ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА
УДК 34:002
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Магдилова Л.В., Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Российская Федерация, [email protected]
Статья посвящена исследованию доктринальных положений в области обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних в качестве основных субъектов защиты. В результате анализа выявлены основные угрозы и риски, которым могут быть подвержены несовершеннолетние в сети Интернет, а также правовые положения, регулирующие защиту несовершеннолетних от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Определены основные международно-правовые стандарты и федеральные законы, составляющие основу правовой защиты несовершеннолетних в информационной среде, а также национальная и региональная стратегии действий в интересах детей.
В результате предлагается структура учебного курса по интернет-безопасности, формирующего информационно-правовую культуру несовершеннолетних. Определены основные направления обеспечения информационной безопасности в Интернете, а также формирования и развития безопасной информационно-образовательной среды для несовершеннолетних.
Ключевые слова: информационное общество, информационные угрозы, информационные риски, информационно-правовая культура, Интернет-безопасность.
DOI: 10.21779/2224-0241-2017-23-3-104-108
UDC 34:002
THE LEGAL BASIS FOR ENSURING OF INFORMATION SECURITY OF MINORS Magdilova L.V., Dagestan State University, Makhachkala, Russian Federation, [email protected]
The article is devoted to the study of doctrinal provisions in the field of information security of minors as the main subjects of protection. The analysis revealed the main threats and risks that may be exposed to minors in the Internet, as well as the legal provisions governing the protection of minors from information that is harmful to their health and development. The main international legal standards and federal laws that form the basis for legal protection of minors in the information environment, as well as national and regional strategies for children's interests, are defined.
As a result, the structure of the training course on Internet security, which forms the information and legal culture of minors, is proposed. The main directions of ensuring information security on the Internet, as well as the formation and development of a safe information and educational environment for minors are defined.
Key words: information society, information threats, information risks, information and legal culture, Internet security.
DOI: 10.21779/2224-0241-2017-23-3-104-108
Проблемы обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних в современных условиях развития информационного общества заслуживают особого внимания правового сообщества. Важным событием в данной сфере стало принятие Доктрины информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 5 декабря 2016 г. № 646, в кото-
рой в разделе 3 указывается: «Наращивается информационное воздействие на население России, в первую очередь на молодежь, в целях размывания традиционных российских духовно-нравственных ценностей». В этой связи можно сказать, что именно несовершеннолетние подразумеваются разработчиками Доктрины в качестве основного субъекта защиты.
В современных условиях формирования информационного общества информационно-коммуникационные технологии предоставляют уникальные возможности для развития и обучения несовершеннолетних. Посредством сетевых технологий Интернет подрастающее поколение получает доступ к ресурсам открытых цифровых хранилищ библиотек, музеев, федеральных и региональных образовательных коллекций, образовательных сайтов и телеканалов, обладающих информационной составляющей, интенсивностью и многообразием транслируемых ценностей. Стремительное развитие средств массовой информации, компьютерных технологий, а также распространение сети Интернет не только способствует саморазвитию и общению несовершеннолетних, но и является источником различных угроз, среди которых наибольшее распространение получает пропаганда потребления алкогольных напитков, наркотических средств, других психоактивных веществ, а также половой распущенности подростков, насилия и жестокости, агрессивного и суицидального поведения, порнографии, неуважения к семье, лжи, обмана, поощрение употребления ненормативной лексики. Подобные негативные явления могут приводить к формированию антиобщественного поведения подростков, а также к их виктимизации [1, 2].
Исследования Фонда развития Интернета «Дети России онлайн» показывают, что ежедневно пользуются интернетом 89 % подростков. Среди подростков можно выделить пять типов пользователей: «ориентированные на обучение» (29 %), «коммуникаторы» (25 %), «сетевые читатели» (22 %), «игроки» (17 %), «универсалы» (7 %). Важным фактором, увеличивающим вероятность столкновения с онлайн-рисками, является несоблюдение простых правил безопасности: распространение излишней информации о себе при общении с незнакомцами, несоблюдение правил хранения паролей [3, 4]. Появление Интернета, как информационно-телекоммуникационной сети, обусловило возникновение коллизий в области обеспечения равновесия между правом граждан на информацию, правом на защиту частной жизни и обязательством государства по обеспечению безопасности граждан [5].
Политика России в сфере обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних является неотъемлемой составной частью общей политики государства в отношении детей. К основным угрозам безопасности детей при использовании Интернета можно отнести: кибербулинг, ки-берзапугивание, киберпреследование; воздействие контента для взрослых; вредоносные программы и мошенничество; встреча с незнакомцем; обмен персональными данными; воздействие экстремистского контента [6, 7].
