Научная статья на тему 'Превенция в системе правозащитных мер, обеспечивающих безопасность несовершеннолетних в сети Интернет'

Превенция в системе правозащитных мер, обеспечивающих безопасность несовершеннолетних в сети Интернет Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
139
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информация / дети / защита / механизм / функции правозащитных мер / превенция / информационная безопасность / правовое регулирование / information / child / protection / mechanism / functions of human rights measures / prevention / right to information / legal regulation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ситкова Ольга Юрьевна

Введение: актуальность исследования обусловлена необходимостью анализа имеющихся в российской практике приёмов и способов, позволяющих обеспечить информационную безопасность несовершеннолетних в сети Интернет, а также необходимостью определения их эффективности. Цель: определить функциональную направленность мер, предусмотренных профильным законодательством РФ и направленных на защиту детей от вредной информации, поступающей из сети Интернет. Методологическая основа: общенаучный диалектический метод познания, а также методы индуктивной и дедуктивной логики. Результаты: на основе анализа положений Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (в ред. от 5 апреля 2021 г.) сделан вывод о том, что меры, применяемые в защиту прав детей на безопасное информационное пространство, реализуются в рамках превенции и направлены на предотвращение поступления вредной информации в детско-подростковую среду через сеть Интернет и другие медиа. Одним из механизмов реализации превенции названо четкое формулирование обязанностей, которые побуждают субъекта к правомерному поведению. Ясное понимание лицом предъявляемых ему требований и факт существования норм служат гарантией предупреждения правонарушений. Выводы: в качестве превентивных мер, используемых для обеспечения безопасного для детей информационного пространства, обозначены технические, правовые и социальные меры. Обоснована их комплексная реализация в качестве эффективной меры обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ситкова Ольга Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prevention in the System of Human Rights Measures to Ensure the Safety of Minors on the Internet

Background: the relevance of the study is due to the need to analyze the techniques and methods available in Russian practice to ensure information security of minors on the Internet, as well as the need to determine their effectiveness. Objective: to determine the functional orientation of the measures provided for by the relevant legislation of the Russian Federation and aimed at protecting children from harmful information coming from the Internet. Methodology: general scientific dialectical method of cognition, as well as methods of inductive and deductive logic. Results: based on the analysis of the provisions of the Federal Law of December 29, 2010 No. 436-FL (as amended on 05.04.2021) “On the Protection of Children from Information Harmful to Their Health and Development”, it was concluded that the measures taken to protect children’s rights to a safe information space, are implemented within the framework of prevention, and are aimed at preventing the flow of harmful information into children and adolescents through the Internet and other media. One of the mechanisms for the implementation of prevention is called a clear formulation of responsibilities that induce the subject to lawful behavior. A clear understanding by a person of the requirements presented to him and the fact of the existence of norms serves as a guarantee of the prevention of offenses. Conclusions: technical, legal and social measures are identified as preventive measures used to ensure a secure information space. Their complex implementation is substantiated as an effective measure to ensure information security of minors.

Текст научной работы на тему «Превенция в системе правозащитных мер, обеспечивающих безопасность несовершеннолетних в сети Интернет»

DOI 10.24412/2227-7315-2021-4-246-252 УДК: 342.72/.73.

О.Ю. Ситкова

ПРЕВЕНЦИЯ В СИСТЕМЕ ПРАВОЗАЩИТНЫХ МЕР, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ БЕЗОПАСНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ*

Введение: актуальность исследования обусловлена необходимостью анализа имеющихся в российской практике приёмов и способов, позволяющих обеспечить информационную безопасность несовершеннолетних в сети Интернет, а также необходимостью определения их эффективности. Цель: определить функциональную направленность мер, предусмотренных профильным законодательством РФ и направленных на защиту детей от вредной информации, поступающей из сети Интернет. Методологическая основа: общенаучный диалектический метод познания, а также методы индуктивной и дедуктивной логики. Результаты: на основе анализа положений Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (в ред. от 5 апреля 2021 г.) сделан вывод о том, что меры, применяемые в защиту прав детей на безопасное информационное пространство, реализуются в рамках превенции и направлены на предотвращение поступления вредной информации в детско-подростковую среду через сеть Интернет и другие медиа. Одним из механизмов реализации превенции названо четкое формулирование обязанностей, которые побуждают субъекта к правомерному поведению. Ясное понимание лицом предъявляемых ему требований и факт существования норм служат гарантией предупреждения правонарушений. Выводы: в качестве превентивных мер, используемых для обеспечения безопасного для детей информационного пространства, обозначены технические, правовые и социальные меры. Обоснована их комплексная реализация в качестве эффективной меры обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних.

