходил в августе 2021 года в Великом Новгороде. По итогам обсуждений было выработано единое мнение о необходимости разработки как правовых, так и организационно-методических мер, направленных на обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних.

Соглашаясь с таким подходом, все же отметим, что правовые и организационно-методические меры, по нашему мнению, в целях достижения максимально эффективного результата, должны разрабатываться в комплексе с техническими решениями, позволяющими ограничить доступ несовершеннолетних к опасному для них контенту.

Безусловно, в Российской Федерации имеется ряд нормативных правовых актов, которые содержат в

JURISPRUDENCE

себе нормы относительно обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних в интернет-пространстве, однако практически все из них принимаются на так называемом подзаконном уровне и по своей сути имеют ведомственную принадлежность, регулируя вопросы, относящиеся к исследуемой области лишь фрагментарно. К примеру, в приказе Генерального прокурора Российской Федерации от 26.11.2007 № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» указывается лишь на обязанность уполномоченных прокуроров пресекать в пределах предоставленных законом полномочий использование средств массовой информации и информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, для сексуальной эксплуатации и совершения иных преступлений против несовершеннолетних [6]. При этом четко регламентированный перечень полномочий, который предоставлен законодателем прокурору в рассматриваемой сфере до настоящего времени отсутствует, равно, как и отсутствует указание на органы прокуратуры как на субъект уполномоченный осуществлять надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию в ст. 20 Федерального закона № 436-ФЗ. В то время как органами прокуратуры ежегодно принимается ни один десяток мер, направленных на защиту детей от распространения информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию. Нельзя также не отметить, что работа на данном направлении стала более эффективной после предоставления Генеральной прокуратуре Российской Федерации права внесудебного блокирования информационных ресурсов экстремистского характера. При этом, по нашему мнению, целесообразно было бы наделить прокуроров правом блокировки сайтов, содержащих информацию различного характера, которая по результатам проведенной экспертизы будет признана опасной для доступа к ней несовершеннолетних.

Не упомянуто в Федеральном законе № 436-Ф3 в качестве уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) субъекта и Министерство внутренних дел (далее — МВД) России, которое в процессе осуществления возложенных на него полномочий, предпринимает не малое количество мер, направленных на обеспечение безопасности и пресечение нарушений прав несовершеннолетних в информационно-телекоммуникационной сети. В частности МВД РФ и его структурные подразделения наравне с иными органами власти являются постоянными участниками рабочих групп, целью деятельности которых выступает выработка и реализация безотлагательных мер, направленных на совершенствование механизма выявления, предупреждения и пресечения преступлений, связан-

ных с деятельностью лиц, склоняющих несовершеннолетних к девиантному поведению посредством оказания психологического воздействия через Интернет и всевозможные социальные сети .

В то же время проблемы, касающиеся правовой регламентации полномочий надзорных и контрольных органов по защите прав несовершеннолетних в интернет-пространстве затрагивают не только прокуроров и сотрудников МВД России, поскольку вышеуказанный федеральный закон не содержит полномочий и тех субъектов, которым в соответствии со статьей 20 надлежит обеспечивать государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. На сегодняшний день применительно лишь к Федеральной Службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее — Роскомнадзор) разработан Административный регламент осуществления надзора в рассматриваемой сфере, который утвержден приказом Роскомнадзора от 19.12.2018 № 203. Полномочиям данного ведомства по осуществлению контроля в сети Интернет в указанном Административном регламенте посвящен отдельный раздел (п. 119-125). Кроме того, нельзя не упомянуть, что именно Роскомнадзор является оператором Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Однако в условиях существующей реальности — быстрых темпов информатизации общества, на наш взгляд, все нормы все-таки должны быть конкретизированы и закреплены в едином документе (отдельном законе), где будет отражен перечень: оснований реализации государством политики в области информационной безопасности несовершеннолетних; государственных органов и их контрольных и надзорных полномочий в сфере информационной безопасности; субъектов, ответственных за обеспечение информационной безопасности детей; путей взаимодействия таких субъектов и конечный результат такового, чтобы имелась возможность оценить его эффективность; технических решений, предоставляющих возможность уполномоченным лицам ограничить поступающую в адрес несовершеннолетних негативную информацию; мер профилактики и т.д. При этом в ходе работы над указанным «специальным» законом могут быть учтены положения приказа Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 01.12.2020 № 644 «О плане мероприятий, направленных на обеспечение информационной безопасности детей на 2021-2027 годы», который уже содержит ряд мероприятий, направленных на обеспечение защиты несовершеннолетних в