Наиболее полная классификация основных рисков и угроз для несовершеннолетних в инфор-
мационной сфере может быть представлена следующим образом:
1) информация, причиняющая вред здоровью: высокочастотное излучение, повышенный уровень шума и опасность возгорания, вред для зрения, артрит кистевых суставов и т.п.;
2) информация, пропагандирующая запрещенные в обществе понятия: терроризм, фашизм, расовая нетерпимость, сектантство, наркотики, жестокое отношение к людям и прочее;
3) информация, вызывающая сексуальные девиации: порнография, гомосексуализм, различного рода извращения;
4) игры, погружающие в виртуальный мир, пропагандирующие насилие, развивающие игрома-нию, не способствующие развитию интеллекта;
5) социальные сети, способствующие созданию компьютерной зависимости, риска доступа взрослых с криминальными намерениями, условий для приобретения запрещенных товаров (спайсы, иные наркотические и психотропные вещества, краденые вещи, оружие);
6) различного рода мошенничества, интернет-казино, воровство, склонение к приобретению дорогостоящих информационных продуктов [8].
В результате исследования информационного законодательства было определено, что правовую основу информационной безопасности несовершеннолетних составляют международное, федеральное и ведомственное законодательство, которое находит свое развитие в законодательствах субъектов РФ.
Право на защиту от информационных угроз содержится в ряде международно-правовых актов, таких как Конвенция о правах ребенка, директива Европейского парламента и Совета Европейского Союза 2010/13/ ЕС от 10 марта 2010 г. «О координации некоторых законодательных, регламентар-ных и административных положений, действующих в государствах-членах ЕС, относительно оказания аудиовизуальных медиауслуг»; рекомендация Комитета министров государствам-членам Совета Европы по расширению возможностей детей в новой информационно-коммуникационной среде от 27 сентября 2006 г. № 12, других нормативных актах; в ряде российских федеральных законов: «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ [9].
В соответствии со ст. 38 Конституции РФ «детство находится под защитой государства». В нормативно-правовых актах закреплены понятия информационной безопасности детей: состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию в ст. 2 Федерального закона от 29.12.2010 г. № 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред
их здоровью и развитию»; комплекс мер, направленных на обеспечение информационной безопасности детства в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы и в Стратегии действий в интересах детей в Республике Дагестан на 2013-2017 годы.
Ряд законов накладывают ограничение на распространение информации в Интернете и позволили исключить из Рунета опасные для детей темы: детскую порнографию; информацию о несовершеннолетних, пострадавших в результате преступлений; провокацию опасного для жизни и здоровья поведения; призывы к самоубийству, беспорядкам, экстремизму, участию в массовых публичных мероприятиях; информацию о распространении наркотиков. Все эти ресурсы, согласно Федеральному закону «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», с 2012 г. попадают в Единый реестр запрещенных сайтов и подлежат быстрому досудебному закрытию.
Основные направления защиты информации перечислены в части 1 статьи 16 Федерального закона от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», проецирование которых на правовой статус несовершеннолетнего позволяет назвать следующие специфические направления защиты информационных прав детей:
- соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа о несовершеннолетнем;
- реализация права несовершеннолетнего на своевременный доступ к полной и достоверной информации, в том числе к сведениям, составляющим содержание основного и среднего общего образования.
- защита детей от негативного информационного воздействия [10].
Развитием вышеуказанного Закона является «Концепция информационной безопасности детей» (утв. распоряжением Правительства РФ от 02.12.2015 г. № 2471-Р), которая к 2020 году сформирует в России «поколения молодых граждан, которые смогут свободно и самостоятельно ориентироваться в современном информационном пространстве».
Также необходимо отметить, что 27 мая 2017 года Президентом РФ В.В. Путиным был подписан Указ «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства». Согласно данному документу Десятилетие задумано как продолжение пятилетней программы реализации национальной стратегии действий в интересах детей. Десятилетие детства пройдет с 2018 по 2027 годы. Правительство должно в течение трех лет утвердить план основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия.
Рассмотрим основные правовые механизмы обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних. Федеральный закон «О защите
детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» определяет правовые принципы, стандарты и механизмы правовой охраны и защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью и развитию (нравственному и духовному), направлен на создание систем ограничений доступа к сайтам Интернета, где размещается запрещенная для распространения в Российской Федерации информация (статья 5).
В соответствии с Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» на сайте Министерства юстиции РФ
(http://minjust.ru/ru/print/41956) опубликован список экстремистских материалов, общий доступ к которым должен быть ограничен.
В российском законодательстве предусмотрены различные виды юридической ответственности родителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей: административная (ст. 5.35 КоАП РФ); семейно-правовая (ст. 69, 73 СК РФ); уголовная (ст. 156, 125 УК РФ) [11].