Ключевые слова: информация, дети, защита, механизм, функции правозащитных мер, превенция, информационная безопасность, правовое регулирование.

O.Yu. Sitkova

PREVENTION IN THE SYSTEM OF HUMAN RIGHTS MEASURES TO ENSURE THE SAFETY OF MINORS ON THE INTERNET

Background: the relevance of the study is due to the need to analyze the techniques and methods available in Russian practice to ensure information security of minors on the Internet, as well as the need to determine their effectiveness. Objective: to determine the functional orientation of the measures provided for by the relevant legislation of the

© Ситкова Ольга Юрьевна, 2021

Кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры международного права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: olga.sitkova@mail.ru © Sitkova Olga Yurievna, 2021

Candidate of law, Аssociate professor, Professor, Department of the International law (Saratov State Law Academy)

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта 20-011-00570\20.

Russian Federation and aimed at protecting children from harmful information coming from the Internet. Methodology: general scientific dialectical method of cognition, as well as methods of inductive and deductive logic. Results: based on the analysis of the provisions of the Federal Law of December 29, 2010 No. 436-FL (as amended on 05.04.2021) "On the Protection of Children from Information Harmful to Their Health and Development", it was concluded that the measures taken to protect children's rights to a safe information space, are implemented within the framework of prevention, and are aimed at preventing the flow of harmful information into children and adolescents through the Internet and other media. One of the mechanisms for the implementation of prevention is called a clear formulation of responsibilities that induce the subject to lawful behavior. A clear understanding by a person of the requirements presented to him and the fact of the existence of norms serves as a guarantee of the prevention of offenses. Conclusions: technical, legal and social measures are identified as preventive measures used to ensure a secure information space. Their complex implementation is substantiated as an effective measure to ensure information security of minors.

Key-words: information, child, protection, mechanism, functions of human rights measures, prevention, right to information, legal regulation.

Противодействие распространению незаконного интернет-контента, защита несовершеннолетних от интернет-угроз — одна из наиболее актуальных проблем международного сообщества. Современные дети сталкиваются в сети Интернет со многими рисками — начиная с нарушения конфиденциальности, похищения личных данных, кибер-мошенничества и заканчивая размещением незаконного контента, грумингом и буллингом в интернет-пространстве, сексуальным насилием и эксплуатацией. Для обеспечения безопасного интернет-пространства, государство вырабатывает различные правозащитные меры. При этом последние исследования, проводимые в рамках проекта EU Kids Online II1, показали, что риски кибер-угроз не уменьшаются. В связи с этим видится необходимым определить, эффективны ли меры, установленные государством в целях обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних, оправдывают ли они свое назначение. Прежде всего, важно выявить цели правозащитных мер в исследуемой сфере отношений и их функциональную направленность.

Представленные в отечественном законодательстве меры могут выполнять разные функции, но, являясь частью охранительных отношений, они должны отвечать целям и принципам правового регулирования, указанным во вводных положениях соответствующего законодательства, программных документах, совпадать с нормами, направленными на охрану детства в целом и обеспечение безопасной информационной среды для детей в частности. При этом следует отметить, что цели правового регулирования не обозначаются в профильном Законе от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (в ред. от 5 апреля 2021 г.) 2 (далее — ФЗ РФ № 436-ФЗ) и их необходимо выводить путем толкования имеющихся в законодательстве норм.