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

рассматриваемой области правоотношений, а также Методических рекомендаций, направленных письмом Минпросвещения России от 07.06.2019 № 04-474.

Также многие авторы [1; 3], проводящие исследования в указанной сфере, отмечают, что в целях достижения высокого уровня защиты детей от угроз, с которыми они могут столкнуться в интернет-пространстве, имеет смысл обратиться к зарубежному опыту регулирования и обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних.

Например, в КНР с 2016 года введен в действие специальный закон о кибербезопасности («Cybersecurity Law of the People's Republic of China»), который на законных основаниях предоставляет уполномоченным лицам право пресечь деятельность тех, кто на просторах Интернета ставит под угрозу физическое и психическое здоровье детей [8, с. 58]. Children's Internet Protection Act, позволяющий использовать специальные фильтры и технические средства для ограничения несовершеннолетних от вредоносной информации, с 2011 года действует в США. Право на фильтрацию сомнительных сайтов путем набора ключевых слов предоставлено Бюро телекоммуникаций и связи Турецкой Республики.

Помимо этого, в таких странах как Канада, Австралия широко распространены так называемые семейные фильтры — устройства и программы, предоставляющие взрослым возможность блокировать доступ несовершеннолетних к нежелательным интернет-ресурсам.

Исходя из анализа приведенных примеров, можно сделать вывод, что иностранным законодателем в первую очередь уделяется внимание разработке и внедрению на практике различных способов обеспечения информационной безопасности детей, при помощи средств технического характера.

В свою очередь среди участников СНГ, напротив, в большей степени реализуется комплекс профилактических мероприятий, направленных на защиту прав несовершеннолетних в сети Интернет. Так, на территории Республики Казахстан с 2017 года на ежегодной основе реализуется План организационных, оперативных и профилактических мероприятий по выявлению противоправного контента в сети Интернет и мерам реагирования. В Республике Беларусь субъектами профилактики (сотрудниками органов внутренних дел и педагогическими работниками) на основе издаваемых компетентными органами методических рекомендаций проводится работа по мониторингу социальных сетей на предмет выявления информации, способной причинить вред несовершеннолетним, о чем впоследствии в обязательном порядке через средства коммуникации сообщается родителям таковых.

Полагаем, что подобный опыт с учетом особенностей российской правовой действительности может

быть использован и отечественным законодателем, поскольку обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних невозможна без конкретизации базовых понятий, чётко обозначенного круга обязанностей и полномочий соответствующих субъектов.

Таким образом, в результате проведенного исследования следует отметить, что действующее законодательство в сфере обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних в интернет-пространстве требует своего совершенствования. При этом при введении в действие тех или иных норм следует исходить из особого статуса детей, как менее защищенных членов общества перед угрозами, которые их подстерегают на просторах информационно-телекоммуникационной сети. Считаем, что данное обстоятельство позволит учесть большинство проблемных аспектов при регулировании отношений, складывающихся в процессе обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних. В качестве особенности указанной сферы отношений необходимо отметить широкий круг субъектов, наделенных обязанностями по обеспечению информационной безопасности несовершеннолетних, в числе которых семья, образовательные организации, представительные и исполнительные органы государства и муниципальных образований, а также органы контроля. Полагаем, что органы государства, обладая значительными административными и финансовыми ресурсами, способны решить большинство отмеченных проблем. В связи с этим обеспечение полноты правого регулирования деятельности контролирующих органов является первоочередной задачей.