В Указе Президента РФ «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» определены меры, направленные на обеспечение информационной безопасности детства, которые нашли свое развитие в Стратегии действий в интересах детей в Республике Дагестан на 20132017 годы, а также в Письме Минобрнауки России от 28.04.2014 г. № ДЛ-115/03 «О направлении методических материалов для обеспечения информационной безопасности детей при использовании ресурсов сети Интернет».
Одним из опасных источников угроз безопасности Российской Федерации стали негативные социокультурные процессы, ведущие к разрушению культуры народа, снижению значения нравственных начал, утрате духовности, девальвации ценности права. Фактически речь идет о кризисе культуры. Основная миссия культуры - формирование личности, деятельной сущности человека. Кризис культуры может повлечь за собой серьезные проблемы, связанные с формированием личности, с обеспечением существования общества и государства [12].
Для эффективной реализации закрепленных положений необходимо формирование информационно-правовой культуры несовершеннолетних, под которой следует понимать интегративное качество личности, характеризующееся определенным уровнем сформированности правовых и этических знаний, умений, навыков и их реализация в процессе информационной деятельности. Реальное повышение уровня информационно-правовой культуры старшеклассников возможно лишь при организации специального информационно-правового образования.
Следовательно, структура образовательного курса по формированию информационно-правовой культуры в области интернет-
безопасности должна включать изучение таких вопросов, как определение понятия «информационная безопасность»; виды информационных угроз; структура программно-технического и организационного обеспечения информационной безопасности; международное и российское законодательство по интернет-безопасности. В результате освоения таких курсов, учащиеся будут осведомлены в области информационной безопасности, научатся правомерно осуществлять права и обязанности, будут различать ситуации, при которых они могут подвергаться неправомерным воздействиям со стороны информационных преступников.
В этой связи формирование и развитие безопасной информационно-образовательной среды для несовершеннолетних предусматривает:
- создание организационно-правовых механизмов защиты детей от распространения информации, причиняющей вред их здоровью и развитию;
- профилактику у детей и подростков Интернет-зависимости, игровой зависимости и правонарушений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, формирование у несовершеннолетних навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде через обучение их способам защиты от вредной информации;
- разработку для классных руководителей и социальных педагогов спецкурсов по работе с семьей по проблемам информационной безопасности;
- разработку информационного курса для родителей по защите детей от распространения вредной для них информации; оснащение рабочих мест с доступом к сети Интернет в библиотеках, обслуживающих детей, контент-фильтрацию; установку во всех образовательных учреждениях программного продукта, обеспечивающего контент-фильтрацию Интернет-трафика;
- организацию предоставления провайдером услуги доступа к сети Интернет-трафика обра-
зовательным учреждениям с обеспечением контент-фильтрации;
- проведение мониторинга социальных сетей Интернет по выявлению распространения материалов порнографического содержания и информации о жестокости по отношению к детям и с их стороны, а также экстремистского характера, пропаганды наркотических средств, психотропных веществ.
Результаты проведенного исследования в области формирования правовых основ обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних нашли отражение в проекте «ИнтернетБЕЗопасности», реализуемом Министерством по делам молодежи Республики Дагестан, предусматривающем проведение обучающего семинара педагогических кадров, подготовку волонтеров и организацию мероприятий по формированию у детей навыков безопасного поведения в Интернете. В частности, автором создан демонстрационный материал, представленный на обучающем семинаре педагогических кадров осенью 2016 года, включающий обзор основных угроз информационной безопасности несовершеннолетних, перечень нормативных правовых актов, регулирующих вопросы защиты детей от вредной информации, а также меры ответственности должностных лиц за несоблюдение правовых предписаний, предложены основные программно-технические средства защиты для использования в учебных учреждениях.
Таким образом, объединение усилий преподавательского состава учебных заведений, родителей и детей в области профилактики и предупреждения информационных угроз в Интернете, соблюдение информационного законодательства в части обеспечения интернет-безопасности, применение программно-аппаратных и организационных средств контент-фильтрации позволят снизить риски, связанные с неправомерным воздействием на несовершеннолетних, а также повысить их информационно-правовую культуру.
Литература
1. Савельев А.И. Проблема информационной безопасности несовершеннолетних в сети Интернет // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2016. № 2 (36). С. 59-66.
2. Ельчанинова Н.Б. Проблемы обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних: правовые аспекты // Проблемы современной науки и образования. 2016. № 1 (43). С. 167-169.
3. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования / Г.У. Солдатова, Т.А. Нестик, Е.И. Рассказова, Е.Ю. Зотова. М.: Фонд Развития Интернет, 2013. 144 с.
4. Саидов А.Г., Рагимханова Д.А., Аливердиева М.А. К вопросу о защите несовершеннолетних от воздействия вредной информации // Юридический вестник ДГУ. 2012. № 4. С. 110-112.