1 См.: Дети России онлайн: риски и безопасность. Результаты международного проекта EU Kids Online II в России. URL: https://istina.msu.ru/media/publications/book/edd/bd8/8799799/ RussianKidsOnline_Final_ReportRussian.pdf (дата обращения: 14.05.2021).

2 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 1, ст. 48. 247

Слово «цель» определяется в словаре как «то, к чему нужно стремиться, что надо осуществить» [1, с. 859]. Цель понимается как один из элементов «поведения и сознательной деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определённых средств. Цель выступает как способ интеграции различных действий человека в некоторую последовательность или систему. Анализ деятельности в качестве целенаправленной предполагает выявление несоответствия между наличной жизненной ситуацией и целью, осуществление цели является процессом преодоления этого несоответствия» [2].

Цель понимается как «конечный результат деятельности человека (или коллектива людей), предварительное идеальное представление о котором (совместно с желанием его достигнуть) предопределяет выбор соответствующих средств и системы специфических действий по его достижению» [3].

К.В. Шундиков под юридической целью понимает идеально предполагаемую и гарантированную государством модель социального состояния или процесса, к достижению которой при помощи юридических средств стремятся субъекты правотворческой и правореализаторской деятельности [4, с. 11].

Таким образом, цель — идеальная модель общественных отношений, к которой стремится законодатель, формулируя так или иначе правовые нормы. Основное назначение целенаправленных действий — стремление к изменению наличного положения вещей и приведение его в соответствие с той моделью, которую государство установило в качестве «идеальной». «Идеальная модель» зафиксирована в ст. 2 ФЗ РФ № 436-ФЗ: информационная безопасность детей — д состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с при? чинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, а духовному, нравственному развитию. Соответственно цель применения право-| защитных мер состоит в достижении того правового результата, который уста-I новлен во вводных положениях ФЗ РФ № 436-ФЗ и иных нормативных актах, | регулирующих вопросы информационной безопасности несовершеннолетних, I а именно в обеспечении информационной безопасности несовершеннолетних,

§ обеспечении состояния защищенности детей в информационном пространстве.

ф

| В.В. Лазарев указывает, что правомерное поведение является одной из целей

§ права. Та модель, которая закреплена в ФЗ РФ № 436-ФЗ, и есть правомерное 'I поведение, то есть желательное для законодателя и в конечном итоге для государ-| ства. Следует отметить, что эта идеальная модель не формулируется спонтанно, | а является результатом выявления интересов современного общества, существующих в нем недостатков, а также определяется задачами, которые перед ним | ставятся. Эти задачи в итоге обусловливаются интересами государства. Цели ¡5 правового регулирования, а следовательно и цели применения правозащитных § мер являются выражением воли государства, которая направлена на создание | отношений «удобных», «правильных» с позиции государства. | Реализация функций правозащитных мер возникает в момент формирования

у человека умысла на совершение противоправного действия. С этого момента начинается реализация превентивной функции мер воздействия, которая направлена на недопущение нарушения существующих правоотношений, прав и законных интересов несовершеннолетних. Таким образом, существование и применение правозащитных мер должно предотвращать правонарушения в 248 сфере информационной безопасности несовершеннолетних в будущем. Стоит со-

гласиться с мнением А.А. Данченко в том, что превентивная функция является важнейшей, так как главной задачей правового регулирования должно быть не наказание виновных, а создание таких условий, при которых правонарушители откажутся от совершения проступков.

Одним из механизмов реализации превенции следует назвать четкое формулирование обязанностей, которые и побуждают субъекта к правомерному поведению. В литературе указывается, что ясное понимание лицом предъявляемых ему требований и факт существования норм служат гарантией предупреждения правонарушений [5, с. 329].