Список источников

1. Власенко М. С. Обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних в сети интернет : современное состояние и совершенствование правового регулирования // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. 2019. № 3, том 1. С. 98-104.

2. Декларация прав ребенка : принята 20.11.1959 Резолюцией 1386 (XIV) на 841-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // Международная защита прав и свобод человека : сб. документов. Москва : Юридическая литература, 1990.

3. Ефимова Л. Л. Правовое регулирование информационной безопасности детей как новый правовой институт информационного права // Аграрное и земельное право. 2018. № 6 (162). С. 131-138.

4. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.). Ратифицирована Постановлением ВС СССР 13 июня 1990 г. № 1559-1 // Доступ из справ.-

правовой системы «КонсультантПлюс».

5. О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию : Федер. закон от 29.12.2010 №436-ФЗ : в ред. Федер. закона от 01.07.2021 № 264-ФЗ // Рос. газ. — 2010. — 31 декабря.

6. Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи [Электронный ресурс] : приказ Генерального прокурора РФ от 26.11.2007 г. № 188. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».

7. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации : Федер. закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ : в ред. Федер. закона от 11.06.2021 № 170-ФЗ //Рос. газ. — 1998. — 05 августа.

8. Остроушко А. В., Букалеров А. А., Букалеров С. А. Защита информационной безопасности несовершеннолетних в КНР // Legal Bulletin. 2018. Т. 3. № 1-2. С. 58-63.

References

1. Vlasenko M. S. Ensuring the information security of minors on the Internet : the current state and improvement of legal regulation // Bulletin of the V.N. Tatishchev Volga State University. 2019. № 3, volume 1. P. 98-104.

2. Declaration of the Rights of the Child: adopted on 20.11.1959 by Resolution 1386 (XIV) at the 841st plenary meeting of the UN General Assembly //

International Protection of Human Rights and Freedoms : Collection of documents. Moscow : Legal Literature, 1990.

3. Efimova L. L. Legal regulation of information security of children as a new legal institute of information law // Agrarian and land law. 2018. № 6 (162). P. 131-138.

4. Convention on the Rights of the Child (approved by the UN General Assembly on November 20, 1989). Ratified by Resolution of the USSR Supreme Council on June 13, 1990 № 1559-1 // Access from help.-the legal system «ConsultantPlus».

5. On the protection of children from information that harms their health and development : Feder. Law № 436-FZ of 29.12.2010 : as amended. Feder. Law of 01.07.2021 № 264-FZ // Russian Gas. — 2010. — December 31.

6. On the organization of prosecutorial supervision over the execution of laws on minors and youth [Electronic resource] : Order of the Prosecutor General of the Russian Federation dated 26.11.2007 № 188. The document was not published. Access from «ConsultantPlus».

7. On the basic guarantees of the rights of the child in the Russian Federation: Feder. Law № 124-FZ of 24.07.1998 : as amended. Feder. Law № 170-FZ of 11.06.2021 // Ros. gaz. — 1998. — August 5.

8. Ostroushko A.V., Bukalerov A. A., Bukalerov S. A. Protection of information security of minors in China // Legal Bulletin. 2018. Vol. 3. № 1-2. P. 58-63.

JURISPRUDENCE

Информация об авторах

А. С. Федорова — соискатель Санкт-Петербургского юридического института (филиала) Университета прокуратуры Российской Федерации.

Information about the authors A. S. Fedorova — Applicant of the St. Petersburg Law Institute (branch) of the University of Prosecutor's office of the Russian Federation.

Статья поступила в редакцию 07.12.2021; одобрена после рецензирования 24.01.2022; принята к публикации 21.02.2022.

The article was submitted 07.12.2021; approved after reviewing 24.01.2022; accepted for publication 21.02.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.