5. Бачило И.Л. Актуальные проблемы информационного права: учебник / кол. авт.; под ред. И.Л. Бачило, М.А. Лапиной. М.: ЮСТИЦИЯ, 2016. 534 с.
6. Добротенко О.Н. Информационная безопасность России в условиях глобализации: внешнеполитический аспект: монография. Краснодар: КСЭИ, 2016. 135 с.
7. Кузнецова Е.В. Правовые меры обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних в сети Интернет: российский и зарубежный опыт: методологические рекомендации. М., 2016. 54 с.
8. Чесноков А.А., Акимышева Е.С. Роль органов внутренних дел в механизме обеспечения информационной безопасности ребенка // Алтайский юридический вестник. 2015. № 11. С. 139-142.
9. Брылева Е.А. О Реализации права на информационную безопасность несовершеннолетних (на примере Пермского края) // Информационное право. 2015. № 1. С. 31-34.
10. Рыдченко К.Д. Понятие информационно-психологической безопасности несовершеннолетних в отечественной правовой системе // Вестник Воронежского института МВД России. 2017. № 1. С. 176-182.
11. Занина Т. M., Лукина Е. И. Основные направления деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации в сфере информационной безопасности несовершеннолетних // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2015. № 4 (30). С. 215-218.
12. Воронцов С.А. Формирование угроз безопасности Российской Федерации как следствие кризиса культуры // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2013. № 5. С. 111-115.
References
1. Savel'ev A.I. Problema informatsionnoi bezopasnosti nesovershennoletnikh v seti Internet // Yuridicheskaya nauka i pravookhranitel'naya praktika. 2016. № 2 (36). S. 59-66.
2. El'chaninova N.B. Problemy obespecheniya informatsionnoi bezopasnosti nesovershennoletnikh: pravovye aspekty // Problemy sovremennoi nauki i obrazovaniya. 2016. № 1 (43). S. 167-169.
3. Tsifrovaya kompetentnost' podrostkov i roditelei. Rezul'taty vserossiiskogo issledovaniya / G.U. Solda-tova, T.A. Nestik, E.I. Rasskazova, E.Yu. Zotova. M.: Fond Razvitiya Internet, 2013. 144 s.
4. Saidov A.G., Ragimkhanova D.A., Aliverdieva M.A. K voprosu o zashchite nesovershennoletnikh ot vozdeistviya vrednoi informatsii // Yuridicheskii vestnik DGU. 2012. № 4. S. 110-112.
5. Bachilo I.L. Aktual'nye problemy informatsionnogo prava: uchebnik / kol. avt.; pod red. I.L. Bachilo, M.A. Lapinoi. M.: YuSTITsIYa, 2016. 534 s.
6. Dobrotenko O.N. Informatsionnaya bezopasnost' Rossii v usloviyakh globalizatsii: vneshnepolitich-eskii aspekt: monografiya. Krasnodar: KSEI, 2016. 135 s.
7. Kuznetsova E. V. Pravovye mery obespecheniya informatsionnoi bezopasnosti nesovershennoletnikh v seti Internet: rossiiskii i zarubezhnyi opyt: metodologicheskie rekomendatsii. M., 2016. 54 s.
8. Chesnokov A.A., Akimysheva E.S. Rol' organov vnutrennikh del v mekhanizme obespecheniya informatsionnoi bezopasnosti rebenka // Altaiskii yuridicheskii vestnik. 2015. № 11. S. 139-142.
9. Bryleva E.A. O Realizatsii prava na informatsionnuyu bezopasnost' nesovershennoletnikh (na primere Permskogo kraya) // Informatsionnoe pravo. 2015. № 1. S. 31-34.
10. Rydchenko K.D. Ponyatie informatsionno-psikhologicheskoi bezopasnosti nesovershennoletnikh v otechestvennoi pravovoi sisteme // Vestnik Voronezhskogo instituta MVD Rossii. 2017. № 1. S. 176-182.
11. Zanina T.M., Lukina E.I. Osnovnye napravleniya deyatel'nosti podrazdelenii po delam nesovershen-noletnikh organov vnutrennikh del Rossiiskoi Federatsii v sfere informatsionnoi bezopasnosti nesovershen-noletnikh // Vestnik Krasnodarskogo universiteta MVD Rossii. 2015. № 4 (30). S. 215-218.
12. Vorontsov S.A. Formirovanie ugroz bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii kak sledstvie krizisa kul'tury // Gumanitarnye i sotsial'no-ekonomicheskie nauki. 2013. № 5. S.111-115.
Поступила в редакцию 10 сентября 2017 г.
Received 10 September, 2017