Обязанности по обеспечению информационной безопасности несовершеннолетних участников онлайн-отношений возложены на организации, предоставляющие площадки для соответствующей информации в сети Интернет. Так, в частности, на интернет-провайдеров и хостинг-провайдеров возложена обязанность по обнаружению и блокировке вредной информации, которая передается через их собственные серверы. Эта мера работает лишь при официальном заявлении о блокировании сайта с размещенной вредной информацией. При этом премодерация и поиск вредной информации по ключевым словам не реа-лизовываются, поскольку это связано с большой дополнительной нагрузкой на сервис-провайдеров и хостинг-провайдеров, что может сказаться на повышении абонентской платы для пользователя услуг [6, с. 72]. Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (в ред. от 9 марта 2021 г.)1, в ст. 15.1 предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». В реестр включаются:

доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено;

сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 г. № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (в ред. от 18 мая 2020 г.)2 на принятие решений об ограничении доступа к запрещенной информации уполномочены МВД РФ, Роскомнадзор, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения, Федеральное агентство по делам молодежи и др.

1 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 31, . I, т. 3448.

2 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации 2012. № 44, ст. 6044.

Таким образом, отечественное законодательство устанавливает внесудебный порядок блокировки сайтов, содержащих информацию, причиняющую вред физическому и психическому развитию детей.

Особый статус занимают органы прокуратуры, которые не обладают самостоятельными полномочиями для внесения сайтов в реестр, но проводят мониторинг для выявления ресурсов, распространяющих информацию, за которую предусмотрена уголовная или административная ответственность и которая признается запрещенной на территории РФ (п. 6 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149 «Об информации, информационных технологиях и защите информации»).

В качестве еще одной превентивной меры признается обязанность администрации образовательных учреждений дополнительно фильтровать трафик на предмет вредной для детей информации. Контроль за реализацией данной меры возложен на органы прокуратуры. Так, прокуратурой в медицинском колледже федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Дагестанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ проведена проверка соблюдения законодательства о защите несовершеннолетних от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию, и законодательства о противодействии экстремистской деятельности. В ходе прокурорской проверки обнаружено, что при помощи компьютеров, расположенных в кабинете информатики колледжа, у несовершеннолетних учащихся имеется доступ к материалам, занесенным в федеральный список экстремистских материалов. Администрация образовательного учреждения возражала против этого факта на том основании, что материалы, занесенные в федеральный список экстремистских материалов, в отношении которых, как указывала прокуратура, образовательная организация должна устанавливать фильтры, не приведены в перечне видов информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей в ФЗ № 436-ФЗ, а также не соответствующей задачам образования. Свое несогласие администрация учреждения мотивировала вдобавок тем, что закон распространяется только на вузы, а не на колледжи.

Возражения ответчика не были приняты во внимание, и требования прокурора были удовлетворены.

Суд пояснил, что доводы ответчика несостоятельны, поскольку указанная информация (в том числе экстремистские материалы) подпадает под п. 3 вида информации, запрещенной для распространения среди детей согласно ч. 2 ст. 5 ФЗ № 436-ФЗ, то есть является информацией, обосновывающей или оправдывающей допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающей осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным1. Таким образом, суд прибегает к расширительному толкованию норм Закона ФЗ № 436-ФЗ, что, с одной стороны, оправданно, так как перечень вредной информации в указанном законе закрытый, но, с другой стороны, расширительное толкование судом норм законодательства не допускается.

По другому делу по результатам проверки установлено, что в Лянторском нефтяном техникуме не приняты административные и организационные меры, а

1 См.: Решение Советского районного суда г. Махачкалы по делу № 2-3868/2019 от 17 июля 250 2019 г. URL: https://sudact.ru/regular/doc/bkld3V8BpFv/ (дата обращения: 21.05.2021).

также не предусмотрены технические, программно-аппаратные средства защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Был проведен осмотр персонального компьютера в кабинете информатики; на данном ПК через браузер Яндекс был получен свободный доступ к информации, размещенной в сети Интернет, в том числе к экстремистскому материалу. Беспрепятственный доступ к указанной информации получен и на других компьютерах. По этому адресу размещена и доступна для скачивания и чтения книга, которая решением Солнцевского районного суда города Москвы от 18 сентября 2012 года признана экстремистским материалом и включена в федеральный список экстремистских материалов.

Кроме того, на компьютере в кабинете информатики был получен свободный доступ к информации, размещенной в сети Интернет, в том числе к файлам порнографического характера. Доступ к указанной информации не защищен контентфильтрацией, для получение пароля с целью доступа в сеть Интернет и для подтверждения лицом, желающим получить пароль для доступа, достижения возраста 18 лет не требуется1. Понятно, что и в этом случае требования прокурора были также удовлетворены.

В качестве еще одного метода профилактики информационной безопасности несовершеннолетних предлагается осуществление контроля со стороны родителей за поведением детей в Интернете [7]. В качестве технических мер для обеспечения информационной безопасности детей родителям предлагается использовать интернет-фильтры — программы, которые блокируют вредный контент (блокируются либо определенная информация, либо определенные веб-сайты).

Также в рамках превентивных мер необходима работа по обучению несовершеннолетних пользователей компьютерной грамотности, особенно это необходимо в условиях большой вовлеченности детей в общение в социальных сетях. Полагаем, что важной задачей государства должно явиться обеспечение комплексной и совместной помощи детям, родителям и учителям в получении качественного интернет-образования.

Таким образом, среди необходимых мер, применяемых с целью защиты детей от вредной информации, поступающей из сети Интернет и других медиа, следует выделять технические, правовые и социальные меры. При этом становится очевидным, что использование этих мер обособленно друг от друга не принесет ожидаемых результатов, в связи с чем видится необходимым комплексное воздействие на сферу использования информационного пространства несовершеннолетними гражданами. Для этого важны не только технические средства ограничения доступа детей к вредной информации, но и обеспечение безопасного медиапространства, а также воспитательные, культурно-просветительские меры, которые позволили бы сформировать у юных пользователей Интернета навыки самостоятельного позитивного использования медиаресурсов.

Библиографический список

1. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Советская энциклопедия, 1964. 900 с.

2. Советский философский словарь. М.: Политиздат, 1974 г.

3. Философия науки: словарь основных терминов. М.: Академ. проект, 2004.

1 См.: Постановление Суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу № 4А-633/2019 от

9 июля 2019 г. URL: https://sudact.ru/regular/doc/e706HL6Mh8rR/ (дата обращения: 25.05.2021).. 251

4. Шундиков К.В. Цели и средства в праве (общетеоретический аспект): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 1999. 24 с.

5. Липинский Д.А. Проблемы юридической ответственности / под ред. Р.Л. Хача-турова. 2-е изд., перераб. и доп. СПб., 2004. 407 с.

6. Бородин К.В. Правовая защита несовершеннолетних от информации, приносящей вред их здоровью и развитию, распространяющейся в сети Интернет // Актуальные проблемы российского права. 2016. № 7 (68). С. 68-73.

7. Ситкова О.Ю., Шварц Л.В. Современное состояние зарубежных научных исследований о безопасности детей в информационно-коммуникационной среде // Правовая политика и правовая жизнь. 2020. № 2 (79). С. 76-88.

References

1. Ozhegov S.I. Dictionary of the Russian language. Ed. 6th, erased. M.: Publishing house «Soviet Encyclopedia», 1964. 900 p.

2. Soviet Philosophical Dictionary. Moscow: Politizdat, 1974.

3. Philosophy of Science: Dictionary of Basic Terms. M.: Academ. project, 2004.

4. Shundikov K.V. Aims and Means in Law (general theoretical aspect): extended abstract of diss. cand. of law. Saratov, 1999. 24 p.

5. Lipinsky D.A. Legal Responsibility Problems / Ed. R.L. Khachaturov. 2nd ed., rev. and add. SPb., 2004. 407 p.

6. Borodin K.V. Legal Protection of Minors from Information that is Harmful to Their Health and Development, Disseminated on the Internet // Actual problems of Russian law. 2016. No. 7 (68). P. 68-73.

7. Sitkova O.Yu., Schwartz L.V. The Current State of Foreign Scientific Research About Child Safety in the Information and Communication Environment // Legal policy and legal

g life. 2020. No. 2 (79). P. 76-88.

01 Z

s

s

%

ф Ч

та *

та Э S

О *

и Ф т s Ч s а

2 Э S

0

1 I

ф

СО U

а та

и О

Э S

О *

и

СО

О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.